Коммуникативные универсальные учебные действия
статья по географии (5 класс) на тему

Бородина Елена Александровна

Коммуникативные универсальные учебные действия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативные универсальные  учебные  действия.

 В контексте концепции универсальных учебных действий  «Словарь – справочник  современного российского профессионального образования»  определяет коммуникацию как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.

 

В словаре отмечается,   что коммуникативные универсальные  учебные  действия обеспечивают:

- социальную компетентность и учет позиции других людей;

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие

 

В соответствии с  ФГОС  к  коммуникативным учебным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка   способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

       

Коммуникативные умения:

- слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

- самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);

- выражать свои мысли в письменной форме точно, компактно, без искажения;

- выражать свои мысли в устной форме точно, компактно, без искажения.

- работать в сотрудничестве

  Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы:

- коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

- коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);

- коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).

1. Коммуникация как взаимодействие.

Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (смысловой аспект коммуникации):

- понимание возможности различных позиций и точек зрения.

- уважение к иной точке зрения.

- понимание относительности оценок.

- обмен информацией, установление взаимопонимания.

- учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Дети должны научиться, не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людейобосновывать и доказывать собственное мнение.                                                  

2. Коммуникация как условие интериоризации.

 Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям:

Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета:

- различать особенности диалогической и монологической речи;

- описывать объект: передавать его внешние характеристики

– характеризовать качества, признаки объекта;

- выбирать вид пересказа в соответствии с поставленной целью

- составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику       повествования, приводить убедительные доказательства;

– писать сообщения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную  из разных источников.

3. Коммуникация как кооперация.

 Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество:

- коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели; на организацию и осуществление совместной деятельности.

- умение договариваться, находить общее решение.

- умение аргументировать, убеждать и уступать.

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

 Организация групповых, парных форм работы помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников. 

 

«Интеллектуальный штурм».

 Упражнение применяется в начале урока. Учитель называет ключевое слово темы. Учащиеся бегло называют по одному слову из изученного материала  по теме. Например, тема «Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба».

Учитель: Вспоминаем изученный материал. Назовите понятия темы, связанные со словом масштаб…

Дети: Численный, именованный, линейный, топографический план, условные знаки…

Эффект от выполнения упражнения:

1) концентрация внимания детей на работу;

2) закрепление знаний;

3) формирование умение слушать;

4) установление причинно-следственных знаний;

5) развитие речи.

Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности – установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера. 

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы  учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с ...

Дидактическая игра как средство формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.

Требования ФГОС к формированиюуниверсальных учебных действий.Сущность коммуникативных УУД. Пути и возможности формирования коммуникативных УУД при использовании дидактических игр в учебном процессе....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

Формирование Коммуникативных Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка

Данное обобщение опыта содержит необходимую информацию по успешному формированию корммуникативных УУД на уроках английского языка...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках немецкого языка посредством информационно-коммуникативной технологии».

Иностранный язык как предмет включает  знание родного языка и логическое мышление,  общее интеллектуальное и культурное развитие обучающегося. Существует мнение, что иностранный язык дается ...

Коммуникативные универсальные учебные действия и формирование коммуникативной культуры старшеклассников.

Формирование коммуникативной культуры школьников возможно при формировании коммуникативных УУД. В статье говорится о том, что входит в понятие "коммуникативная культура школьника" и какие фо...