Природа Австралии
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Данный урок даёт возможность учителю максимально показать особенности природы материка Австралия. Оснащение урока дополнительным материало необходимо для закрепления и проверки знаний учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_avstralii.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока географии по теме "Особенности природы Австралии". 7-й класс
Колбина Надежда Петровна, учитель географии и биологии
Разделы: Преподавание географии
Дидактическая цель: создать все необходимые условия для осознания и осмысления нового материала средствами уровневой дифференциации и проблемного обучения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели по содержанию урока
- Образовательная цель: создать условия для формирования системы знаний о природе Австралии; способствовать формированию причинно-следственных связей на примере материала.
- Развивающая цель: продолжить формирование умений сравнивать материал; характеризовать природу и решать проблемные задачи.
- Воспитательная цель: способствовать формированию географического мышления и желания восхищаться тем, что есть на планете Земля.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, частично поисковая.
Технология: дифференцированного и проблемного обучения.
Средства обучения:
- карты:
- мировые: физическая, климатическая, строение земной коры, природные зоны;
- карта Австралии;
- строение земной коры;
- учебник: авторов И.В.Душиной, Т.Л.Смоктунович (М.: Издательство Вентана-Граф, 2012 год);
- атлас по географии материков и океанов издательства «Аст- Астрель».
- видеофильм по географии 7 класса: «По дикой Австралии».
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, как они готовы к уроку. (Учащиеся готовят рабочее место.)
Вступительное слово учителя о самом интересном, уникальном материале.
II. Мотивация и целеполагание.
Учитель обращает внимание на доску, где написаны разноуровневые цели для учащихся (выбирают цель для себя по силам):
- узнать о главных особенностях Австралии;
- объяснять зависимость природы Австралии от географического положения и климата; сравнивать с Африкой.
- решать проблемные задания.
III. Актуализация знаний.
Учитель просит совершить путешествие вокруг Австралии группами: «Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по самому интересному материку. Двое наших исследователей уже побывали там. Вы их сейчас услышите».
Учитель задает проблемный вопрос (каждая группа называет одну из особенностей природы и географического положения Австралии):
- Австралия самый маленький материк, который омывается самым большим океаном на востоке и довольно теплым океаном на западе, однако, несмотря на приокеаническое положение – это самый сухой материк. Каковы причины?
Приложение 1
IV. Первичное усвоение знаний.
Учитель просит просмотреть фрагменты фильма, дает задания для самостоятельной работы.
(Учащиеся смотрят фрагменты фильма и отвечают на вопросы. Делают выводы. Краткие сведения о путешественниках дают консультанты.)
1. Назовите имена путешественников, которым принадлежит открытие Австралии.
2. В чём сходство и различие рельефа Австралии и Африки. Выявите особенности рельефа Австралии:
- Почему в Австралии нет вулканов и высоких гор?
- Назовите полезные ископаемые Австралии, каково их происхождение?
3. Назовите главные климатообразующие факторы, объясните влияние каждого на природу Австралии.
4. Назовите климатические рекорды Австралии. Почему в Австралии много пустынь?
5. Объясните причины эндемичного животного мира.
Проблема.
(Учащиеся решают проблему: а) с помощью учителя; б) самостоятельно; в) парами.)
- В одних и тех же климатических поясах Австралии, по сравнению с южной Африкой, температуры выше, а осадков меньше. Почему?
- Почему в Австралии мало рек и озёр?
- Где берут воду австралийцы, если её мало на суше?
- Составьте схему воздействия человека на природу Австралии
Приложение 2
(Учащиеся записывают схему в тетрадь.)
V. Осознание и осмысление блока новой учебной информации.
В нашей экспедиции много участников и среди них есть главные исследователи – консультанты. Они помогут новичкам преодолеть трудности, а также в конце пути оценят ваши знания. Познакомьтесь с ними. (Представление консультантов. Работа в группах)
Приложение 3
VI. Закрепление материала.
Вопросы мини-викторины «Знаешь ли ты Австралию?»:
- Назвать крайние точки Австралии.
- Какой тропик не пересекает материк?
- Почему реки Австралии короткие и высыхающие?
- Где суше: на востоке или на западе? Почему?
- Почему горы Австралии называют «Снежные», хотя зимы не бывает?
- В каких реках Австралии нельзя утонуть?
- Почему на западе материка равнины, а на востоке горы?
- Климатические пояса Австралии, какой занимает наибольшую площадь?
- «Сердце» Австралии.
- Составить схему «Отрицательное воздействие человека на природу».
Приложение 4
Конкурс капитана Врунгеля.
VII. Рефлексия.
Учитель задаёт вопросы рефлексии:
- Кто поставил перед собой задачу реализовать 1, 2, 3 цель, у кого получилось это?
- Кто может на следующем уроке, поработав самостоятельно дома, получить оценку «4» и «5»?
- Кому на уроке было не понятно, не интересно?
VIII. Домашнее задание.
- § 30.
- Задания в рабочей тетради по географии 7 класс, И.В Душиной. Издательства «Вентана-граф»: стр. 52-53.
(Учащиеся выбирают задание по силам.)
Проверочная работа по теме: «Австралия»
1 вариант
1. В основании материка Австралии лежит:
| 2. К западу поверхность Австралии:
|
3. Большая часть Австралии находится:
| 4. Остров Тасмания находится:
|
5. Не имеет стока в океан:
| 6. Озёра Австралии в большинстве:
|
7. Столица Австралии:
| 8. Коренные жители Австралии:
|
9. Австралийский союз – это:
| 10. Вед. место в с/хозяйстве принадлежит:
|
11. Установить соответствие: | |
Природная зона:
| Животное:
|
Задание:
- Природа создала в Австралии огромный заповедник, объясните почему?
- Назовите природные зоны Австралии и укажите, чем они отличаются от соответствующих зон Африки.
- Спрогнозируйте, что произойдёт с климатом материка, Если Большой Водораздельный хребет разрушится.
2 вариант
1. Большую часть Австралии занимает:
| 2. К востоку поверхность Австралии:
|
3. Большую часть Австралии занимает:
| 4. Австралия – самый:
|
5. Австралия находится:
| 6. Реки Австралии полноводны:
|
7. Население Австралии:
| 8. Большая часть населения живёт:
|
9. Аборигены проживают:
| 10. Главная земледельческая культура:
|
11. Установить соответствие: | |
Природная зона:
| Животное:
|
Задание:
- Объясните образование полезных ископаемых в Австралии. Почему здесь рудные полезные ископаемые преобладают над нерудными?
- Сравнив климатические карты Австралии и Африки, вы обнаружите, что в Австралии температура выше, а осадков выпадает меньше. Почему?
- Учитывая то, что население Земли постоянно растёт, дайте прогноз о плотности материка Австралия в будущем.
Приложение №1
Итак, наш корабль «Искатели» отправляется в плавание. В добрый путь!
Австралия – страна наоборот. Т. Усова
Австралия – страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды,
(Они в пустыне пропадают где-то)
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасают юг от северной жары.
Столица не имеет населения.
Австралия – страна наоборот.
Её исток на лондонском причале
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот.
Приложение №2
Отрицательное воздействие человека на природу
Приложение №3
Работа по группам
Работа по карточкам группами дифференцированные вопросы разного уровня сложности.
Карточка-задание климатологам
- Назовите основные климатические пояса Австралии.
- Докажите, что Австралия самый сухой материк.
- Почему на востоке Австралии влажнее, чем на западе?
Карточка-задание зоогеографов
Зоогеография изучает распространение животных по земному шару, закономерности их размещения.
- В Австралии водятся животные, давно вымершие на других материках. Чем это можно объяснить?
- Расскажите о наиболее типичных представителях животного мира Австралии.
- Почему здесь много сумчатых животных?
Карточка-задание гидрологов
Гидрология – наука, занимающаяся изучением природных вод: морей, рек, озёр, болот, подземных и других вод.
- Чем объяснить, что в Австралии мало рек и озёр?
- Почему велика территория внутреннего стока?
- Что такое «крики»? Почему они пересыхают?
- Озеро Эйр – «мёртвое сердце» Австралии. Почему его так называют?
Карточка-задание ботаников
Ботаника – наука, изучающая растения.
- Какие растения есть только в Австралии?
- Почему в Австралии нет оазисов, как в Африке?
- Как можно сохранить уникальную флору Австралии? Какие меры по охране природы вы предложите?
Карточка-задание геоморфологов
Геоморфология – наука о рельефе. Она изучает историю развития рельефа, происхождение, возраст, формы рельефа. Данные геоморфологии используют при поиске полезных ископаемых.
- Что лежит в основании материка?
- Почему в Австралии нет вулканов?
- Какими породами сложена поверхность материка?
- Полезные ископаемые Австралии, и закономерности их размещения.
Приложение №4
В текстах на столах найдите ошибку и дайте правильно ответ с объяснениями. Почему вы так считаете?
Записки капитана Врунгеля
Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки
Он себя считает знатоком –
Австралийский мир ему знаком.
Постарайтесь вы найти при чтении,
Что здесь подвергается сомнению.
Большая часть Австралии находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат. В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальма, фикусы) произрастают своеобразные деревья баобабы – с толстым у основания стволом, резко суживающимся верхом. Самая большая речная система Австралии Дарлинг с крупным притоком Муррей. Временные пересыхающие реки называются вадями. Рельеф Австралии, как и Африки, сравнительно прост. В основании её лежит древняя складчатость. На востоке материка находится Австралийская платформа. Животный мир Австралии своеобразен. Здесь обитают: ехидна, утконос, Они выводят детёнышей и яиц. Часто встречаются бегемоты и другие крупные животные. Много сумчатых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природа Австралии урок географии 7 класс
урок по технологии творческого развития....
Природа Австралии урок географии 7 класс
урок по технологии творческого развития....
Географическое положение, история исследования, особенности природы Австралии
План-конспект открытого урока по географии, 7 класс...
разработка урока на тему: "Географическое положение и природа Австралии. "
Изучение географического положения и природы Австралии....
Особенности компонентов природы Австралии
Изучение Австралии, географическое положение, рельеф, полезные ископаемые и органический мир....
Особенности природы Австралии.
Разработка урока в 7 классе по теме: "Особенности природы Австралии" ( 2- часовое планирование)...
План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе.
План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе....