Рабочая программа для 7 класса ФГОС ООО
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
Рабочая программа для 7 класса соотвествует требованиям современных ФГОС ООО. Составлена на основе программы Домогацких Е. М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass_fgos.doc | 511.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Тюменская область
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ
«ГИМНАЗИЯ»
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от. __ .08.2015г. | Согласовано Зам. директора по УВР _______________________ Тарасенко Е.И. | Приложение к Образовательной программе приказ № от. __.08.2015г.. |
Рабочая программа
по учебному курсу
«География. Материки и океаны»
на 2015-2016 учебный год
Разработал: А.В. Кирюшина
учитель географии.
1. Пояснительная записка.
Программа подготовлена в соответствие с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО» от 17.12.2010 г. № 1897.
- Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», с изменениями и дополнениями.
- Федеральным государственным образовательным стандартом по географии в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
- Основной образовательной программой основного общего образования ФГОС ООО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Администрации г. Нягани "Гимназия".
География материков и океанов продолжает географическое образование обучающихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные обучающимися в 5 и 6 классах, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом — региональном (материковом) уровне.
Программа полностью реализует Федеральный компонент по географии на ступени основного общего образования. За основу взята программа курса «География», автор - составитель программы Е.М Домогацких, второе издание (М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. ФГОС. Инновационная школа). Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
В образовательной программе учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий и возрастные особенности школьного возраста шестиклассников.
2. Общая характеристика учебного курса.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию ребенка на основе приобретенного им компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей способы реализации выбранного пути.
Курс решает задачи формирования системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, дает представление о закономерностях развития природы, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания.
За основу взята программа курса «География», автор - составитель программы Е.М Домогацких, второе издание (М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. ФГОС. Инновационная школа), которая построена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарту общего образования по географии.
В рабочей программе учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий и возрастные особенности школьного возраста семиклассников.
Цель раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков.
Задачи:
- создать у обучающихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Курс состоит из двух частей:
1. Планета, на которой мы живем.
2. Материки планеты Земля.
Открывает курс тема «Литосфера — подвижная твердь». Она знакомит обучающихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.
Тема «Атмосфера — мастерская климата» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит обучающихся с факторами, от которых зависит климат целых материков и отдельных территорий.
Тема «Мировой океан — синяя бездна» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. Она знакомит обучающихся с особенностями отдельных океанов и с факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.
Тема «Географическая оболочка — живой механизм» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины этих закономерностей и формы их проявления.
Тема «Человек — хозяин планеты» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет деятельность человека на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.
Следующая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из этих тем построена по единому плану:
• географическое положение и история исследования;
• геологическое строение и рельеф;
• климат;
• гидрография;
• разнообразие природы;
• население;
• регионы.
Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, о его отличительных чертах и вместе с тем выявить общее в природе всех материков.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию ребенка на основе приобретенного им компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей способы реализации выбранного пути.
Это заключительный блок в курсе «География Земли». У учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
3. Описание места учебного курса в учебном плане.
Содержание программы полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. На изучение географии в 7 классе отводится 70 часов учебного времени, или 2 часа в неделю. Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все это делает его довольно насыщенным.
Содержание учебного материала воспитывает сознательного, ответственного гражданина, стимулирует познавательную активность. Необходимо при этом учитывать избирательность внимания детей этой возрастной группы. Обязательное использование на уроке активных форм обучения, решение нестандартных ситуаций - условие качества преподавания предмета.
4. Метапредметные, личностные, и предметные результаты освоения учебного курса.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «умение учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.
УУД обеспечивают:
- возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации
- дают возможность сотрудничать со взрослыми и сверстниками обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную мобильность;
- успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в географической области познания.
Особое внимание уделено формированию следующих форм метапредметных умений: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД: способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть логической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (принимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Важнейшими личностными результатами обучения географии в 7 классе являются ценностные ориентации, отражающие и индивидуально-личностные позиции ученика; гармонично развитые социальные чувства и качества.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств.
Обобщённая форма планируемых метапредметных результатов:
№ | Образовательный результат | Количество лет на освоение | Классы | Подлежит ли промежуточной аттестации |
Метапредметные результаты: | ||||
Регулятивные | ||||
1. | самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; | 3 | 5-7 | Да |
2. | выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; | 5 | 5-9 | Нет |
3. | составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); | 5 | 5-9 | Нет |
4. | работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; | 3 | 5-7 | Да |
5. | в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | 3 | 5-7 | Да |
Познавательные | ||||
1. | анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений; | 5 | 5-9 | Да |
2. | осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе отрицания; | 4 | 5-8 | Да |
3. | строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; | 5 | 5-9 | Нет |
4. | составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); | 3 | 5-7 | Да |
5. | вычитывать все уровни текстовой информации; | 2 | 5-6 | Да |
6. | уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | 3 | 5-7 | Да |
Коммуникативные | ||||
1. | определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом | 2 | 5-6 | Да |
2. | обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; | 2 | 5-6 | Нет |
Личностные | ||||
1. | готовность осознания себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); | 5 | 5-9 | Нет |
2. | осознание целостности природы, населения Земли; | 4 | 5-8 | Нет |
3. | представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; | 5 | 5-9 | Нет |
4. | осознание единства географического пространства как единой среды обитания всех населяющих ее народов. | 5 | 5-9 | Нет |
5. | умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; | 3 | 5-7 | Нет |
6. | эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | 3 | 5-7 | Да |
7. | патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. | 4 | 5-8 | Нет |
8. | умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям; | 3 | 5-7 | Да |
9. | умение использовать географические знания как важного компонента научной картины мира | 3 | 5-7 | Да |
Предметными результатами изучения курса в 7 классе являются следующие:
Оценивать и прогнозировать:
- по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
- основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.
