Тайны земли Пермской
методическая разработка по краеведению (6, 7, 8 класс) по теме

Хочется поделиться тем, что опробовала и в своей педагогической работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тайны земли Пермской24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация.

 В методической разработке краеведческой викторины «Тайны Земли Пермской» представлены вопросы и ответы  по родному краю. Викторина – это игра-соревнование в виде вопросов и ответов. Она помогает усваивать разнообразные полезные сведения о крае в живой занимательной форме. Вопросы могут задаваться по фотографиям, рисункам, изображающим те или иные достопримечательности края. Вопросы задаются устно, и ответы даются стазу же. В состав жюри могут включаться учащиеся и учитель географии. Викторина способствует активизации познавательной деятельности учащихся по вопросам краеведения, расширяет представление о родном крае, вызывает интерес к его изучению,  чувство гордости за свой родной край, бережное отношение к природе.

  Данная викторина предназначена для внеклассной работы с  учащимися  6-8 классов. Викторина предполагает одновременно и получение обучающимися новой информации, и актуализацию уже имеющихся знаний. Она может быть использована для проведения классных часов, общественного смотра знаний, методических недель, тематических мероприятий. При подготовке можно пользоваться любой литературой краеведческой направленности.

Рекомендуемая литература:

1.Баньковский Л.В. Памятники природы Пермской области.Пермь,1983.

2.Чуприанов В.И. Тайны Земли Пермской Пермь, Пушка.2003.

3. Природная география Пермской области Пермь, 2001

ТЕМА: «Тайны Земли Пермской»

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: краеведческая викторина

ЦЕЛЬ: формировать гражданственность и ответственность, бережное отношение к природе  малой родины.      

ЗАДАЧИ ВИКТОРИНЫ:

Развивающие: развитие познавательной сферы учащихся, их  интеллектуальных умений, знаний о родном крае.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию чувства любви к родному краю  

    средствами  краеведения;

 2) Воспитывать бережное отношение к природе.

3) развивать внимательность, наблюдательность, сообразительность..

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, слайды с вариантами ответов

        ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ВИКТОРИНЕ.

             

Класс делится на две команды, придумываются названия команд.

Ведущий задаёт вопрос

Команда, которая быстрее поднимет руку и правильно ответит на этот

вопрос, получает один балл.

Ход мероприятия.

Ведущий. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по разным уголкам  природы Родного края.

Путешествие ваше будет необычным уже тем, что мы сразу организуем соревнование между  двумя  командами.

Эпиграфом викторины  будут слова местного поэта   Ю.Изместьева

    Я прикипел душой

  К родному краю.

 И, может, лучше

      Где-то есть места.

     Но здесь я каждую

                                                    Тропинку знаю

                                             И веточку

                                                  У каждого куста.

 Здесь многое мне

                                                     Дорого и свято,

                                                     Не променяю я

                                                     Урал на Крым

Вопрос 1.История нашего родного края уходит в глубину веков. Особенно впечатляет то, что  Урал, являясь географической  границей между Европой и Азией, в своем прошлом соединил судьбы многих племен и народов.

Согласно «преданьям старины глубокой», вначале был рожден Урал-батюшка, великая горная страна, упирающаяся на севере в Ледовитый океан, а на юге примыкающая к бескрайним степям Европы и Азии.

Уральские горы свое название обрели недавно, до сих пор ученые не могут точно определить, языку какого народа принадлежит слово «Урал»

Аборигены Урала манси считают, что «Урал-ала» означает «вершина горы» «Нер» то есть «камень»

Академик Петр Симон Паллас привел название уральских гор «Урал-Тау», происхождящее от тюрского глагола «уралу», что означает «опоясываться»

Эвенки (тунгусы) называют горы «Урэ»

Известный русский государственный деятель, написал в своем «Общем географическом описании всея Сибири»(1736) такие слова  «…От Тобола к западу те же горы до вершин рек Яика и Белой..уральские..от верховий выше объявленных рек..горы оные поворотили прямо к северу, даже до моря Ледовитого, и зовутся они горы по-татарски Урал, по русски – Пояс Каменный»

Кто же поставил последнюю точку в определении Уральских гор?

