Методическая разработка урока географии в 9 класса "Электроэнергетика России"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Урок географии с использованием современных образовательных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_elektroenergetika.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
муниципального образования Абинский район
Урок географии 9 класс
«Электроэнергетика России».
Выполнила:
учитель географии МБОУ СОШ № 10
Редька Наталья Владимировна
353301, Краснодарский край,
Абинский район, п.Ахтырский,
ул.Советская, 103.
П. Ахтырский
2013 г.
Цель: сформировать у учащихся представление об электроэнергетике России как об авангардной отрасли народного хозяйства страны, дать определение понятиям «электроэнергетика», «энергосистема». Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики; познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением, рассмотреть основные типы электростанций, их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки. Познакомить учащихся с проблемами энергетики.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением, местом среди других отраслей экономики России. Рассмотреть особенности размещения по территории страны электростанций разных типов, дать представление о роли и значении электроэнергетики для промышленности и населения страны.
Развивающая: продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные, способствовать развитию аналитического и логического мышления.
Воспитательная: развивать навыки работы учащихся в группе. Воспитывать организованность и самостоятельность. В целях экологического воспитания показать влияние энергетики на окружающую среду.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карта «Электроэнергетика России», MimioVote, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока.
Слайд 1.
- Организационный момент.
Слайд 2.
Объявление темы, цели урока учащиеся формулируют самостоятельно.
- Контроль знаний
а) фронтальный опрос
- Каково значение угольной промышленности?
- Какими способами добывают уголь?
- Показать на карте крупные угольные бассейны.
- Какие проблемы испытывает угольная промышленность сегодня?
б) Тест (использование MimioVote):
1. Самые крупные запасы угля имеет бассейн:
а) Кузнецкий, б) Печорский, в) Тунгусский, г) Донецкий.
2. Первое место в России по добыче угля занимает бассейн:
А) Кузнецкий, б) Печорский, в) Южно-Якутский.
3. Самый дешёвый уголь ( в 2-3 раза дешевле кузнецкого) в бассейне:
а) Печорский, б) Донецкий, в) Канско-Ачинский.
4. Самый дешёвый способ добычи угля:
а) подземный, б) открытый, в) фонтанный, г) насосный.
5. Только подземным способом угль добывают в бассейне:
а) Кузнецком, б) Печорском, в) Канско-Ачинском.
6. Бурые угли добывают в бассейне:
а) Донецком, б) Канско-Ачинском, в) Кузнецком.
7. Добыча угля в 90-х годах….
А) возросла, б) упала.
8. Уголь этого бассейна идёт на экспорт в основном в Японию:
а)Тунгусского, б) Южно-Якутского, в) Канско-Ачинского.
Проверка и оценка знаний, используя MimioVote.
- Изучение нового материала
а) Работа у доски: учащийся выходит к доске и заполняет пустые клетки в опорно-логической схеме «Топливно-энергетический комплекс», комментируя свой ответ.
б) Объяснение учителя, используя проблемные вопросы:
Слайд 3.
- Что такое электроэнергетика? (Отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передает ее на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП))
- Электроэнергетика входит в состав топливно-энергетического комплекса, образуя в нём, как говорят, «верхний этаж».
- Почему электроэнергетика является одной из базовых отраслей народного хозяйства России? (Эта роль её объясняется необходимостью электрификации всех отраслей промышленности, а также различных сфер человеческой деятельности).
- Как выглядит условная пропорция развития машиностроения и народного хозяйства страны? (1:2:4, это означает, что за единицу принимаются темпы развития всего народного хозяйства страны, машиностроение должно развиваться в 2 раза быстрее, а авангардные отрасли машиностроения (точное, энергетическое машиностроение) должны развиваться в 4 раза быстрее темпов развития промышленности страны в целом)).
Поэтому электроэнергетика, также как и машиностроение, по темпам своего развития должна опережать всё хозяйство страны.
- Как вы думаете, почему электроэнергетика является авангардной отраслью? (Электроэнергетика является авангардной отраслью промышленности, т.к. без энергии не возможна работа ни одного предприятия).
в) анализ диаграммы (потребители энергии):
- проанализируйте диаграмму «Потребители энергии» (основным потребителем энергии является промышленность).
Слайд 4.
Электроэнергия производится на электростанциях разных типов, но ведущими являются тепловые (ТЭС), гидравлические (ГЭС) и атомные (АЭС).
г) групповая работа:
Класс разделить на 3 группы, каждая составляет характеристику одного вида электростанций по плану, используя текст учебника (параграф 3), карту атласа «Электроэнергетика России»:
1. Вид электростанций.
2. На каких ресурсах работает.
3. Крупнейшие электростанции.
4. Их преимущества и недостатки.
Затем от каждой группы выступает один представитель. Остальные учащиеся класса по ходу выступления заполняют таблицу.
Виды электростанций | На каких ресурсах работает | Крупнейшие электростанции | Их преимущества | Их недостатки |
Тепловые (ТЭС и ТЭЦ) | ||||
Гидроэлектро-станции (ГЭС и ГРЭС) | ||||
Атомные (АЭС) |
Слайд 5.
- ТЭС и ТЭЦ .
- В каких районах можно строить теплоэлектростанции? (Можно строить в разных районах страны (повсеместно). Кроме того, ТЭС строят быстро, строительство обходится дешевле, чем строительство ГЭС и АЭС).
Слайд 6.
