Австралия
план-конспект занятия по географии (7 класс) на тему

Шпиллер Лариса Борисовна

Австралия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avstraliya.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

17.12.2014г.                                                                                                                                                                                 7 класс

Учебное занятие

Тема учебного занятия                             Природные зоны и органический мир Австралии

Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации через организацию самостоятельной групповой работы.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала

ТДЦ: : Образовательная: сформировать представление о природных зонах, об особенностях природы материка, познакомить с растениями и животными Австралии.

               Развивающая: продолжать формирование умений навыков самостоятельной работы и самоконтроля, ведения записей, умение анализировать и делать выводы,  речевой деятельности.

               Воспитательная: 1. Способствовать формированию позитивного отношения к интеллектуальным достижениям одноклассников.

                                            2. Способствовать развитию самостоятельности, активности, ответственности.

Методы обучения:   частично-поисковый

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,  групповая,  фронтальная

Технология:  «путешествие-исследование» с использованием ИКТ (компьютерная демонстрация видеофильма)

Средства обучения:     физическая карта Австралии, атласы для 7 класса, компьютер,  мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, карточки с новыми словами, листки «Походный дневник», карточки с названиями природных зон на парты, карточки с заданиями для закрепления изученного материала.

Подготовительная работа: ученики заранее получают задание подготовить сообщение о деревьях Австралии: эвкалипты, бутылочное дерево, и животных: кенгуру, утконос, коала.

Технологическая карта учебного занятия

этапа

п/п

Наименование

этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает на работу.

Приветствуют учителя,  проверяют готовность учебного места к работе

2.

Мотивация

Создаёт эмоциональный настрой, используя музыку, зачитывает отрывок из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» .

Слайд1:

«…Этот край – самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда – либо существовавших!», -  так описал Австралию один из героев Жюля Верна в романе «Дети капитана Гранта». И сегодня мы с вами продолжим изучение этого удивительного материка.

Слушают учителя

3.

Актуализация

Подводит  учащихся к теме урока, используя стихотворение

Прослушайте отрывок из стихотворения Ирины Яворовской и определите, пожалуйста, о чём пойдёт речь на уроке.

Слайд2:

Синий-синий океан,

Кенгуру прыгучий,

Быстрый-быстрый бумеранг

И цветок пахучий.

Страус весело бежит,

Тень короче стала.

А на ветках сладко спит

Маленький коала.

Слушают учителя, рассматривают наглядность

4.

Целеполагание

Предлагает учащимся поставить цель и в случае затруднения помогает  её сформулировать.

Правильно, речь сегодня пойдёт о растениях и животных Австралии. Изучая органический мир, нельзя оставить в стороне природные зоны. Сформулируйте, пожалуйста, тему урока и цели.

Слайд 3, 4

- Природные зоны и органический мир Австралии.

  Приглашает учащихся в путешествие и объясняет, что необходимо взять  с собой.

Я приглашаю вас совершить путешествие на удивительный материк Австралию. «…путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного», -  писал К.П. Паустовский. В путешествии вам пригодятся дневники. Их вы найдёте на своих партах. В дневниках вы будете делать записи по ходу путешествия. Вам также необходимо будет  обратить внимание на слова и их правописание и правильно, без ошибок записать их  в походных дневниках. Ещё мы возьмём с собой учебник, атласы.

Слушают учителя, формулируют тему урока и ставят конечную цель совместной учебной деятельности

Слушают учителя.

5.

Осознание и осмысление учебной информации

Создаёт  группы из учащихся класса. Предлагает отправиться в экспедицию в разные части Австралии, собрать материал и  составить отчёты. Каждой группе вручает «походные дневники».

Запишите дату и тему сегодняшней нашей экспедиции в дневниках. Чтобы запомнить и понять лучше основные моменты путешествия в дневнике вы должны будете заполнять таблицу-конспект.

Природная зона

Географическое положение

Тип климата

Растения

Животные

           Мы отправляемся в заочное путешествие по Австралии. Любая экспедиция, путешествие начинается с изучения карты. В атласе найдите карту природных зон. Какие природные зоны встречаются в Австралии? Покажите их на карте.  Запишите в дневники. Каждая экспедиция отправляется в одну природную зону, исследует её и делает короткий отчёт о своём путешествии. А также рассказать об одном животном и растении, которые встретите в пути.

Наблюдает за работой учащихся, в случае затруднения оказывает помощь. После выступления каждой группы корректирует ответыи показывает слайды презентации.

Слайд 5 –11. 

Мы находимся на территории саванн и редколесий Австралии.

            Среди травы растут бутылочные деревья, встречаются эвкалипты, акации, и другие деревья. Среди животных здесь можно увидеть ехидну, вомбата, а также кенгуру, динго, термитов и другие.

Не забывайте вести записи в дневниках.

Слайд 12- 22. 

Южнее саванн и редколесий распространены пустыни.

            В австралийских пустынях растут низкие колючие эвкалипты и другие кустарники, их заросли называют скрэбом (запишите). Такие пустыни являются хорошими пастбищами для овец.

             Есть здесь и песчаные пустыни, например Большая песчаная пустыня. В пустынях Австралии нет оазисов.

             Обитают животные:  кенгуру, динго, ящерицы, змеи, страус эму.

             Растения: спинифекс, низкорослые колючие акации, иногда эвкалипты и бутылочные деревья.

Слайд 23 – 31. 

