РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 5 КЛАССА ФГОС ООО по Е.М. Домогацких ,
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Программа данного курса подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5 класса. Авторы учебника по географии Е.М. Домогацких, Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков. Программа линии «Русское слово», методические рекомендации к учебнику под редакцией С.В. Банникова и Д.В. Молодцова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gegraf_5kl.docx | 89.75 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ГЕОГРАФИИ
ДЛЯ 5 КЛАССА ФГОС ООО
подготовлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования
и составлена на основе программы «География»
под редакцией Е.М. Домогацких
для 5-9 классов общеобразовательных
учреждений. – М.: ООО «Русское слово», 2012
Составитель: Н.Л.Нестеренко. ,
учитель географии, высшая квалификационная категория
- Пояснительная записка
Программа данного курса подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5 класса. Авторы учебника по географии Е.М. Домогацких, Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков. Программа линии «Русское слово», методические рекомендации к учебнику под редакцией С.В. Банникова и Д.В. Молодцова.
- Таким образом, основой рабочей программы является:
- Фундаментальное ядро содержания общего образования;
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования второго поколения;
- Примерные программы основного общего образования по географии как инвариативной (обязательной) части учебного курса;
- Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности
- Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
- Авторская программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-9 классов – Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. - Русское слово, 2014 г.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
- Учебный план МОКУ ООШ с. Комаровка
- Примерная программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ.
- УМК
1. «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово— учебник, 2015
2.Географический атлас. 5 кл. - М.: Дрофа, 2015.
3. Рабочая тетрадь 5 класс Домогацких Е.М, Домогацких Е.Е. -М.: Русское слово,2015
4.Интернет ресурсы.
5.Мультимедийные обучающие программы: Введение в географию 5 класс.
6.Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии. Интерактивные географические карты.
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
- целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
- Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости.
В возрасте от 11 до 14—15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. У подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей.
В блоке «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно - обучающей важную идеологическую функцию. Комплексный подход и показ взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства.
Основные принципы отбора содержания географии
Основополагающим принципом стал принцип доступности. Он осуществляет отбор отдельных природных и социально – экономических объектов. Отражает линию научных основ содержания образовательной области «Земля», которая определяет развитие географических понятий, закономерностей, проявляющихся на территории региона.
Принцип научности взаимосвязан с краеведческим, дополняет его при формировании знаний об объектах и явлениях, характеристике сфер Земли, а также способствует развитию исследовательской деятельности.
Принцип системности, который исходит из концентрации внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.
Принцип гуманистической направленности. У человека формируется целостный взгляд на окружающую природу и убежденность в необходимости ее охраны, закладывается экологическая составляющая образования.
Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредством включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.
Краеведческий принцип помогает ученикам устанавливать связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.
Место учебного предмета в базисном учебном плане школы
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 272, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
• ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их, исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:
1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.
География. Введение
(5 класс, 34 часа)
Пояснительная записка
Программа данного курса подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. Программа включает темы, в которых обучающиеся знакомятся с географией как наукой, с системой знаний об истории открытия и освоения Земли. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Основная направленность содержания развитие познавательного интереса учащихся 5 класса к объектам и процессам окружающего мира.
Краеведческий материал позволяет, с одной стороны, создать зримую, целостную картину мира, дать представление о связях вприроде, и обществе в целом, а с другой стороны, помогает увидеть их взаимодействие на определенной, конкретной территории - территории родного края.
Цели и задачи курса:
- Ознакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- формировать географическую культуру личности и обучение географическому языку;
- формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
- сформировать первичные знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
- применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных
процессов и явлений, происходящих на территории своей местности;
Метапредметные результаты
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (Как узнать о происхождении названия географического объекта?) (Как запомнить название географических объектов?);
-умение самостоятельно планировать пути достижение целей, в том числе альтернативы (составление прогноза погоды по народным приметам);
-смысловое чтение (почувствовать себя фольклористом!);
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (Глобус – модель Земли, устройство теллурия);
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- проводить наблюдения за географическими объектами в естественных условиях;
-умение работать в команде, аргументировать и отстаивать свое мнение
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа. Материал курса сгруппирован в пять разделов.
Первый тематический раздел «Развитие географических знаний о Земле» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» — целесообразно начать с вводной беседы «Земля - планета Солнечной системы», этот раздел не только сообщает учащимся знания о форме и размерах Земли, о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии Земли. Даются понятия «планета», «орбита». В курсе 6 класса эта тема будет рассматриваться как повторительно-обобщающий урок для правильного (планетарного) объяснения последующего материала «Система координат», «Времена года». На практических занятиях, на территории свое местности обучающиеся знакомятся со строением компаса, проводят ориентирование на местности.
Третий раздел «История географических открытий» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. Происходит знакомство с географическим исследованиями Оренбургской области. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей, биологией, технологией, ИЗО и др.предметами. Обучающиеся участвуют в исследовательской учебной деятельности и овладевают навыками создания минипроектов их защиты, презентаций.
Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» первично знакомит учащихся с особенностями природы материков и океанов. Обучающиеся получают первичные знания о Мировом океане и его частях, подробно изучается «Значение Мирового океана для природы и человека». Продолжением изучения океанов в курсе 6 класса будет в разделе «Гидросфера». Путешествуя по планете Земля, обучающиеся получат первичные знания о материках, которые более подробно будут изучаться в курсе 7 класса.
Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с понятиями «объекты природы», оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой, которая носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии. Завершением курса географии 5 класса целесообразно провести экскурсию в природу или полевой практикум, включающий практические работы на местности. Обучающиеся получают практические навыки наблюдения за объектами природы, фенологическими явлениями. Создают фотоотчет и презентации исследовательской работы.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
При работе с учебником важно научить школьников правильно пользоваться текстовым и внетекстовым (иллюстрации, картосхемы, рисунки, картами атласа и др) компонентами.
Эффективное усвоение содержания начального курса географии возможно на основе целостного подхода к учебной деятельности, который предполагает использование групп методов обучения: организации осуществления учебно - позновательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля. С целью ранжирования и оценивания знаний учащихся используется проверочный блок: подтверждающий, промежуточный, итоговый. Вариант выставления текущих оценок традиционный (по пятибалльной шкале) за текущий, итоговый тестовый контроль, выполнение заданий практикума-рабочей тетради, устный опрос. Бально-рейтинговою систему (100) за доклады, презентации, творческие задания, минипроекты, за участие в дискуссии, знание географической номенклатуры. Затем баллы переводятся в стандартную пятибалльную для выставления оценок в журнал.
Результаты освоения междисциплинарных разделов: универсальные знания, освоение ИКТ, основы учебно-исследовательской деятельности
Содержание программы
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия:
география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли
Основные образовательные идеи:
- География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
- География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- уметь выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
- уметь добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях
Практические работы:
- Составление схемы наук о природе.
- Описание учебного кабинета географии
- Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
- Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы:
Земля – планета Солнечной системы. Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Итоговые задания по теме раздела «Земля и ее изображение», тестирование
Учебные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон, Эратосфен
Основные образовательные идеи:
- Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
- Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
- Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- определяет степень успешности выполнения своей работы и других учащихся;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
- последовательность планет Солнечной системы
- местоположение объектов относительно сторон горизонта
- сравнение свойств географической карты и плана местности;
- определение направлений на плане и карте.
Практические работы:
- Проделать опыт по получению тени;
- Организация наблюдений за погодой, фенологические наблюдения;
- Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности;
- Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий (14 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Итоговый урок по разделу «История географических открытий», тестирование
Учебные понятия:
путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
- Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- организовывать самостоятельный поиск информации для решения задач;
- выявлять причинно-следственные связи;
- развивать смысловое чтение;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- развивает исследовательские учебные действия;
- уметь аргументировать свою позицию;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Практические работы:
- Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
- Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля (9часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов и морей. Движения воды в океане. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Контрольная работа по теме» Мировой океан»
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
- Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
- Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов;
- выявлять причинно-следственные связи;
- уметь назвать существенные признаки объектов и явлений;
- владеть исследовательскими учебными действиями;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
- Географические особенности природы материков и океанов.
Практические работы:
- Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
- Выполнение творческих заданий «Путешествие по планете Земля»
Тема 5. Природа Земли (4 часа)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Итоговая контрольная работа по курсу 5 класса
Полевой практикум. Экскурсия «Встреча с природой»
Учебные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
- Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
- Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- называть существенные признаки объектов и явлений;
- определение и изучение явлений в природе на основе субъектного наблюдения;
- уметь выделять и акцентировать ключевые мысли, обобщение знаний;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
- понятие о географической оболочке Земли;
- определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.
Практические работы:
1.Составить схему и описать «Объекты природы»;
2.Сделать фотоотчет и презентации по экскурсии
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор;
- части Мирового океана;
- виды движения воды в океане;
- материки и океаны Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой;
- маршруты географических исследований и путешествий.
2. Приводить примеры:
- различных видов морей;
- различия природы материков.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- специфику природы материков и океанов по географической карте;
- направления по сторонам горизонта с помощью компаса.
4. Описывать географические объекты.
5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
- Тематическое планирование
1 вариант (необходимый минимум)
№ п/п | Раздел учебного курса | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
5 класс (34) | |||
1. | Наука география | 2 | |
2. | Земля и ее изображение | 5 | Определять направления по компасу. Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки, показывать полушария Земли. |
3. | История географических открытий | 14 | Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Наносить на контурную карту маршруты путешествий |
4. | Путешествие по планете Земля | 9 | Исследовать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Готовить и делать сообщение (презентацию) |
5. | Природа Земли | 4 | Определять географические объекты и явления по их существенным признакам, выявлять причинно следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 34 учебных часа. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 5 классе выделяется 1час в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класса
№ урок | Дата | Раздел. Тема урока | Тип урока | Элементы содержания урока | Планируемые результаты Универсальные учебные действия (УУД) | Метапредметные связи | Практическая работа | Вид контроля | д/з | |||||||||||
план | факт | личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные | |||||||||||||||
I.Наука география(2ч) | ||||||||||||||||||||
1. | 1.Что такое география. Входная диагностика. П.Р. Составление схемы наук о природе(Оценочная) | Урок актуализации новых знаний. Обобщение знаний по курсу «Окружающий мир» | Знать: географический объект Уметь: приводить примеры географических объектов своей местности | Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к предмету | Определяет цель учебной деятельности | Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста | Умеет слушать, не перебивая. Умеет вести диалог | Происхождение название географического объекта | Составить схему наук о природе | Устный опрос | §1стр 6-8, Составить схему наук о природе. Вести дневник наблюдений за погодой. | |||||||||
2. | 2.Методы географических исследований. П.Р. 1.Описание учебного кабинета географии, 2.Организация наблюдений за погодой. (Оценочная) | Урок изучения нового материала | Знать: методы географических исследований. Что такое картография Уметь: работать с источниками географических знаний Оценивать: прогноз погоды по народным приметам | Умеет добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях, умение доводить дело до конца | Умеет называть свои ошибки, самооценка | Знакомство с разными способами получения и представления информации (вербальным, графическим, аналитическим) | Умеет аргументировать свою позицию, приводит в подтверждение факты и убеждать другого человека | Ведение наблюдение за состоянием погоды | Составить описание учебного кабинета географии | Итоговые задания по теме | §2, выучить понятия, Составить список источников информации.Вести дневник наблюдений за погодой. | |||||||||
II. Земля и её изображение (5 ч) | ||||||||||||||||||||
3 | 1.От плоской Земли к земному шару. ПР. Проделать опыт по получению тени | Урок актуализации новых знаний | Знать: тела Солнечной системы, доказательства шарообразности Земли Уметь: самостоятельно получать географическую информацию | Способность устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом | Определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Развивает исследовательские учебные действия | Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Мысли древнегреческих ученых математик Пифагор, философ Аристотель | Проделать опыт по получению тени | Устный опрос | §3, приготовить сообщения о Пифагоре, Аристотеле, Эратосфене | |||||||||
4 | 2.Форма, размеры и движения Земли. Пр. Организация наблюдений за погодой, фенологические наблюдения; | Урок изучения нового материала | Знать: планеты Солнечной системы, форму, размеры, движения Земли Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года. | Ответственность при выполнении заданий | Определяет степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников | Планирует свою деятельность под руководством учителя; выявляет причинно-следственные связи; определяет критерии для сравнения фактов, явлений | Выслушивает и объективно оценивает другого; умеет вести диалог, вырабатывает общее решение. | Презентация с помощью технических средств и информационных технологий (уроки астрономии) | Фенологические наблюдения в природе | Устный опрос | §4, Знать определения к эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, полюс, экватор. Вести дневник наблюдений за погодой создание презентаций | |||||||||
5 | 3.Глобус и карта П.Р. Составить сравнительные характеристики разных способов изображения земной поверхности (Оценочная) | Урок систематизации и обобщения знаний | Выделять, описывать и объяснять существенные признаки плана, глобуса географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения | Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов | Умеет приводить аргументы | Выявляет причинно-следственные связи; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов. Речевая культура | Умеет взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли | Применение ИКТ «Фотографии земной поверхности | Составить сравнительные характеристики разных способов изображения земной поверхности. Таблица | Устный опрос | §5, знать определения ключевых слов: глобус, географическая карта, план местности. Вести дневник наблюдений за погодой ответить на вопросы стр. 28 | |||||||||
6 | 4.Ориентирование на местности на территории школы П.Р. Определить стороны горизонта с помощью компаса | Урок практикум | Знать понятия: компас, румбы, зюйдвестка Уметь: самостоятельно получать географическую информацию | Проявляет ответственность при выполнении заданий | Составляет план выполнения данного задания под руководством учителя | Определяет направления по компасу. Изучает строение компаса. | Работает в группе, оценивает совместные действия | Модель компаса, его применение | Определить стороны горизонта с помощью компаса. | Групповое задание (выполнение заданий практикума) | §6, Повторить §§3 – 6. Вести дневник наблюдений за погодой подготовить мини проекты | |||||||||
7 | 5. Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её изображение». | Урок повторения и обобщения (деловая игра), тестирование | Повторить географические знания , понятия | Проявляет интерес к выполнению разных заданий | Контролирует, корректирует и оценивает | Умеет использовать географическую информацию для решения заданий Умеет планировать свое речевое поведение | Выслушивает и объективно оценивает другого; умеет вести диалог, вырабатывает общее решение. | Рейтинговая система оценивания | Повторить пройденный материал | |||||||||||
8 | 1.По следам путешественников каменного века. П.Р. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | Урок изучения нового материала | Знать: результаты путешественников каменного века; номенклатуру геообъктов Уметь: читать карту, работать с дополнительными источниками, объяснять явления | Умеет вести диалог, вырабатывает общее решение | Определяет цель учебной деятельности и строит действия в соответствии с целью | Самостоятельно ведет поиск информации для решения задачи | Аргументирует свою позицию, приводит факты | Объяснение устройства примитивного плота (уроки технологии) | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | Оценка заданий практикума | §7, Найти на географической карте Тихий океан и Южную Америку и подписать на контурной карте мира эти названия. Вести дневник наблюдений за погодой | |||||||||
9 | 2.Путешественники древности | Урок изучения нового материала | Знать: географические открытия древности, понятия Уметь: описывать географические объекты и явления, анализировать информацию; работать с картографическим материалом, систематизировать знания в таблице | Выявляет причинно-следственные связи; | Определяет степень успешности выполнения своей работы и одноклассников | Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста | Умеет передавать содержание в сжатом виде | «Продолжительность плавания финикийцев (Математический расчет) | На к/к подписать географические объекты, заполнить таблицу | Устный опрос | §8, выучить географ. номенклатуру | |||||||||
10 | 3.Путешествия морских народов | Урок – путешествие, защита мини проектов | Знать: географические особенности природы, имена путешественников Уметь: составлять краткую географическую характеристику территорий, самостоятельный поиск информации | Планирует свою деятельность под руководством учителя; | Выполняет действия по задуманному плану | Умеет называть существенные признаки объектов и явлений, работает с текстом и атласом | Умеет брать на себя инициативу в организации совместных действий | Описание природы острова Гренландии. (Документальный фильм | В тетради заполнить таблицу | Бально-рейтинговая система | §9, выучить понятия | |||||||||