Объяснять:
- особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
- различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;
- особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;
- понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.
Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и крупнейших стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.
Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);
- вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.
Называть и (или) показывать:
- важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;
- типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
- ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
- принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
- понимания географической специфики регионов и стран мира.
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.
Предметные результаты курса географии материков и океанов
№ модуля | Предметный результат | Подлежит ли промежуточной аттестации |
Учащийся научится: | ||
1 | показывать материки и части света; | да |
2 | приводить примеры островов материковых, вулканических, коралловых; | да |
3 | давать характеристику карты; | нет |
4 | читать и анализировать карту; | да |
5 | называть и показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры; | да |
6 | объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков; | да |
7 | называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики; | да |
8 | делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов; | да |
9 | показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод; | да |
10 | приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков; | да |
11 | приводить примеры природных комплексов; | да |
12 | составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов; | нет |
13 | рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; | да |
14 | читать комплексную карту; | да |
15 | показывать наиболее крупные страны мира; | да |
16 | показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов; | да |
17 | показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова); | да |
18 | приводить примеры антропогенных изменений; | нет |
19 | описывать отдельные природные комплексы с использованием карт; | да |
20 | показывать наиболее крупные государства на материках; | да |
21 | уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа; | да |
22 | приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека. | нет |
23 | приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зональность; | нет |
24 | называть разные виды природных ресурсов; | нет |
25 | приводить примеры влияния природы на условия жизни людей. | да |
Учащийся получит возможность научиться: | ||
1 | самостоятельно приобретать новые знания и практические умения; | нет |
2 | организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности; | нет |
3 | вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию; | да |
4 | работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные); | да |
5 | оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; | нет |
6 | взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение; | да |
7 | ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения. | нет |
5. Содержание тем курса.
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь
Содержание темы
Материки и океаны. и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Основные образовательные идеи:
- Мировую сушу можно делить по географическому признаку на материк или по историческому — на части света.
- Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на карте) и человек.
- Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.
Практическая работа: Составление картосхемы «Литосферные плиты».
Тема 2. Атмосфера – мастерская климата
Содержание темы:
Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.
Основные образовательные идеи: Разнообразие климатов Земли - результат действия климатообразующих факторов.
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна
Содержание темы:
Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Основные образовательные идеи:
- Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.
- Мировой океан — колыбель жизни.
Практические работы: Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм
Содержание темы
Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.
Основные образовательные идеи:
- Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности
- Природные зоны и человек.
Практическая работа: Описание природных зон Земли по географическим картам.
Тема 5. Человек – хозяин планеты
Содержание темы
Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.
Основные образовательные идеи:
- С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость охраны природы.
- Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.
- Разнообразие стран — результат длительного исторического процесса.
Раздел 2. Материки планеты Земля
Тема 1. Африка — материк коротких теней
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные образовательные идеи
- Выявление влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.
- Африка – материк равнин.
- Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной зональности.
- Своеобразие регионов Африки:
- Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир.
- Западная и Центральная Африка - разнообразие народов и культур.
- Восточная Африка – разломы и вулканы, саванны и национальные парки;
- Южная Африка – саванны и пустыни, богатейшие полезные ископаемые.
Тема 2. Австралия — маленький великан
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Основные образовательные идеи
- Самый маленький и самый засушливый материк.
- Самый низкий материк, лежащий вне сейсмической зоны.
- Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков из-за своей удаленности от Европы
- Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.
- Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.
- Океания — особый островной мир.
Тема 3. Антарктида — холодное сердце
Содержание темы:
Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.
Основные образовательные идеи
- Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу материкаэ
- Антарктида — материк без постоянного населения.
Тема 4. Южная Америка — материк чудес
Содержание темы:
Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.
Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные образовательные идеи
- Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями.
- Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий водопад, самая обширная низменность и самые длинные горы суши.
- Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и Андийские страны.
Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец
Содержание темы
Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные образовательные идеи
- Северная Америка — северный материк, в природе которого есть черты сходства с Евразией и Южной Америкой.
- Равнины на востоке и горы на западе. Кордильеры – главный горный хребет.
- Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального пояса.
- Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и Центральной Америки.
Тема 6. Евразия – музей природы
Содержание темы:
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные образовательные идеи:
- Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый всеми океанами Земли.
- Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию.
- Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми поясами, – причина сложности рельефа.
- Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного полушария.
- Евразия — самый заселенный материк Земли.
- Особенности регионов Европы (Северная, Средняя, Южная и Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная).
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека
Содержание темы:
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Основные образовательные идеи:
- Природа, вовлечённая в хозяйственную деятельность человека, называется географической средой.
