Урок на тему: "Южная Америка – материк рекордов"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Урок на тему: "Южная Америка – материк рекордов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yuzhnaya_amerika_-_materik_rekordov.docx | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Южная Америка – материк рекордов"
Цели:
Образовательные: повторение пройденной темы, обобщение и создание целостного представления о материке. Обобщить знания учащихся о природных комплексах, о населении Южной Америки, подвести итоги изучения темы. Проверить знания учащимися характерных черт природы материка: рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира, населения, их особенностей и распределения по материку. Показать взаимосвязь, взаимообусловленность явлений.
Развивающие:
Развитие умения творчески подходить к решению самых разнообразных задач, анализировать условия, делать обобщения, выводы. Работать с географическими картами, другими источниками информации. Развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Развитие пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения; развитие умений работы с картой и другими источниками информации; развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение).
Воспитательные: Отстаивать собственное мнение и уважать мнения других, повышение интереса к изучаемому предмету, побуждение поиска новых, дополнительных знаний об изученном материке; внимательное отношение к природе, формирование мировоззрения, оценочного суждения. Содействует сотрудничеству между учениками, учениками и учителем
Оборудование: физическая карта материка, атласы, учебники, компьютер, презентация, видео материал, раздаточный материал (кроссворды, тестовые задания, контурные карты, текст стихотворения), таблицы.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: урок игра – путешествие.
Игра как средство интерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию.
Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.
В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
В процессе формирования УУД учитель:
--учит ставить цели и искать пути их достижения,
- показывает достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями;
- привлекает к открытию новых знаний;
- обучает приемам работы в группах;
- обучает самопроверке;
- знакомит с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний;
- учит делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом,
- учит самостоятельно выбирать критерии для оценки,
- учит отстаивать собственное мнение и уважать мнения других,
- организует формы деятельности, в рамках которой дети усваивают нужные знания и ценностный ряд,
- учит сотрудничеству между учениками, учениками и учителем.
Личностные УУД: развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности
Регулятивные УУД: способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
Познавательные УУД: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные УУД: способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявлять толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Методы: репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский.
Структура урока.
Девиз: Южная Америка – материк рекордов. (написано на доске)
I. Организационный момент
Компетенция учителя: | Создание учителем мотивации к обучению, «стартового желания учиться» |
Личностные УУД: | Умение мобилизовать свои личностные качества, способности к обучению в ситуации «начало деятельности» |
Регулятивные УУД: | Установление целевых приоритетов |
Познавательные УУД: | Формирование познавательной цели |
Коммуникативные УУД: | Формировать атмосферу исследования, творчества, сотрудничества |
Результат: | Осознание самого себя как движущей силы научения. Умение проявлять интерес к индивидуальному коллективному творчеству |
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Компетенция учителя: | Умение включать учащихся в разные виды исследовательской деятельности, анализировать в соответствии с намеченными результатами. |
Личностные УУД: | Умения осуществлять рефлексию своей деятельности своего поведения в процессе учебного занятия. |
Регулятивные УУД: | Формируем умение извлекать информацию из карт, схем, иллюстраций, текста, таблиц |
Познавательные УУД: | Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. |
Коммуникативные УУД: | Аргументировать свою точку зрения, прежде чем принимать решения делать вывод, выбор. |
Результат: | Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности |
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
Компетенция учителя: | Формирование понятий и организация своих и ученических действий на их основе. |
Личностные УУД: | Готовность к самообразованию. Определение последовательности промежуточных целей. |
Регулятивные УУД: | Принимать и формулировать учебную проблему. |
Познавательные УУД: | Формировать предметные понятия. |
Коммуникативные УУД: | Умение взаимодействовать друг с другом; умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. |
Результат: | Реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности. |
Выяснение темы урока:
– Ребята, вот уже несколько уроков подряд мы изучаем один материк. Какой? (Южная Америка)
– Какие темы мы уже прошли? (Ответы детей)
– Как вы думаете, какая тема будет у нашего урока сегодня?
