авторская программа элективного курса по краеведению
элективный курс на тему
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ « Средняя общеобразовательная школа №2 р. п. Дергачи»
Дергачевского муниципального района
Саратовской области
Авторская программа
элективного курса по краеведению
« Это родины просторы, это родина моя…»
утвержден на заседании методического совета
учителей предметников
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 р. п. Дергачи»»
12 сентября 2016 года
Разработан: Адылгиреевой Ардактиной Бисенгалиевной,
учителем истории и обществознания высшей квалификационной категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 р. п. Дергачи» Дергачевского района Саратовской области
Программа элективного курса« Это родины просторы, это родина моя…»
Пояснительная записка
Концепция модернизации российской системы образования определяет важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующего развитию склонностей, способностей, интересов детей. Современное образование, ориентированное на создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуальных и творческих способностей школьников, неизбежно встречается с рядом проблем, которые невозможно решить без изменения целей, задач, содержания и методов обучения.
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественнонаучного цикла. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей.
Изучение края необходимо для учащихся, чтобы он:
- понимал свою связь с окружающим микросоциумом; грамотно взаимодействовал с ним;
- осознавал ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края; для России;
- осознавал проблемы окружающего микромира;
- интересовался жизнью края, умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений; о трудоустройстве.
Разработанный курс в контексте компетентностного подхода создает деятельностную основу для изучения краеведения и развития исследовательской деятельности у школьников. Активная, осознанная познавательная практическая деятельность обучающихся в окружающей среде является также обязательным условием выполнения практической части федерального компонента стандарта.
Д.С. Лихачёв писал: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принимать участие и большие учёные, и школьники».
Элективный курс «Это родины просторы, это родина моя …» рассчитан на 17 часов и предназначен для обучающихся 9-х классов в качестве предметно-ориентированного курса, направленного на выбор гуманитарного профиля. Важная особенность предложенного курса заключается и в том, что он может быть рекомендован слушателям разных профилей. При этом в одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания в выбранных в соответствии с профилем предметов, а в другом нести общезначимую гуманитарную направленность, способствовать развитию краеведческой грамотности.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность, целостность, объективность, научность, доступность, реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы.
Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного обучения и обладает новизной для обучающихся.
Цель курса: Целью изучения истории в данном курсе являются:
формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления исторического опыта, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества.
Задачи курса: Обучающие: формирование потребности в углубленном изучении истории, культуры, природы родного края, села. Обучение основам исследовательской работы через формирование навыков работы с историческими источниками, схемами, диаграммами, мемуарной, научно-популярной литературой и периодической печатью. Формирование навыков работы с компьютером через изучение компьютерных программ Microsoft Word, Microsoft Excel, Power Point и др. и использование Интернета.
Воспитательные: развитие коллективизма, взаимовыручки; привитие любви к историческому наследию родного края, села, чувства сопричастности к событиям региона, бережного отношения к историко – культурному наследию, стремления укреплять и приумножать это достояние. Формирование толерантного мышления.
Развивающие: развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний и физическому самосовершенствованию; умений преодолевать трудности; развитие критического, креативного мышления; развитие коммуникативных навыков и навыков публичного выступления; формирование информационной культуры.
Оздоровительные: оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды: участие в оздоровительных походах выходного дня, прогулках.
В соответствии с данными задачами в содержании элективного курса «Это родины просторы, это родина моя…» выделяются два раздела. Раздел «Наш край», направлен на расширение знаний по истории родного края за счёт занимательных фактов и сведений.
Раздел «Краеведческое исследование», направлен на формирование исследовательских умений и навыков. Изучение курса способствует проявлению и реализации исследовательской активности воспитанников, удовлетворению повышенной познавательной потребности школьников, определению детьми своей области интересов.
Предполагаемые результаты: Представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания. Факт осознанного продолжения изучения истории края и истории вообще; участие команды обучающихся данного элективного курса в исторических интеллектуальных играх, научно-практических конференциях; высокий уровень познавательной активности; толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания.
Методическое обеспечение
Среди методов обучения приоритет отдается методам, стимулирующим активную самостоятельную познавательную и творческую деятельность обучающихся: проблемные лекции, дискуссии, семинары, защиты проектов и др.
