Статья
статья по географии по теме
Методическая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-preobrazovatelskaya_deyatelnost_sokratovskie_pedagogicheskie_chteniya.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сократовские педагогические чтения
Проблема: Проектно-преобразовательская деятельность как ресурс развития образовательных систем разных уровней.
Брылёва Кира Андреевна
учитель географии МОУ СОШ №1
Проектный метод на уроках географии,
внеклассных занятиях и классных часах.
Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
вовлеки меня - и я научусь.
(Китайская пословица)
Сегодня я хочу поделиться опытом применения в своей работе проектного метода.
Метод проектов, как известно, возник более ста лет назад. Ещё Дж. Дьюи, американский философ и педагог, предлагал строить обучение ученика, опираясь на его личную заинтересованность в знаниях. Также С.Т. Шацкий, русский педагог, использовал проектный метод в практике преподавания. В настоящее время данный метод, по сути, переживает второе рождение.
Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата .
Я лично впервые столкнулась с проектированием примерно год назад, когда работала по-совместительству на городской СЮТ. Накануне празднования Дня Земли, мы совместно с воспитанниками Станции разработали и внедрили в действие проект «Город в котором я живу». Этот проект, экологической направленности, мы поехали защищать в г. Читу на I областную олимпиаду по байкаловедению. И там я увидела самые разные проекты (разной направленности и тематики), подготовленные ребятами из разных уголков нашей области. Увидев заинтересованность ребят, их горящие глаза, когда они защищали свои проекты, я очень этим заинтересовалась, и решила начать работу в этом направлении.
Сначала я собрала теоретический материал по данному вопросу, и выяснила, что проект, как таковой, - это очень широкий вид деятельности.
К 90-м гг. ХХ в. был накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования); творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества), приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения), информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации), практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).
В соответствии с принадлежностью к предметно-содержательной области выделяют моно- и межпредметные проекты. По характеру контактов проекты подразделяются на внутришкольные, локальные, региональные, национальные и международные. По количеству участников можно выделить индивидуальные, парные и групповые. Наконец, по продолжительности проведения проекты подразделяются на краткосрочные (несколько уроков), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Цели проектного обучения :
- Развивать у школьников исследовательские умения.
- Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи.
- Развивать у учащихся умение творчески подходить к способу подачи материала.
- Развивать у учеников «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.
- Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.
Проектная деятельность развивает такие качества личности как интеллектуальная сфера, индивидуальные особенности, эмоциональная сфера, настойчивость, целеустремлённость, ответственность, коммуникативность, креативность, адаптивность.
Проект выполняется на: уроках, классных часах, факультативы, элективные курсы, интегрированные курсы, творческие мастерские.
Результат проектной деятельности: альманах, сборник иллюстраций, сборники собственных творческих работ, стенгазета, киносценарий, видео-, диа- или слайд-фильм, публикация, буклет, презентация.
Затем я начала применять полученные знания на практике.
- Уроки географии. А) Мой первый опыт – уроки «Путешествие по Африке».
Цель: Формировать у учащихся знания о географическом положении, истории исследования, природе, населении и странах Африканского континента.
Этот проект рассчитан на несколько уроков (пока изучается данный материк). На первом вводном по теме уроке класс делится на 5 групп (по количеству регионов Африки). Каждой группе сразу даётся задание: выбрать регион для «посещения»; определить состав экспедиции (командир, эколог, гидролог, топонимик, климатолог и т.д.); подготовиться к путешествию (вид транспорта, багаж, место остановки); составить отчет (журнал), буклет, описание путешествия, выпуск рекламного проспекта путешествия). Затем на протяжении последующих 5-ти уроков материк изучается по плану, всем классом, а вот домашним заданием каждого урока является: наложить изученный материал на свой регион, с учётом задач проекта. И на последнем уроке каждая группа защищает свой проект на классной мини-конференции.
Б) «Почвенные ресурсы России» (8 класс): на этом обобщающем уроке на создание проектов ушло 2 урока. Класс также делился на несколько групп, в каждой из которых выбирался почвовед, мелиоратор и агроном. Каждая группа выбирала регион России, по которому и разрабатывала проект по наиболее рациональному использованию почв. В конце второго урока, во время защиты проектов, весь класс в тетрадях составлял сводную таблицу, что позволило систематизировать весь наработанный материал.
В) Сейчас я планирую ещё один вариант такого урока по теме «Коренное население Северной Америки». Этот урок пока ещё в разработке, но метод проекта также должен сыграть свою роль в привлечении учащихся к самостоятельной творческой деятельности.
- Классные часы: Я использовала проектирование на трёх классных часах.
Это «Мой дом»: где, вообще, речь шла о профессиях (предпрофильное обучение и воспитание). Так, при знакомстве с новыми профессиями – архитектор и озеленитель – 6-классники разрабатывали проект дома своей мечты, а потом защищали его (класс разделился на 2 группы: мальчиков и девочек).
Ещё один классный час, который я проводила вместе с родителями «Нам вместе весело», в рамках объявленного 2008 года годом семьи. Работу над проектом «Нам вместе весело» мы начали заранее вместе с детьми, они рисовали рисунки, заполняли анкеты, готовили фотоколлаж «Моя семья». И уже с родителями мы вместе разрабатывали проект, целью которого было доказать, что мы всё-таки одна большая семья.
При подготовке к сегодняшним педагогическим чтениям, я нашла очень интересную разработку классного часа с применением метода проектирования «Репортаж от одноклассника». В ближайшее время я обязательно его проведу.
В заключение хочу сказать, что сегодня о методе проекта написано вполне достаточно. Например, к нам в школу пришёл журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент», где очень много вариантов различных проектов.
Также много информации я нашла в Интернете по данному вопросу, при чём практически по всем предметам…
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....