Выявление цели урока
- Начало путешествия:
Создание настроя на игровую деятельность:
Южную Америку сегодня посетим,
Дебри Амазонии, конечно, навестим,
По проливам разным поплывем,
Материк неспешно обогнем,
Анды покорим без лишних слов,
Повидаем цепи островов
И контраст природы ощутим,
Пальмы, фикусы, бананы,
Диффенбахии, лианы
Все обвили как спруты,
Не проехать, не пройти!
Свет здесь редкий гость, темно
И опасностей полно:
Змеи, оводы, жуки,
Черви, блохи, пауки,
Скорпионы. Муравьи
Ползают в лесу они.
Ягуар и кугуар
Поджидают капибар.
Где-то рядом оцелот –
Южноамериканский кот.
И подвижный муравьед
Ест термитов на обед.
Берегитесь вы удава,
И пиранью, и каймана….
Дикий ад иль райский сад?
Кто из вас пожить там рад?
Нужно было доказать на конкретных примерах все, о чем говорится в стихотворении. Для этого ребята поработали самостоятельно с разными источниками информации, в том числе с дополнительной литературой, интернетом. Результаты их работ записали в форме кратких ответов в тетради; рисунки, иллюстрации развесили на классной доске в качестве наглядных пособий; выяснили какая команда (ряд) собрала и принесла наибольшее количество материала и определили первого победителя . Ответили устно, таким образом вывели цель урока: обобщение знаний о материке, выявление интересной информации об удивительной природе Южной Америки.
Условия игры:
Команды выполняют задания, за которые получают баллы. Баллы заносятся в таблицу на доске.
По итогам игры будут выставлены оценки каждой команде. Никто с урока без оценки не уйдёт
IV. Игра - Викторина
Компетенция учителя: | Включать в учебную деятельностью соответствии с намеченными результатами учитывая индивидуальные особенности учащихся к участию в самостоятельной и организации групповой деятельности |
Личностные УУД: | Мотивация к познанию. Формировать умения обобщать информацию и делать выводы. |
Регулятивные УУД: | Поиск информации Формирование навыков решения практических задачи(составления плана, формирование вопроса ,тезиса, вывода)индивидуальным образом |
Познавательные УУД: | Постановка проблемы ,выбор источников информации, анализ, обобщение фактов и явлений |
Коммуникативные УУД: | Доносить свою позицию до других. Понимать другие позиции. Организовывать учебное взаимодействие. Установление продуктивной самостоятельной работы учащихся и учебных действий. |
Результат: | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как в конце действия так и по ходу его реализации. |
ХОД ИГРЫ
1 ТУР – РАЗМИНКА
Задание: Каждой команде задаётся по 12 вопросов,. За правильные ответы начисляется по 1 баллу, итого можно набрать 12 баллов. (Работа в парах)
Вопросы:
- Южная Америка отделена от Северной Америки:
а) Суэцким каналом; б) Панамским каналом; в) проливом Дрейка.
- Первыми европейцами, которые подошли к берегам Южной Америки, были моряки экспедиции:
а) Васко да Гамы; б) Христофора Колумба; в) Америго Веспуччи.
- Анды по возрасту являются горами:
а) древними; б) средними; в) молодыми.
- Самой большой по площади равниной мира является:
а) Амазонская низменность; б) Ла-Платская низменность; в) Оринокская низменность.
- В Южной Америке нет климатического пояса:
а) умеренного; б) экваториального; в) арктического; г) тропического.
- Парана является полноводной:
а) на протяжении всего года; б) летом; в) зимой.
- Высочайший водопад мира:
а) Виктория; б) Анхель; в) Игу асу.
- Сельвой в Южной Америке называют:
а) влажные экваториальные леса; б) саванны; в) редколесье.
- Ламы — это животные, которые водятся:
а) во влажных экваториальных лесах; б)на Бразильском плоскогорье; в) в Андах.
- Парамос — это:
а) горные луга в Андах; б) степи Южной Америки; в) полупустыни.
- Коренные жители Южной Америки относятся к человеческой расе:
а) негроидной; б) монголоидной; в) европеоидной.
- Самым большим по площади государством материка является:
а) Чили; б) Аргентина; в) Бразилия.
