Особенности школьного географического краеведения
статья по географии на тему
Составными частями школьного географического краеведения являются учебное (программное) краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой, и внепрограммное (внеклассное) краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы. Одной из главных особенностей школьного географического краеведения является то, что оно создает условия для работ исследовательского характера, способствующих формированию у учащихся опыта творческой деятельности – одного из важнейших компонентов содержания образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_kraeved.word_.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на городском методическом объединении учителей географии г. Знаменск Астраханской области
Тема: Особенности школьного географического краеведения, опыт работы.
Сущность школьного географического краеведения заключается во всестороннем физико- и экономико-географическом познании учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством учителя. Составными частями школьного географического краеведения являются учебное (программное) краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой, и внепрограммное (внеклассное) краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Одной из главных особенностей школьного географического краеведения является то, что оно создает условия для работ исследовательского характера, способствующих формированию у учащихся опыта творческой деятельности – одного из важнейших компонентов содержания образования. Исследовательская работа по географическому краеведению может быть организована через различные формы организации деятельности учащихся, в т.ч. с применением метода проектного обучения. Теоретической основой метода проектов стали его педагогические концепции, в которых большое значение придавалось обучению через деятельность. Основная цель использования метода проектов в географическом краеведении – самостоятельное постижение учащимися краеведческих проблем, имеющих для них жизненный смысл. У учебного проектирования масса достоинств, одно из которых – осязаемый результат творческой деятельности учащихся. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок, макетов, карт, схем, а также конкретной деятельности по благоустройству местной окружающей среды, изучению и описанию объектов и процессов природы. Дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся краеведческая (экологическая, историческая, социально-экономическая) проблема. При выборе тем краеведческого проекта для выполнения учащимися в ходе изучения курса географии учитель руководствуется следующими критериями:
- значимость данной информации для учащихся;
- социальная значимость проекта;
- наличие в проекте воспитательного потенциала;
- связь с изучаемыми темами школьного курса географии;
- возможность постановки проблемы;
- время, отводимое на изучение данного раздела и темы (нередко учитывается время года, поскольку использование ряда методик требует определенного состояния природных объектов);
- возможность реализации межпредметных связей;
- соотношение имеющихся знаний и личного опыта учащихся в пользу первых.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний учеников по предмету, дифференциации процесса обучения. Однако чаще всего темы проектов относятся к какому-либо практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не только по географии, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний. Например, с учениками 5 класса в течение учебного года создаем проект: «Мой родной край», который включает макет Астраханской области, презентации, видеофрагменты, фотоколлажи. Важная организационная задача участников проекта - выбор формы продукта проектной деятельности. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Перечень возможных выходов проектной деятельности учащихся:
· Web-сайт;
· Анализ данных социологического опроса;
· Атлас;
· Видеофильм;
· Видеоклип;
· Выставка;
· Газета;
· Журнал;
· Игра;
· Карта;
· Коллекция;
· Макет;
· Модель;
· Мультимедийный продукт;
· Оформление кабинета географии;
· Создание краеведческого уголка (музея);
· Прогноз;
· Публикация;
· Путеводитель;
· Справочник;
· Сравнительно-сопоставительный анализ;
· Сценарий;
· Учебное пособие;
· Экскурсия и т.д.
Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.д.).
Виды презентации краеведческих проектов могут быть различными, например:
· Деловая игра;
· Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий;
· Защита на Учебном Совете;
· Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий;
· Инсценировка реального события;
· Научная конференция;
· Научный доклад;
· Отчет исследовательской экспедиции;
· Пресс-конференция;
· Реклама;
· Ролевая игра;
· Соревнования;
· Телепередача и др.
Краеведческие проекты занимают особое место в школьном курсе географии. Главная цель исследования – оценить влияние человека на компоненты природного комплекса, влияние данного природного комплекса на человека, спрогнозировать изменения в природном комплексе под воздействием человеческой деятельности и предложить меры по его охране.
