Методическая копилка: формы и типы уроков в современной школе.
методическая разработка по географии на тему

Типы и формирования уроков в современной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка: формы и типы уроков в современной школе.

    Каждый учитель прежде, чем подготовится к уроку должен определить в какой форме будет урок и какого типа.

     Такими формами является урок – диалог, лекция, семинар, зачет, диалог,

- Урок – лекция. На таком уроке главная роль принадлежит учителю, его мастерство, грамотное  изложение материала, объяснение сложных для понимания учащихся  моментов ( в основном применяемых для старших классов)

- Урок – семинар. Здесь основная работа выполняется учениками на основе задания, предложенным предварительно учителем по плану или по  вопросам ( в основном применяемых для старших классов)

- Урок – зачет.  Он может быть  разнообразным: от традиционных до жанровых форм. В целях реализации творческих способностей учащихся интересными и полезными могут стать турниры знатоков, интеллектуальные «бои»  и др. ( в основном применяемых для старших классов)

- Урок – диалог. Такой урок требует много сил, внимания, активной работы учителя и учащихся. Он оказывает большое влияние на учеников и надолго запоминается. На таком уроке  большинство учащихся с большим удовольствием  принимают  участие в работе  и получают  оценку по завершению урока.  Но такие уроки не могут использоваться систематически, так как у учащихся понижается интерес к предмету.

     ТИПЫ УРОКОВ: урок введения в тему (вводный); урок расширения и углубления в тему; урок повторения и закрепления материала; обобщающий урок.

В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов уроков. Дидакторы  считают  , что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока. Исходя из основной дидактической цели урока, можно указать такие типы уроков:

  • урок изучения нового;
  • урок закрепления;
  • урок комплексного применения знаний;
  • урок повторения, или повторительно-обобщающий;
  • контрольный урок;
  • объединенный (комбинированный).

Урок изучения нового материала.

Традиционный, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Организация урока:

проверка домашнего задания;

подготовка учащихся к усвоению;

изучение нового материала;

первичная проверка усвоения знаний;

первичное закрепление знаний;

контроль и самопроверка знаний;

подведение итогов урока;

информация о домашнем задании.

Урок закрепления знаний.

Практикум, экскурсия, практическая  работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Алгоритм урока:

актуализация опорных знаний и их коррекция;

определение возможностей применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить;

пробное применение знаний;

упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний;

упражнения с переносом знаний в новые условия.

Урок комплексного применения знаний

Практикум, практическая  работа, семинар и т.д.  Цель выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Алгоритм урока:

актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний;

обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;

усвоение образца комплексного применения ЗУН;

применение обобщенных ЗУН в новых условиях;

контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Алгоритм урока:

подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы;

обеспечение учащихся необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое;

обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися);

подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Контрольная работа, тест, зачет, коллоквиум. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

В процессе учебно - познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.

Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.

Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.

Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями  и научился переносить в новые условия.

Объединенный (комбинированный) урок.

На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний.

Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников.

Нестандартные уроки.

  В последнее время во многих публикациях в научно - педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого "нестандартного урока", к которому относят ", "уроки-форумы", "уроки-диспуты", "уроки-диалоги", "уроки пресс-конференции", "уроки-концерты", "мастер-класс" и т.д

Возникает вопрос: что же представляют собой названные и не названные нестандартные занятия - родившиеся в коллективном поиске новые типы урока, новые формы обучения?

Если их проанализировать с точки зрения характеристических признаков формы, то нетрудно заметить, что среди них нет ни одного, который нельзя было бы отнести к уроку определенного типа или к иной известной форме учебного занятия.

Интегрированные уроки.

Такое название наиболее адекватно отображает, сущность этого занятия, которое состоит в объединении усилий учителей разных предметов в его подготовке и проведении, а также в интеграции знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных учебных дисциплин.

Интегрированные уроки можно классифицировать по смыслу и дидактической цели. Интегрированные уроки (в зависимости от дидактической цели) можно отнести к одной из групп: уроки изучения новых знаний, уроки систематизации обобщения знаний, комбинированные уроки.

Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. На таких занятиях ученики получают глубокие знания об объекте изучения. Применяя  информацию с разных предметов, ученики по-новому осмысливают события, явления.

Благодаря этому расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у школьников умений перенесения знаний с одной области в другую. В таких условиях стимулируется аналитическая деятельность учеников, развивается потребность в системном подходе к объекту познания, формируются умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности.

Все это обеспечивает формирование целостного восприятия действительности как необходимой предпосылки формирования научного мировоззрения.

Поиск  усовершенствования урока осуществляется в различных направлениях:

заинтересовывать учеников материалом или формой проведения урока, внешними его признаками. Это проведение  урока - путешествия, урока - выставки, урока - клуба веселых и находчивых, урока - "брейн - ринга";

углубление знаний материала урока за счет реализации межпредметных связей. Это интегрированные, бинарные уроки, уроки - панорамы;   развитие творчества учеников, реализация их потребностей в общении, формирование идеала. Реализация проблемно - поисковой, научно - опытной, экспериментальной работы учеников.

      Это касается уроков естественного цикла и тех уроков, на которых ученики решают поставленную задачу, защищают рефераты, проекты;

усовершенствование форм контроля знаний: урок - зачет, урок - экзамен, урок - консультация;

пробуждение фантазии, развитие эмоционального восприятия учебного материала. Это урок - сказка, урок-игра.

Нестандартные уроки вызывают живой интерес у учеников, а интерес, как известно, является стимулом познания, мотивирует процесс обучения, превращает школу из "школы зубрежки" в "школу радости".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка "Формы воспитательной работы"

Теоритические аспекты возможных форм воспитательной работы...

Методическая копилка: формы и типы уроков в современной школе.

Как часто учителю для работы в школе требуются грамотно составленные материалы по самым различным вопросам. Большая путанница в названиях и определениях типов и видов уроков привело меня к необходимос...

«Внедрение электронных форм учебников в образовательный процесс современной школы».

Отчет по реализации проекта «Внедрение электронных форм учебников в образовательный процесс современной школы»....

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....