География, 10 класс, урок "Население мира"
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
Итоговый урок по географии в 10 классе "Население мира", проведенный согласно требованиям ФГОС по технологии проблемного обучения. Учащиеся анализируют возрастно-половые пирамиды различных стран, по которым определяют и сравнивают уровень и качество жизни населения, обсуждают демографическую ситуацию Китая, Герамнии и Индии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по географии ФГОС в 10 классе "Население мира" | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по теме: «Население мира»
Предмет, класс география, 10 класс
Тип урока: комбинированный
Вид урока: учебного сотрудничества
Цель урока: создают таблицу демографической ситуации развитых и развивающихся стран на примере Индии и Германии для оценки уровня и качества жизни населения различных стран мира. Оценивают демографическую ситуацию населения России.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- извлекают необходимую географическую информацию и применяют в самостоятельной работе;
- умеют читать диаграммы и работают по схеме;
- соотносят результат своей деятельности, сравнивают и оценивают его
Познавательные УУД
- самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель урока;
- осознают и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;
- перерабатывают информацию для получения необходимого результата;
- сравнивают и классифицируют объекты по выделенным признакам;
- строят логическую цепь рассуждений;
- самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера
Коммуникативные УУД
- планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- работают в коллективе с выполнением различных ролей;
- доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
- понимают другие позиции, представляют себя, ведут дискуссию;
- договариваются в группе, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
Личностные результаты:
- проявляют интерес и понимание к демографической ситуации различных стран;
- проявляют уважение и патриотизм к демографическим процессам в России.
Предметные результаты:
- знают и объясняют географические понятия, связанные с темой «Население мира»;
- выявляют факторы, определяющие половозрастной состав населения стран;
- анализируют демографическую ситуацию развитых и развивающихся стран на примере Германии и Индии посредством заполнения таблицы, сравнивая возрастно-половые пирамиды двух стран;
- сравнивают и оценивают уровень и качество жизни населения развитых и развивающихся стран;
- оценивают демографическую ситуацию населения России.
Технология: проблемное обучение.
Оборудование урока:
персональный компьютер, проектор, презентер, стартовая презентация, таблица – эталон, критерии оценивания групп, разноцветные листики.
Технологическая карта
I.Этап мотивации к учебной деятельности | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
О чем сегодня пойдет речь? 1.На экране фото населения Да, мы проведем заключительный урок по разделу «Население мира» 1.А сейчас запишите понятия, от которых зависит структура населения. 2.Послушаем каждого из групп. А теперь проверим ваши ответы. 2.На экране Эталон понятий | Мы будем говорить о населении мира Эталон понятий Половой состав, возрастной состав, депопуляция населения, демографическая нагрузка, демографический кризис, демографическая политика, рождаемость, смертность, экономически активное население, этнический состав, средняя продолжительность жизни, социально-экономическое развитие. |
Методический комментарий. Активизация внимания, мотивация на деятельность | |
II.Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Какая диаграмма отражает структуру населения? | Это возрастно-половая пирамида. |
Методические комментарии. Стимулирование поиска вариантов ответов на основе уже имеющихся знаний – анализ, припоминания, обеспечение ситуации успеха для разных учеников (познавательные, личностные УУД) | |
III. Этап постановки проблемы | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
3.Демонстрация возрастно-половой пирамиды. 1.Определите по этой диаграмме, какая это страна развитая или развивающая? На экране появляется название пирамиды «Китай» 4.На экране вопрос. Почему возрастно-половая пирамида Китая отражает уровень и качество жизни развитой страны? Записывайте в тетрадь свои гипотезы. | Ученики затрудняются ответить, анализируют, высказывают доводы. Предполагают, что эта развитая страна. Каждая группа высказывает свое мнение по поставленному вопросу. Ребята высказывают, что Китай развивающаяся страна, а все критерии возрастно-половой пирамиды развитой. Ребята записывают свои доводы в тетрадь. |
Методические комментарии. Стимулирование поиска вариантов ответов на основе уже имеющихся знаний – анализ, припоминания, обеспечение ситуации успеха для разных учеников (познавательные, личностные УУД) | |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения и оценка найденного способа действия. | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
5.На экране демонстрируются половозрастные пирамиды 2-х стран 1.А теперь вы можете сказать, где развитая и развивающаяся страна? 2.По каким критериям вы это поняли? 3. Да, вы правы, первая пирамида по всем показателям соответствует развитой стране - это Германия, а вторая Индии. На экране появляются названия пирамид «Германия и Индия» | 1.Это возрастно-половые пирамиды развитой и развивающейся стран. 2.Они отличаются структурой населения: соотношение мужчин и женщин, возрастной состав, низкая и высокая рождаемость, разная средняя продолжительность жизни, периоды демографического кризиса. |
Методические комментарии. Организация коллективной деятельности. Вопросы учителя, направленные на выявление места затруднения и возможные ответы учеников. | |
