Из опыта работы.
материал по географии на тему

Конева Галина Алексеевна

Мною обобщен опыт работы учителя Географии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx39.44 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Заповедь моя - нести добро:

«Прошумим, пролетим и растаем,

Чуть светясь или мир ослепя

И останется то, что оставим

От себя мы на после себя.

Не за то, что мы сделать хотели,

За иное нас будут судить,

Что построили или успели

Не взрастить, так хотя б насадить;

А прожил не замечен, не спрошен,

Ни о  чем, что потом, не коря

Так и знай - ни плохим, ни хорошим

Не помянут потомки тебя».

                                       ( Ираида Ульянова  «Березовый дождь»)

                                                   

           Эти строки заставили меня призадуматься, задать себе вопросы: в чем суть моей работы? Как и чему учить детей? Как сделать, чтобы ребята любили тебя и любили предмет географию.

           Родилась и прожила я всю жизнь в г. Салехарде, на Ямале. Ямал - бескрайние просторы тундры  с остроконечными вершинами полярного Урала и пологими склонами приполярного Урала, это несметные богатства «голубого топлива» -  и эту красоту, я, как учитель географии, должна показать детям, научить их воспринимать природу как драгоценный дар, где каждая пылинка, капля, росточек и человек составляет единую гармонию.

           Однажды я задала вопрос 8 классу: каким бы вы хотели видеть своего учителя. В ответ услышала: умным, требовательным и справедливым, чтоб нам верил и умел прощать. Значит, есть над чем подумать, поработать мне как учителю. Я стараюсь сделать детей счастливыми, хотя бы на миг, хотя бы на урок. Ходим на экскурсии,  выезжаем в п. Харп на весенние каникулы. Эти 2 часа, проведенные   в Харпе, на высоте 50 м нашей волшебной горы, в карьере, где ребята своими руками могут потрогать горную породу, делают детей действительно счастливыми.

      Но в своей работе больше внимания уделяю слову. Ведь слово учителя- это инструмент, а если оно имеет много оттенков, то это уже универсальный инструмент.

      Я согласна с нашим педагогом В.А. Сухомлинским, что не может быть педагогом тот, у кого слово имеет только один оттенок. Это несчастье для детей. Да и для самого педагога. «Доброе слово- уже доброе дело» - поэтому надо больше внушать детям, что они хорошие. Это заповедь- основа моей работы.

     Географическое краеведение и экологическое воспитание учащихся  стали для меня в преподавании географии ведущими принципами. Благодаря им мне удается добиваться определенного качества знаний школьников, воспитывать их, развивать географическую речь, учить пониманию закономерностей развития природы, общества не  только на теоретическом, но и на конкретном материале родного края.

     География начинается у родного края. А кончается где?

     География это не только наука о Земле, ее строении, материках и океанах, природных комплексах, путешествиях и открытиях, закономерностях развития природы и общества, это экономика и политика, это страны и народы. Это взаимосвязь между живой и неживой природой на Земле.

             В своей работе я использую разные методики и новшества, но не без оглядки. Всегда пропускаю все через себя: что могу я и мои дети. Провожу разные уроки: уроки-конференции, практикумы, интегрированные, заочные путешествия, занятия на экологической тропе. Во время подготовки к урокам - семинарам даю детям возможность самостоятельно выбирать вопросы (7 класс, при изучении темы «Страны»;  8 класс «Уникумы ПК»), подбирать литературу, провожу консультации. Экспериментирую проведение зачетов с 6 классом, провожу их с целью систематизации, контроля и учета знаний учащихся (чаще на обобщающем уроке). Словом, делаю все, чтобы уроки были интересными. Использую я и разные сюжеты из художественной литературы, придумываю сказки, которые помогают объяснить, понять сложные явления природы. Например,

  • Тема «Гидросфера»:

 Эпиграф к уроку:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что  ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете»

                                                                                                                           Антуан де Сент-Экзюпери

Или стихи о реках и озерах

                   М. Ю. Лермонтов о горной реке:

«Терек воет, дик и злобен

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят».

