Программа элективного курса" Байкаловедение" для 5-7 классов, методические разработки занятий
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Программа элективного курса "Байкаловедение" является авторской разработкой, рассчитана на 34 часа, содержит 3 модуля. Утверждена городским экспертным советом 16 апреля 2013 года. Рекомендована для учащихся 5-7 классов
Программа дает возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.
Программа «Байкаловедение» позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_prog_baykalovedenie.doc | 175 КБ |
zanyatie_klimat_baykala.docx | 16.46 КБ |
obobshchayushchee_zanyatie_po_temam.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Отдел образования
Комитета социальной политики администрации городского округа муниципального образования «город Тулун»
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
города Тулуна Иркутской области
Рассмотрена
методическим советом
МОУ СОШ№1
«25» марта 2013 г.
Протокол № 64
Председатель МС
Иваненко Е. В.
_______________
Утверждена
городским
экспертным советом
« 16 » апреля 2013 г.
Протокол № 21
Председатель ГЭС
_________________
«Байкаловедение»
элективный курс для обучающихся 5-7 классов
(3 модуля - 34 часа)
Автор разработки:
Рукосуева Ольга Юрьевна – учитель географии МБОУ СОШ №1, высшей квалификационной категории
Рецензент: Коновалова Ольга Николаевна,
учитель географии МБОУ гимназии , высшей квалификационной категории, ведущий методист - аналитик УО администрации Тулунского муниципального района
Тулун, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка. Программа «Байкаловедение»………………………….3
- Структура программы……………………………………………………………….4
- Цели и задачи программы…………………………………………………………..4
- Основные требования к знаниям и умениям обучающихся……………………..5
- Содержание модулей………………………………………………………………...6
- Виды диагностирования и контроля уровня достижений обучающихся………..7
- Тематическое планирование……………………………………………………… 8-14
- Список литературы для учителя…………………………………………………….15
- Список литературы для обучающихся……………………………………………...15
АДАПТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии со статьями 5 и 6 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» (2003 г.) и статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002г.), в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.
Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет будет принимать решения, связанные с экономическим развитием государства.
В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения в школах Иркутской области спецкурса «Байкаловедение».
Байкал привлекает внимание людей со всего мира своей уникальностью и красотой. Это своеобразный вызов нам, живущим вблизи этого великого озера. Из 3500 видов и разновидностей животных и растений, найденных к настоящему времени в озере, почти
2/3 эндемичны, возникли в нём и нигде больше в мире не встречаются. Байкал является одним из древнейших озёр мира, возраст которого около 25 млн. лет. Это крупнейшее хранилище пресной и пока ещё чистой воды: в нём сосредоточено 4/5 запасов нашей страны и около 1/5 мировых запасов. Все перечисленные особенности Байкала и многое другое привлекает туристов, исследователей из разных уголков нашей планеты. Мы, жители Иркутской области, несём двойную ответственность за сохранение этой жемчужины Сибири. Чтобы охранять – нужно знать. Антропогенные нагрузки возросли настолько, что требуются решительные меры по уменьшению их влияния на Байкал.
Программа дает возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.
Программа «Байкаловедение» позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа курса «Байкаловедение» построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Природоведение», «Биология», «География». Построение курса обеспечивает обучающимся свободу выбора, так как состоит из 3 модулей: 1 модуль – География Байкала – 14 часов, 2 – Органический мир Байкала – 10 часов, 3- Человек на Байкале. Охрана природы Байкала – 10 часов. Весь курс рассчитан на 34 часа.
Значительное место в курсе отведено практическим работам, которые позволяют закреплять теоретические знания выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей живой природы.
ЦЕЛЬ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия.
ЗАДАЧИ
- формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;
- формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;
- формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
- воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающиеся должны знать:
- особенности географического положения озера Байкал (широта, высота над уровнем моря);
-основные притоки озера (перечислять, приводить примеры);
- острова (перечислять, кратко характеризовать);
-особенности климатических и погодных условий на озере (перечислять, приводить примеры);
- возникновение и геологическое происхождение Байкала, причины землетрясений (перечислять, кратко характеризовать);
водный баланс озера, водообмен, химические свойства байкальской воды (характеризовать на уровне общих представлений);
-температурный режим, течения, ледовый режим (на уровне общих представлений);
-история открытия озера Байкал, современные исследователи и защи Байкала ( приводить примеры, кратко характеризовать)
-разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов);
-основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);
-основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений;
-как и когда человек появился на Байкале (на уровне представлений);
-изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека (на уровне общих представлений);
-виды загрязнений, источники загрязнений (перечислить и кратко охарактеризовать);
-законы об охране природы и озера Байкал (на уровне общих представлений);
-важнейшие природоохранные проблемы на Байкале (перечислить и кратко характеризовать);
Обучающиеся должны уметь:
-показывать на карте место расположения озера Байкал;
-определять по карте широту и высоту над уровнем моря расположения озера;
-показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова и заливы;
- находить на карте максимальную глубину озера Байкал;
- работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам урока.
-выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;
-составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;
-оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье;
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ
Модуль | Содержание модуля | Кол-во часов | |
1 | География Байкала |
| 14 часов |
2 | Органический мир Байкала |
| 10 часов |
3 | Человек на Байкале. Охрана природы Байкала |
Заказники Прибайкальский национальный парк Забайкальский национальный парк Байкало-Ленский заповедник Баргузинский заповедник Байкальский заповедник
| 10 часов |
Итого часов | 34 часа |
ВИДЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Входное тестирование с целью выявление первичных знаний о Байкале
- Сформированность компетенций (качество и результативность проектных, творческих работ)
Для оценки успехов обучающихся используется рейтинговая система.
Шкала учебной деятельности.
- Присутствие на занятии-2б
- Активность на занятии-5б
- Сбор материала по теме -5б
- Выполнение практической работы – 7 б
- Выполнение творческой работы-5-10б
- Участие в проведении внеклассных мероприятий -10б
- Итоговый проект-15-20б
По окончанию курса ученик получает:
свидетельство об окончании курса
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | ||||||
Модуль | Количество часов | Тема | Содержание изучаемого материала Основные понятия | Практические работы | Оборудование | |
1 | География Байкала | 14 часов | Байкал – участок Всемирного природного наследия. Топонимика | Байкал на карте и глобусе Уникальность озера. Топонимика географических названий на языках разных народов | Практическая работа № 1 Географическое положение озера Байкал | Физическая карта России, физическая карта Иркутской области, глобус Фильм «Колодец планеты» |
2 | Легенды и гипотезы | Причины возникновения легенд и сказаний, их опровержение или доказательства Гипотезы | Сказки «Сердце странника», «Чаша Байкала» | |||
3 | Байкал среди крупнейших озёр мира | Сравнение озера Байкал с крупнейшими озёрами мира по глубине, площади, объёму воды. Составление памятки о параметрах Байкала Лимнология, озеро, море. | Практическая работа №.2 Нахождение крупнейших озёр мира на карте Составление диаграммы на их сравнение | Физическая карта мира, глобус, цветные карандаши, головоломка с использованием ключа | ||
4 | История исследований на Байкале | Появление русских на Байкале: Курбат Иванов, Иван Похабов, атаман Колесников, Иван Галкин, Аввакум Петров, Н.Г.Спафарий, С.Ремезов и другие. Их цель и вклад в изучение Байкала. Появление озера на первых картах | Практическая работа №.3 Составление систематизирующей таблицы | Карта Байкала с маршрутами путешествий | ||
