доклад к педсовету
статья по географии на тему

Огнерубова Татьяна Николаевна

"Технология развивающего обучения, как условие развитие творческой активности обучающихся на уроках географии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовете

«Технология развивающего обучения,

 как условие развития творческой активности  обучающихся

  на уроках географии».

        Радикальные изменения, происходящие в современном обществе, его высокий динамизм развития, техническое переоборудование общественного производства, внедрение принципиально новых технологий поставили общее образование перед необходимостью воспитания творческой личности, способной самостоятельно воспринимать и оценивать новую информацию, принимать решения, генерировать новые. Только такая личность может вывести наше общество на новые рубежи развития. Именно поэтому одной из главных идей перспективной системы образования является формирование творческого потенциала личности, человека - созидателя в самом широком смысле этого слова. «Информационный взрыв» конца XX века привёл к противоречию между количеством знаний и возможностями человека их осмыслить. Современная научно-техническая революция ускорила темпы развития общественного производства, науки, культуры. Через каждые 6-7 лет знания устаревают, особенно заметно и быстро это происходит в технике. Это приводит к противоречию между традиционно сложившимся характером обучения и потребностью общества в творческих людях. Для общеобразовательной школы это обуславливает актуальность проблемы формирования гармонично развитой творческой личности. Для того, чтобы развивать творческую активность обучающихся целесообразно применять технологии развивающего обучения. Это актуально для уроков географии.  

Меня всегда интересовала проблема развития творческой активности обучающихся на уроках. Поэтому на протяжении многих лет педагогической деятельности  особое внимание уделяю  созданию условий для развития у обучающихся качеств, необходимых для творческого отношения к окружающей среде.  Применение технологии развивающего обучения позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность обучающегося в учебной деятельности:

- связь с современностью;

-проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;

- роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям;

- систематический контроль за развитием умений и навыков самостоятельной работы путем устных и письменных дифференцирующих заданий.

Как известно, развивающее обучение конструируется как система учебных задач, решаемых самими обучающимися в процессе учебной деятельности. Важно не просто выделить главное и придать ему форму проблемы, но и «загрузить» каждого ученика посильной работой, отслеживая ход решения географической проблемы. Образовательные технологии позволяют реализовать задачи современного географического образования и воспитания. Развивающее обучение, осуществляемое с помощью активных приёмов и методов, способствует развитию творческой активности на уроке.  

Приёмы развивающего обучения географии.

1. Приёмы мотивации обучающихся.

Методические приёмы

                                    Содержание

Привлекательная цель

Перед учениками ставится простая и привлекательная цель, выполняя которую, он волей- неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Удивляй!

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное!

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель даёт загадку (или удивительный факт), отгадка которой будет открыта при работе над новым материалом.

Пример:

8 класс Тема « Восточно-Европейская равнина».  Поспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина, кто из них старше, Кавказ говорит: «Посмотри, я весь белый, а ты вся зелёная, молодая, значит я старше и мудрее», а равнина с ним не соглашается, утверждает, что она старше. Кто из них прав?

Фантастическая добавка

 Реальная ситуация дополняется фантастической.

Пример.

6 класс. Тема «Оболочки Земли» Представьте себе, что вы инопланетяне, что вы можете увидеть, приближаясь к Земле?

Вопросы к теме

Учитель сообщает тему урока, ученики составляют вопросы, ответы на которые они хотели бы услышать или найти сами.

2. Приёмы развития логического мышления

Методические приёмы

                                    Содержание

Терминологиче-ский диктант

Предлагается дать определение ранее изученным терминам.

Найди соответствие

В менее подготовленном классе можно дать понятия и их определение, нужно найти их соответствие.  

Географический диктант

На настенной контурной карте цифрами обозначаются географические объекты, ученики пишут их названия. На предыдущем уроке можно дать этот список, но их порядок в ходе проведения диктанта нужно изменить.

Пример:7 класс. Географический диктант «Вокруг Африки»- предлагаются объекты береговой линии Африки.

Составь рассказ

Используя опорные слова, составьте связный рассказ. Пример:10 класс  МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН – МГРТ – МЕЖДУНАРОДНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭК. ГРУППИРОВКИ.

Капитан Врунгель

Раздаются рассказы «бывалого моряка», нужно найти географические ошибки.

Белая ворона

Найти лишний объект.

Пример. 8 класс. Тема «Природные зоны». Перечислены растения, определить лишнее, объяснить причину.

Да - нетка

Учитель загадывает или географический объект или какое – либо событие или явление природы. Ученики задают вопросы, а учитель отвечает только «да» или «нет», или из дидактических соображений может отказаться от ответа. Эта игра учит систематизировать уже имеющуюся информацию, связывать разрозненные факты в единую картину, а так же слушать и слышать учеников

Географическая почта

Этот прием можно применять в разных классах. Суть его сводится к следующему. Ученик получает несколько конвертов с разными адресами и набор карточек, который ему надо рассортировать по этим конвертам. Например, на обобщающем уроке географии в 6 классе по теме «Гидросфера» ученик получает три конверта. На одном из них написано «Море», на втором— «Озеро», на третьем — «Река». Рядом лежат 12 карточек, которые ему нужно разложить по конвертам. На девяти карточках написано: Амазонка, Каспийское, Средиземное, половодье, холодное течение, котловина, вода всегда соленая, вода всегда пресная, вода может быть соленой или пресной. Еще на трех карточках изображены животные: синий кит, байкальская нерпа и щука. Ученик должен разложить все 12 карточек по конвертам так, чтобы в каждом конверте оказались только те карточки, которые связаны с надписью на конверте. Этот прием развивает такую мыслительную операцию, как классификация.

Согласен — не согласен

Ученики пишут в столбик цифры от 1 до 10. Затем учитель зачитывает список из десяти предложений, каждое из которых содержит в себе некоторую законченную мысль. Мысль может быть как истинной, так и ложной. Ученик должен оценить истинность сказанного учителем. Если он согласен с данной мыслью, то ставит напротив соответствующей цифры знак « + », а если не согласен, то знак «-».

Шарады

Шарадами называют загадки, в которых зашифровано какое-либо слово. Слово должно быть разбито на несколько частей, каждая из которых звучит как отдельное слово. Например, слово ЯПОНИЯ можно разбить на три слова Я, ПОНИ, Я. Шарады можно найти в стихотворной форме в пособиях по занимательной географии. Например:

Первый слог каждый знает, В классе он всегда бывает. Мы к нему союз прибавим, Сзади дерево поставим. Чтобы целое узнать, Город нужно нам назвать.

Ответ: Мелитополь.

3. Подвижные географические игры

Цель географических игр прежде всего - учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать

Географическая разминка.

а) В течение одной- двух минут  по заданию учителя или учащихся показывать географические объекты. Можно применять почти на каждом уроке для тренировки географической зоркости.

б) 7 класс “Мировой Океан”, Учитель (обязательно неожиданно) останавливает урок, делает загадочное лицо и предлагает всем детям сцепить руки “в замок”: “Все вместе!” (“Повторяйте за мной”)

Полный штиль!” – руки без движения;

Волны!” – Легкое волнообразное движение сцепленными руками;

Волны сильнее!” – движение более сильное;

Шторм” – волнообразное движение сцепленных рук на максимально возможную высоту;

Комментарий учителя: “А как движется цунами? Покажем вместе!”: совсем другое движение – руки движутся от себя, “набегают на берег” (1 раз).

в) “Литосфера”, 7, 8 классы. Дети путаются в новых абстрактных для них понятиях: щит, платформа, земная кора, плита, рельеф, виды равнин. Возможный вид разминки: учитель предлагает “поиграть по правилам”. Педагог довольно быстро называет термины; если термин относится к теме “Строение земной коры”, руки опускают вниз, наклоняются (не вставая из-за парты), если к теме “Рельеф”, – тянут обе руки вверх. Например, “плита, щит, низменность, впадина, интрузия, аккумуляция, платформа”. Не сбиваясь с темпа, в заключение обязательно задается спорный вопрос, например, “полезные ископаемые”, дети теряются, оглядываются с недоумением. Самые реактивные одну руку поднимают вверх, другую опускают. Общий добрый смех завершает “опрос”.

Похлопаем, помашем

а) Выходит один отвечающий, как только он ответит на вопрос, ученики должны отреагировать следующим образом: при правильном ответе громко захлопать, а при неправильном – помахать высоко поднятой рукой. Данный приём можно использовать как экспресс- диагностику знаний учащихся.

б) “диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “Диктую название рек на южных материках. Вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову реки Южной Америки, приготовились, начали – Амазонка, Нил, Парана, Мадейра, Дарлинг, Нигер, Конго, Уругвай”. Список должен быть довольно большим, название произносить необходимо громко и внятно, но достаточно быстро. Таким образом, можно “проверить” названия растений и животных, народы, города.

Игра “Раз! Два! Три!”

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто- нибудь промолчит , то он выбывает из игры.

Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров ( горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.

Игра “Широта и долгота”

Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.

Игра “Верх - вниз”

Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает перечислять большие и маленькие по площади государства. Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия и т. п.), ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие государства, все участники игры опускают руки вниз. Сделавший две ошибки выбывает из игры.

Ведущий не только называет страны, но и сам выполняет движения, иногда намеренно ошибаясь. Те, кто невнимателен и копирует действия ведущего, скоро выбывает из игры. Игра может продолжаться 2-3 минуты, после чего её можно повторить, но называть уже надо горы, озёра и т. д.

4.  Деловые игры

В отличие от игровой деятельности, деловые игры требуют более тщательной подготовки от учеников, анализирование и изучение различных источников: дополнительной литературы, статистических данных, справочников, карт, а также уметь выдвигать свою точку зрения. Являясь хорошей формой для коллективного познания, деловые игры позволяют моделировать реальную «взрослую» деятельность.

