Программа географического кружка "Искатель"
учебно-методический материал по географии по теме
Тип программы: авторская.
Особенности программы: имеет практико-ориентированную направленность на формирование метапредметных навыков учащихся в области организации проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Программа рассчитана на учащихся 8 – 11 кл., срок реализации 3 года по два академических часа в неделю. Итого: 72 часа в год, 216 часов за весь период обучения.
Цель кружка: овладение учащимися метапредметными навыками в ходе географических изысканий; привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению природных и культурных ценностей родного края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskatel_programma.docx | 42.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Злынковская средняя общеобразовательная школа № 1
г. Злынка, Брянская обл.
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор
школы:__________ (Червякова Т.В.)
«___»________________ 20 г.
Программа географического кружка
"ИСКАТЕЛЬ"
Рассчитана на учащихся 8 – 11 кл., срок реализации 3 года.
Программа реализуется в течение трёх лет
по два академических часа в неделю.
Итого: 72 часа в год, 216 часов за весь период обучения.
Тип программы: авторская.
Особенности программы:
программа имеет практико-ориентированную направленность на формирование метапредметных навыков учащихся в области организации проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Программа разработана
учителем географии
Мосяго Е.М.
20 ____ год
Программа географического кружка
МОУ Злынковская СОШ № 1
"ИСКАТЕЛЬ"
Рассчитана на учащихся 7 – 11 кл., срок реализации 3 года.
Программа реализуется в течение трёх лет по два академических часа в неделю.
Итого: 72 часа в год, 216 часов за весь период обучения.
Пояснительная записка.
Настоящая программа регламентирует деятельность географического кружка «Искатель» МОУ Злынковская средняя общеобразовательная школа № 1.
Цель кружка: овладение учащимися метапредметными навыками в ходе географических изысканий; привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению природных и культурных ценностей родного края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.
Задачи:
- формирование у учащихся субъективного эколого-географического опыта на содержании национально-регионального компонента в курсе школьной географии через организацию внеурочной самостоятельной творческой, экспериментальной и исследовательской работы;
- формирование бережного рационального отношения к окружающей среде, социуму родного края;
- воспитание гражданско-патриотического отношения к своей малой родине;
- формирование и развитие метапредметных навыков учащихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Актуальность, новизна и специфика предлагаемого курса заключается в том, что он имеет практико-ориентированную направленность на формирование метапредметных навыков учащихся в области организации проектной и учебно-исследовательской деятельности, что соответствует новым требованиям ФГОС для средней и старшей ступеней общеобразовательных школ.
Обучение предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе и в камеральных условиях, в т.ч. при необходимости – работу с некоторыми приборами и оборудованием, работу с различными источниками информации, анализ, обобщение, формулирование выводов. Важное место на занятиях кружка отводится развитию навыков оформления исследовательских работ и умениям пользоваться научно – популярной, специальной и художественной литературой, статистическими и др. материалами.
Основные методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративные 2. Частично-поисковые
3. Реферирование 4. Исследовательские 5. Проектная деятельность
6. ИКТ
Основные формы обучения:
- Лекции.
- Беседы.
- Семинары.
- Обучающие практикумы.
- Интерактивные занятия.
- Индивидуальная и групповая работа над проектами.
- Учебные исследования.
- Презентации и самопрезентации.
- Учебные и зачётные конференции (стендовая защита работ).
- Творческие отчёты.
Контроль: Содержание программы предполагает проверку теоретической подготовки уч-ся на семинарах и выполнение итоговых самостоятельных творческих проектных или исследовательских работ через технологию проектного обучения, их публичную защиту и направлено на эффективное закрепление учащимися знаний, умений и навыков по географии в практической деятельности, освоение современных информационных технологий и формирование метапредметных навыков.
Структура программы. Программа состоит из 3-х блоков.
- первый включает в себя теоретическую подготовку с целью формирования представления о структуре исследовательской и проектной деятельности, привитие умения выделять его основные этапы.
- второй предлагает выполнение проекта, учебно-исследовательской или иной творческой, экспериментальной работы, направленной на закрепление и совершенствование предметных и метапредметных умений.
- третий направлен на совершенствование навыков публичной защиты выполненной работы и предусматривает обязательное участие авторов проектов в научно-практических конференциях и конкурсах по профилю исследования.
Планируемые результаты обучения:
Обучение ориентировано на требования нового ФГОС к результатам обучения:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Реализация данной программы позволит сформировать и совершенствовать у учащихся следующие умения:
- самостоятельно осуществлять исследовательскую или проектную деятельность по принятой структуре: выделять и формулировать актуальную проблему, определять объект и предмет исследования, ставить цель исследования, выдвигать гипотезу – возможный путь решения проблемы, формулировать задачи исследования, выбирать необходимые методы работы, анализировать, обобщать собранные данные, делать выводы и т.д.
- анализировать научно-популярную литературу;
- оформлять проектные и исследовательские работы в соответствии с общепринятыми требованиями;
- выражать свое мнение по изученной теме, предлагать свой вариант решения выявленной проблемы на основе толерантности и уважения альтернативного мнения поданному вопросу, вести конструктивный диалог и развивать свои коммуникативные качества;
- качественно представлять результаты своей исследовательской или проектной деятельности, обрабатывать результаты экспериментальной деятельности, оформив их в виде, соответствующем современным требованиям, а также проводить стендовую защиту результатов своей работы
Содержание программы:
Введение (8 часов).
ТБ на занятиях. Понятие о научной организации труда школьника.
Знакомство с программой, целью, задачами работы кружка. Формирование первичных представлений о видах творческой, проектной и исследовательской деятельности, их роли и назначении в процессе обучения в школе и других учебных заведениях.
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.
Реферативная работа (14 часов).
