Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС (34 часа)
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа разработана по изучению начального курска географии в 6 классе по учебнику В.П. Дронов, Л.Е. Савельева "География. Землеведение". Данная программа расчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prg_6_kl_fgos_1_chas_v_nedelyu.doc | 257.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО Замдиректора по УВР Директор МОУ СОШ № 11
__________/ О.И. Кострикина ____________/ В.М. Пузанова _____________/ В.Е. Полянский
Протокол № _____ «______» ______201_ г. Приказ № _______
от «_____» ________201_ г. от «_____» ______ 201_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО Начальному курсу географии
6 «Е» класс
Учитель: Новокрещенова Татьяна Евгеньевна
высшая квалификационная категория
г. Железногорск
2014-2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «География. Землеведение» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644;
- Фундаментальное ядро содержания общего образования;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа;
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Авторская программа для общеобразовательных школь: Методическое пособие к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой – М., Дрофа, 2013г.
Изучение географии в 6 классе позволяет сформировать комплексное, системное представление о Земле как планете людей, являющейся одной из основ практической повседневностью жизни. География – единственная наука, изучающая природные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных её частей, природных геосистем и их компонентов. Кроме того, география – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания.
Изучение курса географии в 6 классе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в знании природы Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных процессов в целях личной безопасности.
В системе основного общего образования курс географии 6 класса — школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
- целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-территориальных систем;
- комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность.
География в 6 классе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных знаний о Земле, закономерностях развития природы, размещении населения, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания.
Целями изучения географии в 6 классе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных процессов, происходящих в географическом пространстве;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- понимание зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, её частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;
- развитие специфических географических и общеучебных умений;
- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии 6 класса, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном уровне (житель планеты Земля);
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Общая характеристика курса географии 6 класса.
В курсе географии 6 класса у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития климатических процессов, гидрографии, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
По базисному учебному плану основного общего образования на изучение базового уровня географии в 6 классе отводится 34 часа (1 ч в неделю).
УМК.
Изучение курса географии 6 класса осуществляется по учебнику «География. Землеведение. 5-6 классы» под редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова, М.: Дрофа, 2014г.. Данный учебник разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и включён в федеральный перечень.
Рабочая программа разработана с использованием «Методическое пособие. География. Землеведение. 5-6 классы» под редакцией В.П. Дронова с Л.Е. Савельевой, М.: Дрофа, 2013г.
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Для формирования умений работать с географической картой используется Атлас. География. 6 класс – М.:
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
Формы контроля.
Оценка динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений фиксируется и анализируется на основе результатов:
- стартовой диагностики;
- промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
- текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности обучающихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
- защиты итоговых индивидуальных проектов.
Оценка динамики формирования предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений осуществляется через фиксирование и анализ данных о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, по материалам:
- стартовой диагностики;
- тематических и итоговых проверочных работ;
- творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.
На современном этапе развития образования к нему предъявляется основное требование, учащиеся должны не только осваивать основные образовательные программы, но и уметь применять их в практической деятельности. В процессе познания окружающего мира им необходимо подготовиться к жизни, уметь находить полезную информацию и применять её в реальной жизни.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, направленный на всестороннее развитие личности (интеллектуальное и нравственное), способной адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Интеграция, как процесс объединения частей в целое, позволяет реализовать поставленные законом «Об образовании в Российской Федерации» цели и задачи наиболее полно, так как все части образовательного процесса взаимозависимы и взаимодополняют другу друга, являясь элементами единой системы. Принцип интеграции является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интеграционный подход обеспечивает целостность и системность педагогического процесса.
Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием.
Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.
Потенциал интеграционного изучения в географии очень велик. При любом изучении, исследовании происходит комплексный анализ природного объекта, ландшафта, территории. Где необходимо производить расчеты, сопоставления, вычисления, сравнения, выявление причин и объяснение следствий, которые наблюдаются.
Интеграция предметов способствует формированию целостных естественнонаучных знаний у обучающихся.
