Технология организации исследовательской деятельности.
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему
Материал о технологии организации исследовательской деятельности содеожит классификацию технологий, фазы, стадии и этапы учебного исследования, матрицу согласования фаз технологии и УУД. Здесь же приводится пример использования данной технологии на уроке географии в 9 классе о нетрадиционных источниках энергии с предметными результатами и формируемыми УУД, представлены технологические этапы урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_v_obuchenii_geografii.pptx | 115.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательная технология - ЭТО ВОСПРОИЗВОДИМЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ЧЕТКОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ДИАГНОСТИЧНО ЗАДАННУЮ ЦЕЛЬ. М.В. Кларин (1997 год)
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ (Г.К. Селевко 1998 год ) на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся на основе эффективности управления и организации учебного процесса игровая технология проблемное обучение опорные конспекты индивидуализация обучения модульное обучение коллективный способ обучения групповые технологии компьютерные технологии обучения
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учащихся - ЭТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ , ИСПОЛЬЗУЮЩАЯ В КАЧЕСТВЕ ГЛАВНОГО СРЕДСТВА УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ . ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ С ЗАРАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫМ РЕШЕНИЕМ , НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТЕ ИЛИ ЯВЛЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ПОД РУКОВОДСТВОМ СПЕЦИАЛИСТА – УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА, НАУЧНОГО СОТРУДНИКА. А.В. Леонтович (2006 год)
Фазы, стадии и этапы учебного исследования (О.А. Ивашедкина) фазы стадии этапы проектирования концептуальная определение цели исследования моделирования Построение гипотезы конструирования исследования определение задач исследования стадия т ехнологической подготовки исследования технологическая проведения исследования теоретический эмпирический оформления результатов апробация, оформление результатов рефлексивная самооценка и рефлексия результатов исследования в ходе всего исследования
Матрица согласования фаз технологии и ууд (О.А. Ивашедкина ) фаза Деятельность учащихся в терминах технологии Деятельность учащихся в терминах УУД (ФГОС) Проекти- рования формулируют проблему определяют предмет и объект исследования определяют цели и задачи исследования выдвигают гипотезы выбирают методику исследования составляют план исследования готовят учебные пособия Личностные УУД: умение вести диалог формирование устойчивого познавательного интереса Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание умение самостоятельно анализировать планировать пути достижения цели самостоятельно контролировать и распределять свое время освоение основ прогнозирования Коммуникативные УУД : учитывать разные мнения формулировать собственное мнение организовывать и планировать учебное сотрудничество Познавательные УУД: ставить проблему, аргументировать ее актуальность создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач осуществлять выбор эффективных способов решения задач строить логические рассуждения выдвигать гипотезы и проверять их
фаза Деятельность учащихся в терминах технологии Деятельность учащихся в терминах УУД (ФГОС) техно- логи-ческая работают с различными источниками информации анализируют и систематизируют информацию определяют понятийный аппарат проводят эксперимент фиксируют полученные результаты формируют выводы осмысливают и корректируют выводы оформляют результаты представляют результаты Личностные УУД: Доброжелательное отношение к окружающим Умение вести диалог Конструктивно разрешать конфликты Готовность к самообразованию и самовоспитанию Осознанное понимание чувств других людей Регулятивные УУД: уметь контролировать свое время Умение принимать решение Оценивать свои действия Освоение основ саморегуляции учебной и познавательной деятельности Умение прилагать волевые усилия
фаза Деятельность учащихся в терминах технологии Деятельность учащихся в терминах УУД (ФГОС) техно- логическая ( продол-жение ) Коммуникативные УУД : Учитывать разные мнения Аргументировать свою точку мнения Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь контролировать, корректировать, оценивать действия партнера Уметь убеждать Устанавливать рабочие отношения в группе Отображать в речи содержание действий Учитывать и корректировать мнение других людей Конструктивно разрешать конфликты Участвовать в обсуждении Познавательные УУД: Проводить наблюдение и эксперимент Осуществлять поиск информации Давать определение понятиям Устанавливать причинно-следственные связи Осуществлять сравнение Объяснять явления, процессы Структурировать тексты, выделять в них главное Делать умозаключения
фаза Деятельность учащихся в терминах технологии Деятельность учащихся в терминах УУД (ФГОС) рефлексивная Соотносят цели и результаты исследования Оценивают правильность выбора методов исследования Осознают личную значимость полученных результатов Личностные УУД: Доброжелательное отношение к окружающим Потребность в самореализации Готовность к самообразованию Формирование адекватной самооценки Готовность к выбору профильного образования Регулятивные УУД: Оценка правильности выбора действий Оценка своих возможностей в области исследовательской деятельности Коммуникативные УУД : Учитывать разные мнения Осознание чувств других Осуществлять коммуникативную рефлексию Познавательные УУД: Основы рефлексивного чтения Умение работать с метафорами
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ (пример урока географии в 9 классе) Цель урока: Ознакомление учащихся с нетрадиционными источниками энергии , особенностями их использования Задачи урока: Ознакомление с информацией о нетрадиционных источниках энергии Определение наиболее приемлемого для данного региона нетрадиционного источника энергии с учетом экологической и экономической целесообразности его использования Показ путей рационального использования источников энергии Освоение приемов работы в группе, выработки коллективного решения
ОЖИДАЕМЫЕ предметные результаты и универсальные учебные действия (УУД) Учащиеся будут знать Учащиеся будут уметь особенности эксплуатации электростанций, использующих нетрадиционные источники энергии (НИЭ) условия, необходимые для работы таких электростанций эффективность работы этих электростанций возможные негативные последствия от работы электростанций, работающих с использованием НИЭ возможность использования НИЭ на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области разбираться в особенностях использования НИЭ прогнозировать последствия эксплуатации электростанций, использующих НИЭ оценивать эффективность использования НИЭ в конкретных условиях УУД: аргументированно отстаивать свою точку зрения принимать и обосновывать решения в группе принимать участие в обсуждении вопросов, выступлениях
Дидактическое обеспечение команд команда « Гелиос» энергия Солнца команда « Плутон » геотермальная энергия команда « Эол » энергия ветра команда « Посейдон » энергия приливов и отливов макет солнечной батареи рисунок-схема о работе геотермальной ТЭС самодельная вертушка рисунок-схема о работе ПЭС бланк-сообщение, информационные листы, карточки для голосования бланк-сообщение, информационные листы, карточки для голосования бланк-сообщение, информационные листы, карточки для голосования бланк-сообщение, информационные листы, карточки для голосования
Технологические этапы урока этапы исследовательской деятельности Материалы урока Выдвижение проблемы Надо выбрать НИЭ, который можно использовать в СПб и окрестностях в качестве альтернативного традиционным источникам энергии Обоснование ее актуальности В стране сложилась сложная экономическая ситуация, есть регионы, которые уже ощущают недостаток энергоресурсов. Эта проблем может коснуться и СПб Активизация мыслительной деятельности (запуск) В городе проводится социальный опрос, чтобы определить выбор наиболее приемлемого для СПб и окрестностей НИЭ Планирование действий Класс делится на 4 команды. Ход урока планирует и контролирует учитель. Обязанности в команде распределяют её участники. Капитан оценивает работу членов команды, исходя из общего количества баллов, данных на группу учителем Ознакомление с информацией, ее анализ Ознакомление команды с информацией об одном НИЭ Рассказ-выступление от каждой команды с иллюстрациями Обсуждение вопроса в группе
этапы исследовательской деятельности (продолжение) Материалы урока Осмысление информации Выбор в команде оптимального НИЭ для СПб Голосование (1 команда – 1 голос) с обоснованием своего выбора Получение выводов Ответы на уточняющие вопросы учителя Повторное голосование Демонстрация и анализ круговой диаграммы «Структура производства первичной энергии в России» Выявление причин малого использования НИЭ, в т. ч. с использованием сравнительной таблицы электростанций Оглашение результатов рефлексия Работа команд с опросным листом Выступления с ответами на вопросы листа Оценивание работы команд учителем и капитаном внутри группы
Достигнутые результаты личностные метапредметные предметные саморазвитие, мотивация освоение УУД, межпредметными понятиями получение знаний об НИЭ, об особенностях их эксплуатации в конкретных природных условиях примеры развиваемых УУД Личностные Оценка своих поступков Контроль над своими эмоциями Осознание своих особенностей Проявление гражданской позиции Уважительное отношение к другим Освоение новых социальных ролей Ответственность за свои поступки Регулятивные Определение цели деятельности Выдвижение версий Планирование деятельности Оценка способов достижения целей Коррекция поведения Познавательные Нахождение значимой информации Анализ и обобщение информации Сравнение объектов Установление причинно-следственных связей Установление аналогий Коммуникативные Формулировка своего мнения Принятие другой позиции Коррекция своего мнения умение работать в группе Преодоление конфликтов
итог Отличительными чертами образовательных стандартов второго поколения являются ориентация на результаты образования и реализация деятельностного подхода. Технология организации исследовательской деятельности полностью соответствует этим требованием и может стать важным инструментом для реализации системно-деятельностного подхода, лежащего в основе образовательных стандартов второго поколения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация исследовательской деятельности обучающихся с применением дистанционных технологий.
В данной статье раскрываются основные методы организации исследовательской деятельности с обучающими с применением дистанционных технологий, к статье прилагается презентация выступления....
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии
Исследовательская деятельность учащихся на уроках технологии. Оформление исследовательской работы...
Проектная технологиия как одна из форм организации исследовательской деятельности учителя математики ( из опыта работы)
Данный материал обобщает опыт организации исследовательской деятельности с использованием различных педагогических технологий. Особый акцент- проектная деятельность , в условиях работы в сельско...
Педагогический проект "Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы"
Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приёмам обучения исследовательской деятельности....
Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы
Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приемам обучения исследовательской деятельности....
Технология организации исследовательской деятельности
В работе представлены принципы организации учебной исследовательской деятельности , классификаци учебных исследований. Подробно рассмотрены фазы учебного исследования. А также приведены примеры примен...
Технология организации исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания.
Современному обществу необходимы творчески мыслящие компетентные специалисты, обладающие элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения такими средствами, к...