Внеклассное мероприятие " География в литературе"
методическая разработка по географии на тему
Внеклассное мероприятие в рамках предметной неднли по географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geogliter.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели
Учителя:
Макарова Ирина Юрьевна (учитель географии)
Духарина Марина Михайловна (учитель русского языка и литературы)
География в литературе
ЦЕЛЬ: Формирование позитивного интереса к предметам через
систему внеклассного мероприятия.
ЗАДАЧИ:
Обучающая - Расширить и углубить знания учащимися о
географических особенностях, описанных в
различной литературе.
Показать связь русского языка, литературы
географии.
Коррекционно-развивающая: Тренировать логическое мышление
при выполнении заданий.
Воспитательная: Прививать интерес к предметам через игру,
воспитывать сплочённость в коллективе.
Оборудования: стенд с книгами, в которых описываются
географические объекты, путешественники или их
исследования, иллюстрации, картины. Карточки с
заданиями.
План предметной недели
Понедельнике - Линейка
- Стенд с загадками о природных явлениях
Вторник - Оформление стенда с ответами на загадки в виде рисунков
от каждого класса
Среда - Задания по литературе
Четверг - Задание по литературе + география (Телешифромонолог)
Пятница - Мероприятие «Путешествие в мир книг»
- Подведение итогов.
1) Понедельник: - Загадки о природе и ее явлениях (для стенда)
На линейке объявляется начало открытия предметной недели по литературе и географии. Обращается внимание на то, что оформлен стенд, где вывешен план мероприятий на неделю и находится 1 задание для учащихся, загадки.
Задания 1: 1. Отгадайте загадки
2. Разберите слова- отгадки по составу.
3. Изобразите отгадки в виде рисунка
1. Голубая простыня весь свет одевает. (Небо)
2. Чего в сундук не запрешь? (Луч солнца)
3. Без рук стучит, Без огня горит. (Гром и молния)
4. Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет. (Рассвет)
5. Не стукнет, не брякнет, а сам придет. (День)
6. Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Луна и солнце)
7. Летит орлица по синему небу.
Крылья распластала.
Солнышко застлала (Туча)
8. Меня частенько просят, ждут,
А только появлюсь - и прятаться начнут. (Дождь)
9. Один летает, другой пьет,
А третий питается. (Дождь, земля, трава)
10. Летит огневая стрела,
Никто ее не поймает —
Ни царь, ни царица,
Ни красна девица. (Молния)
11. Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга)
12. Ревнул вол за сто сел, за сто речек. (Гром)
13. Горя не знаем, а горько плачем. (Облака)
14. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча)
15.Серое сукно тянется в окно. (Пар)
17. Меня бьют, ворочают, режут, а я молчу да всем добром плачу. (Земля)
18. Не вода и не суша, на лодке не уплывешь, и ногами не пройдешь. (Болото)
19. Рукава есть у меня,
Рук хотя и нет.
И хоть я не из стекла
Я как зеркало светла... Кто я? Дай ответ! (Река)
20. По серебряной дороге
Мы отправились в поход.
Остановимся на отдых,
А она себе идет. (Река)
21. Зимой греет, Весной тлеет, Летом пропадает, Осенью оживает. (Снег)
22. Шуба нова, а на подоле дыра. (Прорубь)
23. Дед мост мостит без топора, без клиньев. (Мороз)
24. В воде не тонет и в огне не горит. (Лед)
25. Без рук, без ног, а в избу лезет. (Холод)
26. Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет. (Мороз)
27. Что вниз вершиной растет? (Сосулька)
28. Гуляет в поле - Да не конь. Летает на воле - Да не птица. (Метель)
29. Не взять меня и не поднять, не распилить пилой,
Не вырубить и не прогнать, не вымести метлой...
Но только мне придет пора - Сама уйду я со двора. (Тень)
30. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Ветер)
31. Что идет, не двигаясь с места? (Время)
32. Виден край, да не дойдешь. (Горизонт)
33. В горах блуждаю за тобой, откликнусь я на зов любой.
Все меня слыхали, но зато не видал меня еще никто. (Эхо)
34. Сколько бы ни ел, никогда сыт не будет. (Огонь)
35. Рассыпался горох на семьдесят семь дорог;
Никто его не подберет: ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Град)
36. Без рук, без ног воюет.