5 | Происхождение котловины озера Подводный рельеф. Байкал – сейсмическая зона | Возникновение и формирование Байкала. Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Прогнозирование землетрясений. Действия во время землетрясения. Понятие: сейсмические зоны | Практическая работа №.4 Определение эпицентров землетрясений. Составление памятки «Поведение человека при землетрясении» | Тектоническая карта Иркутской области, контурные карты, цветные карандаши | ||
6 | Обобщающее повторение. Своя игра | Содержание изученных тем | 24 карточки – сектора с названием тем и указанным количеством баллов | |||
7 | Климат | Климатические условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. | Практическая работа №.5 Температурный режим Байкала и распределение садков. Обозначение на контурной карте | Климатическая карта Иркутской области | ||
8 | Ветры Байкала. | Ветры, штормы. Легенды и сказки о ветрах Понятия: бризы, баргузин, шелонник, ангара, култук, фролиха, верховик, сарма, горняк | Практическая работа №.6 Составление картосхемы Направление ветров Заполнение таблицы: Название ветра, Направление Скорость Погодные особенности | Климатическая карта Иркутской области, кроссворд | ||
9 | Свойства байкальской воды. | Водный баланс и водообмен озера Байкал. Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Уникальные химические характеристики байкальской воды. Сравнение воды Байкала с водами других озёр мира. Температурный режим байкальских вод. Сезонная динамика температурных изменений. Вертикальный обмен тепла | Практическая работа №.7 Описание физических свойства байкальской воды и других жидкостей по пятибалльной системе на прозрачность, цвет, вкус, запах, рН. | Вода байкальская и другие жидкости, лакмусовая бумага, колбочки на 100-150 мл. | ||
10 | Ледовый режим | Время замерзания, толщина льда, период таяния льда на Байкале. Ледовые явления – трещины (становые щели), торосы, полыньи, сокуи, колобовники, склянки, сало, шуга, шорох, пропарины. Сублимация | Практическая работа №.8 Работа с дополнительной литературой для объяснения терминов и ответов на проблемные вопросы. | Карточки для игры «Ледовый узор Байкала», кроссворд | ||
11 | Обобщающее повторение о теме «Климат», брейн-ринг | Климатические особенности, ветры, ледовый режим, температура воды | 4 набора карточек с номерами вопросов от1 до 10, плакаты с названием тем, жетоны | |||
12 | Реки | Характеристика рек Ангары, Селенги, Баргузина и др. | Практическая работа №.9 Нахождение на карте рек, впадающих и вытекающих из Байкала и нанесение их на контурную карту | Физическая карта Иркутской области, контурные карты, циклокроссворд | ||
13 | Острова | Название островов, их расположение, их обитатели .27 островов (Ушканьи острова, остров Ольхон, остров Ярки и другие). Самый крупный из них — Ольхон (71 км в длину и 12 км в ширину, расположен почти в центре озера у его западного побережья, площадь — 729 км² | Практическая работа №.10 Нахождение на карте островов и нанесение их на контурную карту | Физическая карта Иркутской области, Байкала, контурные карты, кроссворд - челнок | ||
14 | Итоговый. Защита творческой работы, проекта | Тест | ||||
15 | Органический мир Байкала | 10 часов | Биоразнообразие озера | Взаимосвязь живых организмов, обитающих в Байкале .Узнавание организмов – эндемиков Байкала. | Практическая работа №.11 Составление пищевых цепей, узнавание организмов – эндемиков | Фильм V-CD «У края чарующей бездны», фотографии |
16 | Байкальские сообщества. | Особенности распределения байкальских организмов по зонам жизни. Байкальские сообщества. | Практическая работа №.12 Составление схемы. Этажи Байкала | Таблица Игра « Исключи лишнее слово» | ||
17 | Нерпа– млекопитающее Байкала. | Морфологические характеристики. Гипотезы о происхождении. Особенности биологии. Миграционные пути. Роль в пищевых связях. | Практическая работа №.13 Сравнение нерпы с возможным родоначальником – тюленем: вес, длина, окраска, половозрелость | Просмотр видеофильмов: «Нерпа на Байкале», «Охота на нерпу», фотографии | ||
18 | Губки – фильтраторы байкальской воды. | Губки. Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала. | Практическая работа №.14 Особенности строения байкальских губок. | Презентация фотографии | ||
19 | Байкальские черви Насекомые. | Байкальские черви: полихеты, турбеллярии, олигохеты. Водные насекомые: хирономиды, ручейники Особенности строения, среды обитания,пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала. | Практическая работа №.15 Зарисовка отдельных видов организмов | Презентация Фотографии Игра «Переставь буквы» | ||
20 | Рыбы Байкала | Общая характеристика обитающих в Байкале рыб. Промысловые рыбы. Эндемики. Соровые рыбы. | Практическая работа №.16 Составление классификационной схемы рыб, обитающих в Байкале. Зарисовка эндемичных видов рыб. | Карта. Места распространения промысловых животных и рыб в озере Презентация, загадки, стихи, сказка о голомянке | ||
