Тестовые работы
учебно-методический материал по географии на тему

7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testovye_raboty.docx101.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       7класс

                                             АВСТРАЛИЯ

(итоговый тест)

1. С XVII века эти земли известны голландцам. Позднее Д. Кук открывает восточное побережье материка. А с XVIII в. начинается освоение Австралии. Какой город возник первым?

а) Мельбурн;

б) Сидней;

в) Канберра;

г) Дарвин.

2. Расскажите о географическом положении Австралии, установив правильные соответствия:

1) Большой Барьерный риф;

2) Залив Карпентария;

3) Пересекает Южный тропик;

4) Мыс Стип-Пойнт;

5) Бассов пролив;

6) Острова Новая Зеландия.

а) на севере;

б) на юго-востоке от материка;

в) на северо-востоке материка;

г) на юге материка;

д) в центральной части;

е) на западе.

3. Какие географические объекты имеют координаты:

1) 36° ю. ш.; 149° в.д.;

2) 29° ю. ш.; 153° в. д.;

3) 39° ю. ш.; 146° в. д.;

4) 29° ю. ш.; 138° в. д.

а) м. Юго-Восточный;

б) г. Косцюшко;

в) оз. Эйр;

г) м. Байрон.

4. Природа Австралии уникальна. Здесь сохранились реликтовые растения и животные, видовой состав уникален. Распределите их по природным зонам.

1) Саванны;

2) Пустыни;

3) Переменно-влажные леса.

а) пальмы;

б) кенгуру;

в) коала;

г) эвкалипты;

д) страус эму;

е) колючие акации;

ж) ящерицы и змеи;

з) какаду;

и) динго;

к) кролики.

5. Для внутренних пустынных и полупустынных частей материка характерна сеть временных пересыхающих рек – это:

а) скреб;

б) крик;

в) русло;

г) солончак.

6. Австралия – самый сухой материк Земли. Назовите причины:

а) почти половину материка занимают пустыни;

б) материк небольшой по площади;

в) большая часть расположена в тропическом поясе;

г) омывается теплыми океанами;

д) выпадает мало осадков, в центральной части особенно – менее 250 мм/ год;

е) очень мало рек и озер;

ж) Южный тропик пересекает материк почти посередине.

7. Государство Австралийский Союз. Выберите верные утверждения об этой стране:

а) В стране проживает около 19 млн человек.

б) Большая часть жителей – аборигены.

в) Ведущая отрасль сельского хозяйства – овцеводство.

г) Города Австралии очень крупные, размещены по всему побережью.

д) Большое влияние на климат оказывает Тихий океан.

       е) Среди земледельческих культур ведущее место занимает пшеница.

ж) В овцеводческих фермах справляться со стадами овец помогают кэлпи – особая порода шотландских собак.

з) Столица – город Мельбурн.

и) На денежных единицах Австралии изображены животные – утконос, птица-лирохвост, ехидна.

Ответы

1 – б;

2. 1 – в; 2 – а; 3 – д; 4 – е; 5 – б; 6 – б;

3. 1 – б; 2 – г; 3 – а; 4 – в;

4. 1 – д, и, к; 2 – б, е, ж; 3 – а, в, г, з;

5 – б;

6 – а, в, д, ж;

7. Верно: а, в, е, ж, и.

(итоговый тест)

1. В XV веке он первым высказал мысль о существовании нового материка. Вслед за его красочными описаниями далеких земель в Америку устремились испанские и португальские завоеватели.

а) Александр Гумбольдт;

б) Америго Веспуччи;

в) Христофор Колумб;

г) Н. И. Вавилов.

2. Расставьте правильно крайние точки материка:

1) Крайний северный мыс;        а) м. Фроуэрд;

2) Крайний восточный мыс;        б) м. Париньяс;

3) Крайний южный мыс;        в) м. Гальинас;

4) Крайний западный мыс.        г) м. Каабу-Бранку.

3. Соотнесите местоположение территорий Южной Америки:

1) Плоскогорье на севере;

2) Низменная равнина в районе

экватора;

3) Самые длинные горные цепи;

4) Суровая пустыня на западном

побережье;

5) Плоскогорье на востоке;

6) Острова, отделяемые Магеллановым

проливом;

7) Высочайшая вершина материка;

8) Крупный залив на юго-востоке.

а) Аконкагуа;

б) Ла-Плата;

в) Гвианское;

г) Огненная Земля;

д) Бразильское;

е) Амазонская;

ж) Анды;

з) Атакама.

4. «Заблудиться в этом лесу – самая страшная опасность. Ни один индеец не рискнет отправиться вглубь леса, не оставив отметок на деревьях, иначе он не выберется. Это страна лиан: они стелются по земле, взбираются на стволы, перебрасываются с одного дерева на другое... Иные предательские лианы так крепко опоясали стволы, что деревья, задыхающиеся в этих смертельных объятиях, спустя несколько лет погибают». О какой природной зоне идет речь?

а) пампа;

б) высотная поясность в Андах;

в) сельва;

г) саванны.

5. Расположите крупнейшие города с севера на юг:

а) Буэнос-Айрес;

б) Кито;

в) Бразилиа;

г) Санта-фе-де-Богота;

д) Рио-де-Жанейро.

6. Южная Америка – самый влажный материк Земли, богат реками. О каких реках и озерах идет речь?

1) На одном из притоков этой реки

находится высочайший в мире водопад;

2) Река образует самый огромный в мире

речной бассейн;

3) Самое большое высокогорное озеро;

4) Большое озеро на севере материка,

район нефтедобычи;

5) Река несет свои воды в залив Ла-Плата,

имеет приток Парагвай.

а) Маракайбо;

б) Ориноко;

в) Парана;

г) Амазонка;

д) Титикака.

7. Найдите соответствия между странами и их столицами.

Страны:

Столицы:

1) Бразилия;

2) Аргентина;

3) Перу;

4) Венесуэла;

5) Чили;

6) Боливия.

а) Каракас;

б) Лима;

в) Сантьяго;

г) Бразилиа;

д) Ла-Пас;

е) Буэнос-Айрес.

Ответы

1 – б;

2. 1 – в; 2 – г; 3 – а; 4 – б;

3. 1 – в; 2 – е; 3 – ж; 4 – з; 5 – д; 6 – г; 7 – а; 8 – б;

4 – в;

5. г, б, в, д, а;

6. 1 – б; 2 – г; 3 – д; 4 – а; 5 – в;

7. 1 – г; 2 – е; 3 – б; 4 – а; 5 – в; 6 – д.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

(итоговый тест)

1. Его называли российским Колумбом, так как этот купец основал первые русские поселения на Аляске.

а) Витус Беринг;

б) Г. И. Шелихов;

в) Алексей Чириков;

г) А. Макензи.

2. Найдите соответствия между названиями географических объектов береговой линии материка:

1) Крайний северный мыс;

2) Крупный залив на юге материка;

3) Пролив, отделяющий от Евразии;

4) Крайний восточный мыс;

5) Море на юго-востоке;

6) Крайний южный мыс;

7) Острова Карибского моря;

8) Вытянутый полуостров на юго-

западе;

9) Архипелаг на севере;

10) Море у берегов Гренландии.

а) Калифорния;

б) Сент-Чарльз;

в) Баффина;

г) Барроу;

д) Канадский Арктический;

е) Берингов;

ж) Мексиканский;

з) Большие Антильские;

и) Саргассово;

к) Марьято.

3. Кордильеры, протянувшиеся на западном побережье хребтами различной формы, необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, называемыми:

а) моренами;

б) перевалами;

в) каньонами;

г) прериями.