- Изменение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Основные разделы | Основные виды учебной деятельности | Кол-во часов | Практ работы |
1. | Литосфера - подвижная твердь | Анализировать карту (картосхему «Материки и части света») и сопоставлять границы материков и частей света. Сравнивать размеры материков и океанов. Описывать географическое положение одного из материков (океанов) по плану Анализировать схемы (рисунки), иллюстрирующие образование материковой и океанической земной коры. Определять по карте строения земной коры направления и скорости передвижения литосферных плит, прогнозировать расположение материков и океанов через миллионы лет. Сопоставлять карту строения земной коры с физической картой мира и определять время формирования континентальной коры разных участков земной поверхности, закономерности отражения в рельефе особенностей строения земной коры. Сравнивать особенности рельефа материков (океанов) и объяснять размещение их крупных форм рельефа. Обозначать на контурной карте крупнейшие формы рельефа | 7 | 1 |
3. | Атмосфера - мастерская климата | Анализировать схему общей циркуляции атмосферы. Сопоставлять карты (физическую, климатическую, климатических поясов и областей) и выявлять воздействие на климат географической широты, ветров, рельефа, океанических течений. Распознавать типы климатов по климатограммам. Обозначать на контурных картах границы климатических поясов и областей, области с одинаковым типом климата на разных материках. Сравнивать климатическую карту и карту климатических поясов и определять показатели климата климатического пояса, составлять сравнительное описание показателей климата двух климатических поясов. | 6 | |
4. | Мировой океан - синяя бездна | Описывать по картам особенности географического положения океанов. Устанавливать по картам особенности систем течений в Мировом океане, природные богатства, виды хозяйственной деятельности. Находить информацию, подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) о хозяйственном использовании Мирового океана, перспективах освоения его ресурсов. Характеризовать по картам географическое положение каждого океана. Устанавливать по картам систему течений, особенности органического мира, характер хозяйственного использования океанов. Сравнивать природу и хозяйственную деятельность в разных океанах. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности географического положения, природы, использования ресурсов, экологические проблемы. | 5 | 1 |
5. | Географическая оболочка – живой механизм | Сравнивать карты (климатическую, климатических поясов и областей, природных зон) и выявлять особенности пространственного распространения природных зон. Анализировать особенности проявления природной зональности в Африке и Южной Америке, определять черты сходства и различия. | 2 | 1 |
6. | Человек – хозяин планеты | Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при его расселении по Земле, регионов проживания представителей различных рас. Анализировать графики - изменения «численности населения во времени с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения мира. Определять наиболее и наименее заселенные территории суши по карте средней плотности населения. Выявлять природные, исторические и экономические причины заселенности или незаселенности территории на примере одного региона. Приводить примеры различных видов хозяйственной деятельности людей. | 4 | |
7. | Африка — материк коротких теней | На основе анализа и сопоставления тематических карт материков устанавливать взаимосвязи: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами, между зональными» природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности. Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов материков и природных комплексов: рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод, природной зональности, степени нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Находить информацию и обсуждать проблемы рационального использования природных богатств, антропогенных изменений природы, охраны окружающей среды. На основе анализа и сопоставления тематических карт материков устанавливать взаимосвязи между особенностями рельефа и природной зональности и расселением населения. Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать население материков по разным показателям, объяснять различия в расовом составе. Давать характеристику географического положения региона. Находить дополнительную информацию об особенностях обычаев, религий, традиционных видах хозяйства народов, обсуждать причины выделения того или иного региона, особенности материальной и духовной культуры населения. Готовить сообщения (презентации) о выдающихся памятниках культуры регионов. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения и хозяйственной деятельности стран. Выявлять черты страны, характерные для региона, и специфические особенности страны. | 10 | 1 |
8. | Австралия — маленький великан | 6 | ||
9. | Антарктида — холодное сердце | 2 | ||
10. | Южная Америка — материк чудес | 9 | 1 | |
11. | Северная Америка — знакомый незнакомец | 8 | 1 | |
9 | 2 | |||
12. | Евразия – музей природы | |||
13. | Взаимоотношения природы и человека | Приводить примеры различных видов хозяйственной деятельности людей. Определять по статистическим данным страны - лидеры в сельском хозяйстве и промышленности. Анализировать карты с целью выявления географии основных видов хозяйственной деятельности. | 2 | |
ВСЕГО | 70 | 8 |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для реализации поставленных задач выбран учебно-методический комплекс авторов Е.М. Домогацких – учителя-практика с большим опытом работы в школе и Н.И. Алексеевского – доктора географических наук, профессора МГУ. Учебники изданы в издательстве «Русское слово».
Учебники представляют собой законченную линию, связанную общей концепцией и подходом к преподаванию предмета. Отличительная особенность - преемственность материала, стилевое единство текста, общая структура организации содержания и методического аппарата, доступность подачи учебного материала, а также целостностью и научностью. Весь материал имеет достоверный характер и формирует у учащихся объективные представления о реальности.
УМК имеет хорошее полиграфическое исполнение: дизайн текста и иллюстраций, хорошо читаемый шрифт, качественная бумага и печать.
Методический аппарат учебников помогает формировать и совершенствовать навыки теоретического мышления, научного исследования и экспериментальной деятельности, т.е. реализовывать системно-деятельностный подход в преподавании географии.
