Программа элективного курса" Байкаловедение" для 5-7 классов, методические разработки занятий
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Программа элективного курса  "Байкаловедение" является авторской разработкой,  рассчитана на 34 часа, содержит 3 модуля. Утверждена городским экспертным советом 16 апреля 2013 года. Рекомендована для учащихся 5-7 классов

 Программа дает возможность  сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

Программа «Байкаловедение» позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Отдел образования

Комитета социальной политики администрации городского округа муниципального образования «город Тулун»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

города Тулуна Иркутской области

Рассмотрена                                                                    

методическим советом

МОУ  СОШ№1                                  

«25»  марта 2013 г.                                                        

Протокол № 64                                                            

Председатель МС

Иваненко Е. В.                                                                                                      

_______________                                

Утверждена

городским

экспертным советом

« 16 » апреля 2013  г.

Протокол № 21

Председатель ГЭС

_________________

«Байкаловедение»  

 элективный курс  для обучающихся 5-7 классов

(3 модуля  -  34 часа)

Автор разработки:

Рукосуева Ольга Юрьевна  – учитель географии МБОУ СОШ №1, высшей квалификационной категории

Рецензент: Коновалова Ольга Николаевна,

учитель географии  МБОУ гимназии , высшей квалификационной категории, ведущий  методист - аналитик УО администрации Тулунского муниципального района

Тулун, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка. Программа «Байкаловедение»………………………….3
  2. Структура программы……………………………………………………………….4
  3. Цели и задачи программы…………………………………………………………..4
  4. Основные  требования к знаниям и умениям обучающихся……………………..5
  5. Содержание модулей………………………………………………………………...6
  6. Виды диагностирования и контроля уровня достижений обучающихся………..7
  7. Тематическое планирование………………………………………………………   8-14
  8. Список литературы для учителя…………………………………………………….15
  9. Список литературы для обучающихся……………………………………………...15

АДАПТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА «БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии со статьями 5 и 6 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» (2003 г.) и статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002г.), в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.

         Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет будет принимать решения, связанные с экономическим развитием государства.

 В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения в школах Иркутской области спецкурса «Байкаловедение».

Байкал привлекает внимание людей со всего мира своей уникальностью и красотой. Это своеобразный вызов нам, живущим вблизи этого великого озера. Из  3500 видов и разновидностей животных и растений, найденных к настоящему времени в озере, почти

2/3 эндемичны, возникли в нём и нигде больше в мире не встречаются. Байкал является одним из древнейших озёр мира, возраст которого около 25 млн. лет. Это крупнейшее хранилище пресной и пока ещё чистой воды:  в нём сосредоточено 4/5 запасов нашей страны и около 1/5  мировых запасов. Все перечисленные особенности Байкала и многое другое привлекает туристов, исследователей из разных уголков нашей планеты. Мы, жители Иркутской области, несём двойную ответственность за сохранение этой жемчужины Сибири. Чтобы охранять – нужно знать. Антропогенные нагрузки возросли настолько, что требуются решительные меры по уменьшению их влияния на Байкал.

 Программа дает возможность  сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

Программа «Байкаловедение» позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа курса «Байкаловедение» построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Природоведение», «Биология», «География». Построение курса   обеспечивает обучающимся свободу выбора, так как состоит из 3 модулей: 1 модуль – География Байкала – 14 часов, 2 – Органический мир Байкала – 10 часов, 3- Человек на Байкале. Охрана природы Байкала – 10 часов. Весь курс рассчитан на 34 часа.

Значительное место в курсе отведено практическим работам, которые позволяют закреплять теоретические знания выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей живой природы.

ЦЕЛЬ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия.