- Рассмотрите рисунок, изображённый на слайде, и ответьте на вопрос: «Почему ТЭЦ строят непосредственно в населенных пунктах, а в крупных городах работают несколько ТЭЦ»? (Передача тепла возможна на небольшое расстояние).
- В чём преимущество и недостатки ТЭС?
Слайд 7.
- работа с картой «Энергетика России»:
-Найдите крупные ТЭС России. (Сургутская).
Слайд 8.
- ГЭС и ГРЭС.
- На каких реках более выгодно строительство ГЭС? (С большим падением и расходом воды).
- В чём преимущество и недостатки ГЭС?
- работа с картой «Энергетика России»:
- Найдите ГЭС на равнинных и горных реках.
Слайд 9.
- Каскад ГЭС - группа ГЭС, расположенных по течению водного потока на некотором расстоянии друг от друга и связанных между собой общностью водохозяйственного режима.
- Найдите и покажите ГЭС на Волге.
- работа с учебником –рисунок 5 (стр.20):
- Определите районы наибольших запасов гидроэнергоресурсов. (Восточная Сибирь, Восточная Сибирь).
-Найдите в учебнике, что такое ГАЭС? В чём их преимущество?
Слайд 10.
- работа с картой «Энергетика России»:
- Найдите и покажите крупные ГЭС России (Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская).
Слайд 11.
3. АЭС .
- В чём основное преимущество АЭС?(Для производства равного количества энергии на АЭС надо 1 кг ядерного топлива, а на ТЭС - 3000 т каменного угля. На 20-30 т ядерного топлива АЭС может работать несколько лет).
Слайд 12.
- Рассмотрите карту, изображённую на слайде, где расположены почти все АЭС? Почему? (АЭС строят в районах, где нет достаточных энергетических ресурсов или они дороги, но электроэнергии требуется много).
Слайд 13.
- Как вы думаете, как энергия передаётся на большие расстояния?
Группы электростанций разных типов объединены линиями электропередач (ЛЭП) высокого напряжения (500-800 кВ) в энергосистему. Большая часть электростанций объединена в Единую энергосистему России с целью передачи электроэнергии энергосистемы. Её цель:
1. Надёжное обеспечение электроэнергией.
2. Покрытие «пиковых» нагрузок.
3. Использовать разницу во времени на территории России (на одной территории ночь и минимум электропотребления, а на другой вечер и пик электропотребления).
- мини-дискуссия:
Каковы перспективы электроэнергетики?
1. Применять энергосберегающие технологии в экономике.
2. Увеличить использование газа на ТЭС, как экологически чистого топлива.
3.Строить мини ГЭС.
4. Необходимо шире использовать неисчерпаемые источники энергии. Слайд 14.
Слайд 15.
- С древнейших времен человек использовал силу ветра: сначала в судоходстве, а затем для замены своей мускульной силы. Первые простейшие ветродвигатели применяли в глубокой древности в Китае и в Египте.
Слайд 16.
- Рассмотрите карту на слайде. Назовите основные районы использования ветровой энергии в России.
Слайд 17.
- работа с картой «Энергетика России»:
- Где расположены приливные электростанции?
Слайд 18.
- Рассмотрите карту на слайде. Назовите основные районы возможного использования приливной энергии в России.
Слайд 19.
- Как можно использовать солнечную энергию в энергетике? (Гелиоустановка фокусирует свет и тепло при помощи линз или зеркал, причем зеркала меняют свое положение в зависимости от расположения).
Слайд 20.
- Рассмотрите карту. Назовите основные районы использования солнечной энергии в России.
Слайд 21.
- Геотермальная энергия, т.е. теплота недр Земли, уже используется в ряде стран, например в Исландии, России, Италии и Новой Зеландии.
Слайд 22.
- Рассмотрите карту. Назовите основные районы использования геотермальной энергии в России.
4. Закрепление - географический диктант.
Слайд 23.
- Характеристика электростанций разных видов- перечисленные признаки цифрами распределить по разным типам электростанций.
Слайд 24.
- взаимопроверка и оценка результатов выполнения задания.
5. Домашнее задание.
- §3. Нанести на контурную карту: крупнейшие ТЭС – Сургутская, Костромская, Рефтинская;
ГЭС – на Енисее, на Ангаре;
АЭС – Курская, Тверская, Ленинградская, Смоленская, Нововоронежская, Балаковская, Белоярская, Ростовская, Билибинская
Слайд 25- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе
Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...
Методическая разработка урока географии по теме: "Центральная Россия"
Гостеприимство, любовь к родной земле, к природе, почитание традиций – вот бесценное богатство народа, населяющего Республику Тыва. Кызыл располагает гостиницами, современными кафе, рестор...
Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.
Методичекая разработка включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала), презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....
Методическая разработка по географии "Арктика-фасад России"
В разработке предоставляется материал по исследованию Арктики, ее значении для нашей страны, ресурсах и природе....
Методическая разработка урока географии «Особо охраняемые природные территории России»
Методическая разработка урока «Особо охраняемые природные территории России» (для учащихся 6 - 9 классов). Цели и задачи урока: 1. Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях. 2. Ф...
Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"
Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....
Методическая разработка урока географии в 8 классе на тему «Горные системы европейской части России. Урал.»
Методическая разработка урока географии в 8 классе на тему «Горные системы европейской части России. Урал.»Цель: Изучить географическое положение и особенности природных ресурсов и у...