Учебник географии издательства «Русское слово» прошел экспертизу РАН и РАО, апробацию в школах 26 регионов России и входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.
Учебно-методическое обеспечение
№ | Название | Авторы | Издательство и год издания | Классы | Наличие электронного приложения |
Учебники | |||||
1. | География. Материки и океаны в 2х частях | Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский | Москва «Русское слово» 2010 год | 7 | нет |
Учебное оборудование и компьютерная техника
№ | Наименование учебного оборудования | Темы, в изучении которых применяется данное оборудование | Классы |
| |||
1. | Глобусы: физический, политический | все | 7 |
2. | Интерактивные карты | все | 6-9 |
3. | Выставка горных пород и минералов, промышленного сырья | Литосфера Хозяйство России | 6,9 |
| |||
1. | Интерактивная доска SMART | все | 6-9 |
2. | Компьютер, мультимедиапроектор SMART | все | 6-9 |
3. | Мобильная база для ноутбуков - 24 штуки | Природные зоны все | 8 9 |
4. | Звуковая система EDIFIER | все | 6-9 |
5. | Документ-камера Aver Vision CP135 | все | 6-9 |
8. Планируемые результаты изучения учебного курса.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Обучающиеся должны знать (понимать):
- географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различие;
- причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
- основные географические законы (зональность, ритмичность, целостность);
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
- географию крупнейших народов Земли.
Обучающиеся должны уметь:
- анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов и явлений, происходящих в географической оболочке;
- выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; особенности адаптации человека к разным природным условиям; закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий;
- описывать по карте взаимное расположение географических объектов.
- определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
- оценивать информацию географического содержания; особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для отдельных регионов и стран; особенности взаимодействия человека и компонентов природы;
- приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие роль географической науки;
- проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением географических объектов и явлений;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран;
- сопоставлять существующие в науке гипотезы о причинах происходящих глобальных изменений природы;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений;
- сравнивать географические объекты, процессы и явления; особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.
9. Оценочные материалы.
Программой не предусмотрено проведение контрольных работ по предмету. Основной формой контроля являются практические итоговые работы, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. Перечень работ соответствует программе.
Перечень обязательных практических работ:
№ | Название |
1 | Составление картосхемы «Литосферные плиты». |
2 | Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана. |
3 | Описание природных зон Земли по географическим картам |
4 | Определение координат крайних точек материка, его протяженность с севера на юг. |
5 | Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки |
6 | Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. |
7 | Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели. |
8 | Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации. |
Географическая номенклатура:
Африка — материк коротких теней:
- Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
- реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези;
- озера: Виктория, Танганьика, Чад;
- Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).
Австралия — маленький великан:
- Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;
- Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;
- река Муррей, озеро Эйр;
- Австралийский Союз (Сидней, Мельбурн, Канберра).
Южная Америка — материк чудес:
- Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
- горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;
- реки: Амазонка, Парама, Ориноко; озера: Титикака, Маракайбо;
- Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Северная Америка — знакомый незнакомец:
- полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;
- заливы: Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;
- Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
- горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак- Кинли; вулкан Орисаба;
- реки: Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
- Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;
- Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехи- ко), Куба (Гавана).
Евразия — музей природы:
- полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;
- моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
- Финский, Ботнический, Персидский заливы;
- проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
- острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;
- равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан;
- горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
- озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор, Аральское, Мертвое;
- реки: Обь, Енисей, Лена, Печора, Янцзы, Хуанхэ, Меконг, Ганг, Инд, Тигр, Евфрат, Брахмапутра, Дунай;
- страны: Россия (Москва), Китай (Пекин), Индия (Нью-Дели)
В Приложении представлены контрольно-измерительные материалы, которые используются для измерения достижений обучающимися планируемых предметных результатов. Данные контрольно-измерительные материалы используются для проведения промежуточной аттестации.
Календарно - тематическое планирование
№ | Дата | Тема раздела Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Предметный результат | Универсальные учебные действия | Примеча ние | |
Л - личностные Р - регулятивные П - познавательные К - коммуникативные | ||||||||
план | факт | |||||||
Литосфера - подвижная твердь | Умение объяснять:
Умение определять:
|
| ||||||
1. | Материки и океаны. Части света. | Урок - исследование | Материк, океан, часть света, остров, атолл | Знают: Географическая и историческая классификация суши, топонимика названий. Умеют: Показывать на карте материки и части света, границу между Европой и Азией, оформлять контурные карты. | Л – формирование образа мира Р - выделение и осознание того, что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения П - формирование у учащихся научной картины мира К - слушать и слышать друг друга | |||
2. | Геологическое время | Открытие нового знания | Геологическое время, геологические эры и периоды, геохронологическая таблица. | Знают: Эры и периоды, события в них. Ледниковый период. Умеют: Читать геохронологическую таблицу. Ориентироваться в событиях геологического времени. | Р - целеполагание как постановка учебной задачи П - овладение методологией познания, стратегиями и способами познания; К - эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации в парах. | |||
3. | Строение земной коры | Открытие нового знания | Океаническая и материковая земная кора, Пангея, Гондвана, Лавразия. | Знают: Материковая и океаническая земная кора – их отличия. Постулаты гипотезы Вегенера, основные положения теории литосферных плит. Умеют: Читать тектоническую карту. Выделять по ней типы земной коры. Объяснять гипотезу дрейфа материков, исходя из логики рассуждения. | Р - составление плана и последовательности действий П - формирование у учащихся научной картины мира Л - ценностно-смысловых ориентации К - с достаточной полнотой и точностью выражать мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации | |||
4. | Практическая работа: Составление картосхемы «Литосферные плиты». | Практикум | Тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, | Знают: Происхождение впадин океанов и материков. Умеют: Выявлять крупные плиты литосферы, определять границы между ними, направление движения. | Л - формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации П - овладение методологией познания К - устанавливать рабочие отношения, способствовать продуктивной кооперации в парах. Р - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | |||
5. | Литосферные плиты и современный рельеф | Открытие нового знания | Срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, | Знают: Расхождение и столкновение литосферных плит, явления на границах литосферных плит. Умеют: Читать и анализировать карту строения земной коры, сопоставлять данные с физической картой. | К - представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Р - развитие способности учащихся к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной | |||
6. | Платформы и равнины | Открытие нового знания | Платформы, равнины. | Знают: положение форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Равнины и их типы. Умеют: Читать и анализировать карту строения земной коры и сопоставлять ее с физической картой | Л – развитие целеустремлённости и настойчивости в достижении целей деятельности. П – синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание К- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе | |||
7. | Складчатые пояса и горы. | Отработка умений | Складчатые пояса, горы. Горст, грабен. | Знают:. Классификация гор. Эпохи горообразования. Умеют: Определять возраст гор по тектонической карте и выявлять его зависимость от эпохи горообразования. | П - овладение методологией познания К - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации Л - формирование образа мира | |||
Атмосфера – мастерская климата | . | Умение объяснять:
Умение определять:
|
| |||||
8. | Пояса планеты | Открытие нового знания | Пояса освещенности, тепловые пояса | Знают: пояса атмосферного давления, пояса увлажненности, распределение осадков Умеют: Объяснять зависимость температуры от широты места, распространение поясов атмосферного давления и осадков по Земле. Составлять логические схемы . | Л - формирование образа мира П - смысловое чтение как осмысление цели чтения, поиск и выделение необходимой информации | |||
9. | Пояса планеты | Отработка умений | ||||||
10. | Воздушные массы | Урок - исследование | Воздушная масса. Климатический пояс, субпояса, континентальность климата, тип климата, климатограмма. | Знают: Воздушные массы и их типы, климатические пояса: основные и переходные, климат, трансформация воздушных масс. Климатограммы. Умеют: Составлять модели механизма перемещения воздушных масс по территории Земли. Работать с картой климатических поясов. | Л - реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности Р - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата П - поиск и выделение необходимой информации | |||
11. | Климатические пояса. | Открытие нового знания | ||||||
12. | Климатообразующие факторы | Отработка умений | Климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос. | Знают: Широтное положение. Влияние океанов. Умеют: Объяснять механизм формирования постоянных ветров на Земле | П - овладение методологией познания К - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации Л - формирование образа мира | |||
13. | Климатообразующие факторы | Развивающий контроль | ||||||
Мировой океан – синяя бездна | Умение объяснять:
Умение определять:
|
| ||||||
14 | Практическая работа: Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана. | Практикум | Континентальный шельф, материковый склон, ложе океана. | Знают: Происхождение мирового океана, части океана, круговорот воды в природе. Глубины океана. Умеют: Определять границы океанов, анализ круговорота воды | П - подведение под понятия, выведение следствий, построение доказательств. Р - осознание качества и уровня усвоения знаний и приобретенных умений | |||
15 | Движения вод Мирового океана | Отработка умений | Водные массы. Море, волны, цунами, ветровые и стоковые течения. Температура, соленость, замерзаемость вод. | Знают: Средняя соленость, закономерности изменения параметров, промилле. Круговорот течений. Умеют: Определять соленость воды океанов и их частей, составление классификаций. | Л - формирование образа мира П - смысловое чтение как осмысление цели чтения, поиск и выделение необходимой информации | |||
16 | Органический мир океана | Урок- творчества | Планктон, нектон, бентос. | Знают: Планктон, нектон, бентос. Условия для жизни живых организмов. Умеют: Обобщать собственные знаний, формулировать выводы | Л - реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности Р - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата П - поиск и выделение необходимой информации | |||
