Австралия
учебно-методический материал по географии (7 класс) на тему

Сурина Анна Даниловна

Разработки урока, приложения, тест по теме "Австралия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель  урока: познакомить  обучающихся  с  особенностями  населения

                        Австралии,  его  историей  и  культурой.

Задачи:    

  • познакомить  обучающихся  с  численностью  населения  материка,

          размещением  населения  по  континенту;

  • сформировать  представления  о национальном  составе  населения,

           межэтнических проблемах  прошлого  и   настоящего;

  • продолжить развитие  речи  обучающихся  используя  умения

          работать с  разными  источниками  географической  информации.

Оборудование: физическая,  климатическая  карты, карта  плотности

                            населения,  компьютерное оборудование, презентация.

                                         Ход  урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка  домашнего  задания.

1.Игра: Кто  такой?  Что  такое?  ( слайд  №2)

  Косцюшко              Муррей                               Утконос

  Тасман                   Крики                                   Дж.Кук

  Скрэб                     Виктория                             Тасмания

2. Игра:  «Самый! Самый! Самый!»  (слайд №3)

  маленький           подвижный                         сухой

  большой                  жаркий                              влажный

  высокий                 спокойный                       холодный

удивительный                                                  низкий

  1. Изучение  нового  материала.

Деятельность учителя

  1.   Австралийский  Союз.

На  материке  находится  всего одно государство. ( слайд  №6)

-  Откройте  атласы,   политическую карту Австралии. Назовите  мне  это  государство.

- Какой вывод мы  можем  сделать?

-  Какова   площадь  этой страны?

-   Сравните  площадь этой страны  с  площадью  других  стран, с  площадью  всей  Зарубежной  Европы.

  1. Россия-17,1 млн.км²
  2. Канада – 9,9 млн.км²
  3. Китай  -  9,8 млн.км²
  4. США  -  9,6 млн.км²
  5. Бразилия  - 8,5 млн.км²
  6. Австралия

          З. Европа – 5,4 млн.км

-  Какой  вывод  мы  можем  сделать  из  этого?

  1. Население  Австралии.

А  теперь  давайте  посмотрим,  какова  численность  населения Австралии?(слайд №7)

-  Сравните  численность населения  Австралии  с  численностью  населения  других  стран,  с  численностью  населения  крупных  городов  мира.

  • Китай -  1,3 млрд. чел.
  • Россия  - 142 млн.чел.
  • Токио  -   13 млн.чел.
  • Москва – 10 млн.чел
  • Мехико  - 24 млн.чел

-  Какой  вывод вы  можете  сделать  из  этого?

-  А  теперь  творческая  группа  на  компьютере  отобразит  в  диаграммах  соотношение  площади  и  населения  Австралии  с  другими  странами  и  мы  наглядно  увидим  это  в  конце  урока

- Вспомните  особенности  климатических условий  Австралии  и  назовите  причину  столь  низкого  населения  континента.

 - Посмотрите  на  карту  плотности населения  и  объясните,  как  размещено  население  по  территории  материка.

  В  чем  причины  неравномерного  расселения  населения?  

3.   Национальный состав  населения.

Австралийский  Союз – независимое  государство,  но  его  становление  проходило  особым  образом.

- Кто  первым  из  европейцев  высадился  на  континент?

- Давайте  послушаем, почему  его  называют  переселенческим.

- Однако  первые  люди  появились  здесь  задолго  до  появления  англичан.

- Давайте  познакомимся  с  коренным  населением  материка.  (Слайд  10-11)

- Посмотрите  на карту и  назовите  районы  проживания  аборигенов? Англоавстралийцев?

4. Путешествие  по  городам  Австралии.

А  сейчас мы совершим  увлекательное  путешествие  по городам  Австралии  и  познакомимся  с  достопримечательностями  материка.

Начнем  путешествие  с  самого  старого  города  Австралии – Сиднея.( слайд  15)

- Экскурсия  по  Мельбурну. (слайд № 16)

- Экскурсия  по  Канберре. ( слайд 14)

-  Экскурсия  по  Бризбену. ( слайд № 17)

- Экскурсия  по  Аделаиде. ( слайд № 19)

- Экскурсия  по  Хобарту.( слайд № 20)

- Экскурсия  по  Перту.  ( слайд № 18)

- Обратите  внимание  еще  раз  на  численность крупнейших  городов  и  сделайте  выводы:   Где будет  проживать  большая  часть населения?

5. Практическая  работа.

Город Перт – самый  удаленный  от  остальных  город  Австралии.

Давайте  вычислим   расстояние  этого  города от  столицы  Канберры.

