Элективный курс Географическое краеведение, 6класс Рабочая программа
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Цель и задачи программы: Организация освоения обучающимися содержания географического образования краеведческой направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                                                                                             Программа курса «Географическое краеведение» разработана на основе требований федерального и национально – регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а также с учётом нормативно-правовых документов:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» от 26.12.2012 г. № 273-ФЗ (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
  • Президентской образовательной инициативы «Наша новая школа», 2010 г.;
  • Методическое письмо МО РФ 2008 «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
  • Постановления РФ от 19.03.2001 № 196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении»;                                                                                                                                                                                                          
  • Приказа Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказа  Министерства образования и науки РФ  от 30.08.2010 г №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы  для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г.  N 1312 «Об  утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ  от 03.06.2011 № 1994 «Изменения, которые вносятся  в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ  от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных
    образовательных стандартов начального общего, основного общего и 
    среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом 
    Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;
  • Санитарных правил 2.4.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” от 29.12.2010 г. № 189;
  • Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ;
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»;

Приказа Министерства обороны РФ и Министерства образования РФ от 24.02.2010 г. № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах                                                                  

  • Авторской программы Ершовой Т.В. « Географическое краеведение» для общеобразовательных школ, 2006-2007г.                                                                                                                                                                                                                    

Особое внимание необходимо уделить времени, установленному для изучения географии в 6 классе в условиях модернизации образования. Например, в учебном плане предусмотрено уменьшение количества часов из федерального компонента до 35 часов в год. Это сокращение требует внутренней интеграции тем, расширения внеурочной работы, усиление проектной деятельности учащихся. Примерное календарно-тематическое планирование составлено для использования инновационного учебно-методического комплекса в рамках традиционной классно-урочной системы организации работы. Второй вариант планирования потребует от учителя значительного творчества в пределах содержания, определенного стандартом образования.

При планировании уроков учитель, работающий в 6 классе, должен учитывать особенности системы уроков в начальном курсе географии. В 6 классе каждая тема значительно отличается по своему содержанию и логике изложения. В связи с этим развита система обобщающего повторения, когда уроки-обобщения проводятся после каждой темы, завершая ее изучение. Также в 6 классе значительное количество времени должно быть отведено организации работы детей в классе с учебниками и учебными пособиями, отработки умений работы с настенной географической картой и атласом, с контурными картами.

Программой предусмотрено изучение на уроках краеведческого материала — местных, наиболее типичных и интересных в географическом отношении объектов, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует организации их самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время.

Изучение курса «Географическое краеведение» позволяет более глубоко изучить объекты и процессы окружающего мира, а также изучить свою местность и приобрести навыки по применению конкретных географических знаний и умений на практике.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Центральное место в программе курса «Географическое краеведение» отведено краеведческому материалу, который наряду с теоретическими знаниями предполагает практическую исследовательскую, экскурсионную деятельность  на местности.  Именно краеведческий подход привносит в процесс обучения конкретность, личный социальный опыт, причастность к реальным проблемам родного посёлка, школы, семьи, страны.  Новизна программы состоит в использовании краеведческого материала для выполнения практических работ по основам географии, в том числе на местности.

Особенность данной программы в том, что на каждом занятии  осуществляется практическая и развивающая  направленность учебно – познавательной деятельности учащихся, с применением исследовательской технологии и развития УУД.  Это практические работы  учебные игры, экскурсии, эксперименты в естественной природной среде, что  соответствует требованиям ФГОС (второго поколения).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               При реализации данной программы  в полной мере используются как традиционные, так и инновационные технологии. 

Цель курса: Организация освоения обучающимися содержания географического образования краеведческой направленности.                                                                          

Задачи курса:

дидактические:

- Углубление и расширение знаний при изучении начального курса физической географии    

  6 класс

- развитие исследовательских способностей учащихся 6-го класса в системе практических работ;

- формирование необходимых практических умений и навыков в процессе работы    с картами и дополнительной литературой;

-  поиск и систематизация информации географического характера учащимися;

- формирование географической культуры;  

- формирование представлений целостной картины мира;

-  представление и защита  туристических проектов и маршрутов.  

воспитывающие:

-  осмысление природных и общественно-экономических закономерностей;

- воспитывать географическую культуру личности;

- воспитывать чувство патриотизма посредством общения с природой;

- формировать способности мыслить географически - на глобальном,  региональном и локальном уровнях;                                                                                                                                    - воспитывать  экологическую культуру.

развивающие:

- развивать наглядно – образное и логическое мышление у учащихся;

- развивать исследовательские творческие компетенции;                                                                                                                              

- развивать умения работать с картой.