2 ТУР – «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
Просмотр презентации проектов команд на тему «Южная Америка – материк рекордов»
3 ТУР – «ЧТО ТАКОЕ, КТО ТАКОЙ?»
Три человека выполняют у доски по карточкам задание “Что такое, кто такой?”
Время на выполнение 2 минуты.
1 карточка | 2 карточка | |
1. Аконкагуа – (гора). | 1. Пампа – (степь). | |
2. Веспуччи – (исследователь). | 2. Сейба – (самое высокое дерево) | |
3. Сельва – (вл. экв. леса). | 3. Горн – (Южный мыс). | |
4. Креолы – (потомки европейских переселенцев) | 4. Пиранья – (хищная рыба). | |
5. Инки – (Древнее племя индейцев). | 5. Атакама – (пустыня Анд) | |
6. Игуасу - (водопад). | 6. Метис – (смешанная раса европ. + индейцы) |
3 карточка |
1. Ягуар – (хищный зверь породы кошачих) |
2. Мулат – (смешанная раса европ. + негр.) |
3. Патагония – (полупустыня) |
4. Самбо – (смешанная раса инд. + негр.) |
5. Ориноко – (река). |
6. Кебрачо – (дерево “Сломай топор”). |
4 ТУР – «КРОССВОРД»
(Групповая работа)
Три команды (ряда) одновременно приступают к разгадыванию кроссворда. Команда, которая первой правильно выполняет задание объявляется победителем.
КРОССВОРД
Высшая точка Южной Америки
1 | а | т | а | к | а | м | а |
| ||||||
2 | к | е | б | р | а | ч | о |
| ||||||
3 | б | р | о | н | е | н | о | с | е | ц | ||||
|
| 4 | а | н | д | ы |
|
|
| |||||
5 | а | н | а | к | о | н | д | а | ||||||
6 | г | у | а | н | а | к | о | |||||||
7 | а | р | г | е | н | т | и | н | а | |||||
| 8 | г | у | м | б | о | л | ь | д | т | ||||
9 | т | и | т | и | к | а | к | а |
1. Самая засушливая пустыня.
2. Дерево, в переводе с испанского – «сломай топор»
3. Единственные современные животные, чьё тело сверху покрыто панцирем
4 Самая длинная горная система Земли,
5. Крупнейшая змея из ныне живущи
6. Безгорбые верблюды
7. Страна, в переводе – «серебрянная»
8. «Второй Колумб»
9. Самое высокогорное озеро
5 ТУР – «САМОЕ, САМОЕ, САМОЕ ...»
Для того, чтобы дети закрепили пройденный материал проводится конкурс «Самое интересное об Южной Америке». Школьники по очереди приводят самые интересные факты о материке, который они изучили. Обязательное условие конкурса – приводимые факты не должны повторяться. Участники, которые повторили сказанное ранее выбывают из борьбы. Победившей команде присуждаются баллы.
- Самая полноводная река мира.
- Самая высокая гора Южной Америки.
- Самая крупная птица в Андах.
- Самая опасная рыба Амазонки.
- Самая маленькая птица сельвы.
- Самая крупная змея.
- Самое крупное озеро.
- Самая засушливая пустыня в мире.
- Самый высокий водопад.
- Самый мощный водопад.
- Самый широкий пролив в мире.
- Самое крупное высокогорное озеро.
- Крайние точки материка.
- Самая большая равнина (низменность) Южной Америки.
- Самое медленное млекопитающее.
- Самое большое водное растение, диаметр листьев 2 м.
Физкультминутка
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
6 ТУР – Работа с картой.
Проверка знания номенклатуры.
Игра «Пинг-понг»
- Гвианское плоскогорье
- река Амазонка
- озеро Маракайбо
- озеро Титикака
- река Парана
- река Ориноко
- Патагония
- Бразильское плоскогорье
- остров Огненная земля
- Магелланов пролив
- Амазонская низменность
- Панамский канал
- Анды
- Ла-Платская низменность
- гора Аканкогуа
- Бразилия
- Аргентина
- Перу
- Чили
- Буэнос-Айрес
7 ТУР – «ПЯТЫЙ - ЛИШНИЙ»
- Томаты, рис, какао, картофель, фасоль.
