Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья по географии на тему

Виряскина Лариса Николаевна

Педагогическая проблема

«Формирование исследовательских навыков и умений обучающихся на уроках географии и во внеурочное время»

 

1.Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) ключевым условием эффективного процесса обучения является системно - деятельностный подход, который отражается на всех этапах планирования и организации работы учащихся: формулировке целей обучения, содержании изучаемого предмета, методах и средствах, а в конечном итоге, результатах обучения.

Системно - деятельностный подход теснейшим образом связан с формированием и оценкой метапредметных результатов обучения. В тексте ФГОС отмечается, что основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie_opyta.doc283 КБ

Предварительный просмотр:

 Представление собственного  инновационного педагогического опыта

учителя географии Муниципального бюджетного образовательного учреждения  «Комсомольская средняя общеобразовательная школа№1» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

Виряскиной Ларисы Николаевны

(педагогический стаж – 22 года, высшая квалификационная категория)

Педагогическая проблема

«Формирование исследовательских навыков и умений обучающихся на уроках географии и во внеурочное время»

1.Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) ключевым условием эффективного процесса обучения является системно - деятельностный подход, который отражается на всех этапах планирования и организации работы учащихся: формулировке целей обучения, содержании изучаемого предмета, методах и средствах, а в конечном итоге, результатах обучения.

Системно - деятельностный подход теснейшим образом связан с формированием и оценкой метапредметных результатов обучения. В тексте ФГОС отмечается, что основным объектом оценки  метапредметных   результатов         является:
•  способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению,         переносу   и        интеграции;
•   способность      к        сотрудничеству        и         коммуникации;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
•   способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового проекта.

Проектная деятельность (или, если взять шире, проектно-исследовательская) давно и прочно заняла своё место в методике обучения географии.

В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в « Концепции модернизации российского образования» говорится о необходимости использования  деятельностного подхода в обучении.

Работа над  этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько "наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной  к дальнейшему самообразованию.

География – один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

 Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

 Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к  самостоятельной  познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.  В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.

Занимаясь развитием  исследовательской деятельности решаю следующие задачи:

 -обучать  учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

- учить приемам осмысленной географической мысле-деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного  обсуждения, умению излагать и от стаивать свою  точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;

- помогать использовать различные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализ;

 - подкреплять знания  практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его, направляя  на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии.

Важная роль в школьном курсе географии отводится исследовательской деятельности учащихся. Важно пробудить у школьника исследовательский интерес, открыть путь к самостоятельному познанию истины.

Уроки-исследования, уроки-путешествия проводятся как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверки знаний учащихся. Значимость исследовательской работы в школе очевидна, и учить приёмам этой работы нужно уже на начальных этапах обучения географии.

 Применяя  исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительные мотивации к географии. Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии - это путь к знанию через собственный творческий,         исследовательский         поиск.
Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.   

Необходимо серьёзное внимание уделять формированию у школьников простейших навыков исследовательской работы, что непосредственно способствует реализации актуальной цели географического образования в формировании деятельностной личности, а возможностей для этого в процессе преподавания географии множество: организация наблюдений за погодой как части фенологических процессов, проведение комплексных экскурсий по изучению природы и хозяйства территории, прилегающих местностей, проектная деятельность по вопросам геоэкологии и охраны природы, т.е. реальное осуществление краеведческого принципа обучения на уроках географии и во внеклассной работе.

Поэтому  свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит  деятельностный способ обучения, т. е. личностное включения школьника в процесс. Основными отличиями подобных уроков являются:

  • Обязательное наличие проблемной ситуации.
  • Максимальная степень самостоятельности учащихся
  • Заинтересованность учащихся в поставленной проблеме

.

При планировании уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:

  • Каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.
  • Работа должна быть адресована всему классу.

Приведу пример урока в 7 классе, где в процессе исследовательской деятельности дети самостоятельно выявляют особенности природы Австралии (урок изучения нового материала)

Класс делится на исследовательские группы: картографов, геоморфологов, геологов, климатологов, гидрологов:

–        картографы определяют географическое положение материка;

–        геоморфологи исследуют рельеф;        

–        геологи объясняют строение земной коры;

–        климатологи определят климат;

–        гидрологи проектируют картину внутренних вод.