ЗАДАЧИ

  • формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;
  • формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;
  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обучающиеся должны знать:

- особенности географического положения озера Байкал (широта, высота над уровнем моря);

 -основные притоки озера (перечислять, приводить примеры);

- острова (перечислять, кратко характеризовать);

 -особенности климатических и погодных условий на озере (перечислять, приводить примеры);

- возникновение и геологическое происхождение Байкала, причины землетрясений (перечислять, кратко характеризовать);

водный баланс озера, водообмен, химические свойства байкальской воды (характеризовать на уровне общих представлений);

 -температурный режим, течения, ледовый режим (на уровне общих представлений);

 -история открытия озера Байкал, современные исследователи и защи Байкала ( приводить примеры, кратко характеризовать)

-разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов);

-основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);

-основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений;

-как и когда человек появился на Байкале (на уровне представлений);

-изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека (на уровне общих представлений);

-виды загрязнений, источники загрязнений (перечислить и кратко охарактеризовать);

-законы об охране природы и озера Байкал (на уровне общих представлений);

-важнейшие природоохранные проблемы на Байкале (перечислить и кратко характеризовать);

Обучающиеся должны уметь:

 -показывать на карте место расположения озера Байкал;

 -определять по карте широту и высоту над уровнем моря расположения озера;

 -показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова и заливы;

- находить на карте максимальную глубину озера Байкал;

 - работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам урока.

-выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;

-составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;

-оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье;

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ

Модуль

Содержание модуля

Кол-во часов

1

География Байкала

  • Байкал – участок всемирного природного наследия. Топонимика. Легенды и гипотезы
  • Байкал среди  крупнейших озёр мира
  • История исследований на Байкале
  • Происхождение котловины озера. Подводный рельеф. Байкал – сейсмическая зона
  • Климат.
  •  Ветры Байкала.
  •  Свойства байкальской воды.
  • Ледовый режим
  • Реки
  • Острова

14 часов

2

Органический мир Байкала

  • Биоразнообразие озера
  • Байкальские сообщества.
  • Нерпа – млекопитающее Байкала.
  • Губки – фильтраторы байкальской воды. Байкальские черви, насекомые.
  • Рыбы Байкала
  • Моллюски. Гаммариды
  • Зоопланктон. Планарии
  • Птицы
  • Животный мир Прибайкалья

10 часов

3

Человек на Байкале. Охрана природы Байкала

  • Природные ресурсы: биологические, рекреационные, водные, санитарно – курортные
  • Рациональное использование природных ресурсов
  • Хозяйственная деятельность на Байкале.
  • Источники загрязнения
  • Влияние туристов на озеро Байкал.
  • Особо охраняемые природные территории

Заказники        

Прибайкальский национальный парк  

Забайкальский национальный парк

Байкало-Ленский заповедник

Баргузинский заповедник

Байкальский заповедник

  • Памятники природы на побережье Байкала

10 часов

Итого часов

34 часа

ВИДЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ УРОВНЯ  ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Входное тестирование с целью выявление первичных знаний о Байкале
  2. Сформированность компетенций  (качество и результативность проектных, творческих работ)

Для оценки успехов обучающихся используется  рейтинговая система.

Шкала учебной деятельности.

  • Присутствие на занятии-2б
  • Активность на занятии-5б
  • Сбор материала по теме -5б
  • Выполнение практической работы – 7 б
  • Выполнение творческой работы-5-10б
  • Участие в проведении внеклассных мероприятий -10б
  • Итоговый проект-15-20б

По окончанию курса ученик  получает:

свидетельство об окончании курса

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Модуль

Количество

часов

Тема

Содержание  изучаемого материала

Основные понятия

Практические  работы

Оборудование

1

География

Байкала

14 часов

Байкал – участок Всемирного природного наследия. Топонимика

Байкал на карте и глобусе

Уникальность озера. Топонимика географических названий на языках разных народов

Практическая работа № 1 Географическое положение озера Байкал

Физическая карта России, физическая карта Иркутской области, глобус

Фильм «Колодец планеты»

2

Легенды и гипотезы

Причины возникновения легенд и сказаний, их опровержение или доказательства

  Гипотезы

Сказки «Сердце странника», «Чаша Байкала»

3

Байкал среди  крупнейших озёр мира

Сравнение озера Байкал с крупнейшими озёрами мира по глубине, площади, объёму воды. Составление памятки о параметрах Байкала

Лимнология,  озеро, море.

Практическая работа №.2

Нахождение крупнейших озёр мира на карте

 Составление диаграммы на их сравнение

Физическая карта  мира, глобус, цветные карандаши, головоломка с использованием ключа

4

История исследований на Байкале

Появление русских на Байкале: Курбат Иванов, Иван Похабов, атаман Колесников, Иван Галкин, Аввакум Петров, Н.Г.Спафарий, С.Ремезов и другие. Их цель и вклад в изучение Байкала. Появление озера на первых картах

Практическая работа №.3

Составление систематизирующей

таблицы

Карта Байкала с маршрутами путешествий

5

Происхождение котловины озера Подводный рельеф. Байкал – сейсмическая зона

Возникновение и формирование Байкала. Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Прогнозирование землетрясений. Действия во время землетрясения.