Интеграционный подход в преподавании географии, как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяет:
- не тратить дополнительные учебные часы при изучении материала;
- повышает мотивацию и уверенность учащихся в интегрируемых учебных предметах;
- учебным дисциплинам дополнять друг друга, а не конкурировать между собой.
В современной психологии обучения и образования активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей обучения — знания не передаются в готовом виде, а строятся самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Обучение выступает как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Групповые технологии, как педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса, позволяют лучше всего достигнуть цели современного образования.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, дискуссия, диспут, нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).
Групповые формы работы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.
Групповая технология складывается из следующих элементов:
- постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
- планирование работы в группах;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение результатов;
- сообщение о результатах;
- подведение итогов, общий вывод о достижениях.
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Основа кабинета – рабочие места для учащихся и учителя.
Оборудование кабинета должны включать следующие типы средств обучения:
- учебно-практическая и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий;
- стенды для постоянных и временных экспозиций;
- комплект технических и информационно-коммуникативных средство обучения:
- компьютер;
- мультимедиа-проектор;
- коллекция медиаресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы;
- выход в Интернет;
- комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты выдающихся географов и путешественников);
- библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
- картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведение контрольных работ.
Описание места курса географии 6 класса в учебном плане.
По базисному учебному плану основного общего образования на изучение базового уровня географии в 6 классе отводится 34 часа (1 ч в неделю).
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии 6 класса на ступни основного общего образования предшествует курс географии 5 класса, включающий освоение методов научного географического познания, знаний о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа. Курс географии 6 класса является логическим продолжением формирования системы географических знаний.
В свою очередь, содержание географии 6 класса в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание изучения географии в 6 классе в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса географии 6 класса.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Обучение географии в 6 классе направлено на достижение следующих личностных результатов:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии 6 класса заключаются в формировании и развитии посредством географических знаний:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностей ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
- формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картине мире;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни и культуры людей;
- овладение элементарными практическими умениями использование приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Содержание курса географии 6 класс.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.
Гидросфера — водная оболочка Земли.
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животными миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между ее составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность
Учебно-тематический план:
№ раздела | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Введение. | 1 |
2. | Атмосфера — воздушная оболочка Земли. | 10 |
3. | Гидросфера — водная оболочка Земли. | 12 |
4. | Биосфера Земли. | 7 |
5. | Географическая оболочка Земли. | 3 |
ИТОГО: | 33 +1 резерв | |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
уроков по курсу географии в 6 классе
1 ч. в неделю, 34 ч. в год
(учебник: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Землеведение. 5-6 класс. – М.: Дрофа, 2014г)
Сроки проведения | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Планируемые результаты обучения | Виды и методы контроля | Используемые средства обучения, ПК И ПО | |
Предметные результаты | УУД (личностные и метапредметные) | ||||||
1. Введение | 1 | Знакомство с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов. Заполнение дневника наблюдений за погодой. | Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности | Фронтальный опрос | Учебник; Атлас; Презентация | |
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. 10 часов | |||||||
2. Состав и структура атмосферы. Значение атмосферы для жизни на Земле | 1 | Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера – «кухня погоды»» | Называть газы, входящие в состав атмосферы; соотношение между размерами Земли и толщиной её атмосферы; приводить примеры происходящих в тропосфере процессов; описывать роль отдельных газов атмосферы; объяснять значение атмосферы для природы Земли | Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главные, существенные признаки понятий, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации (в Интернете, других источниках), работа с текстовым и внетекстовыми компонентами: составление по тексту схемы. | Стартовая диагностика (за курс 5 класса). Фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация | |
3. Нагревание атмосферы, температура. | 1 | Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневника наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. На основе анализа иллюстраций выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей. | Называть величину уменьшения температуры воздуха в тропосфере с подъемом вверх на каждый километр; определять по имеющимся данным средние температуры воздуха и амплитуды температур; приводить примеры вычисления средних температур воздуха; описывать изменения температуры воздуха в течение суток и года; объяснять зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей. | Личностные: самоопределение, смыслообразовния. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; б) учебно-информационные: качественное и количественное описание объекта. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация; Календарь погоды | |
4. Распределение тепла на Земле. | 1 | На основе анализа иллюстраций и наблюдений действующих моделей выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам. | Называть и показывать на картах тропики, полярный круги (и их географическую широту); определять температуру воздуха по картам с помощью изотерм; приводить примеры жарких и холодных районов Земли; описывать характерные особенности поясов освещенности; объяснять изменение температуры воздуха при движении от экватора к полюсам, существование явления полярных дней и ночей. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя; участвовать в совместной деятельности; 2) познавательные: а) учебно-логические: определять критерии для сравнения фактов; сравнивать факты по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая из фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: работа с внетекстовым компонентом. | Фронтальный опрос. Практическая работа № 1 «Пояса освещенности Земли и преобладающие в них температуры» | Учебник; Атлас; Презентация | |
5. Влага в атмосфере. | 1 | Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику. | Называть (показывать) разные виды облаков; определять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра и по имеющимся данным об абсолютной и максимально возможной влажности; описывать процессы образования тумана и облаков; объяснять зависимоть абсолютной влажности от температуры воздуха и наличия воды на поверхности, а относительной влажности – от соотношения абсолютной влажности и температуры воздуха. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценка работы одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: определять критерии для сравнения объектов; сравнивать объекты заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи; решать проблемные задачи; б) учебно-информационные: работа с текстом: выделение главной мысли, поиск определений понятий, поиск ответов на вопросы, составление по тексту таблицы, схемы; качественное и количественное описание объекта. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация | |
6. Атмосферные осадки. | 1 | Анализировать диаграммы распределения осадков по месяцам. | Называть единицу изменения количества выпавших атмосферных осадков; определять количество осадков по диаграммам и географическим картам; приводить примеры количества осадков в разных широтных поясах Земли; описывать образование осадков разного происхождения; объяснять причины выпадения осадков в твердом (снег) или жидком (дождь) виде. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: сравнивать объекты по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: работа с внетекстовым компонентом (атлас); качественное и количественное описание объекта. | Фронтальный опрос. Практическая работа № 2 «Анализ диаграмм количества осадков» | Учебник; Атлас; Презентация; Календарь погоды | |
7. Атмосферное давление. | 1 | Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. | Называть единицу измерения атмосферного давления; причины изменения атмосферного давления; определять атмосферное давление с помощью барометра-анероида и на основании расчетов на разной высоте в тропосфере; объяснять наличие экваториального пояса пониженного давления и областей высокого давления над полюсами Земли. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; сравнивать факты по заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных пособиях. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация | |
8. Ветер. | 1 | Определять по картам направление ветров и причины их образования. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды. | Называть ветра разных направлений; определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра); приводить примеры районов возникновения муссонов и бризов; описывать значение ветров для природы Земли; объяснять образование ветров и их разную скорость. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: определять критерии для сравнения явлений; сравнивать явления по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; решать проблемные задачи; б) учебно-информационные: работа с календарем погоды: составление схемы; качественное и количественное описание объекта. | Практическая работа № 3 «Построение розы ветров». | Учебник; Атлас; Презентация; Календарь погоды | |
9. Погода. | 1 | Характеристика погоды. Описание погоды совей местности за день, неделю, месяц и в разные сезоны года. Установление взаимосвязи между элементами погоды. Чтение карты погоды, описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы (метеоэлементов). Обобщение итогов наблюдения за погодой и виде графиков, диаграмм, схем. | Называть главные свойства погоды; определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды; приводить примеры взаимодействия между элементами погоды; описывать погоду разных сезонов года; объяснять причины разнообразия и изменения погоды. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения явлений; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: работа с текстом и внетекстовыми компонентами: поиск определений понятий, поиск ответов на вопросы, составление по тексту таблицы, схемы; качественное и количественное описание объекта. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация. | |