11 | 4.Первые европейцы на краю Азии | Урок изучения нового материала | Знать: кто такой Марко Поло; результаты выдающихся географических открытий и путешествий Уметь: выделять существенные признаки географических объектов и явлений | Имеет представление о других культурах, религиях, языках | Умеет объяснять, что сделал правильно, что сделал неправильно, и приводит аргументы | Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста | Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека | «Книга Марко Поло о разнообразии мира» стала первым описанием территории Китая и других стран Азии. (Факты и события из курса истории) | Обозначить на к/ к маршрут путешествий, географические объекты, работа с таблицей | Фронтальный устный опрос | §10, сообщение о китайском корабле; используя ключевые слова, составить рассказ о жизни и путешествии Марко Поло | |||||||||
12 | 5.Хождение за три моря | Комбинированный урок | Знать: основные географические понятия и термины; результат путешествия Афанасия Никитина Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию для изучения объектов и явлений | Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов | Умеет пользоваться критериями в ходе оценки и самооценки | Умеет называть существенные признаки объектов и явлений Представляет информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | Умеет критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту | Изучаем географические объекты, презентация | На к/к указать географические объекты | Рейтинговая система оценивания | §11, подготовить материал о Генрихе Мореплавателе, Васко да Гама, Бартоломеу Диаш | |||||||||
13 | 6.Морской путь в Индию | Актуализация новых знаний | Знать: что такое эпоха Великих географических открытий; понятия Уметь: собирать, анализировать информацию, строить творческие картосхемы; выступать с помощью презентаций | Знает и умеет адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны | Оценивает свои силы и возможности для выполнения заданий | Развивает навыки выбора данной информации из Интернета и текста учебника для сообщения | Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде | Анализ ХV- ХVII век Факты и события из курса истории | Проанализировать ситуации, сделать вывод | Устный опрос, презентации | §12,ответить на вопрос стр 63 | |||||||||
14 | 7.Открытие Америки | Комбинированный урок | Знать: кто открыл Америку? Географические понятия, термины, природные объекты; результаты географических открытий Уметь: работать с информацией | Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов | Осуществляет действия: самонаблюдение, самоконтроль, самооценку | Развивает смысловое чтение | Умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Работа по картам атласа и в к/к. В тетрадь выписать географические объекты | Комбинированный опрос (устное и письменное) | §13, номенклатура | ||||||||||
15 | 8.Первое кругосветное плавание | Урок изучения нового материала | Знать: кто совершил первое кругосветное путешествие? основные понятия, природные объекты Уметь: анализировать информацию, составлять краткую характеристику разных территорий | Развивает эстетические чувства | Определяет цель учебной деятельности Строит действия в соответствии с целью Умеет описывать желаемый результат | Умеет называть существенные признаки объектов и явлений | Умеет задавать вопросы , слушать, не перебивая | Старинная гравюра «Магеллан на борту своего корабля» (ИЗО искусство) | Работа с таблицей в тетради; Работа по картам атласа и в к/к | Устный опрос | §14, подготовиться к тестированию | |||||||||
16 | 9.Контрольная работа по теме «Эпоха Великих географических открытий» | Урок повторения | Знать: результаты выдающихся географических открытий, географическую номенклатуру Уметь: обобщать знания | Знает и умеет адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны | Умеет исправлять ошибки при повторном выполнении задания | Выполняет письменные задания разного характера | тесты | тестирование | Повторить пройденный материал | |||||||||||
17 | 10.Открытие Южного материка | Урок изучения нового материала | Знать: что такое Неизвестная Южная Земля? Кто открыл Австралию? Понятия, природные объекты Уметь: анализировать картографический материал | Выявляет причинно-следственные связи | Выполняет действия по плану | Развивает исследовательские учебные действия | Умеет оценивать совместные действия и свой вклад в них | Кто такой «кенгуру»? Откуда происходит название? Материал биологии с использованием ИКТ | По картам атласа определить особенности ГП | Беседа, сообщения | §15, выучить понятия, номенклатуру | |||||||||