Какой  вывод  мы  делаем  из  этого:

6. Австралия  -  «летающий  народ».

Про  австралийцев  говорят – это  «летающий  народ». Что  это  значит?

  1. Закрепление.

1. Австралия  по  площади  занимает  

2. По  населению  это  одно  из

3. Аборигены  это

4. Столица  Австралии

5. Большая  часть населения  проживает

2 . Определите  названия  городов:

  • Это  самый старый  город Австралии.  Его  главная  достопримечательность – Оперный театр  и гигантский  одноарочный  мост,  протяженностью  4км.
  • На  языке  аборигенов  название  этого  города  означает «место  встреч». Это  небольшой,  уютный  и  зеленый  город.
  • Этот  город  назван  в  честь  британского  премьер-министра  лорда. Здесь  находится  музей-  домик  Дж.Кука.
  • Это  самый  молодой  и  динамично  развивающийся  город  Австралии. Он  наиболее  удален  от  остальных  городов.

Домашнее  задание: Параграф  29.

Подготовить  проект  туристического  маршрута  в  Австралию.

Деятельность  ученика

Работа  с картой.

Австралийский  Союз.

Это  единственная  страна, которая  занимает  сразу  весь материк.

Записывают  в  тетрадь

П=  7,7  млн.кв.км.

Анализируют  данные,  делают  выводы.

Австралия - одно  из крупнейших государств  мира.

Н =  20  млн. чел.

Анализируют  данные,  делают  выводы.

Австралия  одна  из  самых  малонаселенных  стран  мира.

Записывают  в  тетрадь

Группа  выполняет работу  на  компьютере,  используя  данные  таблицы.

Работают  с  климатической  картой, делают  выводы.

 Большая  часть  Австралии  расположена  в  тропическом  климатическом  поясе.  Здесь  очень жарко  и  сухо,  поэтому  здесь  сформировалась  зона  пустынь.

Население  размещено  неравномерно.  Большая  часть территории  имеет  плотность менее  одного  человека  на  1 кв. км.

Наибольшая  часть населения  проживает  на  восточном  побережье.

Здесь климат  более  влажный, пассаты  приносят  сюда влагу  с  Тихого  океана.

Первыми  на  континент  высадились  англичане.

Заслушивается  сообщение  ученика  о  колонизации  Австралии.

Демонстрируется  флаг  Австралии  и  рассказывается  о значении  его  символов.

заслушивается  сообщение  обучающегося  о  коренном  населении  Австралии

Аборигены  проживают  во  внутренних  районах  материка, где  климатические  условия  неблагоприятны. Переселенцы  занимают  восточное  побережье материка  с  благоприятными  условиями.

Ребята  находят  на  карте  этот  город  и  отмечают  у  себя  на  контурной  карте. Выступающий  показывает  этот  город  на  карте  и  отмечает  флажком.

Большая  часть  населения  проживает  в  городах. – 85%  населения

Обучающиеся  с  помощью  масштаба  измеряют  расстояние  между  городами

Населенные  пункты находятся  на  дальнем  расстоянии  друг  от  друга.

заслушивается  сообщение  обучающегося  об  особенностях  жизни сельского  населения

6  место

Малонаселенных  стран  мира

Коренное  население

Канбера

В городах

Сидней

Канберра

Мельбурн

Перт



Предварительный просмотр:

                   «Органический мир Австралии»

                        Вариант – 1                                                                                        

1. Уникальность органического мира материка объясняется тем, что Австралия:

        а) самый сухой материк;                                                                

        б) не имеет ледников и действующих вулканов;                                

        в) давно отделился от остальных материков и расположен, изолировано;                

г) самый маленький материк.        

                                                        

2. Выберите растения, характерные для Австралии:                                

        а) баобаб;                                                                                          

б) эвкалипт;                                                                                   

в) кактус;                                                                                           

г) акация;                                                                                          

д) бутылочное дерево.

                                                                        

3. Выберите животных, характерных для Австралии:                                

        а) тигр;                                                                                           

б) коала;                                                                                            

в) утконос;                                                                                        

        г) ехидна;                                                                                    

д) страус.

                                                                                        

4. Большая часть материка расположена в зоне:                                        

        а) саванн;                                                                                        

б) смешенных лесов.

                                                                        

5. Как называется самое крупное озеро Австралии?_____________

                                                                         

        

                «Органический мир Австралии»

                                                                

                          Вариант – 2

1. Уникальность органического мира материка объясняется тем, что Австралия:

        а) самый маленький материк;

        б) не имеет хищников;

        в) давно отделился от остальных материков и расположен, изолировано;                

г) большая часть материка расположена в тропическом климатическом поясе.

