урок географии по теме: Неравномерность размещения населения. География мировых миграционных процессов
презентация к уроку по географии (10 класс) на тему

Литвак Надежда Аникиевна

Урок географии в 10 классе по учебнику Е.М. Домогацких издательство "Русское слово". Урок из раздела "География населения мира". Включает в себя следующие этапы: актуализация знаний, процессуально содержательный этап, этап первичного закрепления знаний (практическая работа). В ходе урока используются разные приемы и технологии. Разработка включает конспект и презентацию. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Класс: 10
  2. Время:  45      
  3. Тема урока: Неравномерность размещения населения. География мировых миграционных процессов.

4)  Цели урока:   Сформировать знания об особенностях распределения населения, через формирование причинно-следственных связей показывающих зависимость размещения населения, природных условий и ресурсов, истории освоения земель и новых территории, в процессе работы с учебником и картами атласа.

Дать знания о многообразии и масштабах современной миграции  населения.                     Совершенствовать навыки работы со специальными картами и   статистическими материалами.

5) Оборудование, наглядные пособия: политическая карта мира, карта плотности населения, мультимедийный комплект, диск экономическая и социальная география мира

6) Тип урока: комбинированный урок

                                ХОД УРОКА

  1. Организационная часть (3-5 минуты)

- проверка списочного состава учащихся

- настрой учащихся на работу

- тема, цель, план проведения занятия

- выдача домашнего задания

2. Актуализация знаний. (5-10 минут)

Формы опроса: индивидуальный(устно),  фронтальный (письменный, устный), дифференцированный.

Технология деятельностного  подхода.

  1. Состав населения

На доске прикреплены таблички с названием

А) самых многочисленных народов.

Б) самых распространенных религий

В) самых распространенных языков мира

Г) расы

У доски работают 4 ученика. Задача учащихся прикрепить карточки  на политическую карту мира, соблюдая территориальный фактор их проживания.

  1. Остальные учащиеся в данный момент выполняют задания на соответствие.

Соотнести страну – признак национальности

1. Япония        А) многонациональные

2. Индия         Б) двунациональные

3. Бельгия        В) однонациональные

Соотнести страна – раса

1. Франция        А) негроидная

2. Китай          Б) европеоидная

3. Эфиопия          В) монголоидная

Соотнести страна – язык

1. Бразилия        А) испанский

2. Мексика          Б) английский

3. США             В) португальский

После выполнения задания учащиеся анализируют работу ребят у доски.

Выделяют верные и неверные ответы. Оценивают работу.

Если работа будет выполнена правильно, на демонстрационной карте образуется краткая характеристика территорий по составу населения.

3. Процессуально-содержательный этап урока.(20-25  мин)

Методы обучения: беседа; рассказ; самостоятельная работа по учебнику, образцам наглядных пособий;

ИКТ, Технология сотрудничества, личностно-ориентированная.

План:

  1. Размещение населения
  2. Сгустки населения
  3. Миграции населения

А) внутренние миграции

Б) внешние миграции

      4. Причины миграции

1. Размещение населения 

Работа в парах

Учащиеся должны работая с картой плотности населения выделить территории с самой высокой и самой низкой плотностью населения и обосновать причины, из-за которых плотность в разных регионах Земли разная.

Высокая плотность:

1. Благоприятные природные условия

2. Равнинный рельеф (100 из 80 человек на высоте до 500м.)

3. Транспортные и торговые пути (200-км. от моря > 50%)

4. С/х земли изначально (Бангладеш – Ок. 900ч/км2), пром. Центры (Германия Рурский бассейн - >1200 ч/км2).

Max плотность в микрогосударствах – Монако 16400 ч/км2

Min плотность в государствах – Монголия, Канада, Австралия

Факты - выводы:

1. Население размещено неравномерно

2. Средняя плотность населения 45ч/км2

3. Ок. 70% людей проживает на 7% территории

4. 15% суши не освоены

2. Сгустки населения.