4. Северная Америка богата внутренними водами. Огромную водную систему образуют Великие озера. Выберите их названия:

а) Мичиган;

б) Атабаска;

в) Эри;

г) Онтарио;

д) Виннипег;

ж) Большое;

е) Верхнее;

ж) Медвежье;

з) Гурон.

5. Распределите многочисленные реки материка по их бассейнам.

    Бассейны:

    Реки:

1) Тихого океана;

2) Северного Ледовитого океана;

3) Атлантического океана.

а) Миссисипи;

б) Рио-Гранде;

в) Колорадо;

г) Юкон;

д) Маккензи;

е) Св. Лаврентия;

ж) Колумбия;

з) Миссури.

6. Что объединяет эти территории: Приатлантическая, Миссисипская, Примексиканская? Это:

а) возвышенности;

б) горные страны;

в) низменности.

7. Расположите природные зоны материка с севера на юг:

а) тайга;

б) лесостепь;

в) лесотундра;

г) арктические пустыни;

д) переменно-влажные леса;

е) тундра;

ж) смешанные леса;

з) степь.

8. Переходная полоса между лесами и степями Северной Америки – это:

а) прерия;          б) долина;          в) пампа.

9. Установите соответствие между названиями островов и полуостровов:

1) Острова;

2) Полуострова.

а) Аляска;

б) Ванкувер;

в) Лабрадор;

г) Юкатан;

д) Ньюфаундленд;

е) Флорида;

ж) Куба;

з) Калифорния;

и) Виктория;

к) Баффинова Земля;

л) Гренландия.

10. Выберите верные утверждения:

а) Пустыни Мексики – родина многих видов кактусов.

б) Нью-Йорк – столица США.

в) США – одна из самых развитых стран мира.

г) Каньон реки Колорадо имеет отвесные склоны разной окраски.

д) Скунс – удивительное животное Мексики.

е) Йеллоустонский национальный парк – второй в мире, основан в 1872 г.

ж) В Канаде два государственных языка – английский и французский.

з) Куба, Ямайка, Гватемала, Коста-Рика и другие страны относят к Центральной Америке.

Ответы

1 – б;

2. 1 – г; 2 – ж; 3 – е; 4 – б; 5 – и; 6 – к; 7 – з; 8 – а; 9 – д; 10 – в;

3 – в;

4 – а, в, г, е, з;

5. 1 – в, г, ж; 2 – д; 3 – а, б, е, з;

6 – в;

7. Последовательность: г, е, в, а, ж, б, з, д;

8 – а;

9. 1 – б, д, ж, и, к, л; 2 – а, в, г, е, з;

10. Верно: а, в, г, ж, з.

ЕВРАЗИЯ
(итоговый тест)

Вариант 1

1. Русский путешественник, исследовал труднодоступные районы Центральной Азии, ее горные хребты, вершины и ледники. Составил описание высокогорного озера Иссык-Куль.

а) В. А. Обручев;

б) П. П. Семенов-Тян-Шанский;

в) Витус Беринг;

г) Н. М. Пржевальский.

2. Расскажите о географическом положении Евразии, установив правильные соответствия:

1) Залив Атлантического океана;

2) Пролив, отделяющий от Северной Америки;

3) Крайний южный мыс;

4) Остров, расположенный на 180° меридиане;

5) Архипелаг в Тихом океане;

6) Крайний северный мыс;

7) Большой полуостров на северо-западе

материка;

8) Залив Индийского океана.

а) Врангеля;

б) Персидский;

в) Скандинавский;

г) Бискайский;

д) Берингов;

е) Пиай;

ж) Филиппинские;

з) Челюскин.

3. Какие полуострова расположены на тихоокеанском побережье Евразии? Выберите из предложенных:

а) Камчатка;

б) Скандинавский;

в) Пиренейский;

г) Корея;

д) Индостан;

е) Индокитай;

ж) Чукотский;

з) Малакка;

и) Балканский;

к) Таймыр.

4. Рельеф Евразии очень разнообразен. Ее горы и равнины имеют различную высоту. Расположите предложенные территории в правильной последовательности по мере возрастания высот, начиная с наименьшей:

а) Уральские горы;

б) Памир;

в) Западно-Сибирская равнина;

г) Среднерусская возвышенность;

д) Гималаи;

е) Прикаспийская низменность;

ж) Кавказ.

5. Климатические условия Евразии более резко, чем на других материках, изменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток. Установите соответствия между территориями и их климатом.

Территория:

1) Остров Исландия;

2) Остров Калимантан;

3) Полуостров Таймыр;

4) Аравийский полуостров;

5) Остров Великобритания;

6) Полуостров Индостан.

Тип климата:

а) арктический;

б) субарктический;

в) умеренный;

г) тропический;

д) субэкваториальный;

е) экваториальный.

6. Какие озера Евразии имеют географические координаты:

1) 61° с. ш.;32° в. д.;

2) 43° с. ш.; 77° в. д.;

3) 54° с. ш.; 108° в. д.;

4) 45° с. ш.; 60° в. д.;

5) 46° с. ш.; 74° в. д.

а) Байкал;

б) Аральское море-озеро;

в) Балхаш;

г) Ладожское;

д) Иссык-Куль.

7. Установите правильную последовательность смены природных зон Евразии с севера на юг по меридиану 100° в. д.:

а) полупустыни и пустыни;

б) лесостепи и степи;

в) тундра и лесотундра;

г) арктические пустыни;

д) хвойные леса;

е) саванны и редколесье;

ж) влажные экваториальные леса;

з) переменно-влажные (муссонные) леса.

8. Какие из перечисленных ниже животных обитают в следующих природных регионах Евразии? Установите соответствие.

Природный регион:

1) Лесная зона Средней Европы;

2) Степи

3) Пустыни Центральной Азии;

4) Экваториальные леса

Индонезии.

Животное:

а) кулан;

б) орангутанг;

в) косуля;

г) волк;

д) суслик;

е) двугорбый верблюд;

ж) питон;

з) джейран;

к) хорек;

и) гюрза;

л) белка.

9. В Евразии проживает 3/4 населения Земли. Страны на материке относятся к двум частям света. Выберите названия европейских государств:

а) Польша;

б) Казахстан;

в) Испания;

г) Ирландия;

д) Оман;

е) Швеция;

ж) Украина;

з) Иран;

и) Италия;

к) Китай;

л) Германия;

м) Индия.

Вариант 1

1 – б;

2. 1 – б; 2 – д; 3 – е; 4 – а; 5 – ж; 6 – з; 7 – в; 8 – б;

3. а, г, е, ж, з;

4. Последовательность: е, в, г, а, ж, б, д;

5. 1 – б; 2 – е; 3 – а; 4 – г; 5 – в; 6 – д;

6. 1 – г; 2 – д; 3 – а; 4 – б; 5 – в;

7. Последовательность: г, в, д, б, а, е, з, ж;

8. 1 – г, л; 2 – в, д, к; 3 – а, е, з, и; 4 – б, ж;

9. а, в, г, е, ж, и, л.

ЕВРАЗИЯ
(итоговый тест)

Вариант 2

1. Русский путешественник, исследовал азиатские горные хребты, пустыни, реки и озера. Описал истоки великих рек в Азии – Хуанхэ и Янцзы. Изучал Уссурийский край и Камчатку. Впервые описал новые виды животных пустыни.

а) В. А. Обручев;

б) П. П. Семенов-Тян-Шанский;

в) Витус Беринг;

г) Н. М. Пржевальский.

2. Установите соответствия. Каким океанам принадлежат эти моря?

1) Желтое море;

2) Охотское;

3) Средиземное;

4) Море Лаптевых;

5) Карское;

6) Японское;

7) Чукотское;

8) Южно-Китайское;

9) Белое;

10) Северное;

11) Аравийское;

12) Красное;

13) Берингово;

14) Балтийское.

