Методическая разработка урока географии в 9 класса "Электроэнергетика России"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Редька Наталья Владимировна

Урок географии с использованием современных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_elektroenergetika.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

муниципального образования Абинский район

Урок географии 9 класс

«Электроэнергетика России».

Выполнила:

 учитель географии МБОУ СОШ № 10

Редька Наталья Владимировна

353301, Краснодарский край,

Абинский район, п.Ахтырский,

ул.Советская, 103.

П. Ахтырский

2013 г.

Цель: сформировать у учащихся представление об электроэнергетике России как об авангардной отрасли народного хозяйства страны,  дать определение понятиям «электроэнергетика», «энергосистема». Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики; познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением, рассмотреть основные типы электростанций, их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки. Познакомить учащихся с проблемами энергетики.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением, местом среди других отраслей экономики России. Рассмотреть особенности размещения по территории страны электростанций разных типов, дать представление о роли и значении электроэнергетики для промышленности и населения страны.

Развивающая: продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные, способствовать развитию аналитического и логического мышления.

Воспитательная: развивать навыки работы учащихся в группе. Воспитывать организованность и самостоятельность. В целях экологического воспитания показать влияние энергетики на окружающую среду.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карта «Электроэнергетика России», MimioVote, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока.

Слайд 1.

  1. Организационный момент.

Слайд 2.

Объявление темы, цели урока учащиеся формулируют самостоятельно.

  1. Контроль знаний

а) фронтальный опрос

 - Каково значение угольной промышленности?

 - Какими способами добывают уголь?

 - Показать на карте крупные угольные бассейны.

 - Какие проблемы испытывает угольная промышленность сегодня?

б) Тест (использование MimioVote):

1. Самые крупные запасы угля имеет бассейн:

        а) Кузнецкий, б) Печорский, в) Тунгусский, г) Донецкий.

2. Первое место в России по добыче угля занимает бассейн:

        А) Кузнецкий, б) Печорский, в) Южно-Якутский.

3. Самый дешёвый уголь ( в 2-3 раза дешевле кузнецкого) в бассейне:

        а) Печорский, б) Донецкий, в) Канско-Ачинский.

4. Самый дешёвый способ добычи угля:

        а) подземный, б) открытый, в) фонтанный, г) насосный.

5. Только подземным способом угль добывают в бассейне:

        а) Кузнецком, б) Печорском, в) Канско-Ачинском.

6. Бурые угли добывают в бассейне:

        а) Донецком, б) Канско-Ачинском, в) Кузнецком.

7. Добыча угля в 90-х годах….

        А) возросла, б) упала.

8. Уголь этого бассейна идёт на экспорт в основном в Японию:

       а)Тунгусского, б) Южно-Якутского, в) Канско-Ачинского.

Проверка и оценка знаний, используя MimioVote.

  1. Изучение нового материала

а) Работа у доски: учащийся выходит к доске и заполняет пустые клетки в опорно-логической схеме «Топливно-энергетический комплекс», комментируя свой ответ.

б) Объяснение учителя, используя проблемные вопросы:

Слайд 3.

- Что такое электроэнергетика? (Отрасль, которая  производит  электроэнергию  на  электростанциях  и  передает  ее  на  расстояние  по  линиям  электропередач  (ЛЭП))

 - Электроэнергетика входит в состав топливно-энергетического комплекса, образуя в нём, как говорят, «верхний этаж».

- Почему  электроэнергетика является одной из базовых отраслей народного хозяйства России? (Эта роль её объясняется необходимостью электрификации всех отраслей промышленности, а также различных сфер человеческой деятельности).

 - Как выглядит условная пропорция развития машиностроения и народного хозяйства страны? (1:2:4, это означает, что за единицу принимаются темпы развития всего народного хозяйства страны, машиностроение должно развиваться в 2 раза быстрее, а авангардные отрасли машиностроения (точное, энергетическое машиностроение) должны развиваться в 4 раза быстрее темпов развития промышленности страны в целом)).

Поэтому электроэнергетика, также как и машиностроение, по темпам своего развития должна опережать всё хозяйство страны.

- Как вы думаете, почему электроэнергетика является авангардной отраслью? (Электроэнергетика является авангардной отраслью промышленности, т.к. без энергии не возможна работа ни одного предприятия). 

в) анализ диаграммы (потребители энергии):

- проанализируйте диаграмму «Потребители энергии» (основным потребителем энергии является промышленность).

Слайд 4.

Электроэнергия производится на электростанциях разных типов, но ведущими являются тепловые (ТЭС), гидравлические (ГЭС) и атомные (АЭС).

г) групповая работа:

Класс разделить на 3 группы, каждая составляет характеристику одного вида электростанций по плану, используя текст учебника (параграф 3), карту атласа «Электроэнергетика России»:

1. Вид электростанций.

2. На каких ресурсах работает.

3. Крупнейшие электростанции.

4. Их преимущества и недостатки.

Затем от каждой группы выступает один представитель. Остальные учащиеся класса по ходу выступления заполняют таблицу.

Виды электростанций

На каких ресурсах работает

Крупнейшие электростанции

Их преимущества

Их недостатки

Тепловые  (ТЭС и ТЭЦ)

Гидроэлектро-станции (ГЭС и

ГРЭС)

Атомные (АЭС)

Слайд 5.

  1. ТЭС и ТЭЦ .

- В каких районах можно строить теплоэлектростанции? (Можно  строить  в  разных  районах  страны  (повсеместно).  Кроме  того, ТЭС строят  быстро,  строительство  обходится  дешевле,  чем  строительство  ГЭС  и  АЭС).

