Урок по географии " Развитие форм рельефа"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Познакомить учащихся с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа. Показать непрерывность развития рельефа. Рассмотреть виды стихийных явлений, причины возникновения. Рассказать о влиянии человека на рельеф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razv_form_relefa.doc | 354.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Развитие форм рельефа
Цели и задачи урока:
Познакомить учащихся с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа. Показать непрерывность развития рельефа. Рассмотреть виды стихийных явлений, причины возникновения. Рассказать о влиянии человека на рельеф.
Оборудование:
Физическая карта, таблицы, картины, видеофильм, стихийные природные явления, книги, схемы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Проверка домашнего задания
Повторение терминов и понятий
Платформа, щит, складчатая область, тектоника, палеонтология, месторождение.
Тестовые задания
I вариант
1. Устойчивые участки земной коры называются:
а) платформы; б) щиты;
в) складчатые области.
2. Равнины расположены на:
а) границах литосферных плит; б) платформах; в) в складчатых областях.
3. Горы расположены на:
а) платформах; б) плитах;
в) в складчатых областях.
4. В мезозойскую складчатость поднялись хребты:
а) Алтая; б) Сихотэ-Алиня;
в) Кавказа.
5. Возрожденными горами являются:
а) Саяны; б) Кавказ;
в) Алтай.
6. К древним складчатым областям приурочены месторождения:
а) угля, нефти, газа; б) железных руд, золота;
в) и тех и других.
7. Крупнейшими угольными бассейнами являются:
а) Самотлор, Капско-Ачинский;
б) Тунгусский, Ленский;
в) Уренгой, Ямбург.
8. К формам рельефа ледникового происхождения относятся:
а) морены, троги, бараньи лбы;
б) овраги, балки;
в) барханы, дюны.
9. Поверхность России понижается к
а) югу; б) северу;
в) западу; г) востоку.
Ответы: 1 - а; 2 - б; 3 - в; 4 - б; 5 - а; 6 - б; 7 - б; 8 - а; 9 - б.
II вариант
1. Самая древняя геологическая эра называется:
а) протерозойская; б) палеозойская;
в) архейская.
2. Геологическая эра, которая продолжается и сейчас называется:
а) мезозойская; б) кайнозойская;
в) палеозойская.
3. Наука о минералах - это:
а) петрография;
б) палеонтология;
в) геотектоника.
4. Установите соответствие между горами и их высшими вершинами:
- Кавказ; а) г. Победа;
- Алтай; б) г. Белуха;
- Саяны; в) г. Эльбрус;
- хребет Черского; г) г. Мунку-Сардык.
5. Выберите верные утверждения
а) крупные равнины расположены на платформах;
б) эоловые процессы создают морены;
в) п-ов Камчатка и Курильские о-ва - самые сейсмически активные
зоны России;
г) основная часть гор расположена на западе и севере России;
д) между Русской и Западно-Сибирской равнинами расположены
Уральские горы.
6. Установите соответствие:
- грязекаменный поток; а) лавина;
- сход снега со склонов гор; б) сель;
- рыхлые глинисто-валунные в) морена,
ледниковые отложения;
7. Строение земной поверхности (коры) показано на карте:
а) физической;
б) геологической;
в) тектонической.
Ответы: 1 - в; 2 - б; 3 - а; 4 - 1) в, 2) б, 3) г, 4) а; 5 - а, в, д; 6 - 1) б,
2) а, 3) в; 7 - в.
III. Изучение нового материала
Посмотрите на доску. Эти термины мы сегодня на уроке рассмотрим, а некоторые - вспомним. На доске запись:
Эндогенные процессы, экзогенные процессы, вулканизм, землетрясение, новейшие тектонические движения, оледенение, морены, эоловый рельеф, дюны, осыпи, оползни, лавины, сели, эрозия. Беседа с выполнением схемы
Рельеф постоянно меняется под действием экзогенных (внешних) и
эндогенных (внутренних) факторов. Далее учитель чертит на доске схему, одновременно делая пояснения.
Рельеф | ||||
Эндогенные (внутренние) факторы | Экзогенные (внешние) факторы |
Рельеф постоянно меняется под влиянием экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) факторов. Оба эти фактора действуют одновременно.
Эндогенные процессы называют неотектоническими или новейшими. Они могут проявляться и в горах и на равнинах.