10. Климат. | 1 | Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по климатической карте. Сопоставление карты поясов осещенности и климатических поясов, формулирование выводов. | Называть показатели, применяемые для характеристики климата территории; приводить примеры климатических поясов Земли; определять основные характеристики климат по климатической карте; описывать годовой режим смены погоды на территории России; объяснять отличия погоды и климата. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: сравнивать явления по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: работа с тектом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск ответов на вопросы; качественное и количественное описание объекта. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация. | |
11. Человек и атмосфера. | 1 | Поиск дополнительной информации (в Интернете, других источниках) о неблагоприятных атмосферных явлениях, правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека. Составление таблицы «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу». Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Атмосфера». | Называть основные источники загрязнения атмосферы; приводить примеры воздействия человека на атмосферу; описывать опасные атмосферные явления; объяснять воздействие климатических условий на расселение людей на Земле. | Личностные: самоопределение, смыслообразования, нравственно-этическое оценивания. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя; 2) познавательные: а) учебно-логические: выявлять причинно-следственные связи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта. | Проверочная работа № 1 «Атмосфера». | Атлас. | |
Гидросфера — водная оболочка Земли. 12 часов. | |||||||
12. Вода на Земле. Круговорот воды в природе. | 1 | Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявление взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснение значения круговорота воды для природы Земли, доказательство единства гидросферы. Описание значения воды для жизни на планете. | Называть составные части гидросферы; приводить примеры отдельных частей круговорота воды и вызывающих их силы; определять соотношение между главными частями гидросферы; описывать влияние гидросферы на природные и антропогенные процессы; объяснять значение круговорота воды для природы Земли. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях; работа с текстом и внетекстовыми компонентами: поиск определений понятий, поиск ответов на вопросы, составление логической цепочки, составление по тексту схемы. | Фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация. | |
13. Мировой океан – основная часть гидросферы. | 1 | Определение и описание по карте географического положения, глубины, размера океанов, морей, заливов, проливов, островов. Определение черт сходства и различия океанов Земли. Обозначение на контурной карте границы океанов и их названий, заливов, проливов, окраинных и внутренних морей. | Называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы; приводить примеры внутренних и окраинных морей, крупнейших заливов и проливов; определять по картам географическое положение, глубины и размеры океанов, морей, заливов, проливов; описывать роль Мирового океана в хозяйственной деятельности людей; объяснять условность границ между океанами. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения объектов; высказывать суждения, подтверждая их фактами; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях; качественное и количественное описание объекта. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация; Контурные карты. | |
14. Свойства океанических вод. | 1 | Выявлять с помощью карт географических закономерностей в изменении температуры и солености поверхностных вод Мирового океана. Построение графика изменения температуры и солености поверхностных вод в зависимости от географической широты. | Называть и показывать районы Мирового океана с самыми высокими и низкими показателями температуры и солености поверхностных вод; приводить примеры воздействия одних свойств океанических вод на другие; определять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености поверхностных вод; объяснять изменчивость свойств океанических вод. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: определять критерии для сравнения фактов; сравнивать факты по заданным критериям; б) учебно-информационные: работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, поиск ответов на вопросы; качественное и количественное описание объекта. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация. | |
15. Движение воды в океане. Волны. | 1 | Определение по картам высоты приливов на побережьях морей и океанов; географического положения районов, подвергающихся цунами. | Называть виды поверхностных волн в Мировом океане и причины их возникновения; приводить примеры характеристик волн разного происхождения; описывать процесс приближения цунами к побережью; объяснять взаимосвязи между движениями вод в океане и космическими, атмосферными и внутриземными процессами. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях; работа с текстом: составление по тексту таблицы; качественное и количественное описание объекта. | Практическая работа № 4 «Виды поверхностных волн в Мировом океане» | Учебник; Атлас. | |