Без рук, без ног под окном стучит,
В избу просится. (Ветер)
2) Вторник: Оформление стенда (учащиеся всех классов должны предоставить ответы на загадки в виде рисунков)
3) Среда: - География и поэзия
Задания: 1. Какие географические названия пропущены в стихотворных строках?
2. Подготовьтесь к выразительному чтению этих отрывков из
стихотворений, которые будут проверены на уроках литературы.
- Говорят, что гости к Волге, В гости к Волге Вышел ... .
/А. Жаров. «Взвейтесь кострами!»/ - Дальше, вечно чуждый тени,
Моет желтый ...
Раскаленные ступени
Царственных могил.
/М. Ю. Лермонтов. «Спор»/ - Хорол мой тихий! ... и Остер!
Он видит в вас почти морской простор!
/А. Рывлин. «Начальник малых рек»/
- Чтоб лежать мне на кургане,
Над рекой могучей,
Чтобы слышать, как бушует
Старый ... под кручей
/Т. Шевченко. «Завещание»/ - Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля.
/Н. А. Некрасов/
6. Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет,
Как великан, склонившись над щитом,
Рассказам волн кочующих внимая,
А море ... шумит не умолкая.
/М. Ю. Лермонтов. «Памяти А. И. Одоевского»/
- Там ... чистою водой,
Как Нил, народы напояет
И бреги, наконец, теряет,
Сравнившись морю широтой.
/М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол»/
8. Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас. Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я ... . /М. Ю. Лермонтов/
9.Тешу сердце игрою Слов, что сам отыскал... Это кто за горою? За горою .... /А. Прокофьев/
10. Я пришел туда, где течет маленькая речка ...
Что, казалось бы, такого в ней?
Ручеек течет меж камней.
/Р. Рождественский/
11. Я у географов не буду отнимать
Их право дно залива измерять
Согласно заданным координатам. …
/М. Танк/
12. Шли мы, слепые,
и вскрылся нам ты, ...! Великий!
/В. Брюсов/
13. Что Ока полноводная вскоре
Станет Волгой, великой рекой,
И увидит... море,
Волго-Дон, а за ним Гидрострой.
/А. Николаев. «О чем пел ручей»/
14. В плену судьбы своей везучей о чем ты думала, о ком,
Когда так храбро о ... ты опиралась локотком?
/Б. Ахмадулина. «Вулканы»/
15. На таинственном озере ...
Посреди вековых баобабов
Вырезные фелуки стремят
На заре величавых арабов.
/Н. Гумилев/
16. Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля твои широки,
Где Волга, Днепр, где ... течет
/М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол»/
17. Чем знаменита...?
А, собственно, водою - Холодною, крутою, Прозрачною, седою! …/А. Прокофьев/
18.... воет, дик и злобен, Меж утёсистых громад Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят…. /М. Ю. Лермонтов/
- Но ныне нас противное пугает:
Неаполь мерзнет, а ... не тает.
/М. Ю. Лермонтов. «Сашка»/ - Слух пройдет обо мне от Белых вод
До Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет
/Г. Р. Державин. «Памятник»/
21. И вот ... уж предо мной
Синел с обычной красотой.
/М. Ю. Лермонтов. «Корсар»/
22. Мы дар твой до небес прославим
И знак щедрот твоих поставим,
Где солнца всход и где ...
В зеленых берегах крутится.
/М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол»/
- Так вот ты какая. Сибирь за ...
За Обь и за Лену!
/А. Прокофьев/ - А там, вдали, грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы - и ...
Сверкал главой остроконечной.
/М. Ю. Лермонтов. «Валерик»/
25. На огромном просторе ты рокочешь, как песня,
Горы вбив под себя, в себе отразив города,
Это ты, Ионесси, это ты, Ионесси,
... - Ионесси, Большая вода!
/А. Прокофьев/
26.... море,
Родной океан -
Ты пашня,
Ты поле,
Ты синий наш дом.)
/Н. Доризо/
4) Четверг: - Телешифромонолог (Во время линейки учащимся всех классов раздаётся текст с заданием)
Задания: 1. Разыщите во фразах этого внутреннего монолога все «спрятанные»
слова, названиями стран мира. Названия стран можно прочитать из ряда стоящих букв, принадлежащих двум или даже трём словам. Названия некоторых стран повторяются. Сколько этих стран в тексте?