Ответ В.Н.Татищев

Вопрос 2.  На территории Пермского края насчитывается более 150 пещер. Из них широкой известностью пользуется Кунгурская ледяная пещера.Она состоит из 58 гротов. В которых «прячется» 30 подземных озер.

Кто впервые ее описал?

Ответ :Иван Иванович Лепехин (1740-1802) русский путешественник и натуралист, академик

Вопрос 3.Основу богатств на территории края составляют полезные ископаемые, начало которым было положено около 235-300 млн.лет назад в . Пермский период геологической истории Земли.

Кто впервые выделил этот перид и дал группе отложений единое имя – «пермь»?

Ответ: геолог Р.И.Мурчисон в 1841 году.

Вопрос 4. Памятником природы является это озеро.  Особо охраняемые объекты – это возвышенные и обрывистые берега озера, местное население их называет «носок» Здесь различают Кременной , Средний, Еловый, Каменный носок.

Как называется озеро?

Ответ: озеро Чусовское

Вопрос 5. На территории нашей страны находится самое большое озеро Каспийское (394,3 тыс. кВ.км) и самое глубокое Байкал (1741 м), а как называется самое глубокое озеро на территории нашего края?

Ответ: Роголек 61 метр глубина

Вопрос 6.Волостной писарь так описал очень редкое природное явление со слов крестьян    «Они заметили полет кувырком какого-то предмета, похожего на овсяную соломенного цвета кучку, за которою вился белый дымок»

 Какое природное явление описал волостной писарь?

Ответ: Речь идет о падении метеорита 30 августа 1887года  место падения д.Таборы вблизи Оханска.

Вопрос 7. 

Этот природный комплекс  расположен на северо-западе Гайнского района на берегу р.Весляны в окресностях пос.Керос. « Этот лес хорош в любое время года, но особенно красив в пору цветения растения, которое рассвечивает снежно-белый ковер лишайников яркими лиловыми пятнами, придавая всему лесу неповторимый, необычайно нарядный, праздничный вид»

Как называется это растение?

Ответ: Вереск европейский.

Вопрос 8. Этот остров расположен на Камском водохранилище и является орнитологическим заказником. Здесь насчитывается около 40 видов птиц. Главные «хозяева» острова сизые чайки.

Как называется этот остров ?

Ответ: остров Туренец

Вопрос 9.

В народе его называют дровосеком, главный инструмент зубы-резцы. Самая выразительная часть – хвост, похожий на весло или на лопату. Зверек им рулит при плавании.

О каком зверьке идет речь?

Ответ: Бобр

Вопрос 10. Этого зверька называют «Жемчужиной Пермского леса» Хищник, родственник куницы. Охотится за бурундуками, белками, ловит рыбу. Любит мед, ягоды, кедровые орехи. Хорошо лазает по деревьям.

Как называется этот зверек?

Ответ: соболь.

Вопрос 11. В старину называли Урал   Землей  огненного зверька. Путешественники попадали в наши края только летом, так как передвигались либо пешком, либо на лошадях. В это время эти зверьки прыгали с ветки на ветку так быстро, как будто огоньки вспыхивали то тут, то там.

Какой зверек стал причиной такого странного названия?

Ответ: белка

Вопрос 12.Древние пермяки почитали это животное как священное. Они украшали свою одежду знаками, напоминающими рога этого животного. Люди думали, что эти знаки оберегали их от злых духов. Живут эти животные в северных районах нашего края.

О каком животном идет речь?

Ответ: Олень.

Вопрос 13.Старое русское название этого зверя – вепрь. Это очень сильное  и быстрое животное с острыми клыками. Ведут бродячий образ жизни. Взрослые животные не боятся врагов. Они своими клыками даже убивают волков.

Какого зверя в старину называли вепрем?

Ответ: Кабан

Вопрос 14.Коми-Пермяцкий писатель В.Баталов в рассказе  пишет:

Однажды шли мы с Ефимычем по лесу, и я заметил, что на одной ели примерно на высоте человеческого роста содрана кора. Подошел, посмотрел внимательно: не топором стесано,  и не ножом, а процарапано острыми, сильными когтями.

-Что это? – спросил я Ефимыча.

-Михаила Ивановича следы, хозяина тайги.

О каком звере идет речь?

Ответ: медведь

Вопрос 15.В цветках этого дерева много нектара, поэтому, когда  оно цветет, вокруг дерева стоит приятный запах. Высушенные цветки этого дерева – прекрасное средство от простуды. С одного дерева пчелы собирают столько же меда, сколько с целого гектара гречихи.

Как называется такое дерево?

Ответ: Липа.

Вопрос 16.В. Рождественский   пишет об этом дереве.

Не знает ….покоя,

Гроза ее так напугала,

Что, в небо глядясь голубое,

Она еще долго дрожала.

Ответ: Осина.

Вопрос 17. В.Рождественский пишет

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей.

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней.

Она делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется, в шуме….

Есть русская наша душа.

Какое дерево описывает  В.Рождественский?

Ответ: береза

Вопрос 18.«Венеция не похожа ни на один город мира. Она расположилась на 118 островах. Дома стоят на сваях.  Эти сваи сделаны из…..

Из какого дерева сделаны сваи?

Ответ:Лиственницы.

Вопрос 19.Уральский писатель Д.Н.Мамин – Сибиряк говорил, что эти деревья – «точно бояре в дорогих зеленых бархатных шубах». А если хотели похвалить силу человека, то сравнивали его с этим деревом.

О каком дереве идет речь?

Ответ: Кедр

Вопрос 20. Есть такая примета: « …опустила свои лапки, распушила иголки – к непогоде»

Перед дождем это дерево опускает ветви, чешуйки ее шишек сжимаются. Перед ясной погодой ветви поднимаются вверх.

Как называется  дерево?

Ответ: Ель

Синквейн

1 строка – существительное (кто?, что?), относящееся к теме мероприятия

2 строка – 2 прилагательных (какой?, какая?, какие?), отражающие ваше настроение

3 строка – 3 глагола (что делал(и)?, что сделали(?))

4 строка – фраза, выражающая ваше отношение к  мероприятию в целом, или пожелание участникам

5 строка – существительное (кто?, что?), или наречие (как?, где?, куда?, когда?, зачем?, с какой целью?, в какой степени?)

Подводятся итоги викторины.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая часть образовательной программы «Тайны, хранящиеся в земле»

Сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Ульяновск 14-15 мая 2009 С.120-123 Школьное время – всегда продолжительная пора, перед педа...

Комплексная образовательная программа«Тайны, хранящиеся в земле»

Летом 2007 года научные сотрудники отдела археологии ГИММЗ совместно с Ульяновским областным Детским Экологическим Центром реализовали комплексную образовательную программу «Тайны, хранящиеся в земле»...

Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна, учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Невский – защитник Русской земли и Православной веры».

Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна,  учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Нев...

кроссворд краеведение Замечательные люди Земли Пермской

Кроссворд по краеведению Пермского края.Можно использовать по факультативных зантиях по краеведению при изучении темы "Замечательные люди земли Пермской".При самостоятельном решении кроссворда под рук...

Исследовательская работа на тему: «Тайны Северной земли в задачах».

За семьдесят три годочкаПостроили Сто кораблей,Фрегатов из них поменьше,Всего лишь полста плюс два. Пять тысяч деревьев нужно,Чтобы получить корабльФрегат же чуть-чуть поменьше,Три тысячи бревен ...

Квест "Тайна посоха С.Пермского"

Квест «Тайна посоха Стефана Пермского» знакомит участников с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных исторических д...

презентация опыта разработка квеста "Тайна посоха С.Пермского"

презентация к выступлению на методическом семинаре об опыте разработки образовательного квеста...