- Метисы, пигмеи, мулаты, инки, самбо.
- Муравьед, броненосец, ленивец, лама, кенгуру.
- Парана, Риу - Негру, Ориноко, Замбези, Парагвай
- Бразилия, Аргентина, Перу, Чили, Боливия.
- Парана, Ориноко, Амазонка,Чурун, Виктория.
- Титикака, Буэ́нос-а́йрес, Поопо Маракайбо, Виктория.
- Амазонская, Ла–Платская, Гвианское, Бразильское, Эфиопское.
- Тапиры, капибара, нанду, шиншилла, уакари.
- Гевея, сейба, льянос, кампос, сельва.
- Пиранья, пирарука, гуппи, скалярия, барбус.
- Аргентина, Бразилия, Гвиана, Ливан, Эквадор
- Анды, Бразильское плоскогорье, Гвианское плоскогорье, Альпы Амазонская низменность,
- Парана, Ориноко, Оранжевое, Маракайбо, Амазонка.
- какао, хинное дерево, виктория-регия, лук, кебрачо.
- Лама, броненосец, тапир, ягуар, анаконда.
- Картофель, томаты, фасоль, маис, какао.
- Венесуэла, Колумбия, Уругвай, Перу, Непал.
8 ТУР – ИХ РОДИНА ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В борщ кладут и так едят
(Помидоры)
Какому овощу,
Ребята,
Названье дали
Лягушата?
В огороде - желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
(Тыква)
Дом зелёный тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
В зелёной палатке
Колобки спят сладко,
Их довольно много.
Что это?
(горох)
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный.
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)
Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчатая, вкусна!”
Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили?
(Картошка)
В огороде хоть росла,
Знает ноты “соль” и “фа”.
(фасоль)
Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки…
В огороде нашем жил,
И со всеми он дружил.
Хвост – зелёненький крючок.
Знаю, это - .
(кабачок)
Желтый Антошка
Вертится на ножке.
Где солнце стоит,
Туда он и глядит.
(подсолнух)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
(Баклажан)
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
(Перец)
В этих желтых пирамидках
Сотни зерен аппетитных. (Кукуруза)
Это что за чудеса?
На траве лежит звезда!
Может это дивный сон?
Нет, ведь это… (Патиссон)
9 ТУР - ВИКТОРИНА ЭРУДИТОВ
(индивидуальная работа)
Отвечая правильно на вопросы преподавателя ребята получают жетоны наибольшее количество которых определяет победителя
- На территории, какой современной страны предположительно находится загадочная страна Эльдорадо? (Колумбия).
- На территории какой страны находится самый высокий водопад мира Сальто-Анхель? (Венесуэла).
- На территории какого государства находится самый высокий действующий вулкан мира Котопахи? (Эквадор).
- Это государство названо в честь Христофора Колумба (Колумбия).
- На территории какого государства расположен памятник экватору? (Эквадор).
- Это государство является лидером по производству бананов в Южной Америке (Эквадор).
- На территории этой страны находятся развалины инского города Мачу-Пикчу (Перу).
- Про эту страну говорят: “У нее грудь из железа, а сердце из золота”. (Бразилия).
- Эту страну называют самой “белой” латиноамериканской страной. (Уругвай).
- Эта страна является родиной танго. (Аргентина).
- На территории этой страны более 1500 вулканов, в том числе 40 действующих. (Чили).
- Что такое сельва? (влажные экваториальные леса)
- Что такое пампа? (степь)
- Что такое льянос? (саванны северного полушария)
- Что такое кампос? (саванны южного полушария)
- Что такое Патагония? (пустыни умеренного пояса)
- Как переводится название дерева кебрачо? (сломай топор)
- Как появилось название реки Амазонка? (река Амазонок)
- Что такое Амазуна? (волна)
- Как переводится название озера Титикака? (скала из олова)
- Почему многие птицы не летают? (имеют короткие хвосты и крылья)
- Объясните родство пустынь Намиб и Атакама.
- Назовите полезные ископаемые Южной Америки.
- В воды каких океанов впадают реки Южной Америки?