Каждая группа, используя тематические карты атласа и учебник, готовит устный отчёт о своей работе, оформляя при этом контурную карту по тематике исследования. Что объединяет все группы? Дна проблема. Нужно выявить отличительные черты природы неизвестного материка.

Чтобы работа в группах была более слаженной, организованной и понятной для всех – предлагаю обсудить следующие вопросы:

         Как вы мыслите решение поставленной задачи?

         Что необходимо знать ( или вспомнить) для работы?

         Какие карты будете использовать?

         Какую роль будет выполнять каждый участник экспедиции?

В течение 3-4 минут дети формулируют задачи, которые им предстояло решить, распределяют роли в группах, выбирают нужные для работы карты. В помощь учащимся предлагаются инструктивные карточки с заданиями и дополнительная литература (старые учебники, вырезки из газет, энциклопедии и т.д.).

Дети в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся деятельность учащихся направлена на единый результат. Таким образом, обучение происходит в процессе деятельности учащихся. В ходе исследований дети, анализируя карты, учатся переводить картографическую информацию в словесную, отвечая на главный вопрос: - Чем отличается природа Австралии от других материков?

(малой площадью, удалённостью, древностью земной коры, отсутствием вулканов, сухостью климата, богатством подземных вод и т.д.)

Такая групповая работа даёт важный учебно-воспитательный эффект: дети учатся работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе исследования находить решения поставленной задачи. Что, безусловно, повышает познавательную активность школьников.                        

В 6 классе на уроках практикумах учащиеся обрабатывают данные погоды по месяцам (строят графики, розы ветров, подсчитывают средние температуры, амплитуду), а при изучении климата своей местности на основе своего обработанного материала делают вывод о климате своей местности. В старших классах учащиеся самостоятельно исследуют государства  выявляя особенности хозяйства  используя при этом не только учебник, но и другие ресурсы, в частности интернет ресурсы, делают презентацию, защищают. Такая работа позволяет учиться выделять главное из большого объема информации, четко ее излагать, отстаивать свою мысль, доказывать правильность своей мысли, и т. д. Способствует развитию коммуникативной, поведенческой культуры, развитию навыков контроля и самоконтроля, развитию аналитического, критического  мышления.

   Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.                                                                     Неслучайно, древнекитайская мудрость гласит:

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

Практическая значимость состоит в том, чтобы: научить моих учеников творческому мышлению, логическому изложению материала, самостоятельному поиску знаний, самоорганизации и самооценке.

Для учителя – это возможность  лучше узнать своих учеников,  расширяет контакты на профессиональном уровне с коллегами из других учебных заведений, преподавателями вузов, родителями учащихся.

Концептуальность. Своеобразие проектно-исследовательской деятельности  определяется её целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление  и как оно объясняется с точки зрения современного знания.  

Научная новизна. Выявлены психолого-педагогические аспекты активизации познавательной деятельности учащихся посредством включения в учебный процесс регионального содержания.

Самостоятельность, естественность, наглядность или экспериментальность – основные принципы проектно- исследовательской деятельности школьников.

Они дают ученику большую свободу мыслительной деятельности, возможность приобретения права выбора собственной предметной деятельности необходимость самостоятельного анализа результатов и последствий своей работы. Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой  становится появление новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются  и воплощаются в новые исследования.

При решении проблемных ситуаций рекомендуется использовать  следующие методические приёмы: учить выдвижению гипотез с помощью познавательных вопросов; использование аналогий основанных на приёме сравнения по сходству характерных особенностей объекта, явления или факторов, определяющих эти особенности.

Наличие теоретической базы опыта.

Психолого-педагогической базой личностно-ориентированного обучения стали работы В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.  Исследовательская деятельность учителя в контексте научно-методической работы рассматривалась в трудах Б.С. Бергушева, А. М. Моисеева. Значительный вклад в разработку теории исследовательской и творческой деятельности учителя внесли Ю.К. Бабанский, А.М. Моисеева.

Теоретической базой опытнической деятельности послужили труды  З.И. Калмыковой (1981), Л.Н. Сухоруковой (2007) и И.С. Якиманской (1996).