В горах наиболее активны движения земной коры. На Кавказе происходят движения со скоростью 5-8 см в год, в молодых горах, где земная кора пластична, движения сопровождаются образованием складок. В областях древней складчатости (Урал, Алтай, Саяны и др.), где земная кора более жесткая образуются разломы, сбросы. Участки совершают вертикальные движения, одни глыбы поднимаются, другие опускаются, образуя межгорные котловины.
На платформах новейшие движения проявляются в вековых медленных колебаниях земной коры, одни участки медленно поднимаются, а другие опускаются. Скорость около 1 см в год. Но и на платформах могут быть разломы, пример тому разломы на востоке Африки (Великие Африканские
разломы).
Экзогенные процессы - это процессы, происходящие под влиянием текучих вод (реки и ледники, сели), вечной мерзлоты, ветра.
Экзогенные факторы
оледенение | текучие воды | ветер | человек |
морены, зандровые равнины, бараньи лбы, | речные долины, овраги, ложбины | эоловые формы рельефа (барханы, дюны) | карьеры, терриконы, тоннели |
озера |
В антропогеновый (четвертичный) период из-за похолодания на территории земного шара появились покровные ледники. Центрами оледенений были Скандинавия, Полярный Урал, плато Путорана и горы Бырранга на полуострове Таймыр. Ледник двигался на юг, изменяя рельеф Земли. Ледник перемещал вмерзшие в него камни (валуны), а также песок, щебень, глину. Ледник сглаживал скалы и царапал склоны гор. Образовались округлые скалы - «бараньи лбы», а скопление «бараньих лбов» называют курчавыми скалами. Дойдя до своей южной границы (там, где климат был теплее), ледник растаял, образовал из принесенного рыхлого материала (валуны, щебень, гравий и др.) холмы - морены. Моренный рельеф имеют Валдайская возвышенность, Северные Увалы, Смоленско-Московская возвышенности.
При таянии ледника вода переносила песок, из которого образовались водно-ледниковые равнины на окраинах ледника, их называют «зандровые». На севере под тяжестью ледника продавилась северная оконечность Евразии и стала дном морей Северного Ледовитого океана. Ледник углубил и тектонические прогибы, на северо-западе Русской равнины талые ледниковые воды заполнили углубления и образовались тысячи озер Карелии и Кольского полуострова. Самые крупные из них - Ладожское и Онежское.
Реки расчленяют поверхность Земли, образуя речные долины, глубокие и узкие в горах и на плоскогорьях, где, из-за больших уклонов территории, реки имеют значительную скорость течения.
На равнинах речные долины широкие, часто извилистые, особенно на плоских участках Западно-Сибирской равнины. Временные текучие воды (талые весной, или дождевые ливневые потоки) образуют овраги, которые могут достигать глубины 5-этажного дома и простираться на несколько десятков километров. Настоящим бедствием стала овражная сеть на распаханных участках Среднерусской возвышенности. Овраги «съедают» поля, уносят плодородные почвы. Овраги, зарастая, превращаются в балки или лога.
Но вода создает не только эрозионные формы рельефа, а и аккумулятивные. Например, в низовьях рек твердый материал (глина, песок) оседает на дно, образуя острова, из которых состоят дельты рек - наносные равнины. Самая крупная дельта (от греческой буквы Д - форма дельты напоминает эту букву) у реки Лены.
Ветер играет важную рельефообразующую роль в сухих районах степей, полупустынь, пустынь, В России работа ветра особенно проявляется на территории Прикаспийской низменности.
Ветер создает эоловые формы рельефа (дюны, барханы) и там, где на поверхности имеются пески. Например, на песчаной Куршской косе в Калининградской области.
В при ледниковых районах в четвертичном периоде ветер образовал дюны, сейчас - это холмы, поросшие сосновыми борами - древние дюны.
Человек также является мощной рельефообразующей силой. При добыче полезных ископаемых образуются огромные карьеры. Отвалы пустой породы говорят о подземной добыче полезного ископаемого. Это терриконы. Карьеры и терриконы создают «лунный» кратерный ландшафт. Вряд ли кто-нибудь может порадоваться, глядя на такую картину природы.
Люди строят дороги, плотины, тоннели и другие хозяйственные объекты, изменяющие рельеф и приводящие часто к образованию оползней, обвалов и др.
Стихийные природные явления в литосфере - это землетрясения и вулканизм, оползни, сели (грязекаменные потоки), обвалы.
Землетрясения - это проявление новейших тектонических движений земной коры. Наиболее часты землетрясения в молодых горах Кавказа, Камчатки, где проходит граница литосферных плит. Бывают землетрясения и в «старых горах» - на Алтае, Саянах, в Прибайкалье. Наиболее сильное землетрясение с тысячными жертвами произошло в 1995 г. На севере о. Сахалин, где был полностью разрушен город Нефтегорск.
Извержения вулканов часто происходят на Камчатке и Курильских островах. Сели - грязекаменные потоки, несущиеся с огромной скоростью с гор, имеют большие разрушительные последствия. В селевом потоке несутся камни, вырванные с корнями деревья. Селевым потоком может обрушиться
и вода из высокогорного озера. Оползни - это смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести. Условием образования оползня служит близкое к поверхности залегание водоупорного слоя (Б.: с. 51, рис. 21) и переувлажненные верхние пласты. Они соскальзывают по слою глины (водоупора). Если на теле оползня находится дом, он сползет вниз, разрушится. Оползень может разрушить деревню, засыпать дорогу.
Стихийные природные явления
• Откройте учебники, найдите карту новейших тектонических движе
ний (Р.: рис. 26; Б.: рис. 17.)
Где в России расположены районы землетрясений и вулканизма?
новейшие землетрясения,
тектонические движения вулканизм
Для создания образа стихийных явлений можно показать видеофильм «Стихийные природные явления».
Рассмотрите строение оползня (Р.: с. 72; Б.: рис. 21).
оползни,
причина: сила тяжести —» лавины,
сели
- Какие стихийные явления возможны к вашей местности? Как защи
щаться от опасных явлений?
Домашнее задание
Р.: §12, §13. Б.: §8.
К следующему итоговому уроку повторить: термины и понятия; географические объекты; закономерности размещения форм рельефа, полезных ископаемых. Справочные материалы
Равнины России
Название | Географическое положение | Форма рельефа | Преобладающие высоты | Макс, высота, м |
Валдайская | Восточно-Европейская | возвышенность | 200-250 | 343 |
Приволжская | возвышенность | 200-250 1 50-250 | 375 293 | |
Северные Увалы Смоленско-Московская | возвышенность | 200-300 | 320 293 | |
Среднерусская Прикаспийская | плоская низменность | около 0 | 26 | |
Западно- Сибирская | плоская низменность | 0-100 | 285 | |
Сибирские Увалы | Западно-Сибирская низменность | возвышенность | 150-200 | 285 |
Равнины России (продолжение)
Название | Географическое положение | Форма рельефа | Преобладающие высоты | Макс, высота, м |
Северо-Сибирская | Восточная Сибирь | низменность холмистая | 0-200 | 235 |
Среднесибирское плоскогорье | плоскогорье „ | 500-700 | 1701 | |
Витимское | Пояс гор Южной Сибири | Плоскогорье | 1200-1600 | 1908 |
Яно-Индигирская | Северо-восток Сибири | низменность | 0-100 | 491 |
Колымская | низменность | 0-100 | 754 |
Горы России
Название | Географическое положение | Высоты | Возраст | Высшая вершина, м |
Уральские | к востоку от Русской равнины | низкие | герцинская складчатость | г. Народная, 1895 |
Алтай | Пояс гор юга Сибири | высокие | каледонская, герцинская складчатость | г. Белуха, 4506 |
Западный Саян | средние | каледонская, герцинская складчатость | г. Кызыл-Тайга, 3121 | |
Восточный Саян | средние | г. Мунсу-Сардык, 3491 | ||
Кавказ | к югу от Русской равнины | высокие | альпийское горообразование | г. Эльбрус, 5642; г. Казбек, 5033; г. Дыхтау, 5204. |
Сихотэ-Алинь | Приморье | средние | мезозойская складчатость | г. Тардоуки-Янги, 2077 |
Хребет Черского | Северо-Восток Сибири | средние | мезозойская складчатость | г. Победа, 3147 |
Урок
Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»
Цели и задачи урока:
Определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор. Проверить умения показывать по карте основные формы рельефа России. Определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.
Оборудование:
Физическая, тектоническая карты России, атласы.
Ход урока
I. Организационный момент П. Проверочная работа
Перед работой желательно провести тренировочный показ географических объектов по карте (работа в парах): I вариант показывает равнины; // вариант - горы.
Задание 1. Проверка уровня знаний номенклатуры
Географический диктант в парах. Сначала показывает I вариант, а II вариант проверяет и отмечает правильный показ «плюсом». Затем показывает II вариант. Одновременно учитель проверяет показ объектов.
Задание для I варианта:
- Кавказ;
- Восточно-Европейская равнина;
- Уральские горы;
- Саяны;
- Хребет Джугджур;
- Чукотское нагорье;
- Сихотэ-Алинь;
- Верхоянский хребет;
- Ключевская сопка;
- Горы Богрранга.
Задания для II варианта:
- Западно-Сибирская равнина;
- Алтай;
- Алданское нагорье;
- гора Эльбрус;
- хребет Черского;
- Корякское нагорье;
- Становой хребет;
- Среднесибирское плоскогорье;
- Становое нагорье;
- Валдайская возвышенность.
За проверку номенклатуры учащиеся получают первую оценку. Если правильно показано 10 объектов - оценка «5»; 8-9 объектов - «4»; 7 - «3».
Задание 2. Проверка знания терминов и понятий
I вариант:
- Древние устойчивые участки земной коры. (Платформы.)
- Наука о вымерших организмах. (Палеонтология.)
- Карта, содержащая информацию о горных породах. (Геологическая)
- Скопление полезных ископаемых. (Месторождение)
- Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения. (Морена)
- Внутренние процессы, связанные с движением земной коры. (Эндо
генные) - Смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. (Оползень.)
II вариант
- Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность.
(Щит)
- Учение о строении земной коры. (Геотектоника)
- Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур. (Тектоническая.)
- Работы по восстановлению почвы. (Рекультивация)
- Внешние рельефообразующие процессы. (Экзогенные)
6. Формы рельефа, образованные деятельностью ветра. (Эоловые.)
1. Бурные грязекаменные потоки. (Сели)
За 7 правильных ответов - оценка «5»; за 6 правильных ответов - «4»; за 5 правильных ответов - «3».
Задание 3
Составить характеристику рельефа.
I вариант: Русской равнины;
II вариант: Среднесибирского нагорья.
План характеристики:
- Географическое положение.
- Какой тектонической структуре соответствует.
- Возраст пород.
- Средние высоты.
- Наибольшая высота.
- Внешние процессы, формирующие рельеф.
- Стихийные явления.
- Полезные ископаемые.
Третье задание можно заменить работой по выявлению соответствия форм рельефа и тектонических структур путем сопоставления карт физической и тектонической.
- Сихотэ-Алинь
- Среднесибирское плоскогорье
3)Урал
- Кавказ
- Алданское нагорье
- Восточные Саяны
- хребет Черского
- Хибины
- Западно-Сибирская низменность
10) Западные Саяны
а) Балтийский щит
б) Область герцинской складчатости
в) Область каледонской складчатости
г) Область мезозойской складчатости
д) Область кайнозойской складчатости
е) Сибирская ^платформа
ж) Западно-Сибирская плита
з) Алданский щит
III. Итог урока
Тетради учитель собирает на проверку. Итоговая оценка выставляется как средняя из 3-х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие форм рельефа"
Презентация используется в 7 классе при изучении тему "Рельеф Земли" в 8 классе при изучении темы "Рельеф России",а так же при подготовке в итоговой аттестации, при изучении элективного курса....
Конспект открытого урока по географии:"Основные формы рельефа. Горы."
Разработка урока по географии "Основные формы рельефа. Горы" по учебнику Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой "Природа Земли и человек. 6 класс" с использованием презентации "Рельеф Земли. Горы". Тип ур...
Конспект урока на тему "Развитие форм рельефа"
Тема: Развитие форм рельефаЦели: - продолжить формирование мировоззрения о рельефе, как взаимодействии внешних и внутренних сил Земли, о постоянном развитии и изменении природы; -развитие интерес...
методическая разработка урока географии в 8 классе на тему : Развитие форм рельефа
курс : география России...
Развитие форм рельефа
Презентация используется при изучении физической географии в разделе темы"Рельеф"...
Презентация "Развитие форм рельефа" 8 класс
Развитие форм рельефа под воздействием внешних и внутренних факторов. Новейшие тектонические движения, вулканизм, землетрясения. Внешние процессы: выветривание, древние оледенения, деятельность моря, ...
Шпаргалка к олимпиаде по географии: "Экзогенные формы рельефа"
Определения по теме: "Экзогенные формы рельефа", описание форм рельефа и их характеристика....