 Работа с учебником, презентацией заполнение таблицы.

Время возникновения

ГП

Отличительные особенности

Азиатский

4 т.до.н.э.

Восточная, Ю-В, Южная Азия

Рисосеяние «рисовые цивилизации»

Европейский

18 в.

Европа, кроме северной и восточной

Развитие промышленности

Атлантический

19в.

Северо-восток США

Массовая миграция

Плотность населения зависит от численности и перемещения людей

Причины миграции: работа с рис. 23 стр. 57

Миграция – перемещения населения

          Внутренние:

Из села в город в странах развивающихся – урбанизация (работа)

Из города в село – субурбанизация (экология)

Охарактеризуйте миграцию между странами зарубежной Азии и Россией

                     Внешние:

1. Экономические (трудовые) поток из развивающихся стран в развитые. Почему?

Центры трудовых миграций: Западная Европа, США, страны Персидского залива.

 «Утечка умов», ученые

 Спортсмены

2. Политические  - беженцы

     4. Первичное закрепление  знаний (10-15 мин)

Методы обучения: см. работа с атласом, учебником

Практико-ориентированная технология

4. Объяснение причин миграционных процессов в разных регионах мира.

1. Опишите направление  внешних миграций в эпоху ВГО

А) регионы эмиграции  Б) регионы иммиграции

2. Опишите направление  внешних миграций в современный период

А) регионы эмиграции  Б) регионы иммиграции

Сделать вывод

В каких регионах  направление миграции не изменилось и почему

В каких регионах  направление миграции не изменилось и почему

Направление перемещения - причина

1. Первая миграционная волна

ВГО

Из Европы – в США и Канаду, колонизация, свободные земли, богатство земель, развитие хозяйства, спрос на раб. силу

Из Африки – невольники, для работы

2. Вторая миграционная волна Современный этап

Из Африки, Азии, Лат. Америки – в Европу, Австралию, С. Америку

 избыток раб. силы, разница между уровнем жизни и зарплаты

– убыль населения, старение нации, наличие раб. мест

– экономическая высокий уровень жизни и зарплаты

Ю-З Азия - нефтедоллары

   Вывод: должны быть отражены различия основных причин миграций в разное историческое время

Регионы с эмиграцией – Африка, > часть Азии

   Регионы с иммиграцией –  С.Америка, Австралия

   Эмиграция         иммиграция  Европа, Ю-З Азия

   Иммиграция         эмиграция  Лат. Америка

  1. Рефлексия

Какую информацию Вы узнали на уроке.

Какая информация оказалась для Вас новой?

Д/з §7

Опережающее задание: сообщения, презентации о крупнейших городах мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-обобщения по теме "Евразия", 7 класс, география

Разработка урока-обобщения по теме "Евразия", 7 класс, география....

Тестовая контрольная работа по географии по теме "Экономическая и социальная география Владимирской области"

Тестовая работа составлена для учащихся 9 класса в рамках реализации регионального компонента "География Владимирской области"...

План-конспект урока по географии по теме "Австралийский Союз, Население. Хозяйство"

 План-конспект урока по географии по теме "Австралийский Союз. Население. Хозяйство" состоит из пяти основных разделов:      1) организационная часть      2) ...

Интегрированный урок в 6 классе по математике и географии на тему: «Рациональные числа в рельефе Земли»

Интегрированный урок в 6 классе по математике и географии на тему: «Рациональные числа в рельефе Земли»...

Урок по географии в 7 классе "Численность населения Земли. Размещение населения"

Классический урок приобретения новых знаний с элементами исследования....

Урок географии по теме: "Научно-техническая революция и мировое хозяйство"

Обобщающий урок географии в 10 классе по теме: "Научно-техническая револющия и мировое хозяйство"...

9 класс. Презентация к уроку литературы по теме "Классицизм в русской и мировой литературе"

9 класс. Презентация к уроку литературы по теме "Классицизм в русской и мировой литературе"...