Разработка урока-обобщения в 8 классе по теме "Хозяйство России"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Торунова Мария Александровна

На уроке используется презентация в формате SMART Notebook (к сожалению, загрузить презентацию не удалось). Если кто-то заинтересовался разработкой данного урока, напишите, презентацию обязательно вышлю!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-obobshchenie_po_geografii_-_khozyaystvo_rossii.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщающего повторения по географии в 9-м классе - Хозяйство России

Задачи урока:

  • повторить, закрепить, обобщить знания об особенностях хозяйства России, его отраслевом составе;
  • совершенствовать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся, умение слышать и слушать.

Тип урока: повторение материала в форме игры "Своя игра".

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование: 

  • учебник географии 8 класса "География: Россия " под ред. А. И. Алексеева;
  • атлас;
  • презентация "Своя игра" в формате Power Point;
  • презентация в формате SMART;
  • карта России;
  • интерактивный комплекс.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Сообщение темы и целей урока

- Мы закончили изучение еще одной главы учебника, посвящённой особенностям хозяйства России, его отраслевому составу. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- Сформулируйте цели урока.

  1. Обобщение.

1) разминка

Обобщать знания по теме "Хозяйство России" мы будем в форме игры "Своя игра". Предположите, какие темы вам будут предложены. (1 слайд «SMART»)

Но для начала проведем небольшую разминку и немного вспомним:

-  определения по изученному разделу  (2,3 слайды «SMART»)

-  отраслевой состав хозяйства и структуру каждой отрасли (4 слайд «SMART»)

- основные типы электростанций (5 слайд «SMART»)

- размещение основных бассейнов угольной промышленности на территории нашей страны (6 слайд «SMART»)

И в завершении разминки проведем небольшой тест (7 слайд «SMART»)

2) «Своя игра» (Презентация в формате Power Point)

Учитель напоминает правила игры, в которой участвуют не отдельные ученики, а все учащиеся, объединённые в группы. Результаты будут фиксироваться на доске.

Предлагаемые задания (в игре цена вопросов - 100, 200, 300, 400, 500 баллов):

Тема "Общая характеристика хозяйства": 

  1. Хозяйство, сложившееся исторически в границах государства (народное хозяйство).
  2. Часть населения страны, которая способна работать (трудовые ресурсы).
  3. Занятое население, работающее в народном хозяйстве, и безработные, ищущие работу и готовые к труду. (экономически активное население).
  4. На современном этапе развития России основную часть её богатства составляет (природно-ресурсный капитал или природные ресурсы).
  5. Все материально-вещественные ресурсы, многократно используемые в производстве для создания материальных и духовных ценностей (здания, транспортные средства, оборудование, скот) (производственный капитал).

Тема "Промышленность": 

  1. Самый крупный промышленный комплекс по объёму производимой продукции - ТЭК - более 20%. Назовите его отраслевой состав (топливная промышленность, электроэнергетика, транспортировка).
  2. Череповец, Старый Оскол, Липецк, Новокузнецк, Магнитогорск, Чусовой - это центры… (чёрной металлургии)
  3. Зерноуборочные комбайны производят в районах выращивания зерна (Ростов-на- Дону, Красноярск), льноуборочные - в местах произрастания льна (Бежецк). Назовите фактор размещения этих предприятий (потребительский).
  4. Одной из общих проблем обрабатывающей промышленности является низкая доля современной продукции. Назовите другие проблемы (устаревшее оборудование, дефицит квалифицированных кадров).
  5. Это один из крупнейших районов горно-химической промышленности. Здесь сосредоточено 100% общероссийской добычи этого полезного ископаемого, оно очень высокого качества. По размерам его добычи Россия уступает только Канаде. Назовите полезное ископаемое и центры его добычи (калийные соли, Соликамск и Березники Пермского края).

Тема "АПК": 

  1. Основная зерновая культура в России (пшеница).
  2. Они могут пастись на горных склонах, преодолевать большие расстояния, круглогодично находиться на пастбищах. Их часто разводят на землях, не пригодных для других отраслей сельского хозяйства. Назовите этих животных (овцы).
  3. На территории Пермского края преобладает молочное скотоводство. Почему? (наличие кормовой базы - зелёные сочные корма и силос).
  4. Почему машиностроение и химическая промышленность являются одним из звеньев АПК? (для с/х дают машины, оборудование, удобрения, средства защиты растений)
  5. Почему в России доля продуктов питания иностранного производства составляет более 40%, а доля импортной одежды - 75%? (недостаточный уровень развития сельского хозяйства, машиностроения, химической, текстильной промышленности)

Тема "Сфера услуг": 

  1. Что является продукцией данной сферы? (услуги в качестве деятельности).
  2. Вам дали задание: определить грузооборот автомобильного транспорта. Какие данные для этого вы должны найти? (количество перевезённого груза и расстояние перевозк, эти данные перемножить).
  3. 16 декабря 2009 года был пущен новый скоростной экспресс (250 км/час) по маршруту Санкт-Петербург - Москва. Как он называется? (Сапсан)
  4. Летом мы решили совершить путешествие на теплоходе из Соликамска до северного порт Мурманск. Возможно ли это? (Да, Кама - Волга - Волго-Балтийский канал - Онежское озеро - Беломорско-Балтийский канал - Белое море - Баренцево море).
  5. Основой науки являются научные кадры. По числу занятых в науке Россия является одним из мировых лидеров. Какая проблема характерна для российских научных кадров и почему? ("старение", слабый приток молодёжи - снижение престижа профессии, низкая заработная плата)

  1. Подведение итогов игры, выставление оценок.

  1. Рефлексия (9 слайд «SMART»)

 6. Домашнее задание: ответить на вопросы на с. 208 (10 слайд «SMART»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Обобщение изученного по теме "Причастие" в 7-ом классе.

В разработку урока входит конспект, составленный с учетом новых требований по развитию УУД. ...

Разработка урока-обобщения по теме "Евразия", 7 класс, география

Разработка урока-обобщения по теме "Евразия", 7 класс, география....

Разработка открытого урока-обобщения в 6 классе по теме "Материки и океаны". Игра "Слабое звено"

Конкурс для 6 класса, который можно провести в рамках Недели географии и биологии. Очень интересный материал, дети с удовольствием играют....

Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".

Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...

Игра для урока -обобщения в 8 классе "Все о России"

Эта разработка может использоваться на уроках географии для работы в группах или при проведении недели географии. Вопросы здесь собраны за весь курс 8 класса...

Урок обобщение в 8 классе по теме "Природные зоны России"

Материал для обобщения знаний по теме "Природные зоны России". География 8 класс...