тематическое планирование по географии 9 класс
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) на тему

Тадырова Айару Алексеевна

планирование составлено по учебнику Дронова В.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_gotovyy_tematicheskiy_plan.docx41.06 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 КЛАСС

(70 ЧАСОВ)

Учебник: В.П. Дронов, В.Я. Ром География России. Население и хозяйство » - М., Дрофа, 2010г.

Тема урока

Тип и форма урока

Основные требования к уровню подготовки обучающихся

Географические понятия

Формы контроля, измерителя

Практические работы

Оборудование

Домаш-нее задание

1

2

4

5

6

7

8

9

10

1

Введение.

Место России в мире (4 часа)

2

Политико – государственное устройство РФ

Урок изучения нового материала

Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъектов РФ, их различия.

Уметь: показывать на карте

Госдума, правительство, Федерация, ВВП, оборонный потенциал, муниципальные образования,

Фронтальный устный опрос, работа с контурной картой

Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и области, входящих в состав РФ

3

Географическое положение и границы России

Урок изучения нового материала

Географическое положение, соседи 1, 2, 3 порядка, физико – географическое, геополитическое, ЭГП, транспортно – географическое, эколого-географическое положения, микроположение, мезоположение, макроположение, импорт, экспорт

Фронтальный контроль

4

ЭГП, ТГП, геополитическое и эколого – географическое положение России

Практикум

Фронтальный опрос

Работа с картой, определение особенностей ЭГП, ПГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве

5

Государственная территория России

Практикум

Государственная территория, миль, территориальные воды, экономическая зона, внутренние воды

Работа с контурной картой

Население Российской Федерации (6 часов)

6

Особенности заселения и освоения территории России.

Урок изучения нового материала

Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны; понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица

Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП

Колонизация, остроги, крепость

Фронтальный устный опрос

7

Численность и естественный прирост населения.

Практикум

Переписи населения, рождаемость, смертность,  естественное движение населения, естественный прирост населения, половозрастная пирамида, компенсационный прирост

Фронтальный устный опрос

Определение плотности населения, доли городского  и сельского населения.

8

Национальный состав населения России

Практикум

Языковые семьи, языковые группы, ислам, буддизм, православие

Анализ карты, работа по заполнению контурных карт

9

Миграции населения.

Семинар

Миграция, внешняя, внутренняя миграция, эмиграция, беженцы, реэмиграция, механический прирост, репатриация

Анализ карт, фронтальный устный опрос

10

Городское и сельское население. Расселение населения

Практикум

Город, городская агломерация, поселки городского типа, меголополис, основная зона, зона Севера, урбанизация, города-миллионеры

Анализ карты, работа по заполнению контурных карт

11

Итоговый урок по теме «Население РФ»

Урок повторения и обобщения

Географические особенности экономики России (3 часа)

12

География основных типов экономики на территории России

Урок изучения нового материала

Экономика, отрасль, функциональная структура, доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная

Фронтальный устный опрос

13

Проблемы природно – ресурсной основы экономики России

Урок актуализации знаний и умений

работа с контурной картой

14

Россия в современной мировой экономике

Урок актуализации знаний и умений

Полупериферия,

Важнейшие межотраслевые комплексы России (20 часов)

15

Научный комплекс

Урок изучения нового материала

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно – хозяйственных зон и районов РФ.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических явлений и объектов, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее предоставления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства

Технополисы, РАН, технопарк

Фронтальный устный опрос, работа с контурной картой

16

Машиностроительный комплекс

Практикум

Машиностроительный комплекс, ЗИЛ, ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ

работа с контурной картой

Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения

17

Факторы размещения машиностроения. География машиностроения.

Практикум

Наукоемкость, трудоемкость, металлоемкость, специализация, кооперирование, монополизация производства,

работа с контурной картой

18

Военно-промышленный комплекс

Урок актуализации знаний и умений

ВПК, НИИ, КБ, космодром, Плесецк, Свободный, Капустин Яр, закрытые города, конверсия

работа с контурной картой

19

Роль, значения и проблемы в ТЭК.

Урок актуализации знаний и умений

Топливно – энергетический баланс, приход, расход

Фронтальный устный опрос

Характеристика одной из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистического материала. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России

20

Топливная промышленность

Практикум

Нефтяная, газовая, угольная промышленность, единая газопроводная система, себестоимость, открытый, закрытый способ добычи, нефтепровод

Фронтальный устный опрос, работа с контурной картой

21

Электроэнергетика

Семинар

ТЭС, ГЭС, ПЭС, АЭС, ГеоЭС, энергосистема

работа с контурной картой

22

Комплекс конструкционных материалов и химических веществ.

Урок повторения и обобщения

Конструктивные материалы, стеклопластика, металлокерамика

23

Металлургический комплекс

Черная металлургия, факторы размещения

Урок изучения нового материала

Градообразующие предприятия, комбинат, комбинирование, новая, старая технология, основная металлургическая база, доменная печь,  Уральская, Сибирская металлургическая база,

работа с контурной картой

Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия

24

Цветная металлургия

Практикум

Тяжелые, легкие, благородные металлы, ГОК

Фронтальный устный опрос, работа с контурной картой

25

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность

Урок актуализации знаний и умений

Химизация, пластмасса

работа с контурной картой

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

26

Лесная промышленность

Практикум

Лесопиление, смола, фанера,  целлюлоза, деревообработка, лесохимия, дерево – обрабатывающее производство, лесопромышленный комплекс

работа с контурной картой

27

АПК, состав и значение

Урок изучения нового материала

Агропромышленный комплекс, первое звено, второе звено, сельхозугодья

Фронтальный устный опрос, работа с контурной картой

Определение по картам основных районов выращивания зерновых  и технических культур, главных районов животноводства.

28

Земледелие и животноводство

Практикум

Земледелие, мелиорация,  полеводство, овцеводство, коневодство

работа с контурной картой

29

Пищевая и легкая промышленность

Семинар

Третье звено АПК, текстильная промышленность, волокно, пряжа, технология

Фронтальный устный опрос

Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности

30

Инфраструктурный комплекс

Урок изучения нового материала

Инфраструктура, услуга, коммуникация, транспортные узлы, грузооборот, пассажирооборот

Фронтальный устный опрос

31

Железнодорожный и автомобильный транспорт

Семинар

Магистраль, Транссиб, БАМ

Фронтальный устный опрос

Заполнение таблицы «Виды транспорта»

32

Водный и другие виды транспорта

Семинар

Грузоподъемность, наливные, сухогрузные, атомоходы, ледоколы, танкер, контейнер

33

Связь. Сфера обслуживания

Урок актуализации знаний и умений

Телевидение, телефон, радио, интернет, рекреация

34

Урок обобщения и закрепления по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России»

Практикум

Заполнение картосхем, построение графиков, диаграмм и таблиц.

35

Итоговый урок по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России»

Урок повторения и обобщения

Тестирование

Региональная часть курса ()

Районирование России. Общественная география крупных регионов ()

36

Районирование России

Урок изучения нового материала

Районирование, экономический район, Татищев, Колосовский, федеральные округа

Фронтальный устный опрос

Западный макрорегион (13 часов)

37

Западный макрорегион

Урок изучения нового материала

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно – хозяйственных зон и районов РФ.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических явлений и объектов, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее предоставления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

38

Центральная Россиия. Население

Урок изучения нового материала

«Золотое кольцо», Внуково, Юрий Долгорукий

Фронтальный устный опрос

Изучение внешних территориально – производственных связей Центральной России

39

Районы Центральной России

Практикум

Фронтальный устный опрос, анализ карты, работа по заполнению контурных карт

40

Волго – Вятский экономический район

Практикум

Нижний Новгород, Горький, ГАЗ, Марий Эль, Кстово, Чувашия, Арзамас

работа с контурной картой,

41

Центрально – Черноземный

практикум

Старый Оскол, электроплавка стали, русский чернозем, КМА, Мичурин, Курск

работа с контурной картой

42

Северо – Западный район

Путешествие

Санкт – Петербург, Эрмитаж, Выборг, СЭЗ

работа с контурной картой

43

Европейский Север. Географическое положение, природные ресурсы и условия. Население

Семинар

СМП, Мурманс, Плесецк

Фронтальный устный опрос

44

Хозяйство

Практикум

Фронтальный устный опрос, анализ карты, работа по заполнению контурных карт

45

Северо – Кавказский Экономический район

Урок изучения нового материала

Многонациональность, настабильность, Атоммаш

Фронтальный устный опрос, работа с контурной картой

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе

46

Хозяйство

Семинар

Фронтальный устный опрос, работа с контурной картой

47

Поволжье

Урок изучения нового материала

Ханство, УАЗ, ВАЗ, Мамаев курган

Фронтальный устный опрос, работа с контурной картой

Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья

48

Хозяйство

Практикум

Фронтальный устный опрос, работа с контурной картой

49

Урал

Урок изучения нового материала

Ферсман, Города – призраки, Предуралье, ядерно-оружейный комплекс

Фронтальный устный опрос, работа с контурной картой

Составление картосхемы хозяйственного развития Урала

50

Хозяйство

Практикум

51

Итоговый урок по теме «Западный макрорегион»

Урок повторения и обобщения

работа с контурной картой

Восточный макрорегион (8 часов)

52

Восточный макрорегион

Урок изучения нового материала

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно – хозяйственных зон и районов РФ.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических явлений и объектов, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее предоставления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

АЯМ, Транссибирская магистраль, Лукойл, Юкос, Кузбасс, Тунгусский

Фронтальный устный опрос

53

Западная Сибирь

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

54

Хозяйство

Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный устный опрос

55

Восточная Сибирь

Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный устный опрос

56

Хозяйство

Практикум

Фронтальный устный опрос, анализ карты, работа по заполнению контурных карт

57

Дальний Восток

Семинар

Фронтальный устный опрос

58

Хозяйство

Практикум

Анализ карты, работа по заполнению контурных карт

59

Итоговый урок по теме «Восточный макрорегион»

Урок повторения и обобщения

Тестирование

Республика Алтай (6 часов)

60

ЭГП, границы, природные ресурсы.

Урок изучения нового материала

Называть: пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, народы, наиболее распространенные языки, религии; важнейшие природно – хозяйственные объекты республики; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.

Определять: географическое положение.

Описывать: географическое положение (экономико – георафическое, геополитическое и др.).

Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенности быта и религий отдельных народов; различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направление миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.

Оценивать: изменения в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городского поселений; природно – ресурсный потенциал региона

Фронтальный устный опрос

61

Население

Практикум

Анализ карты, работа по заполнению контурных карт

62

Развитие промышленности

Семинар

63

Сельское хозяйство

Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный устный опрос

64

Транспорт, внешние экономические связи

Урок актуализации знаний и умений

65

Экологические и другие  проблемы

Семинар

Фронтальный устный опрос

66

Итоговый урок по теме «Республика Алтай»

Урок повторения и обобщения

Тестирование, индивидуальные задания

Страны СНГ (4 часа)

67

Украина, Белоруссия, страны Балтии

Урок актуализации знаний и умений

Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее предоставления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

СНГ, интеграция, Чернобыль, МТЗ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

68

Страны Закавказья и Средней Азии

Урок актуализации знаний и умений

Закавказье, Байканур, Фергана

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

69

Повторительно – обощительный урок по курсу

Урок повторения и обобщения

тестирование

70

Итоговый урок по курсу

Заключительный урок

Анализ карт, тестирование

Задания на лето

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Календарно-тематическое планирование составлено Украйченко Александром Анатольевичем по географии России (9 класс). Учебник "География России: хозяйство и географические районы" под редакцией А.И. Але...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (ФГОС) - 1 час в неделю. Учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. "Дрофа" 2012 г. В этом году будет про...

календарно-тематическое планирование по географии в коррекционной школе 8 вида по географии в 6 классе

Календарно-тематическое планирование по географии на 1 полугодие в коррекционной школе 8 вида 6 класс...

Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа)

Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа) Программа по географии для 6-11 классов для общеобразов...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина

Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...

ЭКОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС»)

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Для решения экологической проблемы использование только достижени...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»

·         Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...