Методические приёмы

                                    Содержание

Экспертиза

Задание: создать экспертные группы и провести экологическую экспертизу состояния окружающей среды и природных ресурсов Восточно-Европейской равнины. Предложить пути решения проблем и рационального природопользования.

Тендер

1 вариант. Тема «Сфера услуг».  В классе создаётся три туристско-экскурсионных агентства Задание: Используя предложенную картосхему местности и имеющиеся природные и хозяйственные условия, создайте проект развития рекреационного хозяйства. После выполнения задания, идёт защита проектов и определяется победитель.

2 вариант. Тема «Потребительский комплекс» Создаётся несколько групп-фирм. Задание: разработайте проект малого предприятия по производству, какого- либо товара народного потребления.

ОЭЗ

Тема «Восточная экономическая зона». Задание: создайте на территории Восточной экономической зоны особые экономические зоны, технопарки, раскройте обоснование их создания, специализацию и экономический эффект для страны.

УМШ - учебный мозговой штурм

С помощью УМШ организуется решение творческой задачи. Главной целью является развитие творческого стиля мышления, а так же ученики тренируют умение кратко и чётко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга.

   Пример.

 9 класс. Задание: придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался спросом покупателей, независимо от возраста и пола.

Интерактивные игры.

В их основе лежат моделирующие, дидактические и ролевые игры и практикумы. Больше применяются на уроках экономической географии, в процессе таких игр, когда ученики входят в приближённые к жизненным условиям правила игры,  более прочно усваиваются термины, лучше понимаются сложные экономические механизмы. Примеры: «Авиазавод», «Как заработать на жизнь», «Муниципалитет», «Пирамида».

  5. Работа с учебником

Методические приёмы

                                    Содержание

Дерево мудрости

Внимательно прочитать текст учебника, написать вопрос и прикрепить к «дереву мудрости». После этого каждый подходит, снимает любой вопрос и отвечает на него.

Самое главное

Прочитать текст и придумать ключевое слово, характеризующее данный текст, затем ученики по очереди зачитывают свои ключевые слова и определяют, чей вариант лучше.

Гипертекст

Гипертекст – это метод наглядного графического описания понятий и их смысловые связи, которые можно проследить по направлению стрелок. Проходя по всем возможным направлениям, будут выстраиваться предложения, а в целом должен получиться  связный рассказ. На первых этапах нужно учить и объяснять правилам составления гипертекста, предлагая их уже готовым и только после этого можно предложить работу по самостоятельному составлению.

  Пример.

 9 класс Тема. «Машиностроение» Задание: составить гипертекст «Машиностроение, его состав и взаимосвязи с другими межотраслевыми комплексами».

Кластер

представлен несколькими видами: классический кластер (для закрепления изучаемого материала), бумажный кластер, кластер с нумерацией слов, групповой кластер, обратный кластер. Вне зависимости от вида, кластер представляет собой запись фраз по ключевому слову, которые на стадии осмысления, после просмотра текста учебника анализируются и дополняются новыми ассоциациями. На стадии рефлексии учащиеся получают вопросы, ответы на которые они должны искать по кластеру или в тексте учебника. Приведем пример классического кластера при изучении «Состава и значения агропромышленного комплекса России» в IX классе.

Задание: 1. Используя ключевое слово «Агропромышленный комплекс», составьте кластер.

Примером ассоциаций к ключевому слову «Агропромышленный комплекс» могут служить следующие ассоциации: сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, сельскохозяйственное машиностроение, пашня, сельхозкультуры и т.д. Затем учащиеся, просмотрев текст учебника по данной теме, дополняют кластер новыми словами, ассоциациями, понятиями.

Кроме классического кластера, существуют такие его разновидности, как бумажный кластер, кластер с нумерацией слов. Например, при изучении темы «Электроэнергетика России» можно использовать метод бумажного кластера. Ученики получают задание: «Перед вами находятся карточки со словами, выберите из них только те, которые относятся к теме «Электроэнергетика России» и расположите (наклейте) их в определенном порядке вокруг ключевого слова «Электроэнергетика»».

В работе  используются такие основные принципы обучения творчеству:

1. Творчество детей невозможно без основных опорных знаний, умений, навыков.

2. Работы должны выполняться с соблюдением правил, иначе — это фантазия, не имеющая учебной (научной) ценности.

З. В начальный период творчеству нужно учить постепенно, усложняя задания и увеличивая меру отступления от образца.

4. Творчество проявляется только в самостоятельной работе.

Применение технологии развивающего обучения на уроках географии способствует  формированию у обучающихся творческой активности, помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки взаимоконтроля и самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности учащихся.

Использование развивающей технологии в обучении географии позволило мне достигнуть определённых результатов:

  • развивающее обучение активизировало мыслительную деятельность

школьников;

  • у большинства учащихся сформировались положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к географии;
  • возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе", 2010

Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе" - О профессионализме учителя + презентация....

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...

Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010

Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...

Доклад на педсовете «Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...

доклады к педсовету

ПедсоветТема «Компетентный учитель – компетентный ученик»Цель: актуализация развития профессиональной компетентности учителя.Задачи:Познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», ви...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...