Логическая схема курса развивающего обучения по географии 6-9 классов
учебно-методический материал по географии (6, 7, 8, 9 класс) на тему
Логическая схема курса по географии для 6-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логическая схема школьного курса по географии | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логическая схема школьного курса «География»
6 — 9 классы
Курс выстроен в рамках концепции развивающего обучения. Курс нацелен на приоритетное формирование у учащихся теоретических основ географических знаний, концептуальных положений географической науки и предполагает усвоение основных логико-теоретических опорных схем, необходимых для успешного усвоения и освоения всего эмпирического многообразия географии как науки о Земле.
Основа любого географического знания — географическая карта. Умение читать карту — основополагающее географическое умение, как умение производить арифметические вычисления в математике. Поэтому первым логическим разделом курса географии в школе является курс, вводящий ученика в науку чтения карты, курс теоретической и практической картографии. Карта — основное понятие в пропедевтике географии; чтение географической карты есть необходимое условие успешного усвоения всех последующих географических знаний. Это картоведение есть приоритетное направление в курсе географии 6 класса.
Чтение карты служит условием и опорой для дальнейшего продвижения в географическом познании. Учащиеся приступают к изучению ландшафтов Земли на основе их картографического расположения и изображения. Умение читать ландшафт по географической карте и означает умение применять теоретическую модель к конкретному эмпирическому материалу, умение «восходить от абстрактного к конкретному». Карта есть та обобщённая модель земной поверхности, которая позволяет обучающемуся и формирующемуся мышлению включить в процесс познания многообразие эмпирического материала, интегрированного в общетеоретическое понятийное поле познания. Ученик считывает по карте такое основное понятие географии как «географическая зональность», определяет и «видит» рельеф поверхности Земли. Вообще, географическая карта становится подлинной теоретическо-символической моделью, идеей человеческого , земного обитания. Такая дедуктивная форма географического мышления вводится в 7 классе.
Далее ученик учится данную теоретическо-эмпирическую модель обогащать географической, природо- и антропогенной конкретикой, приходит к понятию «геосистема», рассматривает в комплексе взаимоотношения природного и человеческого факторов в развитии Земли, учится смотреть на Землю как на сферу обитания человека, объединяет понятия «геосфера», «биосфера» и «антропосфера» (или «ноосфера» по Вернадскому и Тейар-де-Шардену) в единый понятийный комплекс «Земля как среда человеческого обитания». Абстрактно-теоретическое картографическое и ландшафтное мышление перерастает в конкретно-теоретическое мышление, позволяющее умело и со знанием дела применять теоретическое знание к конкретным проблемам, связанным со средой обитания человека в том или ином регионе Земли. Школьник усваивает понятия «географическое районирование» как ключевое при рассмотрении среды обитания и жизнедеятельности человеческого сообщества в том или ином регионе Земли. Данные знания, умения и навыки усваиваются школьниками в 8 классе.
Далее ученик, пользуясь полученными знаниями, способен выстраивать на их основе проективную форму мышления, заключающуюся в способности предлагать и обосновывать с помощью теоретической и эмпирической аргументации проекты решения тех или иных насущных социально-экономических проблем, связанных с физической или экономической географией — экологические и природоохранные проекты, социально-экономические проекты. Таким образом, ко времени окончания основной школы, учащиеся вплотную подходят к такому виду учебной деятельности, как учебно-исследовательская и учебно-проектная деятельность. Эта, логически завершающая часть курса географии относится к 9 классу.
Следовательно общеобразовательный курс географии, начинаясь с усвоения теоретической схемы, генетически исходного отношения географической науки — географической карты, логическим образом перетекает в картографическое моделирование, то есть применение теоретических картографических знаний к конкретной географической эмпирической реальности, а последовательно — к проектной деятельности на основе интеграции теоретико-логического и конкретно-эмпирического уровней мышления в понятиях, терминах и фактах географической науки.
Таким образом, общая логика курса географии, если её выразить в двух словах и кратко-схематически, может быть представлена так:
Карта —> ландшафт — >географическая система —> среда обитания человека —> перспективы жизнедеятельности общества в данной среде обитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение структурно-логических схем при изучении темы «Предпринимательство» в 10-м классе
Эффективность развития учащихся, рост их интеллектуального потенциала в процессе изучения темы «Предпринимательство» на уроках экономики зависит не только от усвоения определенной информации, но и от ...
Пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся при коррекционно-развивающем обучении математике в 5-6 классах
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...
Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"
Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"...
Технологическая карта урока по технологии развивающего обучения. Урок истории для 9 класса по теме: «Европа за железным занавесом».
Технологическая карта урока....
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии для 6 класса по теме: «Погода».
Тип урока: комбинированный.Цель:Создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания : «Описание погоды за сутки».Задачи:обучающие: изучение обучающимися материала о погоде, из...
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Основные типы почв России»
Урок географии для 8 класса по теме "Основные типы почв России" разработанк учебнику: Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. М.: Просвещение, 2018.Разработка урока соо...
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Вода и человек».
Урок по теме "Вода и человек" является шестым и предпоследним уроком в теме "Внутренние воды и моря". Основными задачами урока являются рассмотрение значения воды в жизни чело...