21 | Моллюски, гаммариды, зоопланктон, планарии | Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала. Зоопланктон, преобладающий вид – эпишура | Практическая работа №.17 Составление таблицы: Представители Особенности внешнего строения Среда обитания Образ жизни Биологическое значение | Презентация фотографии, чайнворд | ||
22 | Птицы | Познакомиться с птицами, обитающими в Прибайкалье и Забайкалье, какие пролетают во время миграций | Практическая работа №.18 Описания птиц и зарисовка их внешнего вида. Заполнение таблицы: Название птиц Вид, отряд Особенности внешнего строения Особенности жизнедеятельности Роль в природе | Презентация фотографии Сказка о серебряном баклане | ||
23 | Растительный и животный мир Прибайкалья и Забайкалья | Разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья. Условия обитания. Редкие и исчезающие виды. Эндемики. | Практическая работа №.19 Работа с зоогеографической картой. Нахождение ареалов распространения животных | Презентация, фотографии, кроссворд, головоломка Сказка «Как был наказан медведь» | ||
24 | Итоговый. Защита творческой работы, проекта | Викторина | ||||
25 | Человек на Байкале. Охрана природы Байкала | 10 часов | Природные ресурсы и их рациональное использование | Природные ресурсы: биологические, рекреационные, водные, санитарно – курортные Рациональное использование природных ресурсов | Практическая работа №.20 Составление схемы Классификация природных ресурсов Байкала | Фотографии |
26 | Хозяйственная деятельность на Байкале. | Историей заселения побережья озера человеком. Законы России по охране окружающей среды. Занятия рыболовством, охотой, с/хозяйством, развитие промышленности. Как воздействует на Байкал каждый житель Байкальского региона | Практическая работа №.21 Составление карты. Прогнозная оценка экологического состояния байкальской природной территории | Карта – схема Состояние лесных экосистем Байкальской котловины по степени нарушенности | ||
27 | Источники загрязнения | Загрязнение воды, воздуха, почв. Источники загрязнения. Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека. | Практическая работа №.22 Составление карты. Современное состояние природных комплексов байкальского участка | Экологическая карта Байкала, экологические задания на причинно-следственные связи | ||
28 | Влияние туристов на озеро Байкал. | Оценка влияния туристов на загрязнение озера Байкал. Ннаиболее популярные места отдыха на Байкале. | Практическая работа №.23 Решение экологических задач | Фотографии, материалы: бумага, ручки, карандаши, образцы упаковок, тканей, предметов, которые после использования обычно выбрасывают | ||
29 | Особо охраняемые природные территории. Заказники | Виды охраняемых территорий: национальные парки, заповедники, заказники. История создания закона об охране природы. Виды деятельности, запрещённые и ограниченные на байкальской территории. | Практическая работа №.24 Нахождение на карте и нанесение на контурную карту шесть заказников: Фролихинский, Кабанский, Прибайкальский, Степнодворецкий, Верхнеангарский, Энхэлукский | Карта. Охрана природа Иркутской области | ||
30 | Забайкальский и Прибайкальский национальные парки | Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира. | Практическая работа №.25 Нахождение на карте и нанесение на контурную карту национальных парков Составление таблицы: название, площадь, год образования, цель создания | Презентация, головоломка | ||
31 | Байкало-Ленский заповедник | Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира. | Нахождение на карте и нанесение на контурную карту заповедника Составление таблицы: название, площадь, год образования, цель создания | Презентация | ||
32 | Баргузинский, Байкальский заповедники | Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира. | Нахождение на карте и нанесение на контурную карту заповедников Составление таблицы: название, площадь, год образования, цель создания | Презентация | ||
33 | Памятники природы на побережье Байкала | Различные виды природных памятников природы на побережье Байкала | Практическая работа №.26 Нахождение на карте и нанесение на контурную карту памятников природы: Северный Байкал Скала Шаман-камень Чивыркуйский залив Ушканьи острова Бухта Песчаная Мыс Бурхан на острове Ольхон Мыс Лударь Мыс Рытый Пик Черского | Фотографии | ||
34 | Итоговый. Защита творческой работы, проекта Проведение внеклассного мероприятия на школьном уровне | Примерные темы: -Вселение чужеродных видов в озеро Байкал -Влияние строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» -Как уменьшить антропогенную нагрузку на экосистему озера -Красная книга нашей области |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.
- Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.
- Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.
- Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост.- Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.
- Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2002. - 155 с.
- Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.
- Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. – 254 с.
- Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.
- Озеро Байкал: Географический атлас. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996. – 118 с.
- Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с
- Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.
- Сутурин А.Н. Байкал – участок мирового наследия: гордость или позор. – В сб.: Байкал – объект мирового природного наследия. Иркутск, 2000. – С. 4-11.
- Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. - 2001.-160 с.
- Саттон Д. Путь к новому мышлению. // Волна № 2(42) 2005. – С. 20-26.
- Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979 - 191 с.
- Экологический энциклопедический словарь / Ред. В.И. Данилов-Даниэльян, Ю.М. Арский и др. – М.: Изд. Дом «Ноосфера», 1999. – 932 с
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Бояркин В. М., И.В. Бояркин И. В.География Иркутской области В.М., Иркутск, 2005
- Брянский В.П. Здравствуй, Байкал, Иркутск, 1989
- Безруков Л.Л. Ангара – дочь Байкала, Иркутск, 1982
- Галазий Г.И., Вотинцева К.К. Пути познания Байкала, Новосибирск, 1987
- Галазий Г.И. Озеро Байкал, Москва, 1985
- Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах, Иркутск, 1989
- Галкина В.И. 60 минут о Байкале, Иркутск, 1979
- Гурулёв С.А. Реки Байкала, Иркутск, 1989
- Журналы «Волна» № 1, 2, 3, 2002
- Журналы «Сибирячок» № 1 – 5, 2002
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по элективному курсу «Байкаловедение»
Тема: «Климат Байкала».
Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания по климату Байкала, ледовому режиму, температуре и ветрах, расширить кругозор детей, развивать память, воспитывать любознательность, стимулировать мыслительные операции.
Оборудование: 4 набора карточек от 1 до 10, плакаты с названием тем, жетоны.
Урок проводится в форме брейн – ринга. Ученики по очереди выбирают вопрос и название темы. За правильный ответ получают жетоны.
Климатические особенности.
- Почему Байкал нередко называют музеем климатов? (в разных местах озера климат различен)
- Самый теплый месяц на Байкале? (август)
- Почему времена года на Байкале несколько смещены? (черты морского климата, вода и суша накапливают и расходуют приходящее тепло неодинаково, вода долго нагревается и долго остывает)
- Где выпадает самое маленькое число осадков и сколько миллиметров? (о. Ольхон, около 200мм)
- Самое влажное место на Байкале? (хр. Хамар - Дабан)
- Сколько часов составляет продолжительность солнечного сияния на Байкале? (на севере 1000 – 2200 часов в год, на юге 2200 – 2400 часов в год)
- Какую роль играет лес на склонах окружающих гор? (задерживают воздушные потоки, препятствуя распространению как отепляющего, так и охлаждающего влияния озера)
- Как влияет рельеф на климат Байкала? (ограничивает климатическое воздействие озера на сопредельные пространства)
- Чему равен коэффициент увлажнения? (больше 1, в среднем 1,15)
- От чего зависит климат Байкала? (географическая широта, положение почти в центре Азии, суровый континентальный климат, рельеф)
Ветры.