Что такое реферат? Алгоритм работы над рефератом. Требования к оформлению реферата.
Решение практических ситуационных задач.
Оформление творческих работ (14 часов).
Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу. Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.
Школьный проект. Проектно-исследовательская деятельность (20 часов).
Что такое школьный проект? Культура общения и разделение труда при выполнении группового задания. Классификация проектов. Формы представления проектов. Этапы работы над проектом. Критерии оценки проекта (на примере исследовательского проекта).
Решение практических ситуационных задач.
Электронные презентации творческих работ (12 часов).
Правила создания электронных ученических презентаций. Защита ученических презентаций.
Решение практических ситуационных задач.
Учебно-исследовательская деятельность (16 часов).
Что называется научным исследованием? Что лежит в основе исследовательской деятельности и в чём она проявляется? Чем научное исследование отличается от учебного и что у них общего? Как дать наиболее точное определение «исследовательской деятельности учащихся»? Типы структуры проектно-исследовательской деятельности. Этапы исследовательской деятельности. Отличия учебного исследования от практической работы, реферата, проектной деятельности.
Решение практических ситуационных задач.
Стендовая защита творческих, проектных и учебно-исследовательских работ (12 часов).
Правила и механизм проведения стендовой защиты творческих проектных и учебно-исследовательских работ.
Решение практических ситуационных задач.
Практическое выполнение творческих работ, проектов, учебно-исследовательских работ (ежегодно) (26 часов + 30 часов + 34 часа).
Подведение итогов (ежегодно, по годам обучения) (10 часов + 10 часов + 10 часов). Выступление руководителя кружка. Выступления учащихся. Творческие отчёты. Выставки работ учащихся
Календарно-тематический план.
Блок № | Разделы и темы | Количество часов | |
теоретических | практических | ||
Первый год обучения | |||
1 | Введение. Беседа по ТБ на занятиях. Понятие о научной организации труда школьника. Знакомство с программой, целью, задачами работы кружка. Формирование первичных представлений о видах творческой, проектной и исследовательской деятельности, их роли и назначении в процессе обучения в школе и других учебных заведениях. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы. | 2 2 | 4 |
2 | Реферативная работа.
| 4 | 4 4 2 |
3 | Оформление творческих работ.
| 4 | 2 2 2 2 2 |
4 | Практическое выполнение творческих рефератов. | 4 | 22 |
5 | Подведение итогов первого года обучения. Выступление руководителя кружка. Выступления учащихся. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся | 2 | 8 |
Итого: | 18 | 54 | |
Второй год обучения | |||
3 | Школьный проект. Беседа по ТБ на занятиях. Культура общения и разделение труда при выполнении группового задания. Проектно-исследовательская деятельность.
| 2 6 | 2 2 2 2 4 |
4 | Электронные презентации творческих работ.
| 4 | 4 4 |
5 | Практическое выполнение проектной работы. Создание электронных презентаций. | 4 | 26 |
6 | Подведение итогов второго года обучения. Выступление руководителя кружка. Выступления учащихся. Творческие отчёты. Защита презентаций. Выставка работ учащихся. | 2 | 8 |
Итого: | 18 | 54 | |
Третий год обучения | |||
7 | Учебно-исследовательская деятельность. Беседа по ТБ на занятиях.
| 6 | 2 2 2 4 |
8 | Стендовая защита творческих, проектных и учебно-исследовательских работ.
| 4 | 4 4 |
9 | Практическое выполнение учебно-исследовательских работ. | 4 | 30 |
10 | Подведение итогов третьего года обучения. Выступление руководителя кружка. Выступления учащихся. Творческие отчёты. Стендовая защита учебно-исследовательских работ. | 2 | 8 |
Итого: | 16 | 56 | |
Итого за три года обучения: | 52 | 164 |
Практический выход результатов обучения:
- выступления перед членами кружка, учащимися и учителями школы на учебных конференциях и др. внутришкольных и межшкольных мероприятиях;
- участие в районных конкурсах учебно-исследовательских работ школьников;
- участие в районных и школьных методических мероприятиях;
- пополнение «Библиотеки творческих работ учащихся» МОУ Злынковская СОШ № 1.
Средства реализации программы:
- Дополнительная литература:
а) А.В.Леонтович, «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.
б) Методики исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук/ Ред.- сост. А.С. Обухов.- М.: МИОО; журнал «Исследовательская работа школьников», 2006.
в) книги, пособия, подбираемые в соответствии с темой реферата, проекта, исследования
и др.
- WWW – ресурсы:
а) http://www.researcher.ru/- Интернет-портал "Исследовательская деятельность шк-ков"
б) http://vernadsky.info/- Конкурс им. В.И.Вернадского
в) http://www.proshkolu.ru/
г) http://ru.wikipedia.org
и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области
Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...
Программа "Географическое краеведение"
Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда ра...
Программа: географическое краеведение Удомельского района
Краеведение – это наука, знаниями которой должен владеть каждый человек, не зависимо от возраста, от должности, каждый россиянин должен знать все о своей малой и большой Родине. «Люблю и знаю, з...
Программа «Географическое краеведение. Нижегородская область»
(34 часа учебного времени, 1 час резервного времени) для обучающихся 6 класса...
Программа географического практикума для профильных классов
Программа предусматривает введение географического практикума на 17 часов. Основа практикума - это полевые экскурсии на местность и оформление результатов работы в камеральных условиях. Пр...
программа географическое краеведение
Курс «Географическое краеведение. Саратовская область» - главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением...
Авторская программа географического кружка "Клуб путешественников "Путешествуем по Белу свету ..."
Программа поможет учителю интересно организовать внеклассную работу по географии. Так как программой предусмотрено вовлечение в работу кружка учащихся разных возрастов с 5 по 11 классы, она може...