Наши реки
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Самохвал Наталия Павловна

Разработка урока по географии 8 класс на тему:"Наши реки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Наши реки30.88 КБ

Предварительный просмотр:

География.  8 класс

Тема.  Наши реки.

Цели урока:

- познакомить с главными речными системами России;

- определить бассейны крупных рек;

- познакомить с особенностями питания и режимом рек.

Планируемые результаты:

знать:

- реки России, к бассейнам каких океанов они относятся;  

- особенности питания и режима рек России;  

- характеристики реки.

уметь:

- классифицировать реки по питанию и по режиму;

- рассчитывать характеристики реки;

- развивать умение работать со схемами, справочным материалом,

   картами атласа и учебника.  

Оборудование:

- физическая карта России;

- картины, фотографии, слайды, видеоматериалы по теме;

- справочный материал.

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы обучения:  рассказ,  беседа, работа с картой и другими изображениями рек, статистическими данными,  анализ  текста и карт учебника.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Тест по теме «Наши  моря»:

1.Самое большое и глубокое море у берегов России:

     а) Охотское;   б) Баренцево;   в) Берингово;   г) Японское.

2.Самое мелководное море на Земле и самое маленькое по площади море России:

     а) Азовское;     б) Аральское;     в) Белое;     г) Балтийское.

3.Самое чистое море у берегов России:

     а) Чёрное;     б) Берингово;     в) Баренцево;     г) Чукотское.

4.Самое холодное и ледовитое море:

     а) Карское;     б) Баренцево;    в) Берингово;    г) Восточно-Сибирское.

5.Самый большой остров России:

     а) Новая Земля;     б) Сахалин;     г) Врангеля.

6.В 1984 году в соответствии с нормами международного права была установлена экономическая зона шириной:

     а) 200 миль;     б) 20 миль;     в) 2000 миль.

7.Окраиннным морем является:

     а) Балтийское;     б) Белое;    в) Охотское;    г) Чёрное.

8.Из морей Северного Ледовитого океана важное промысловое значение имеет лишь:

     а) Белое;    б) Баренцево;     в) Карское.  

9.В каком море наибольшая высота приливов?

     а) в Баренцевом;     б) в Чёрном;     в) в Охотском;     г) в Белом.  

10.В морях какого океана возникают тайфуны и цунами?

     а) Тихого;     б) Северного Ледовитого;      в) Атлантического.

11.Самое тёплое море России:

     а) Чёрное;      б) Японское;    в) Азовское.

12.На каком море построена  Кислогубская ПЭС?

     а) на Белом;     б) на Баренцевом;    в) на Охотском.

III. Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

     Значение воды в природе огромно. Без воды не может быть ничего живого на Земле. В природе существует большой круговорот воды, в котором вода, проникая вовсе земные оболочки, снабжает их микроэлементами и взаимодействует со всеми природными компонентами.

      Воды России – это наше национальное богатство. У нас много рек и морей, озёр и болот. Кроме того, внутренние воды представлены ледниками и подземными водами, водохранилищами. Это – большие запасы пресной воды.

1.Как «измерить» реку?

Работа с текстом учебника «Как «измерить» реку?».

     Для того, чтобы понять, каким «речным богатством» владеет Россия по сравнению с другими странами, достаточно оценить водоносность – количество воды в реке за определенный период времени. Водоносность зависит от увлажнения территории – соотношения количества осадков и испаряемости, а также от площади речного бассейна. «Стекает то, что не успело испариться», - отмечал А.И.Воейков. Основные показатели водоносности – расход воды и годовой сток.

     Возможности хозяйственного  использования рек связаны с их характеристиками: падение, уклон, режим, годовой сток, расход.

Падение реки – превышение истока над устьем, выраженное в метрах.

[Чтобы вычислить падение реки, надо определить высоту её истока и устья по физической карте. Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой её устья. Если река вытекает из озера (Ангара вытекает из озера Байкал), то уровень поверхности воды в Байкале является высотой истока реки. Определяем падение реки Волги, которая начинается с Валдайской возвышенности. Высота истока ≈300м, Волга впадает в Каспийское море, уровень поверхности воды в котором равен -28м. Падение Волги: 300м – (-28м)=328м.]

Уклон реки – величина отношения падения реки к её длине.

По этим показателям можно определить характер реки. Например, уклон Волги – 7 см на 1 км, значит, Волга – равнинная река (небольшой уклон). Горные реки имеют большие уклоны (например, уклон Терека 5 м/км) и обладают колоссальными запасами гидроэнергии.

Большинство рек России – равнинные.  Их русла имеют небольшие падения, малые уклоны (например, уклон Оби 4 см/км).

Расход воды  в реке – это количество воды, проходящее через поперечное сечение русла за единицу времени. (Обычно измеряется в кубических метрах в секунду.)

Сток  - расход воды в реке за длительное время.

Годовой сток – объём  воды, который проходит в реке за год.

Работа с рис.54 на стр.108 учебника «Годовой речной сток».

Проанализируйте рисунок и сделайте вывод, какие реки имеют большой годовой сток.

(В России наибольший расход воды (и наибольший годовой сток) у Енисея. Он в среднем за 1 с сбрасывает в Карское море около 17,5 тыс.куб м воды.)

(Равнинный рельеф уменьшает сток, горный – увеличивает.) Вывод запишите в тетрадь.

По величине суммарного годового речного стока (4270 куб.м) Россия занимает второе место в мире после Бразилии.

Твёрдый сток – это переносимый водой материал, состоящий из растворённых в воде химических и биологических веществ.

Наибольший твёрдый сток у горных рек.

(Термины записать в тетрадь и выучить.)

Работа с учебником «Каковы особенности российских рек?»

2.Классификация рек по питанию.

Работа с картой  на рис.55 «Типы питания рек» учебника на стр.109.

Вспомните, что вы знаете об источниках питания рек.

Обратимся к карте на рис.56. Вы видите, что реки России питаются снеговыми, дождевыми, ледниковыми и подземными водами. Особенность в том, что равнинные реки летом питаются в основном дождевыми, зимой – подземными, а весной – талыми снеговыми водами. Горные реки питаются в основном талыми водами ледников и снегов. А в общем-то у всех рек питание смешанное.

Задание: назовите типы питания крупнейших рек России (Обь, Енисей, Лена, Амур, Волга, Дон).

3.Классификация рек по режиму. 

Работа с картой  на рис.56  «Сроки замерзания рек» учебника на стр.109.

С питанием тесно связан и режим рек.

Вспомните, что такое режим реки?

Режим реки – изменение во времени состояния реки: уровня воды, скорости течения, расхода воды. (Ледостав, паводок, межень).

Вспомните, что вы знаете о режимах рек.

Для России очень важен режим рек – ведь большинство рек зимой замерзает и широко разливается в весеннее половодье (вспомните, чем половодье отличается от паводка?) Это реки преимущественно снегового питания. Летнее половодье характерно для рек, питающихся от таяния горных ледников (главным образом, в Южной Сибири и на северо-востоке страны) или от муссонных дождей (например, Амур). Паводковый режим наблюдается у незамерзающих рек. Такие реки протекают в низкогорьях Кавказа, питание у них в основном дождевое и неравномерное.

4.Классификация рек по принадлежности к бассейнам океанов.

Работа с картой  на рис.57  «Принадлежность рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока» учебника на стр.110.

Работа с физической картой России Приложения на стр. 244-245.

Вы видите, что речная сеть России распределена между тремя океанами и областью внутреннего стока.

Читая текст на стр. 110 учебника (абзацы под №№ 1-4), выделите  особенности речных бассейнов.

5. Самостоятельная работа.

Покажите на картах путь «из варяг в греки», укажите места волоков. Для работы у вас есть описания маршрутов.

  1. От Балтийского моря путь проходил по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать; затем волоком до Западной Двины; далее волоком до Днепра и далее выходил в Чёрное море. По морю вдоль побережья Болгарии до Константинополя. Перед тем как выйти в Чёрное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань купцы делали остановку для этих целей.
  2. Балтийское море – Финский залив – Нева – Ладожское озеро – река Волхов – озеро Ильмень – реки Мета, Тверца, Волга – Каспийское море. Это был водный маршрут с небольшими сухопутными участками; его называли «путь из варяг в арабы». По такому пути до Греции не доберешься, но он давал выход в южные русские земли, а также в страны Средней Азии и Ирана. Чтобы попасть «в греки», т.е. в бассейн Эгейского моря, варягам приходилось перебираться из Волги в Дон, из Азовского моря в Чёрное и далее по каналам.

IV. Закрепление изученного материала.

Фронтальный опрос.

- Назовите самую длинную реку России. (Обь с Иртышом)

- Назовите самую полноводную реку России. (Енисей)

- Почему Волга разливается весной, а Амур – летом? (Волга имеет смешанное питание, а Амур – дождевое питание – муссонными дождями.)

- Чем отличается паводок от половодья? (Паводок – внезапный подъём уровня воды в реке, а половодье – ожидаемый, закономерный, ежегодный подъём уровня воды в реке.)

- Что такое годовой сток? (Годовой сток – это расход воды в реке за год, т.е. вся  вода, протекающая через поперечное сечение русла в устье реки за год.)

- Во сколько раз годовой сток Волги меньше годового стока Енисея? (По табл. 4 на стр.236  определяем годовой сток Енисея – 624 куб.км, Волги – 259 куб.км.  624куб.км : 259куб.км = 2,41 раза.)

V. Домашнее задание.

1.Изучить §27 учебника на стр. 108 – 111.

2.Ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа.

3.Заполнить таблицу:

Бассейн Северного Ледовитого океана (2/3 площади страны)

Бассейн Атлантического океана (≈3%)

Бассейн Тихого океана (20% территории страны)

Область внутреннего стока (Каспийское море, <10%)

(Обь, Енисей, Лена)

(Дон, Кубань)

(Амур, Уда)

(Волга, Терек, Урал)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по биологии и географии "Реки нашей местности"

Методическая разработка интегрированного урока естественнонаучного цикла....

Акция «Малым рекам - наша защита»

29 апреля 2013 года в  МБОУ Казаковская СОШ  Вачского района прошла акция «Малым рекам  - наша защита».  27 человек приняли участие в акции по очистке  берегов...

Проблема малой реки моего села-наша общая проблема.

Работа направлена на  экологическое воспитание детей . ...

Технологическая карта урока по теме "Наши реки".

Полная разработка урока при помощи технологической карты. Дидактическая цель: сформировать представление об собенностях рек России,составить развернутую характенистику реки,используя различные источни...

Наши реки - великое наследие России

О районном этапе Всероссийской экологической акции "Волга-  великое наследие России", в которой приняли участие юные туристы с. Нижнеаверкино, расчистив берега реки Большой Кинель...

Нашим рекам чистые берега.

Презентация о уборке рек....

Тест по географии 8 класс по теме "Наши реки"

Проверочная тестовая работа по географии 8 класс "Наши реки"...