17 | Особенности отдельных океанов | Урок - исследование | Знают: Особенности океанов. Границы между ними. Умеют: Анализировать и синтезировать информацию. Представлять тему в виде портфолио по заданному плану. | Р - составление плана и последовательности действий П - формирование у учащихся научной картины мира Л - ценностно-смысловых ориентации К - с достаточной полнотой и точностью выражать мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации | ||||
18 | Особенности отдельных океанов | Отработка умений | ||||||
Географическая оболочка – живой механизм | Умение объяснять: явления и процессы в географической оболочке: целостность, ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность. Умение определять:
|
| ||||||
19 | Географическая оболочка. Зональность географической оболочки. | Урок - исследование | Природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность. | Знают: Географический ландшафт, его типы, географическая зональность, высотная поясность, опустынивание. Умеют: Осознавать сложность природных взаимосвязей на примере природной зоны | Л – развитие целеустремлённости и настойчивости в достижении целей деятельности. П – синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание К- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе | |||
20 | Практическая работа: Описание природных зон Земли по географическим картам. | Практикум | Закон географической зональности, природная зона. | Умеют: Строить логические взаимосвязи на основе применения знаний в нестандартной ситуации. Решать учебные задачи. | П - подведение под понятия, выведение следствий, построение доказательств. Р - осознание качества и уровня усвоения знаний и приобретенных умений | |||
Человек – хозяин планеты | Умение объяснять: географические особенности населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности. Умение определять:
|
| ||||||
21 | Освоение Земли человеком. Охрана природы | Урок - исследование | Миграция, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие | Знают: Пути расселения. Хозяйственная деятельность и ее последствия. Умеют: Создавать информационное портфолио по темам «Национальные парки мира», «Всемирное наследие». Представлять результаты самостоятельного изучения материала. | Л – развитие целеустремлённости и настойчивости в достижении целей деятельности. П – синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание К- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе | |||
22 | Население Земли | Открытие нового знания | Раса, религия, мировые религии. | Знают: Численность. Отличия рас. Национальный и религиозный состав Умеют: Создавать информационное портфолио по темам «Расы», «Мировые религии». Представлять результаты самостоятельного изучения материала | П - овладение методологией познания К - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации Л - формирование образа мира | |||
23 | Страны мира | Открытие нового знания | Страна, монархия, республика. | Знают: Политическая карта. Типологии стран современного мира. Умеют: Составлять типологий стран мира. | Л - формирование образа мира П - смысловое чтение как осмысление цели чтения, поиск и выделение необходимой информации | |||
24 | Страны мира | Урок творчества | ||||||
Африка — материк коротких теней | Умение объяснять:
Умение определять:
|
| ||||||
25 | Географическое положение и история исследования Африки | Открытие нового знания | Ливия, ФГП. | Знают: широтное положение, крайние точки, имена путешественников. Описание ФГП материка по плану. Умеют: Наносить на контурную карту позиции географического положения материка. | П - подведение под понятия, выведение следствий, построение доказательств. Р - осознание качества и уровня усвоения знаний и приобретенных умений | |||
26 | Практическая работа: Определение координат крайних точек материка, его протяженность с севера на юг. | Практикум | ||||||
27 | Геологическое строение и рельеф Африки | Отработка умений | Восточно-Африканский разлом | Знают: Номенклатура рельефа, особенности рельефа материка, размещение полезных ископаемых. Умеют: Анализировать причины распространение форм рельефа на материке, составлять характеристики строения поверхности различных частей | Л - реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности Р - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата П - поиск и выделение необходимой информации | |||
28 | Климат Африки | Отработка умений | Триполи | Знают: Особенности климата Умеют: работать с климатограммами | П - умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста К - слушать и слышать друг друга | |||
29 | Гидрология Африки | Открытие нового знания | Знают: Гидрографическая сеть и ее особенности. Особенности рек и их части. Типы озерных котловин. номенклатура внутренних вод, самые длинные и полноводные реки Африки и мира Умеют: Определять границы речных бассейнов и типов озерных котловин. Показывать зависимость внутренних вод от климата и рельефа | Л - реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности Р - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата П - развитие логического мышления, продуктивного воображения К - умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию | ||||
30 | Разнообразие природы Африки. | Открытие нового знания | Саванна, гилея, национальный парк, сахель, оазисы | Знают: Природные зоны Африки, экологические проблемы. Умеют: Выявлять взаимосвязи животных и растений в природном сообществе, характеристика природной зоны по плану | П – развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью Р - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | |||
31 | Разнообразие природы Африки. | Урок - исследование | ||||||
32 | Население Африки | Отработка умений | Колонии | Знают: Особенности политической карты, состав населения и его размещение, крупные города, столицы Умеют: Совершенствовать умения работать с картой плотности населения | Л - формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации П - овладение методологией познания К - устанавливать рабочие отношения, способствовать продуктивной кооперации в группах. Р - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | |||
33 | Регионы Африки: Северная и Западная Африка | Урок - исследование | Знают: Деление материка по регионам. Их специфика. Крупные города. Умеют: Анализировать объекты и ситуации; синтезировать как составление целого из частей и самостоятельно достраивать недостающие компоненты; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов. | Л – развитие готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию П - умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме | ||||
34 | Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка | Урок творчества | Экваториальная раса | |||||
Австралия — маленький великан | Умение объяснять:
Умение определять:
|
| ||||||