Изучение природного комплекса проводится по следующему плану:
1. Географическое положение.
2. Климатические условия.
3. Почвы.
4. Растительный и животный мир.
5. Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.
6. Охрана компонентов природного комплекса.
В рамках проекта учащиеся имеют возможность провести исследование природного комплекса одного из природного объекта Астраханской области. Мои ученики принимали участие в областном конкурсе «Природа родного края», тема проекта: «Баскунчак моими глазами». При организации экскурсии, являющейся одним из обязательных этапов проекта, учащиеся выполняют следующие задания:
· составляют схему маршрута экскурсии;
· составляют описание рельефа;
· составляют описание внутренних вод (пруд, озеро, болото), оценивают их экологическое состояние, берут пробы воды для лабораторных исследований (метод биоиндикации);
· делают рисунки растений, заготовки для гербария;
· изучают виды лишайников для качественной оценки загрязнения воздуха (метод лихеноиндикации);
· составляют список представителей животного мира лесопарка, изучают следы их жизнедеятельности;
· оценивают последствия изменения компонентов комплекса в результате человеческой деятельности.
Собранные во время экскурсии материалы учащиеся систематизируют, обобщают, оформляют и представляют на школьной краеведческой конференции.Краеведческий проект «Разработка маршрута экскурсии по своему населенному пункту» можно предложить учащимся разных возрастных групп с 6 – 11 класс. Проектное задание: «Представьте, что Вы являетесь сотрудником туристической фирмы. Ваша задача – разработать и презентовать маршрут пешеходной экскурсии по своему населенному пункту. Прежде всего, необходимо выбрать объекты, которые Вы хотите показать в процессе экскурсии, определить начальный и конечный пункты маршрута, обосновать свой выбор. Затем следует определить порядок прохождения отобранных объектов. Используя план своего населенного пункта, необходимо определить направления и расстояния между пунктами маршрута. После этого необходимо представить маршрут графически: нанести на бумагу маршрут, соблюдая направления и расстояния между пунктами. Объекты экскурсии необходимо показать с помощью условных знаков. Подготовьте описание маршрута. Продумайте, как можно презентовать Ваш маршрут. Возможно, Вы подготовите рекламный буклет, в котором будет содержаться необходимая информация об объектах экскурсии, описание маршрута и его схематическое изображение. Вполне возможно, что Вы сможете представить свой проект иначе – ведь от того насколько интересно и необычно Вы презентуете свой маршрут, зависит успех Вашей работы!» Учащиеся 5 классов с большим энтузиазмом составляют экологические маршруты, виртуальное посещение природных памятников Астраханской области. Возможности метода проектов в школьном географическом краеведении многообразны, но в то же время организация проектной деятельности учащихся требует от учителя серьезной подготовки и творческого подхода.
Учитель географии Петровская Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по географическому краеведению Ульяновской области
Авторская программа по географическому краеведению "Ульяновская область - родной край"...
программа факультатива "Географическое краеведение .Край родной коломенский."
Планирование факультатива для 5-6 класса....
Рабочая тетрадь по географическому краеведению (8 класс, сахалиноведение)
Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 8 класса, изучающих краеведческий курс географии Сахалинской области.Целью данного пособия является закрепление основных понятий и усвоение фактического мате...
Описание опыта работы по теме "Географическое краеведение в патриотическом воспитании школьников"
Краеведческий материал помогает обучающимся установить связи родного края, села с большой Родиной, почувствовать к ней причастность каждой семьи, признать своим долгом, честью стать достойным наследни...
Географическое положение России. Особенности физико –географического положения.
Урок по географии в 8 классе. Тема "Географическое положение России. Особеннгости физико-географического положения"....
Географическое положение Саратовской области.Географическое краеведение, 6 класс
Изучить особенности географического положения Саратовской области, дать знания о границах Саратовской области и пограничных областях, учить работать с географической картой, познакомить с администрати...
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение
Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географичес...