Методами диагностики выступают: наблюдение учителя за состоянием и деятельностью детей; результативность деятельности ребенка согласно разработанным показателям; участие в интеллектуальных мероприятиях; «портфолио» и другие средства оценивания и учета достижений обучающихся; анализ продуктов деятельности (творческих работ).
При реализации программы соблюдается дифференцированный подход в обучении. Формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков обучающихся: различные виды тестов и заданий поискового и творческого характера.
Ведущие формы работы: работа по исследовательским и творческим проектам; научно-практические конференции и семинары; творческие конкурсы и интеллектуальные игры.
Элективный курс предусматривает как классно-урочную, лекционно-практическую систему, так и использование личностно-ориентированных педагогических технологий. На занятиях используется фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Занятия проводятся в форме экскурсий, практикумов, семинаров, игр, конференций.
Используются методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного обучения, частично-поисковые, исследовательские (беседы, наблюдения, эксперименты, интервью).
Обучающиеся осваивают следующие этапы организации исследования:
- актуализация проблемы,
- определение сферы исследования,
- выбор темы,
- выдвижение гипотез,
- выявление и систематизация подходов к решению,
- определение последовательности проведения исследования,
- сбор и обработка информации,
- анализ и обобщение полученного материала, подготовка отчета,
- презентация результатов исследования,
- обсуждение итогов завершенной работы.
Ресурсное обеспечение:
1. Техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ к Интернету.
2. Использование ресурсов школьного музея
3. Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, справочники.
4. Дидактический материал: карточки и индивидуальные задания по темам курса.
Содержание программы
Введение. (1 час)
Цели, задачи и содержание элективного курса. Краеведение, как наука. Область применения. Вводное анкетирование и тестирование.
Раздел 1. Наш край. (10 часов)
Тема 1. Историческая ономастика (1 час).
Ономастика как вспомогательная историческая дисциплина. Микротопонимика села Дергачи.
Тема 2. Судьбы, связанные с родным краем. (4 часа)
Народные герои, исторические личности, деятели культуры и т.д. Роль знаменитых личностей в становлении и развитии нашего края, села.
Тема 3.Дорога к храму. (2 часа)
Мечеть и церковь села Дергачи. Школа при медресе и воскресная церковная школа.
Тема 4. Мой край родной. (3 часа).
Сбор краеведческого материала по обозначенному содержанию с использованием выбранных методик. Результат исследования в виде конкретных выводов.
Методы работы с устными краеведческими источниками. О чём рассказывают старожилы.
Форма подведения итогов: составление экскурсионного маршрута по местности своего села.
Раздел 2. Краеведческое исследование. (6 часов)
Тема 1. Подготовительный этап краеведческого исследования. (1 час)
Организация исследовательской деятельности по краеведению. Проблема и гипотеза, объект и предмет исследования.
Тема 2. Целевой этап краеведческого исследования. (1 час)
Цель краеведческого исследования и поиск путей ее реализации через фиксирование задач и необходимых методов экспериментальной работы. Алгоритм исследования.
Тема 3. Поисковый этап краеведческого исследования. (2 часа)
Сбор краеведческого материала по обозначенному содержанию с использованием выбранных методик. Результат исследования в виде конкретных выводов.
Тема 4. Аналитический этап краеведческого исследования. (1 час)
Оценка краеведческого исследования. Оформление и презентация исследования.
Форма подведения итогов: краеведческая викторина «Наш любимый край».
Заключение.1 час)
Защита коллективных проектов и индивидуальных краеведческих исследований.