- Какого направления дуют ветры на Байкале? (юго-западные, западные, северо - западные, северо- восточные )
- Почему один из ветров называется ангара? (дует с долины Верхней Ангары)
- Что такое «толкуны». Причина их образования? (это беспорядочные волны, возникшие из-за столкновения верховика и култука)
- Какой ветер получил название залива? (култук)
- Какие ветры местные жители называют «холодами»? (бризы – береговые ветры)
- Как называется ветер, срывающийся с гор западного и северо–западного направления? (горная)
- Какие ветры на Байкале достигают ураганной силы? (сарма, горняк, горная)
- Ветер зарождается в Баргузинской долине. (баргузин)
- Когда отмечается максимальная скорость ветра? (в апреле, мае, ноябре)
- Когда обычно бывают штормы? (август, сентябрь)
Ледовый режим.
- Когда замерзает Байкал? (1 – 14 января)
- Средняя толщина льда? (1 м)
- На сколько прочен лед озера Байкал? (толщина льда 50 см, выдерживает вес до 15 тонн)
- Что такое торосы? Какой высоты достигают? (нагромождение льдин, до 1,5 – 5 метров)
- Как толщина льда зависит от снежного покрова? (чем больше снега, тем тоньше лед)
- Что такое становые щели? Как они образуются? (мощные сквозные трещины шириной до нескольких метров, возникают из-за суточных колебаний температур)
- Местные жители говорят лед «разыгливается», что это значит? (разрушается, стоит подуть сильному ветру, как лед рассыпается)
- Что такое сокуй? (ледяные сосульки, ледяные наплески на промерзших скалах и камнях)
- Когда на Байкале происходит наибольшее испарение воды? (зимой, когда морозы самые сильные, но озеро свободно ото льда)
- Что такое сублимация? (испарение снега в зимние время)
Температура воды.
- Среднегодовая температура на поверхности озера? (+ 40 с)
- Почему температура у дна Байкала различна? (различные глубины)
- При какой температуре замерзает Байкал? (близкой к Оос)
- Как изменяется температура воды летом с глубиной? (понижается)
- Как изменяется температура воды зимой с глубиной? (повышается)
- Какова наибольшая амплитуда температур? (20 – 22ос)
- Какова максимальная температура на поверхности Байкала? (+22 +23ос)
- Где самая теплая вода? (в заливах и придельтовых участках крупных рек)
- Где самая холодная вода? (восточная часть от о. Ольхон, где наибольшие глубины)
- Какова температура под ледовым покровом? (+0,1, +0,20с)
Подведение итогов. Объявляется ученик – победитель.
Оформление доски.
Климатические Ледовый Ветры Температура
особенности режим воды
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по элективному курсу «Байкаловедение».
Закрепление по темам: «Байкал среди крупных озер мира», «История исследования», «Геология», «Легенды».
Цель: закрепить, обобщить, проверить знания по данным темам, формировать у учащихся навыки коллективной работы развитие взаимопомощи, познавательного интереса.
Оборудование: 24 карточки – сектора с названиями тем и указанным количеством очков, магнитофон.
Своя игра.
Учитывая небольшое количество учащихся в предпрофильном классе, его нужно поделить на 2 команды. Урок проводится в виде игры для закрепления изучаемых тем по байкаловедению.
Учитель готовит экран, разбитый на сектора, по определенным темам. Каждая тема включает в себя 5 вопросов различной трудности. Самый легкий вопрос стоит 10 баллов, самый трудный 50, если ученик отвечает на вопрос, то данные баллы получает, если нет, то право ответа переходит к другой команде. Так же есть еще сектора: ♫- музыкальная пауза, – очки сектора присуждаются игроку, выбравшему данный сектор и «Своя игра» - игрок, выбравший этот сектор, сам оценивает стоимость вопроса и сам отвечает на него, в противном случае – очки отнимаются.
Байкал среди крупнейших озер мира |
История исследования на Байкале |
Геология исследования на Байкале |
Легенды |
1сектор
Байкал среди крупнейших озёр мира.