                   А.С. Пушкин о Тереке писал так:

«Меж горных рек несется Терек

Волнами точит дикий брег

Клокочет вкруг огромных скал».

              С. Есенин о равнинных реках:

«Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны».

Район Русской равнины                                                   Полезные ископаемые                                          Геологическая структура

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кольский п-ов                                                        ж/р                                                                             щит
  2. Подмосковье                                                          бурый уголь                                                               платформа
  3. Среднерусская возвышенность                            ж/р                                                                             поднятие
  4. Волго - Уральский бассейн                                    нефть, газ                                                                  платформа
  5. Предкавказье                                                         нефть, газ                                                                  краевой прогиб

       Использую в поисково- исследовательской работе и групповые формы работы, например, при изучении темы «Полезные ископаемые» (5-6кл.), «Природные зоны» (7 кл.). На таких уроках решаются не только учебные, но и воспитательные задачи. Коллективная деятельность учащихся позволяет наладить обмен знаниями, повысить активность ребят, раскрыть их возможности, которые не смогли бы проявиться в индивидуальной работе.

        Опорные схемы, конспекты применяются при изучении нового материала, его закреплении и проверке. Они развивает зрительную память учащихся, что в свою очередь влияет на качество знаний. Например, в 6 классе при изучении типов горных пород эффективно использование следующей опорной схемы:

                                                                       Горные породы

         Магматические                                                                            осадочные:

         Глубинные (гранит)                                                                     органические (мел, нефть, известняк, уголь)

         Излившиеся (базальт, пемза)                                                   неорганические (песок, глина, гравий, поваренная соль, гипс)

                                                                                                               метаморфические (кварцит, мрамор)

     При изучении темы «Движение земной коры» в 6 классе опорный конспект приводит в систему  учебный материал, способствует его запоминанию:

                                                                                      Процессы,  порождаемые внутренними силами земли:

  1. Медленное колебание земной коры
  2. Землетрясение (распространены в горных районах)
  3. Вулканы: потухшие (Эльбрус, Казбек, Килиманджаро)

                действующие (ключевая Сопка)

  1. Горячие источники (в районах вулканов)
  2. Гейзеры (Камчатка, Исландия)

Уделяю внимание в работе экологическому воспитанию школьников. Ведущей направленностью здесь является экологическое краеведение (курс географии ЯНАО), которое тесно связано с задачей формирования бережного отношения к природе, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою землю. Отличительной чертой является обогащение учащихся знаниями об экологической целостности природы, о взаимодействии природы и человека.

            Положительный результат работы учителя - повышение интереса учащихся к предмету и значительный рейтинг географии среди других школьных дисциплин.

В последнее время у меня в учебном процессе все более широкое применение находят тесты. Под тестом понимается система заданий специфической формы, позволяющая оценить степень овладения школьным учебным материалом. Вместе с тем по сравнению с традиционными формами контроля (индивидуальной, фронтальная письменная работа), тесты имеют ряд преимуществ, они являются эффективным заданием для самоконтроля. Они помогают учащимся разобраться в том, что он знает, а чего не знает. Информация о степени усвоения учащимися учебного материала необходима также и учителю. Одним из наиболее важных преимуществ тестовых заданий является высокая степень объективности  выставляемых оценок, поскольку имеется возможность отсчета числа и неверных ответов. Наиболее распространенной является серия ответов, один из которых является правильным. Например:

  1. Пассаты оказывают влияние на климат материков:

Африка

Африка, Австралия

Антарктида

  1. В отдельных  случаях возможно в географическом виде

                                                                          Муссон дует (летом)

                            Море                                                        море                                                море

 Суша                                             суша                                                                    суша

  1. Готовые ответы отсутствуют

Воздушная оболочка земли ……

Отношение годового количества осадков к испарениям называется …….

  1. Установить соответствие

Возраст складчатости                                      Горная система

  1. Байкальская                                                А. Урал
  2. Каледонская                                               Б. Хребет Черского
  3. Герцинская                                                  В. Алтай
  4. Мезозойская                                               Г. Западные Саяны
  5. Альпийская                                                  Д. Кавказ

                                                                                 Е. Восточные Саяны

                                                                                 Ж. Верхоянский хребет

   Данные тестовые задания целесообразно использовать в конце изучения темы: применение тестов активизирует работу всех без исключения учащихся класса и позволяет за сравнительно небольшое время проверить качество усвоения изученного материала в 5-8 классах.  

       Большое значение в работе уделяю причинно-следственным связям между явлениями природы, которые являются важным компонентом географических знаний. Их понимание ведет к усвоению основных закономерностей географической оболочки. Однако при отсутствии целенаправленной работы учащиеся путают причины и следствия между собой, не могут определить последовательность протекания отдельных явлений, затрудняются прогнозировать следствия. Для устранения этих недостатков в знаниях учащимся предлагаю использовать  прием составления причинно- следственных связей. Он достаточно прост для применения и легко проверяется. Школьникам предлагается список явлений, расположенных в произвольном порядке. Необходимо построить из них цепь таким образом, чтобы каждое звено было следствием предыдущего и причиной последующего. Ответ записывается коротко в цифровом виде, например:

  1. Составьте из звеньев причинно-следственную цепь:
  1. Воздух поднимается вверх
  2. Высокая температура воздуха
  3. Образование облаков и выпадение осадков
  4. Охлаждение воздуха

Ответ: 2-1-4-3

  1.    
  1. В Саванне наблюдается смена сухого и влажного периодов
  2. В Саванне происходит смена экваториальных и тропических воздушных масс
  3. В Саванне много животных бегающего типа
  4. В сухой период водоемы пересыхают

Ответ: 2-1-4-3

  1.            
  1. Суточные колебания температуры воздуха
  2. Образование бризов
  3. Суточные колебания атмосферного давления у поверхности Земли
  4. Вращение Земли вокруг своей оси
  5. Смена дня и ночи

Ответ: 4-5-1-3-2

             В последнее время все большую популярность в педагогической практике приобретают игровые методы, которые, несомненно, повышают интерес к уроку и улучшают качество знаний учащихся. Активное использование знаний в процессе игры способствует их прочному усвоению.

          Элементы: Как с точки зрения охраны окружающей среды выглядят такие загадки и сказки?

  • «О сестрице Аленушке и братце Иванушке».
  • «Течет, течет - не вытечет».
  • «Бежит, бежит - не выбежит».
  • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» .
  • «Зимой в поле лежали -весной в реку побежали».
  1. Предостережение от использования источников загрязнений питьевой воды.
  2. Эпизод с царевной и яблоком - аналог потребления продукции с избыточным содержанием нитратов или ядохимикатов.

Загадка - минеральные удобрения на полях с талыми водами попадают в реки.

Викторины.

Кроссворды.

Игра по Антарктиде .

           Задания в стихотворной форме. Изучая тему «Гидросфера» в 6 классе предлагаю учащимся задание в стихотворной форме, которые активизируют их мыслительную деятельность, вносят разнообразие в ход урока, повышают интерес к предмету. Эти задания особенно эффективны на обобщающем уроке. Например:

  • Гидросферу изучаем,

На вопросы отвечаем:

Вода –минерал , вода –аш –два –о ,

Вода во вселенной превыше всего.

Позвольте вас спросить  тогда:

В каком состоянии бывает вода?

       ____________________

  • А сейчас моря я буду называть,

А вы готовьтесь продолжать.

Сколько известных имен на карте:

Пролив Дрейка и Берингов есть,

Море Лаптевых и море Бафина…

Продолжайте список! Он ведь не весь.

