открытый урок по теме "Вулканы" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Ольга Сергеевна Гильдебрант

Цель урока: 1. Сформировать представления  о происхождении и строении 

                            вулканов, ознакомить  с отличиями действующих и потухших 

                            вулканов.

                         2. Сформировать  знания о вулканах и вулканических

                            извержениях , как опасных природных явлениях.

                         3. Развивать навыки учащихся в работе с атласами  и

                             контурными   картами.

                          4. Воспитывать интерес к предмету.

Ведущие понятия урока: вулкан, кратер, жерло, магма, очаг магмы, лава,

                                                действующие и потухшие вулканы, гейзер.

Оборудование: карта полушарий, карточки с терминами «магма», «лава»,

                               «мантия», картина с изображением вулкана «Последний

                                 День Помпеи», схема строения вулкана,  видеофильмы:

                                 извержение вулкана,  гейзеры, слайды вулканов.

Ход урока.

Организационный момент:

Тема нашего урока «Вулканы и гейзеры»

-Откуда пошло название “Вулкан”, какое строение имеет вулкан, какие бывают вулканы, что такое гейзеры вы узнаете на этом уроке.

Но сначала поговорим о том, что вы уже знаете.

Проверка домашнего задания:

Устно:  1.Что такое землетрясение?

             2. Причины происхождения землетрясений?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Вулканы87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии в 6 классе.

«Вулканы и гейзеры».

Цель урока: 1. Сформировать представления  о происхождении и строении  

                            вулканов, ознакомить  с отличиями действующих и потухших  

                            вулканов.

                         2. Сформировать  знания о вулканах и вулканических

                            извержениях , как опасных природных явлениях.

                         3. Развивать навыки учащихся в работе с атласами  и

                             контурными   картами.

                          4. Воспитывать интерес к предмету.

Ведущие понятия урока: вулкан, кратер, жерло, магма, очаг магмы, лава,

                                                действующие и потухшие вулканы, гейзер.

Оборудование: карта полушарий, карточки с терминами «магма», «лава»,

                               «мантия», картина с изображением вулкана «Последний

                                 День Помпеи», схема строения вулкана,  видеофильмы:

                                 извержение вулкана,  гейзеры, слайды вулканов.

Ход урока.

Организационный момент:

Тема нашего урока «Вулканы и гейзеры»

-Откуда пошло название “Вулкан”, какое строение имеет вулкан, какие бывают вулканы, что такое гейзеры вы узнаете на этом уроке.

Но сначала поговорим о том, что вы уже знаете.

Проверка домашнего задания:

Устно:  1.Что такое землетрясение?

             2. Причины происхождения землетрясений?

             3. Показать и назвать известные землетрясения.

Китай

1556 год

830 000

Китай

1976 год

650 000

Армения

1988 год

555 000

Индия

1737 год

300 000

Италия

1908 год

77 000

Письменно:

  1. Как называются впадины, возникшие в результате разломов?

                                                                          (грабен)

  1. Как называются выступы, возникшие в результате разломов земной коры? (горст)
  2. В каких единицах измеряется  сила землетрясения? (баллах)
  3. Как называется место на земной поверхности над очагом землетрясения? (эпицентр)
  4. Какова максимальная сила землетрясений? (12 баллов)
  5. Место на глубине, где образуется разрыв горных пород при землетрясении? (очаг)
  6. Озеро на территории России, образовавшееся в результате горизонтального движения земной коры? ( Байкал)

Самопроверка: 3-4 – «3»

                           5-6 – «4»

                            7  - «5»

А теперь перейдём к изучению новой темы.

Эпитетом сегодняшнего урока я подобрала такие строки:

Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный вулкан.

Возникает вопрос. Откуда пошло название «Вулкан»?

Окунемся в глубь веков:   Давайте послушаем сообщение и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления (Сообщение учащегося).

Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов.

В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворяющим огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог – громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огромные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богом и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.  Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.  Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканов , как и бога огня.

- Ребята, сегодня в начале урока мы с вами совершим маленькую экскурсию в художественный музей и познакомимся с картиной К.Брюллова «Последний день Помпеи». Посмотрите внимательно на картину и ответьте на вопрос: Какое природное явление изображено на картине?       (извержение вулкана)

- А теперь скажите: В каком состоянии изображены люди? 

(страх, паника)

- Действительно на лицах людей паника, страх вызванный извержением вулкана. Посмотрите, как художник точно изобразил мощь, необузданность данного явления, на картине четко видны потоки лавы, сметающие все на своем пути, непрерывный поток сверху вулканического пепла, который засыпает толстым слоем все находящиеся на поверхности земли.

- А теперь попробуйте дать определение, Что такое вулканы?

Вулкан – (от лат. Vulcanus – огонь, пламя), геологическое образование возникающее над трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергается лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.

- Рассказ учителя о вулканах.

- Как устроен вулкан?

Давайте обратимся к данной схеме. (На вершине вулкана находится впадина, называемая кратером. Его диаметр может достигать нескольких десятков метров и даже двух и более километров. Стены кратера крутые, отвесные. От кратера вглубь идет жерло, по которому магма поднимается из находящегося в глубине Земли магматического очага.).

Строение вулкана.

Вниманию ребят представлен рисунок – строение вулкана.

 Любой вулкан состоит из нескольких составляющих:

Кратер- углубление диаметром от нескольких десятков метров до нескольких километров. Обычно располагается на вершине.

Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.  

Очаг вулкана – расположен в глубине земли.

Лава – излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 1250оС. Скорость течения 300 – 500 метров в час.

Конус – вулканическая гора, образованная застывшей лавой. При извержении жидкой лавы образуются пологие склоны, а вязкой – куполообразные.

-Как вы думаете, как образуется конус?

-На самом деле конус нарастает постепенно (рассмотрим рисунок на доске)

-Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается первый слой лавы и застывает, по нему выливается второй слой и.т.д. И получается слоистый конус.

-Перед вами гора (макет на столе). Отличается, ли она от вулкана? (У вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус)

-Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суше. Попробуйте ответить на вопрос, в чем причина появления вулканов на материковой земной коре? Следует подвести учеников к мысли, что вулканы на суше встречаются в зоне расхождения литосферных плит т.е., в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам.

- Начертите схему в тетради (схема изображена на доске).

- Как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке? (На дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь).

Задание:  Выстроить процесс превращения  одного вещества в другое ( карточки на столе у ребят  «мантия»-«магма»-«лава», пояснить почему так сделали)       

Мантия в жидком состоянии станет магмой. Когда магма выльется наружу, она станет… (Лавой).

Вулканы по своему действию бывают трёх видов:

Действующие

Потухшие

Уснувшие

(которые извергаются, и сведения об этом на памяти человечества. Их насчитывается 800)

Фудзияма

Орисабо

Ключевская сопка

Этна

Кракатау

Тамбора

Везувий

(об извержении не сохранилось   никаких сведений)

Эльбрус

Котопахи

(те, которые потухли вдруг начинают действовать)

Крупнейшие извержения вулканов

Везувий (Италия)

79 год

2000 чел.

Тамбора (Индонезия)

1815 год

82 000

Кракатау (Индонезия)

1883 год

36 000

Демонстрация вулканов по карте мира и работа с контурными картами и атласом ( действующие – красным карандашом, потухшие – синим карандашом) 

- Ребята! Пользуясь атласами, найдите вулканы, перечисленные в карточке  по координатам (раздаточный материал). Затем проверка у доски.

Этна – 38 с.ш. 15 в.д            Кракатау – 6 ю.ш. 106 в.д

Продукты вулканических извержений:

  • Газы.
  • Водяной пар.
  • Сероводород.
  • Вулканический пепел.
  • Вулканические бомбы.

Вряд ли  бывают в природе явления которые по своему грозному величию могли бы сравниться с разгулом вулканической стихии. Подтверждением этих слов станет видеофильм, который вы сейчас просмотрите.

(видеофильм о вулкане)

- Вулканы и следующее явление природы, которое мы изучим, встречаются почти всегда вместе. Послушайте, а затем скажите, как называется это явление: источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара (Гейзеры). 

- Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? (Магма близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать).

(видеофильм о гейзерах)

Закрепление

-Итак, мы с вами изучили новую тему! Подведем итог, что вы узнали нового на уроке?

Ответы детей на вопросы викторины.

  1. Как называется углубление на вершине вулкана?    Кратер 
  2. Как называется излившаяся магма?                           Лава
  3. Как называется канал , по которому поднимается лава? Жерло
  4. Как называется самый высокий вулкан в России? Ключевская сопка
  5. Как называют фонтанирующие горячие источники? Гейзеры 
  6. Как называют вулканы, которые на истории человечества не извергались?                                                                Потухшие
  7.  Сложный процесс, при котором магма поднимается из недр земли, прорывая земную кору, изливается на поверхность?                           Вулканизм
  8.  Назовите продукты вулканических извержений? (Газы, водяной пар, сероводород, углекислый газ, вулканический пепел, вулканические бомбы

Итог урока . 

Итак, сегодня в ходе урока нам ребята удалось сформировать представления об образовании, строении, типах вулканических извержений. Спасибо всем за работу. Учитель дает каждому ученику оценку, которую аргументирует

Домашнее задание.

Параграф. Читая параграф, составить кроссворд на тему: “Вулканы и гейзеры”. Обозначить на контурной карте потухшие и действующие вулканы: Котопахи, Килиманджаро, Везувий, Этна, Ключевская сопка, Кракатау, Гекла, Эльбрус.

Опрос по теме землетрясения:

  1. Как называются впадины, возникшие в результате разломов?

__________________________________________________

  1. Как называются выступы, возникшие в результате разломов земной коры?

__________________________________________________

  1. В каких единицах измеряется  сила землетрясения?

__________________________________________________

  1. Как называется место на земной поверхности над очагом землетрясения.?