10 – Какова максимальная глубина озера? На каком месте в мире Байкал по
глубине? (1631 м , I место)
20–Своя игра. Объем воды в озере Байкал? Какое озеро по объему воды превосходит
Байкал? (23 000 км3, Каспийское 77 000км3)
30 - Длина и ширина Байкала (длина 636 км, ширина -79,5 км)
40 – Чему равна площадь водного зеркала Байкала? На каком месте в мире по данному показателю? (31 500 км2, 8 место в мире)
50 – Назови 5 самых глубоких озер мира. (Байкал1631 м, Танганьика 1435м,
Каспийское 1025 м, Ньяса 706м, Иссык-Куль – 702м)
2 сектор.
История исследования на Байкале.
.10 –Своя игра. Когда появились русские на Байкале, в каком году и под чьим руководством? (1643г. под началом Курбатова Иванова)
20 – Причина появления на Байкале отряда казаков под руководством атамана
Колесникова? (в поисках серебра)
30 – Фамилия человека, давшего первое литературное описание Байкалу?
(Аввакум Петров 1655 – 56г)
40 – Как звали самого известного байкаловеда 20 века? (М.М. Кожов) Какую
работу он написал? («Биология озера Байкал»)
50 – В каком году появилось первое достоверное изображение Байкала, автор?
(1870г. Семен Ремезов, «Чертежная книга Сибири»)
3 сектор.
Геология.
10 – Что такое рифт? (разлом в земной коре)
20 – На границе каких тектонических структур находится Байкал?
(Сибирская платформа, Саяно-Байкальский складчатый пояс)
30 - ♫ - музыкальная пауза
40 – В каком году и сколько баллов было самое сильное землетрясение на
Байкале? (август 1959 г. – 9 баллов, 1862г. – 11 баллов)
50 – Докажите примерами и цифрами, что Байкал – сейсмическая область?
(8 – 9 тыс. лет назад были действующие вулканы, сейчас ежегодно
регистрируют до 2000 толчков землетрясений, в 1862 г. – в результате
землетрясения образовался новый залив Провал на месте 5 бурятских
улусов)
4 сектор.
Легенды.
10 - ♫ - музыкальная пауза.
20 – Опровергни легенду, что нерпа попала в Байкал подземной протокой из
Северного - Ледовитого океана. (Нерпа дышит легкими, в воде может быть 30 мин.,
Её скорость 20км/ч, она не преодолела бы расстояние в 3,5 тыс.км)
30 – Правда ли, что поперек Байкала была сухопутная перемычка и по
бурятской легенде Чингисхан «сухою ногою перешел Байкал в районе
острова Ольхон»? (нет, слишком огромные глубины в этом районе)
40 - По легенде, Лена вытекала из Байкала. Верно ли это? (Нет, Лена берет
начало в 7 км от Байкала, на высоте 800м западного склона Байкальского
хребта, здесь не обнаружено речных отложений, и Сибирская платформа
не могла так подняться)
50 – Будет ли Байкал океаном в будущем? (по косвенным данным, берега
Байкала раздвигаются на 2 см в год. Высказана мысль, что Байкал –
зарождающийся океан, но гипотеза требует доказательств)
Итог.
Объявление команды – победителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
11 класс. Методическая разработка занятия "Сравнение свойств неорганических и органических веществ"
Материал содержит конспект занятия, репортаж с урока и презентацию учителя к уроку и одну из презентаций обучающихся....
Методическая разработка занятия на тему «Цунами», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика геологических стихий»
В 9-м классе появляется возможность, опираясь на знания учащихся по физической географии, физике и математике, а также на их прочный познавательный интерес, изучить грозные явления природы с той точки...
Методическая разработка занятия на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»
Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной». Разработка представлена в формате описания действий...
Методическая разработка занятия на тему «Как увидели расширение Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»
Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Как «увидели» расширение Вселенной». Разработка представлена в формате проблемного изложения, осущест...
Методическая разработка занятия на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»
Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной». Разработка представлена в формате проблемного изложения, осуществл...
ФГОС. 5 класс.Методическая разработка занятия "Тайны Древнего Египта"
Методическая разработка занятия в рамках ФГОС, рассчитанинное на 3-х часовое погружение в загадки Древнего Египта....
Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»
Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...