Открытый урок в 8 классе по теме "Рельеф России"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Данный урок является пятым, заключительным при изучении раздела «Рельеф России». Урок – игра с использование современных образовательных технологий. На данном уроке использовались современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС- игровая технология, обладающая существенными признаками- чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-_relef_rossii2.docx | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме
«РЕЛЬЕФ РОССИИ»
Цели: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Рельеф России».
Образовательные:
- Повторить и обобщить знания по теме «Рельеф России».
- Продолжить формирование умения работать с физической, тектонической и контурными картами России.
- Закрепление основных понятий и терминов.
- Углубить знания, полученные в процессе обучения.
Развивающие:
- Развивать умения обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур.
- Развивать умения действовать самостоятельно.
Воспитательные:
- Способствовать развитию навыков групповой и индивидуальной работы.
- Воспитывать положительное отношение к знаниям.
- Воспитывать дисциплинированность.
- Формировать гражданские и патриотические чувства учащихся.
- Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, чувства коллективизма.
- Развивать интерес к географии через игровую форму проведения урока.
Форма: игра «Восхождение».
Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, эвристический, рефлексия.
Оборудование: физическая карта России, контурные карты России, карточки с заданиями, презентация, маршрутный лист (на доске).
1. Организационно- мотивационный этап. (2 мин.)
Основная задача: подготовка к учебной деятельности.
Ход игры:
-Здравствуйте! Садитесь!
- Разминка. (3-5 мин.)
Учитель: На доске написаны слова, из которых нужно составить определения ключевых понятий темы нашего урока. Необходимо также указать понятие, которое характеризуется данным определением.
(СЛАЙД 1) «Земной малыми уклонами не более и коры это участки обширные высот поверхности с колебаниями 200 м.»
Ответ: Это обширные участки поверхности земной коры с колебанием высот не более 200 м и малыми уклонами.
(Равнина)
(СЛАЙД 2) «Высоко это обширные участки равнинной земной перепадами высот поверхности поднятые над прилегающей территорией с большими.»
Ответ: Это обширные участки земной поверхности, высоко поднятые над прилегающей равнинной территорией, с большими перепадами высот.
(Горы)
Учитель: Значит мы должны повторить рельеф России.
Учитель: На предыдущих уроках мы знакомились с особенностями рельефа и геологического строения территории России, а также учились работать с географической картой.
Сегодня нам предстоит совершить уникальное восхождение к вершине «Знания».
Я знаю - где-то есть заветная гора.
Я верю, что придет прекрасная пора.
И, может быть, не раз придется отступать -
Но каждый должен там, когда-то побывать.
Высота её 6000 м, нам необходимо пройти 6 этапов, чтобы достичь вершину горы.
Путешествие мы совершим 5-ю туристическими группами, в каждой из которых будет свой проводник, он же - и капитан команды.
А для того, чтоб восхождение было не трудным, мне также понадобится помощник. Сегодня мне будет помогать _____________________.
Итак, приступим к состязанью,
Где каждый может показать
И мастерство, и силу знанья,
И лидером в борьбе научной стать.
Этап 1. «Слепая карта». (5 мин.)
(1 балл каждый правильный ответ, максимальное количество баллов- 10)
Каждой команде выдаётся конверт с 10 карточками географическими названий, и контурная карта России.
Укажите на контурной карте основные формы рельефа России:
А) Урал
Б) Хибины
В) Сихотэ-Алинь
Г) Алтай
Д) Западно-Сибирская равнина
Е) Валдайская возвышенность
Ж) Тиманский кряж
З) Бырранга
И) Кавказ
К) Прикаспийская низменность
Этап 2. «Географическая почта». (5 мин.)
(Каждый правильный ответ 1 балл).
Каждая команда получает по два «почтовых ящика» и по 12 «писем».
На «ящиках» написано: «Внутренние процессы рельефообразования и связанные с ними явления» и «Внешние процессы рельефообразования и связанные с ними явления».
На карточках помещены названия различных географических терминов, понятий, которые относятся к теме, которая в конверте.
Задача играющих – отобрать в свой конверт, все, что характеризует данные процессы, главное не ошибиться с адресом.
Конверт 1. | Конверт 2. |
Внутренние процессы рельефообразования и связанные с ними явления | Внешние процессы рельефообразования и связанные с ними явления. |
|
|
Этап 3 - "Шифровка". (5 мин.)
(За каждый правильный ответ - 1 балл, задание выполняется на листах бумаги).
Командам выдаются листы с заданием «Определите, что обозначают эти цифры?»:
-27 м, до 200м, 5642м, выше 2000м, более 500м, 200-500м, 1000-2000м.
Прикаспийская низменность, равнины, г. Эльбрус, Высокие горы, Плоскогорья, Возвышенности, Средние горы.)
Этап 4- «Третий лишний» (5 мин.)
(каждый правильный ответ 1 балл)
На карточках записываются три географических термина, понятия, географических названия. Надо определить, что из них лишнее и объяснить почему вы так считаете.
1. Палеозой, Мезозой, Меловой
2. Урал, Русская, Западно-Сибирская
3. Казбек, Народная, Эльбрус
4.Урал, Кавказ, Таймыр
5.Древнее оледенение, Деятельность морей, Новейшие движения
6. Выветривание, Вулканизм, Землетрясение
Учитель: Мы продолжаем наше восхождение к вершине горы. Чтобы все достигли намеченной цели, я должна быть уверена в ваших знаниях и умениях.
Этап 5 - Конкурс «Знаток карты» (3 мин.)
Вам предлагается выбрать из членов команды, кто будет отвечать на заданные вопросы. За правильный ответ, команда получает 2 балла.
Вопросы 1-й команде:
- Высочайшая вершина Урала (г. Народная)
- Горы, расположенные на границе Европы и Азии (Уральские)
Вопросы 2-й команде:
- Горный хребет на правом берегу рек Амур и Уссури (Сихотэ-Алинь)
- Горный хребет на полуострове Таймыр (Бырранга)
Вопросы 3-й команде:
- Самый длинный горный хребет Камчатки (Срединный)
- Горы на Кольском полуострове (Хибины)
Вопросы 4-й команде:
- Хребет на западном побережье Охотского моря (Джугджур)
- Высочайший действующий вулкан в России (Ключевская Сопка)
Вопросы 5-й команде:
- Горный хребет, названный именем знаменитого исследователя Сибири (Черского)
- Высочайшая вершина России (Эльбрус)
Этап 6- «Викторина» (5 мин.)
(каждый правильный ответ 1 балл)
Вопросы задаются первой команде, если у команды нет правильного ответа, то право передаётся команде, знающей ответ.
Вопрос 1-й команде:
Какие формы рельефа преобладают в России? (равнины)
Вопрос 2-й команде:
В каком направлении идет общий уклон территории страны? (с юга на север)
Вопрос 3-й команде:
Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их ещё называют «Дальневосточным Уралом»? (Сихотэ-Алинь)
Вопрос 4-й команде:
Самые высокие горы Сибири. (Алтай)
Вопрос 5-й команде:
О каком полезном ископаемом говорят «чёрное золото»? (нефть)
Вопрос 1-й команде:
Что можно найти в кимберлитовой трубке? (алмазы)
Вопрос 2-й команде:
Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность, на ней много озёр и болот. (Западно-Сибирская)
Вопрос 3-й команде:
Самые длительные отрезки времени в геологической истории России. (Эры)
Вопрос 4-й команде:
Самое восточное нагорье России. (Среднесибирское)
Вопрос 5-й команде:
Самые высокие горы России. (Кавказ)
+ дополнительные вопросы:
Самая низкая точка суши в пределах страны. (Прикаспийская равнина)
Самые протяжённые горы России. (Урал)
Учитель: Вот мы и достигли вершины «Знания». И сейчас, мы заглянем за страницы школьного учебника.
Этап «Знаешь ли ты свою страну?»
По фрагменту описания природы, определить о какой территории идет речь.
1.Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность ее рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на правобережье Днепра в его среднем течении. (Русская равнина)
2. Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиональном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно – Сибирскую. (Уральские горы)
3.Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем. Много озер и болот. (Западно–Сибирская равнина)
Заключение.
Учитель: Как вы считаете, достигли мы с вами поставленной цели урока? (Да, мы обобщили знания по теме «Рельеф России»)
Команда набравшая наибольшее количество баллов и самые активные ученики, награждаются «Орденами» и высокими оценками.
Рефлексия
Основная задача:
Обеспечить рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния и своей деятельности.
На экране высказывания:
|
Учитель: Поднимите руку те, кто согласен с первым высказыванием.
Учитель: Поднимите руку те, кто согласен со вторым высказыванием.
Учитель: Поднимите руку те, кто согласен с третьим высказыванием.
Домашнее задание: Сегодня мы повторили материал, а на следующем уроке вы обязательно напишите тестовую работу по теме «рельеф России».
Учитель: Желаю, чтобы все следующие дни были «вашими», вы были более внимательны и не допускали ошибок.
Всем большое спасибо за урок!
Самоанализ урока «Рельеф России»
- Класс, в котором прошел урок, отличается высоким уровнем работоспособности и активности. Учащиеся с интересом выполняют задания любой сложности.
- Данный урок является пятым, заключительным при изучении раздела «Рельеф России». Урок – игра с использование современных образовательных технологий. На данном уроке использовались современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС- игровая технология, обладающая существенными признаками- чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Функции игры- коммуникативная, диагностическая, коррекционная и социализация.
Структура обобщающего урока-игры:
- целеполагание,
- планирование,
- реализация цели,
- анализ результатов.
Главные черты игры- свободная деятельность даже при наличии правил, эмоциональная окраска.
В начале урока использовался один из приёмов технологии развития критического мышления- стадия осмысления – «рассыпанный текст».
В конце- стадия «Рефлексия»- рефлексия своего процесса учения. Ученик проводит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь полученных знаний.
Использование заданий повышенного уровня сложности, позволяют подготовит ребят к предметной олимпиаде.
- Задачи урока:
Образовательные:
- Повторить и обобщить знания по теме «Рельеф России».
- Продолжить формирование умения работать с физической, тектонической и контурными картами России.
- Закрепление основных понятий и терминов.
- .
Развивающие:
- Развивать умения работать, как в группе, так и самостоятельно.
- Развивать интерес к географии через игровую форму проведения урока.
Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение к знаниям, стремление к самообразованию и толерантности.
- Воспитывать дисциплинированность и целеустремлённость.
- Формировать гражданские и патриотические чувства учащихся.
- Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, чувства коллективизма.
- Полагаю, выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач, оптимально определено время для проверки изученного ранее материала и подведения урока.
- На уроке использовался активный метод обучения- игра, позволившая погрузить обучающих в активное контролируемое обучение, где они проявили себя смогли взаимодействовать друг с другом.
Использование активной формы обучения помогает учащимся лучше развивать и накапливать:
Опыт взаимодействия с другими людьми.
Развитие личных качеств: самооценки, уверенности в себе, ответственности.
Надпредметные умения: работать в коллективе, предвидение последствий.
Мотивация к взаимодействию с другими.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков был организован при активной деятельности учащихся (показ объектов на карте).
По итогам изучения темы «Рельеф и недра»,
учащиеся 8 класса, должны:
- знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Знать горы и равнины, согласно номенклатуре; (зад.1)
- понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа; (зад.2)
- уметь показывать на карте основные формы рельефа; (зад. 5)
- уметь приводить примеры взаимодействия внутренних и внешних сил в формировании рельефа. (зад.2)
Этап 1. «Слепая карта». (5 мин.)
Знать основные орографические объекты на карте, уметь их находить. Умение работать в группе и договариваться.
Этап 2. «Географическая почта». (5 мин.)
Цель: Знать факторы влияющие на процесс формирования рельефа, уметь классифицировать.
Этап 3 - "Шифровка". (5 мин.)
Цель: Знать числовые значения, связанные с рельефом.
Этап 4- «Третий лишний» (5 мин.)
Цель: Уметь находить лишние объекты в списке, и уметь объяснять свой выбор.
Этап 5 - Конкурс «Знаток карты» (3 мин.)
Цель: Знать и уметь работать с картой, находить объекты на карте.
Этап 6- «Викторина» (5 мин.)
Цель: Закрепление основных понятий и терминов.
Этап «Знаешь ли ты свою страну?»
Цель: Использование заданий повышенного уровня сложности, позволяют подготовит ребят к предметной олимпиаде.
- Организована работа в динамических группах, позволила учащимся проявить социальную активность (ответы на вопросы, обмен мнениями в группе, репликами, комментариями, осуществление рефлексии) и физическую активность (говорят, слушают, пишут).
Для класса характерна хорошая психологическая атмосфера работы и общения друг с другом и учителем.
- Позиции и роли учащихся- Партнёры, игроки, мыслители, слушатели. Позиции учителя- Учитель - координатор деятельности.
- Полагаю, поставленные задачи урока были успешно реализованы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок "Путешествие по Золотому кольцу России"
Данный урок может использоваться в качестве урока по географии, а также как внеклассное мероприятие в 8-9 классе при изучении темы "Города Центральной России". Замечательная разработка - расследование...
Открытый урок по истории "Петр I. Россия на рубеже веков"
Урок личностно-ориентированный, используется групповая работа с оригинальными дифференцированными заданиями.В конце урока очень удобная и объективная рефлекторная карта....
Сценарий открытого урока "Проблемы и перспективы ТЭК России"
Урок обобщающего повторения в 9 классе по теме «Топливно-энергетический комплекс» проводится в форме круглого стола. Учащиеся заранее получили опережающие проблемные задания по основным темам круглого...
Открытый урок на тему: «Государственная символика России».
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по...
Открытый урок 9 кл Золотое кольцо России
Урок предусматривает проведение практической работы...
Открытый урок (Всероссийский конкурс "Учитель года России") по истории Древнего мира в 5 классе
Конспект открытого урока по истории Древнего мира на тему "Олимпийские игры в древности". Цель которого, познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности, первыми спортивными соре...
Открытый урок 9 класс «Это всё – о России» (Блок).
Открытый урок. Тема: «Это всё – о России» (Блок). Цикл А. Блока «На поле Куликовом" 9 класс...