Технология развития критического мышления.
статья по географии (6 класс) на тему

Стекленёва Светлана Юрьевна

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

 

Значение технологии критического мышления для развития творческих способностей учащихся на уроке географии.

Как люди создали школу (притча) 

И сотворили так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравиться сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения- его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить – ему приказали молчать. Он стремиться понять- ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать свои знания- ему они даются в готовом виде.

Артур Ферьер (1879-1967)

«Творческая личность», «творческие способности», «думать творчески».  Эти понятия в ситуации нового времени для нас, живущих на рубеже веков и тысячелетий в стремительно меняющемся мире, являются показателями высокого профессионализма и квалификации. В сегодняшних условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей становится одной из важнейших задач современной школы.

  Как помочь ученику успешно развивать его творческие способности? Как реализовать потенциал   возможностей, побудить к созданию чего-то нового?   С чего начинать? От чего шагать?

 Создаются новые концепции образования, которые основаны на деятельностном подходе. Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».

Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, которые имеют цели – помочь учащимся:

1.     научиться познавать

2.     научиться делать

3.     научиться жить вместе

4.     научиться жить в ладу с самим собой

Такие цели обучения приводят к формированию у детей критического мышления, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальные. Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое.

«Когда мы мыслим критически, – поясняет Д. Халперн, – мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов: насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения».

Нужно ли и можно ли целенаправленно формировать критическое мышление? На этот вопрос со всей определенностью ответил Д. Дьюи в начале прошлого столетия. По его мнению, главное, чем должны заниматься образовательные учреждения любого типа, – это обучать детей думанью.

Особенностями критического мышления являются:

  • Оценивание.
  • Открытость новым идеям.
  • Собственное мнение.
  • Рефлексия собственных суждений.

Размышляя об интеллектуальных умениях критического мышления, остановим внимание на следующих из них:

  • анализ / выводы;
  • выдвижение, формулировка, разработка гипотез;
  • установление и создание, поиск аналогий, метафор;
  • активизация ранее приобретенных знаний;
  • активизация причинно-следственных отношений;
  • анализ значимости;
  • сравнение – сопоставление – противопоставление;
  • применение в реальных условиях;
  • контраргументация;
  • оценка и ее достоверность / валидность;
  • обобщение идей;
  • изучение других точек зрения.

Выделяют такие умения, относящиеся к критическому мышлению, как:

  • нахождение аналогий и других видов отношений между частями информации;
  • определение значимости информации для структурирования и решения проблемы;
  • нахождение и оценка решений или альтернативных путей рассмотрения проблемы;
  • установление проблемы в тексте информации.

Это означает, что учащиеся должны самостоятельно определить проблему и применить уже имеющиеся у них знания для ее решения.
Запросы современного общества направлены на развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д.), на формирование ключевых компетенций (системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях). В механизме технологии критического мышления присутствуют три фазы: вызов, осмысление, рефлексия. На стадии вызова необходимо активное участие в анализе собственных знаний по заданной теме. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания, которые могут стать базой для усвоения новых знаний.
Существует множество приемов технологии критического творческого мышления и форм обучения, которые снижают стрессовое состояние школьников, повышают степень усвоения материала:

  • Мозговая атака.
  • Разбивка на кластеры.
  • Групповая и индивидуальная работа.
  • Взаимоопрос и взаимообучение.
  • Синквейн.
  • Знаем/ Хотим узнать/ Узнали.
  • Пятиминутное эссе.
  • Модельные уроки: 6 шляп критического мышления и т.д.

Обучение в современной школе чаще всего направлено на передачу детям определённого объёма знаний и отработку навыков. Но всем известно, что усвоение готовых знаний и воспроизведение заданных действий, закрепляет лишь репродуктивное мышление и память. Школьники привыкают к исполнительной деятельности «приказано – выполняй». Традиционное классно – урочное обучение порой бывает монотонно и однообразно. Монотонность – одна из основных причин снижения мотивации к учению. Размышляя, таким образом, приходим к выводу, что необходимо разнообразить и активизировать школьную жизнь.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Конечно, всех интересует, в чём причина этого.

На наш взгляд, в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные.

Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку

  • определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни;
  •  предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор;
  • повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией;
  • формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них;
  • позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности;

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся

  • овладевают различными способами интегрирования информации,
  • учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений,
  • строить умозаключения и логические цепочки доказательств,
  • выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Это универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.
Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех.

Список литературы

1. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в средней школе в условиях обновления содержания образования: Сборник/Сост. Цыбульская Г.А. к. ист.н., доцент Кованов В.А., Андрианова Л.П. -  Приложения №№ 1- 5 –Барнаул – 2000.

2. Викентьева И. Ода синквейну // Библиотека в школе -2003 -№16.

3. Гин Л. Приёмы педагогической техники: Пособие для учителя. – Изд-во «Вита – Пресс», М, 2004.

4. Громова О. критическое мышление – как это по-русски?// Библиотека в школе -2001 -№12.

5. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учебное пособие. – Издательская корпорация «Логос», 2000.

6. Доул А.Д. Чтобы лучше понять учебник// Библиотека в школе -2001 -№22.

7. Дулама М.Э. Кластеры как форма организации мышления// Библиотека в школе -2003 -№16.

8. Загашев И. Умение задавать вопросы// Библиотека в школе -2001 -№12.

9. Заир-Бек С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма// Библиотека в школе -2001 -№12.

10. Клустер Д. Что такое критическое мышление// Библиотека в школе -2001 -№12.

11. Муштавинская И.В. Технология критического мышления: научно-методическое осмысление// Методист – 2002 -№2.

12. Никитин А., Суворова Н. Технология  критического мышления// Учитель – 2002 -№2.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. «Русский язык», 1989. 

14. Основы критического мышления: междисциплинарная программа/Сост.Дж. Л. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер, пособие 1. – М. Изд-во ИОО, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....