Обобщающий урок: Повторение темы :«ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ РОССИИ» Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний и географической номенклатуры, предусмотренных образовательным стандартом. Закрепить знания и определить уровень усвоения знаний по изученной теме: знание особенностей внутренних вод России, их размещение, типы; Формировать знания об основных источниках загрязнения вод; Закрепить основные понятия темы; метапредметная связь с литературой и историей. Способствовать развитию аналитического мышления и формированию мировоззренческой идеи о целостности окружающей природы. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе и бережного отношения к ней; прививать интерес к предмету. Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность; - Постановка цели и задач урока учителем.
Ребята, у нас на уроке присутствуют гости, будьте внимательны, работайте хорошо, выполняйте задания правильно. Работать будем с оценочными листами, в которых указаны все этапы урока и задания, за выполнение которых вы будете ставить себе оценки. Сообщение о зачетном листе Ход урока. Эпиграф урока Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете!» ВОДА - ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ - Вода – необходимое условие для жизни
- Входит в состав всех живых организмов
- Охлаждает живые организмы при испарении
- Растворяет необходимые для жизни и вредные для организма вещества
- Используется в промышленности, в сельском хозяйстве, для бытовых нужд
- Транспортные магистрали
- Рыболовство
- Рекреация (отдых, туризм)
- Выработка электроэнергии
II. «Разминка» по терминам. Станция «Словарная» 1 вариант Найдите соответствие между термином и понятием: Понятие | термин | - Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъём уровня воды в реке.
- Превышение истока реки над устьем.
- Поведение реки в течение года.
- Стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.
- Грязекаменные потоки.
- Низкий уровень воды в реке.
- Крупные искусственные водоёмы, созданные на реках.
- Время, когда реки покрыты льдом.
- Воды, пригодные для хозяйственного использования
- Слой горных пород, не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет.
| А) Водохранилище Б) Водные ресурсы В) Межень Г) Половодье Д) Падение реки Е) Режим реки Ж) Наводнение З) Сель И) Ледостав К) Многолетняя мерзлота |
Ответы: 1- Г, 2- Д, 3- Е, 4- Ж, 5- З, 6- В, 7- А, 8 – И, 9- Б, 10 – К III. Обсуждение темы «Реки» .Станция «Речная» - Викторина.
- В. Маяковский: «Сверху взгляд на Россию брось - рассинелась речками...».
- Сколько рек в России?(130 тыс.длиной от 10 км. И более, если считать реки длиной менее 10 км.- то их более 2 млн.)
2.В.Гюго : «Реки , словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли , о возделанных полях , о великолепии городов и о славе людей» Каким океанам «поют» свои песни реки России? 3.Назовите крупные реки России и покажите их на карте. 4.Самая полноводная река России? (Енисей) 5.Самая длинная река нашей страны, находящаяся полностью на территории России?(Обь с Иртышом 5410 км) 6.У какой реки России самый большой бассейн? (Обь 2900 тыс.кв.км.) 7.Определите характер течения реки : «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно катит он чистые воды свои.» (А.Н.Гоголь «Чуден Днепр…») 3.Игра «Третий лишний». Печора, Волга, Енисей. Днепр, Дон, Амур. Обь, Енисей, Иртыш. Нева, Лена, Колыма Станция «Узнай меня» 4. Загадки. Существует много легенд, сказок, песен о реках. Писатели, художники прославляли реки в своих произведениях. А. Определите, о какой красивейшей и могучей реке идет речь: - Художник В. Суриков, родившийся на её берегах, предпочитал её красоту «Альпам швейцарским и итальянским...». - А. П. Чехов был поражен величием реки: «Я не видел реки великолепнее... Могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и свою молодость». - Титулы реки: «брат океана», «ось Сибири». - Эвенки - коренные жители на берегах реки, называли её с давних пор «Большая вода» - Ионессу, Иоанессии. А русские, которые здесь поселились позже, переиначили ее название в более простое, понятное и созвучное имя. Ответ: Енисей. Б. Эту реку называют «Русской Амазонкой». Что это за река? В чем она схожа с Амазонкой? (Ответ: Обь.) В. Определите, о какой великой реке идет речь в отрывке из стихотворения А. Твардовского «За далью - даль»: Семь тысяч рек, ни в чем не равных: И с гор стремящих бурный бег, И меж полей в изгибах плавных Текущих вдаль, - семь тысяч рек Она со всех концов собрала – Больших и малых - до одной, Что от Валдая до Урала Избороздили шар земной. - Эта река с давних пор была известна древним грекам под коротким названием «Ра». - Арабы в эпоху Средневековья величали ее «Итиль», то есть «река рек». - Некоторые ученые считают, что название реки произошло от русских слов «влага», «вода». (Ответ: Волга.) Послушайте отрывок из стихотворения А.