Методическая разработка к уроку по теме «Составление характеристики природных комплексов Луг и Овраг»
методическая разработка по географии на тему

Волкова Наталья Аркадьевна

Цель урока:

  • Формирование умений определять взаимосвязь между компонентами природного комплекса, составление описания природного комплекса на местности
  • Участие в совместной работе в процессе учебной, исследовательской и образовательной деятельности
  • Привитие основ экологической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка к уроку по теме

«Составление характеристики природных комплексов Луг и Овраг».

Цель урока:

  • Формирование умений определять взаимосвязь между компонентами природного комплекса, составление описания природного комплекса на местности
  • Участие в совместной работе в процессе учебной, исследовательской и образовательной деятельности
  • Привитие основ экологической культуры

Оборудование:

  • Планшет
  • Карандаш
  • Ластик
  • Линейка
  • Школьная лупа

Тип урока:

        Практическая работа

Ход урока:

Практическая работа проводится на местности. Для этого выбирают два участка. Ученики разделяются на две группы. Для изучения природного комплекса «Луг» беру площадку 10Х10 метров, а для оврага площадку 5Х20 метров. План описания для двух участков одинаковый для каждой группы. Каждой группе вручается карточка с планом действий.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ.

  1. Название природного комплекса (ПК).
  2. Географическое положение ПК. Точка ориентирования – от здания школы.
  3. Описание природного комплекса – выявить особенности компонентов: форма рельефа, тип почвы, расположение грунтовых вод, виды растительности, животных.
  4. Данные исследования природных комплексов заносятся в таблицу.

План сравнения

ЛУГ

ОВРАГ

Географическое положение

На Северо-востоке от школы №2

На юге от школы №2

Характер поверхности

Ровная

Холмистая

Почва

Дерновая

Суглинистая

Расположение вод

Близко к поверхности

Выход подземных вод на поверхность. Наличие двух родников.

Растительность

Мятлик луговой, костер, ежа сборная, лютик едкий, герань луговая, гравилат городской, подмаренник, манжетка, донник желтый.

Липа, клен, береза. Будра плющевидная, вероника дубравная, хвощ полевой, папоротник лесной, яснотка.

Животные

Дождевой червь, стрекозы, бабочки, шмели, лягушки,жаворонки, овсянки, пеночки-веснички, мыши-полевки, кроты

Дождевой червь, мокрицы, улитки, слизни, лягушки, ящерицы, ежи, синицы, воробьи, дятлы, поползни

  1. Результаты практической работы можно осветить на конференции, где будут обобщаться полученные сведения 2 исследовательских групп.

Вопросы для обсуждения:

  • Название и географическое положение природных комплексов.
  • Почвы и их качества.
  • Рельеф.
  • Растительный и животный мир – основные представители.
  • Влияние на состояние комплексов хозяйственной деятельности человека.
  • Какие меры по охране комплекса вы можете предложить?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного урока "Влияние природных условий на быт человека в Западной Сибири"

Предлагаемый урок по теме "Влияние природных условий на быт человека в Западной Сибири" является интегративным уроком географии и истории.Испоьзование бинарного урока по данной теме я считаю наиболее ...

Методическая разработка к уроку по теме «Составление простейшего плана местности способом полярной съемки».

Цель урока:Умение работать с планшетом и компасом для составления плана местностиУчастие в совместной деятельности по составлению простейшего плана местностиПривитие основ экологической культуры...

Методическая разработка открытого урока "Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы"

Открытый урок по географии 8 класс, тема " Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы." Урок проводился в рамках использования здоровьесберегающих технологий на уроках географии....

Методическая разработка к уроку. Практическая работа "Описание природной системы и агроэкосистемы"

Разработка предназначена для проведения практических работ в 11 классе по экологии. Цель: закрепление знаний об экосистемах, научить учащихся описывать природные и искусственные экосистемы, объяснять ...

Методическая разработка по математике на тему "Составление формул"

Данная тема рабочей программы 7 класса по математике учебника «Математика-6» авт. Г.В.Дорофеев и др....

Методическая разработка "Конспект занятия по теме "Составление проекта аранжировки"

В методической разработке представлен конспект занятие в классе клавишного синтезатора. В разработке описаны цель, задачи, ожидаемые результаты, подробно описаны этапы занятия с действиями педагога и ...