Рабочая программа по географии 7 класс ФГОС
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 7 класса к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский «География. Материки и океаны.» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования,утвержденный приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010 г.№1897;
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;
- Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
- предпрофильной ориентации.
В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований
результатам обучения и основных видов деятельности ученика.
2. Общая характеристика курса географии
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
3. Место учебного предмета в школьном плане
На изучение географии в 7 классе отводится 70 часов, в неделю - 2 часа.
4. Результаты изучения учебного предмета
- Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
- Важнейшие личностные результаты обучения географии:ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
- Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое , смысловое.) Цель смыслового чтения-максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать-важные задачи ряда школьных предметов. Немаловажную роль в данном процессе имеет предмет география.
- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» в7 классе
являются следующие умения:
- осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.
- использование географических умений:
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
- использование карт как моделей:
- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.
- понимание смысла собственной действительности:
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.
5.Содержание программы
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов)
Содержание темы
Материки и океаны. и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Учебные понятия:
Материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии
Альфред Вегенер.
Основные образовательные идеи:
- Мировую сушу можно делить по географическому признаку на материк или по историческому — на части света.
- Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на карте) и человек.
- Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения
Умение объяснять:
- географические явления и процессы
- причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс;
- местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско-Гималайский сейсмические пояса.
Практическая работа:
1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.
- Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа)
Содержание темы:
Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.
Учебные понятия:
Климатический пояс, субпояса, климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Основные образовательные идеи:
- Разнообразие климатов Земли - результат действия климатообразующих факторов.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические явления и процессы в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров;
- формирование климатических поясов;
- действие климатообразующих факторов.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: атмосфера, воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера;
- местоположение климатических поясов.
Практические работы:
1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.
2. Определение типов климата по предложенным климатограммам.
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)
Содержание темы:
Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Учебные понятия:
Море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Основные образовательные идеи:
- Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.
- Мировой океан — колыбель жизни.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические явления и процессы в гидросфере;
- формирование системы поверхностных океанических течений.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: Мировой океан, морское течение;
- местоположение крупнейших морских течений.
Практические работы:
- Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)
Содержание темы
Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.
Учебные понятия
Природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии
Василий Васильевич Докучаев.
Основные образовательные идеи:
- Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности
- Природные зоны и человек.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- явления и процессы в географической оболочке: целостность, ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс;
- местоположение природных зон.
Практическая работа:
- 1. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.
- 2. Описание природных зон Земли по географическим картам.
- 3. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Тема 5. Человек – хозяин планеты (5 часов)
Содержание темы
Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.
Учебные понятия:
Миграция, хозяйственная деятельность, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия, мировые религии, страна, монархия, республика.
Основные образовательные идеи:
- С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость охраны природы.
- Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.
- Разнообразие стран — результат длительного исторического процесса.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: человеческая раса;
- местоположение территорий с самой большой плотностью населения, областей распространения основных человеческих рас и религий.
Практическая работа:
- 1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения
- разных регионов и стран мира.
Раздел 2. Материки планеты Земля (48 часов)
Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, сахель, экваториальная раса.
Персоналии:
Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Генри Стэнли, Джон Спик, Джеймс Грант, Василий Васильевич Юнкер, Николай Степанович Гумилев.
Основные образовательные идеи
- Выявление влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.
- Африка – материк равнин.
- Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной зональности.
- Своеобразие регионов Африки:
- Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир.
- Западная и Центральная Африка - разнообразие народов и культур.
- Восточная Африка – разломы и вулканы, саванны и национальные парки;
- Южная Африка – саванны и пустыни, богатейшие полезные ископаемые.
Метапредметные умения:
- выявлять причинно-следственные связи,
- определять критерии для сравнения фактов, явлений,
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материков и океанов.
- географическая специфика отдельных стран.
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы:
1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.
2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Тема 2. Австралия — маленький великан (6 часов)
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Учебные понятия:
Лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии:
Вилем Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук, Эдуард Эйр, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Юрий Федорович Лисянский, Тур Хейердал.
Основные образовательные идеи
- Самый маленький и самый засушливый материк.
- Самый низкий материк, лежащий вне сейсмической зоны.
- Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков из-за своей удаленности от Европы
- Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.
- Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.
- Океания — особый островной мир.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- определять критерии для сравнения фактов, явлений,
- анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
- географические особенности отдельных стран.
- следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практическая работа:
1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
Тема 3. Антарктида — холодное сердце (2 часа)
Содержание темы:
Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.
Учебные понятия:
Стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии:
Джеймс Кук, Фаллей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Джеймс Росс, Руал Амундсен, Роберт Скотт.
Основные образовательные идеи
- Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу материкаэ
- Антарктида — материк без постоянного населения.
Метапредметные умения:
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материков и океанов.
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов)
Содержание темы:
Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.
Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Цент-ральная Америка.
Персоналии:
Христофор Колумб, Америго Веспуччи. Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Григорий Иванович Лансдорф, Артур Конан Дойль, Франциско Писарро.
Основные образовательные идеи
- Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями.
- Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий водопад, самая обширная низменность и самые длинные горы суши.
- Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и Андийские страны.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
- создавать объяснительные тексты
- выслушивать и объективно оценивать другого,
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
- географические особенности отдельных стран.
- следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы:
1. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.
Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов)
Содержание темы
Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Великое оледенение, прерии, каньон, торнадо, Берингия, Англо-Америка, Латинская Америка.
Основные образовательные идеи
- Северная Америка — северный материк, в природе которого есть черты сходства с Евразией и Южной Америкой.
- Равнины на востоке и горы на западе. Кордильеры – главный горный хребет.
- Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального пояса.
- Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и Центральной Америки.
Персоналии:
Лейв Эриксон, Джон Кабот, Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Иван Федоров, Александр Макензи, Марк Твен, Фенимор Купер.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
- создавать объяснительные тексты
- выслушивать и объективно оценивать другого,
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
- географические особенности отдельных стран.
- следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы:
1. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Тема 6. Евразия – музей природы (10 часов)
Содержание темы:
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные образовательные идеи:
- Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый всеми океанами Земли.
- Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию.
- Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми поясами, – причина сложности рельефа.
- Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного полушария.
- Евразия — самый заселенный материк Земли.
- Особенности регионов Европы (Северная, Средняя, Южная и Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная).
Персоналии:
Марко Поло, Афнасий Никитин, Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов, Всеволод Иванович Роборовский.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- определять критерии для сравнения фактов, явлений,
- анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
- создавать объяснительные тексты
- выслушивать и объективно оценивать другого,
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
- географические особенности отдельных стран.
- следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы:
1. Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам.
2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели.
3. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (4 часа)
Содержание темы:
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Учебные понятия:
Природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.
Персоналии:
Николай Иванович Вавилов, Владимир Иванович Вернадский.
Основные образовательные идеи:
- Природа, вовлечённая в хозяйственную деятельность человека, называется географической средой.
- Изменение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- определять критерии для сравнения фактов, явлений,
- анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
- выслушивать и объективно оценивать другого,
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- особенности взаимодействия природы и человека;
- особенности влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли;
- следствия влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли.
Умение определять:
- центры происхождения культурных растений;
- местоположение территорий с наибольшей степенью концентрации хозяйственной деятельности человека.
Практическая работа:
- Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера.
Резерв времени – 2 часа.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся научатся:
- определять географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
- выявлять причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
- знать основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
- создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран па основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
- объяснять причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
- географию крупнейших народов Земли.
Учащиеся получат возможность научиться:
- анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, объектов и явлений происходящих в географической оболочке;
- выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; особенности адаптации человека к разным природным условиям; закономерности размещения населения и хозяйства отдельных стран;
- оценивать информацию географического содержания; особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;; положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для отдельных регионов и стран; особенности взаимодействия человека и компонентов природы;
- проводить по разным источникам информации исследования, связанное с изучением географических объектов и явлений;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран;
- сравнивать географические объекты, процессы и явления; особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
9. Итоговый контроль.
Итоговая контрольная работа за курс 7-го класса.
Вариант -1
1. Какие внешние процессы участвуют в формировании рельефа Земли?
2. Основные типы воздушных масс делятся на морские и континентальные. В чем заключаются отличия между ними?
3.Как изменяется величина солености в Мировом океане?
4. Приведите примеры влияния природных условий на человека и его жизнь. Как человек приспосабливается к неблагоприятным условиям природы?
Вариант -2
1.Какие внутренние процессы участвуют в формировании рельефа Земли?
2.Сравните пассаты и муссоны. В чем сходство и различия?
3. Как изменяется температура воды в Мировом океане?
4. Приведите примеры влияния человека на природу. К чему это привело?
Календарно-тематическое планирование по географии -7 класс
№ урока | Дата | Тема урока, количество часов | Практические работы | Домашнее задание | ||||
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21час) | ||||||||
Тема 1.Суша в океане . (1 час) | ||||||||
1 | Суша в океане | § 1 | ||||||
Тема 2. Поверхность Земли(5 часа) | ||||||||
2 | Геологическое время | § 2 | ||||||
3 | Строение земной коры | § 3 | ||||||
4 | Литосферные плиты и современный рельеф | №1 «Составление картосхемы «Литосферные плиты» | § 4 | |||||
5 | Платформы и равнины | § 5 | ||||||
6 | Складчатые пояса и горы | § 6 | ||||||
Тема 3. Атмосфера – воздушный океан (4 часа) | ||||||||
7 | Пояса планеты | § 7 | ||||||
8 | Воздушные массы и климатические пояса | №2 «Анализ климатограмм для основных типов климата» | § 8 | |||||
9 | Климатообразующие факторы | § 9 | ||||||
10 | Обобщение по теме | |||||||
Тема 4. Мировой океан – синяя бездна (4 часа) | ||||||||
11 | Мировой океана и его части | § 10 | ||||||
12 | Движение вод Мирового океана | § 11 | ||||||
13 | Органический мир океана | § 12 | ||||||
14 | Особенности отдельных океанов | №3 «Описание океана по карте» | § 13 | |||||
Тема 5. Геосфера - живой организм(3 час) | ||||||||
15 | Географическая оболочка | №4 «Анализ схем круговорота вещества и энергии». | § 14 | |||||
16 | Зональность географической оболочки | § 15 | ||||||
17 | Обобщение по теме «Мировой океан. Геосфера» | |||||||
Тема 6.Человек разумный(4 часа) | ||||||||
18 | Освоение Земли человеком | § 16 | ||||||
19 | Охрана природы | § 17 | ||||||
20 | Население Земли | №5 «Определение по карте хоз.деятельности людей» | § 18 | |||||
21 | Страны мира | § 19 | ||||||
Раздел 2. Материки планеты Земля ( 44 часа) | ||||||||
Тема 1. Африка(10 часов) | ||||||||
22-23 | Географическое положение и история исследования Африки | №6 «Описание ГП Африки» | § 20 | |||||
24 | Геологическое строение и рельеф Африки | § 21 | ||||||
25 | Климат Африки | § 22 | ||||||
26 | Гидрография Африки | § 23 | ||||||
27 | Разнообразие природы Африки | § 24 | ||||||
28 | Население Африки | § 25 | ||||||
29 | Регионы Африки: Северная и Западная Африка | § 26 | ||||||
30 | Регионы Африки: Центральная. Восточная и Южная Африка | § 27 | ||||||
31 | Обобщение по теме «Африка» | |||||||
Тема 2. Австралия (6часов) | ||||||||
32 | Географическое положение и история исследования Австралии | №7 «Сравнение ГП Африки и Австралии» | § 28 | |||||
33 | Компоненты природы Австралии | § 29 | ||||||
34 | Особенности природы Австралии | § 30 | ||||||
35 | Австралийский Союз | § 31 | ||||||
36 | Океания | § 32 | ||||||
37 | Обобщение по теме «Австралия» | |||||||
Тема 3. Антарктида (2 час) | ||||||||
38 | Географическое положение и история исследования Антарктиды | § 33 | ||||||
39 | Особенности природы Антарктиды | § 34 | ||||||
Тема 4. Южная Америка (8 часов) | ||||||||
40 | Географическое положение Южной Америки. История исследования. | №8 «Определение ГП Южной Америки» | § 35 | |||||
41 | Геологическое строение и рельеф Южной Америки | § 36 | ||||||
42 | Климат Южной Америки | § 37 | ||||||
43 | Гидрография Южной Америки | №9 «Описание реки Южной Америки» | § 38 | |||||
44 | Разнообразие природы Южной Америки | § 39 | ||||||
45 | Население Южной Америки | § 40 | ||||||
46 | Регионы Южной Америки | § 41 | ||||||
47 | Обобщение по теме «Южная Америка». | |||||||
Тема 5. Северная Америка (8 часов) | ||||||||
48 | Географическое положение Северной Америки. История исследования | § 42 | ||||||
49 | Геологическое строение и рельеф Северной Америки | § 43 | ||||||
50 | Климат Северной Америки | №10 «Сравнение климата разных частей материка» | § 44 | |||||
51 | Гидрография Северной Америки | § 45 | ||||||
52 | Разнообразие природы Северной Америки | § 46 | ||||||
53 | Население Северной Америки | § 47 | ||||||
54 | Регионы Северной Америки | § 48 | ||||||
55 | Обобщение по теме «Северная Америка». | |||||||
Тема 6. Евразия (10 часов) | ||||||||
56 | Географическое положение и история исследования Евразии | § 49 | ||||||
57 | Геологическое строение и рельеф Евразии | § 50 | ||||||
58 | Климат Евразии | №11 «Определение типов климата по климатическим диаграммам» | § 51 | |||||
59 | Гидрография Евразии | § 52 | ||||||
60 | Разнообразие природы Евразии | § 53 | ||||||
61 | Население Евразии | § 54 | ||||||
62 | Регионы Европы | § 55 | ||||||
63 | Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия | №12 «Описание страны Евразии» | § 56 | |||||
64 | Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия | § 57 | ||||||
65 | Итоговый урок по теме: «Евразия» | |||||||
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (3 часа) | ||||||||
66 | Взаимодействие природы и общества. | |||||||
67 | Обобщающее повторение. | § 58 | ||||||
68 | Итоговая контрольная работа. | |||||||
69-70 | Резервное время. |
Список литературы
Е.М.Домогацких. Программы по географии. М.: Русское слово, 2010
Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы. –М.: Просвещение, 2010
Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: Материки и океаны». Учеб. для 7-го класса общ.учр. -2-е издание. М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2014г.
Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевского «География».7 класс: в 2ч. /Е.М.Домогацких, Е.Е.Домогацких.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014г.
Кузнецов А.П. География. Земля и люди. Атлас. М.: Просвещение, 2014г.
Мишняяева Е.Ю. География. Земля и люди. Контурные карты. М.: Просвещение, 2014г.
Куприн А. М. Занимательная картография. — М.: Просвещение, 1989.
За страницами учебника географии. М.: Дрофа, 2005.
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Кабинет географии удовлетворяет следующим требованиям:
1. Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.
- Кабинет оснащен специальными средствами обучения:
- моделями;
- приборами;
- коллекциями;
- гербариями;
- макетами;
- картами;
- картинами;
- таблицами;
В кабинете есть литература:
- справочная;
- научно-популярная;
- учебники;
- научно-методические пособия;
- образцы практических и самостоятельных работ учащихся;
- подборки олимпиадных заданий и т.д.
В кабинете географии средства обучения систематизированы:
- по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);
- по классам (6-10 классы).
В кабинете находятся раздаточные материалы:
- для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;
- для проверки знаний, умений (карточки-задания);
- для подготовки опережающих заданий;
- атласы;
- коллекции минералов и горных пород;
- гербарии и т.п.
Кабинет географии отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС
Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово" Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
Рабочая программа по географии соответствует всем требованиям ФГОС (6 класс)...