Конкурс "Войди в лес" по теме Растительный и животный мир России»
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Ярмухаметова Альфия Муллагалиевна

И еще боготворю деревья,

Их доверьем детским дорожу,

В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,

Как по царству, по лесу брожу.

                           Р.Гамзатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_konkursa_voydi_v_les.doc411 КБ

Предварительный просмотр:

 Сценарий конкурса «Войди в лес другом»

Конкурс проводится в 8 классе после изучения темы «Растительный и животный мир России» во внеурочное время.

Оформление зала: выставка репродукций картин И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору», «Лесная глушь», «Лесные дали», «Сосны, освещенные солнцем» и др., рисунков учащихся на тему «Я славлю лес», фотовыставка «Остановись, человек!», где зафиксированы факты грубого жестокого отношения человека к лесу.

 На стене плакат:

И еще боготворю деревья,

Их доверьем детским дорожу,

В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,

Как по царству, по лесу брожу.

                           Р.Гамзатов

Ведущий: /звучит музыка леса/ Сядьте поудобнее и закройте глаза, два раза глубоко вдохните и выдохните…

Когда идешь усталый, запыленный,

Дорогой длинной в полуденный зной,-

Сверни смелее в тихий лес зеленый,

И он усталость снимет как рукой!

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес,

Зеленый лес!

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать с тоской,-

Побудь в лесу на солнечной поляне-

И все печали снимет как рукой!

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес,

Зеленый лес!

- А вы знаете, как правильно входить в лес?

- Прежде чем зайти в лес надо мысленно стучать в лес и приветствовать его.

О храм божий! Храм божественный!

О храм природы!

Открой перед нами свои двери и впусти в храм здоровья, благодати, счастья, божественного спокойствия, мира, доброты.

После приветствия надо подойти и встать к дереву спиной, обнять его, касаясь ствола ладошками, затылком, шейным (седьмым), грудными, поясничными позвонками, копчиком и пятками. Закрыть глаза и замереть на пять минут мысленно отдавая болезни. Отойдя от дерева, благодаришь его, посылаешь ему слова мира и добра, желаешь быстрее передать отрицательную энергию матери – Земле, которая распорядится ее очисткой и переработкой. У каждого знака зодиака есть свое дерево /выдается таблица «деревья знаков зодиака»/ Если его не знаешь, то подойди к дубу, березе, рябине – они энергетически подпитывают людей, даря здоровье. Попроси дерево, чтобы оно тебя оздоровило. Для этого надо встать лицом к стволу и обнять дерево на пять минут. После этого поблагодарить дерево с пожеланиями долголетия, здоровья, добра.

 - А теперь поговорим о роли леса в нашей жизни. (вывешивается плакат и проектируются фотографии леса)

-  О каком дереве идет речь? (Загадка)

             Душистые почки, клейкие листочки,

            Белая кора – догадаться пора. (береза)

Многие народы, живущие на территории России почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям на ветвях этого дерева живет хозяйка Земли. А вот что поется в русской песне об этом дереве:

                 Первое дело – мир освещать

                  Второе дело – скрип утешать

                  Третье дело – больных исцелять.

                  Четвертое дело – чистоту соблюдать.

- Что это за дерево? Объясните, о чем говорится в песне. (береза. Люди освещали дома березовыми лучинками, дегтем из березовой коры смазывали оси колес, чтобы не скрипели; от болезней почек, печени и легких помогает отвар березовых почек; полы мыли да парились березовыми вениками.)

Береза зеленые косы развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета, в сережках,

Встречает горячее лето она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется, прильнет ли болотная мгла.

Дождинки встряхнув, улыбнется береза и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен, нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен поется в народе о ней.

И делят с ней радость и слезы, и так ее дни хороши,

Что, кажется – в шуме березы есть что-то от русской души.

                                            Р. Рождественский

- Как приятно ранней весной утолить жажду березовым соком! Но иногда, зайдя в березовый лес, встречаешь «плачущую» березу. Кто-то нанес березе  глубокую рану ножом, наполнил банку соком и не подумал залечить нанесенную дереву рану. А как поступите вы? Почему необходимо залечить дереву рану? (одна раненая большая береза может потерять за сезон до 200 литров сока. В раны на стволах проникают болезнетворные микробы. Поэтому рану необходимо замазать глиной).

Как то раннею весной

На проталине лесной

Увидал медведь матерый

Человека под сосной.

Человек был с рюкзаком

 И с походным котелком.

Он стоял и любовался

Появившимся  цветком.

Вот чудак! – сказал медведь,-

Никакого смыла ведь

Нет от этого цветка,

Вот нашел – ка что смотреть!

Лучше в ельник бы пошел,

Муравейник бы нашел.

Или в улей заглянул бы

Нет ли меда там у пчел…

Зверя мы судить не будем,

Что ж медведь – медведь и есть.

Плохо, если люди любят

Только то, что можно съесть.

                        Г. Ладонщиков

- Узнайте растения, изображенные на рисунках. Что их объединяет? (показ растений, занесенных в Красную книгу). Эти цветы рвать нельзя. Они нуждаются в защите. Помните, что сорванный вами цветок может оказаться последним.

-Какие лекарственные растения дарит нам лес? Назовите правила заготовки лекарственных трав.

1. Не проводить сбор растений на одной и той же территории;

2. Траву собирать без корней;

3. Не обрывать полностью листья с растений;

4. Корни и корневища заготавливать после созревания и осыпания семян, оставляя часть их для восстановления зарослей;

5. Почки и кору собирать не с растущих растений, а со срубленных деревьев и кустарников.

