Население и страны Южной Америки
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Михальченко Оксана Юсуповна

Тема урока: Население и страны Южной Америки

 

 

Цель:

1.      Образовательная: формирование представлений о народах материка и современной политической карте Южной Америки.

2.      Развивающая: умение работать со справочным материалом и анализировать его, развитие навыков практической работы с картами атласа

3.      Воспитательная: воспитание чувство взаимопомощи во время выполнения работы.

 

Задачи:

1.      Выявить пути  заселения Южной Америки

2.      Определить расовый, этнический состав населения

3.      Установить,  как формировалось современное население материка

4.      По картам атласа  определить размещение населения на континенте

5.       Познакомится с политической картой материка.

6.      Научить работать со справочным материалом и анализировать его, совершенствовать практические умения уч-ся работать с  различными источниками знаний, продолжить формирование умений работать с картами атласа.

7.      Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи  во время выполнения работы, развивать  познавательный  творческий  интерес учащихся к изучаемой теме.
 

Тип урока: комбинированный (урок-путешествие)

Оборудование: политическая карта Южной Америки, атласы, контурные карты, презентация, раздаточный справочный материал.

Методы, применяемые на уроке:  проблемные; частично-поисковые; наглядные.

Ключевые понятия:

Формы работы: индивидуальная, групповая

 

План урока

1.      Организационный момент

2.      Основная часть

2.1  Создание учебной ситуации – целеполагание

2.2  Диалог с учениками – информация по заселению Южной Америки

2.3  Работа по атласу

2.4  Творческое задание – групповая работа

2.5  Закрепление

3.      Подведение итогов урока

4.      Домашнее задание


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Население и страны Южной Америки

Цель:

  1. Образовательная: формирование представлений о народах материка и современной политической карте Южной Америки.
  2. Развивающая: умение работать со справочным материалом и анализировать его, развитие навыков практической работы с картами атласа
  3. Воспитательная: воспитание чувство взаимопомощи во время выполнения работы.

Задачи:

  1. Выявить пути  заселения Южной Америки
  2. Определить расовый, этнический состав населения
  3. Установить,  как формировалось современное население материка
  4. По картам атласа  определить размещение населения на континенте
  5.  Познакомится с политической картой материка.
  6. Научить работать со справочным материалом и анализировать его, совершенствовать практические умения уч-ся работать с  различными источниками знаний, продолжить формирование умений работать с картами атласа.
  7. Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи  во время выполнения работы, развивать  познавательный  творческий  интерес учащихся к изучаемой теме.

Тип урока: комбинированный (урок-путешествие)

Оборудование: политическая карта Южной Америки, атласы, контурные карты, презентация, раздаточный справочный материал.

Методы, применяемые на уроке:  проблемные; частично-поисковые; наглядные.

Ключевые понятия:

Формы работы: индивидуальная, групповая

План урока

  1. Организационный момент
  2. Основная часть
  1. Создание учебной ситуации – целеполагание
  2. Диалог с учениками – информация по заселению Южной Америки
  3. Работа по атласу
  4. Творческое задание – групповая работа
  5. Закрепление
  1. Подведение итогов урока
  2. Домашнее задание


         

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Класс делится на группы. Выбирают капитана группы, которому дается лист оценивания учащихся в течение урока.

Критерии           имена

Участие в диалоговом обучении

Сотрудничество в группе (распределение и  выполнение обязанностей)  

Поведение (не мешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания)

Умение слушать презентации других групп, задавать вопросы, делать дополнения  

Участие в закреплении материала

Общий балл  

Высший балл «5»

Средний балл «4»

Низкий балл «3»

        

2. Основная часть

2.1 Создание учебной ситуации - целеполагание

 Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на удивительный материк, который вы уже изучали. Предлагаю вам вспомнить, что же вас удивило на этом материке?

Я буду начинать, а вы продолжайте: (показ презентации)

Самая полноводная река Южной Америки - ……

Самые длинные горы на Земле -…..

Самое высокогорное озеро -…..

Самая опасная рыбка Амазонки - ….

Самая маленькая птичка на Земле - …..

Все это  создает образ Южной Америки.  Но этот образ является неполным. Почему? Что вы еще должны знать о материке по плану характеристики? (ответ учащихся)

 Совершенно верно, вы не говорили о населении  и странах Южной Америки.  

И  тема нашего сегодняшнего урока «Население и страны Южной Америки».

Сегодня мы должны установить,  как формировалось современное население материка, определить расовый и этнический состав населения,  по картам атласа  определить размещение населения на континенте, познакомиться с политической картой материка, а также запомнить новые для вас слова (на доске).
 

Эпиграфом нашего урока я взяла слова Константина Паустовского

«Познания и странствия неотделимы друг от друга».

