Рабочая программа по географии
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа по географии 5 класс
А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др. «География 5-6 класс», Предметная линия учебников: «Полярная звезда», Москва, издательство «Просвещение», 2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по географии | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по географии 5 класс
А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др. «География 5-6 класс», Предметная линия учебников: «Полярная звезда», Москва, издательство «Просвещение», 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе:
•федерального образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
• примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
• программы развития и формирования универсальных учебных действий;
• программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Источник: Николина В. В.География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — М.: Просвещение, 2011
Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
География — предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественно - и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
— комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества наоснове их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
— целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам;
— умений ориентироваться в Пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
— умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
— предпрофильной ориентации.
ЦЕЛЯМИ изучения географии в основной школе являются:
-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира
- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона)
-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов
-понимание основных природных, социально- экономических ,экологических геополитических процессов и закономерностей ,происходящих в географическом пространстве России и мира
-формирование системы интеллектуальных ,практических ,универсальных ,учебных ,оценочных, коммуникативных умений, ,обеспечивающих безопасное ,социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде
-формирование общечеловеческих ценностей ,связанных с пониманием значимости географического пространства для человека ,с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле.
-формирования опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, наблюдения путешествия ,традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению освоению и сохранению географического пространства
-формирования опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов( план. карта. приборы. объекты природы),обеспечивающих реализацию собственных потребностей ,интересов ,проектов
-формирование опыта творческой деятельности, социально- коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы .карты, компьютерные программы. презентации)
-понимание закономерностей размещения населения и территориальных организации хозяйства в связи с природными ,социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания
-всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи ,ориентацию в разнообразных природных, социально- экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание их истоков ,сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны
- выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных иметапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно –деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать своимысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной иписьменной форме, вступать в диалог и т.д.
Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо –картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится
5-6 класс -34 часа (1 час в неделю)
7-8-9 классах по 68 часов (2 часа в неделю)
В соответствии с базисным учебным (образовательным ) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающая среда», включающий определенные географические сведения ,по отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь ,содержание курса географии основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей ,теорий ,законов ,гипотез для старшей школы. Таким образом ,содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ (РЕЗУЛЬТАТЫ), ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Важнейшие предметные результаты:
1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
7)начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Тематический перечень разделов с указанием количества часов - 5 класс
Название раздела | Количество часов |
ВВЕДЕНИЕ | 1 час |
РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем | 3 часа |
РАЗДЕЛ 2. Планета Земля | 5 часов |
РАЗДЕЛ 3. План и карта | 10 часов |
РАЗДЕЛ 4. Человек на Земле | 4 часа |
РАЗДЕЛ 5. Литосфера – твердая оболочка земли | 9 часов |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 2 часа |
Содержание учебной программы – 5 класс
- ВВЕДЕНИЕ – 1 час
География как наука. Практическое значение географии на разных этапах развития человечества. Задачи и методы географической науки.
- РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем – 3 часа
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире.
Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
- РАЗДЕЛ 2. Планета Земля – 5 часов
Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
- РАЗДЕЛ 3. План и карта – 10 часов
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
- РАЗДЕЛ 4. Человек на Земле – 4 часа
История заселения. Расы и народы. Страны. Городское население.
- РАЗДЕЛ 5. Литосфера – твердая оболочка земли – 9 часов
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 2 часа
Обобщение знаний учащихся за курс 5 класса.
Перечень обязательных практических работ
Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися практических и контрольных работ:
В 5 классе - 4 практические работы
1) Практическая работа №1 «Построение плана местности»
2) Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений»
3) Практическая работа№3 «Сравнение стран мира по политической карте»
4) Практическая работа №4 « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте.
В 5 классе – 3 контрольные работы
Контрольная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля».
Контрольная работа № 2. «План и карта».
Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли».
УМК, используемый при работе по данной программе:
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева:
1. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений»/ В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2012.