   ___________________

  • В Мурманск, где не замерзает океан

Ведет корабль наш капитан:

Мурманск - на севере, Архангельск- южнее,

Но в Мурманске почему-то теплее?

            В своей работе для проверки знаний школьников часто использую географические диктанты, но диктанты не обычные, а требующие особого внимания, т.к. в  них содержатся географические ошибки. Найти эти ошибки и исправить их - вот задача ребят. Диктант читаю один-два раза, ребята отмечают ошибки. Например, в диктанте по теме «Природные зоны» указано было 20-21 ошибок.

              Диктант по теме «Границы России»

Россия –самая большая по площади и численности населения страна мира.  Мы поставили цель совершить путешествие по стране вдоль ее границ с другими странами. Начали свой путь с северо-запада, где наша страна омывается Беринговым морем. Корею, по территории которой мы проезжали вдоль границ, действительно можно назвать голубоглазой. Это край озер, болот и рек. Граница с Латвией, Эстонией и Ираном  проходит по степям. Восточная граница России проходит с Белоруссией и Украиной.

            Организую самостоятельную работу  учащихся. Первоочередная задача - совершенствование методов обучения в направлении развития у учащихся творческого мышления и способностей самостоятельно учиться. В связи с этим формирование  и развитие самостоятельной работы учащихся, особенно создание методики самостоятельной работы по каждому предмету, являются важным компонентом совершенствования процесса обучения и решения задач подготовки учащихся к жизни и к труду. Поэтому самостоятельная работа учащихся включена в программу на каждом уроке географии. Ученые подсчитали и спустя 14 лет были получены положительные результаты, качество обучения учебным предметам значительно повысилось.

            Как построить урок географии, чтобы он был интересным и увлекательным, а знания, полученные на уроке, прочными? Один из способов – использование на уроке дополнительной литературы. Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, устной речи учащегося, эмоционально обогащает урок. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся. Ян Амос Каменский писал: «Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, законов и благочестивых правил. Возможности использования дополнительной литературой на уроках географии не ограничены и предполагают самостоятельный поиск учащихся. Степень самостоятельного поиска зависит от возраста учеников, их подготовленности к активной мыслительной деятельности. Ведь пройденный путь поиска, радость достижения цели, не только учат, но и воспитывают. В 6 классе при изучении темы «Гидросфера» значение водяного пара в атмосфере можно рассматривать, обратившись к произведению А.Сент –Экзюпери «Планета людей».  Во вступительном слове рассказывают о том, как французский летчик – писатель оказался в пустыне, т.е. возбуждаю интерес к чтению.

             Далее зачитываю отрывок «В пустыне, где воздух лишен водяного пара, земля быстро отдает дневное тепло. Становится очень холодно. Встаю, расхаживаю взад и вперед… меня трясет, зуб на зуб не попадает». Отвечая  на вопрос учителя «Почему по ночам в пустыне холодно?»,  учащиеся приходят к мысли, что водяной пар – «своеобразное одеяло» планеты, а потому его отсутствие в воздухе способствует дневному прогреву и, наоборот, потере тепла ночью. Или другой пример, при изучении темы «Погода» - читаю отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»:

              «Не ветер бушует над бором,

              Не с гор побежали ручьи…»   и т.д.

 Ответив на вопросы учителя: «Нужен ли снежный покров?» и «В чем значение ледяного покрова на реках?», учащиеся приходят к выводу, что снежный покров на земле и лед на реках предохраняют все живое от вымерзания.

             Ян Амос Каменский в одной из своих книг приводит народную поговорку: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает»- уроки географии несут в себе огромный нравственный потенциал. Достойны глубокого уважения первооткрыватели, не только внесшие вклад в поиск и развитие географической науки, но и проявившие целеустремленность, волю, мужество. Изучая тему «Моря Северного Ледовитого океана» можно привести выдержки их дневника Д.Шпаро: «31 мая. Вася объявил: «До полюса 300м.» последняя льдина, которую мы миновали, оказалась идеально ровной - овал, словно футбольное поле, готовая площадка  для самолетов, но мы все-таки  полезли в торосы. Зачем? Стоило ли учитывать эти 300м ледяной чащи? и т.д.  Мы вышли из ловушки. Возле одной из горок мы поставили лагерь на самой высокой горе, поднимаем флаг. Комок подступил к горлу, текли слезы. Я стеснялся их и в то же время думал: «Какая благодать дана человеку – он может плакать». Мы стояли, прижавшись друг к другу, и повторяли себе: «Здесь полюс».  Ценность подобного рода источников - в видении мира глазами очевидцев.  Учитель же обучая, воспитывает. Поэтому делаю акцент на чертах характера Д. Шпаро: честность рождает мужество, а награда – достижение цели.

          Приведенные примеры, несомненно, доказывают, что использование на уроках географии дополнительной литературы способствует непрестанной работе мысли учащихся, дарит бесконечную радость момента открытия истины и дает учителю возможность разнообразить форму урока и методы преподавания.

          Книга – один из источников знаний, а  задания учителя учат учащихся работать с данным учебником. Значение книги трудно переоценить. Наблюдения за работой учащихся показывают, что многие шестиклассники не умеют рационально работать с учебником. Они чаще всего механически заучивают материал или статью учебника, не умеют делить текст на части, выделять основную мысль, не осознают последовательности между частями, не умеют сравнивать, обобщать.

             Ставя перед учащимися различные задания, я помогаю детям овладевать приемами рационального и сознательного усвоения материала, готовя их, таким образом, к самостоятельной работе с книгой.

   Одно из условий самостоятельности работы учащихся в работе с книгой – овладение «техническими» знаниями:

  • В каких целях используется различный шрифт (жирный, курсив).
  • Деление текста на абзацы.
  • Выделение определений для заучивания наизусть.

Чтобы сделать восприятие осознанным и целенаправленным, я приучаю детей вдумываться в название темы, в заголовки параграфов.

При такой системе работы у учащихся развивается интерес к географии, к работе с дополнительными источниками информации. У детей формируется поисковый и творческий тип деятельности, что выражается в качестве и количестве вопросов, которые они задают учителю и друг другу.

          При планировании уроков стараюсь разнообразить виды деятельности учащихся. Учебный труд интересен тогда, когда он отличается новизной, яркостью, интересом для детей. При первых признаках утомления учащихся провожу физкультминутки.

           Использование на уроках географии различных методов обучения, форм организации деятельности учащихся, применение здоровьесберегающих технологий – залог положительных результатов знаний, умений и навыков учащихся в условиях ОСЛШ. Результаты представлены в диаграммах.

  Ежегодно в школе проводится «Декада географии». В рамках этой декады были проведены КВН, олимпиада, игра «Самый умный», вечер «Спор четырех сестер», конкурсы рисунков. Эта внеклассная работа способствует творческому, интеллектуальному и познавательному развитию учащихся. Дети активно принимают участие в отгадывании кроссвордов, в олимпиадах, в конкурсах и занимают призовые места.

           Опытом своей работы делилась на МО учителей естественно – математического цикла, на педагогических советах, на совещании при завуче, на методсоветах.

В  заключение секреты здоровьесберегающей педагогики, которыми руководствуюсь в своей работе:

  • Секрет доброты: дарить свою доброту не «абстрактным» учащимся, а конкретным Петям, Олям.
  • Секрет успешности (в делах и в жизни вообще): стремление и готовность дарить радость себе и другим.
  • Секрет эффективности: совершенствование своего профессионализма.
  • Секрет результативности: целенаправленное воспитание культуры здоровье учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.
  • Секрет соответствия создаваемого задуманному: объективное отслеживание получаемых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...