Рабочая программа география 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Жиренко Надежда Владимировна

Календарно – тематическое планирование  по учебному предмету «География» составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом   основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897; требований к ре­зультатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий  на основе: программы курса «География». 5 – 9 классы /авт. – сост. – Е.М. Домогацких. – 2 – изд. – М.: ООО «Русское солово – учебник», - 2015. – 128 с., и с учётом рекомендаций  методического письма департамента образования Белгородской области ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2015-2016 учебном году».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_5_kl.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пристеньская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

учителей-предметников

МБОУ «Пристеньская ООШ»

_________ / Шматова Т.И. /

Протокол № 7

от «26» июня 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ «Пристеньская ООШ»

______________ / Бабенко Е.В. /

« 26» июня 2015 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Пристеньская ООШ»

____________ /Решетняк И.И. /

Приказ №  92

от  «31» августа 2015 г.

Календарно-тематическое планирование

Жиренко Надежды Владимировны

высшая квалификационная категория

по учебному предмету «География»

5 класс

Базовый уровень

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Календарно – тематическое планирование  по учебному предмету «География» составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом   основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий  на основе: программы курса «География». 5 – 9 классы /авт. – сост. – Е.М. Домогацких. – 2 – изд. – М.: ООО «Русское солово – учебник», - 2015. – 128 с., и с учётом рекомендаций  методического письма департамента образования Белгородской области ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2015-2016 учебном году».

Цели и задачи:

•  ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

• формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

• формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

• сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

•  формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде являются необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют учащимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.

Календарно – тематическое планирование  составлено с учётом возрастных особенностей обучающихся. В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход к обучению учащихся. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Описание места учебного предмета

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю); в том числе 10 практических работ.

Календарно – тематическое планирование  опирается на следующий учебно-методический комплект: Учебник «География. Введение в географию. 5 класс» Е.М. Домогацких, Э.П. Введениский, А.А. Плешаков.- М.: Издательство ООО «Русское слово», 2015. - 160 с. географический атлас: 5 класс – М.: ООО «Русское слово», 2015. Контурная карта 5 класс - М.: ООО «Русское слово», 2015. Рабочая тетрадь  к учебнику Е.М. Домогацких и др. «География. Введение в географию» -  М.: ООО «Русское слово», 2015.

Календарно – тематическое планирование  содержит изменения: в авторской программе на изучение курса 5 класса отводится 35 часов,  а  в связи с уменьшением общего количества учебных недель с 35 до 34 на изучение географии в 5 классах отводится 34 часа. Этот час сокращён за счёт часа в теме «История географических открытий».

Формы и средства и контроля

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль в форме устного, фронтального опроса, контрольных работ, географических диктантов, тестов, проверочных работ.

При конструировании учебных занятий будут использоваться ресурсы информационно-образовательного портала «Сетевой класс Белогорья».

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

             Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз

       Тематическое планирование с  определением  основных видов учебной  деятельности

п/п

Дата

Наименование раздела и тем

Виды деятельности ученика

ЭОР/ЦОР

Примечание

план

факт

Тема 1. Наука география – 2 час.

1

1.09

Что такое география?

Практическая работа  №1 Составление схемы наук о природе

Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии, и называть основные правила работы в кабинете географии

2

8.09

Методы географических исследований

Практическая работа №2  Составление описания учебного кабинета географии

Практическая работа №3 Организация наблюдений за погодой

Давать определение понятию «картография». Называть методы географических исследований Земли. Распознавать чем отличаются методы географических исследований друг от друга. Выявлять источники географических знаний

Тема 2: Земля и её изображение (5 часов)

3

15.09

От плоской Земли к земному шару

Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять, почему в древности люди считали, что Земля плоская, кто и почему говорил, что Земля имеет форму шара

4

22.09

Форма, размеры и движение Земли.

Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений, почему в сутках 24 часа и почему бывает високосный год. Рассказать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку внёс. Определять, каковы размеры Земли.

5

29.09

Глобус и карта.

Практическая работа №4 Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

Делать вывод: чем отличается географическая карта от глобуса. Давать определение модели Земли и объяснять, каковы её особенности. Выявлять, какие фотографические исследования изображения позволяют исследовать Землю

6

06.10

Ориентирование на местности. Практическая работа  №5 Определение  с помощью компаса сторон горизонта

 Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта, и какие они бывают. Делать вывод, зачем нужен компас и как с  ним работать.  