2. Выберите растения, характерные для Австралии:

        а) лиана;  

        б) эвкалипт;  

в) ёлка;  

        г) акация;  

д) папоротник.

3. Выберите животных, характерных для Австралии:

        а) кенгуру;  

б) панда;    

в) зебра;

        г) ехидна;  

д) лирохвост.

4. Большая часть материка расположена в климатическом поясе:

        а) тропическом;

        б) субэкваториальном.

5. Укажите самую большую речную систему Австралии.________________________

        

                         

                                        

        

«Австралийский Союз»

        

1. Правильно ли утверждение, что Австралийский Союз занимает целый материк:                

а) да;                                                                                                

        б) нет.

2. Запишите общие сведения об Австралийском Союзе:                                

        а) государственный язык_________________                                                                        

        б) количество населения______________                                                                        

        в) форма правления____________________                                                                        

        г) столица.____________________________                                                                                        

3. Основную часть населения страны составляют:

        а) городские жители;

        б) сельские жители.

                                                        

4. Основную часть населения страны составляют:                                        

        а) аборигены;                                                                                        

        б) англоавстралийцы.        

                                                                

5.  Перечислите крупнейшие города Австралийского Союза:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Предварительный просмотр:

                                                            Приложение № 1

  1. Целепологание к теме урока: Население Австралии. Австралийский союз.

Я знаю, или думаю, что знаю

Умею и использую

Хочу узнать, применять

Я узнал

  1. Рефлексивно – оценочный компонент

Этап урока

Оценка

Настроение

Домашнее задание

Начало урока

1.Контрольно - оценочный

2.Оргнаизационно – деятельностный:

  • «Ознакомительная»
  • «Экономическая»
  • «Испытательная»

3.Рефлексивно – оценочный

  • Оцени себя
  • Оцени учителя

Настроение укажи с помощью мордашек:

  • - отличное
  • - плохое


Предварительный просмотр:

                                                      Приложение № 2

  1. «Что такое? Кто такой?»
  1. Тасмания (остров на юге материка, открытый А. Тасманом)
  2. Муррей (река Австралии, протекающая на юго – востоке материка, имеющая приток Дарлинг, который превышает саму реку по протяженности)
  3. Крики (русла пересыхающих рек)
  4. Акация (зонтичное растение саванн)
  5. Скрэб (заросли сухих кустарников, состоящие из низкорослых колючих акаций и эвкалиптов)
  6. Утконос (сумчатое млекопитающее)
  7. Тасман
  8. Кенгуру
  9. Ехидна
  10. Дарлинг
  11. Коала
  12. Виктория
  13. Джеймс Кук
  14. Большая Песчаная
  15. Басов
  16. Эвкалипт
  17. Костюшко
  18. Эйр
  19. Стип – Пойт

  1. «Четвертый лишний» (выберите лишнего  и объясните,  почему вы так считаете)

1.Дарлинг

2.Нил

3.Конго

4.Замбези

 (Река Дарлинг является лишней, так как она протекает в Австралии, а другие перечисленные реки Африки; или река Дарлинг это приток реки Муррей, а Конго, Замбези и Нил – это главные реки)

1.Калахари

2.Виктория

3. Намиб

4.Сахара

(Виктория, так как это пустыня австралии, другие же перечисленные пустыни расположены в Африке; или Виктория – это озеро Африки, а всё остальное перечисленное – пустыни)

1.Йорк

2.Байрон

3.Стип – Пойт

4. Игольный

(Игольный – это крайняя южная точка Африки ,все другие перечисленные крайние точки принадлежат Австралии)

1.Чад

2.Виктория

3.Ньяса

4.Эйр

(Эйр является лишним, так как расположено в Австралии, а  все другие перечисленные озера находятся в Африке)

                                            Австралийка



Предварительный просмотр:

                                                        Приложение № 3

Карточка № 1

Закончите предложения (предложения не переписывать, записывать только пропущенные слова)

  1. Залив, глубоко вдающийся в сушу на севере  материка…………….
  2. Пролив, отделяющий Австралию  от острова Тасмания…………….
  3. Самая большая пустыня Австралии……………….
  4. Море, омывающее Австралию с  севера……………..
  5. Наивысшая точка материка…………………
  6. Самый большой залив, омывающий Австралию с  юга……………
  7. Русла пересыхающих рек……………………
  8. Самый крупный приток реки Муррей……………..
  9. Южная точка Австралии…………………..
  10. Бессточное озеро Австралии……………..
  11. Заросли сухих кустарников, состоящие из низкорослых колючих акаций и эвкалиптов……………..

Карточка № 2

Ответьте на вопросы:

  1. Заполните схему «Австралия – самый сухой материк на Земле»
  2. Дайте  определение термину «крики»

Карточка № 3

Какими  цифрами на контурной карте «Австралия» обозначены: а) п-ов Кейп – Йорк»;  б) река Муррей; в) Большой Австралийский залив; г) Большой Барьерный риф;  д) гора Косцюшко;                    е) остров Тасмания; ж) озер Эйр?

        

Карточка № 4

Решите тест

  1. Для какой природной зоны Австралии характерны эвкалипты, зонтичная акация, бутылочное дерево: а) саванн; б) пустынь; в) переменно-влажных лесов;                                    г) жестколиственных лесов и кустарников?
  2. В какой природной зоне Австралии произрастают густые заросли колючих непроходимых  кустарников (скрэб): а) саванн; б) пустынь; в) ) переменно-влажных лесов;  г) жестколиственных лесов и кустарников?
  3. Самые высокие деревья на Земле, древесина которых  очень твердая и  не поддается гниению, преобладают в переменно-влажных лесах Австралии. Это деревья: а) акация; б) бутылочное дерево; в) пальмы; г) эвкалипты?
  4. Для рек Австралии, относящихся к бассейну Тихого океана, характерно то, что они:                    а) длинные; б) короткие; в) часто пересыхают?
  5. Д.Кук увидел в Австралии странное животное, высоко прыгающее на  длинных задних ногах. В переводе с языка аборигенов его название означает «Не понимаю». Это  животное: а) ехидна; б) какаду; в) кенгуру; г) коала?
  6. Для пустынь  Австралии характерны: а) оазисы; б) скрэбы; в) и то и другое?
  7. В Австралии  выделяют группы млекопитающих: а) сумчатые; б) яйцекладущие; в) и те и другие?
  8. Главной причиной  образования пустынь в Австралии является: а) господство континентальных  воздушных масс; б) холодные течения; в) равнинный рельеф?
  9. Большую часть Австралии занимают: а) пустыни; б) смешанные леса;                                        в) экваториальные леса?
  10.  Австралию пересекает: а) Нулевой меридиан; б) Экватор; в) Южный тропик?

Карточка № 5

Ответьте на вопросы

  1. Объясните,  почему Австралию называют  «Материк – самый, самый….»
  2. Дайте определение  термину «скрэб»

Карточка № 6

Решите тест

  1. Австралию пересекает: а) Северный тропик; б) Южный тропик; в) Экватор?
  2. Своеобразие органического мира Австралии  объясняется: а) малыми размерами;                     б) удаленностью от других материков; в) сухостью климата?
  3. Для пустынь Австралии характерны: а) оазисы; б) скрэбы4 в) и то и другое?
  4. В Австралии  выделяют группы млекопитающих: а) сумчатые; б) яйцекладущие; в) и те и другие?
  5. Коала питается листьями: а) акации; б) эвкалипта; в) и тем и другим?
  6. Австралия имеет те же природные зоны, что и: а) Центральная Африка; б) Северная Америка; в) Южная Африка?
  7. Главной причиной  образования пустынь в Австралии является: а) господство континентальных  воздушных масс; б) холодные течения; в) равнинный рельеф?
  8. Большую часть Австралии занимают: а) пустыни; б) смешанные леса;                                        в) экваториальные леса?
  9. Главным растением Австралии является: а) акация; б) пальма; в) эвкалипт?
  10. Какой океан не омывает берега Австралии:  а) Индийский; б) Тихий; в) Атлантический?

Ф.И.______________________________________________________________________________                                                                                                                            

Карточка № 1

Закончите предложения (предложения не переписывать, записывать только пропущенные слова)

  1. Залив, глубоко вдающийся в сушу на севере  материка…………….
  2. Пролив, отделяющий Австралию  от острова Тасмания…………….
  3. Самая большая пустыня Австралии……………….
  4. Море, омывающее Австралию с  севера……………..
  5. Наивысшая точка материка…………………
  6. Самый большой залив, омывающий Австралию с  юга……………
  7. Русла пересыхающих рек……………………
  8. Самый крупный приток реки Муррей……………..
  9. Южная точка Австралии…………………..
  10. Бессточное озеро Австралии……………..
  11. Заросли сухих кустарников, состоящие из низкорослых колючих акаций и эвкалиптов……………..

Ф.И.___________________________________________________________________________

                                                              Карточка № 2

Решите тест

  1. Для какой природной зоны Австралии характерны эвкалипты, зонтичная акация, бутылочное дерево:

а) саванн;

б) пустынь;

в) переменно-влажных лесов;                                    

г) жестколиственных лесов и кустарников?

  1. В какой природной зоне Австралии произрастают густые заросли колючих непроходимых  кустарников (скрэб):

а) саванн;

б) пустынь;

в) ) переменно-влажных лесов;  

г) жестколиственных лесов и кустарников?

  1. Самые высокие деревья на Земле, древесина которых  очень твердая и  не поддается гниению, преобладают в переменно-влажных лесах Австралии. Это деревья:

а) акация;

б) бутылочное дерево;

в) пальмы;

г) эвкалипты



Предварительный просмотр:

                                       Приложение № 9

Вопросы, которые пишутся на обратной стороне кораблей.

  1. Почему про Австралию говорят: «Что экономика Австралии  едет на овце?»
  2. Где сосредоточена основная часть населения Австралии?
  3. Что вы знаете о нравах и  обычаях местных аборигенов?
  4. Где расположены  самые большие города Австралии и почему?
  5. Чем занимается население Австралийского союза?
  6. Чем занималось коренное население (аборигены) до прихода на материк европейцев)?
  7. Что называют «Мертвым сердцем»  Австралии?  
  8. На какие две группы делится  все население Австралии?
  9. Какова численность населения Австралии?
  10. Назовите места с небольшой плотностью населения. Почему эти районы тек безлюдны?
  11. Какой язык в Австралийском союзе считается государственным?
  12. Чем объясняется неравномерность расселения населения?
  13. Какова средняя плотность населения?
  14. Назвать и показать на карте столицу австралийского союза.



Предварительный просмотр:

Задание: заполните текст (вставьте пропущенные слова).

Очертание материка просты, берега        __________слабо) изрезаны.

Вдоль северо-восточных берегов Австралии более чем на 2000 км тянется полоса коралловых островов и рифов, получившая название ________         (Большой Барьерный риф). 

Высшая точка Австралии ___________(г. Косцюшко) расположена в горах__        (Австралийские Альпы).

 Ее высота равна__________(2230) метров. В геологическом прошлом большая половина Австралии была частью материка__________        (Гондваны), от которого она отделилась к концу мезозоя.

Крайними точками материка являются _____________ (Байрон, Йорк,

Стип-Пойнт, Юго-Восточный).

Ф.И. ____________________________________________________________

Задание: заполните текст (вставьте пропущенные слова).

  1. Очертание материка просты, берега        ______________ изрезаны.
  2. Вдоль северо-восточных берегов Австралии более чем на 2000 км тянется полоса коралловых островов и рифов, получившая название _____________________________________________________________. 
  3. Высшая точка Австралии ______________________ расположена в горах________________________________________________________.
  4.  Ее высота равна________________метров. В геологическом прошлом большая половина Австралии была частью материка__________        ______, от которого она отделилась к концу мезозоя.

Крайними точками материка являются :______________________________

________________________________________________________________

Ф.И. ____________________________________________________________

Задание: заполните текст (вставьте пропущенные слова).

  1. Очертание материка просты, берега        ______________ изрезаны.
  2. Вдоль северо-восточных берегов Австралии более чем на 2000 км тянется полоса коралловых островов и рифов, получившая название _____________________________________________________________. 
  3. Высшая точка Австралии ______________________ расположена в горах________________________________________________________.
  4.  Ее высота равна________________метров. В геологическом прошлом большая половина Австралии была частью материка__________        ______, от которого она отделилась к концу мезозоя.

Крайними точками материка являются :______________________________

________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе по теме "Австралия". УМК Клементьева

В уроке рассмотрены основные темы:географическое положениерастительный и животный мир...

История открытия Австралии. Географическое положение Австралии

Данная презентация используется при знакомстве учащихся с Австралией. Позволяет сформировать представление об особенностях географического положения материка, истории открытия, изучения и освоения Авс...

«Австралия - страна, где всё наоборот» Интегрированный урок географии и английского языка в 7 классе «Австралия - страна, где всё наоборот»

интегрированный урок по географии и иностранного языка "Австралия - страна, где все наоборот"...

«Колониальное прошлое материка Австралия. Народ Австралии. Австралийский Союз» (урок с использованием технологии критического мышления)

Совершенствовать умения учащихся использовать тематические карты как источники географической информации, устанавливать причинно- следственные связи между изучаемыми явлениями....

План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе.

План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе....

«Австралия. Верования коренного населения Австралии»

Конспект урока с учетом основных целевых установок учебного курса  «Основы религиозных культур и светской этики»....

«Австралия. Верования коренного населения Австралии»

Конспект урока с учетом основных целевых установок учебного курса  «Основы религиозных культур и светской этики»....