__________________________________________________

  1. Какова максимальная сила землетрясений?

__________________________________________________

  1. Место на глубине, где образуется разрыв горных пород при землетрясении?

__________________________________________________

  1. Озеро на территории России, образовавшееся в результате горизонтального движения земной коры?

Опрос по теме землетрясения:

  1. Как называются впадины, возникшие в результате разломов?

__________________________________________________

  1. Как называются выступы, возникшие в результате разломов земной коры?

__________________________________________________

  1. В каких единицах измеряется  сила землетрясения?

__________________________________________________

  1. Как называется место на земной поверхности над очагом землетрясения?

__________________________________________________

  1. Какова максимальная сила землетрясений?

__________________________________________________

  1. Место на глубине, где образуется разрыв горных пород при землетрясении?

__________________________________________________

  1. Озеро на территории России, образовавшееся в результате горизонтального движения земной коры?

__________________________________________________

Опрос по теме землетрясения:

  1. Как называются впадины, возникшие в результате разломов?

__________________________________________________

  1. Как называются выступы, возникшие в результате разломов земной коры?

__________________________________________________

  1. В каких единицах измеряется  сила землетрясения?

__________________________________________________

  1. Как называется место на земной поверхности над очагом землетрясения?

__________________________________________________

  1. Какова максимальная сила землетрясений?

__________________________________________________

  1. Место на глубине, где образуется разрыв горных пород при землетрясении?

__________________________________________________

  1. Озеро на территории России, образовавшееся в результате горизонтального движения земной коры?

__________________________________________________

Опрос по теме землетрясения:

  1. Как называются впадины, возникшие в результате разломов?

__________________________________________________

  1. Как называются выступы, возникшие в результате разломов земной коры?

__________________________________________________

  1. В каких единицах измеряется  сила землетрясения?

__________________________________________________

  1. Как называется место на земной поверхности над очагом землетрясения?

__________________________________________________

  1. Какова максимальная сила землетрясений?

__________________________________________________

  1. Место на глубине, где образуется разрыв горных пород при землетрясении?

__________________________________________________

  1. Озеро на территории России, образовавшееся в результате горизонтального движения земной коры?

__________________________________________________

Опрос по теме землетрясения:

  1. Как называются впадины, возникшие в результате разломов?

__________________________________________________

  1. Как называются выступы, возникшие в результате разломов земной коры?

__________________________________________________

  1. В каких единицах измеряется  сила землетрясения?

__________________________________________________

  1. Как называется место на земной поверхности над очагом землетрясения?

__________________________________________________

  1. Какова максимальная сила землетрясений?

__________________________________________________

  1. Место на глубине, где образуется разрыв горных пород при землетрясении?

__________________________________________________

  1. Озеро на территории России, образовавшееся в результате горизонтального движения земной коры?

__________________________________________________

Опрос по теме землетрясения:

  1. Как называются впадины, возникшие в результате разломов?

__________________________________________________

  1. Как называются выступы, возникшие в результате разломов земной коры?

__________________________________________________

  1. В каких единицах измеряется  сила землетрясения?

__________________________________________________

  1. Как называется место на земной поверхности над очагом землетрясения?

__________________________________________________

  1. Какова максимальная сила землетрясений?

__________________________________________________

  1. Место на глубине, где образуется разрыв горных пород при землетрясении?

__________________________________________________

  1. Озеро на территории России, образовавшееся в результате горизонтального движения земной коры?

__________________________________________________

Опрос по теме землетрясения:

  1. Как называются впадины, возникшие в результате разломов?

__________________________________________________

  1. Как называются выступы, возникшие в результате разломов земной коры?

__________________________________________________

  1. В каких единицах измеряется  сила землетрясения?

__________________________________________________

  1. Как называется место на земной поверхности над очагом землетрясения?

__________________________________________________

  1. Какова максимальная сила землетрясений?

__________________________________________________

  1. Место на глубине, где образуется разрыв горных пород при землетрясении?

__________________________________________________

  1. Озеро на территории России, образовавшееся в результате горизонтального движения земной коры?

__________________________________________________

Опрос по теме землетрясения:

  1. Как называются впадины, возникшие в результате разломов?

__________________________________________________

  1. Как называются выступы, возникшие в результате разломов земной коры?

__________________________________________________

  1. В каких единицах измеряется  сила землетрясения?

__________________________________________________

  1. Как называется место на земной поверхности над очагом землетрясения?

__________________________________________________

  1. Какова максимальная сила землетрясений?

__________________________________________________

  1. Место на глубине, где образуется разрыв горных пород при землетрясении?

__________________________________________________

  1. Озеро на территории России, образовавшееся в результате горизонтального движения земной коры?

__________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...

Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "

Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....

Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4.

Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4....

открытый урок во 2 классе по теме "Чтение гласных "A"и "E"в открытом слоге.Союз "или"

Цели урока: обучающие: обучать общению на иностранном языке, создать условия для формирования коммуникативной компетентности;                    ...