18 | 11.Поиски Южной земли продолжаются | Урок комбинированный | Знать: цель второй экспедиции ДЖ. Кука; проливы, острова Уметь: работать с картосхемами, систематикой, дополнительной информацией | Может рассказать, что ему интересно в данном материале темы | Умеет объяснить, что сделал правильно, что сделал неправильно, и привести аргументы | Умеет сравнивать объекты по существенным признакам Умеет из отдельных деталей сложить целостный объект Умеет найти в действиях причину (из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого) | Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты | Трудности, с которыми сталкивались моряки | Работа по картам атласа, в к/к, заполнить таблицу | Устный опрос | §16, Подписать на контурной карте мира названия океанов, через которые проходили кругосветные плавания Дж. Кука. Вести дневник наблюдений за погодой. | |||||||||
19 | 12.Русские путешественники. Географические исследования Приморского края П.Р. Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира» | Урок практикум | Знать: русских путешественников в исследовании Земли; имена первопроходцев своего края Уметь: анализировать картографический материал, систематизировать знания в таблице | Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов. Знает исторические события в развитии географии края | Умеет вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников Умеет пользоваться критериями в ходе оценки и самооценки. | Умеет назвать существенные признаки объектов и явлений Представляет информацию в виде таблицы, картосхемы | Умеет передать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде | Путешествие русских первопроходцев, с использованием ИКТ | Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира» | Рейтинговая система оценивания | §17, выучить номенклатуру. Завершить работу по заполнению таблицы «Географическиие объекты, названные в честь русских первопроходцев».Вести дневник наблюдений за погодой | |||||||||
20 | 13.Вокруг света под русским флагом | Урок изучения нового материала | Знать: кто из российских мореплавателей совершил первое кругосветное плавание; кто открыл Антарктиду?; понятия Уметь: решать аналитические задачи, дискуссировать | Развивает чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознает свою ответственность за общее благополучие; | Умеет пользоваться критериями в ходе оценки и самооценки | Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста | Умеет критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту | Что такое айсберг? Из материалов гляциологии | Анализ путешествий, ответить на проблемные вопросы | Устный опрос | §18 подготовиться к зачету | |||||||||
21 | 14.Итоговый урок по разделу «История географических открытий» | Урок – зачет, тестирование | Знать: факты истории географических открытий; номенклатуру, понятия по разделу Уметь: анализировать географическую информацию, картографический материал, высказывать свою точку зрения | Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов | Умеет вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников | Создает модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме; Речевая культура | Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека | мини проекты, их защита, презентации | Разноуровневые задания | Комбинированный опрос | Повторить материал раздела | |||||||||
22 | 1.Мировой океан и его части | Урок практикум | Знать: что такое Мировой океан и его части; понятия Уметь: составлять краткую географическую характеристику природным объектам; работать с картами атласа | Умеет добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях, умеет доводить дело до конца | Оценивает свои силы и возможности для выполнения заданий | Преобразовывает модели с целью выявления общих законов | Умеет распределять функции и роли в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности | «Земля: вид из космоса» с использованием ИКТ | Работа с картами атласа, записи в тетради, заполнение таблицы, работа в к/к | Беседа, практические задания | §19, выучить номенклатуру, приготовить сообщения о животных океана | |||||||||
23 | 2.Значение Мирового океана для природы и человека П.Р. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли | Урок деловая игра | Знать: кто живет в Мировом океане?, значение океана для человека; условия обитания Уметь: выступать с использованием презентации, работать с картографическим материалом | Проявляет ответственность, обязательность при выполнении заданий | Умеет проследить связь между результатом и начальным замыслом действий | Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста Уровень речевой культуры | Умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Живой мир, материал биологии; презентации с использованием ИКТ | Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли | Рейтинговая система оценивания | §20, повторить понятия | |||||||||
24 | 3.Контрольная работа по теме «Мировой океан» | Урок контроль и коррекция знаний по теме «Мировой океан» | Знать: представления о Мировом океане, его частях, определения географического положения объектов Уметь: систематизировать знания | Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов | Оценивает свои силы и возможности для выполнения задачи | Умеет назвать существенные признаки объектов и явлений | Задания разного уровня | Письменный опрос | Повторить материал «Мировой океан» | |||||||||||
