Глобус - модель Земли.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Якунина Елена Михайловна

Урок способствует  формированию понятий: «глобус-модель», «океан», «материк», «экватор», «параллели»,  «меридианы». Формируются понятия о форме и размерах Земли/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon globus_-_model_zemli.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема «Глобус-модель Земли»

Учебная цель:    Сформировать понятие о форме  и размерах Земли.

Воспитывающая цель: Земля наш общий дом.

Развивающая цель: Продолжить формировать знания   об изображении поверхности Земли.

Оборудование: Глобус, картины природы, мультимедиа.

             

                                       Ход урока.

           1. Организационный момент ( 1-2 мин. )

             Ребята, проверьте готовность рабочего места, для работы на уроке вам необходимо иметь: учебник, тетрадь, дневник, атлас, цветные карандаши

           

            2. Изучение новой темы: Рассказ 30 мин.

     Форму, близкую к шару, имеют многие крупные космические тела- планеты, Солнце и другие звезды.  Земля, на которой мы живем,- одна из 9 планет Солнечной системы.

Назовем планеты солнечной системы?

 

  Меркурий

      Венера                        

         Земля                          планеты земной группы

           Марс

              Юпитер

                  Сатурн

                       Уран                             планеты - гиганты

                                                          Нептун

                                                               Плутон

    Нам на обширной  равниной  местности земная поверхность кажется плоской. Поэтому Землю представляли плоским кругом, стоящим на китах. Потом люди заметили выпуклость Земли и стали изображать ее в виде опрокинутой чаши, которая лежит на слонах. Лишь в определенных условиях человек может заметить выпуклость.

   Назовите мне явления, которые доказывают шарообразность Земли?

       

         

         1.Вечером, при закате Солнца, когда  

         оно уже исчезло за горизонтом и его уже                  

         не видно, а верхушки деревьев, облака  

         остаются освещенными.                          

      2. Расширение линии горизонта при

           подъеме вверх.

3. На берегу моря наблюдать, как постепенно    исчезает корабль за линией горизонта. И постепенное приближение при появлении

  3. Куда-то уходят и возвращаются  с завидным постоянством  ЗВЕЗДЫ, ЛУНА,

        СОЛНЦЕ.

  4 . Круглая тень от Земли  на Луне при  лунных затмениях.

       

   Шарообразная форма земли доказана давно.

   Кто совершил первое кругосветное путешествие?  В 1519-1522 годы  испанская экспедиция под руководством Фернана Магеллана совершила первое кругосветное путешествие.

 А сейчас  эту аксиому подтверждают и  космические снимки.

       Человек на открытой местности может видеть вокруг себя только очень малую

часть земной поверхности – несколько квадратных километров.

       Велика ли наша Земля? Точными измерениями установлено, что форма Земли - это шар, но неправильной формы.   Расстояние  от центра Земли до экватора составляет               6378км, а от центра до полюсов меньше 6356 км.

                                             Давайте подсчитаем, на  сколько это меньше?

                                                                  6378 км -  6356 км = 22 км

 

  площадь  поверхности Земли равна более чем 510 000 000 км 2

  Длина окружности равна 40 000 км2.

   Чтобы проехать это расстояние потребовалось :                

               - Магеллану 3 года

                                               - пешком  пройти пять лет

                                               - в скором поезде – около месяца

                                               - в самолете  до 2-х дней

                                               - Ю. Гагарину  5 минут.

     . Особенности изображения Земли на глобусе.

Глобус — модель земного шара, поэтому только на глобусе наиболее правильно

отражен внешний вид Земли, наиболее верно переданы очертания океанов, материков, государств и других географических объектов. Вот почему при изучении нашей планеты ученые уже давно используют глобус (рис. 18).

Один из первых глобусов был создан еще в XV в. немецким  географом

графом Бехаймом (рис.19). В XVIII в. был изготовлен большой академический глобус, который находится в Ленинграде. Этот глобус считается первым в мире планетарием. Он представляет собой шар диаметром более 3 м. На наружную поверхность шара нанесена земная поверхность, а на внутреннюю — звездное небо. Глобус вращается, благодаря чему можно наблюдать движение звездного неба.

        Масштабы глобусов.

     Глобусы, как и географические карты, имеют масштаб, который подписывают на них.

Для учебных целей в нашей стране выпускают глобусы трех масштабов.

 Самый маленький имеет масштаб 1:83 000 000, средний - 1:50000000 и большой - 1:30000000.

 Следовательно, на большом глобусе все объекты земного шара уменьшены в 30 млн. раз, на среднем — в 50 млн. раз и на маленьком — в 83 млн. раз.

Определение расстояний по глобусу производят с помощью прозрачной эластичной линейки. Так, например, если на среднем глобусе измеренное линейкой расстояние от Москвы до экватора равно 12 см, то истинная длина этой линии будет равна 6000 км (500 км х 12 = 6 000 км). Расстояния на глобусе можно определять еще с помощью полоски бумаги или ниткой.

     Измерьте с помощью масштабной линейки расстояние на глобусе:

       - от экватора до полюса

       - от Москвы до Санкт-Петербурга

       - от Москвы до Владивостока

     Закрепление:   ( 5 мин)  Ответить на вопросы карточки , на закрепление материала выведенный на слайде  (приложение №1)

                                                               Приложение № 1

Карточка для закрепления материала (5мин)

Тема: «ГЛОБУС — МОДЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА»

1.        Дорисуй картинку, чтобы получился глобус.

Подпиши на рисунке экватор, Северный полюс, Южный полюс (сокращенно С. п. и Ю. п.).

2.        Допиши предложения.
1) Глобус  —  это ______________________        

2) На глобусе изображено все, что находится

на поверхности Земли: суша,_______________________

3.        О чем говорится в тексте: о глобусе или о   земном шаре?        

( На нем мы можем найти: материки и океаны, острова и моря. На нем проведена линия экватора, обозначены точки Северного и Южного полюсов. Он вращается вокруг железной оси и для удобства стоит на подставке.)

Ответ: это        .

  1. Заполни перфокарту. На пересечении вопроса и правильного ответа поставь знак «+» (плюс).

         

                                                ответы

Вопросы

Земной шар

Глобус

Не имеет подставки и оси

Есть земная ось

Нанесены линии экватора и точки полюсов

Океаны и материки изображены в уменьшенном размере

Имеет форму шара

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Глобус - модель Земли"

Презентация к уроку географии в 6 классе "Глобус - модель земли"...

презентация Глобус - модель Земли

презентация к уроку географии Глобус - модель Земли 6 класс...

Конспект урока по географии для 6 класса по теме: Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли

Конспект урока по теме: Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли...

Урок по окр. миру "Глобус - модель Земли".

Предлагаю вам конспект урока. Предназначение - формирование коллектива, развивается умения защищать свой проект, презентовать свою группу. При формирования групп учитель может увидеть отношение детей ...

Урок в 6 классе "Глобус - модель Земли"

Первый урок в разделе "Глобус и географическая карта- модели Земли", знакомство с глобусом как моделью и работа с ним.6 класс...

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ « «ГЛОБУС- МОДЕЛЬ ЗЕМЛИ»

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМt« «ГЛОБУС- МОДЕЛЬ ЗЕМЛИ»...

Практическая работа по теме "Глобус – модель Земли".

Представлен раздаточный материал практической работы по географии для учащихся 5 класс. Цель работы: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности учащихся с...