Методическая копилка: формы и типы уроков в современной школе.
методическая разработка по географии на тему
Типы и формирования уроков в современной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_kopilka.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая копилка: формы и типы уроков в современной школе.
Каждый учитель прежде, чем подготовится к уроку должен определить в какой форме будет урок и какого типа.
Такими формами является урок – диалог, лекция, семинар, зачет, диалог,
- Урок – лекция. На таком уроке главная роль принадлежит учителю, его мастерство, грамотное изложение материала, объяснение сложных для понимания учащихся моментов ( в основном применяемых для старших классов)
- Урок – семинар. Здесь основная работа выполняется учениками на основе задания, предложенным предварительно учителем по плану или по вопросам ( в основном применяемых для старших классов)
- Урок – зачет. Он может быть разнообразным: от традиционных до жанровых форм. В целях реализации творческих способностей учащихся интересными и полезными могут стать турниры знатоков, интеллектуальные «бои» и др. ( в основном применяемых для старших классов)
- Урок – диалог. Такой урок требует много сил, внимания, активной работы учителя и учащихся. Он оказывает большое влияние на учеников и надолго запоминается. На таком уроке большинство учащихся с большим удовольствием принимают участие в работе и получают оценку по завершению урока. Но такие уроки не могут использоваться систематически, так как у учащихся понижается интерес к предмету.
ТИПЫ УРОКОВ: урок введения в тему (вводный); урок расширения и углубления в тему; урок повторения и закрепления материала; обобщающий урок.
В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов уроков. Дидакторы считают , что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока. Исходя из основной дидактической цели урока, можно указать такие типы уроков:
- урок изучения нового;
- урок закрепления;
- урок комплексного применения знаний;
- урок повторения, или повторительно-обобщающий;
- контрольный урок;
- объединенный (комбинированный).
Урок изучения нового материала.
Традиционный, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Организация урока:
проверка домашнего задания;
подготовка учащихся к усвоению;
изучение нового материала;
первичная проверка усвоения знаний;
первичное закрепление знаний;
контроль и самопроверка знаний;
подведение итогов урока;
информация о домашнем задании.
Урок закрепления знаний.
Практикум, экскурсия, практическая работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Алгоритм урока:
актуализация опорных знаний и их коррекция;
определение возможностей применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить;
пробное применение знаний;
упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний;
упражнения с переносом знаний в новые условия.
Урок комплексного применения знаний
Практикум, практическая работа, семинар и т.д. Цель выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Алгоритм урока:
актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний;
обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;
усвоение образца комплексного применения ЗУН;
применение обобщенных ЗУН в новых условиях;
контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Алгоритм урока:
подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы;
обеспечение учащихся необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое;
обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися);
подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Контрольная работа, тест, зачет, коллоквиум. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
В процессе учебно - познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.
Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.
Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.
Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями и научился переносить в новые условия.
Объединенный (комбинированный) урок.
На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний.
Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников.
Нестандартные уроки.
В последнее время во многих публикациях в научно - педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого "нестандартного урока", к которому относят ", "уроки-форумы", "уроки-диспуты", "уроки-диалоги", "уроки пресс-конференции", "уроки-концерты", "мастер-класс" и т.д
Возникает вопрос: что же представляют собой названные и не названные нестандартные занятия - родившиеся в коллективном поиске новые типы урока, новые формы обучения?
Если их проанализировать с точки зрения характеристических признаков формы, то нетрудно заметить, что среди них нет ни одного, который нельзя было бы отнести к уроку определенного типа или к иной известной форме учебного занятия.
Интегрированные уроки.
Такое название наиболее адекватно отображает, сущность этого занятия, которое состоит в объединении усилий учителей разных предметов в его подготовке и проведении, а также в интеграции знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных учебных дисциплин.
Интегрированные уроки можно классифицировать по смыслу и дидактической цели. Интегрированные уроки (в зависимости от дидактической цели) можно отнести к одной из групп: уроки изучения новых знаний, уроки систематизации обобщения знаний, комбинированные уроки.
Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. На таких занятиях ученики получают глубокие знания об объекте изучения. Применяя информацию с разных предметов, ученики по-новому осмысливают события, явления.
Благодаря этому расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у школьников умений перенесения знаний с одной области в другую. В таких условиях стимулируется аналитическая деятельность учеников, развивается потребность в системном подходе к объекту познания, формируются умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности.
Все это обеспечивает формирование целостного восприятия действительности как необходимой предпосылки формирования научного мировоззрения.
Поиск усовершенствования урока осуществляется в различных направлениях:
заинтересовывать учеников материалом или формой проведения урока, внешними его признаками. Это проведение урока - путешествия, урока - выставки, урока - клуба веселых и находчивых, урока - "брейн - ринга";
углубление знаний материала урока за счет реализации межпредметных связей. Это интегрированные, бинарные уроки, уроки - панорамы; развитие творчества учеников, реализация их потребностей в общении, формирование идеала. Реализация проблемно - поисковой, научно - опытной, экспериментальной работы учеников.
Это касается уроков естественного цикла и тех уроков, на которых ученики решают поставленную задачу, защищают рефераты, проекты;
усовершенствование форм контроля знаний: урок - зачет, урок - экзамен, урок - консультация;
пробуждение фантазии, развитие эмоционального восприятия учебного материала. Это урок - сказка, урок-игра.
Нестандартные уроки вызывают живой интерес у учеников, а интерес, как известно, является стимулом познания, мотивирует процесс обучения, превращает школу из "школы зубрежки" в "школу радости".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка "Формы воспитательной работы"
Теоритические аспекты возможных форм воспитательной работы...
Методическая копилка: формы и типы уроков в современной школе.
Как часто учителю для работы в школе требуются грамотно составленные материалы по самым различным вопросам. Большая путанница в названиях и определениях типов и видов уроков привело меня к необходимос...
Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. Урок в современной школе. Технологическая карта современного урока
Материал предназначе для учителей, работающих в условиях введения новых ФГОС....
Урок химии: проблема классификации уроков, современные требования к уроку по предмету. Характеристика основных типов урока химии в школе
урок химии, проблемы и современные требования...
«Внедрение электронных форм учебников в образовательный процесс современной школы».
Отчет по реализации проекта «Внедрение электронных форм учебников в образовательный процесс современной школы»....
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)
Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....
методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе в 8 классе »
Урок литературы 8 класс. Формы и методы обучения....