2.2 Диалог с учениками - информация по заселению Южной Америки

Кто впервые открыл материк Южная Америка? (ответ учащихся)

Верно – это Христофор Колумб. В своем дневнике он писал: «Пятница, 12 октября…Достигли одного из островков и тут же увидели людей. Они вели себя дружественно по отношению к нам, с большой охотой отдавали они все, чем владели. Вторник, 6 ноября…они  люди не воинственные и бесхитростные.»

Как вы думаете, о каком народе эти слова? (ответ учащихся)

Конечно, о - индейцах. Итак, коренные жители материка – индейцы.   

Когда и откуда могли прийти индейцы  на материк?

По наиболее распространённому мнению предки индейцев пришли на материк  из Северо-Восточной Азии через Северную Америку примерно за 15 тысяч лет до н.э.

До появления европейцев Южную Америку населяли многочисленные индейские народы. Они стояли на разных ступенях развития.

Одни из них жили первобытнообщинным строем, занимались охотой, рыболовством, собирательством.

Другие находились на весьма высокой ступени общественного развития,  знали  ремёсла и земледелие, а также имели зачатки научных знаний. Об этом свидетельствовала Империя Инков в Андах. До сих пор сохранился древний город инков Мачу-Пикчу, который  относится к 7 чудесам света.
С конца 15 – начала 16 веков на материке стали селиться испанцы и португальцы, а позднее и выходцы из других стран Европы.

Европейцы относятся к пришлому населению.
В 16 веке начинается ввоз из Африки негров.
Для какой цели? (ответ учащихся).

Негры тоже относятся к пришлому населению.

Итак,
какие расы представлены на материке? (ответ учащихся)

Все три основные: монголоидная, экваториальная и европеоидная.


Уже в колониальный период происходило межрасовое смешение народов, которые жили на одной территории, вступая в смешанные браки. Но потомки смешанных баков имеют переходные, смешанные внешние черты, поэтому не являются представителями основных рас.
 Потомками смешанных браков являются:
 — Метисы,
 — Мулаты,
— Самбо.

Определите, потомками кого являются метисы? –мулаты? – самбо?

Среди населения материка шел процесс смешения языков, обычаев, традиций.

Большую роль в культуру, традиции и обычаи, религию  внесли, конечно, переселенцы из Европы. Большинство населения стран Южной Америки говорит на испанском и португальском языках.

Сейчас в Южной Америке живет 391 млн. человек.

2.3 Работа по атласу

А теперь, обратимся к карте плотности населения мира. Откройте атлас на странице 18, посмотрите на Южную Америку и ответьте на вопросы:

1.Скажите, как размещено население Южной Америки?  Почему?

(Причины: - история заселения материка, природные условия).
 

2. На побережье,  какого океана расположено большее количество крупных городов? (Атлантического).

А вот так выглядит современная политическая карта Южной Америки.

- Назовите страны Южной Америки.

Большинство названий государств и других географических объектов материка  имеют испанское или португальское происхождение.

Давайте познакомимся с некоторыми названиями стран, для этого обратимся к справочным материалам:
Аргентина – «страна серебра»
Боливия – названа по имени предводителя освободительного движения против Испании Симона Боливара.
Чили – в переводе с местного наречия «холодно, снег»
Венесуэла – первооткрыватели увидели постройки на сваях и назвали по ассоциации с итальянским городом – «Венеция»
Бразилия – название дано от породы красного дерева пау – бразил (бразильская сосна), древесина которого во времена колонизации играла значительную роль в торговле.

Я думаю, что со своими знаниями каждый из вас может стать если не директором туристической фирмы, то ее сотрудником точно. Попробуем?

2.4 Творческое задание – групповая работа

Представим, что здесь присутствуют представители пяти туристических агентств. За короткое время убедите каждого из нас побывать (посетить) в одной из стран Южной Америки, описав ее по плану:

  1. Столица
  2. Географическое положение
  3. Площадь и численность населения
  4. Достопримечательности

На подготовку вам 5 минут. И прежде чем мы начнем подготовку, давайте назовем наши турфирмы и выберем себе страну.

1 группа – Аргентина

2 группа – Венесуэла

3 группа – Перу

4 группа – Бразилия

5 группа – Чили

Ученикам раздается дополнительный материал.

(Делая рекламу страны, отмечаем ее на политической карте, показываем столицу).

2.5 Закрепление.

Для того чтобы закрепить то, что мы узнали на занятии, давайте заполним чайнворд. (на слайдах)

.Подведение итогов урока. Рефлексия.

 Ребята, а сейчас, пришло время поделиться  своими впечатлениями о нашем занятии: Что  вы узнали сегодня?  С чем познакомились?  Что понравилось?  - на стикерах

Я знала, все у нас получится,

Америку мы с вами будем знать.

Активным  путешественникам ……..