2. Придумайте заголовок к тексту.
3. Подчеркните в тексте все имена существительные.
Например: Конец апреля. Май, кажется, все-таки наступил.
ОТВЕТ: Было «спрятано» название «Ямайка».
Текст задания
Конец апреля. Май, кажется, все-таки наступил. Окружающий мир активно готовился к празднику. Возможно, кому-то он сулил вагон удовольствий, но я давно ничего не жду, потому как предпочитаю покой. Меня не волнуют, как прежде, книги, героические поступки придуманных героев, ибо уверен, что романтики, тайком сбегающие из дома в поисках приключений, очень быстро наживают хронический гастрит и непреодолимую любовь к удобствам. Пусть я не романтик, но и не истукан, а давний бессловесный друг диван – не постамент, а рабочее место. Горе, однако, без дивана – без сего атрибута не могу получить удовольствие от времяпровождения, а потому собственный вес и талия меня не волнуют.
Жму на кнопку – ба! Мелькают до затертости знакомые лица, надоевшие темы занимают экран: Голанские высоты международный терроризм, сектор Газа, разрушенные дома, нищие арабы, воинственные израильтяне, палатки лишившихся крова… старо, как мир – антагонизм и ненависть.
Перехожу к кадрам другого канала: оса или пчела, в общем, что-то жалящее, напоминающее о ценах на рекламируемую мобильную связь. Следующий ролик: роза и резеда – это, конечно же, реклама шикарного парфюма для небедных. Цветы сменяются ожившей картиной Машкова: ребёнок суёт в рот сушку, баранки, булочки, крендели горой на столе – потребляйте, граждане, хлеб московский! А здесь кучи листьев, кусты малины, на ветке несколько слив , а на заднем плане задумчивое лицо интеллигентной девицы… она–то зачем здесь? Лирику разбивает рев трибун, перекрывающий уличный гомон: «Гол!!!», - и я, оказывается, ору вместе с ними … кстати, кто играет-то?
Посмотрим, что ещё предложит сие неразборчивое окно в мир, ну-ка, ну-ка…Тарелки во весь экран, кастрюли сменяются подносами с рыбными деликатесами, оливки, пряности, соусы, а рекламируют, небось, какую-нибудь гнусную пищевую добавку. Рекламируют всё, что тебе ни на грош не нужно, только купи, приобрети, друган. Давай деньги, деньги давай!
Стоп, ерунда всё это: не тратить же нервы на эти бессмысленные кадры, всё в твоих руках: лёгкое нажатие – и погас экран. «Бери книгу, чадо, - обращаюсь я к телевизионной части души, - читай, и никто не посмеет вставить бессмысленную рекламу между любимых строк».
Телешифромонолог (ответ)
Текст задания
Конец апреля. Май, кажется, все-таки наступил. Окружающий мир активно готовился к празднику. Возможно, кому-то он сулит вагон удовольствий, но я давно ничего не жду, потому как предпочитаю покой. Меня не волнуют, как прежде, книги, героические поступки придуманных героев, ибо уверен, что романтики, тайком сбегающие из дома в поисках приключений, очень быстро наживают хронический гастрит и непреодолимую любовь к удобствам. Пусть я не романтик, но и не истукан, а давний бессловесный друг диван – не постамент, а рабочее место. Горе, однако, без дивана – без сего атрибута не могу получить удовольствие от времяпровождения, а потому собственный вес и талия меня не волнуют.
Жму на кнопку – ба! Мелькают до затертости знакомые лица, надоевшие темы занимают экран: Голанские высоты, международный терроризм, сектор Газа, разрушенные дома, нищие арабы, воинственные израильтяне, палатки лишившихся крова… старо, как мир – антагонизм и ненависть.
Перехожу к кадрам другого канала: оса или пчела, в общем, что-то жалящее, напоминающее о ценах на рекламируемую мобильную связь. Следующий ролик: роза и резеда – это, конечно же, реклама шикарного парфюма для небедных. Цветы сменяются ожившей картиной Машкова: ребёнок суёт в рот сушку, баранки, булочки, крендели горой на столе – потребляйте, граждане, хлеб московский! А здесь кучи листьев, кусты малины, на ветке несколько слив, а на заднем плане задумчивое лицо интеллигентной девицы… она–то зачем здесь? Лирику разбивает рев трибун, перекрывающий уличный гомон: «Гол!!!», - и я, оказывается, ору вместе с ними … кстати, кто играет-то?