Блока. Как женщина усталая, оно Раскинулось внизу и смотрит в небо, Туманится и даль поит туманом, И отняло у неба весь закат. - О чем нам в своем стихотворении так поэтически красиво, передал свое восприятие поэт? («Над озером») IV. Обсуждение темы «Озера».Станция «Озерная» А) - Озер в России тоже очень много – около 3 млн. Знаете ли вы их? 1-е задание. Загадки. 1. Одна из героических страниц истории Руси - борьба против тевтонских рыцарей. Летописи сообщают, что большая часть их войска провалилась под лед озера в битве, которая произошла в 1242 году. На дно озера опускались археологи-подводники, чтобы восстановить детали исторической битвы. (Ответ: Чудское озеро.) 2. Озеро – самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. Во время Великой Отечественной войны по льду проходила «Дорога жизни» в окруженный немецкими войсками город. (Ответ: Ладожское озеро.) 3. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Ответ: Каспийское). 4. Один из старейших соляных промыслов России( о.Эльтон и о.Баскунчак) 5. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноименном полуострове. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже водятся великаны Арктики – овцебыки.(Ответ: Таймыр) 6. Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зелёные беспанцирные черепахи.(Ответ: Ханка) 8. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое – ему 30 млн .лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений – ¾ из них эндемики, т.е. встречаются только здесь.(Ответ: Байкал). 2-е задание. Узнай по описанию. определите известные вам типы озерных котловин по описанию: 1. Неглубокие котловины, образованные при проседании грунта и заполненные талой водой, на территориях, имеющих вечную мерзлоту (термокарстовые). 2. Возникают при запруживании водотока оползнями, обвалами, лавовыми потоками, т.е. путем образования естественных плотин (запрудные). 3. Образовались в кратерах вулканов (вулканические). 4. Озера, сформировавшиеся на территориях, подвергшихся материковому оледенению (ледниковые). 5. Это обычно самые глубокие озера, образованные на местах разломов и прогибов земной коры (тектонические). 6 . Искусственные озёра (водохранилища.). Б)Станция «Каналы и водохранилища» 5) Какие искусственные сооружения вы знаете? (Водохранилища: Саратовское, Волгоградское, Рыбинское, Куйбышевское, Братское. Шушленское , Сурское. Каналы: Волго-Донской, Беломоро - Балтийский, им. Москвы). 6) Какие экологические или другие проблемы возникают при их строительстве? - В водохранилище замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. - Вода теряет способность самоочищаться. - Водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей. - Происходит затопление пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. - На дне водохранилища остаются деревни, и даже города.) Сурское водохранилище расположено на территории 7 деревень. V. Станция «Ледники и многолетняя (вечная) мерзлота». 1) Что такое ледник? (Подвижные скопления льда на поверхности суши.) 2) Что такое вечная мерзлота? (Слой горных пород, не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет). 4) Какой толщины достигает многолетняя мерзлота в России? (1500м в Якутии). 5) Какое влияние оказывает мерзлота на природу и на хозяйственную деятельность человека? - Тормозит развитие растений и процессы почвообразования; - Является водоупорным слоем, задерживает влагу в верхних слоях земли, способствует заболачиванию территорий; - Зимой лишает подземного питания рек, и они промерзают до дна; Взрывается лед на реках, и образуются наледи - тарыны; - Формирует мерзлотные формы рельефа – булгунняхи, бугры вспучивания) - Значительно осложняет строительство зданий, дорог, прокладку трубопроводов, добычу полезных ископаемых; - Мерзлота – естественный холодильник, где можно хранить продукты. 6) Как человек приспособился к жизни в условиях вечной мерзлоты? VI .Станция «Болото». Текст «Болота».Найдите ошибки в тексте Площадь болот в России около 2 млн. кв.км. Причина возникновения болот: переувлажнение грунта при малом количестве осадков, большом испарении и замедленном стоке. Образованием болот завершается и эволюция мелких озер. Сильно заболочены Юг Русской равнины, Васюганье на Дальнем Востоке. Болота – это важный источник питания рек и озер. Разнообразно и практическое использование болот. В болотах сосредоточено около 80% запасов железной руды страны. Ошибки: малом количестве осадков, большом испарении, Юг Русской равнины, Васюганье на Дальнем Востоке, запасов железной руды. 2) Надо ли осушать все болота? Ваши предложения (небольшая дискуссия).(На болотах идет очистка воды, болота дают начало многим рекам; на болотах растут ценные ягоды; образуется торф; места обитания птиц). Станция «Экологическая» 27 Декабря 2012 г. Президент России В.В.Путин подписал указ о том, что 2013 год в России официально объявлен Годом охраны окружающей среды. На защиту природы запланировано потратить 2,5 триллиона рублей Общий объем финансирования ФЦП по Байкалу на восемь лет составит 58 миллиардов рублей. 43% этих денег пойдет на мероприятия по снижению уровня загрязненности различными отходами, 20% — на сокращение сбросов загрязняющих веществ. То есть фактически больше половины средств будет потрачено на охрану озера Байкал от антропогенного воздействия, от сбросов и выбросов. Наилучшим решением проблемы загрязнения окружающей среды были бы безотходные производства, не имеющие сточных вод, газовых выбросов и твердых отходов. Однако безотходное производство сегодня и в обозримом будущем принципиально невозможно. Если потери вещества, хотя бы теоретически, все же можно предотвратить, то экологические проблемы энергетики все равно останутся. Теплового загрязнения нельзя избежать в принципе, а так называемые экологически чистые источники энергии, например ветряные электростанции, все равно наносят ущерб окружающей среде. Пока единственным путем существенного уменьшения загрязнения окружающей среды являются малоотходные технологии. В настоящее время создаются малоотходные производства, в которых выбросы вредных веществ не превышают предельно допустимых концентраций (ПДК), а отходы не приводят к необратимым изменениям природы. Используется комплексная переработка сырья, совмещение нескольких производств, применение твердых отходов для изготовления строительных материалов. Создаются новые технологии и материалы, экологически чистые виды топлива, новые источники энергии, снижающие загрязнение окружающей среды. 3) Обеспечена ли наша страна водными ресурсами? Есть ли проблемы? (Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно: северо-запад Русской равнины – озерный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток воды. Человек использует в основном речную воду, это ежегодно возобновляемые водные ресурсы, которыми богата Сибирь.) 4) Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений Россиян? Основные мероприятия по охране воды.Слайд - Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать. - Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на том же предприятии. - Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику. На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год – около 110-150 м3 воды. Для производства 1 кг сахара необходимо – 100 литров воды, Для 1 мороженого – 5 литров воды, Для производства ткани на 1 рубашку – 15 литров воды, Из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды.
Закончить урок «Любимые голоса.» Расул Гамзатов Когда понять захочешь ты, голос чей Милее мне иных великолепий, Послушай, как вдали поет ручей. Как плеск его похож на детский лепет. Прислушайся к ревушему в тиши Потоку, с гор бегущему по склонам, В чьем голосе своем, а не заемном, И вековая боль и крик души…
VII. Рефлексия: Закончите предложение: 1. Самым интересным на уроке для меня было ___________________ 2.Сегодня на уроке я узнал____________________________________ 3.Вопросы, рассмотренные на занятии для меня ___________________ 4.Самым скучным на занятии для меня было____________________ 5.Теперь бы я хотел ещё узнать о _______________________________ 6.Мне понравилось _________________________________________ 7.Я научился_______________________________________________ IX. Подведение итогов урока. Оценки. - Итак, сегодня на уроке … К концу пришел и наш урок Нам подводить пора итог. Спасибо за работу , детки, Поставьте пожалуйста себе отметки. Тест дополнительно |