35 | Географическое положение и история исследования Австралии | Отработка умений | Новая Голландия, Тасман, Кук | Знают: История географических открытий Австралии, номенклатура береговой линии, влияние ФГП на природу материка. Умеют: Давать характеристику географического положения материка по плану, использовать дополнительные источники знаний | Р - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном П – формирование у учащихся научной картины мира | |||
36 | Компоненты природы Австралии | Открытие нового знания | Лакколит | Знают: Причины, обусловившие рельеф, номенклатура рельефа, размещение полезных ископаемых, опалы. Особенности климатических условий и внутренних вод материка, номенклатура внутренних вод. Умеют: Характеризовать рельеф материка по плану, определять набор полезных ископаемых по карте, объяснять закономерности их размещения. Формировать умения работы с тематическими картами, построения профиля рельефа. | Л – формирование образа мира Р - выделение и осознание того, что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения П - формирование у учащихся научной картины мира К - слушать и слышать друг друга | |||
37 | Компоненты природы Австралии | Урок - исследование | ||||||
38 | Особенности природы Австралии | Отработка умений | Эндемик | Знают: Своеобразие органического мира и его причины, закономерности размещения природных зон. Умеют: Формировать умение публичных выступлений | Л – формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации К - способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |||
39 | Австралийский Союз | Отработка умений | Аборигены, переселенцы | Знают: особенности размещения населения, крупнейшие города, достопримечательности. Умеют: Публично выступать по теме, работать с картой плотности населения | Р - целеполагание как постановка учебной задачи П - овладение методологией познания, стратегиями и способами познания; К - эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации в парах. | |||
40 | Океания | Урок - исследование | Миклухо-Маклай, Тур Хейердал | Знают: Типы островов и их природа. Население и страны Океании. Миклухо-Маклай и Тур Хейердал – вклад в изучение территории. Умеют: Создавать презентации по заданному плану. Организовывать собственную учебную деятельность | Р - составление плана и последовательности действий П - формирование у учащихся научной картины мира Л - ценностно-смысловых ориентации К - с достаточной полнотой и точностью выражать мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации | |||
Антарктида — холодное сердце | Умение объяснять:
Умение определять:
|
| ||||||
41 | Географическое положение и история исследования Антарктиды | Урок - исследование | Стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник. | Знают: Открытие Антарктиды и Южного полюса, особенности исследования, антарктические станции, правовой статус Антарктиды Умеют: Объяснять особенности формы материка на картах мира, работать с контурными картами, анализировать источники информации | Л - формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации П - овладение методологией познания К - устанавливать рабочие отношения, способствовать продуктивной кооперации в парах. Р - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | |||
42 | Особенности природы Антарктиды | Урок творчества | Подледный рельеф, ледовый покров | Знают: Своеобразие и уникальность природы, полезные ископаемые, климатические особенности, органический мир Умеют: Разрабатывать проекты исследования территории | К - представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Р - развитие способности учащихся к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной | |||
Южная Америка | Умение объяснять:
Умение определять:
|
| ||||||
43 | Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования | Отработка умений | Гумбольдт, Вавилов | Знают: ФГП материка, история исследования материка Умеют: Сравнивать и делать выводы, установить влияние ФГП на природу. | Л – формирование образа мира Р - выделение и осознание того, что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения П - формирование у учащихся научной картины мира К - слушать и слышать друг друга | |||
44 | Геологическое строение и рельеф Южной Америки | Отработка умений | Знают: Особенности строения материка, закономерности размещения полезных ископаемых, номенклатура рельефа Умеют: Описывать особенности строения поверхности, работать с профилем рельефа материка | Р - целеполагание как постановка учебной задачи П - овладение методологией познания, стратегиями и способами познания; К - эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации в парах. | ||||
45 | Климат Южной Америки | Открытие нового знания | Высотная поясность | Знают: Основные и переходные пояса Южной Америки. Равнинный восток. Умеют: Работать по климатограммам и таблицам климата | Р - составление плана и последовательности действий П - формирование у учащихся научной картины мира Л - ценностно-смысловых ориентации К - с достаточной полнотой и точностью выражать мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации | |||
46 | Климат Южной Америки | Отработка умений | ||||||
47 | Гидрография Южной Америки | Урок - исследование | Режим и питание рек | Знают: особенности речных бассейнов, номенклатура внутренних вод Умеют: Описывать речные системы по плану, оценивать возможность их использования в хозяйстве | К - представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Р - развитие способности учащихся к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной | |||
48 | Разнообразие природы Южной Америки | Открытие нового знания | Сельва, пампа, Патагония, галерейные леса. | Знают: Амазония, припродные зоны востока, органический мир. Высотные пояса Анд Умеют: Совершенствовать умения сравнивать, составлять описание, давать характеристики компонентам природы, работать с различными источниками географической информации | Л - формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации П - овладение методологией познания К - устанавливать рабочие отношения, способствовать продуктивной кооперации в парах. Р - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | |||
49 | Практическая работа: Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки | Практикум | ||||||
50 | Население Южной Америки | Открытие нового знания | метис, мулат, самбо, Вест-Индия | Знают: Народы и страны материка, распределение населения по территории Умеют: Анализировать и сопоставлять карты разного содержания. | К - представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Р - развитие способности учащихся к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной | |||
51 | Регионы Южной Америки | Урок творчества | Латинская и Цент-ральная Америка | |||||
Северная Америка — знакомый незнакомец | Умение объяснять:
Умение определять:
|
| ||||||
