тематическое планирование по географии 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему
тематическое планирование составлено по учебнику Бариновой И.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_gotovyy_tematicheskiy_plan.docx | 45.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
(70 ЧАСОВ)
Учебник: И.И. Баринова «География. Природа России» - М., Дрофа, 2010г.
Тема урока | Тип и форма урока | Основные требования к уровню подготовки обучающихся | Географические понятия | Формы контроля, измерителя | Практические работы | Оборудование | Домаш-нее задание | |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Введение. Что изучают в курсе «природа России» | Урок изучения нового материала | Уметь: использовать различные источники географической информации | Родина, родная земля, малая родина. | Фронтальный опрос | |||
Пространство России (7 часов) | ||||||||
2 | Географическое положение России | практикум | Уметь показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки России; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени на карте часовых поясов, проводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты России; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе | Мысы: Флигели, Дежнева, Челюскин, о. Ратманова, Балтийская коса, г. Базардюзю, Российский сектор Арктики. | Тематический контроль в разных формах: зачет, географический диктант, решение задач на поясное время | Характеристика географического положения России На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей Родины | Учебник, атлас | |
3 | Моря, омывающие территорию России | практикум | Окраинные моря, внутренние моря, навигация, акватория, миль, Северный морской путь, Кислогубская ПЭС. | |||||
4 | Как осваивали и изучали территорию России | семинар | Поморы, «каменный пояс», С.И.Дежнев, В.В. Прончишев, С.И. Челюскин, И.Д. Черский, Ермак, шибур, С.В. Обручев, П.А. Кропоткин, Н.М. Пржевальский, Мангазея, Кучум, М.В. Ломолносов, Курбат Иванов, И.Ю. Москвитин, В. Атласов, В. Беринг, Д. и Х. Лаптевы, О. Шмидт, В. Воронин | |||||
5 | семинар | |||||||
6 | Россия на карте часовых поясов | Урок изучения нового материала | Местное время, поясное время, декретное время, летнее время, гринвичский меридиан, линия перемены дат | Определение поясного времени для различных пунктов России | Учебник, атлас, карта часовых поясов | |||
7 | Практическая работа | практикум | Карточки, карта часовых поясов | |||||
8 | Итоговый урок по теме «Пространство России» | Урок систематизации и обобщения знаний | Тестирование, работа по заполнению контурных карт | Тесты | ||||
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы (22 часов) | ||||||||
Рельеф и недра России (5 часов) | ||||||||
9 | Особенности рельефа России | Урок изучения нового материала | Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; Определять как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; называть меры безопасности при стихийных явлениях; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры исследования полезных ископаемых; влияние разработки месторождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых на развитие хозяйства, оценивать условия добычи | «каркас природы», рельеф, Эльбрус, Прикаспийская низменность, Русская равнина, Западно – Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье | Тестовая самостоятельная работа | Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождения полезных ископаемых от строения земной коры | Учебник, атлас | |
10 | Геологическое строение территории нашей страны | Урок изучения нового материала | Литосферные плиты, платформа, складчатые пояса, геологическая эра, геологическое летоисчисление, геология, геотектоника, палеонтология, минералогия, петрография, геохронологическая таблица, тектоническая карта, трапы, щит, осадочный чехол | Учебник, атлас, геохронологическая таблица | ||||
11 | Минеральные ресурсы России | практикум | Полезные ископаемые, месторождение, бассейны, КМА | Учебник, атлас, карта минеральных ресурсов | ||||
12 | Развитие форм рельефа | практикум | Эндогенные процессы, экзогенные процессы, оледенение, эоловый рельеф, морена, овраг, балка, камы, озы, «бараньи лбы», карьер, террикон, землетрясение, извержение вулкана, обвалы, оползни, лавины, грязе – каменные потоки, сель. | Учебник, атлас, схема формы рельефа | ||||
13 | Итоговый урок по теме «Рельеф и недра России» | Урок систематизации и обобщения знаний | Тестирование, работа по заполнению контурных карт | тесты | ||||
Климат и климатические ресурсы (5 часов) | ||||||||
14 | От чего зависит климат нашей страны | Урок изучения нового материала | Знать: закономерности распределения суммарной солнечной радиации. Уметь: приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения пог8оды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей | Климатообразующие факторы, солнечная радиация, суммарная радиация, трансформация, атмосферные фронты, циклон, антициклон | Фронтальный устный опрос | Учебник, атлас, климатическая карта | ||