Посмотрим, что ещё предложит сие неразборчивое окно в мир, ну-ка, ну-ка…Тарелки во весь экран, кастрюли сменяются подносами с рыбными деликатесами, оливки, пряности, соусы, а рекламируют, небось, какую-нибудь гнусную пищевую добавку. Рекламируют всё, что тебе ни на грош не нужно, только купи, приобрети, друган. Давай деньги, деньги давай!
Стоп, ерунда всё это: не тратить же нервы на эти бессмысленные кадры, всё в твоих руках: лёгкое нажатие – и погас экран. «Бери книгу, чадо, - обращаюсь я к телевизионной части души, - читай, и никто не посмеет вставить бессмысленную рекламу между любимых строк».
Телешифромонолог (ответ):
Ямайка, Ирак, Литва, Китай, Канада, Того, Бутан, Италия, Куба, Ангола, Оман, Непал, Иран, Лаос, Заир, Куба, Чили, Мали, Ливан, Монголия, Катар, Кипр, Бенин, Уганда, Перу, Чад.
5) Пятница: - мероприятие «Путешествие в мир книг»
Ход мероприятия
«Познания и странствия неотделимы друг от друга»
Константин Паустовский
Вед. Есть много книг написанных о географических открытиях и путешественниках, о странах и небольших территорий, о реках и горах. Мы предлагаем Вам сегодня совершить необыкновенное путешествие в мир книг. Узнать не только что-то новое, но и провести небольшие исследования в мире литературе.
Как вы знаете в любых рассказах, сказках, повестях, романах и др. произведениях, авторы обязательно дают описания каких либо географических объектах.
Мы предлагаем вам провести исследования в отрывках различных произведений. Найдите в этих фрагментах нечто географическое: географические объекты, описания географических явлений, природных зон, рельефа, климата, растительного или животного мира, почвы, промышленностей, транспорта и т.д.
Но это ещё не всё, исследователями будут те, кто присутствуют в зале, а те, кто находится на сцене, должны изобразить сценкой все события, описанные в отрывке предложенным нами. Хотелось бы от исследователей услышать не только найденные географические особенности, но и узнать названия произведения, исполняемые на сцене, а также назвать автора этого произведения.
Перед тем как Вы получите задания необходимо выбрать жюри. Жюри оценит все ваши работы, которые были выполнении за эту неделю и, конечно же, сегодняшние задания на нашем мероприятии (выберется жюри из преподавательского и ученического состава) И так мы начинаем.
(участникам мероприятия предлагаются карточки с заданиями, где даны фрагменты из какого либо литературного произведения. Один из воспитанников берет на себя роль автора и читает текст карточки. Остальные учащиеся должны изобразить читаемый текст. Все кто присутствуют в зале, должны просмотреть сценку и прослушать текст. Затем огласить название произведения, его автора и найденные географические особенности).
Пока участники готовятся к показу ведущий мероприятием задаёт загадки присутствующим в зале.
Загадки о камнях
1. «Камень, ты как очутился в бездонной пучине морской?
Откуда тебя вымывает Балтийского моря прибой»? Янтарь
2. «В таёжных и диких лесах, в Сибири, в Якутии дальней
Найдены россыпи ценных камней, по твёрдости нет им равных»? Алмаз
3. «Для лёгкости в сплаве даётся. Мощь самолета создал,
Тягуч и пластичен, отлично куётся серебряный этот металл»? Алюминий
4. Тот камень нежный с Урала. Нежным цветом зелёным манит.
Я только сегодня узнала, что камень зовут…малахит
5. В моей земле богатства скрыты, она и золото хранит
И рядом с медью малахиты, железо, мрамор и …гранит
6. Найдём в ней много по приметам цветных камней, не только руд.
Рубин сияет красным цветом, Зелёным цветом …изумруд
7. Я был когда-то смолою. Из трещин стволов вытекал.
Искрился на солнце корою и липкой слезой застывал. Янтарь
- Назовите минералы и горные породы, впервые открытые на Урале.