а) Индийский океан;

б) Тихий океан;

в) Атлантический океан;

г) Северный Ледовитый океан.

3. Выберите географические объекты, через которые проходит условная граница между Европой и Азией:

а) Карское море;

б) Азовское море;

в) река Волга;

г) река Эмба;

д) Кумо-Манычская впадина;

е) Иранское нагорье;

ж) горы Кавказ;

з) горы Урал;

и) пролив Босфор;

к) Черное море.

4. В рельефе Евразии много высоких вершин и действующих вулканов. Установите соответствие, на каких территориях они расположены:

1) Везувий;

2) Эльбрус;

3) Джомолунгма;

4) Ключевская Сопка;

5) Монблан;

6) Фудзияма;

7) Кракатау.

а) Гималаи;

б) Японские острова;

в) Апеннинский полуостров;

г) полуостров Камчатка;

д) Большие Зондские острова;

е) Альпы;

ж) Кавказ.

5. Одно из самых влажных мест на планете расположено здесь, где на пути муссонных ветров, идущих с океана, поднимаются высокие горные хребты Евразии. Назовите эту территорию:

а) о. Хонсю;

б) Карачи;

в) Манила;

г) Черапунджи.

6. Многие крупные реки Земли протекают по территории Евразии. Распределите предложенные реки по бассейнам их океанов.

1) Тихого океана;

2) Северного Ледовитого океана;

3) Атлантического океана;

4) Индийского океана.

а) Амур;

б) Енисей;

в) Лена;

г) Хуанхэ;

д) Тигр;

е) Рейн;

ж) Инд;

з) Дунай;

и) Ганг;

к) Янцзы.

7. Установите правильную последовательность смены природных зон Евразии с севера на юг по меридиану 30° в. д.:

а) смешанные и широколиственные леса;

б) лесостепи и степи;

в) тундра и лесотундра;

г) арктические пустыни;

д) хвойные леса;

е) жестколистные вечнозеленые леса;

8. Выберите верные утверждения:

а) Евразия – самый большой массив суши.

б) Стокгольм – столица Швейцарии.

в) Полуостров Таймыр – самый северный полуостров материка.

г)         Величайшая вершина материка – пик Победы.

д) Турция расположена в двух частях света.

е) Персидский залив – район добычи железной руды.

ж) В Европе самые высокие горы – Альпы.

з) Бассейн внутреннего стока занимает около 1/3 материка.

и) Филиппины – самое большое в мире островное государство.

9. В Евразии проживает 3/4 населения Земли. Политическая карта очень сложна. Установите соответствия между названиями крупных государств материка и их столицами.

Страна:        Столица:

1) Норвегия;        а) Хельсинки;

2) Италия;        б) Рим;

3) Монголия;        в) Тегеран;

4) Саудовская Аравия;        г) Осло;

5) Турция;        д) Токио;

6) Франция;        е) Эр-Рияд;

7) Финляндия;        ж) Улан-Багор;

8) Иран;        з) Анкара;

9) Германия;        и) Париж;

10) Япония.        к) Берлин.

Ответы

Вариант 2

1 – г;

2. а – 11, 12, 14; б – 1, 2, 6, 8, 13; в – 3, 10; г – 4, 5, 7, 9;

3. б, г, д, з, и, к;

4. 1 – в; 2 – ж; 3 – а; 4 – г; 5 – е; 6 – б; 7 – д;

5 – г;

6. 1 – а, г, к; 2 – б, в; 3 – е, з; 4 – д, ж, и;

7. Последовательность: г, в, д, а, б, е;

8. Верно: а, в, д, ж, з;

9. 1 – г; 2 – б; 3 – ж; 4 – е; 5 – з; 6 – и; 7 – а; 8 – в; 9 – к; 10 – д.

АНТАРКТИДА
(итоговый тест)

1. После двухмесячного героического похода по безжизненным, застывшим в ледяном безмолвии пространствам шестого континента 14 декабря 1911 года норвежский полярный путешественник и исследователь первым достиг Южного полюса Земли. Кто он?

а) М. П. Лазарев;

б) Роберт Скотт;

в) Ф. Ф. Беллинсгаузен;

г) Руаль Амундсен.

2. Эта станция в Антарктиде является основной и самой крупной российской научной станцией:

а) Восток;

б) Молодежная;

в) Мирный;

г) Новолазаревская.

3. В Антарктиде сосредоточено в виде мощного ледникового щита 80 % всей пресной воды нашей планеты. Назовите среднюю толщину ледяного покрова материка.

а) 2 000 м;

б) 4 500 м;

в) 8 000 м;

г) 500 м.

4. Расскажите о географическом положении Антарктиды, установив правильные соответствия:

l) Mope Тихого океана у берегов

Антарктиды;

2) Действующий вулкан

в Антарктиде;

3) Полуостров материка;

4) Остров в море Беллинсгаузена;

5) Пролив, отделяющий от Америки;

6) Море Атлантического океана

у берегов Антарктиды.

а) Петра I;

б) Дрейка;

в) Амундсена;

г) Эребус;

д) Уэдделла;

е) Антарктический.

5. Природа Антарктиды особенная. Здесь, в суровейших условиях «холодильника Земли», жизнь присутствует почти повсюду. Выберите верные утверждения:

а) Температура в антарктических оазисах летом поднимается выше 10° С, на месте растаявшего льда образуются озера.

б) Чайки-поморники питаются не только яйцами пингвинов, но и их птенцами.

в) Пингвин Адели – это самый крупный вид пингвинов.

г) Морской леопард часто охотится за пингвинами.

д) В мелких засоленных озерах живут микроорганизмы, окрашивающие воду в зеленовато-коричневый цвет.

е) В районе антарктических вод встречаются кашалоты, касатки, синие киты.

6. Какие географические объекты имеют координаты:

1) 68° ю. ш.; 39° в. д.;

2) 78° ю. ш.; 168° в. д.;

3) 90° ю. ш.; 0° в. д.;

4) 79° ю. ш.; 108° в. д.

а) вулкан Эребус;

б) ст. Восток;

в) ст. Сева;

г) Южный полюс.

7. С какими целями в Антарктиде проводятся современные исследования? Выберите верные ответы:

а) Здесь ведутся океанологические работы по изучению биологических и минеральных ресурсов.

б) Материк используется для захоронения радиоактивных отходов производства.

в) Ведется добыча полезных ископаемых: каменного угля, железной руды, золота и др.

г) Ведутся систематические наблюдения за погодой, составляется прогноз климата будущего планеты.

д) Изучается состояние Мирового океана, поведение льдов, их движение и таяние.

Ответы

1 – г;

2 – б;

3 – а;

4. 1 – в; 2 – г; 3 – е; 4 – а; 5 – б; 6 – д;

5. Верно: а, б, г, д, е;

6. 1 – в; 2 – а; 3 – г; 4 – б;

7. Верно: а, г, д.

                                                                                                                 

                                                                                                   

                                                                             

                          ЮЖНАЯ АМЕРИКА

(итоговый тест)

1. В XV веке он первым высказал мысль о существовании нового материка. Вслед за его красочными описаниями далеких земель в Америку устремились испанские и португальские завоеватели.

а) Александр Гумбольдт;

б) Америго Веспуччи;

в) Христофор Колумб;

г) Н. И. Вавилов.

2. Расставьте правильно крайние точки материка:

1) Крайний северный мыс;        а) м. Фроуэрд;

2) Крайний восточный мыс;        б) м. Париньяс;

3) Крайний южный мыс;        в) м. Гальинас;

4) Крайний западный мыс.        г) м. Каабу-Бранку.