 Понятие: сейсмические зоны

Практическая работа №.4

Определение эпицентров землетрясений.

Составление памятки «Поведение человека при землетрясении»

Тектоническая карта Иркутской области,

контурные карты,

цветные карандаши

6

Обобщающее повторение.

Своя игра

Содержание изученных тем

24 карточки – сектора с названием тем и указанным количеством баллов

7

Климат

Климатические условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки.

 Практическая работа №.5

Температурный режим Байкала и распределение садков. Обозначение на контурной карте

Климатическая карта

Иркутской области

8

 Ветры Байкала.

Ветры, штормы. Легенды и сказки о ветрах

Понятия: бризы, баргузин,  шелонник, ангара, култук, фролиха, верховик,  сарма, горняк

Практическая работа №.6

Составление картосхемы  Направление ветров Заполнение таблицы:

Название ветра, Направление        

Скорость        

Погодные особенности

Климатическая карта

Иркутской области,

кроссворд

9

Свойства байкальской воды.

Водный баланс и водообмен озера Байкал. Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Уникальные химические характеристики байкальской воды. Сравнение воды Байкала с водами других озёр мира.

 Температурный режим байкальских вод. Сезонная динамика температурных изменений. Вертикальный обмен тепла

Практическая работа №.7

 Описание физических свойства байкальской воды и других жидкостей по пятибалльной системе на прозрачность, цвет, вкус, запах, рН.

Вода байкальская и другие жидкости, лакмусовая бумага, колбочки на 100-150 мл.

10

Ледовый режим

 Время замерзания, толщина льда, период таяния льда на Байкале. Ледовые явления – трещины (становые щели), торосы, полыньи, сокуи, колобовники, склянки, сало, шуга, шорох, пропарины. Сублимация

Практическая работа №.8

Работа с дополнительной литературой для объяснения терминов и ответов на проблемные вопросы.

Карточки для игры «Ледовый узор Байкала», кроссворд

11

Обобщающее повторение о теме «Климат»,

 брейн-ринг

Климатические особенности, ветры, ледовый режим, температура воды

4 набора карточек с номерами вопросов от1 до 10, плакаты с названием тем, жетоны

12

Реки

Характеристика рек Ангары, Селенги, Баргузина и др.

Практическая работа №.9

Нахождение на карте рек, впадающих  и вытекающих из Байкала  и нанесение их на контурную карту

Физическая карта Иркутской области,

контурные карты, циклокроссворд

13

Острова

Название островов, их расположение, их обитатели .27 островов (Ушканьи острова, остров Ольхон, остров Ярки и другие). Самый крупный из них — Ольхон (71 км в длину и 12 км в ширину, расположен почти в центре озера у его западного побережья, площадь — 729 км²

Практическая работа №.10

Нахождение на карте островов и нанесение их на контурную карту

Физическая карта Иркутской области,

Байкала,

контурные карты,

кроссворд - челнок

14

Итоговый.

Защита творческой работы, проекта

Тест

15

Органический мир  Байкала

10 часов

Биоразнообразие озера

Взаимосвязь живых организмов, обитающих в Байкале .Узнавание организмов – эндемиков Байкала.

Практическая работа №.11

Составление пищевых цепей, узнавание организмов – эндемиков

Фильм V-CD «У края чарующей бездны», фотографии

16

Байкальские сообщества.

Особенности распределения байкальских организмов по зонам жизни. Байкальские сообщества.  

Практическая работа №.12

Составление схемы.

Этажи Байкала

Таблица

Игра « Исключи лишнее слово»

17

Нерпа– млекопитающее Байкала.

Морфологические характеристики. Гипотезы о происхождении. Особенности биологии. Миграционные пути. Роль в пищевых связях.

Практическая работа №.13

Сравнение нерпы с возможным родоначальником – тюленем: вес,         длина,        

окраска, половозрелость        

Просмотр видеофильмов: «Нерпа на Байкале», «Охота на нерпу», фотографии

18

Губки – фильтраторы байкальской воды.