- ( музыка пения птиц) Как хорошо остаться в лесу и послушать пение птиц! Особенно звонкие и красивые песни поют птицы весной. Птиц в природе много. Они живут в поле, на реке, в лесу. Какие птицы живут в наших лесах? Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают вредных насекомых, опыляют растения, разносят семена растений, радуют душу своим пением, красивым оперением.) Однажды в весенний или летний день ты пойдешь в лес или в поле и увидишь гнездо. Как ты поступишь?

Не разоряйте птичьего гнезда, -

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора:

Оно высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода, кто на земле живет без дома.

                                                                         К Кулиев

- Давайте вспомним правила поведения в лесу:

  1. нельзя обламывать ветки деревьев и кустарников, повреждать их топорами и режущими предметами
  2. нельзя разводить костры под кронами деревьев и около пней
  3. нельзя в лесу поднимать шум, включать громко транзисторы и магнитофоны. Потревоженные птицы покидают свои места. Птенцы и зверята теряются и нередко погибают.
  4. нельзя трогать птичьи яйца, вынимать птенцов из гнезда- это приводит их к гибели.
  5. нельзя загрязнять лес. Помните, что оставленная бумага до полного разложения лежит два года, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовые пакеты – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.
  6. нельзя повреждать муравейники. Муравьи – санитары леса. Они уничтожают за день 70-100 тыс. вредителей леса.
  7. грибы, чтобы не повредить грибницу, надо срезать ножом. Нельзя сбивать не съедобные грибы, они очень  нужны лесу и многим лесным животным. Мухомор – лекарство для лосей.

Дерево, трава, цветы и птицы

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

                        Д. Родович

Она нам не жалеет ничего,

Даря свои бесценные дары,

И требует взамен лишь одного:

Чтоб люди были к ней добры.

Будь благодарен каждому клочку земли,

Куда ступал ты на веку

Земля тебе дарует благодать

Дает тебе все то, что может дать.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм.

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам

Всегда, в любое время суток

Он нам открыт в жару и стынь

Входя в него, будь сердцем чуток

Не оскверняй его святынь.

                                                          С. Смирнов

Деревья знаков зодиака

Яблоня

23.12.-01.01.

25.06 – 4.07

Пихта (ель)

02.01 -11.01

05.07-14.07

Вязь

12.01-24.01

15.07-25.07

Кипарис

25.01-3.02

26.07-4.08

Тополь

4.02-8.02

5.08-13.08

Картас (кедр)

9.02-18.02

14.08-23.08

Сосна

19.02-28/29.02

24.08-2.09

Ива

1.03-10.03

3.09-12.09

Липа

11.03-20.03

13.09-22.09

Орешник (лиственница, лесной орех, лещина)

22.03-31.03

24.09-3.10

Рябина

01.04-10.04

4.10-13.10

Клен

11.04-20.04

14.10-23.10

Орех(грецкий орех)

21.04-30.04

24.10-2.11

Жасмин

1.05-4.05

3.11-11.11

Каштан

15.05-24.05

12.11-21.11

Ясень

25.05-3.06

22.11-1.12

Граб

4.06-13.06

2.12-11.12

Инжир

14.06-23.06

12.12-20.12

Дуб

21 марта – весеннее равноденствие

Береза

24 июня – летнее солнцестояние

Маслина

23 сентября – осеннее равноденствие

Бук

21 -22 декабря – зимнее солнцестояние

 

Деревья знаков зодиака

Яблоня

23.12.-01.01.

25.06 – 4.07

Пихта (ель)

02.01 -11.01

05.07-14.07

Вязь

12.01-24.01

15.07-25.07

Кипарис

25.01-3.02

26.07-4.08

Тополь

4.02-8.02

5.08-13.08

Картас (кедр)

9.02-18.02

14.08-23.08

Сосна

19.02-28/29.02

24.08-2.09

Ива

1.03-10.03

3.09-12.09

Липа

11.03-20.03

13.09-22.09

Орешник (лиственница, лесной орех, лещина)

22.03-31.03

24.09-3.10

Рябина

01.04-10.04

4.10-13.10

Клен

11.04-20.04

14.10-23.10

Орех(грецкий орех)

21.04-30.04

24.10-2.11

Жасмин

1.05-4.05

3.11-11.11

Каштан

15.05-24.05

12.11-21.11

Ясень

25.05-3.06

22.11-1.12

Граб

4.06-13.06

2.12-11.12

Инжир

14.06-23.06

12.12-20.12

Дуб

21 марта – весеннее равноденствие

Береза

24 июня – летнее солнцестояние

Маслина

23 сентября – осеннее равноденствие

Бук

21 -22 декабря – зимнее солнцестояние


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растительный и животный мир России.

Цель урока:  I. Обучающая: 1. сформировать умение анализировать карту растительности России; 2. сформировать умение выявлять основные факторы, влияющие на размещение природных зон по территори...

урок по географии в 8-м классе по теме "Растительный и животный мир России"

Цели урока:Образовательные - Усвоение и закрепление ведущих идей темы. Методические подходы к изучению темы основываются на учете большого нравственного потенциала содержания, значительного...

Тесты в XL по географии 8 класса по теме "Растительный и животный мир России".

Промежуточное тестирование в XL по теме "Растительный и животный мир России"...

Урок географии по теме: «Растительный и животный мир России»

Урок географии по теме: «Растительный и животный мир России» Цели и задачи урока: обучающие: - познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира страны, видовым разнообразием при...

Тест по теме «Почвы. Растительный и животный мир России» 8 класс

Тест по теме «Почвы. Растительный и животный мир России» 8 класс...

Презентация для обобщающего урока по теме: "Растительный и животный мир России"

В презентации представлены природные зоны России, даны критерии, по которым будут  оцениваться самостоятельные творческие работы учащихся....