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключении хочу сказать,

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

    Ведь правильно сказал Константин Паустовский:

«Познания и странствия неотделимы друг от друга». И наш девиз был для нас хорошим путеводителем!

   Урок окончен. Спасибо за работу.


 
4.Домашнее задание – параграф 43, выучить столицы стран Южной Америки, дополнительный материал по странам.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Население и страны Южной Америки

Цель:

  1. Образовательная: формирование представлений о народах материка и современной политической карте Южной Америки.
  2. Развивающая: умение работать со справочным материалом и анализировать его, развитие навыков практической работы с картами атласа
  3. Воспитательная: воспитание чувство взаимопомощи во время выполнения работы.

Задачи:

  1. Выявить пути  заселения Южной Америки
  2. Определить расовый, этнический состав населения
  3. Установить,  как формировалось современное население материка
  4. По картам атласа  определить размещение населения на континенте
  5.  Познакомится с политической картой материка.
  6. Научить работать со справочным материалом и анализировать его, совершенствовать практические умения уч-ся работать с  различными источниками знаний, продолжить формирование умений работать с картами атласа.
  7. Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи  во время выполнения работы, развивать  познавательный  творческий  интерес учащихся к изучаемой теме.

Тип урока: комбинированный (урок-путешествие)

Оборудование: политическая карта Южной Америки, атласы, контурные карты, презентация, раздаточный справочный материал.

Методы, применяемые на уроке:  проблемные; частично-поисковые; наглядные.

Ключевые понятия:

Формы работы: индивидуальная, групповая

План урока

  1. Организационный момент
  2. Основная часть
  1. Создание учебной ситуации – целеполагание
  2. Диалог с учениками – информация по заселению Южной Америки
  3. Работа по атласу
  4. Творческое задание – групповая работа
  5. Закрепление
  1. Подведение итогов урока
  2. Домашнее задание


         

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Класс делится на группы. Выбирают капитана группы, которому дается лист оценивания учащихся в течение урока.

Критерии           имена

Участие в диалоговом обучении

Сотрудничество в группе (распределение и  выполнение обязанностей)  

Поведение (не мешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания)

Умение слушать презентации других групп, задавать вопросы, делать дополнения  

Участие в закреплении материала

Общий балл  

Высший балл «5»

Средний балл «4»

Низкий балл «3»

        

2. Основная часть

2.1 Создание учебной ситуации - целеполагание

 Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на удивительный материк, который вы уже изучали. Предлагаю вам вспомнить, что же вас удивило на этом материке?

Я буду начинать, а вы продолжайте: (показ презентации)

Самая полноводная река Южной Америки - ……

Самые длинные горы на Земле -…..

Самое высокогорное озеро -…..

Самая опасная рыбка Амазонки - ….

Самая маленькая птичка на Земле - …..

Все это  создает образ Южной Америки.  Но этот образ является неполным. Почему? Что вы еще должны знать о материке по плану характеристики? (ответ учащихся)

 Совершенно верно, вы не говорили о населении  и странах Южной Америки.  

И  тема нашего сегодняшнего урока «Население и страны Южной Америки».

Сегодня мы должны установить,  как формировалось современное население материка, определить расовый и этнический состав населения,  по картам атласа  определить размещение населения на континенте, познакомиться с политической картой материка, а также запомнить новые для вас слова (на доске).
 

Эпиграфом нашего урока я взяла слова Константина Паустовского

«Познания и странствия неотделимы друг от друга».

2.2 Диалог с учениками - информация по заселению Южной Америки

Кто впервые открыл материк Южная Америка? (ответ учащихся)

Верно – это Христофор Колумб. В своем дневнике он писал: «Пятница, 12 октября…Достигли одного из островков и тут же увидели людей. Они вели себя дружественно по отношению к нам, с большой охотой отдавали они все, чем владели. Вторник, 6 ноября…они  люди не воинственные и бесхитростные.»

Как вы думаете, о каком народе эти слова? (ответ учащихся)

Конечно, о - индейцах. Итак, коренные жители материка – индейцы.   

Когда и откуда могли прийти индейцы  на материк?

По наиболее распространённому мнению предки индейцев пришли на материк  из Северо-Восточной Азии через Северную Америку примерно за 15 тысяч лет до н.э.

До появления европейцев Южную Америку населяли многочисленные индейские народы. Они стояли на разных ступенях развития.

Одни из них жили первобытнообщинным строем, занимались охотой, рыболовством, собирательством.

Другие находились на весьма высокой ступени общественного развития,  знали  ремёсла и земледелие, а также имели зачатки научных знаний. Об этом свидетельствовала Империя Инков в Андах. До сих пор сохранился древний город инков Мачу-Пикчу, который  относится к 7 чудесам света.
С конца 15 – начала 16 веков на материке стали селиться испанцы и португальцы, а позднее и выходцы из других стран Европы.

Европейцы относятся к пришлому населению.
В 16 веке начинается ввоз из Африки негров.
Для какой цели? (ответ учащихся).

Негры тоже относятся к пришлому населению.

Итак,
какие расы представлены на материке? (ответ учащихся)

Все три основные: монголоидная, экваториальная и европеоидная.


Уже в колониальный период происходило межрасовое смешение народов, которые жили на одной территории, вступая в смешанные браки. Но потомки смешанных баков имеют переходные, смешанные внешние черты, поэтому не являются представителями основных рас.
 Потомками смешанных браков являются:
 — Метисы,
 — Мулаты,
— Самбо.

Определите, потомками кого являются метисы? –мулаты? – самбо?

Среди населения материка шел процесс смешения языков, обычаев, традиций.

Большую роль в культуру, традиции и обычаи, религию  внесли, конечно, переселенцы из Европы. Большинство населения стран Южной Америки говорит на испанском и португальском языках.

Сейчас в Южной Америке живет 391 млн. человек.

2.3 Работа по атласу

А теперь, обратимся к карте плотности населения мира. Откройте атлас на странице 18, посмотрите на Южную Америку и ответьте на вопросы:

1.Скажите, как размещено население Южной Америки?  Почему?

(Причины: - история заселения материка, природные условия).
 

2. На побережье,  какого океана расположено большее количество крупных городов? (Атлантического).

А вот так выглядит современная политическая карта Южной Америки.

- Назовите страны Южной Америки.

Большинство названий государств и других географических объектов материка  имеют испанское или португальское происхождение.

Давайте познакомимся с некоторыми названиями стран, для этого обратимся к справочным материалам:
Аргентина – «страна серебра»
Боливия – названа по имени предводителя освободительного движения против Испании Симона Боливара.
Чили – в переводе с местного наречия «холодно, снег»
Венесуэла – первооткрыватели увидели постройки на сваях и назвали по ассоциации с итальянским городом – «Венеция»
Бразилия – название дано от породы красного дерева пау – бразил (бразильская сосна), древесина которого во времена колонизации играла значительную роль в торговле.

Я думаю, что со своими знаниями каждый из вас может стать если не директором туристической фирмы, то ее сотрудником точно. Попробуем?

2.4 Творческое задание – групповая работа

Представим, что здесь присутствуют представители пяти туристических агентств. За короткое время убедите каждого из нас побывать (посетить) в одной из стран Южной Америки, описав ее по плану:

  1. Столица
  2. Географическое положение
  3. Площадь и численность населения
  4. Достопримечательности

На подготовку вам 5 минут. И прежде чем мы начнем подготовку, давайте назовем наши турфирмы и выберем себе страну.

1 группа – Аргентина

2 группа – Венесуэла

3 группа – Перу

4 группа – Бразилия

5 группа – Чили

Ученикам раздается дополнительный материал.

(Делая рекламу страны, отмечаем ее на политической карте, показываем столицу).

2.5 Закрепление.

Для того чтобы закрепить то, что мы узнали на занятии, давайте заполним чайнворд. (на слайдах)

.Подведение итогов урока. Рефлексия.

 Ребята, а сейчас, пришло время поделиться  своими впечатлениями о нашем занятии: Что  вы узнали сегодня?  С чем познакомились?  Что понравилось?  - на стикерах

Я знала, все у нас получится,

Америку мы с вами будем знать.

Активным  путешественникам ……..

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключении хочу сказать,

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

    Ведь правильно сказал Константин Паустовский:

«Познания и странствия неотделимы друг от друга». И наш девиз был для нас хорошим путеводителем!

   Урок окончен. Спасибо за работу.


 
4.Домашнее задание – параграф 43, выучить столицы стран Южной Америки, дополнительный материал по странам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население и страны Южной Америки - методическая разработка урока

Урок по теме "Население и страны Южной Америки" включает в себя набор опций: сценарий урока, раздаточный материал и презентацию....

Конспект урока "Население и страны Южной Америки"

Статья представляет собой конспект урока по теме "Население и страны Южной Америки" для 7-х классов....

Население и страны Южная Америка

Урок географии в 7-м классе "Население и страны Южной Америки"Цель: Научить детей называть и показывать крупнейшие по площади и населению страны.Выяснить причины передвижения населения в различных рай...

Разработка урока по теме "Население и страны Южной Америки"

Разработка урока географии для учащихся 7 класса....

Население и страны Южной Америки. 7 класс.

Деятельность учителяДеятельность учеников1.     Мы с вами познакомились с природой Южной Америки. С растениями и с животными, узнали какой там климат.- А вы хотели бы там побывать?...

Население и страны Южной Америки

Данная презентация поможет при изучении темы "Население и страны Южной Америки" в 7 классе. В презентации рассказано о империи инков и их достижениях.Южная Америка родина многих сельскохозяйственных к...