Губки. Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала.        

Практическая работа №.14

Особенности строения байкальских губок.

Презентация

фотографии

19

Байкальские черви

Насекомые.

Байкальские черви: полихеты,

турбеллярии, олигохеты. Водные насекомые:        

хирономиды, ручейники Особенности строения, среды обитания,пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала.        

Практическая работа №.15

Зарисовка отдельных видов организмов

Презентация

Фотографии

Игра «Переставь буквы»

20

Рыбы Байкала

Общая характеристика обитающих в Байкале рыб.

 Промысловые рыбы. Эндемики. Соровые рыбы.        

Практическая работа №.16

Составление

 классификационной схемы рыб, обитающих в Байкале.

Зарисовка  эндемичных видов  рыб.

Карта. Места распространения промысловых животных и рыб в озере

Презентация, загадки, стихи, сказка о голомянке

21

Моллюски, гаммариды,

зоопланктон, планарии

Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала.

Зоопланктон, преобладающий вид – эпишура

Практическая работа №.17

Составление таблицы:

Представители        

Особенности внешнего строения        

Среда обитания        

Образ жизни        

Биологическое значение

Презентация фотографии, чайнворд

22

Птицы

Познакомиться с птицами, обитающими в Прибайкалье  и Забайкалье,  какие пролетают во время миграций

Практическая работа №.18

Описания птиц и зарисовка их внешнего вида.

 Заполнение таблицы:

Название птиц        

Вид, отряд        

Особенности внешнего строения        

Особенности жизнедеятельности        

Роль в природе

Презентация фотографии

Сказка о серебряном баклане

23

Растительный и животный мир Прибайкалья и Забайкалья

Разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья. Условия обитания. Редкие и исчезающие виды. Эндемики.

Практическая работа №.19

Работа с зоогеографической картой. Нахождение ареалов распространения

животных

Презентация,

фотографии, кроссворд, головоломка

Сказка «Как был наказан медведь»

24

Итоговый.

Защита творческой работы, проекта

Викторина

25

Человек на Байкале. Охрана природы Байкала

10 часов

Природные ресурсы и их рациональное использование

Природные ресурсы: биологические, рекреационные, водные, санитарно – курортные

Рациональное использование природных ресурсов

Практическая работа №.20

Составление схемы Классификация природных ресурсов Байкала

Фотографии

26

Хозяйственная деятельность на Байкале.

Историей заселения побережья озера человеком.

Законы России по охране окружающей среды. Занятия рыболовством, охотой, с/хозяйством, развитие промышленности. Как воздействует на Байкал каждый житель Байкальского региона

Практическая работа №.21

Составление карты.

Прогнозная оценка экологического состояния байкальской природной территории

Карта – схема Состояние лесных экосистем Байкальской котловины по степени нарушенности

27

Источники загрязнения

Загрязнение воды, воздуха, почв. Источники загрязнения. Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека.        

Практическая работа №.22

Составление карты. Современное состояние природных комплексов байкальского участка

Экологическая карта Байкала, экологические задания на причинно-следственные связи

28

Влияние туристов на озеро Байкал.

Оценка влияния туристов на загрязнение озера Байкал.

Ннаиболее популярные места отдыха на Байкале.

Практическая работа №.23

Решение экологических задач

Фотографии, материалы: бумага, ручки, карандаши, образцы упаковок, тканей, предметов, которые после использования обычно выбрасывают

29

Особо охраняемые природные территории. Заказники

Виды охраняемых территорий: национальные парки, заповедники, заказники.

История создания закона об охране природы. Виды деятельности, запрещённые и ограниченные на байкальской территории.        

Практическая работа №.24

Нахождение на карте и нанесение на контурную карту шесть заказников: Фролихинский,  Кабанский, Прибайкальский, Степнодворецкий, Верхнеангарский, Энхэлукский

Карта. Охрана природа Иркутской области

30

Забайкальский и Прибайкальский национальные парки

Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира.        

Практическая работа №.25

Нахождение на карте и нанесение на контурную карту национальных парков

Составление таблицы:

название, площадь, год образования, цель создания

Презентация,

головоломка

31

Байкало-Ленский заповедник

Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира.        

