Урок географии " Строение Земли"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Форма урока: урок - практикум
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Цели урока:
Образовательная: • формирование представлений о литосфере, земной коре и ее строении с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
- развивать умение пользоваться данным правилом при выполнении заданий,
• учить применять знания в несколько измененных ситуациях;
Развивающая: • формировать умения работать фронтально, индивидуально, в парах, в группах;
• учить анализировать свои действия;
Воспитательная: • создавать условия для положительного отношения к процессу познания, поощрять желание узнавать новое, развивать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_stroenie_zemli_5_klass.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии 5 класс « Строение Земли».
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Форма урока: урок - практикум
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Цели урока:
Образовательная: • формирование представлений о литосфере, земной коре и ее строении с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
- развивать умение пользоваться данным правилом при выполнении заданий,
• учить применять знания в несколько измененных ситуациях;
Развивающая: • формировать умения работать фронтально, индивидуально, в парах, в группах;
• учить анализировать свои действия;
Воспитательная: • создавать условия для положительного отношения к процессу познания, поощрять желание узнавать новое, развивать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
Планируемые результаты:
Предметные:
- моделируют ход решения заданий с помощью рисунка, схем;
- умеют решать простейшие задачи;
Метапредметные:
Регулятивные:
Умеют планировать цель деятельности на уроке; работают по инструкции; распределяют деятельность в групповой работе; намечают способы устранения ошибок; анализируют собственную работу и работу товарищей; умеют оценивать уровень своих знаний по теме и выбирать соответствующие задания для выполнения; оценивают результаты учебной деятельности, определяют степень успешности своей работы, умеют осуществлять контроль своей деятельности, адекватно воспринимают оценку своей деятельности.
Познавательные:
Умеют выбирать методы для решения разных задач; устанавливать цепочку действий для выполнения задания;
Личностные:
Имеют возможность к саморазвитию и самосовершенствованию; проявляют познавательную инициативу в оказании помощи товарищам,
Коммуникативные:
Умеют взаимодействовать в парах, группах; высказывают свои мысли по решению заданий.
Ход урока:
1 этап . Организационный. (готовность к уроку)
Эмоциональный настрой. Здравствуйте, ребята! Надеюсь , наша совместная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Садитесь. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое : учебник, тетрадь, дневник, ручка.
2 этап . Актуализация знаний.
Ребята, вы сейчас внимательно прослушаете текст, а затем ответите на ряд вопросов. Зачитываю текст : « Первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а впоследствии стала, вновь остывать. При этом «легкие» элементы поднимались, а « тяжелые» опускались. Так сформировалась первоначальная земная кора.»
Учитель – о чем говорят эти строки?
Ученик: о гипотезе происхождения Земли
Учитель – как объяснял происхождение Солнечной системы Лаплас?
В чем состоит гипотеза Джинса?
Как гипотезе Шмидта объясняет процесс возникновения планет?
Какова форма Земли?
Вспомните из материала природоведения, какие оболочки Земли вам известны?
Ученик : атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера
Интеллектуальная разминка
Изучив географию в 6 классе, вы узнаете о каждой из этих оболочек более подробно. А начнем изучать мы планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. У вас на столах лежит листок с ребусом.
Задание : разгадайте ребус и назовите спрятанную земную оболочку.
Учитель – какая тема нашего урока?
Ученики – ЛИТОСФЕРА.
Учитель – давайте вместе попробуем наметить , над чем нам предстоит работать , изучая тему сегодняшнего и последующих уроков.
Дети ставят задачи на урок ( что такое литосфера? Как она образовалась? Из чего состоит? Где могут пригодиться эти знания?)
3 этап. Усвоение исходных знаний.
Учитель – давайте вспомним, почему наша звезда- Солнце излучает так много света и тепла?
Ученик – солнце – это раскаленное небесное тело , с температурой на поверхности до 10 тыс. градусов
Учитель – а не удивит вас . если я скажу, что у нас под ногами, точнее на глубине 3000 км находится такое же « солнце», только чуть холоднее? Мы с вами живем и ходим лишь по самой поверхности, тонкой, хрупкой, но защищающей нас от горячего дыхания Земли.
Если сравнить нашу планету с куриным яйцом , то получим некоторое сходство. Какое?
Что же находится внутри Земли нам и предстоит сегодня узнать. Вы готовы? Тогда давайте совершим короткое , но увлекательное путешествие к центру Земли! ( показ видеофрагмента ) Сосредоточились! Представляем, что мы движемся вглубь, проходя толщу Земли в каком – нибудь фантастическом аппарате, как когда –то сделали герои писателя – фантаста Жюль Верна из романа « Путешествие к центру Земли» ( показываю книгу).
Для работы нам нужно создать небольшие исследовательские группы ( класс рассаживается по группам).
1 группа : геологи – исследователи земной коры.
2 группа : вулканологи – исследователи мантии
3 группа : вулканологи – исследователи ядра
4 группа : эксперты- фотографы – моделируют схему строения Земли
Но чтобы про вести исследование глубин Земли , нам нужно вооружиться теоретическими знаниями. Для этого все группы в течение 3 минут работают с параграфом 20 ( стр 94) и картами атласа , нарабатывают ответы на вспомогательные вопросы.
1 группа : 1. Что такое земная кора?
2. 2 типа земной коры : материковая и океаническая. Чем они отличаются?
3. Чем образована земная кора?
2 группа : 1. Что такое мантия и из чего она состоит?
2.Какая температура внутри мантии?
3. На какой глубине она находится?
4. Почему на дне глубоких шахт температура горных пород выше , чем на поверхности земли, несмотря на времена года?
3 группа: 1. На какой глубине находится ядро?
2. Какая в ядре температура?
3. почему вещество в ядре находится при высокой температуре не в жидком состоянии . а в твердом?
4 группа: в результате чтения параграфа моделируют схему строения Земли.
Учитель – команды готовы к путешествию? Но перед долгим путешествием надо размяться.
Физкультминутка:
Учитель- если сравнить земную кору с яблоком или куриным яйцом, то кора будет только тонкой и хрупкой кожицей. Но именно она не только защищает нас от горячего дыхания Земли , но и широко используется человеком: на ее поверхности построены дома, дороги, из ее недр добывают различные п/и , и др.
Если мысленно убрать всю воду с поверхности планеты. Мы увидим все ее неровности – РЕЛЬЕФ.
Как вы считаете, где будет толще , а где тоньше з /к ?
Специалисты 1 группы какое отличие вы заметили?
Учитель – спускаться аппарату было легко и быстро, т.к. слои з /к сложены разными породами. Давайте исследуем некоторые из них. ( работа с коллекцией горных пород)
У вас на столах лежат экземпляры горных пород. На какие группы их можно разбить? Какое у вас возникло затруднение?
Какова будет цель нашей деятельности ?
Ученики – узнать какими бываю по происхождению г/п.
Учитель – как мы сможем получить ответ на вопрос?
Ученики – воспользоваться учебником стр 97 -98. ( читают 3 минуты) отвечаем на вопросы.
Учитель - 1. ГРАНИТ магматическая г/п , образовалась при застывании магмы
2. ИЗВЕСТНЯК осадочная г/п, образовалась при накоплении остатков организмов.
3. МРАМОР – метаморфическая г/п, образовалась в результате воздействия высоких температур и давления на осадочные и магматические г/п.
Учитель – теперь вы можете ответить на вопрос какие бывают г/п по происхождению.
Ученики – магматические, осадочные и метаморфические.
А сейчас мы погружаемся в самую толщу Земли. Сейчас станет очень жарко! Температура за бортом быстро увеличивается от + 100 до + 1000.
Учитель – а что могут добавить специалисты 2 группы? ( ответы 2 группы)
Учитель – Шахтерам , добывающим уголь и нефть очень тяжело приходится работать из – за высокой температуры. Некоторые шахты даже приходилось забрасывать, т.к там становилось невозможно работать при температуре + 50 . Как вы думаете , с чем связана такая проблема? ( ответы детей)
Учитель – Наконец , мы подошли к самому загадочному слою наше планеты – ядру. Что могут сказать нам специалисты 3 группы?( ответы детей)
Учитель – ну что понравилось наше путешествие? Теперь необходимо возвращаться обратно, но мы должны выслушать отчет 4 группы ( показывают сделанный макет строения Земли и рассказывают).
Учитель – какие вы молодцы, справились с очень сложными задачами, которые сами поставили в начале пути! Сейчас отчет о проделанной работе занесем в наши тетради на стр.51 задания 1,2 и стр.52 задание 3. ( взаимопроверка, обмен тетрадями) .
Закрепление : закончите предложения
Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится -….. ( ядро)
Но не ядро от пушки.
Затем ,представьте, ….. (мантия)
Лежит внутри Земли,
Но не такая мантия,
Что носят короли.
Затем ….( кора земная)
Наше путешествие закончилось. Всем бы хотелось узнать , как мы усвоили материал. Что же было самым главным?
4 этап : рефлексия
Что нового я узнал на уроке?
Какое значение для меня лично имеют знания и умения , полученные на уроке?
Какая работа была интересной?
Что помогало в работе?
Что вызвало наибольшее затруднение?
5 этап – оценка своей деятельности на уроке
*если я активна работал на уроке, в группе – ставите +
*если я правильно и часто отвечал на контрольные вопросы – еще один +
6 этап – домашнее задание ( по выбору)
- Параграф 20
- Построить дома модель строения Земли
- Написать стихотворении, сказку или рассказ о путешествии вглубь Земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Внутреннее строение Земли"
Урок географии в 6 классе.Урок проводится в форме путешествия по станциям: "Знания", "Исследовательская", "Итоговая".На уроке формируетсяпредставление о внктреннем строении ЗемлиКоасс работает с больш...
Урок географии «Строение атмосферы»
Открытый урок по географии в 6 классе.Повторение уже известных и знакомство с новыми понятиями и терминами; работа со схемой «Строение атмосферы»; работа с таблицей «Части атмосферы и их особенности...
Урок "Внутреннее строение Земли" 5 класс по ФГОС
Знакомство с основными оболочками земли, строением литосферы, с методами изучения внутреннего строения Земли; работа со схемой «Внутреннее строение Земли»; работа с таблицей «Внутреннее строение...
План конспект урока географии « Атмосфера Земли, её состав и строение»
Тема: Атмосфера Земли, её состав и строение . Атмосферное давление. Урок №17. Базовый учебник.География: Начальный курс: 5 класс: учебник для учащ...
Дидактическая карточка к уроку "Внутреннее строение Земли" 5 класс
Дидактическая карточка содержит несколько заданий различного характера: это и тест, и задание на правильное добавление слова, и решение ребуса....
Конспект урока " Внутреннее строение Земли"
Технологическая карта открытого урока «Внутреннее строение Земли». Ооржак Айланмаа Кавайевна, учитель географии МБОУ СОШ № 2 города ЧаданПредмет: географияКласс...
Урок Внутреннее строение Земли .Горные породы 5 класс
Урок Внутреннее строение Земли.Горные породы 5 класс...