Внутренние воды России. Реки.
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Усачева Наталья Павловна

План-конспект урока по географии по теме "Внутренние воды России. Реки", для обучающихся 8 класса. Урок изучения нового материала с элементами повторения и систематической рефлексией изученного.Урок сопровождается демонстрацией презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reki.rar2.12 МБ

Предварительный просмотр:

                         План-конспект  урока

«Разнообразие внутренних вод.  Реки России»    8-й класс

 Цель урока: составить общее представление о внутренних водах России, изучить особенности рек России и их разнообразие.

 Задачи:

Образовательные:

 - систематизировать базовые знания о речных системах,

-  научиться определять бассейны рек, типы питания рек России;

- сформировать понятия: падение реки, уклон реки, режим реки, годовой сток;

- формировать умение определять падение и уклон рек;  

-  формирование представлений о влиянии рельефа и климата на реки.

 Развивающие: продолжить формирование  умения работать с географическими картами и другими источниками информации, развивать ОУУ и Н.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за красоту родной природы; формировать коммуникативные качества.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

Презентация к уроку «Реки России»

учебник В.П.Дронова, И.И.Баринова, В.Я.Рома, А.А. Лобжанидзе “География России” 8 класс — М.: Дрофа, 2010

атлас России 8-9 класс,

физическая карта России

 

Структура и ход урока

I. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний

Что мы знаем о воде?

Что предстоит узнать?

- это жизнь

- пресная и соленая

-в трех состояниях

- 2% гидросферы

- где сосредоточена?

-  как распределяется по территории России

- крупные реки, озера России

- реки «продукт климата и рельефа»

Вся вода, находящаяся на материках образует внутренние воды (слайд 2). Внутренние воды являются частью природного комплекса, они влияют на растительность, почвы, рельеф, деятельность человека. А главный компонент внутренних вод - это конечно реки.

 ΙΙΙ. Изучение нового материала.

1. Что такое река? (слайд 3). Материал о строении реки мы изучали еще в 6 классе. Давайте вспомним его (слайд 4).

А теперь прошу вас выполнить задание на соответствие: (слайд 5)

Базовые понятия

Определение понятий

1. Река

2. Исток

3. Устье

4. Речная система

5. Речной бассейн

6. Водораздел

7. Речная долина

 8. Пойма

 9. Русло

А. Граница между двумя речными бассейнами

Б.  Углубление в  речной долине, по которому протекает река.

В. Река  и её притоки

 Г. Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении

Д. Начало реки

Е.  Место впадения реки в другую реку, озеро или море

Ж. Углубление в рельефе, выработанное рекой за многие годы

 З. Территория, с которой река собирает свои воды

И. Затапливаемая часть речной долины

  

Сделаем взаимопроверку, обменявшись тетрадями с соседом по парте. Правильные ответы вы видите на слайде.  Проверяем  задание,  опираясь на  критерии (слайд 6) и выставляем отметку в оценочный лист под  № 1. Поднимите руки, кто получил  «5» и «4» ?  Молодцы, у Вас крепкие базовые знания.

2. Россия - страна величайших речных систем. Из 34 крупнейших рек мира 6 полностью протекают по её территории – это Лена, Енисей, Обь, Волга, Оленек, Колыма, а Амур и Урал - на значительном протяжении своего течения.   Каждая река несет свои воды в какое- либо море, озеро или океан, т.е. принадлежит определенному водному бассейну. Прошу Вас перечертить таблицу «Распределение рек России по бассейнам» (слайд 7)  и заполнить её. Площадь речных бассейнов вы видите на слайде №  8, а примеры рек  возьмете с карты атласа стр. 28 (по два примера). После заполнения таблицы – взаимопроверка, оценивание (слайд 9) и выставление отметки в оценочный лист под № 2.

3. Используя атлас, назовите отмеченные цифрами реки России и постарайтесь запомнить  их названия (слайд 10). 

Задание: первый вариант расшифровывает нечетные цифры, второй – четные.   Взаимопроверка, оценивание и выставление отметки в оценочный лист под № 3.

4. Реки – это «продукт рельефа и климата». Как же рельеф  влияет  на реки? (слайд 11).

В зависимости от территории, по которой протекают реки, они  делятся  на горные и равнинные. Сравним эти реки (слайд 12). Именно рельеф является границей двух соседних речных систем в виде водоразделов, предопределяет направление течения реки, сказывается на скорости.

Скорость же реки зависит от двух показателей: падения реки и её уклона.

5. Падение – это превышение истока реки над устьем (в метрах) (слайд13). Рассмотрим два примера определения падения реки: 

Задание 1 : Определить падение реки Волги

Исток – Валдайская возвышенность ≈ 300 м

Устье – Каспийское море = (-28м)

 300 – (-28) = 328 м                

Падение реки Волги  328 м.

 

Уклон реки – это отношение падения реки (в см) к её длине (км). Определим уклон у тех же рек - Волги и Печоры (слайд 14)

 

Задание: определите падение  и уклон реки  по данным таблицы (слайд 15)

Река

Исток

Устье

Длина реки, км

Высота истока, м

Высота устья, м.

Ι-вариант

Колыма

Хребет Черского

Восточно-Сибирское море

2129

1500

0

ΙΙ- вариант Нева

Озеро Ладожское

Финский залив

74

4

0

Ответ: р. Колыма     Падение = 1500 м,    Уклон = 70,5 см\км

Ответ: р. Нева           Падение = 4 м,           Уклон = 5.4 см\км

Взаимопроверка. Оценивание. Выставляет отметку в оценочный лист под № 4.

- От уклона реки зависит скорость течения: у равнинных малые скорости течения, обычно 0,3-0,5м/сек., а у горных до 3-6м/сек.

   6. Второй компонент природы, который оказывает влияние на реки – это климат (слайд 16). Он определяет характер питания реки (источники питания): дождевое, снеговое, подземное, ледниковое. Реки России имеют в основном смешенное питание с преобладанием  ………….

     Климат определяет и режим реки, то есть поведение реки в течение года:

А) водный режим – половодье (ежегодно повторяющийся подъем  уровня воды в реке на длительный период), паводок (резкий, кратковременный подъем уровня воды в реке), межень (это время устойчивого низкого уровня воды в русле реки). Межень наступает зимой, когда остается единственный источник питания – грунтовые воды, и в середине лета.

Б) ледовый режим – ледоход, ледостав.

    Реки России делятся по режиму на три группы:  (работа по рис. 44, стр. 112.)

1) Реки с весенним половодьем (это реки, имеющие смешанное питание с преобладанием снегового). Половодье на этих реках весной за счет активного таяния снега. Приведите примеры таких рек.

2)Реки с летним половодьем. Это реки текущие в муссонном климате, разливающиеся во время муссонных дождей. Пример: Амур и его притоки.

3) Реки с паводковым режимом. Разливаются  после ливней в горах. Пример: Терек, Кубань

 7. Климат влияет и на полноводность рек. Вся вода, которая протекает в речном русле за год, называется годовым стоком. Определите самую многоводную реку России по рис. 42. Верно, это Енисей, у которого годовой сток составляет 630 км³, у Лены он равен 500 км³, у Амура – 350км³.

- Почему Енисей - самая многоводная река России, несмотря на то, что осадков в её бассейне выпадает меньше, чем в бассейне Печоры? (Вечная мерзлота является водоупорным слоем, меньше воды расходуется на испарение т.к. долгие зимы)

 - Как распределён речной сток по территории России? (Речной сток распределён неравномерно. Около 80% его приходится на азиатскую часть страны).

ΙV. Рефлексия. Посмотрите на таблицу, которую вы заполняли в начале урока. Все ли вопросы мы рассмотрели. Что считаете нужно дополнить?

Для того, чтобы закрепить пройденный материал о реках, прошу Вас выполнить небольшое тестовое задание (слайд 17). Взаимопроверка. Оценивание. Выставляем отметку в оценочный лист под № 5. Прошу сдать оценочные листы.

   Фамилия, имя:                                                                       Тема «Реки России»

№ задания, тема

оценка

подпись

1.Найти соответствие

2.Распределение рек по бассейнам

3. Знание номенклатуры

4. Определение падения и уклона реки

5. Рефлексия. Тест

V. Домашнее задание.  Прочитать  §23

1. Привести примеры рекордсменов среди рек России

2. Выписать определения новых понятий.

3. Доказать, что реки – продукт климата (устно)

 

Список использованной литературы.

1. Байбородова Л.В., Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе: методическое пособие, гуманитарный издательский центр Владос, 2008  

2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии, 8 класс, М.:Вако.2004

3. Поурочный план по учебнику И.И.Бариновой “География России. Природа” 8 класс, автор-составитель О.В.Антушева. - Волгоград: Учитель, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренние воды России.Реки

Внутренние воды России.Падение реки,уклон реки, расход воды, годовой сток,режим реки...

Внутренние воды России. Реки.

Конспект урока по теме Внутренние воды России. Реки.  Презентация Общие особенности рек....

Разработка открытого урока по географии на тему «Внутренние воды России. Реки»

Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах России...

Внутренние воды России. Реки.

Урок знакомит обучающихся с видами вод суши на территории страны, главными речными системами. А также учит самостоятельно определять по картам речные системы, водоразделы....

Урок по географии "Внутренние воды России.Реки"

урок по географии России.8 класс...

8 класс Урок "Внутренние воды России. Реки"

Изучение своей территории в школе дает возможность приобрести первые научные знания по экологии родного края. Человек,  вооруженный экологическими знаниями, не может не беречь животный и растител...

Презентация на тему " Внутренние воды России. Реки." 8 класс

Презентация на тему " Внутренние воды России. Реки." 8 класс1. Внутренние воды.2. Реки России.3. Основные понятия.4. Зависимость рек от рельефа и климата.5. Падение и уклон реки.6. Питание рек.7. Режи...