Нахождение на карте и нанесение на контурную карту заповедника

Составление таблицы:

название, площадь, год образования, цель создания

Презентация

32

Баргузинский,  Байкальский заповедники

Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира.        

Нахождение на карте и нанесение на контурную карту заповедников

Составление таблицы:

название, площадь, год образования, цель создания

Презентация

33

Памятники природы на побережье Байкала

Различные виды  природных памятников природы на побережье Байкала

Практическая работа №.26

Нахождение на карте и нанесение на контурную карту памятников природы:

Северный Байкал

Скала Шаман-камень

Чивыркуйский залив

Ушканьи острова

Бухта Песчаная

Мыс Бурхан на острове Ольхон

Мыс Лударь

Мыс Рытый

Пик Черского

Фотографии

34

Итоговый.

Защита творческой работы, проекта

Проведение внеклассного мероприятия на школьном уровне

Примерные темы:

-Вселение чужеродных видов в озеро Байкал

-Влияние строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»

-Как уменьшить антропогенную нагрузку на экосистему озера

-Красная книга нашей области

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.
  2. Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.
  3. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.
  4. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост.- Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.
  5. Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2002. - 155 с.
  6. Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.
  7. Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. – 254 с.
  8. Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.
  9. Озеро Байкал: Географический атлас. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996. – 118 с.
  10. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с
  11. Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.
  12. Сутурин А.Н. Байкал – участок мирового наследия: гордость или позор. – В сб.: Байкал – объект мирового природного наследия. Иркутск, 2000. – С. 4-11.
  13. Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. - 2001.-160 с.
  14. Саттон Д. Путь к новому мышлению. // Волна № 2(42) 2005. – С. 20-26.
  15. Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979 - 191 с.
  16. Экологический энциклопедический словарь / Ред. В.И. Данилов-Даниэльян, Ю.М. Арский и др. – М.: Изд. Дом «Ноосфера», 1999. – 932 с

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Бояркин В. М., И.В. Бояркин И. В.География Иркутской области В.М., Иркутск, 2005
  2. Брянский В.П. Здравствуй, Байкал, Иркутск, 1989
  3. Безруков Л.Л. Ангара – дочь Байкала, Иркутск, 1982
  4. Галазий Г.И., Вотинцева К.К. Пути познания Байкала, Новосибирск, 1987
  5. Галазий Г.И. Озеро Байкал, Москва, 1985
  6. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах, Иркутск, 1989
  7. Галкина В.И. 60 минут о Байкале, Иркутск, 1979
  8. Гурулёв С.А. Реки Байкала, Иркутск, 1989
  9. Журналы «Волна» № 1, 2, 3, 2002
  10. Журналы «Сибирячок» № 1 – 5, 2002



Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по элективному курсу «Байкаловедение»

Тема:  «Климат Байкала».

Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания по климату Байкала, ледовому режиму, температуре и ветрах, расширить кругозор детей, развивать память, воспитывать любознательность, стимулировать мыслительные операции.

Оборудование: 4 набора карточек от 1 до 10, плакаты с названием тем, жетоны.

Урок проводится в форме брейн – ринга. Ученики по очереди выбирают вопрос и название темы. За правильный ответ получают жетоны.

Климатические особенности.

  1. Почему Байкал нередко называют музеем климатов? (в разных местах озера климат различен)
  2. Самый теплый месяц на Байкале? (август)
  3. Почему времена года на Байкале несколько смещены? (черты морского климата, вода и суша накапливают и расходуют приходящее тепло неодинаково, вода долго нагревается и долго остывает)
  4. Где выпадает самое маленькое число осадков и сколько миллиметров? (о. Ольхон, около 200мм)
  5. Самое влажное место на Байкале? (хр. Хамар - Дабан)
  6. Сколько часов составляет продолжительность солнечного сияния на Байкале? (на севере 1000 – 2200 часов в год, на юге 2200 – 2400 часов в год)
  7. Какую роль играет лес на склонах окружающих гор? (задерживают воздушные потоки, препятствуя распространению как отепляющего, так и охлаждающего влияния озера)
  8. Как влияет рельеф на климат Байкала? (ограничивает климатическое воздействие озера на сопредельные пространства)
  9. Чему равен коэффициент увлажнения? (больше 1, в среднем 1,15)
  10. От чего зависит климат Байкала? (географическая широта, положение почти в центре Азии, суровый континентальный климат, рельеф)

Ветры.