16. Течения. | 1 | Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения. | Назвать и показывать на карте поверхностные океанические течения; приводить примеры теплых и холодных течений; определять направления течений; описывать значение течений для климат и природы Земли в целом; объяснять возникновение течений. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности; 2) познавательные: а) учебно-логические: высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях. | Практическая работа № 5 «Крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана» | Учебник, Аталас. | |
17. Реки. | 1 | Определение по карте истока и устья, притоков реки, её водосборного бассейна, водораздела. Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира, их водосборных бассейнов и водоразделов. | Называть и показывать на карте реки, их истоки, устья, притоки; приводить примеры самых протяженных рек мира и России, самых крупных речных водосборных бассейнов; определять по картам разные виды истоков и устьев рек; описывать географическое положение рек. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация; Контурная карта. | |
18. Жизнь рек. | 1 | Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт. Сравнение горных и равнинных рек по разным признакам. | Называть и показывать равнинные и горные реки; крупные водопады; приводить примеры воздействия рельефа и прочности горных пород на характер течения рек4 определять разницу в высоте истока и устья, длину рек по карте; описывать режим равнинных рек России; объяснять зависимость питания и режима рек от климата. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: сравнивать объекты, явления по заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособияхкачественное и количественное описание объекта. | Практическая работа № 6 «Сравнение горных и равнинных рек» | Учебник; Атлас; Презентация; Контурная карта. | |
19. Озера и болота. | 1 | Определение по карте географического положения и размеров крупнейших озер, заболоченных территорий мира. Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира. Составление и анализ схемы различия озер по происхождению котловин. | Называть и показывать озера и болота на картах; приводить примеры озер, имеющих котловины разного происхождения, озер с пресной и соленой водой; определять по карте географическое положение озер и соленость их воды; описывать значение озер и болот для природы; объяснять зависимость солености озер от климата и наличия стока. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях; работа с текстом и внетекстовыми компонентами: поиск определений понятий, поиск ответов на вопросы, составление по тексту схемы. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация; Контурная карта. | |
20. Подземные воды. | 1 | Анализ модели (иллюстрации) «Подземные воды», «Артезианские воды». Поиск дополнительной информации (в Интернете, др. источниках) о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека. | Называть виды подземных вод; приводить примеры водопроницаемых (водоносных) и водоупорных пород, разных форм карта; описывать процесс образования подземных вод; объяснять условия образования карста. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация. | |
21. Ледники. Многолетняя мерзлота. | 1 | Выявление причин образования и закономерностей распространения ленников и многолетней мерзлоты. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты. | Называть и показывать области распространения ледников и многолетней мерзлоты на Земле; приводить примеры крупнейших областей оледенения; описывать условия и процесс образования ледников; объяснять зависимость площади распространения ледников и многолетней мерзлоты от климата. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация; Контурная карта. | |
22. Человек и гидросфера. | 1 | Определение по карте географического положения и размеров крупнейших водохранилищ мира, обозначение их на контурной карте. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации): о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними. | Называть стихийные явления в гидросфере; главные водопотребляющие сферы человеческой деятельности; приводить примеры источников загрязнений гидросферы; описывать образование наводнений и лавин; объяснять обмеление рек и озер, нехватку пресной воды на Земле. | Личностные: самоопределение, смыслообразования, нравственно-этическое оценивания. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях; работа с текстом: поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление по тексту таблицы, схемы. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация. | |
23. Итоговый урок по разделу «Гидросфера»1 | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Гидросфера». | Называть, показывать и определять географическое положение на географической карте океанов, морей, заливов, проливов, островов, крупных рек, озер, ледников, районов многолетней мерзлоты, водохранилищ. Объяснять влияние на объекты гидросферы рельефа и климата. Описывать образование стихийных природных процессов происходящих в гидросфере. Приводить примеры и объяснять негативного и положительного влияния человека на гидросферу. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом; 2) познавательные: а) учебно-логические: сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях; качественное и количественное описание объекта. | Проверочная работа № 2 «Гидросфера». | Атлас. | ||
Биосфера Земли. 7 часов. | |||||||
24. Биосфера. Роль биосферы в природе. (§53,54) | 1 | Сопоставление границ биосферы с границами других оболочек Земли. Обоснование проведения границ биосферы. Анализ схемы биологического круговорота и выявление роли разных групп организмов в переносе веществ. Составление (дополнение) схемы биологического круговорота веществ. Обоснование с помощью конкретных примеров участия живых организмов в преобразовании земных оболочек. | Называть составные части (звенья) биологического круговорота, современные границы биосферы; приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте; описывать расширение границ биосферы; объяснять преобразование земных оболочек под воздействием живых организмов. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: работа с текстом и внетекстовыми компонентами: поиск определений понятий, поиск ответов на вопросы, составление логической цепочки, составление по тексту схемы. | Фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация. | |
25. Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане. (§55,56) | 1 | Сравнение приспособительных особенностей отдельных групп морских организмов к среде обитания. Определение по картам районов распространения отдельных представителей органического мира океанов. Анализ тематических карт и поиск доказательств изменения органического мира Мирового океана в зависимости от широты. Объяснение причин неравномерного распространения живых организмов в океане. Поиск информации (в Интернете, др. источниках) о значении органического мира Мирового океана для человека. | Называть представителей планктонных, свободноплавающих и донных морских организмов; приводить примеры приспособлений океанических животных к разным местам обитания; описывать особенности органического мира океана на разной глубине и в разных климатических поясах; объяснять изменения в распространении морских организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берега. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: определять критерии для сравнения явлений, объектов; сравнивать объекты, явления, по заданным критериям; классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: работа с текстом и внетекстовыми компонентами: поиск ответов на вопросы, составление по тексту таблицы. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация. | |
26. Жизнь на поверхности суши. Леса. | 1 | Выявление причин изменения животного мира суши от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей. Определение по картам географического положения лесных зон на разных материках. Установление соответствия между типами лесов и основными представителями их растительного и животного мира. Поиск информации (в Интернете, др. источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в лесных зонах, экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью. | Называть (показывать) зоны влажных экваториальных лесов и лесов умеренного пояса; приводить примеры основных пород древесной растительности и представителей животного мира разных лес; определять географическое положение лесных зон; описывать внешний облик лесов; объяснять причины различий лесов и их значение для природы Земли. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: определять критерии для сравнения объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи; решать проблемные задачи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях; качественное и количественное описание объекта. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация. | |
27. Жизнь в безлесных пространствах. | 1 | Определение по картам географического положения безлесных равнин на разных материках. Установление соответствия между типами безлесных пространств и основными представителями их растительного и животного мира. Поиск информации (в Интернете, др. источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в саваннах, степях, пустынях, тундрах, об экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью. | Называть (показывать) широтные зоны саванн, степей, пустынь, тундр, арктических пустынь; приводить примеры растений и животных разных растительных зон; определять географическое положение растительных зон; описывать внешний облик саванн, степей, пустынь, тундр и приспособительные признаки распространенных в них растений и животных; объяснять взаимосвязь между климатическими условиями и распространением того или иного типа растительности. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; 2) познавательные: а) учебно-логические: сравнивать объекты, по заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях; работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление по тексту таблицы. | Практическая работа № 7 «Характеристика саванн, степей, пустынь, тундр и арктических пустынь» | Учебник; Атлас; Презентация. | |
28. Почва | 1 | Выявление причин разной степени плодородия используемых человеком почв. Сравнение по иллюстрациям (моделям) строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Определение по почвенной карте областей распространения основных типов почв. Изучение образцов почв своей местности, выявление их свойств. | Называть составные части почвы, наиболее распространенные почвы России; приводить примеры воздействия на почву разных условий её образования; описывать различия между черноземами и подзолистыми почвами; объяснять причины разной степени плодородия почв. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях; качественное и количественное описание объекта. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация. | |
29. Человек и биосфера. | 1 | Наблюдение за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание мер, направленных на охрану биосферы. Высказывание мнения о воздействии человека на биосферу в своем крае. Поиск информации (в Интернете, др. источниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения биосферы и её охране. | Называть виды хозяйственной деятельности, отрицательно влияющие на биосферу; приводить примеры воздействия человека на биосферу в своем родном крае; описывать роль биосферы в жизни человека; объяснять необходимость охраны биосферы и её составных частей. | Личностные: самоопределение, смыслообразования, нравственно-этическое оценивания. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация. | |
30. Итоговый урок по разделу «Биосфера». | 1 | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Биосфера». Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблем антропогенного изменения биосферы и её охраны (в том числе на территории своего края). | Называть составные части и границы биосферы и биологического круговорота, а так же растительные зоны; приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте и их приспособления к жизни в Мировом океане и различных растительных зонах; описывать расширение границ биосферы, растительные зоны; объяснять преобразование земных оболочек под воздействием живых организмов и изменения в их распространении в Мировом океане и растительных зонах, а так же необходимость охраны биосферы. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом; 2) познавательные: а) учебно-логические: определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; б) учебно-информационные: качественное и количественное описание объекта. | Проверочная работа № 3 «Биосфера». | Атлас. | |
Географическая оболочка Земли. 3 часа. | |||||||
31. Состав географической оболочки. Особенности географической оболочки. | 1 | Объяснение взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки. Выявление на конкретных примерах причинно-следственных связей процессов, протекающих в географической оболочке. Анализ тематических карт. | Называть составные части географической оболочки; приводить примеры взаимодействия оболочек Земли в географической оболочке; объяснять уникальность географической оболочки. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях; работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск ответов на вопросы, составление по тексту схемы. | Фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация. | |
32. Территориальные комплексы. | 1 | Анализ схем для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Анализ тематических крат для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природной зоне. Обозначение на контурной карте границ природных зон и их качественных характеристик. Поиск информации (в Интернете, др. ичточниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов. Высказывание мнения о сохранении равновесия в природных комплексах и путях его восстановления после нарушений, вызванных деятельностью человека. | Называть компоненты природных и природно-хозяйственных территориальных комплексов; приводить примеры взаимосвязей между компонентами в территориальных комплексах; описывать разнообразные территориальные комплексы; объяснять существование широтной зональности и высотной поясности. | Личностные: самоопределение, смыслообразования, нравственно-этическое оценивания. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: сравнивать объекты, факты, явления по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях; качественное и количественное описание объекта. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник; Атлас; Презентация. | |
33. Итоговый урок по разделу «Геогрфическая оболочка». | 1 | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географическая оболочка». | Называть составные части географической оболочки и природно-территориальных комплексов; приводить примеры взаимодействия оболочек Земли и компонентов в территориальном комплексе; описывать этапы развития географической оболочки и разнообразные природные комплексы; объяснять уникальность географической оболочки и существование широтной и высотной зональности. | Личностные: самоопределение, смыслообразования. Метапредметные: 1) регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; сравнивать объекты, факты, явления по заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; б) учебно-информационные: качественное и количественное описание объекта. | Проверочная работа № 4 «Географическая оболочка». | Атлас. | |
34. Урок обобщения знаний изучения курса географии 5-6 класс. | 1 | Обобщение и систематизация знаний за курс географии 5 и 6 класса. | Сформированность представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и России, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования. Овладение первичными навыками использования территориального подхода как основы географического мышления, так же представлениями и основополагающими теоретическими знаниями о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени. Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды. Овладение основами картографической грамотности и основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации. Сформированность представлений о особенностях экологических проблем на разных территориях и акваториях. | Личностные: самоопределение, смыслообразования, нравственно-этическое оценивания. Метапредметные: 1) регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; 2) познавательные: а) учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; б) учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях; работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы; качественное и количественное описание объекта; классификация и организация информации; создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д. | Фронтальный опрос. | Атлас. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...
Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...
рабочая программа 5-6 класс ФГОС 2 часа в неделю
Программа расчитана не на 3 часа в неделю, а на 2 часа в неделю. Программа составленна на основе спортивных игр, добавлена спортивная игра гандбол...
Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
Рабочая программа по географии соответствует всем требованиям ФГОС (6 класс)...