7

13.10

Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её изображение».

Выделять существенные признаки  и особенности тематического м атериала. Объяснять: особенности формы и размеров Земли; свойства географической карты и плана местности; географические следствия вращения Земли. Определять: отличительные особенности изображений земной поверхности; направления   на карте и плане; стороны горизонта

Тема 3: История географических открытий  (13 часов)

8

20.10

По следам путешественников каменного века

Выявлять причины и следствия первых географических путешествий; проявлять умение работать с картографическими источниками географической информации

9

27.10

Путешественники древности

Выявлять причины и следствия географических путешествий  и открытий, проявлять умение работать с картографическими источниками географической информации.  Рассказывать о финикийцах, описывать какое путешествие и зачем совершили финикийцы. Рассказывать, кого называют «отцом географии». Объяснять, что такое «Солнечный камень». Определить мотивы испуга Пифея

adventure.hut.ru – «Мир путешествий и приключений. Планета Земля»

10

10.11

Путешествия морских народов

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять: причины и следствия т географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Описывать, какие географические открытия совершили викинги. Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки

11

17.11

Первые европейцы на краю Азии

Объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Рассказывать, кто такой Марко Поло, о чём говорится в «Книге Марко Поло». Объяснять, зачем европейцы искали путь в Китай

adventure.hut.ru – «Мир путешествий и приключений. Планета Земля»

12

24.11

Хождение за три моря

Объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий; кто такой Афанасий Никитин. Показывать по карте, какие три моря пересёк А. Никитин во время своего путешествия. Объяснять, зачем Афанасий Никитин отправился в Индию

13

01.12

Морской путь в Индию

Объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний, определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Объяснять, почему важно было найти морской путь в Индию.

Рассказывать, кто такие Бартоломеу Диаш и Васко да Гама. Выявлять, почему португальского принца Генриха прозвали Мореплавателем, хотя он не совершил ни одного плавания. 

http://belclass. Великие географические открытия

14

08.12

Открытие Америки

Объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний; что такое эпоха Великих географических открытий и когда она началась. Определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Делать вывод о том, кто открыл Америку, куда плыл и какую ошибку совершил Колумб. Рассказывать, кто такой Америго Веспуччи. Объяснять: чем индейцы отличаются от индийцев

http://belclass. Великие географические открытия

15

15.12

Первое кругосветное плавание.

Практическая работа  №6 Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

Объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний.

Определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Рассказывать, кто такой Хуан Себастьян Элькано

http://belclass. Великие географические открытия

16

22.12

Открытие Южного материка

Объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Высказывать предположение, что такое неизвестная Южная Земля. Выявлять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землёй. Рассказывать, кто открыл Австралию, почему кенгуру так назвали.

http://belclass. Великие географические открытия

17

29.12

Поиски Южной земли продолжаются

Объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Объяснять, почему не состоялось открытие Джеймсом Куком Антарктиды. Высказывать предположения что искал Д.Кук в Тихом океане

http://belclass. Великие географические открытия

18

12.01

Русские путешественники.

Практическая работа №7 Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте» мира»

Объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Делать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Рассказывать и показывать по карте, какие территории были открыты и исследованы русскими путешественниками. Рассказывать, кто такие Семён Дежнёв, Витус Беринг и Алексей Чириков

http://belclassВеликие географические открытия

19

19.01

Вокруг света под русским флагом

Объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий.

http://belclass.Великие географические открытия

20

26.01

Урок обобщения и контроля по теме «История географических открытий»

Объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий.

http://belclass.Великие географические открытия

Тема 4: Путешествие по планете земля (10 часов)

21

02.02

Мировой океан и его части.

Практическая работа №8 Обозначение на контурной карте материков и океанов

Объяснять: географические особенности природы Мирового океана; определять: специфику природы мирового океана. Давать определение понятию, что такое Мировой океан и каковы его размеры. Объяснять: почему вода в океане солёная. Высказывать предположения, что заставляет воды мирового океана двигаться. Определять, из каких частей состоит мировой океан, сколько океанов на Земле и чем они отличаются друг от друга

22

09.02

Значение Мирового океана для природы и человека

Объяснять: особенности взаимодействия океанов и суши; значение Мирового океана. Определять: характер взаимного влияния Мирового океана и суши дру на друга

23

16.02

Путешествие по Евразии. Практическая работа №9 Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка

Объяснять: географические особенности природы и населения Евразии; определять: специфику природы и населения Евразии

http://belclass.Великие географические открытия

24

01.03

Путешествие по Африке

Объяснять: географические особенности природы и населения Африки; определять: специфику природы и населения Африки

25

15.03

Путешествие по Северной Америке

Объяснять: географические особенности природы и населения Северной Америки; определять: специфику природы и населения Северной Америки

26

22.03

Путешествие по Южной Америке

Объяснять: географические особенности природы и населения Южной Америки; определять: специфику природы и населения Южной Америки

27

05.04

Путешествие по Австралии

Объяснять: географические особенности природы  и населения Австралии; определять: специфику природы  и населения Австралии

http://belclass.Урок «Природа Австралии»

28

12.04

Путешествие по Антарктиде

Объяснять: географические особенности природы Антарктиды; определять: специфику природы Антарктиды

29

19.04

Урок обобщения и контроля по теме «Путешествие по планете Земля»

Объяснять: географические особенности природы и населения материков и океанов; определять: специфику природы и населения материков

30

26.04

Урок коррекции знаний по теме раздела

Тема: Природа Земли (2 часа)

31

03.05

Что такое природа Практическая работа № 10 «Организация фенологических наблюдений в природе»

Объяснять: что такое природа Земли: определять отличия природных объектов

32

10.05

Оболочки Земли

Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела

Объяснять особенности оболочек Земли; специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли

33 -34

17.05

24.05

Урок обобщения и контроля по курсу

Обобщающий урок

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Программно-методическое обеспечение

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа  / [сос. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).

1

100%

  1. Примерная программа по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. – (Стандарты второго поколения).

1

1000%

  1. Рабочая программа по географии. 5 классс.

1

100%

Учебно-методическая и справочная литература

Учебники и учебные пособия

  1. «География. Введение в географию. 5 класс» Е.М. Домогацких, Э.П. Введениский, А.А. Плешаков.- М.: Издательство  «Русское слово», 2015. - 136 с.

7

100%

  1. Атлас. География. 6 класс. – М.: Русское слово. - 2014

7

100%

  1. Контурная карта. География 6 класс. – М.: Русское слово. – 2014. – 20 с.

7

100%

  1. Рабочая тетрадь  к учебнику Е.М. Домогацких и др. «География. Введение в географию» -  М.: ООО «Русское слово», 2014.

7

100%

Наглядные пособия

Карты

  1. Физическая карта полушарий.

1

100%        

  1. Карта полушарий (политическая)

1

100%

  1. Топографическая карта.

1

100%

      4.   План местности.

1

100%

      5. Набор топографических инструментов

1

100%

Коллекции

  1. Коллекция горных пород и минералов,
  2. Коллекция полезных ископаемых различных типов,
  3. Набор раздаточных образцов горных пород и минералов

Гербарии

     1. Гербарий растений природных зон мира

1

100%

2.Гербарий основных сельскохозяйственных культур мира.

1

100%

Набор инструментов для проведения практических работ

  1. Теллурий

1

100%

  1. Компасы

25

100%

  1. Школьная метеостанция

1

100%

  1. Визирная линейка,

3

100%

  1. Рулетка,

3

100%

  1. Набор условных знаков для учебных топографических карт

1

100%

  1. Угломер школьный.

1

100%

 Интерактивные наглядные пособия

Мультимедийные презентации

Слайд – альбом серии «Минералы и горные породы»

1

100%

Слайд – альбом серии «Стихии Земли»

1

100%

Слайд – альбом серии «Население Земли»

1

100%

Технические средства

Учительский компьютер

1

100%

Экран

1

100%

Интернет-ресурсы

http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)

adventure.hut.ru – «Мир путешествий и приключений. Планета Земля»

geo2000.nm.ru – «География»

geo.1september.ru –газета «Первое сентября»

geo.historic.ru - географический on-line справочник «Страны мира»

geo-tur.narod.ru – «Гео-Тур»

geografia.ru - География.ру - клуб путешествий.

geosite.com.ru - сайт  «GeoSite - Все о географии»

nature.worldstreasure.com – «Чудеса природы»

nationalgeographic.com- электронная версия журнала National Geographic

rgo.ru – «RGO.ru» географический портал Планета Земля.

wgeo.ru – «WGEO Всемирная география»

Практические работы 5 класс

Практическая работа №1

Тема. Составление схемы наук о природе.

Цель работы: формирование знаний учащихся о составе наук  природы; формирование умений преобразовывать текстовый материал  в схематический и вычерчивание его в виде схемы.

Задание учащимся.

  1. Из текста  выбрать информацию, которая характеризует состав наук о природе.
  2. Преобразовать текстовый материал  в схематический и вычертить схему наук  о природе.

Природу в старину называли «естество». Поэтому науки о природе получили общее название естественные науки. Они изучают разнообразные тела, вещества и явления природы. Телом, как вы помните, можно назвать любой предмет, любое живое вещество. Вещества — это то, из чего состоят тела. А явления — это любые изменения, происходящие в природе. Рассвет и закат, молния и гром, растворение вещества, таяние льда, кипение воды, полёт стрекозы, смена времён года — всё  это примеры природных явлений. Познакомимся с основными науками о природе.

Название науки

Происхождение слова

Что изучает

астрономия

от греч. слов «астрон»-звезда, «номос»-закон

Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение

физика

от греч. слова

«физис»-природа

Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет, электричество и т.д.

химия

возможно от греч. слова «химевсис»-смешивание

Наука о веществах и их превращениях

геология

от греч. слов «гео»-земля, «логос»-учение, наука

Наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.

география

физическая география

от греч. слов «гео»-земля, «графо»-пишу от греч. слова

«физис»-природа

Наука о Земле, описывает нашу планету «землеописание».

Изучает природу земной поверхности

биология

от греч. слов «биос»-жизнь,

«логос»-учение, наука

Наука о живой природе

экология

от греч. слов «экос»-дом,

«логос»-учение, наука

Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой

Практическая работа №2

Тема. Составление описания учебного кабинета

Цель работы: формирование умений описывать оборудование учебного кабинета.

***

Задание учащимся.

  1. Изучить оборудование кабинета географии.
  2. Записать основное оборудование в тетрадь.

Практическая работа №3

Тема. Организация наблюдений за погодой.

Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

***

Задание учащимся.

  1. Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.
  2. Вычерчивание таблицы для внесения данных своих наблюдений за погодой с помощью условных знаков.

КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ НА СЕНТЯБРЬ

Дни

недели

12  

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Состояние

облачности

О

Виды

облаков

Осадки

Направление ветра

Сила

ветра

Фенологические наблюдения

Практическая работа №4

Тема. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.

Оборудование: компас.

***

Задание учащимся.

  1. В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.
  2. Сделать записи в тетради.    

Практическая работа №5

Тема. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

Цель работы: формирование представлений о разных способах изображения земной поверхности.

Оборудование: глобус, географическая карта, топографическая карта, космические фотографии.

***

Задание учащимся.

  1. Определить сходство и отличие фотографического изображения земной поверхности, с поверхности Земли,  сделанного с борта самолета, с борта космического корабля.
  2. Результаты работы оформить в виде таблицы, в которой указываются черты сходства и отличий перечисленных изображений земной поверхности.

Фотография с поверхности Земли

Фотография с борта самолета

Фотография с борта космического корабля

Сходства

Отличия

Практическая работа №6

Тема. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Цель работы: формирование навыков работы на контурной карте: обозначение маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

***

  1. С помощью карандашей на контурную карту нанести линиями маршруты путешествия, указывающие направление движения.
  2. На контурную карту нанести географические объекты, относящиеся только к первому путешествию открытия Америки.

Примечание. Подобная практическая работа выполняется по каждому маршруту путешествий.

Практическая работа №7

Тема. Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»

Цель работы: формировать умения составления сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира», различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.

***

Задание учащимся. 

  1. На основе картографической информации атласа, тематического содержания параграфа учебника и дополнительных источников информации составить сводную таблицу «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира».
  2. Результаты работы оформить в виде таблицы:

Имя путешественника, род деятельности

Годы жизни

Район исследования

Дата путешествия

Географический объект, названный в честь путешественника

Практическая работа №8

Тема.  Обозначение на контурной карте материков и океанов.

Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований.

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту материки и океаны.

Практическая работа №9

Тема.  Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту крупнейших государств материка.

Практическая работа №10

Тема.  Организация фенологических наблюдений в природе.

Цель работы: формирование умений вести фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

Задание учащимся.

Проанализировать фенологические изменения, происходившие в природе за весенние месяцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. География 7 класс к учебнику Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны).

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.Исходными документами для составления рабочей программы учебного...

Рабочая программа. География 8 класс к учебнику А.И. Алексеев. География России: природа и население.

Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «Геог...

Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...

Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...