1. География. 5—6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.; под ред. / А.И. Алексеева. – М.: Просвещение 2012.
2. В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—б классы (рабочая тетрадь)
3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя)
Литература для учащихся:
1.Астапенко П.Д.Вопросы о погоде СПб.Гидрометеоцентр,1997
2.Ж.Верн Открытие Земли(История Великих географических открытий)М,1993
3.Куприн А.Н.Занимательно об ориентирование М.Просвещение,20001
4.Пивоварова Г.П. По станицам занимательной географии М.Просвещение,1993
5.Томилин А.Как люди изучали свою землю СПб. Детская литература,1983
Интернетресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество
http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России
Календарно – тематическое планирование 5 класс
№ | Тема | основное содержание урока | Универсальные учебные действия | домашнее задание | |||
личностные | предметные | метапредметные | |||||
ВВЕДЕНИЕ – 1 час | |||||||
1 | Зачем нам география и как мы её будем изучать. | знакомство обучающихся с новым предметом - географией. Раскрытие особенностей содержания курса. Практическое значение географии на разных этапах развития человечества. Знакомство с задачами и методами географической науки. Знакомство с УМК. | вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование различных мнений и подходов к решению проблемы; | определять понятие « география» Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Различать природные и антропогенные географические объекты. | Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии Создание историко-географического образа объектов Земли Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником | §1, тетрадь «Мой тренажёр», задание №3 стр.4 | |
РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем- 3 часа | |||||||
2 | Как люди открывали Землю (1). | выяснить, как изменились представления людей об облики Земли Показать значимость открытий великих мореплавателей и путешественников. | проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованию; вести диалог на основе взаимного уважения; осваивать общемировое культурное наследие | знать из истории географии факты развития знаний о форме Земли, о материках и океанах, об отражении их на картах; уметь показывать на карте пути экспедиций, уметь наносить на к/к пути экспедиций | систематизировать информацию о путешественниках и открытиях, уметь работать в группе, планировать пути достижения целей | §2, тетрадь «Мой тренажёр», задание №2 стр.7 | |
3 | Как люди открывали Землю (2). | выяснение как люди открывали материки Австралию и Антарктиду. Раскрыть значение открытий русских путешественников и землепроходцев, подвига первооткрывателей Северного полюса. | проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованию; вести диалог на основе взаимного уважения; осваивать общемировое культурное наследие; осваивать общекультурное наследие России и общемировое культурное наследие | знать из истории географии факты о развитии знаний о материках и океанах, об отражении их на карте; уметь показывать на карте путь путешественников и исследователей, уметь наносить на к/к; | планировать учебную деятельность при изучении темы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения; | §3, тетрадь «Мой тренажёр», задание №8 стр.8 | |
4 | География сегодня. | выяснить, как и какими способами изучают Землю. Выяснить значение географии для практической деятельности человека Выяснить, где можно получить информацию о любой точке Земли | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | выявлять особенности изучения географии на современном этапе. | поиск информации о путешественниках Определение значения географических исследований для жизни общества Регулятивные Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт Работа с учебником, с атласом Коммуникативные Обсуждение значения географической науки в парах, группах | §4 | |
РАЗДЕЛ 2. Планета Земля – 5 часов | |||||||
5 | Мы во Вселенной. | Земля – планета Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Форма и размеры Земли. | вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; | знать порядок расположения планет Солнечной системы по отношению к Солнцу; знать форму и размеры Земли; устанавливать географические следствия формы, размеров Земли. | планировать свою деятельность при изучении темы; Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы Описание уникальных особенностей Земли как планеты Оценить действие партнеров | §5, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 1-3 стр.11 | |
6 | Движения Земли. | движения Земли. Виды движений Земли. Продолжительность года. Экватор, тропики, полярные круги. | вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы | объяснить движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца Составить и проанализировать схемы «Следствия вращения земли вокруг своей оси», « Следствия вращения Земли вокруг Солнца» | преобразовывать и создавать схемы (модели) для решения задачи; планировать пути достижения цели; строить логическое рассуждение | §6, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 8 стр. 12 | |
