Элективный курс Географическое краеведение, 6класс Рабочая программа
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Цель и задачи программы: Организация освоения обучающимися содержания географического образования краеведческой направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_geograficheskoe_kraevedenie_6kl._rabochaya_programma.docx | 42.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Географическое краеведение» разработана на основе требований федерального и национально – регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а также с учётом нормативно-правовых документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» от 26.12.2012 г. № 273-ФЗ (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
- Президентской образовательной инициативы «Наша новая школа», 2010 г.;
- Методическое письмо МО РФ 2008 «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
- Постановления РФ от 19.03.2001 № 196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении»;
- Приказа Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 «Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»; - Санитарных правил 2.4.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” от 29.12.2010 г. № 189;
- Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»;
Приказа Министерства обороны РФ и Министерства образования РФ от 24.02.2010 г. № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах
- Авторской программы Ершовой Т.В. « Географическое краеведение» для общеобразовательных школ, 2006-2007г.
Особое внимание необходимо уделить времени, установленному для изучения географии в 6 классе в условиях модернизации образования. Например, в учебном плане предусмотрено уменьшение количества часов из федерального компонента до 35 часов в год. Это сокращение требует внутренней интеграции тем, расширения внеурочной работы, усиление проектной деятельности учащихся. Примерное календарно-тематическое планирование составлено для использования инновационного учебно-методического комплекса в рамках традиционной классно-урочной системы организации работы. Второй вариант планирования потребует от учителя значительного творчества в пределах содержания, определенного стандартом образования.
При планировании уроков учитель, работающий в 6 классе, должен учитывать особенности системы уроков в начальном курсе географии. В 6 классе каждая тема значительно отличается по своему содержанию и логике изложения. В связи с этим развита система обобщающего повторения, когда уроки-обобщения проводятся после каждой темы, завершая ее изучение. Также в 6 классе значительное количество времени должно быть отведено организации работы детей в классе с учебниками и учебными пособиями, отработки умений работы с настенной географической картой и атласом, с контурными картами.
Программой предусмотрено изучение на уроках краеведческого материала — местных, наиболее типичных и интересных в географическом отношении объектов, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует организации их самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время.
Изучение курса «Географическое краеведение» позволяет более глубоко изучить объекты и процессы окружающего мира, а также изучить свою местность и приобрести навыки по применению конкретных географических знаний и умений на практике. Центральное место в программе курса «Географическое краеведение» отведено краеведческому материалу, который наряду с теоретическими знаниями предполагает практическую исследовательскую, экскурсионную деятельность на местности. Именно краеведческий подход привносит в процесс обучения конкретность, личный социальный опыт, причастность к реальным проблемам родного посёлка, школы, семьи, страны. Новизна программы состоит в использовании краеведческого материала для выполнения практических работ по основам географии, в том числе на местности.
Особенность данной программы в том, что на каждом занятии осуществляется практическая и развивающая направленность учебно – познавательной деятельности учащихся, с применением исследовательской технологии и развития УУД. Это практические работы учебные игры, экскурсии, эксперименты в естественной природной среде, что соответствует требованиям ФГОС (второго поколения). При реализации данной программы в полной мере используются как традиционные, так и инновационные технологии.
Цель курса: Организация освоения обучающимися содержания географического образования краеведческой направленности.
Задачи курса:
дидактические:
- Углубление и расширение знаний при изучении начального курса физической географии
6 класс
- развитие исследовательских способностей учащихся 6-го класса в системе практических работ;
- формирование необходимых практических умений и навыков в процессе работы с картами и дополнительной литературой;
- поиск и систематизация информации географического характера учащимися;
- формирование географической культуры;
- формирование представлений целостной картины мира;
- представление и защита туристических проектов и маршрутов.
воспитывающие:
- осмысление природных и общественно-экономических закономерностей;
- воспитывать географическую культуру личности;
- воспитывать чувство патриотизма посредством общения с природой;
- формировать способности мыслить географически - на глобальном, региональном и локальном уровнях; - воспитывать экологическую культуру.
развивающие:
- развивать наглядно – образное и логическое мышление у учащихся;
- развивать исследовательские творческие компетенции;
- развивать умения работать с картой.
- развивать внимание, пространственное воображение; - развивать познавательную активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Атлас Свердловской области. Москва: Роскартография, 2005. Рабочая тетрадь для 5-8 классов – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2000. География Свердловской области: Учебное пособие для основной и средней школы – Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2006. Учебники и учебные пособия для учителя Экологическая карта Свердловской области. Учебная карта по курсу «География Свердловской области». Масштаб 1: 2 500 000. Автор В.Г. Капустин. М., Роскартография, 1993. Физическая карта Свердловской области (учебная карта), стенная карта масштаба1: 750 000. М., Роскартография, 1998. Охраняемые объекты в Свердловской области. Авторы Н.П. Архипова и В.В. Ипполитов. Настенная карта масштаба 1: 500 000. Екатеринбург, 1994. Золотой CD-ROM Свердловской области: Ландшафты Урала, Столица Урала, Наследие времён, Наука и образование, Промыслы и ремёсла, Промышленность. Екатеринбург, Изд-во «Баско», 1996. Коллекции горных пород и минералов, гербарии растений. Видеофильмы и слайд фильмы о родном крае.
Содержание курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:
- анализ географических карт;
- анализ статистических данных;
- подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации;
- создание презентаций.
Учебно-познавательная деятельность может быть индивидуальной и групповой.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Количество часов | В том числе теории | В том числе практики |
1 | Введение | 2 | 1 | 1 |
2 | Уральский меридиан | 6 | 3 | 3 |
3 | Уральские кладовые | 4 | - | 4 |
4 | Уральский вклад в мировой влагооборот | 3 | - | 3 |
5 | Уральская погода | 2 | 1 | 1 |
| Итого за год: 17часов 1 час в неделю |
Содержание
Тема 1. Введение (2ч.)
Занятие №1 Краеведение – наука о природе и истории родной земли, её населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение краеведения для человека и общества; особенности курса. Современные краеведческие исследования: их цели, формы организации и методы. Практическая работа №1: Организация и обучение методам и приёмам учебной работы. Поиск и коллекционирование краеведческой информации.
Занятие №2 Практическая работа №2: Освоение карты – упражнения вводные, пробные, тренировочные – нахождение своей местности на картах мира, России, Урала, Свердловской области, топографических картах, лесопожарных картах, спортивных, туристических картах и картосхемах, космических снимках Земли.
Тема 2. Уральский меридиан (6ч.)
В КЛАССЕ
Занятие №3 Практическая работа №3: Освоение карты: Определение на плане своей местности направлений, расстояний, азимутов, абсолютной и относительной высоты точки. Тренировочное упражнение «Выше – ниже – ровно» по сравнению высот известных точек местности при чтении различных карт. Азимутальный ход. Чтение рельефа на картах с использованием горизонталей. Упражнение по сказу П.П. Бажова «Васина горка». Занятие №4 Практическая работа №4 Освоение карты: пришкольный участок местности на топографических картах и др. картографических источниках. Упражнения пробные, контрольное, тренировочные – выбор масштаба для составления плана класса, двора, спортивной площадки исходя из размеров территории и размеров бумаги. Выбор условных знаков для оформления составленного плана участка местности. Занятие №5 Упражнения тренировочные, контрольные – камеральная работа по оформлению составленных планов в соответствии с образцом. Занятие №6 Освоение карты: Упражнения тренировочные – рассматривание глобусов и поиск на них своей местности по географическим координатам. Мотивационное упражнение «Глобус Свердловской области». Практическая работа №5: Определение по географическим координатам точек и обозначение их на контурной карте области. Тренировочное упражнение «Глобус гладкая модель?» Роль цвета на картах и глобусах при изображении неровностей земной поверхности. Тренировочное упражнение «Шкала высот и глубин в нашем классе».
НА МЕСТНОСТИ:
Занятие№7 Практическая работа №6: упражнения вводные, пробные – ориентирование на местности: определение направлений и расстояний, азимут. Мотивационное упражнение «Кельтское колесо». Занятие№8 Практическая работа №7: упражнения пробные – освоение глазомерной и полярной съёмок участка местности.
Тема 3. Уральские кладовые (4ч.)
Занятие№9 Условия и краткая история возникновения участка литосферы своей местности. Освоение карты: Упражнения вводные, пробные, тренировочные – чтение геологических и тектонических карт своей местности. Мотивационно – развивающее упражнение «Где полоз полз?». Практическая работа №:8 с коллекций горных пород магматического происхождения в своей местности.
Занятие№10 Практическая работа №9 : с коллекцией горных пород и минералов своей местности: осадочного происхождения.
Занятие№11 Практическая работа №10 : с коллекцией горных пород и минералов своей местности метаморфического происхождения.
Занятие№12 Практическая работа №:11: упражнения пробные, тренировочные, контрольные – описание гор и равнин своей местности по плану, иллюстрациям и картам. Изменение во времени гор и равнин. История движения земной коры в своей местности. Влияние человека на изменение рельефа. Тренировочное упражнение: «Была гора высокая – стала яма глубокая».