25 | 4. Путешествие по Евразии | Урок изучения нового материала | Знать: природу материка, его размеры и географическое положение, о природных «рекордсменах» материка Уметь: составлять краткую характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации | Знает и может рассказать, что ему интересно при изучении данной темы | Развивает исследовательские учебные действия | Создает модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме | Владеет монологической и диалогической формами речи, умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | «Горы Евразии», презентацию | Обозначение на к/к крупнейших государств материка. | Устный опрос | §21, Работа в контурной карте – нанести крупные государства. Вести дневник наблюдений за погодой. | |||||||||
26 | 5. Путешествие по Африке | Урок изучения нового материала | Знать: особенности природы Африки, закономерности изменения природы на материке Уметь: проводить исследовательские действия, развивать навыки работы с информацией | Знает основные принципы и правила отношения к природе, | Умеет объяснить, что сделал правильно, что сделал неправильно, и привести аргументы. | Умеет сравнивать объекты по существенным признакам Умеет из отдельных деталей сложить целостный объект Умеет найти в действиях причину (из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого) | Умеет критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту | «Животные Африки» , презентация | Работа с картами атласа, указать объекты в к/к | Устный опрос, оценивание презентации | §22, Заполнить таблицу по живым организмам. Вести дневник наблюдений за погодой | |||||||||
27 | 6. Путешествие по Северной Америке | Урок изучения нового материала | Знать: особенности природы и населения Северной Америки, понятия, объекты Уметь: работать с заданиями разного уровня, самостоятельно работать с картами атласа, делать выводы | Знает основные исторические события развития Америки | Составляет план выполнения учебной задачи и выполняет действия по задуманному плану | Самостоятельно ищет в различных источниках информацию, обрабатывает ее по критериям и делать выводы | Умеет сотрудничать: определяет общую цель, пути ее достижения; распределяет функции и роли в совместной деятельности; | «Индейцы – коренные жители Северной Америки», презентация | Работа с картами атласа, указать объекты в к/к | Устный опрос, оценивание презентации | §23, ответы на вопросы с.125. Нанести на контурную карту государства Северной Америки. Вести дневник наблюдений за погодой. | |||||||||
28 | 7. Путешествие по Южной Америке | Урок деловая игра | Знать: чем знаменита Южная Америка, об уникальных растениях и животных; понятия, объекты Уметь: представлять и анализировать информацию, работать с разными источниками географических знаний, дискуссировать | Умеет строить позитивные отношения с одноклассниками | Умеет вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников Пользуется критериями в ходе оценки и самооценки. | Развивает смысловое чтение, выстраивает речевые высказывания и составляет текст в устной и письменной формах | Умеет брать на себя инициативу в организации совместного действия Выполняет порученную групповую роль и обязанности Оказывает помощь и поддержку другим людям Оценивает совместные действия и свой вклад к них. | «Родина культурных растений», творческое задание курса биологии | Работа по картам атласа и к/к, номенклатура | Рейтинговая система оценивания | §24, Нанести на контурную карту государства Южной Америки. Вести дневник наблюдений за погодой. | |||||||||
29 | 8. Путешествие по Австралии | Урок изучения нового материала | Знать: где расположена Австралия, какие месяцы холодные, а какие теплые, кто живет в Австралии; понятия Уметь: сопоставлять географические карты различной тематики, составлять характеристику по картам атласа и картосхемам | Знает или имеет представление о других культурах, религиях, языках | Демонстрирует эмоциональную выдержанность в ситуации успеха/неуспеха Понимает причины своего неуспеха и находит способы выхода из этой ситуации | Развивает смысловое чтение, выстраивает речевые высказывания и составляет текст в устной и письменной формах | Умеет спорить без агрессии Заканчивает спор взаимным согласием. Критически относиться к своей позиции и признает свою неправоту | «Уникальный животный и растительный мир Австралии» с использованием ИКТ | Работа в к/к, выписатьгеографические объекты из текста учебника | Устный опрос | §25, ответить на вопросы ст Обозначить на контурной карте природные географические объекты. Вести дневник наблюдений за погодой р 137, | |||||||||
30 | 9. Путешествие по Антарктиде П.Р. Выполнение творческих заданий «Путешествие по планете Земля | Урок практикум | Знать: почему в Антарктиде холодно, кто живет на Южном полюсе; понятия Уметь: находить и применять географическую информацию, включая карты, статистический материал, ресурсы Интернета | Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов | Осуществляет действия: самонаблюдение, самоконтроль, самооценку | Развивает исследовательские учебные действия. Самостоятельно ищет и выделяет нужную информацию | Умеет взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли | «Природа материка» с использованием ИКТ | Выполн. итоговое задание по теме раздела стр 143 | Письменные задания разного характера | §26, ответы на вопросы с.142. Обозначить на контурной карте природные географические объекты. Вести дневник наблюдений за погодой | |||||||||
31 | 1.Что такое природа? Природа с.Комаровка | Урок изучения нового материала | Знать: что такое природа, объекты природы Уметь: применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами | Знает основные принципы и правила отношения к природе. Осознание ответственности человека за общее благополучие. | Изучает явления в природе на основе субъективного наблюдения | Умеет выстраивать речевые высказывания и составляет тексты в устной и письменной формах. Называет существенные признаки объектов и явлений | Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде | Создать слайды «Разнообразие объектов природы моего края» | Устный опрос | §27, творческое задание | ||||||||||
32 | 2.Облочки Земли П.Р. 1.Составить схему и описать «Объекты природы»; | Урок изучения нового материала | Знать: какие бывают оболочки Земли и чем они отличаются друг от друга, как взаимодействуют оболочки Земли Уметь: определять и оценивать свойства оболочек Земли, работать с таблицами, схемами | Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов. | Изучает явления в природе на основе субъективного наблюдения | Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте | Определяет общую цель, пути ее достижения | Составить схему «Природные объекты» | Устный опрос | §28, повторить раздел | ||||||||||
33 | 3.Итоговая контрольная работа | Урок обобщения и повторения | Знать: понятия, географическую номенклатуру, путешественников Уметь: объяснять природные явления и процессы, применять географическую информацию в решении задач | Умеет добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях, доводит дело до конца | Оценивает свои силы и возможности для выполнения заданий | Умеет сравнивать объекты по существенным признакам. Делать выводы | Письменные задания | Повторить раздел | ||||||||||||
34 | 4.Экскурсия лес «Встреча с природой» П.Р. Сделать фотоотчет и презентации по экскурсии | Урок полевой практикум | Что надо вспомнить: что такое природа, природный объект, оболочки Земли, стороны горизонта, компас Приборы и материал: компасы, блокноты, фотоаппарат | Выполняет здоровьесберегающие и безопасные правила поведения в полевых условиях | Выделяет и осознает , что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознает качество и уровень усвоения материала | Умеет сравнивать объекты по существенным признакам. Находит в действиях причину (из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого) | Умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий | Сделать фотоотчет по экскурсии, материал краеведения | Составить схемы, сделать зарисовки местности, фотографии | зачет | Повторить понятия и гео.номенклатуру за курс 5 класса |
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:
- Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, школьная метеостанция, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий;
- Постоянные и временные экспозиции;
- Комплект технических и информационно - коммуникативных средств обучения;
- Проектор;
- Аппаратура для записи и воспроизведения аудио и видеоинформации;
- Компьютер;
- Мультимедиа – проектор;
- Коллекция медиаресурсов;
- Выход в Интернет;
- Комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты путешественников);
- Библиотека учебной, программно-методической и научно-популярной литературы;
- Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ
- УМК (программа по географии автора Е.М. Домогацких, учебник для 5 класса «Введение в географию» - авторы Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков).
- Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Проектная деятельность школьников. Автор К.Н. Поливанова.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
- Стенд для постоянных и временных экспозиций.
- Учебная геоинформационная система.
- Стенд портретов выдающихся географов и путешественников.
- Справочно-информационная и научно-популярная литература.
- Глобус большой.
- Глобусы лабораторные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии 5 класс ( ФГОС)
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Составлена по требованиям ФГОС. ...
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС (Е.М. Домогацких)
Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МКОУ «Хомутовская средняя общеобразов...
рабочая программа по географии 5 класс ФГОС
рабочая программа по географии 5 класс...
Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Алексеев А.И., И.В. Ду...
Рабочая программа курса "География" 5 класс в соответствии с ФГОС
представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование согласно учебнику Плешакова, Сонина, Бариновой....
Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию»
Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательн...
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова.
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова. 34 часа (1 час в неделю)...