Урок с использованием Интернет-ресурсов по теме: "Народы России"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Грошева Евгения Анатольевна

Разработка урока с использованием Интернет-ресурсов, раздел «Население России» курса географии 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_narody_rossii.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  

Народы  России.

Цели и задачи урока:

1. Познакомить учащихся с разнообразием народов России.

2. Сформировать представление о культуре народов.

3. Воспитывать уважительное отношение к традициям любого народа России.

4.Развить умение анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации и слушать выступления своих одноклассников.

Оборудование:

Учебник: География. Россия. Природа и население. 8 кл.: / под  ред. А.И.Алексеева. – 9-е изд.- М.: Дрофа, 2007. (§ 47, форзац 1 «Политико-административная карта России»), интерактивная доска, компьютеры с доступом к Интернет- ресурсам, мультимедийный проектор, принтер.

Основные понятия:

Языковая семья, языковая группа, индоевропейская семья, алтайская семья, северокавказская семья, уральская семья, автономный округ, автономная область, республика РФ, «титульный»  народ.

Формы и методы работы:

Частично-поисковый. Школьная лекция.

Практическая работа: анализ картосхем и статистических материалов, Интернет – ресурсов.

Номенклатура:

 Названия республик, автономных округов, автономной области РФ.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение и проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление. Практическая работа в группах.

5. Домашнее задание.

Элементы содержания урока

Адрес используемых Интернет-страниц

1.Организационный момент: Распечатать таблицы для групп, распечатать контурные карты для домашнего задания.

Класс делится на группы по 4-5 человек. На каждую группу должен быть компьютер с доступом в сеть Интернет.

2.Повторение и проверка домашнего задания  

   (актуализация знаний):

Повторение основных понятий (фронтальный опрос): этнос, этнография, карта народов, межнациональные конфликты, самосознание, ассимиляция, количество народов, проживающих на территории России.

3.  Изучение нового материала.

1) Политико-административная карта России.

Учащимся даётся представление об автономном округе, автономной области, республиках РФ. Вводится понятие «титульного народа»,учащиеся  записывают понятия, определяют «титульные» народы по картам энциклопедии  отображенным на интерактивной доске (работа с номенклатурой).

2) Как объединяются народы по языковому признаку? Учащимся даётся понятие об языковых семьях и языковых группах.

3) Почему русский язык  является языком межнационального общения? Каково значение  русского языка для народов России?

Работа с учебником §47 с.261, поиск ответа на вопросы устно.

http://ru.wikipedia.org/wiki/ Современное федеративное устройство России, особенности статуса субъектов федерации, размещение субьектов федерации

http://www.rusnations.ru/language/

 ссылка языковые семьи, позволяет увидеть какие группы, входят в языковую семью, и какие народы  входят в группы.

4. Закрепление. Практическая работа в группах:

Каждая группа получает задание с помощью Интернет-портала «Лица России» изучить один народ России и, заполнив таблицу, защитить её перед классом

1 группа: Русские

2 группа: Народ Индоевропейской языковой семьи (кроме русских)

3 группа: Народ Алтайской  языковой семьи

4 группа: Народ Уральской  языковой семьи

5 группа: Народ Северокавказской языковой семьи

Народ

Численность

(в  тыс. чел.)

Доля в населении РФ

(%)

История происхождения

Место проживания.

Основные виды хозяйственной деятельности

Традиционное

жилище

Национальная одежда

Национальная кухня

Традиции, праздники, обычаи

http://www.rusnations.ru/etnos/ ссылка этносы, позволяет узнать:  численность  народа, долю в населении РФ, общие сведения, этническую историю, традиционную  хозяйственную  деятельность, традиционное жилище, одежду, пищу, фольклор.  

5. Домашнее задание.

§47, отметить на контурной карте республики, автономные округа, автономную область. Творческие задания: составить кроссворд «Народы России», написать сочинение по теме «Праздники народов России».

Обоснование необходимости использования ресурса Интернета в изучении темы:

Использование Интернет-ресурсов при изучении географии населения  России помогает получить актуальную, достоверную статистическую, картографическую информацию в полном обьёме. Это современное и доступное средство позволяет более наглядно и конкретно, нежели чем традиционные источники получения информации, изучить материал.

При изучении  темы «Народы России» в разделе «Население  России» курса географии  8 класса, возможности учебника не позволяют так ярко и красочно описать материал, чтобы он запомнился учащимся, а возможности школьной библиотеки в подборке литературы по данной теме ограничены, литература морально устарела.  Интернет-ресурсы просто незаменимы на данном уроке.

Использование универсальной интернет-энциклопедии «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki/ позволяет видеть картографический материал  «в живую», что значительно облегчает восприятие материала и его запоминание.  Использование Интернет-портала «Лица России» http://www.rusnations.ru  позволяет привлечь внимание детей к многоообразию культур народов населяющих Россию, что немаловажно для воспитания толерантности по отношению к другим народам. Недоверие и страх по отношению к представителям других национальностей появляются зачастую из-за отсутствия знаний об их культуре, обычаях и традициях. Так же данные сайты  позволяют показать значимость своего народа  для страны, что очень важно для формирования национального самосознания и воспитания патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка (статья)

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования Интернет-ресурсов на уроках английского языка ( моё выступление на ГМО) ...

План-конспект урока английского языка по теме «Давай познакомимся» в 4 классе с использованием Интернет – ресурсов

Данный урок является уроком-обобщением по теме «Давай познакомимся» с использованием дополнительных Интернет-ресурсов. Урок ориентирован на формирование у учащихся навыков аудирования с извлечением об...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Выступление на II Всероссийской конференции "ИТО-Саратов-2010"...

ИНТЕРНЕТ ПРОТИВ УЧЕБНИКА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ)

Проектная методика широко используется педагогами на уроках. Однако на этапе отбора материала для проекта учащиеся все меньше обращаются к традиционным учебникам, печатным справочным пособиям и словар...

Использование интернет ресурсов интернета в образовательных целях.

Интернет в современном обществе играет ключевую роль. Возможность реализоваться в обществе и зарекомендовать себя в действительности, зафиксировать свои наработки-это огромное преимущество. Ресурсы ин...

Урок с использованием Интернет - ресурсов по теме "Самоиндукция. Индуктивность" 11 класс

В разработке содержаться ссылки на сайты, использованные на уроке по теме "Самоиндукция.Индуктивность." Ученикам предлагается изучить материал по материалам сайтов и пройти тестирование....

Сценарий мероприятия с использованием интернет-ресурсов. Классный час " 2017- Год Экологии в России"

Цель: формирование ответственного отношения к природе, развитие экологического мышления. Задачи: - познакомить студентов с последствиями воздействия человека на природу, экологическими проблемами, кот...