(Миасскит, Ильменит, тагилит, реадинскит, сысертскит, турьит, улолит, крокоит, березит, лиственит, павдит)
- Назовите минералы, в названии которых запечатлены цвета
Аквамарин - морская волна рубин – красный азурит - голубой
Лазурит – синий олевин - зелёный хризолит - золотисто зелёный
- Назовите минералы, которые связаны с животными
Ласточкин хвост, рыбий глаз, кошачий глаз, тигриный глаз, воробьевит
- Назовите минералы, которые входят в название уральских городов, станции.
Города: Соликамск, Сольилецк, Асбест, Медногорск.
Станции: Изумруд, Платина, Красный Желеняк, Хризолит, Хромник, Самоцветы, пос. Медянка.
Карточки с заданиями
Задание № 1 Действующие лица:
Автор, Мальчик Кай, окно, снежинки.
Зимою…окна часто замерзали. Но дети нагревали на печке медные монеты и прикрепляли их к обмёрзшим стёклам; лёд быстро оттаивал, появлялось чудесное окошечко – такое круглое-круглое, - и в нём показывался такой весёлый, ласковый глазок… А на дворе метель…
Кай вернулся домой и уже почти совсем разделся перед сном, он вскарабкался на стул у окна и стал смотреть сквозь круглое «окошечко» в том месте, где лёд на стекле оттаял. За окном порхали снежинки…
На другой день был славный мороз…
На площади катались толпы детей. Те, что были посмелее, прицеплялись к крестьянским саням и отъезжали довольно далеко.
(«Снежная королева», авт. Г.Х. Андерсен)
Задание № 2 Действующие лица:
Автор, Мальчик,
тигр Шер – Хан, гриф, деревья (лес)
Автор. Индия. Джунгли. Бенгальский тигрец
Мчался пол лесу, а в пасти – малец.
Тигр этот назван был мощно – Шер- Хан,
Всех обижал, был суровым, как хан.
В страхе держал он всех птиц и зверей.
Вот и сейчас он украл у людей
Мальчика – Беби. В звериную пищу
Хотел превратить препротивный тигрище.
Шер- Хан: Устал я немного. Присяду я тут.
Что там за пещера? Там волки живут:
Волк и волчица, и трое волчат.
Съем я мальчишку, примусь за зверят.
(Вылетает гриф)
Чу! Слышу я шорох взлетающей дичи,
Не откажусь я от легкой добычи (убегает за рифом в погоню)
(«Маугли», авт. Р. Киплинг)
Задание № 3 Действующие лица:
Автор, куст, улитка.
Вокруг сада шла живая изгородь из орешника; за нею начинались поля и луга, где паслись коровы и овцы. Посреди сада цвёл розовый куст; под ним сидела улитка.
(«Улитка и розовый куст», авт. Г.Х.Андерсен)
Задание № 4 Действующие лица:
Девочка Алёнка, кошка Дарена, олень.
Вечерело. Алёнка села у окна, а рядом с ней кошка Дарёнка. Поглаживая кошку, девочка завела с ней разговор.
- Люди говорят, что у нас в лесу живёт необычный олень. Топнет олень своим копытцем по земле и на том месте люди находят, рассыпь драгоценных камней…. Вот бы хоть глазком посмотреть на него»
(«Серебряное копытце», авт. П. Бажов)
После прочтения отрывка и показа сюжета, жюри определяет победителей по данному мероприятию и по данным работам предметной недели. Идет награждение участников.
Заключительные слова ведущего
Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки, с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпению, к правде, доброте.
Вот в чем её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней –
Россия не с гор берет начало, а с тебя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В рамках недели русского языка и литературы. Внеклассное мероприятие по литературе. Музей восковых фигур.
Если вы хотите провести нестандартное, приносящее массу положительных эмоций мероприятие, то эта разработка для Вас....
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы"
Литературная игра с использованием системы голосования (тестовые задания)....
Внеклассное мероприятие по литературе "Турнир знатоков литературы «Встреча с Пушкиным»"
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Турнир знатоков литературы «Встреча с Пушкиным»"...
Заочная экскурсия в музей-усадьбу "Ясная Поляна". Внеклассное мероприятие по литературе; материалы к урокам литературы.
Внеклассное мероприятие можно провести с целью подготовки учащихся к предстоящей поездке в Ясную Поляну : заочная экскурсия готовит к более полноценному восприятию того, что предстоит увидеть и ...
Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."
Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6-8 КЛАСС "В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ"
Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспи...