Интерактивные методы в осуществлении экологического воспитания на уроках географии
статья по географии на тему

Филипенко Светлана Витальевна

В статье описаны разные применяемые мною методы работы на уроках географии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные методы в осуществлении экологического воспитания на уроках географии

         “Ум заключается не только в знании,

но и умение прилагать знания на деле”.
Аристотель

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования является одним из ключевых элементов модернизации российской школы и предполагает активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:

  • быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
  • получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
  • принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Некоторые из ориентиров стандарта нового поколения  становления личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы») звучат так:

  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
  • готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

На сегодняшний день необходимо  применение новых педагогических технологий в образовательном процессе, для того, чтобы выпускник школы мог успешно реализовать себя в жизни. Существует множество разнообразных приемов организации занятий, которые помогают детям проявить свои способности. Все методические подходы к обучению можно подразделить на три группы: пассивные методы, активные методы и интерактивные методы.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact»(«inter» – «взаимный», «act» – «действовать»), таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, погружённых в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех». Роль преподавателя резко изменяется - он консультант, а учащийся – полноправный участник учебного процесса, который ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися, где источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.

Среди интерактивных подходов можно выделить следующие: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения, разминки, изучение и закрепление нового материала, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем, Инсерт (INSERT), «Дебаты».

Интерактивными сегодня называются средства и устройства, которые обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие компьютера с пользователем. Сейчас в условиях информатизации учебного процесса и гигантского роста информационных потоков для общеобразовательной школы поставлена задача научить учащихся самостоятельно и оперативно добывать необходимую информацию, уметь её быстро анализировать и моделировать.

Из технических средств обучения на данный момент, лучшее, что существует для взаимодействия учителя с классом – это интерактивные доски. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством.

В изучении школьного курса географии выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера: наглядное представление объектов и явлений мира, изучение производственной деятельности человека, экологическое прогнозирование и моделирование, система тестового контроля.

В процессе осуществления экологического воспитания  на уроках географии могут использоваться следующие интерактивные методы: изучение сюжета (мини), презентация главы, проверочный лист, ситуация выбора, «закрытое тестирование», «концентрические круги», «контролируемая дискуссия», «рискованный инцидент», «диалектическая записная книжка, метод «Вам удалось заметить?», дискуссия.

Формы использования ИКТ

1.Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны природных  объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  

2.Использование мультимедийных презентаций  позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

3.Использование ресурсов сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

 4.Использование интерактивной доски.

ИКТ в сочетании с методом проектов

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой  выбор, результат труда. Работу над проектом организую в шесть этапов: подготовка, планирование, исследование (в том числе и теоретическое), результаты и (или) выводы, представление или отчет, оценка результатов.

ИКТ в сочетании с модульным обучением (МО).

Электронно-методические материалы выстраиваю на основе модульного (обучения) подхода.

Модуль рассматриваю как многофункциональный узел, объединяющий учебное содержание и способы овладения им, обладающий определенной автономностью. Смысл  используемых блоков (а их три) вижу в следующем:

1.Отработка понятийного аппарата, отражение взаимосвязей изученных понятий в виде структурно-логических схем и др., сверток информации (таблицы, логическая последовательность процессов, конспекты и др.).

2.Алгоритмичные предписания, вопросы и задания, направлены на самостоятельное выведение нового знания и одновременное формирование системы действий, способствующих совершенствованию умений, навыков учащихся.

3.Организация обратной связи, самоконтроля при выполнении разного вида заданий и упражнений, в том числе уровневого характера; контрольное итоговое тестирование.

Для использования данного модуля обучаемый должен иметь первичный навык работы в программах Microsoft: PowerPoint, Word, Excel, что предусматривается уровнем подготовки учащихся данного возраста.

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Возможности презентаций:

1.     Демонстрация фильмов, анимации,

2.     Выделение (нужной области),

3.     Гиперссылки,

4.     Последовательность шагов,

5.     Интерактивность,

6.     Движение объектов,

7.     Моделирование.

Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке.

 Если презентация станет основой урока, его "скелетом", то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии с планом урока, в программе Power Point. Для большей наглядности можно ввести настройки демонстрации презентации. Можно также создать и заметки к слайду, отражающие переходы, комментарии, вопросы и задания к слайдам и материалам на них, т.е. методическое оснащение презентации.

Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.

Если презентация - творческая работа учащегося или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. Лучше, если с презентацией, созданной учеником, вы познакомитесь заранее, особенно если она играет концептуальную роль в уроке.

Результаты использования мною интерактивных методов  в осуществлении экологического воспитания на уроках географии

в 2010-2011 и 2011-2012 уч.г.г.

На практике эффективность использования интерактивных методов  в осуществлении экологического воспитания на уроках географии доказывается следующими показателями:

1.Повышение качества образования по географии с 59% до 66%.

2.Повышение познавательного интереса к предмету:

  • Каждый год увеличивается количество учащихся – участников и призеров районного  и городского конкурса учебно – исследовательских работ.
  • В течение  2-х лет (2009-2010, 2010-2011 учебные года) учащиеся школы  становятся победителями и призерами районных олимпиад по географии, участниками областной олимпиады по географии.
  • Проявляется стойкий интерес к изучению предметов естественно-научного цикла.

3.Повышение уровня информационной культуры (ведется мониторинг учебно-информационных умений и навыков. Отслеживается уровень сформированности умения работать с различными источниками информации, умение осуществлять обработку информации в том числе с помощью средств):

4.Увеличение доли самостоятельной продуктивной деятельности на уроке с 30% до 75%.

Широкое использование анимации,  моделирования изменений в природе с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути экологических процессов.

Библиографический список

  1. Васильева Ф.И, Лихошерст Н.В. Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам? Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2006.
  2. Заир-Бек С.И., Муштафинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Изд-во «Просвещение», 2004г.
  3. Коротаева Е.В. Психодидактика интерактивного обучения. //Русский язык в школе// 2008, № -Кристя, И.Ф. Формирование экологической культуры в процессе образования и воспитания: теоретико-методологический аспект : дис. канд. социол. наук. - М., 1997. -144 с.
  4. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания.- Под общей ред. Л.И.Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание на уроках географии и во внеклассной работе (из опыта работы)

Обращение к теме «Вопросы экологии на уроках географии и во внеклассной работе» продиктовано её актуальностью. На протяжении столетий развития человеческого общества экономическая деятельность людей н...

Авторская работа "Экологическое воспитание на уроках географии"

Данная работа посвящена формированию экологического сознания  и мышления, а также ответственного отношения к природе на основе содержания всего школьного курса географии....

Экологическое воспитание на уроках географии

Широкой возможностью формирования экологической культуры является внеклассная работа. Участие в проведении экологических экспедиций, акциях, играх, конкурсах подкрепляет знания на практике, что ...

Экологическое воспитание на уроках географии

Широкой возможностью формирования экологической культуры является внеклассная работа. Участие в проведении экологических экспедиций, акциях, играх, конкурсах подкрепляет знания на практике, что ...

Метод. рекомен. Экологическое воспитание на уроках биологии

Экологическое воспитание на уроках биологииЛ.А. Лопсан, учитель биологии, МБОУ СОШ с. Эрзин Эрзинского района РТНа современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является эколог...

Экологическое воспитание на уроках географии

Экологическое воспитание на уроках географии последние годы приобрело важное значение.Раскрывая на уроках географии в 6-10 классах вопросы: где, как и почему увеличивается антропогенное воздействие на...

Методическая работа по теме " Экологический компонент на уроках географии как средство воспитания экологической культуры.

Работа содержит описание целей, задач, принципов экологического воспитания, возможности формирования экологической культуры в общеобразовательном учреждении на уроках географии и в каждом курсе геогра...