Тематическое планирование
№ | Тематика разделов | Темы занятий | Содержание | Часы | ||
Всего | Тео-рия | Практика | ||||
Введение | Значение истории. Место краеведения в системе гуманитарного образования. Цели, задачи и содержание элективного курса. Вводное анкетирование и тестирование. | 1 | 1 | 0 | ||
Раздел 1. Наш край. | 10 | 5 | 5 | |||
1.1 | Историческая ономастика. | Ономастика как вспомогательная историческая дисциплина. Составные части ономастики. Виды топонимов. Исследование онимических особенностей нашего края. | 1 | 1 | 0 | |
1.2 | Судьбы, связанные родным краем. | Народные герои, исторические личности, деятели культуры и т.д. Роль знаменитых личностей в становлении и развитии нашего края, села. | 4 | 2 | 2 | |
1.3 | Дорога к храму. Образование на селе. | Нарративные источники по истории родного края и методы их исследования. Толерантность народов живущих на селе. | 2 | 1 | 1 | |
1.4 | Мой край родной. | Методы работы с устными краеведческими источниками. О чём рассказывают старожилы. Сбор краеведческого материала по обозначенному содержанию с использованием выбранных методик. Результат исследования в виде конкретных выводов | 3 | 0 | 3 | |
Раздел 2. Краеведческое исследование | 6 | 3 | 3 | |||
2.1 | Подготови-тельный этап краеведческого исследования. | Организация исследовательской деятельности по краеведению. Проблема и гипотеза, объект и предмет исследования. | 1 | 1 | 0 | |
2.2 | Целевой этап краеведческого исследования. | Цель краеведческого исследования и поиск путей ее реализации через фиксирование задач и необходимых методов экспериментальной работы. Алгоритм исследования. | 1 | 1 | 0 | |
2.3 | Поисковый этап краеведческого исследования. | Сбор краеведческого материала по обозначенному содержанию с использованием выбранных методик. Результат исследования в виде конкретных выводов. | 2 | 0 | 2 | |
2.4 | Аналитический этап краеведческого исследования. | Оценка краеведческого исследования. Оформление и презентация исследования. Перспективы работы. | 1 | 1 | 0 | |
2.5 | Краеведческая научно – практическая конференция. « Земля, исхоженная с детства, в сто раз дороже мне других…» Защита проекта. | Школьная конференция исследовательских работ. Выступление с докладами на конференции. Презентация результатов проделанной работы. Представление результатов. Выступление. | 1 | 0 | 1 | |
Итого | 17 | 9 | 8 |
Результативность программы
Критерии | Показатели | Способ отслеживания |
Сформированность системы краеведческих знаний. | Обучающийся владеет: понятиями, датами, фактами, законами, закономерностями развития человечества. Обучающийся умеет работать с документами, научно-популярной и справочной литературой. Обучающийся умеет применять знания в нестандартных ситуациях. | Тестовые задания. Проверочные работы. Творческие и исследовательские проекты. |
Владение навыками исследовательской деятельности. | Обучающийся знает этапы исследовательской деятельности, планирует деятельность, умеет формировать положительную мотивацию к деятельности | Наблюдение. Оценка коллективных проектов и индивидуальных исследований. |
Развитие коммуникативной культуры. | Обучающийся самостоятельно, свободно проявляет способность к совместной работе, умеет вести диалог, дискуссию, понимать точку зрения другого человека. | Наблюдение, работа в группах Методика: изучение личностных сфер ребенка. |
Сформированность логических операций | Сформированность логических операций: анализа, синтеза, систематизации, классификации, абстрагирования. | Задания на логику мышления. Методика определения способности самоуправления деятельностью. |
Список литературы:
1. Закон РФ «Об образовании».
3.Зарипов Р. «Краеведение и школьный музей – центр воспитания гражданственности и национального самосознания». Казань,1997
4. Российская педагогическая энциклопедия/под. ред. В.В. Давыдова. - М., 1993.
5. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Учебное пособие. - М., 2006.
6. Саттаров Г.Ф. Ономастика Поволжья //Материалы международной конференции. – К., 2010.
7. История Саратовского края.
8. Черкасова Е.В. Радуга над полем. Саратов. ООО «Приволжское издательство», 2007.
Интернет ресурсы:
1.www.ru.wikipedia.org>Дергачи (Саратовская область)
2. www.moyaokruga.ru>Знамя труда
3.yandex.ru|images>дергачи саратовская область
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»
Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»...
Рабочая программа элективного курса "Духовное краеведение. Культура русского народа"
Программа расчитана на 3 года, на параллели7-9классов....
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...
Программа элективного курса по краеведению для 6-7 классов.
Программа курса предназначен для учащихся 6-7 классов основной школы, лицеев, гимназий как дополняющий разделы базового географического образования, может быть представлен как внеклассная работа...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Программа элективного курса «ПРАВОСЛАВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ»; Рецензия к Программе
Вопросы изучения литературы родного края, а также православного краеведения, православной литературы, в настоящее время очень важны и актуальны. Сегодня причиной всех наших бедствий является стр...
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...