- Приведите доказательства молодости Анд. Что означает их название.
- Какие государства самые крупные? (Бразилия/ 8 511 965 км2, Аргентина/ 2 776 890 км2, Перу / 1 285 200 км2)
- Назовите крайние точки материка. (м. Гальинас, м. Фроуэрд, м. Париньяс, м. Кабубранко)
- Назовите низменности Южной Америки.
- Назовите плоскогорье материка.
- Кто такой Гуанака? (безгорбый верблюд)
- Какие сельскохозяйственные культуры выращивают в Южной Америке?
- Какие латиноамериканские танцы вы знаете? (Ча-ча-ча,Пасодобль,Меренге,Сальса, Данса (Danza), Плена, Бомба (Bomba), Реггетон, Пачанга, Румба, Бачата, Ламбада, Капоэйра, Самба, Джайв)
- Самое крупное государство Южной Америки.
- Какой вид спорта наиболее любимый в Южной Америке?
- Какие 2 страны не имеют выход в море (Боливия, Парагвай)?
- Канал на севере Ю.А. (Панамский).
- Что означает высота 6960м (Самая высокая вершина Аконкагуа)?
- Тёплое течение у берегов Ю.А. (Бразильское).
- Холодное течение у берегов Ю.А. (Перуанское).
- Как переводится слово “Анды”? (Медные).
- Как еще называется дынное дерево (Папая)
- Что такое парамос? (горная река в Андах)
- Кто такие метисы, мулаты, самбо
- Самое легкое дерево (бальсовое)
- Самый большой жук в мире (геркулес )
Конец путешествия
Учитель подсчитывает количество жетонов и объявляет победителя.
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности
Компетенция учителя: | Создание условий для коллективной и индивидуальной работы учащихся с учетом их проблемных зон, установление ситуации осознанного усвоения учащимися нового материала |
Личностные УУД: | Оценка своей работы: «достиг ли я своей цели?» |
Регулятивные УУД: | Волевая само регуляция Формирование умения применять полученные знания на практике |
Познавательные УУД: | Умение структурировать знания, презентовать их составлять публичные выступления |
Коммуникативные УУД: | Учитывать позиции других людей, уметь выражать свои мысли. Умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать |
Результат: | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных программ |
Ребята, что понравилось на уроке? На каком этапе было легко, а на каком испытывали затруднения? Пожалуйста оцените ваше отношение к сегодняшнему уроку, нарисовав соответствующую эмоцию на смайлике, который вам выдали в начале урока.
VI. Заключительный этап. Домашнее задание
Компетенция учителя: | Прокомментированные (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам») |
Личностные УУД: | Формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности |
Регулятивные УУД: | Составлять план выполнения задания |
Познавательные УУД: | Постановка и формирование новой проблемы |
Коммуникативные УУД: | Учет позиции других людей, умение выражать свои мысли |
Результат: | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. |
Заключительное слово учителя
Обобщив знания по теме, начиная с истории открытий и до населения материка, я думаю, что вы еще лучше узнали об Южной Америке и вам захотелось узнать, прочитать еще и еще о ней и даже совершить путешествие на этот удивительный материк. Предлагаю творческое задание по желанию “Памятка, отправляющемуся в Южнаю Америку”. ( Что надеть, что с собой взять, на чем лучше путешествовать, какие достопримечательности посетить, что обязательно посмотреть и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме"Южная Америка" в 7 классе
Полный конспект урока с целями, задачами, рефлексией....
Обобщающий урок по теме: «Южная Америка»
Урок путешествие по Южной Америке...
Обобщающий урок по теме "Южная Америка"
Обобщающий урок в форме игры....
Презентация на тему: "Ю. Америка - материк рекордов"
Презентация на тему: "Ю. Америка - материк рекордов"...
Тема урока: Обобщение темы «Южная Америка»
Тема урока: Обобщение темы «Южная Америка» (география материков и океанов, 7 класс)...
Разработка урока на тему "Южная Америка: образ материка"
Данный урок разработан для активации познавательной и самостоятельной деятельности учащихся, формирует умение работать в группах, сравнивать и обобщать....