15 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны | практикум | Анализ карты, фронтальный устный опрос | Определение по картам закономерностей распределения солнечной, радиационного баланса, выявление особенностей распределения температур января и июля, годового количества осадков на территории России. | Учебник, атлас, климатическая карта | |||
16 | Типы климата России | исследование | Коэффициент увлажнения, испарение, испаряемость, арктический климат, субарктический, умеренно континентальный, континентальный, резкоконтинентальный, муссонный, инверсия | Индивидуальный устный опрос, фронтальный письменный опрос | Учебник, атлас, климатическая карта | |||
17 | Зависимость человека от климатических условий | практикум | Агроклиматические ресурсы, засухи, суховеи, заморозки, пыльные бури, ураганы | Индивидуальный, дифференцированный опрос | Учебник, атлас | |||
18 | Итоговый урок по теме «Климат и климатические ресурсы» | Урок систематизации и обобщения знаний | тестирование | Тестирование, работа по заполнению контурных карт | Тест, контурная карта | |||
Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа) | ||||||||
19 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | Урок изучения нового материала | Уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и республики: показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ | Уклон реки, падение реки, межень, паводок, годовой сток, наводнение | Фронтальный устный опрос | Характеристика реки с точки зрения ее хозяйственного использования | Учебник, атлас | |
20 | Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота | практикум | Каспийское озеро, Байкал, Эльтон, Баскунчак, верховодка, многолетняя мерзлота | Анализ карт, фронтальный устный опрос | ||||
21 | Водные ресурсы. Охрана вод | практикум | Водные ресурсы, водный кадастр, цунами, ливни, наледи, гололед | Индивидуальный устный опрос, фронтальный письменный опрос | Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами двух регионов России | Учебник, атлас | ||
22 | Итоговый урок по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» | Урок систематизации и обобщения знаний | Тестирование, дифференцированное индивидуальное задание, работа по заполнению контурных карт | Тестирование, работа по заполнению контурных карт | Тест, контурная карта | |||
Почва и почвенные ресурсы (4 часа) | ||||||||
23 | Образование почв и их разнообразие | Урок изучения нового материала | Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного использования; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель | Почва, почвенный профиль, гумус | Фронтальный устный опрос | Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования | Учебник, атлас, почвенная карта | |
24 | Закономерности распространения почв | практикум | Тундро-глеевая, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные почвы, черноземы, каштановые, бурые, серо – бурые | Фронтальный устный опрос, анализ карт | Учебник, атлас | |||
25 | Почвенные ресурсы | Конференция | В.В. Докучаев, эрозия, мелиорация, | Индивидуальный устный опрос, фронтальный письменный опрос | Учебник, атлас | |||
26 | Практическая работа | практикум | Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородья. | Учебник, атлас | ||||
Растительность и животный мир (4 часа) | ||||||||
27 | Растительный и животный мир | Урок изучения нового материала | Уметь: приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использование безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека | Флора, фауна | Индивидуальный устный опрос | Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса | Учебник, атлас | |
28 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира | исследование | Заповедники, заказник, национальный парк, ЮНЕСКО, Красная Книга | Фронтальный устный опрос | Определение роли особоохраняемых природных территорий в сохранении природы России. | Учебник, атлас, зоогеографическая карта | ||
29 | Природно – ресурсный потенциал России | практикум | Природные условия, природные ресурсы, рекреационные ресурсы, | анализ карт | Учебник, атлас | |||
30 | Итоговый урок по теме «Растительный и животный мир» | Урок систематизации и обобщения знаний | ||||||
Раздел II. Природные комплексы России (25 часов) | ||||||||
Природное районирование (7 часов) | ||||||||
31 | Разнообразие ПК России. Природное районирование | Урок изучения нового материала | Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах | Ландшафтоведение, фация, региональный природный комплекс, природная зона, область, географическая оболочка, природно – территориальный комплекс | Индивидуальный устный опрос | Выявление зависимости между компонентом природы на примере одной из природных зон | Учебник, атлас | |
32 | Моря, как крупные ПК | практикум | Л.С. Берг | Фронтальный устный опрос | Учебник, атлас | |||
33 | Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра | Урок актуализации знаний и умений | Природная зональность, А. Гумбольт, арктическая пустыня, тундра, тундро-глеевая почва, песец | Фронтальный устный опрос, анализ карт | Учебник, атлас, карта природных зон | |||