 Зелень лесов нарушает акация, разные виды цветут круглый год. Во влажных тропических лесах встречаются фикусы, древовидные папоротники, эвкалипты, баньян, мангровые деревья, лианы; в более засушливых районах – акации. Животные: коала, древесный кенгуру, крокодилы на севере, птицы (лирохвост, попугаи, райские птички) 

Что такое эндемики?

Правильно. Много эндемиков встречается только в Австралии и на близлежащих островах.

Уникален растительный и животный мир материка.

- В чем же заключается уникальность животных и растений Австралии?

Природа создала в Австралии огромный  заповедник, где сохранились многие  животные, близкие тем, что населяли Землю  в далекие времена.

В Австралии встречаются сумчатые, яйцекладущие и выкармливающие молоком организмы. Но не встречаются обезьяны и копытные.

 - А почему эти животные и растения встречаются только на этом материке?

- Австралия – это самый уникальный материк! Но с освоением материка особенно сильно пострадала природа. Многие животные находятся на грани вымирания. Значительные площади, очищенные от леса, заняты полями и виноградниками.

Слайд 32-34

Австралийцы стремятся сохранить уникальный органический мир. На гербе  и флаге Австралии изображены страус и кенгуру, на монетах, стоимостью 5, 10, 20 центов изображены ехидна, лирохвост, утконос.

Создают группы, получают «походные дневники».

Слушают задание, отправляются в путешествие.

Самостоятельно работают в группах с учебником, атласом. По окончании работы предоставляют отчёт.

Записывают определение скрэба

Ответ учащихся.

Ответ учащихся.

Ответ учащихся.

6.

Первичное закрепление материала

Провожу работу с тестом и по карточкам, позволяющую проверить уровень усвоения материала

Задание №1. Рассказ - провокация.

Найти в рассказе ошибки и подчеркните их: 

Большая часть  Австралии  находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат.

В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальмами, фикусами) произрастают своеобразные деревья баобабы с толстыми у основания стволами, резко суживающимися к верху.

Животный мир своеобразен. Здесь обитают ехидна, утконос, которые выводят детёнышей из яиц. Часто встречаются бегемот, слон, другие крупные животные. Много сумчатых.

Задание 2. Найдите соответствие.

На доске даны природные зоны и указаны растения и животные данных природных зон.

Леса

Саванны и редколесья

Пустыни и полупустыни

Кенгуру, акация, вомбат, лиана, крокодил, казуарин, дикая собака динго, страус эму, утконос, ехидна, эвкалипт, древовидный папоротник, коала.

Задание 3. Географический тест «Природные зоны и органический мир Австралии».

Если утверждение верное – ставите знак «+», а если неверное – ставите «-».

Тест:  

- 1. На материке Австралия живут обезьяны и копытные животные.

+2. Коала питается только листьями эвкалиптов.

-3. Скреб – лес, состоящий из высокорослых деревьев.

+4. Эвкалиптовые леса светлые, так как листья повернуты к солнцу ребром.

+5. Утконос и ехидна яйцекладущие млекопитающие.

-6. Самую большую площадь в Австралии занимают леса.

-7. Собака Динго приносит пользу сельскому хозяйству.

+8. Кенгуру изображен на государственном флаге Австралии.

+9. В Австралии много эндемиков.

+10. Австралия давно отделилась от других материков, ее органический мир развивался изолированно.

Работают  с тестом и по карточкам

7.

Подведение итогов

Анализирует вместе с учащимися достижение целей урока. Оценивает результаты деятельности учащихся.

Оценки за урок.

Озвучивают результаты выполнения самостоятельного задания, делают выводы.

8.

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание + вопрос для любознательных

читать и пересказывать § 24, вопрос 3 (с. 150). Вопрос для любознательных: Осваивая вновь открытые земли, люди завозили туда домашних животных и семена растений. Вы знаете, что привезенные в Австралию кролики так размножились, что стали наносить вред сельскому хозяйству. А не случилось ли что - нибудь подобное и с представителями растительного мира?

Записывают домашнее задание, осмысливают его.

9.

Рефлексия

Предлагает учащимся оценить свое эмоциональное состояние и результаты своей работы на уроке. 

Слайд35-36

Вот и подошло наше путешествие к концу. Мне было очень приятно с вами путешествовать.

Анализируют свое эмоциональное состояние и результаты своей работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе по теме "Австралия". УМК Клементьева

В уроке рассмотрены основные темы:географическое положениерастительный и животный мир...

История открытия Австралии. Географическое положение Австралии

Данная презентация используется при знакомстве учащихся с Австралией. Позволяет сформировать представление об особенностях географического положения материка, истории открытия, изучения и освоения Авс...

«Австралия - страна, где всё наоборот» Интегрированный урок географии и английского языка в 7 классе «Австралия - страна, где всё наоборот»

интегрированный урок по географии и иностранного языка "Австралия - страна, где все наоборот"...

«Колониальное прошлое материка Австралия. Народ Австралии. Австралийский Союз» (урок с использованием технологии критического мышления)

Совершенствовать умения учащихся использовать тематические карты как источники географической информации, устанавливать причинно- следственные связи между изучаемыми явлениями....

План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе.

План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе....

«Австралия. Верования коренного населения Австралии»

Конспект урока с учетом основных целевых установок учебного курса  «Основы религиозных культур и светской этики»....

«Австралия. Верования коренного населения Австралии»

Конспект урока с учетом основных целевых установок учебного курса  «Основы религиозных культур и светской этики»....