Коммуникативные универсальные учебные действия
статья по географии (5 класс) на тему
Коммуникативные универсальные учебные действия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативные универсальные учебные действия.
В контексте концепции универсальных учебных действий «Словарь – справочник современного российского профессионального образования» определяет коммуникацию как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.
В словаре отмечается, что коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:
- социальную компетентность и учет позиции других людей;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие
В соответствии с ФГОС к коммуникативным учебным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные умения:
- слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;
- самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);
- выражать свои мысли в письменной форме точно, компактно, без искажения;
- выражать свои мысли в устной форме точно, компактно, без искажения.
- работать в сотрудничестве
Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы:
- коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
- коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);
- коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).
1. Коммуникация как взаимодействие.
Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (смысловой аспект коммуникации):
- понимание возможности различных позиций и точек зрения.
- уважение к иной точке зрения.
- понимание относительности оценок.
- обмен информацией, установление взаимопонимания.
- учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Дети должны научиться, не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.
2. Коммуникация как условие интериоризации.
Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям:
Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета:
- различать особенности диалогической и монологической речи;
- описывать объект: передавать его внешние характеристики
– характеризовать качества, признаки объекта;
- выбирать вид пересказа в соответствии с поставленной целью
- составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
– писать сообщения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.
3. Коммуникация как кооперация.
Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество:
- коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели; на организацию и осуществление совместной деятельности.
- умение договариваться, находить общее решение.
- умение аргументировать, убеждать и уступать.
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.
Организация групповых, парных форм работы помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников.
«Интеллектуальный штурм».
Упражнение применяется в начале урока. Учитель называет ключевое слово темы. Учащиеся бегло называют по одному слову из изученного материала по теме. Например, тема «Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба».
Учитель: Вспоминаем изученный материал. Назовите понятия темы, связанные со словом масштаб…
Дети: Численный, именованный, линейный, топографический план, условные знаки…
Эффект от выполнения упражнения:
1) концентрация внимания детей на работу;
2) закрепление знаний;
3) формирование умение слушать;
4) установление причинно-следственных знаний;
5) развитие речи.
Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности – установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/13/picture-78894-1355385595.jpg)
Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-153333-1354036881.jpg)
Дидактическая игра как средство формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.
Требования ФГОС к формированиюуниверсальных учебных действий.Сущность коммуникативных УУД. Пути и возможности формирования коммуникативных УУД при использовании дидактических игр в учебном процессе....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/08/picture-93357-1641670694.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.
Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/08/picture-93357-1641670694.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.
Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-245223-1379791384.jpg)
Формирование Коммуникативных Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка
Данное обобщение опыта содержит необходимую информацию по успешному формированию корммуникативных УУД на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/12/picture-766874-1457776541.jpg)
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках немецкого языка посредством информационно-коммуникативной технологии».
Иностранный язык как предмет включает знание родного языка и логическое мышление, общее интеллектуальное и культурное развитие обучающегося. Существует мнение, что иностранный язык дается ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/28/picture-575439-1422450302.jpg)
Коммуникативные универсальные учебные действия и формирование коммуникативной культуры старшеклассников.
Формирование коммуникативной культуры школьников возможно при формировании коммуникативных УУД. В статье говорится о том, что входит в понятие "коммуникативная культура школьника" и какие фо...