34 | Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса | Урок актуализации знаний и умений | Тайга, подзолистая почва, дерново – подзолистая почва | Индивидуальный устный опрос, фронтальный письменный опрос | Учебник, атлас, карта природных зон | |||
35 | Безлесные зоны на юге России: степи, пустыни и полупустыни | Урок актуализации знаний и умений | Степь, пустыня, чернозем | Фронтальный устный опрос, анализ карт | Учебник, атлас, карта природных зон | |||
36 | Высотная поясность | исследование | Высотная поясность, эфемеры, солончаки, солонцы | Индивидуальный устный опрос | Учебник, атлас | |||
37 | Практическая работа | практикум | Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории нашей страны. | Учебник, атлас | ||||
Природа регионов России (18 часов) | ||||||||
38 | Русская (Восточно – Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы | Урок изучения нового материала | Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов, объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека | Карелия, Соловецкие острова, Нева, Свирь, Ладожское озеро | Фронтальный устный опрос | Учебник, атлас, карта Русской равнины | ||
39 | ПК Русской равнины | семинар | Фронтальный устный опрос, анализ карт | Учебник, атлас | ||||
40 | Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины | практикум | КМА, Печорский бассейн, Хибины, Ферсман, рекреация, Золотое кольцо России | Учебник, атлас | ||||
41 | Кавказ | путешествие | Лакколиты: Машук, Бештау, Эльбрус, Предкавказье | Фронтальный устный опрос, анализ карт | Учебник, атлас, карта Кавказа | |||
42 | ПК Северного Кавказа | практикум | Фен, бора, Терек, Кубань, города-курорты | Индивидуальный устный опрос | Учебник, атлас | |||
43 | Урал | Каменный пояс, Магнитогорск, Ильмень, Северный Урал, Южный, Средний, Полярный, Приполярный Урал, Предуралье, Зауралье | Индивидуальный устный опрос | Учебник, атлас, карта Урала | ||||
44 | Своеобразие природы Урала | практикум | Фронтальный устный опрос | Учебник, атлас | ||||
45 | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала | семинар | Фронтальный устный опрос, анализ карт | Учебник, атлас | ||||
46 | Особенности природы Западно – Сибирской равнины | Урок изучения нового материала | Васюганье, Сибирские увалы, Обская губа, Обь | Индивидуальный устный опрос, фронтальный письменный опрос | Учебник, атлас, карта Западно – Сибирской равнины | |||
47 | Природные ресурсы Задано – Сибирской равнины и условия их освоения | практикум | Уренгой, Ямбург, Кулунда | Фронтальный устный опрос, анализ карт | Учебник, атлас | |||
48 | Восточная Сибирь | Урок актуализации знаний и умений | Алтай, Саяны, Бырранга, котловины: Минуссинская, Кузнецкая, Тувинская, Прибайкалье, Забайкалье | Индивидуальный устный опрос | Учебник, атлас, карта Восточной Сибири | |||
49 | ПК Восточной Сибири | Урок актуализации знаний и умений | Таймыр, Якутия | Индивидуальный устный опрос | Учебник, атлас | |||
50 | Жемчужина Сибири – Байкал | Урок актуализации знаний и умений | Ольхон, Ангара, Селенга, нерпа, Сарма, Баргузин | Фронтальный устный опрос | Учебник, атлас | |||
51 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблема их освоения | Урок актуализации знаний и умений | Кимберлитовая трубка, наледи, молевой сплав, Ленский, Якутский, Тунгусский, Канско – Ачинский | Фронтальный устный опрос, анализ карт | Учебник, атлас | |||
52 | Дальний Восток | Урок актуализации знаний и умений | Берингово, Шелихово, Сахалин, Шантарские, Ключевская Сопка, Джугджур | Индивидуальный устный опрос, фронтальный письменный опрос | Учебник, атлас, карта Дальнего Востока | |||
53 | ПК Дальнего Востока | Урок актуализации знаний и умений | Вулканизм, Уссурийская тайга, Атласов, Крашенинников, гейзеры | Фронтальный устный опрос, анализ карт | Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России | Учебник, атлас | ||
54 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком | Исследование | Оз. Ханка, лотос, женьшень, соя | Индивидуальный устный опрос | Учебник, атлас | |||
55 | Итоговый урок по теме «Природа регионов России» | Урок систематизации и обобщения знаний | Тестирование, работа по заполнению контурных карт | Составление карты «Природные уникумы России» | ||||
Республика Алтай (9 часов) | ||||||||
56 | Территория, граница, географическое положение Республики Алтай | Урок изучения нового материала | Знать: где встречаются допалеозойские, палеозойские, мезозойские и четвертичные отложения на территории РА умет: по физико – географической, геологической, тектонической картам, устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых | Ойротская а.о., Улалу, Горно – Алтайская а.о. | Индивидуальный устный опрос, фронтальный письменный опрос | Учебник, атлас, карта Республики Алтай | ||
57 | Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые РА | Алтай, Белуха, горные степи, палеозойская складчатость, мрамор, Ороктой | Индивидуальный устный опрос | Учебник, атлас | ||||
58 | Климатические особенности РА | Знать: понятия: суммарная радиация, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения, факторы, определяющие особенности климата РА; климатические ресурсы республики и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей Уметь: пользоваться климатической картой для оценки условий жизни населения; определить климатические условия и агроклиматические ресурсы территории; определить суммарную радиацию; среднюю, максимальную, минимальную температуру; годовое количество осадков и испаряемость | Яйлю, Бертек, Уландрыц, Чуйская степь | Фронтальный устный опрос | Сравнение погоды Западной Сибири и Республики Алтай по плану | Учебник, атлас | ||
59 | Внутренние воды РА | Знать: гидрологические характеристики Катуни, Чулышмана, Бии; озер: Телецкого, Джулукуль, Кучерлинских, Аккемского, Манжерокского; водные ресурсы территории ремпублики, охрана и восстановление Уметь: оценивать водные ресурсы республики и составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации | Катунь, Бия, Чуя, Чоя, Аргут, Лебедь | Учебник, атлас | ||||
60 | Природные зоны РА | Знать: понятие «природный комплекс» и сущность физико – географического (природного) районирования; распределение многолетней мерзлоты, основных типов почв, растительного и животного мира; экологическую обстановку в республике и своей местности. Уметь: на конкретных примерах показать взаимосвязь между природными компонентами в природной зоне; сопряжено анализировать почвенную карту и карту растительности в целях возможного направления их использования; оценивать почвенные (земельные) ресурсы территории | Тайга, тундра, субальпийские луга | Фронтальный устный опрос, анализ карты | Учебник, атлас | |||
61 | Проблема охраны и преобразования природы | Знать: роль географической науки в организации рационального природопользования, охраны и преобразования окружающей среды Уметь: выполнять правила природоохранного поведения и обучать учащихся младших классов; анализировать картографический и статистический материал о природных ресурсах и делать выводы | Алтайский, Катунский заповедники, заказник, Красная книга РА | Индивидуальный устный опрос | Учебник, атлас | |||
62 | По замечательным местам Горного Алтая | Укок, Пазырык, Калбак-Таш, Алтын Кол, Белуха, Уч – Эмнек | Составление туристического маршрута | Учебник, атлас | ||||
63 | Исследователи Алтая | Ядринцев, Потанин, Троновы, Геблер, Шишков | Индивидуальный устный опрос | Учебник, атлас | ||||
64 | Итоговый урок по теме «Республика Алтай» | Урок систематизации и обобщения знаний | ||||||
Раздел III. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы (7 часов) | ||||||||
65 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | Урок изучения нового материала | Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека; роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы | Экстремальные условия, стихийные природные явления, медицинская география, благоприятные условия, | Индивидуальный устный опрос | Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов | Учебник, атлас | |
66 | Воздействие человека на природу | семинар | Парки, поля, огороды, карьеры, водохранилища | Фронтальный устный опрос, анализ карт | Учебник, атлас | |||
67 | Рациональное природопользование | практикум | Рациональное природопользование, охрана природы, прогноз, рекультивация | Фронтальный устный опрос, анализ карт | Учебник, атлас | |||
68 | Экологическая ситуация в России | исследование | Мониторинг, смог, радиоактивность, окись углерода, озоновые дыры | Фронтальный устный опрос, анализ карт, фронтальный письменный опрос | Характеристика экологического состояния одного из регионов России. | Учебник, атлас | ||
69 | Итоговый урок по теме «Рациональное природопользование» | практикум | Групповая работа, исследования по картам, работа по заполнению контурных карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||||
70 | Повторительно – обощительный урок по курсу | Урок систематизации и обобщения знаний | тестирование | Учебник, атлас |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.
Календарно-тематическое планирование составлено Украйченко Александром Анатольевичем по географии России (9 класс). Учебник "География России: хозяйство и географические районы" под редакцией А.И. Але...
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.
Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (ФГОС) - 1 час в неделю. Учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. "Дрофа" 2012 г. В этом году будет про...
календарно-тематическое планирование по географии в коррекционной школе 8 вида по географии в 6 классе
Календарно-тематическое планирование по географии на 1 полугодие в коррекционной школе 8 вида 6 класс...
Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа)
Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа) Программа по географии для 6-11 классов для общеобразов...
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина
Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...
ЭКОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС»)
Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Для решения экологической проблемы использование только достижени...
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»
· Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...