Слайд 6.

- Рассмотрите   рисунок, изображённый на слайде, и  ответьте  на  вопрос: «Почему   ТЭЦ  строят  непосредственно  в  населенных  пунктах,  а  в  крупных  городах  работают  несколько  ТЭЦ»? (Передача тепла возможна на небольшое расстояние).

- В чём преимущество и недостатки ТЭС?

Слайд 7.

- работа с картой «Энергетика России»:

-Найдите крупные ТЭС России. (Сургутская). 

Слайд 8.

  1. ГЭС и ГРЭС.

- На каких реках более выгодно строительство ГЭС? (С большим падением и расходом воды).

- В чём преимущество и недостатки ГЭС?

- работа с картой «Энергетика России»:

- Найдите ГЭС на равнинных и горных реках.

Слайд 9.

- Каскад ГЭС - группа ГЭС, расположенных по течению водного потока на некотором расстоянии друг от друга и связанных между собой общностью водохозяйственного режима.

- Найдите и покажите ГЭС на Волге.

- работа с учебником –рисунок 5 (стр.20):

- Определите районы наибольших запасов гидроэнергоресурсов. (Восточная Сибирь, Восточная Сибирь).

-Найдите в учебнике, что такое ГАЭС? В чём их преимущество?

Слайд 10.

- работа с картой «Энергетика России»:

- Найдите и покажите крупные ГЭС России (Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская).

Слайд 11.

3. АЭС .

- В чём основное преимущество АЭС?(Для  производства  равного  количества  энергии  на  АЭС  надо  1  кг  ядерного  топлива,  а  на  ТЭС  -  3000  т  каменного  угля.  На  20-30  т  ядерного  топлива  АЭС  может  работать  несколько  лет).

Слайд 12.

- Рассмотрите  карту, изображённую на слайде, где  расположены  почти  все  АЭС?  Почему? (АЭС строят в районах, где нет достаточных энергетических ресурсов или они дороги, но электроэнергии требуется много).

Слайд 13.

- Как вы думаете, как энергия передаётся на большие расстояния?

Группы электростанций разных типов объединены линиями электропередач (ЛЭП) высокого напряжения (500-800 кВ) в энергосистему. Большая часть электростанций объединена в Единую энергосистему России с целью передачи электроэнергии энергосистемы. Её цель:

1. Надёжное обеспечение электроэнергией.

2. Покрытие «пиковых» нагрузок.

3. Использовать разницу во времени на территории России (на одной территории ночь и минимум электропотребления, а на другой вечер и пик электропотребления).

- мини-дискуссия:

Каковы перспективы электроэнергетики?

1. Применять энергосберегающие технологии в экономике.

2. Увеличить использование газа  на ТЭС, как экологически чистого топлива.

3.Строить мини  ГЭС.

4. Необходимо шире использовать неисчерпаемые источники энергии. Слайд 14.

Слайд 15.

- С древнейших времен человек использовал силу ветра: сначала в судоходстве, а затем для замены своей мускульной силы. Первые простейшие ветродвигатели применяли в глубокой древности в Китае и в Египте.

Слайд 16.

- Рассмотрите  карту на слайде.  Назовите  основные  районы  использования  ветровой  энергии  в  России.

Слайд 17.

- работа с картой «Энергетика России»:

- Где расположены приливные электростанции?

Слайд 18.

- Рассмотрите  карту на слайде.  Назовите  основные  районы  возможного использования  приливной  энергии  в  России.

Слайд 19.

- Как можно использовать солнечную энергию в энергетике? (Гелиоустановка фокусирует свет и тепло при помощи линз или зеркал, причем зеркала меняют свое положение в зависимости от расположения).

Слайд 20.

- Рассмотрите  карту.  Назовите  основные  районы  использования  солнечной  энергии  в  России.

Слайд 21.

-  Геотермальная энергия, т.е. теплота недр Земли, уже используется в ряде стран, например в Исландии, России, Италии и Новой Зеландии.

Слайд 22.

- Рассмотрите  карту.  Назовите  основные  районы  использования  геотермальной  энергии  в  России.

4. Закрепление  - географический диктант.

Слайд 23.

- Характеристика электростанций  разных  видов- перечисленные признаки цифрами  распределить по разным типам электростанций.

Слайд 24.

- взаимопроверка и оценка результатов выполнения задания.

5. Домашнее задание.

- §3. Нанести на контурную карту: крупнейшие ТЭС – Сургутская, Костромская, Рефтинская;

ГЭС – на Енисее, на Ангаре;

 АЭС – Курская, Тверская, Ленинградская, Смоленская, Нововоронежская, Балаковская, Белоярская, Ростовская, Билибинская

Слайд 25- Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе

Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...

Методическая разработка урока географии по теме: "Центральная Россия"

Гостеприимство, любовь к родной земле, к природе, почитание традиций – вот бесценное богатство народа, населяющего Республику Тыва. Кызыл располагает гостиницами, современными кафе, рестор...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Методическая разработка по географии "Арктика-фасад России"

В разработке предоставляется материал по исследованию Арктики, ее значении для нашей страны, ресурсах и природе....

Методическая разработка урока географии «Особо охраняемые природные территории России»

Методическая разработка урока «Особо охраняемые природные территории России» (для учащихся 6 - 9 классов). Цели и задачи урока: 1. Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях. 2. Ф...

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Методическая разработка урока географии в 8 классе на тему «Горные системы европейской части России. Урал.»

Методическая разработка урока географии в 8 классе на тему «Горные системы европейской части России. Урал.»Цель: Изучить географическое положение  и особенности природных ресурсов и у...