3. Соотнесите местоположение территорий Южной Америки:

1) Плоскогорье на севере;

2) Низменная равнина в районе

экватора;

3) Самые длинные горные цепи;

4) Суровая пустыня на западном

побережье;

5) Плоскогорье на востоке;

6) Острова, отделяемые Магеллановым

проливом;

7) Высочайшая вершина материка;

8) Крупный залив на юго-востоке.

а) Аконкагуа;

б) Ла-Плата;

в) Гвианское;

г) Огненная Земля;

д) Бразильское;

е) Амазонская;

ж) Анды;

з) Атакама.

4. «Заблудиться в этом лесу – самая страшная опасность. Ни один индеец не рискнет отправиться вглубь леса, не оставив отметок на деревьях, иначе он не выберется. Это страна лиан: они стелются по земле, взбираются на стволы, перебрасываются с одного дерева на другое... Иные предательские лианы так крепко опоясали стволы, что деревья, задыхающиеся в этих смертельных объятиях, спустя несколько лет погибают». О какой природной зоне идет речь?

а) пампа;

б) высотная поясность в Андах;

в) сельва;

г) саванны.

5. Расположите крупнейшие города с севера на юг:

а) Буэнос-Айрес;

б) Кито;

в) Бразилиа;

г) Санта-фе-де-Богота;

д) Рио-де-Жанейро.

6. Южная Америка – самый влажный материк Земли, богат реками. О каких реках и озерах идет речь?

1) На одном из притоков этой реки

находится высочайший в мире водопад;

2) Река образует самый огромный в мире

речной бассейн;

3) Самое большое высокогорное озеро;

4) Большое озеро на севере материка,

район нефтедобычи;

5) Река несет свои воды в залив Ла-Плата,

имеет приток Парагвай.

а) Маракайбо;

б) Ориноко;

в) Парана;

г) Амазонка;

д) Титикака.

7. Найдите соответствия между странами и их столицами.

Страны:

Столицы:

1) Бразилия;

2) Аргентина;

3) Перу;

4) Венесуэла;

5) Чили;

6) Боливия.

а) Каракас;

б) Лима;

в) Сантьяго;

г) Бразилиа;

д) Ла-Пас;

е) Буэнос-Айрес.

                              ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО…

… Австралийский коршун, чтобы разбить яйцо страуса, бросает на него камень сверху.

… Лягушка – пятипалый свистун из джунглей Южной Америки – своим длинным языком обвивает змею и втягивает ее голову в свой рот.

… Ягуар подманивает рыб, опуская в реку кончик хвоста. Рыбы думают, что в воду упал спелый фрукт, и подплывают поближе. Ягуар быстро разворачивается и выхватывает добычу из воды.

… Во Франции водятся свиньи, которые умеют искать грибы и выкапывать их из земли.

… В Австралии ловят рыб с помощью рыбы-прилипалы. Она может присасываться даже к большим морским черепахам.

… В Южной Америке местные жители приручают удавов. Они ловят мышей, как кошки, и охраняют дом, как собаки.

… В Индонезии ручные обезьяны забираются на высокие пальмы и бросают кокосовые орехи своим хозяевам.

… В Индии, Индонезии и на некоторых тропических островах растет хлебное дерево. Конечно, на нем не растут булочки. Но из плодов хлебного дерева местные жители пекут лепешки, которые по вкусу напоминают настоящий хлеб.

… Стрекоза отлично ловит насекомых в воздухе. У нее сильные крылья, она умеет резко поворачиваться, останавливаться на лету, глаза ее видят все вокруг. За 2 часа стрекоза съедает больше 40 мух.

… Ученые подсчитали, что обитатели муравейника средней величины уничтожают в день по 15–20 тысяч вредных насекомых. А полезных насекомых муравьи не трогают.

… Любопытно, что самое большое количество перьев – у лебедя. У одного из них насчитали 25216, причем 20177 приходилось на голову и шею. Среди птиц меньше всего перьев у воробья – всего 2 тысячи. Неизвестно только, сколько дней считали перья исследователи.

… В Новой Зеландии обитает летучая мышь, которая хоть и умеет летать, но большую часть времени проводит на земле. По строению тела и по составу крови она заметно отличается от других летучих мышей Новой Зеландии и близлежащей Австралии. Зато ее кровь сходна с кровью летучих мышей, обитающих в весьма отдаленных районах Центральной и Южной Америки. Согласно геофизическим и геологическим данным, острова Новой Зеландии в ходе дрейфа континентов отделились от Южной Америки «всего» около 80 миллионов лет назад. Этим и объясняется замеченное учеными сходство их фауны и флоры. Однако среди летучих мышей такое сходство обнаружено впервые.

… В штате Нью-Мексико (США) обнаружены кости нового для науки вида гигантского  ископаемого ящера, которому ученые присвоили название сейсмозавра («сотрясатель земли»). Восемь сочлененных хвостовых позвонков сейсмозавра имеют длину 3,48 м. Он, очевидно, превышал по размерам суперзавра – другого ископаемого ящера, найденного в штате Колорадо и считавшегося до сих пор «самым длинным» существом в истории земли. Его размеры не превышали 33 метров, тогда как сейсмозавр, по-видимому, достигал 40 м в длину (для сравнения: крупнейшее из ныне встречающихся животных – синий кит может достигать 33 м в длину и весить около 160 тонн). Сейсмозавр, вероятно, был травоядным. Ученые определили, что он принадлежал к семейству диплодоковых и являлся родственником как диплодокам, так и бронтозаврам. Назвать массу тела пока затруднительно, но полагают, что она была не менее 40 тонн. Это близко к массе самого «тяжелого» ящера – брахиозавра. Более точно «взвесить» сейсмозавра можно будет после изучения других, еще не поднятых на поверхность, его костей.

… В Австралии найдены окаменевшие останки самой большой, способной к полету птицы, которая жила когда-либо на земле. Она весила 70–75 кг, размах крыльев составлял 7,5 м. Эта птица, которая питалась мелкими животными, жила 5–8 млн лет назад.

… Самая тяжелая летающая птица – дрофа кори, встречающаяся в Восточной и Южной Африке. Вес самца – порядка 18 кг при длине крыльев и размахе до 2,5 м, длина тела – 1 м. Всего насчитывается 23 вида дроф. Сегодня эти птицы находятся под охраной закона, их осталось очень немного. Так, в Венгрии около 3500, в Португалии – 300. Сейчас создаются добровольные общества охраны этих птиц. В Англии, например, создано общество «Дрофа».

… Самая крупная европейская сова – филин большой. Эта ночная птица обитает на полях, холмах, в долинах рек. О том, насколько она редка, можно судить по ее численности: так, в Австралии живут всего пять пар филинов больших, в Германии – около сорока.

… Работники кухни днепропетровской школы обнаружили у петуха девять сердец, три печени. Все они были одинаково развиты. Ученые подтвердили, что подобных случаев еще не было известно. Медицина подтверждает, что когда у людей или животных было по 2 сердца, то такие органы значительно отставали в развитии, оказывались нежизнеспособными, один орган мешал другому. У этого же петуха, выросшего на Новомосковском птицекомбинате, все сердца работали нормально.

… Почти 95 м пролетел по воздуху цыпленок в Японии. Курицы обладают большой способностью к полету по сравнению с петухами.

… У птиц-хищников зрение почти в 10 раз острее, чем у человека. Так, золотистый орел может обнаружить зайца на расстоянии трех километров, а сапсан замечает голубя на расстоянии более 8 километров.

ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ

Снежная обезьяна

Существует или нет снежный человек – вопрос спорный, а вот снежная обезьяна существует. Зовут ее «японский макак», и как видно из названия, обитает это животное в Японии. Обезьяна крупная – весит 11–18 кг, покрыта густой шерстью. Это неудивительно, ведь средняя температура января на о. Хоккайдо составляет от –3° до –11 °С. Здесь много горячих источников, где обезьяны любят купаться. Они неплохо плавают и даже ныряют. Конечно, в холодный зимний день приятно посидеть в теплой воде. На курортах острова в открытых источниках их можно нередко видеть купающимися вместе с людьми. Есть здесь и специальный бассейн, предоставленный обезьянам. На о. Хоккайдо много лесов, поэтому даже в холодные времена обезьяны без труда находят пищу. Ею служит кора молодых деревьев, ветки, корни растений. В целом вид сохраняется и даже процветает: на о. Хоккайдо сейчас насчитывается около 30 тыс. снежных обезьян.

Ракушечная мостовая

Остров Самана, входящий в состав Багамского архипелага, – крохотный необитаемый клочок суши, покрытый густым лесом. Есть основания считать, что Самана – один из тех островков с «лагуной посередине», которые Колумб посетил в октябре 1492 г. во времена своего первого путешествия в Новый Свет. Недавно, пишет «Вокруг света», на Самане побывала экспедиция, отыскивающая следы великого мореплавателя на Багамском архипелаге. Ничто не подтвердило (но и не опровергло) версию о том, будто здесь побывал Колумб, однако ученые наткнулись на новую загадку. От побережья вглубь острова на 200 м тянется просека, вымощенная тысячами витых морских раковин. Исследователи назвали феномен «ракушечной мостовой». Кому и зачем понадобилось истреблять столько моллюсков, кто гулял по столь необычной «мостовой»? – вопросы пока окутывает полная тайна.

Чемпионы выносливости

Тубу живут в самом сердце Сахары на безводном высокогорном плато Тибести, где нет даже песка, так как его уносит знойный ветер пустыни. На фотографиях здешний пейзаж напоминает лунную поверхность: безжизненные кратеры, голые камни…

Тубу – это ключевое племя, некоторые этнографы считают их древнейшими жителями Африки. Недавно, пишет на своих страницах «Вокруг света», здесь в северо-западной части республики Чад работала международная экспедиция. 2,5 тыс. км проделали ученые по пустыне, чтобы убедиться, что племя тубу живет в экстремальных условиях.

Больше всего ученых интересовало, чем питаются тубу, как сохраняют воду в организме, откуда у них почти фантастическая выносливость, ведь эти люди за день могут одолеть 90 км по голой, каменистой пустыне, где температура редко опускается ниже 45 °С.

Впрочем, этот список загадок не исчерпывается. Тубу живут очень долго, до глубокой старости сохраняют все зубы, детская смертность по сравнению с другими народами Африки здесь очень низкая. В племени есть поговорка: «Тубу довольствуется одним фиником в день: на завтрак он съедает кожуру, на обед – мякоть, а на ужин – косточку». Оказывается, эта шутка не слишком далека от истины. Питание всего племени не меняется в течение всего года и состоит из настоянного на пустынных травах густого чая, который пьют поутру, нескольких фиников на обед и горсти проса, смоченного пальмовым маслом, или толченых кореньев на ужин. И это все. Однажды, когда часть племени отправилась в дальний путь, с ними на «джипе» отправилось несколько врачей из экспедиции. «От усталости мы уже не могли держать руль, – рассказывал позднее один из них, – а тубу неутомимо двигались вперед. После 40 км пути ритм сердца у них почти не изменился». Мясо тубу не едят. Как они обходятся без животных белков? Это еще одна загадка. Все материалы, собранные в ходе экспедиции, изучаются. Возможно, микроскоп и химический анализ помогут открыть тайну невероятной выносливости жителей пустыни.

Последние кондоры

Калифорнийский кондор по праву считается крупной птицей Северной Америки.  При размахе крыльев до 3 метров эта птица достигает в весе 12 кг. Ареал ее – крохотная территория в горах, расположенных к северу от Лос-Анджелеса. В 1985 г. численность кондоров упала с 16 до 9 особей. Трех птиц пришлось взять в зоопарк. Таким образом, ныне всего 6 кондоров ведут дикий образ жизни, а в неволе содержится 21 птица. Меньше 30 представителей вида осталось на планете Земля.

  9 класс

ПИЩЕВАЯ И ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ

Вариант 1

1. Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей:

а) выращивание и переработка с/х продукции;

б) легкая и пищевая промышленность;

в) животноводство и растениеводство;

г) производство и реализация продуктов питания.

2. Укажите, является ли верным следующее утверждение: «Производство сахара из сахарной свеклы входит в состав сельского хозяйства»?

(Да; нет.)

3. Расположите в правильной последовательности стадии обработки сырья для текстильной промышленности:

а) волокно;

б) отделка;

в) пряжа;

г) сырье;

д) суровье.

4. Распределите отрасли пищевой промышленности по группам.

Группы:

Отрасли:

1) С ориентацией на сырье;

2) С ориентацией на потребителя.

а) чайная;

б) кондитерская;

в) сахарная;

г) хлебопекарная;

д) рыбная;

е) консервная;

ж) макаронная.

5. Продукты питания производятся во всех районах России.Выберите 2 района, которые занимают лидирующие позиции:

а) Алтай;

б) Центральный район;

в) Калмыкия;

г) Поволжье;

д) Ленинградская область.

6. Почему льнообрабатывающие фабрики построены на северозападе страны?

а) Здесь расположены посевы льна.

б) При первичной переработке сырья имеются большие отходы.

в) Используются исторически сложившиеся навыки населения.

г) По всем названным выше причинам.

7. Легкая промышленность отличается особенностями:

а) в ней заняты преимущественно женщины;

б) сезонностью производства;

в) трудоемкостью;

г) зависимостью от природных условий;

д) малыми размерами ее предприятий.

Вариант 1

1 – в;

2 – нет;

3. Последовательность: г, а, в, д, б;

4. 1) – а, в, д, е; 2) – б, г, ж;

5 – б, г;

6 – г;

7 – а, в, д.

ПИЩЕВАЯ И ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ

Вариант 2

1. Общий уровень интенсификации агропромышленного комплекса определяется:        

а) животноводством;

б) пищевой промышленностью;

в) производством сельскохозяйственных машин и оборудования;

г) растениеводством;

д) легкой промышленностью.

2. Укажите, является ли верным следующее утверждение: «Выращивание технических культур (хлопчатник, лен) входит в состав легкой промышленности».

(Да, нет.)

3. В состав легкой промышленности входят отрасли, ориентирующиеся на потребителя. Выберите 2 верных ответа:

а) шелковая;         г) обувная;

б) швейная;         д) кожевенная.

в) льняная;

4. Почему сахарная промышленность развита преимущественно в Центральном Черноземье и на Северном Кавказе?

а) Здесь находятся основные посевы сахарной свеклы.

б) Здесь расположены основные районы свиноводства, использующие отходы отрасли в качестве кормов.

в) Здесь находятся основные потребители продукции.

г) По всем вышеназванным причинам.

5. Мясная, мукомольная и молочная отрасли сходны тем, что:

а) используют сырье, прошедшее переработку;

б) ориентируются на сырье;

в) ориентируются на потребителя;

г) ориентируются и на сырье, и на потребителя.

6. Производство суровой хлопчатобумажной ткани производится на:

а) прядильных фабриках;

б) ткацких фабриках;

в) отделочных фабриках;

г) хлопчатобумажных комбинатах.


7. Главный фактор, влияющий на размещение хлебопекарной промышленности – это:

а) потребительский;

б) электроэнергетический;

в) военно-стратегический;

г) сырьевой.

Вариант 2

1 – в;

2 – нет;

3 – б, г;

4 – а;

5 – г;

6 – б;

7 – а.

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Вариант 1

1. В состав инфраструктурного комплекса не входит:

а) туристско-экскурсионное бюро;

б) химчистка;

в) тепличное цветоводческое хозяйство;

г) детский сад;

д) оператор мобильной связи.

2. Выберите, какие из услуг относятся к материальным:

а) оборона;

б) торговля;

в) бытовое обслуживание;

г) образование;

д) транспорт;

е) здравоохранение.

3. Наибольший грузооборот имеют виды транспорта (выберите 2 правильных ответа):

а) железнодорожный;

б) автомобильный;

в) воздушный;

г) трубопроводный;

д) речной.

4. Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной из них:

а) Обский;

б) Волго-Камский;

в) Ленский;

г) Енисейский.

5. Санатории и туристические базы относятся к:

а) бытовому обслуживанию;

б) социальному обеспечению;

в) рекреационному хозяйству;

г) жилищному хозяйству.

6. Назовите главную железную дорогу России:

а) Южносибирская магистраль;

б) Екатеринбург – Тюмень – Омск;

в) Байкало-Амурская магистраль;

г) Транссибирская магистраль;

д) Москва – Санкт-Петербург.

7. Выберите верные высказывания:

а) Участок магистрали Москва – Ростов имеет хорошее дорожное покрытие и является платным.

б) По мере развития наиболее дешевого вида транспорта остальные виды отомрут.

в) Большая часть рекреационных учреждений размещена в азиатской части страны.

г) Ситуация с обеспечением жильем своих граждан в России хуже, чем во многих странах нового зарубежья.

8. Среди перечисленных речных портов укажите 2 ошибочных:

а) Волгоград;

б) Москва;

в) Якутск;

г) Екатеринбург;

д) Казань;

д) Челябинск;

е) Ростов-на-Дону;

ж) Красноярск.

Вариант 1

1 – в;

2 – б, в, д;

3 – а, г;

4 – б;

5 – в;

6 – г;

7. Верно: а, г;

8. Ошибочно: г, д.

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Вариант 2

1. Совокупность сооружений, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы населения и отраслей экономики, называется:

а) коммуникацией;

б) инфраструктурой;

в) транспортным узлом;

г) социальным обеспечением.

2. Коммуникационная система включает:

а) связь;

б) культуру;

в) транспорт;

г) государственное управление.

3. Особые территориальные образования, объединяющие научные центры с наукоемкими предприятиями промышленности, называются:

а) образованием;                                   г) рекреацией;

б) научными учреждениями;                 д) научными кафедрами.

в) технополисами;

4. В России всего более 40 портов, из них 11 – относительно крупных. Распределите порты по морским бассейнам.

Бассейны:

Порты:

1) Балтийский;

2) Тихоокеанский;

3) Черноморский;

4) Северный.

а) Находка;

б) Санкт-Петербург;

в) Новороссийск;

г) Владивосток;

д) Мурманск;

е) Туапсе;

ж) Архангельск;

з) Калининград;

и) Тикси;

к) Магадан.

5. Что такое грузооборот?

а) вид упаковки грузов;

б) замкнутая схема организации перевозок;

в) произведение количества перевезенных грузов на среднее расстояние перевозок;

г) масса перевезенных грузов.

6. Какие грузы экономичнее перевозить речным транспортом?

а) молоко, мясо, хлеб;

б) уголь, лес, зерно;

в) кондитерские изделия;

г) продукцию легкой промышленности.

7. Выберите верные высказывания:

а) Соловецкий монастырь относится к рекреационным районам культурно-исторического направления.

б) Доля автомобильного транспорта с дизельными двигателями в России в последнее время уменьшается.

в) Северный морской путь имеет огромное значение для районов Крайнего Севера России. Для иностранных судов он закрыт.

г) Россия занимает 11-е место в мире по числу пользователей мировой компьютерной сетью Интернет.

8. Этот вид транспорта обладает большой маневренностью и скоростью движения. Он осуществляет дальние перевозки в северных и восточных, а также горных районах страны. Один из самых дорогих по себестоимости перевозок. Загрязнитель окружающей среды. О каком виде транспорта идет речь?

а) об автомобильном;

б) речном;

в) гужевом;

г) железнодорожном;

Ответы

Вариант 2

1 – б;

2 – а, в;

3 – в;

4. 1) – б, з;

    2) – а, г, к;

    3) – в, е;

    4) – д, ж, и;

5 – в;

6 – б;

7. Верно: а, г;

8 – а.

              6 класс

АТМОСФЕРА

Вариант 1

1. Нижний слой атмосферы, в котором формируется погода местности, называется:

а) стратосферой;

б) термосферой;

в) тропосферой;

г) верхними слоями атмосферы.

2. На какой широте расположен Северный полярный круг?

а) 23,5° с. ш.;

б) 66,5° с. ш.;

в) 66,5° ю. ш.;

г) 23,5° ю. ш.

3. Установите соответствие между прибором и его измерениями:

1. Анемометр;

2. Гигрометр;        

3. Барометр;

4. Осадкомер.        

а) влажность воздуха;

б) скорость ветра;

в) количество осадков;

г) давление.

4. Выберите правильное направление ветра:

а) 753 мм рт. ст.    750 мм рт. ст.

б) 760 мм рт. ст.    765 мм рт. ст.

в) 742 мм рт. cт.    755 мм рт. ст.

5. Если воздух не может вместить больше водяного пара, чем он уже содержит, то его называют:

а) влажным;

б) ненасыщенным;

в) насыщенным;

г) сухим.

6. Какова температура воздуха на высоте 1 000 метров, если у подножия она +20 °С?

а) 0°С;

б) +10 °С;

в) +14 °С;

г) +18 °С.

7. Самый длинный день в Южном полушарии:

а) 23 сентября;

б) 22 декабря;

в) 21 марта;

г) 22 июня.

Ответы

Вариант 1

1 – в;

2 – б;

3. 1 – б;

    2 – а;

    3 – г;

    4 – в;

4 – а;

5 – в;

6 – в;

7 – б.

АТМОСФЕРА

Вариант 2

1. Основными элементами (характеристиками) погоды являются (выберите группу):

а) температура, давление и влажность воздуха;

б) температура, облачность, осадки;

в) солнечная радиация, влажность, температура.

2. В каком направлении дует ночной бриз?

а) с моря на сушу;

б) зимой – с суши на море, летом – с моря на сушу;

в) с суши на море.

3. Слой атмосферы на высоте от 18 до 50 км – это:

а) мезосфера;

б) экзосфера;

в) стратосфера;

г) тропосфера.

4. На высоте 8 км термометр показал –18 °С. Какая температура в это время была у поверхности Земли?

а) +20 °С;

б) +30 °С;

в) +40 °С;

г) +25 °С.

5. Предложены виды осадков:

а) роса;

б) град;

в) дождь;

г) снег;

д) снежная крупа;

е) иней;

з) туман.

Выберите из них: 1 – те, которые выпадают из облаков; 2 – те, что выпали из насыщенного воздуха.

6.  В каком случае суточная амплитуда температуры наибольшая?

а) +13 °С    и    –4 °С;

б) +10 °С    и    –2 °С;

в) +19 °С    и    +7 °С;

г) +24 °С    и    +15 °С.

7. Ветер, дующий с юго-востока, называется:

а) северо-восточный;

б) юго-восточный;

в) юго-западный;

г) северо-западный.

Ответы

Вариант 2

1 – а;

2 – в;

3 – в;

4 – б;

5. 1 – б, в, г, д;

    2 – а, е, з;

6 – а;

7 – б.

ВОДЫ СУШИ

Вариант 1

1. Водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле:

а) озеро;

б) течение;

в) река;

г) поток.

2. Место, где река впадает в другую реку, море или озеро:

а) приток;

б) устье;

в) водопад;

г) озеро.

3. Эта река настольно необъятна, нужно плыть несколько месяцев, чтобы понять, насколько вода здесь господствует над Землей. Ее глубины – более 90 метров – есть не у всякого моря. Река действительно кажется морем: ведь стоя на одном берегу, совершенно не видно другого. О какой реке идет речь?        

а) Волга;        

б) Лимпопо;

в) Лена;        

г) Амазонка.

4. Самый высокий в мире водопад:

а) Анхель;

б) Игуасу;

в) Виктория;

г) Илья-Муромец.

5. Часть дна речной долины, затопляемая во время разлива реки, называется:

а) берег;

б) луг;

в) пойма;

г) паводок.

6. В прошлом это озеро соединялось с океаном и было морем. Сейчас это самое большое озеро на планете.

а) Байкал;

б) Верхнее;

в) Ладожское;

г) Каспийское.

7. Назовите самую длинную в мире реку:

а) Миссисипи;

б) Рейн;

в) Нил;

г) Амазонка;

д) Лена.

8. Какое из этих озер – австралийское?

а) Эйр;

б) Виктория;

в) Байкал;

г) Мичиган.

Ответы

Вариант 1

1 – в;

2 – б;

3 – в;

4 – а;

5 – в;

6 – г;

7 – в;

8 – а.

ВОДЫ СУШИ

Вариант 2

1. Площадь водосбора реки и ее притоков:

а) паводок;        

б) речная система;

в) речной бассейн;

г) исток.

2. Самая полноводная река нашей страны:

а) Лена;

б) Волга;

в) Енисей;

г) Амур.

3. Где расположен Ниагарский водопад?

а) в Азии;

б) в Европе;

в) в США.

4. Пустоты, вымываемые водой в легкорастворимых породах, называются:

а) родниками;

б) оврагами;

в) пещерами.

5. Найдите соответствие:

1. Сточное озеро;

2. Бессточное озеро.

а) Байкал;

б) Чад;

в) Каспийское;

г) Аральское;

д) Верхнее.

6. На каком берегу великой русской реки находится город Камышин?

а) на левом;   б) на правом.

7. Выберите реки Африки:

а) Енисей;

б) Конго;

в) Нил;

г) Миссисипи;

д) Нигер;

е) Волга.

8. Какие озера имеют следующие координаты? Установите соответствие:

1. 7° ю. ш.; 30° в. д.

2. 53° с. ш.; 105° в. д.

3. 62° с. ш.; 32° в. д.

а) Байкал;

б) Танганьика;

в) Ладожское.

Ответы

Вариант 2

1 – в;

2 – в;

3 – в;

4 – в;

5. 1 – а, д;

    2 – б, в, г;

6 – б;

7 – б, в, д;

8. 1 – б;

    2 – а;

    3 – в.

ВОДЫ СУШИ

Вариант 3

1. Место, где начинается река, называется ее:

а) притоком;

б) истоком;

в) руслом;

г) порогом.

2. Котловина этого озера появилась 15–20 млн лет назад. Это одно из древнейших озер мира. Некоторые ученые видят в нем зарождающийся океан. Его называют «колодцем планеты», так как это озеро – самое глубокое в мире.

О каком озере идет речь?

а) Верхнее;

б) Виктория;

в) Ньяса;

г) Байкал.

3. Какие озера имеют следующие координаты? Установите соответствие:

1. 12° ю. ш.; 35 в. д.;

2. 48° с. ш.; 88° з. д.;

3. 28° ю. ш.; 137° в. д.

а) Верхнее;

б) Эйр;

в) Ньяса.

4. Выберите из перечисленных водных объектов искусственные водоемы:

а) Волго-Донской канал;        

б) Аральское море;

в) Цимлянское водохранилище;

г) Суэцкий канал;

д) пруд;        

е) Берингов пролив.

ж) река Парана.

5. Соотнесите реки и материки, по которым они протекают:

1. Африка;        

2. Северная Америка;        

3. Австралия;

4. Евразия;        

5. Южная Америка.

а) Обь;

б) Конго;

в) Муррей;

г) Парана;

д) Колорадо.

6. Внезапный подъем уровня воды в реке – это:

а) паводок;

б) половодье;

в) межень;

г) пойма.

7. Определите, где находится устье реки Ангары:

а) Каспийское море;

б) река Лена;

в) озеро Байкал;

г) река Енисей.

8. Озера, из которых берут начало реки, называются:

а) сточными;

б) бессточными;

в) пресными.

Ответы

Вариант 3

1 – б;

2 – г;

3. 1 – в;

    2 – а;

    3 – б;

4. а, в, г, д;

5. 1 – б;

    2 – д;

    3 – в;

    4 – а;

    5 – г;

6 – а;

7 – г;

8 – а.

Урок по теме " ПК Русской равнины. Памятники природы."

Методическая копилка - География

Подробный конспект урока «Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы».

 

Тема урока

Природные комплексы Русской равнины. -   Памятники природы

Предмет

География

Класс

8

Автор урока (ФИО, должность)

Ильясова А.Г.

Образовательное учреждение

МКОУСОШ 1 с. Грачевка

Методическая информация

Тип урока

 

комбинированный

Цели урока

 

- образовательная:

• Сформировать представления о природных

   ландшафтах, уникальных природных

   объектах Русской равнины;

  • Углубить знания о природных зонах, расширить представление о ПТК Русской равнины;

•   Оценить значимость природы в жизни и

     деятельности человека, её духовную и

     практическую ценность;

-развивающая:

• Развивать устную речь, способность

   применять имеющиеся знания, по – новому

   оценить информацию, полученную из системы Интернет,

•   Развивать память, мышление, самостоятельную деятельность учащихся;
-
воспитательная:

•   Воспитывать чувство прекрасного, любви к своей стране,

дружбы и взаимопомощи при групповой

работе, повысить интерес к изучению

географии.

Задачи урока

 

Главной задачей урока является формирование представления   учащихся о природных святынях Русской равнины, которые помогут ребятам с другой стороны узнать природу Русской равнины, проникнуться чувством гордости за нашу страну, которая обладает таким богатством, и узнаете о том, как русская природа могла повлиять на национальный характер русского народа; продолжить духовно – нравственное воспитание учащихся, воспитание чувства эстетического отношения к природе, частью которой является сам человек.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока/занятия

Закрепление: знаний о природных зонах, расширить представления о ПТК Русской равнины.

Новые знания: дать знания о роли Русской равнины в формировании Русского государства; знакомство с сайтами интернет, несущими географическую информацию.

Формирование умений: работать с различными источниками географической информации; развивать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой; умение ориентироваться в сети Интернет.

 

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер,

мультимедийный проектор, колонки, раздаточный материал.

Подробный конспект урока/занятия

Мотивация учащихся

 

Образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности природы своей Родины, В настоящее время природные святыни оказывают большое влияние на русских людей. Изучение природных святынь начинается с Русской равнины. Что такое природные святыни России и для чего их необходимо изучать?  

1

Ход и содержание урока

Проверка знаний

Работа с настенной физической картой «Восточно- Европейская равнина».

Варианты географических объектов: Соловецкие острова, Кольский полуостров, Белое море, Онежская губа, Кандалакшский залив, Валаам, Валдайская возвышенность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность, Северные Увалы, Тиманский кряж, горы Хибины, Окско – Донская низменность, Прикаспийская низменность; реки: Волга, Дон, Печора, Северная Двина, Ока, Кама, Днепр, Нева, Хопёр; озёра: Онежское, Ильмень, Ладожское, Селигер, Чудское.

 

  1. Какие из перечисленных объектов находятся в пределах Курской области?
  2. Какие объекты можно отнести к природно – историческим святыням, некоторые из них стали местами русской боевой славы? (слайды 10, 11,12)

 

Учащиеся в парах показывают по очереди объекты.

 

 

 

 

 

 

  Чудское озеро, Ладожское озеро, Валаам, Соловецкие острова, Волга.

(ребята поясняют почему эти места относятся к природно – историческим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Фронтальная проверка.

- Восточно-Европейская равнина (титул)

(слайд 1)

 

 

  1. Первый ПТК, с которым мы познакомились – это Русская равнина. Какое второе название она имеет и почему?

 

 

 Русская потому, что здесь был центр России, на равнине располагалась Древняя Русь, здесь живёт большинство русских . Второе название Восточно – Европейская – расположена на востоке Европы.

2. На какой тектонической структуре расположена равнина?

На древней Русской платформе.

 

3. Какие внешние факторы повлияли на формирование рельефа равнины?

На севере равнины деятельность ледника, на юге – водная эрозия.

4.На творчество каких людей повлияла природа Русской равнины. Приведите примеры.

(слайд 2)

Ученики приводят примеры художников, музыкантов, писателей, учёных.

 

2.

Новая тема

 

Природа Русской равнины разнообразна: это низменности, покрытые тундрой, и поймы рек с заливными лугами, заболоченные низменности и еловые леса…

Самые крупные природные комплексы – природные зоны.

Разделимся на группы, выполним предложенные задания.

 

 

 

 

 

Групповая работа (Приложение1 )

Обратимся к карте в атласе «Природные святыни России»

Какие места в России можно отнести к природным святыням?

   Почему эти охраняемые государством места относят к природным святыням?

     Какие из них имеются на территории Русской равнины?

     Ребята, сейчас мы с вами более подробно познакомимся с некоторыми из них и совершим виртуальное путешествие по природным памятникам Русской равнины.

Работа с картой.

К природным святыням относят заповедники, заказники, национальные парки.

 

Здесь охраняют не только растительный и животный мир, но культурное наследие русского народа?

Работая с картой, учащиеся приводят несколько примеров.

  •  Карелия – страна озёр (Слайд 3)

   По космическому снимку можно определить множество озёр как мелких, так и крупных среди которых выделяются Ладожское и Онежское, и ответить на вопрос «Почему Карелию называют краем озёр?».

  

 

Постепенно перемещаясь по космическому снимку, мы попадаем на Онежское озеро и переходим к следующему природному комплексу – остров Кижи

 

 

 

Краткое сообщение учащихся о Карелии.

  

Работа с космическим снимком.

 

Это связано с геологической историей данной местности, с движением ледника на север.

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Ø Музей заповедник Кижи. Русское зодчество. (Слайд 4) 

 

 

 

 

Физминутка.

 На протяжении всего путешествия идёт полезная информация.

Звучит запись мелодии песни

  • Ø Великая русская река – Волга

(Слайд 5)

    

 

 

 

 

 

 

Ø Озеро Селигер (слайд 6)

Описание природы

http://seliger.chat.ru/info0.html

 

 

  • Ø Девственные леса Коми

(слайд 7)

Описание природы (сообщение из учебника)

 

3.

Закрепление материала.

 

 

 

Учащиеся называют примеры природных святынь России.

   Мы познакомились только с некоторыми памятниками природы. Пользуясь текстом учебника и картой «Природные святыни России» постарайтесь привести ещё примеры?

Перед вами города, расположенные на территории Русской равнины. Какие из них находятся на берегу р. Волга?

Ученик выписывают в тетрадь города, расположенные на Волге.

 

 

Индивидуальные задания:

(Задания на определение территории по её краткому описанию) Приложение 2.

Учащиеся работают за партой с раздаточным материалом.

 

Проверить с помощью слайда ответы учеников

Проверка индивидуальных работ с тестом и географическим диктантом.

4

Хочется вернуться к словам, сказанные в начале урока. (Слайд 1) Образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности природы своей Родины, представлять, как повлияла природная среда на характер, быт, хозяйственную деятельность человека. В настоящее время природные святыни оказывают большое и многообразное влияние на русских людей. И прежде всего потому, что сами люди – часть природы.

Ребята, как вы думаете, для чего необходимо изучение природных святынь России?

 Изучение природных святынь поможет возрождению России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мнение ребят.

 

 

 

 

 

Проверка и оценивание ЗУНов

Фронтальная беседа. Оценивание происходит с комментированием ответов учеников.

Рефлексия деятельности на уроке

Проходит в виде фронтальной беседы и коллективном обсуждении ответов отдельных учащихся.

Домашнее задание

  1. Используя интернет – страницу http://wikimapia.org определить, какие ГЭС построены на Волге в районе Саратова и Волгограда, и к каким экологическим последствия это может привести? (задание для мотивированных учащихся).
  2. Всем учащимся класса.

Учить п.28. Творческое задание: в рабочей тетради сделать подборку фото, рисунков о природе русской равнины, высказывание великий людей о природных объектах, отрывки стихов.

 

Дополнительная необходимая информация

 

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

  1. Учебник И.И.Баринова « География. Природа России» для общеобразовательных учреждений . Москва Издательский дом «Дрофа» 2009.
  2. Атлас для 8 класса. Издательство «Дрофа»

 

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

     География это такой предмет, где хочется сказать «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Успех   урока   зависит от наглядности, которая достигается при помощи мультимедиа. Все новые современные средства обучения позволяют превратить обычный традиционный урок в увлекательное путешествие и на помощь приходят возможности интернет

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Последующие уроки посвящены знакомству с другими природно-территориальными комплексами России и с памятниками природы. Природные объекты связаны между собой общей историей образования на определённой части территории России. Логическим переходом может, служит подборка стихов писателей о разных природных объектах. Например, М.Ю. Лермонтов (природа центральной России и Кавказ). Использование кроссворда, который делает нам подсказку по новой теме урока. Логическим последствием интенсивного использования ресурсов Русской равнины   ведёт к экологически проблемам

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОВЕРОЧНАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: " ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ"

РАБОТА СОСТОИТ ИЗ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ " ГП РОССИИ" . ПРИМЕНЯЮ В РАБОТЕ В 8-ых КЛАССАХ. ПРЕДЛАГАЮ ДВА ВАРИАНТА....

Тестовая работа по теме "Функции. Их графики и свойства" 10 класс

Назначение теста – оценить общеобразовательную подготовку по математике учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений по теме: «Связь между свойствами функции и графиком»...

Тестовая работа по теме «Бактерии, грибы, отделы растений» (для удаленной работы)

Спецификация Тестовой работы по биологии по теме «Бактерии, грибы, отделы растений»  1. Назначение экзаменационной работы–  оценить уровень общеобразовательной п...

Тестовые работы на переводных контрольных работах

Материалны күчеш контроль эшләрендә файдаланырга була...

Тестовые работы на переводных контрольных работах

Материалны күчеш контроль эшләрендә кулланырга була...

Тестовая работа по теме "Механическая работа. Энергия", 6 класс, предмет "Физика и химия"

Тестовая работа по теме "Механическая работа. Энергия" (предмет "Физика и химия", 6 класс) разработана в четырех вариантах, в каждом варианте 10 заданий....

Тестовая работа работа "Мхи папоротники" 5 класс

Тестовая работа по теме "Мхи и папоротники"...