  1. Какого направления дуют ветры на Байкале? (юго-западные, западные, северо - западные, северо- восточные )
  2. Почему один из ветров называется ангара? (дует с долины Верхней Ангары)
  3. Что такое «толкуны». Причина их образования? (это беспорядочные волны, возникшие из-за столкновения верховика и култука)
  4. Какой ветер получил название залива? (култук)
  5. Какие ветры местные жители называют «холодами»? (бризы – береговые ветры)
  6. Как называется ветер, срывающийся с гор западного и северо–западного направления? (горная)
  7. Какие ветры на Байкале достигают ураганной силы? (сарма, горняк, горная)
  8. Ветер зарождается в Баргузинской долине. (баргузин)
  9. Когда отмечается максимальная скорость ветра? (в апреле, мае, ноябре)
  10. Когда обычно бывают штормы? (август, сентябрь)

Ледовый режим.

  1. Когда замерзает Байкал? (1 – 14 января)
  2. Средняя толщина льда? (1 м)
  3. На сколько прочен лед озера Байкал? (толщина льда 50 см, выдерживает вес до 15 тонн)
  4. Что такое торосы? Какой высоты достигают? (нагромождение льдин, до 1,5 – 5 метров)
  5. Как толщина льда зависит от снежного покрова? (чем больше снега, тем тоньше лед)
  6. Что такое становые щели? Как они образуются? (мощные сквозные трещины шириной до нескольких метров, возникают из-за суточных колебаний температур)
  7. Местные жители говорят лед «разыгливается», что это значит? (разрушается, стоит подуть сильному ветру, как лед рассыпается)
  8. Что такое сокуй? (ледяные сосульки, ледяные наплески на промерзших скалах и камнях)
  9. Когда на Байкале происходит наибольшее испарение воды? (зимой, когда морозы самые сильные, но озеро свободно ото льда)
  10. Что такое сублимация? (испарение снега в зимние время)

Температура воды.

  1. Среднегодовая температура на поверхности озера? (+ 40 с)
  2. Почему температура у дна Байкала различна? (различные глубины)
  3. При какой температуре замерзает Байкал? (близкой к Оос)
  4. Как изменяется температура воды летом с глубиной? (понижается)
  5. Как изменяется температура воды зимой с глубиной? (повышается)
  6. Какова наибольшая амплитуда температур? (20 – 22ос)
  7. Какова максимальная температура на поверхности Байкала? (+22 +23ос)
  8. Где самая теплая вода? (в заливах и придельтовых участках  крупных рек)
  9. Где самая холодная вода? (восточная часть от о. Ольхон, где наибольшие глубины)
  10. Какова температура под ледовым покровом? (+0,1, +0,20с)

Подведение итогов. Объявляется ученик – победитель.

Оформление доски.

Климатические             Ледовый               Ветры             Температура

особенности                   режим         воды

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по элективному курсу «Байкаловедение».

 Закрепление по темам: «Байкал среди крупных озер мира», «История исследования», «Геология», «Легенды».

Цель: закрепить, обобщить, проверить знания по данным темам, формировать у учащихся навыки коллективной работы развитие взаимопомощи, познавательного интереса.

 

Оборудование: 24 карточки – сектора с названиями тем и указанным количеством очков, магнитофон.

                            Своя игра.

     Учитывая небольшое количество учащихся в предпрофильном классе, его нужно поделить на 2 команды. Урок проводится в виде игры для закрепления изучаемых тем по байкаловедению.

     Учитель готовит экран, разбитый на сектора, по определенным темам. Каждая тема включает в себя 5 вопросов различной трудности. Самый легкий вопрос стоит 10 баллов, самый трудный 50, если ученик отвечает на вопрос, то данные баллы получает, если нет, то право ответа переходит к другой команде. Так же есть еще сектора: ♫- музыкальная пауза,  – очки сектора присуждаются игроку, выбравшему данный сектор и «Своя игра» - игрок, выбравший этот сектор, сам оценивает стоимость вопроса и сам отвечает на него, в противном случае – очки отнимаются.

Байкал среди крупнейших озер мира

         

                   

История исследования на Байкале

        
 

Геология исследования на Байкале

        

Легенды

       

1сектор

Байкал среди крупнейших озёр мира. 

