урок географии по теме: Неравномерность размещения населения. География мировых миграционных процессов
презентация к уроку по географии (10 класс) на тему
Урок географии в 10 классе по учебнику Е.М. Домогацких издательство "Русское слово". Урок из раздела "География населения мира". Включает в себя следующие этапы: актуализация знаний, процессуально содержательный этап, этап первичного закрепления знаний (практическая работа). В ходе урока используются разные приемы и технологии. Разработка включает конспект и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neravnomernost_razmeshcheniya_naseleniya._geografiya_mirovykh_migratsionnykh_protsessov.rar | 744.08 КБ |
Предварительный просмотр:
- Класс: 10
- Время: 45
- Тема урока: Неравномерность размещения населения. География мировых миграционных процессов.
4) Цели урока: Сформировать знания об особенностях распределения населения, через формирование причинно-следственных связей показывающих зависимость размещения населения, природных условий и ресурсов, истории освоения земель и новых территории, в процессе работы с учебником и картами атласа.
Дать знания о многообразии и масштабах современной миграции населения. Совершенствовать навыки работы со специальными картами и статистическими материалами.
5) Оборудование, наглядные пособия: политическая карта мира, карта плотности населения, мультимедийный комплект, диск экономическая и социальная география мира
6) Тип урока: комбинированный урок
ХОД УРОКА
- Организационная часть (3-5 минуты)
- проверка списочного состава учащихся
- настрой учащихся на работу
- тема, цель, план проведения занятия
- выдача домашнего задания
2. Актуализация знаний. (5-10 минут)
Формы опроса: индивидуальный(устно), фронтальный (письменный, устный), дифференцированный.
Технология деятельностного подхода.
- Состав населения
На доске прикреплены таблички с названием
А) самых многочисленных народов.
Б) самых распространенных религий
В) самых распространенных языков мира
Г) расы
У доски работают 4 ученика. Задача учащихся прикрепить карточки на политическую карту мира, соблюдая территориальный фактор их проживания.
- Остальные учащиеся в данный момент выполняют задания на соответствие.
Соотнести страну – признак национальности
1. Япония А) многонациональные
2. Индия Б) двунациональные
3. Бельгия В) однонациональные
Соотнести страна – раса
1. Франция А) негроидная
2. Китай Б) европеоидная
3. Эфиопия В) монголоидная
Соотнести страна – язык
1. Бразилия А) испанский
2. Мексика Б) английский
3. США В) португальский
После выполнения задания учащиеся анализируют работу ребят у доски.
Выделяют верные и неверные ответы. Оценивают работу.
Если работа будет выполнена правильно, на демонстрационной карте образуется краткая характеристика территорий по составу населения.
3. Процессуально-содержательный этап урока.(20-25 мин)
Методы обучения: беседа; рассказ; самостоятельная работа по учебнику, образцам наглядных пособий;
ИКТ, Технология сотрудничества, личностно-ориентированная.
План:
- Размещение населения
- Сгустки населения
- Миграции населения
А) внутренние миграции
Б) внешние миграции
4. Причины миграции
1. Размещение населения
Работа в парах
Учащиеся должны работая с картой плотности населения выделить территории с самой высокой и самой низкой плотностью населения и обосновать причины, из-за которых плотность в разных регионах Земли разная.
Высокая плотность:
1. Благоприятные природные условия
2. Равнинный рельеф (100 из 80 человек на высоте до 500м.)
3. Транспортные и торговые пути (200-км. от моря > 50%)
4. С/х земли изначально (Бангладеш – Ок. 900ч/км2), пром. Центры (Германия Рурский бассейн - >1200 ч/км2).
Max плотность в микрогосударствах – Монако 16400 ч/км2
Min плотность в государствах – Монголия, Канада, Австралия
Факты - выводы:
1. Население размещено неравномерно
2. Средняя плотность населения 45ч/км2
3. Ок. 70% людей проживает на 7% территории
4. 15% суши не освоены
2. Сгустки населения.
Работа с учебником, презентацией заполнение таблицы.
Время возникновения | ГП | Отличительные особенности | |
Азиатский | 4 т.до.н.э. | Восточная, Ю-В, Южная Азия | Рисосеяние «рисовые цивилизации» |
Европейский | 18 в. | Европа, кроме северной и восточной | Развитие промышленности |
Атлантический | 19в. | Северо-восток США | Массовая миграция |
Плотность населения зависит от численности и перемещения людей
Причины миграции: работа с рис. 23 стр. 57
Миграция – перемещения населения
Внутренние:
Из села в город в странах развивающихся – урбанизация (работа)
Из города в село – субурбанизация (экология)
Охарактеризуйте миграцию между странами зарубежной Азии и Россией
Внешние:
1. Экономические (трудовые) поток из развивающихся стран в развитые. Почему?
Центры трудовых миграций: Западная Европа, США, страны Персидского залива.
«Утечка умов», ученые
Спортсмены
2. Политические - беженцы
4. Первичное закрепление знаний (10-15 мин)
Методы обучения: см. работа с атласом, учебником
Практико-ориентированная технология
4. Объяснение причин миграционных процессов в разных регионах мира.
1. Опишите направление внешних миграций в эпоху ВГО
А) регионы эмиграции Б) регионы иммиграции
2. Опишите направление внешних миграций в современный период
А) регионы эмиграции Б) регионы иммиграции
Сделать вывод
В каких регионах направление миграции не изменилось и почему
В каких регионах направление миграции не изменилось и почему
Направление перемещения - причина | |
1. Первая миграционная волна ВГО | Из Европы – в США и Канаду, колонизация, свободные земли, богатство земель, развитие хозяйства, спрос на раб. силу Из Африки – невольники, для работы |
2. Вторая миграционная волна Современный этап | Из Африки, Азии, Лат. Америки – в Европу, Австралию, С. Америку избыток раб. силы, разница между уровнем жизни и зарплаты – убыль населения, старение нации, наличие раб. мест – экономическая высокий уровень жизни и зарплаты Ю-З Азия - нефтедоллары |
Вывод: должны быть отражены различия основных причин миграций в разное историческое время
Регионы с эмиграцией – Африка, > часть Азии
Регионы с иммиграцией – С.Америка, Австралия
Эмиграция иммиграция Европа, Ю-З Азия
Иммиграция эмиграция Лат. Америка
- Рефлексия
Какую информацию Вы узнали на уроке.
Какая информация оказалась для Вас новой?
Опережающее задание: сообщения, презентации о крупнейших городах мира
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока-обобщения по теме "Евразия", 7 класс, география
Разработка урока-обобщения по теме "Евразия", 7 класс, география....
Тестовая контрольная работа по географии по теме "Экономическая и социальная география Владимирской области"
Тестовая работа составлена для учащихся 9 класса в рамках реализации регионального компонента "География Владимирской области"...
План-конспект урока по географии по теме "Австралийский Союз, Население. Хозяйство"
План-конспект урока по географии по теме "Австралийский Союз. Население. Хозяйство" состоит из пяти основных разделов: 1) организационная часть 2) ...
Интегрированный урок в 6 классе по математике и географии на тему: «Рациональные числа в рельефе Земли»
Интегрированный урок в 6 классе по математике и географии на тему: «Рациональные числа в рельефе Земли»...
Урок по географии в 7 классе "Численность населения Земли. Размещение населения"
Классический урок приобретения новых знаний с элементами исследования....
Урок географии по теме: "Научно-техническая революция и мировое хозяйство"
Обобщающий урок географии в 10 классе по теме: "Научно-техническая револющия и мировое хозяйство"...
9 класс. Презентация к уроку литературы по теме "Классицизм в русской и мировой литературе"
9 класс. Презентация к уроку литературы по теме "Классицизм в русской и мировой литературе"...