7 | Солнечный свет на Земле. | неравномерное распределение тепла и света на Земле, высота Солнца над горизонтом; географические следствия движения земли; причины смены дня и ночи, времен года, дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия | вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы | уметь описывать географические следствия вращения земли вокруг своей оси, движения вокруг Солнца; объяснять что происходит на планете в дни солнцестояний и равноденствий; называть пояса освещенности | преобразовывать и создавать схемы для решения задач, уметь планировать пути достижения цели; | §7, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 6 , 7 стр. 12 | |
8 | Обобщающее повторение по темам «На какой земле мы живем. Планета Земля». | обобщение и систематизация знаний учащихся по темам «На какой земле мы живем. Планета Земля». | уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности; | знать содержание тем | осуществлять расширенный поиск информации; формировать готовность к самообразованию | тетрадь «Мой тренажёр», задание № 15-26 стр.14-15 | |
9 | Контрольная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля». | тестовая контрольная работа из заданий разного вида | |||||
РАЗДЕЛ 3. План и карта - 10 часов | |||||||
10 | Ориентирование на местности. | ориентирован на местности, стороны горизонта, компас, азимут, ориентирование по Солнцу, Полярной звезде; план местности, аэрофотоснимки | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей | знать определения понятий «ориентирование», «азимут», называть и объяснять способы ориентирования, называть алгоритмы работы с компасом, знать ориентирование по сторонам горизонта, раскрывать роль аэрофотоснимков в создании планов | планировать учебную деятельность при изучении темы, давать определения понятиям, уметь объяснять содержание совершаемых действий | §8, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 1- 4 стр.16 | |
11 | Земная поверхность на плане и карте (1). | условные знаки, масштаб и его виды, измерение расстояний с помощью масштаба | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей | приводить примеры географических объектов, легко распознаваемых на планах, знать определение понятия «масштаб», называть виды масштаба, уметь пользоваться масштабом | владеть устной речью, строить монологическое высказывание, уметь аргументировать свою точку зрения, формировать действия целеполагания | §9, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 5-7 стр.16-17 | |
12 | Земная поверхность на плане и карте (2). | способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости, относительная высота, абсолютная высота, горизонтали | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей | знать как на плане и карте изображают неровности земной поверхности , знать понятия «абсолютная высота», «относительная высота», уметь определять относительную и абсолютную высоту, устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной склонов | владеть устной речью, строить монологическое высказывание, уметь аргументировать свою точку зрения, строить логическое рассуждение | §10, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 22 стр.21 | |
13 | Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №1 «Построение плана местности» | топографическая карта, способы глазомерной съемки местности | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей, уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности; | ориентироваться по плану местности. уметь составлять и читать план местности, знать различия между полярной и маршрутной съемками местности | обобщать понятия, создавать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания, оценивать трудность решения задачи | §11, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 24 стр.22 | |
14 | Географическая карта. | глобус - объемная модель Земли, географическая карта, ее отличие от плана, свойства географической карты, классификация карт, географические карты в жизни человека | вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы | знать понятия « географическая карта», «глобус», «атлас», определить свойства географической карты, знать различие карт по масштабам, выявить отличие географической карты от плана местности, знать значение географических карт как источников информации | обобщать понятия, осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанной логической операции | §12, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 17 стр.19 | |
15 | Градусная сетка. | градусная сетка, ее предназначение, параллели и меридианы, градусная сетка на глобусе и картах, определение направлений и расстояний на карте | развивать навыки самостоятельной работы, использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | знать понятие «экватор», «параллель» «меридиан» «»градусная сетка», уметь определять направление по карте и глобусу, уметь измерять расстояние по глобусу и карте | давать определения понятиям, планировать пути достижения цели; строить логическое рассуждение | §13, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 18 стр.20 | |
16 | Географические координаты (1). | географические координаты, географическая широта, определение географической широты объектов | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | знать значение знаний о географических координатах и умение их определять. уметь определять географическую широту | владеть устной речью, строить монологическое высказывание, преобразовывать схемы (модели) для решения задач | §14, зад. 2-4 стр. 50 (учебник) | |
17 | Географические координаты (2). | географическая долгота, определение географической долготы, часовые пояса | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | уметь определять географическую долготу, уметь определять географические координаты объектов, раскрывать практическое значение выделения часовых поясов, уметь с помощью карты решать простейшие задачи на определение времени | давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания, оценивать трудность решения задачи | §15, зад.7-8 стр. 53 (учебник) | |
18 | Учимся с «Полярной звездой Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений» | чтение карты, определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на карте, составление описания местности по планам и картам | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | уметь читать различные виды карт, планы местности, понимать значение картографических методов исследования | преобразовывать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания, планировать пути достижения цели | §16, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 25-29 стр.23 | |
19 | Контрольная работа № 2. «План и карта» | тестовая контрольная работа из заданий разного вида | формировать потребность в самовыражении и самореализации | знать содержание всей темы | осуществлять расширенный поиск информации, формировать готовность к самообразованию | ||
РАЗДЕЛ 4. Человек на Земле – 4 часа | |||||||
20 | Как люди заселяли Землю. | основные пути расселения древнего человека, влияние природных условий и ресурсов на расселение, динамика населения Земли, возникновение земледелия и животноводства. Приспособления людей к условиям жизни на разных этапах развития общества | вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование различных мнений и подходов к решению проблемы; | иметь представление о том, как и почему люди осваивали поверхность Земли, знать как возникло земледелие и животноводство, как люди приспосабливались к различным условиям окружающей среды. | владеть устной речью, строить монологическое высказывание, уметь аргументировать свою точку зрения, строить логическое рассуждение | §17, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 3 стр.29 | |
21 | Расы и народы. | расы и народы мира, их отличительные особенности, география рас и народов, численность населения на Земле, плотность населения, неравномерность его размещения, языки. Крупные государства и города мира, нахождение на политической карте мира крупнейших государств и их столиц | вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; положительно понимать свою этническую идентичность, уважать другие народы России и мира | иметь представление о расах и многообразии народов на планете, их внешних отличиях, а так же о численности населения Земли, причинах, влияющих на ее изменения, о государствах и крупнейших городах мира, о плотности населения мира. | владеть устной речью, строить монологическое высказывание, уметь аргументировать свою точку зрения, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | §18, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 6,7 стр.30 | |
22 | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа№3 «Сравнение стран мира по политической карте» | политическая карта мира, сравнение стран мира на политической карте | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | уметь проводить сравнение стран мира на политической карте по величине территории расположению, уметь определять ГП государства и обозначать его на контурной карте | систематизировать изучаемую информацию составлять на основе анализа и систематизации преобразующие схемы, осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных операций | §19, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 10-12 стр.30-31 | |
23 | Обобщение по теме «Человек на Земле» | обобщение и систематизация знаний по теме « Человек на Земле» | уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности; | знать содержание всей темы | осуществлять расширенный поиск информации, формировать готовность к самообразованию | тетрадь «Мой тренажёр», задание № 13-21 стр.31-33 | |
РАЗДЕЛ 5. Литосфера – твердая оболочка земли – 9 часов | |||||||
24 | Земная кора – верхняя часть литосферы. | внешние и внутренние силы Земли, внутреннее строение Земли, типы земной коры, ее строение под материками и океанами, литосфера, литосферные плиты | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и потребностей | уметь называть внешние и внутренние силы Земли, раскрывать влияние внешних и внутренних процессов на формирование рельефа планеты, знать особенности внутреннего строения Земли и земной коры, знать определение понятий «литосфера», «литосферные плиты», понимать соотношение внутренних слоев Земли, называть и показывать современные литосферные плиты | планировать учебную деятельность при изучении темы, давать определения понятиям, владеть устной речью, строить монологическое высказывание | §20, зад.10 стр. 70 (учебник) | |
25 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. | минералы и горные породы, магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождения и свойства, полезные ископаемые и их виды, значение полезных ископаемых для человека, охрана земных недр | формировать убежденность в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения, формировать потребность в самовыражении и самореализации | иметь представление о минералах и горных породах, знать особенности происхождения горных пород уметь различать горные породы и минералы по внешним признакам, знать понятие «полезные ископаемые», «минерал», «горная порода», | давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания | §21, зад.7-8 стр. 73 (учебник) | |
26 | Движения земной коры (1). | движения земной коры: вертикальные, горизонтальные, землетрясения и их причины, сейсмические районы и пояса Земли, условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и потребностей, понимать ценность жизни и здоровья | знать определения понятий «землетрясение», «очаг землетрясения» «эпицентр землетрясения», называть существенные признаки понятий «горст», «грабен», «сброс», называть виды движения земной коры, описывать процесс возникновения землетрясений | давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение | §22, зад.8 стр. 76 (учебник) | |
27 | Движения земной коры (2). | вулканизм, строение вулкана. Типы вулканов, гейзеры, Тихоокеанское огненное кольцо | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и потребностей, понимать ценность жизни и здоровья | знать понятие «вулкан», «очаг магмы», «жерло», «кратер», «гейзер», знать закономерности распространения вулканизма, нанести на контурную карту районы вулканизма, объяснить необходимость обеспечения безопасности населения | давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение, знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях | §23, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 13 стр.37 | |
28 | Рельеф Земли. Равнины. | рельеф Земли, выветривание, основные формы рельефа суши, горы и равнины, особенности их образования, различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте, крупнейшие равнины мира и России, жизнь людей на равнинах, описание равнин по карте | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, любить природу | знать общее представление о рельефе и формах рельефа знать понятие «равнина», знать классификацию равнины по высоте, развить умение давать описание равнины по плану, создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности | давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение | §24, зад.4,7 стр.83 (учебник) | |
29 | Рельеф Земли. Горы. | различие гор по высоте, возрасту размеру, крупнейшие горные системы мира и России, жизнь человека в горах, изменение гор во времени, менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах, описание гор по карте | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, любить природу | знать понятие «горы», знать различие гор по высоте, возрасту размеру, сформировать представления об условиях жизни человека в горах, уметь объяснить причины изменение гор во времени, а так же изменение гор под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей, различать менее крупные формы рельефа в горах, познакомиться с опасными природными явлениями их предупреждение. | давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение | §25, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 18, 21 стр.39 | |
30 | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №4 « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте. | решение практических задач по карте | вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координаций действий в сотрудничестве | определять и показывать на карте горы и равнины, определять ГП гор и равнин. Обозначать горы и равнины на контурной карте | преобразовывать схемы (модели) для решения задач, осуществлять сравнение, самостоятельно контролировать свое время и управлять им, работать в группе | §26 | |
31 | Литосфера и человек. | человек и литосфера. Значение литосферы для человека, воздействие человека на литосферу, неблагоприятные и опасные явления в литосфере, меры предупреждения и борьбы сними | вести диалог на основе взаимного уважения; использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | раскрывать значение литосферы для человека, знать о влиянии хозяйственной деятельности человека на литосферу, знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с литосферой | преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение | §27, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 31 стр.42 | |
32 | Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли». | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида. | уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности; | знать содержание всей темы | осуществлять расширенный поиск информации, формировать готовность к самообразованию | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 2 часа | |||||||
33 | Обобщающее и повторение изученного материала. | Обобщить знания учащихся за курс 5 класса. | повторение учебного материала | ||||
34 | Итоговое тестирование. | Выявить уровень усвоения программного материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...