52 | Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования | Открытие нового знания | Великое оледенение | Знают: ФГП материка, номенклатура береговой линии, современное политическое деление, фамилии ученых на карте Умеют: Работать с тематическими картами, применять знания в новой ситуации, сравнивать географические объекты. | П - овладение методологией познания К - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации Л - формирование образа мира | |||
53 | Геологическое строение и рельеф Северной Америки | Отработка умений | Каньон | Знают: Основные черты рельефа материка, закономерности размещения полезных ископаемых, номенклатура рельефа. Умеют: Публичное выступать, давать сравнительную характеристику рельефа, описывать внешний облик объекта, строить профиль. Выявлять роль оледенения в формировании рельефа материка | П - подведение под понятия, выведение следствий, построение доказательств. Р - осознание качества и уровня усвоения знаний и приобретенных умений | |||
54 | Климат Северной Америки | Отработка умений | Торнадо | Знают: Влияние климатообразующих факторов на природу, изменение климатических условий в пределах одного пояса Умеют: Выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; обобщать и сравнивать данные; подводить под понятие, выводить следствия; устанавливать причинно-следственные связи. | П - подведение под понятия, выведение следствий, построение доказательств. Р - осознание качества и уровня усвоения знаний и приобретенных умений | |||
55 | Практическая работа: Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. | Практикум | ||||||
56 | Гидрография Северной Америки | Открытие нового знания | Знают: Номенклатура внутренних вод Умеют: Описывать речные системы по плану. | Л – развитие целеустремлённости и настойчивости в достижении целей. П – синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание К- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе | ||||
57 | Разнообразие природы Северной Америки | Отработка умений | Прерии, Долина Смерти | Знают: Своеобразие органического мира и его причины, закономерности размещения природных зон. Умеют: Оценивать условия жизни населения, составлять характеристики природных зон по плану в таблице | Л - формирование образа мира П - смысловое чтение как осмысление цели чтения, поиск и выделение необходимой информации | |||
58 | Население Северной Америки | Урок - исследование | Знают: Особенности человеческой деятельности и изменение природы. Главные объекты природного и культурного наследия. Умеют: Использовать средства информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации | Л - реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности Р - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата П - поиск и выделение необходимой информации | ||||
59 | Регионы Северной Америки | Отработка умений | Берингия, Англо-Америка, Латинская Америка, банановые республики, мигранты | |||||
Евразия – музей природы | Умение объяснять:
Умение определять:
|
| ||||||
60 | Географическое положение и история исследования Евразии | Урок - исследование | Знают: Особенности положения материка, очертания береговой линии, история исследования, номенклатура береговой линии Умеют: Установливать влияние ФГП на природу, публичные выступления. | П - определение основной и второстепенной информации К - умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать позицию Р - осознание качества и уровня усвоения знаний и приобретенных умений | ||||
61 | Геологическое строение и рельеф Евразии | Открытие нового знания | Орографическая схема | Знают: Сложное строение материка, номенклатура рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых Умеют: Составлять характеристики рельефа по плану | П - смысловое чтение как осмысление цели чтения Л - формирование образа мира | |||
62 | Климат Евразии | Отработка умений | Азиатский антициклон, полюс холода северного полушария | Знают: Типы климата материка Умеют: Выявлять особенности климата по климатограммам. сравнивать характеристики климата. | П - умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста Р - выделение и осознание того, что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения К - слушать и слышать друг друга | |||
63 | Гидрография Евразии | Открытие нового знания | Многолетняя мерзлота | Знают: Номенклатура внутренних вод, типы водного режима рек Евразии. Реки разных бассейнов океанов – их особенности режима. Умеют: Владеть умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка. | Л - реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности Р - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата П - развитие логического мышления, продуктивного воображения К - умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию | |||
64 | Разнообразие природы Евразии | Отработка умений | Умеют: Самостоятельно описывать территорий, публично защищать работу, формировать познавательный интерес | П - подведение под понятия, выведение следствий, построение доказательств. Р - осознание качества и уровня усвоения знаний и приобретенных умений | ||||
65 | Практическая работа: Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40ой параллели. | Практикум | ||||||
66 | Население Евразии | Урок - исследование | Знают: Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Умеют: Составлять целое из частей и самостоятельно достраивать недостающие компоненты | П – развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью Р - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | ||||
67 | Регионы Европы и Азии | Урок творчества | Знают: Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Умеют: Работать пот политической карте, составлять классификации. | П - подведение под понятия, выведение следствий, построение доказательств. Р - осознание качества и уровня усвоения знаний и приобретенных умений К - устанавливать рабочие отношения, способствовать продуктивной кооперации. | ||||
68 | Практическая работа: Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации. | Практикум | ||||||
69 | Промежуточная аттестация | Урок - контроля | Р - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | |||||
70 | Взаимоотношения природы и человека | Урок творчества | Центры происхождения культурных растений. | Знают: Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Умеют: Применять полученные знания в проблемных ситуациях, развивать мышление, воображение, устную речь, познавательный интерес к предмету | Л - формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации П - овладение методологией познания К - устанавливать рабочие отношения, способствовать продуктивной кооперации в группах. Р - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5 класс(ФГОС 140 часов)
программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:...
Рабочая программа 5 класс ФГОС 2013
Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС 2013....
рабочая программа 5 класс ФГОС
рабочая программа 5 класс ФГОС...
Рабочая программа 1 класс фгос.
Пояснительная записка. Тематическое планирование....
Рабочая программа 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...