V. Этап реализации построенного проекта | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.У вас на столах таблица, которую вы будете заполнять. Как вы будете это делать? 6.На экране таблица с понятиями Также вам необходимо ответить на вопрос «Почему возрастно-половая пирамида Китая отражает уровень и качество жизни развитой страны?». 2.Где можно взять информацию о Китае? Поэтому я вам подготовила статью о Китае, скачанную из Интернета. 3.А сейчас сравним ответы с эталоном. 7.На экране заполненная таблица-эталон 8.Эталонный ответ на вопрос. | 1.Мы будем сравнивать понятия, формирующие возрастно-половую пирамиду Германии и Индии. 2.Информацию можно получить из учебника по географии, специальной литературы и из Интернета. Ученики заполняют таблицу и отвечают на проблемный вопрос, используя учебник и статью о Китае. Представитель каждой группы зачитывает ответы. 3.Ученики сравнивают ответы с эталоном. Эталонный ответ на вопрос |
Методические комментарии. Реализация построенного проекта в соответствии с планом. Проверка по эталону. Оценка и самооценка по критериям оценивания. | |
VI. Этап определения смысла урока интеллектуальной и эмоциональной рефлексии учебной деятельности на уроке | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Итак, для чего мы заполнили таблицу? 2. В чем смысл нашего урока? 9.На экране - Цель урока. | 1.Чтобы выявить различия двух стран экономически развитой Германии и отсталой Индии. 2. Ученики определяют цель урока: создание таблицы демографической ситуации развитых и развивающихся стран на примере Индии и Германии для оценки уровня и качества жизни населения различных стран мира. |
Методические комментарии. Определение смысла и цели урока. | |
VII. Итоговая рефлексия. Задание на дом. | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
10.На экране Критерии оценивания 1.У вас на столах листы Критерии оценивания. Можете себя оценить по нескольким показателям. Если ваши ответы совпали с эталоном, значит 10б, если недочеты балл ниже. 2. Ваши листы с критериями я оценю позже, когда подсчитаю ваши баллы. 11.На экране будущее России 3.Мы живем в России. Какие демографические процессы характерны для нашей страны? Вы, наше будущее. Вы будущие родители! Сколько детей вы бы хотели иметь в ваших семьях? Напишите на листиках. Мы их поместим на доску. «Будущее 10 «А» класса». 12.На экране домашнее задание. Оценить демографическую ситуацию в России по половозрастной пирамиде. Всех благодарю за урок, на этом мы закончили. | 1.Участники групп оценивают ответы одноклассников, которые отображаются на экране (на столах листы по критериям оценивания) 2.Представители каждой группы дают общую оценку работе группе. 3.В последние годы в связи с проводимой демографической политикой и улучшением качества жизни в нашей стране впервые рождаемость поднялась выше смертности, увеличилась средняя продолжительность жизни, об этом недавно объявил Президент России. У России есть все возможности догнать и перегнать экономически развитые страны. |
Методические комментарии. Подведение итогов урока позволяет ученикам произвести оценку урока. Способствует оценке качества своего труда, посредством заполнения листов критериев эффективности в учебной деятельности. Оценка собственной деятельности на уроке с точки зрения достижения поставленных целей. Домашнее задание. Оценить демографическую ситуацию в России по половозрастной пирамиде. Всех благодарю за урок, на этом мы закончили. |
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Таблица-эталон
Понятия | Германия | Индия |
Половой состав | Преобладание женщин | Преобладание мужчин |
Возрастной состав | Значительное количество пожилых | Незначительное количество пожилых |
Рождаемость | Низкая | Высокая |
Депопуляция населения | Наблюдается | Отсутствует |
Демографическая нагрузка | Мало детей | Много детей |
Демографический кризис | Наблюдался | Не наблюдался |
Демографическая политика | Проводится на увеличение рождаемости | Проводится на ограничение рождаемости |
Средняя продолжительность жизни | Высокая | Сравнительно низкая |
Этнический состав населения | Однонациональный | Многонациональный |
Социально-экономическое развитие | Высокий уровень | Низкий уровень |
Экономически активное население | Больше | Меньше |
Почему возрастно-половая пирамида Китая отражает уровень и качество жизни развитой страны?
Эталонный ответ. Большое население (1,3 млрд. чел.), с одной стороны, предопределяет наличие огромных трудовых ресурсов, с другой – затрудняет повышение доходов населения, обостряет жилищную и продовольственную проблемы. Вот почему еще в середине 20 в. в Китае стала проводиться демографическая политика, направленная на ограничение рождаемости. Страна, у которой самый высокий в мире ВВП, ведущая модернизацию оборудования и рабочих мест, планомерно снижающая долю импорта в производственной сфере.
Критерии оценивания работы групп в ходе проекта
Критерии | 5 баллов (неполный ответ) | 7 баллов (близкий к ответу) | 10 баллов (полный ответ) | Итого |
Формулировка целей и гипотезы исследования (Китай) | ||||
Определение понятий по структуре населения | ||||
Заполнение таблицы по структуре населения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Географический турнир по географии. Тема "Население мира" 10 класс
Урок -обобщение по теме "Население мира" 10 класс. Урок-презентация. Включает в себя так же индивидуальную работу учеников по карте-столица-страна, найди пару; и головоломка по основным понятиям данно...
Презентация. 10 класс География природных ресурсов мира.
Урок в 10 классе. План урока.Территориальные и земельные ресурсыВодные и гидроэнергетические ресурсыЛесные ресурсыГеотермальные ресурсыАгроклиматические ресурсыРесурсы Мирового океанаРекреационные рес...
ГЕОГРАФИЯ 10 КЛАСС: НАСЕЛЕНИЕ МИРА.
Технологическая карта рассчитана на 6 часов, включает весь материал модуля НАСЕЛЕНИЕ МИРА....
Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...
Тестовая работа по географии "Политическая карта мира" 10 класс.
Данная работа по географии составлена для проверки знаний учащихся 10 класса по разделу "Современная политическая карта мира"....
Презентация к уроку географии.Природные зоны Мира. 6 класс.
Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Природные зоны Мира"....