- развивать  внимание, пространственное воображение;                                                                                                     - развивать  познавательную активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ                                                                                                                            Атлас Свердловской области. Москва: Роскартография, 2005.                                                                                                      Рабочая тетрадь для 5-8 классов – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2000.  География  Свердловской области: Учебное пособие для основной и средней школы – Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2006.                                                                           Учебники и учебные пособия для учителя  Экологическая карта Свердловской области. Учебная карта по курсу «География  Свердловской области». Масштаб 1: 2 500 000. Автор В.Г. Капустин. М., Роскартография, 1993. Физическая карта  Свердловской области (учебная карта), стенная карта масштаба1: 750 000. М., Роскартография, 1998. Охраняемые объекты в  Свердловской области. Авторы Н.П. Архипова и В.В. Ипполитов. Настенная карта масштаба 1: 500 000. Екатеринбург, 1994.                                                                                                                                    Золотой CD-ROM   Свердловской области: Ландшафты Урала, Столица Урала, Наследие времён, Наука и образование, Промыслы и ремёсла, Промышленность. Екатеринбург, Изд-во «Баско», 1996. Коллекции горных пород и минералов, гербарии растений. Видеофильмы и слайд фильмы о родном крае.                                                                    

Содержание курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

- анализ  географических карт;

- анализ статистических данных;

- подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации;

- создание презентаций.

Учебно-познавательная деятельность может быть индивидуальной и групповой.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Название темы

Количество часов

В том числе теории

В том числе практики

1

Введение

2

1

1

2

Уральский меридиан

6

3

3

3

Уральские кладовые

4

-

4

4

Уральский вклад в мировой влагооборот

3

-

3

5

Уральская погода

2

1

1

 

Итого за год: 17часов                          1 час в неделю

 Содержание                                                                          

Тема 1. Введение (2ч.)                                                                                                                        

Занятие №1  Краеведение – наука о природе и истории родной земли, её населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение краеведения для человека и общества; особенности курса. Современные краеведческие исследования: их цели, формы организации и методы.                                                                                                           Практическая работа №1: Организация и обучение методам и приёмам учебной работы. Поиск и коллекционирование краеведческой информации.                                                        

Занятие №2 Практическая работа №2: Освоение карты  –  упражнения вводные, пробные,  тренировочные  –  нахождение своей  местности на картах  мира,  России, Урала, Свердловской  области, топографических  картах, лесопожарных  картах, спортивных, туристических  картах и картосхемах, космических снимках Земли.                                            

Тема 2. Уральский меридиан (6ч.)                                                                                                  

В КЛАССЕ

Занятие №3 Практическая работа №3: Освоение карты: Определение на плане своей местности направлений, расстояний, азимутов, абсолютной и относительной высоты точки. Тренировочное упражнение «Выше – ниже – ровно» по сравнению высот известных точек местности при чтении различных карт. Азимутальный ход. Чтение рельефа на картах с использованием горизонталей. Упражнение по сказу П.П. Бажова «Васина горка».                                                                                                                             Занятие №4 Практическая работа №4 Освоение карты: пришкольный участок местности на топографических картах и др. картографических источниках. Упражнения пробные, контрольное, тренировочные – выбор масштаба для составления плана класса, двора, спортивной площадки исходя из размеров территории и размеров бумаги. Выбор условных знаков для оформления составленного плана участка местности.                                                                          Занятие №5 Упражнения тренировочные, контрольные – камеральная работа по оформлению составленных планов в соответствии с образцом.                                                                                                                                                         Занятие №6 Освоение карты: Упражнения тренировочные – рассматривание глобусов и поиск на них своей местности по географическим координатам. Мотивационное упражнение «Глобус Свердловской области».                                                                  Практическая работа №5: Определение по географическим координатам точек и обозначение их на контурной карте области. Тренировочное упражнение «Глобус гладкая модель?» Роль цвета на картах и глобусах при изображении неровностей земной поверхности. Тренировочное упражнение «Шкала высот и глубин в нашем классе».                                            

НА МЕСТНОСТИ:                                                                                          

Занятие№7 Практическая работа №6: упражнения вводные, пробные – ориентирование на местности: определение направлений и расстояний, азимут. Мотивационное упражнение «Кельтское колесо».                                                                                                                Занятие№8 Практическая работа №7: упражнения пробные – освоение глазомерной и полярной съёмок участка местности.

Тема 3. Уральские кладовые (4ч.)                                                                    

Занятие№9 Условия и краткая история возникновения участка литосферы своей местности. Освоение карты:  Упражнения вводные, пробные, тренировочные – чтение геологических и тектонических карт своей местности. Мотивационно – развивающее упражнение «Где полоз полз?».                                                                                              Практическая работа №:8 с коллекций горных пород магматического происхождения в своей местности.                                                                                                                                    

Занятие№10 Практическая работа №9 :  с коллекцией горных пород  и минералов своей местности: осадочного происхождения.

Занятие№11 Практическая работа №10 :  с коллекцией горных пород  и минералов своей местности метаморфического происхождения.

Занятие№12 Практическая работа №:11: упражнения пробные, тренировочные, контрольные – описание гор и равнин своей местности по плану, иллюстрациям и картам. Изменение во времени гор и равнин. История движения земной коры в своей местности. Влияние человека на изменение рельефа. Тренировочное упражнение: «Была гора высокая – стала яма глубокая».

Тема 4. Уральский вклад в мировой влагооборот

Занятие№13 Роль природных объектов своей местности в кругообороте. Связь своей территории с Мировым океаном и его частями. Остатки морского прошлого на территории нашей области.                                                                                                Практическая работа №12:   Освоение карты:   Упражнения пробные, тренировочные, контрольные –  нанесение  на контурную карту объектов гидросферы, иллюстрирующих связь данной местности с Мировым океаном.                                    

Занятие№14                                                  

Практическая работа №13: Освоение карты:   Упражнения  вводные, пробные – выделение истока, устья, водораздела, бассейна главной реки данной местности.

Упражнения  тренировочные, контрольные –  обозначение на контурной карте своей местности рек,  озёр, болот, подземных вод,  ледников, мерзлоты, прудов, водохранилищ своей местности (как вариант – в пределах водосборного бассейна главной реки). Практическая работа №14: Освоение карты:   Упражнения  вводные, пробные – картографическое исследование «Гидронимы и люди»

Занятие№15  Практическая работа №15: упражнения  контрольные – описание географического положения   рек.                                          

Тема 4. Уральская погода.

Занятие№16   Атмосфера над Уралом – её состав, строение, изменение. Охрана атмосферного воздуха. Высота Солнца над горизонтом и продолжительность дня в марте, июне, сентябре и декабре в связи с суточным и годовым вращением Земли.

Занятие№17  Погода своей местности                                                                                                                                    Практическая работа №16:    Упражнения  вводные, пробные – построение графика суточного хода температур воздуха по данным школьного календаря наблюдений за погодой.                                                                                                                                           Упражнения тренировочные контрольные – сравнение данных о средней температуре в разные времена года в зависимости от высоты Солнца над горизонтом.

Ожидаемый результат

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- удовлетворять познавательные потребности  на основе исследовательской деятельности,                                                                                                                                               - использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в своем регионе;

-  описывать природные объекты на основе различных источников информации

Муниципальное казенное образовательное учреждения                                                                                                                                       Новолялинского городского округа

«Павдинская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТА                                                                                                                                     УТВЕРЖДЕНА

на педсовете №                                                                                                             Директор                       М.П. Анкушин

от .08 2015г.                                                                                                                 «    » ______________2014г.

Географическое краеведение

программа элективного курса

                                                                                                                                 Автор: Стольникова Е.В.

                                                                                                                        Учитель географии

                                                                                                                1 кв. категория

                                                                                          2015- 2016 уч.г

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ                                                                                                                            Атлас Свердловской области. Москва: Роскартография, 2005.                                                                                                      Рабочая тетрадь для 5-8 классов – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2000.  География  Свердловской области: Учебное пособие для основной и средней школы – Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2006.                                                                           Учебники и учебные пособия для учителя  Экологическая карта Свердловской области. Учебная карта по курсу «География  Свердловской области». Масштаб 1: 2 500 000. Автор В.Г. Капустин. М., Роскартография, 1993. Физическая карта  Свердловской области (учебная карта), стенная карта масштаба1: 750 000. М., Роскартография, 1998. Охраняемые объекты в  Свердловской области. Авторы Н.П. Архипова и В.В. Ипполитов. Настенная карта масштаба 1: 500 000. Екатеринбург, 1994.                                                                                                                                    Золотой CD-ROM   Свердловской области: Ландшафты Урала, Столица Урала, Наследие времён, Наука и образование, Промыслы и ремёсла, Промышленность. Екатеринбург, Изд-во «Баско», 1996. Коллекции горных пород

3. Электронные сайты

1.http://fns.nspu.ru/resurs/fisgeo.ru  

2.http://www.museum.msu.ru

3.http://www.scholar.ru/tag.php?tag_id=14497 

4.http://magiclibrary.ex6.ru/album2.php 

5.http://zemlevedy.ucoz.ru 

6.http://www.booksshare.net

7.http://edc.tversu.ru/ext/plan.pdf 

8.http://eko-r.ucoz.ru/news/metody_geograficheskikh_issledovanij/

9.http://otherreferats.allbest.ru/geography/

10.http://slovari.yandex.ru/

11.http://www.twirpx.com/files/common/geography/discovers/ 

12.www.ecosystema.ru

13.http://geo.web.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»...

Программа элективного курса по краеведению для 6-7 классов.

Программа курса предназначен для учащихся 6-7  классов основной школы, лицеев, гимназий как дополняющий разделы базового географического образования, может быть представлен как внеклассная работа...

Рабочая программа элективного курса "Географический мир"

С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного элективного курса. Данное пособие составлено для организации занятий электива, н...

Программа элективного курса «ПРАВОСЛАВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ»; Рецензия к Программе

Вопросы изучения литературы родного края, а также православного краеведения, православной литературы, в настоящее время очень важны и актуальны.  Сегодня причиной всех наших бедствий является стр...

Рабочая программа элективного курса "Географические задачи"

Курс предназначен для учащихся 9-11 классов для углубленного узучения практической части географии....