Тема 4. Уральский вклад в мировой влагооборот
Занятие№13 Роль природных объектов своей местности в кругообороте. Связь своей территории с Мировым океаном и его частями. Остатки морского прошлого на территории нашей области. Практическая работа №12: Освоение карты: Упражнения пробные, тренировочные, контрольные – нанесение на контурную карту объектов гидросферы, иллюстрирующих связь данной местности с Мировым океаном.
Занятие№14
Практическая работа №13: Освоение карты: Упражнения вводные, пробные – выделение истока, устья, водораздела, бассейна главной реки данной местности.
Упражнения тренировочные, контрольные – обозначение на контурной карте своей местности рек, озёр, болот, подземных вод, ледников, мерзлоты, прудов, водохранилищ своей местности (как вариант – в пределах водосборного бассейна главной реки). Практическая работа №14: Освоение карты: Упражнения вводные, пробные – картографическое исследование «Гидронимы и люди»
Занятие№15 Практическая работа №15: упражнения контрольные – описание географического положения рек.
Тема 4. Уральская погода.
Занятие№16 Атмосфера над Уралом – её состав, строение, изменение. Охрана атмосферного воздуха. Высота Солнца над горизонтом и продолжительность дня в марте, июне, сентябре и декабре в связи с суточным и годовым вращением Земли.
Занятие№17 Погода своей местности Практическая работа №16: Упражнения вводные, пробные – построение графика суточного хода температур воздуха по данным школьного календаря наблюдений за погодой. Упражнения тренировочные контрольные – сравнение данных о средней температуре в разные времена года в зависимости от высоты Солнца над горизонтом.
Ожидаемый результат
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- удовлетворять познавательные потребности на основе исследовательской деятельности, - использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в своем регионе;
- описывать природные объекты на основе различных источников информации
Муниципальное казенное образовательное учреждения Новолялинского городского округа
«Павдинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на педсовете № Директор М.П. Анкушин
от .08 2015г. « » ______________2014г.
Географическое краеведение
программа элективного курса
Автор: Стольникова Е.В.
Учитель географии
1 кв. категория
2015- 2016 уч.г
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Атлас Свердловской области. Москва: Роскартография, 2005. Рабочая тетрадь для 5-8 классов – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2000. География Свердловской области: Учебное пособие для основной и средней школы – Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2006. Учебники и учебные пособия для учителя Экологическая карта Свердловской области. Учебная карта по курсу «География Свердловской области». Масштаб 1: 2 500 000. Автор В.Г. Капустин. М., Роскартография, 1993. Физическая карта Свердловской области (учебная карта), стенная карта масштаба1: 750 000. М., Роскартография, 1998. Охраняемые объекты в Свердловской области. Авторы Н.П. Архипова и В.В. Ипполитов. Настенная карта масштаба 1: 500 000. Екатеринбург, 1994. Золотой CD-ROM Свердловской области: Ландшафты Урала, Столица Урала, Наследие времён, Наука и образование, Промыслы и ремёсла, Промышленность. Екатеринбург, Изд-во «Баско», 1996. Коллекции горных пород
3. Электронные сайты
1.http://fns.nspu.ru/resurs/fisgeo.ru
2.http://www.museum.msu.ru
3.http://www.scholar.ru/tag.php?tag_id=14497
4.http://magiclibrary.ex6.ru/album2.php
7.http://edc.tversu.ru/ext/plan.pdf
8.http://eko-r.ucoz.ru/news/metody_geograficheskikh_issledovanij/
9.http://otherreferats.allbest.ru/geography/
10.http://slovari.yandex.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»
Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»...
Рабочая программа элективного курса "Духовное краеведение. Культура русского народа"
Программа расчитана на 3 года, на параллели7-9классов....
Программа элективного курса по краеведению для 6-7 классов.
Программа курса предназначен для учащихся 6-7 классов основной школы, лицеев, гимназий как дополняющий разделы базового географического образования, может быть представлен как внеклассная работа...
Рабочая программа элективного курса "Географический мир"
С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного элективного курса. Данное пособие составлено для организации занятий электива, н...
Программа элективного курса «ПРАВОСЛАВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ»; Рецензия к Программе
Вопросы изучения литературы родного края, а также православного краеведения, православной литературы, в настоящее время очень важны и актуальны. Сегодня причиной всех наших бедствий является стр...
Рабочая программа элективного курса "Географические задачи"
Курс предназначен для учащихся 9-11 классов для углубленного узучения практической части географии....