10 – Какова максимальная глубина озера? На каком месте в мире Байкал по

        глубине? (1631 м , I место)

 20–Своя игра. Объем воды в озере Байкал? Какое озеро по объему воды превосходит  
        Байкал? (23 000 км
3, Каспийское 77 000км3)

30 -   Длина и ширина Байкала (длина 636 км, ширина -79,5 км)

40 – Чему равна площадь водного зеркала Байкала?  На каком месте в мире по данному показателю? (31 500 км2, 8 место в мире)

50 – Назови 5 самых глубоких озер мира. (Байкал1631 м, Танганьика 1435м,

        Каспийское 1025 м, Ньяса 706м, Иссык-Куль – 702м)

2 сектор.

История исследования на Байкале.

.10 –Своя игра. Когда появились русские на Байкале, в каком году и под чьим руководством?  (1643г. под началом Курбатова Иванова)

20 – Причина появления на Байкале отряда казаков под руководством атамана

        Колесникова? (в поисках серебра)

30 – Фамилия человека, давшего первое литературное описание Байкалу?

        (Аввакум Петров 1655 – 56г)

40 – Как звали самого известного байкаловеда 20 века? (М.М. Кожов) Какую

        работу он написал? («Биология озера Байкал»)

50 – В каком году появилось первое достоверное изображение Байкала, автор?

         (1870г. Семен Ремезов, «Чертежная книга Сибири»)

3 сектор.

Геология.

10 – Что  такое рифт? (разлом в земной коре)

20 – На  границе каких тектонических структур находится Байкал?

       (Сибирская платформа, Саяно-Байкальский складчатый пояс)

30 - ♫ - музыкальная пауза

40 – В каком году и сколько баллов было самое сильное землетрясение на

        Байкале? (август 1959 г. – 9 баллов, 1862г. – 11 баллов)

50 – Докажите примерами и цифрами, что Байкал – сейсмическая область?

        (8 – 9 тыс. лет назад были действующие вулканы, сейчас ежегодно

       регистрируют до 2000 толчков землетрясений, в 1862 г. – в результате  

       землетрясения образовался новый залив Провал на месте 5 бурятских

       улусов)

4 сектор.

Легенды.

10 - ♫ - музыкальная пауза.

20 – Опровергни легенду, что нерпа попала в Байкал подземной протокой из

        Северного - Ледовитого океана. (Нерпа дышит легкими, в воде может быть 30 мин.,

        Её скорость 20км/ч, она не преодолела бы расстояние в 3,5 тыс.км)

30 – Правда  ли, что поперек Байкала была сухопутная перемычка и по  

        бурятской легенде Чингисхан «сухою ногою перешел Байкал в районе  

        острова Ольхон»? (нет, слишком огромные глубины в этом районе)

40 -  По легенде, Лена вытекала из Байкала. Верно ли это? (Нет, Лена берет

        начало в 7 км от Байкала, на высоте 800м западного склона Байкальского

        хребта, здесь не обнаружено речных отложений, и Сибирская платформа

       не могла так подняться)

50 – Будет ли Байкал океаном в будущем? (по косвенным данным, берега

        Байкала раздвигаются на 2 см в год. Высказана мысль, что Байкал –

        зарождающийся океан, но гипотеза требует доказательств)

Итог.

Объявление команды – победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 класс. Методическая разработка занятия "Сравнение свойств неорганических и органических веществ"

Материал содержит конспект занятия, репортаж с урока и презентацию учителя к уроку и одну из презентаций обучающихся....

Методическая разработка занятия на тему «Цунами», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика геологических стихий»

В 9-м классе появляется возможность, опираясь на знания учащихся по физической географии, физике и математике, а также на их прочный познавательный интерес, изучить грозные явления природы с той точки...

Методическая разработка занятия на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»

Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной». Разработка представлена в формате описания действий...

Методическая разработка занятия на тему «Как увидели расширение Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»

Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Как «увидели» расширение Вселенной». Разработка представлена в формате проблемного изложения, осущест...

Методическая разработка занятия на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»

Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной». Разработка представлена в формате проблемного изложения, осуществл...

ФГОС. 5 класс.Методическая разработка занятия "Тайны Древнего Египта"

Методическая разработка занятия в рамках ФГОС, рассчитанинное на 3-х часовое погружение в загадки Древнего Египта....

Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»

Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...