С опорой на них можно утверждать, что при личностно-ориентированном обучении в целом, географии, в частности, каждому ученику предоставляется возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении с учётом собственных потребностей, способностей, интересов, ценностных ориентаций и субъектного опыта. Содержание школьного  географического образования, его средства. Методы, методики, технологии в этом случае должны подбираться и организовываться так, чтобы каждый  учащийся мог проявить избирательность в выборе предметного материала, его виде и форме.

Такая обученность создает профессиональную и социальную адаптацию в обществе, а образованность формирует  индивидуальное восприятие мира систем живой и неживой природы, возможность его адекватного творческого преобразования, широкое использование субъектного опыта в интерпритации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и установок.  Основной акцент при  данном обучении делается на совокупности знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру природы, что выступает основной целью современного географического образования.

Большое внимание исследовательской деятельности учащихся уделяют российские географы: И.И. Баринова, А.В. Даринский, В.А. Щенев, Е.А. Чернихова и другие.

Ведущей педагогической идеей является  формирование и развитие у учащихся поисково-исследовательских навыков и  умений, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых, развитие навыков общения через интерактивные методы преподавания.

Оптимальными и эффективными средствами  достижения желаемых результатов предметной подготовки школьников являются: грамотно-сформулированные  цели / задачи  с позиции установок личностно-ориентированного подхода, соответствующее содержание географического образования; формы (индивидуальная работа, уроки-лекции, практическая работа исследовательской направленности, самостоятельная работа, семинар-дискуссия,  урок-путешествие; домашняя работа творческой направленности); методы (проблемное изложение, эвристический, исследовательский, метод-проектов);  методики / технологии (проведение  географического эксперимента,  проектные, исследовательские технологии, ИКТ, проблемное обучение), способствующие максимальному развитию каждого ученика на «предметном содержании».

Результативность опыта. Проводимая системная работа по развитию творческих способностей, формированию логического мышления позволяют мне получить высокие  результаты подготовки учащихся.

Систематическая работа с одарёнными детьми позволила добиться высоких результатов. Мои ученики являются победителями и призерами муниципальных, республиканских и межрегиональных конкурсов исследовательских работ, краеведческих олимпиад, (грамоты, дипломы прилагаются)

Учебный год

География (КЗ)

2009-2010

65%

2010-2011

65%

2011-2012

65%

2012-2013

66%

            2013-2014

71%

Количество учащихся-победителей, призёров муниципальной Всероссийской предметной олимпиады школьников по географии.

Учебный год

ФИ учащихся

Класс

Место

Предмет

2010-11 уч. год

1.Учелькин Владислав

2. Кондратьева Нина

7

7

Победитель

Призёр

География

География

2011-12 уч. год

1.Горбатова Алина

2.Налейкина Таня

3. Учелькин Влад

4.Рознова Екатерина

7

7

8

8

Победитель

Призёр

Призёр

Призёр

География

География

География

География

  1. уч. год

1.Денисова Алина

2. Налейкина Татьяна

3. Учелькин Влад

8

8

9

Победитель

Призёр

Призёр

География

География

География

  1. уч. год

1.Лиясова Вероника

2. Налейкина Татьяна

3.Учелькин Влад

4.Ризаева Света

8

9

10

11

Победитель

Призёр

Призёр

Призёр

География

География

География

География

   2014-15 уч.год

1.Коледаева Кристина

2.Лиясова Вероника

3.Денисова Алина

4.Налейкина Татьяна

7

9

10

10

Призёр

Призёр

Призёр

Призёр

География

География

География

География

Итого:

 География     Победителей – 4   Призеров - 13

 

Позитивны результаты внеурочной деятельности обучающихся

по географии

                                                                       2010-11 уч.год

№ п/п

Фамилия Имя ученика

Класс

Конкурсы

уровень

Результатив-

ность

1.

Ризаева Света

9

Республиканский конкурс юных исследователей окружающей среды.

Республиканский

Победитель

2.

Соловьева Анна

10

Интернет –олимпиада школьников

Республиканский

Призер

3.

Алеева Юля

9

Российский заочный конкурс исследовательских работ

«Первые шаги в науку»

Номинация «Экология

Всероссийский

Призер

4.

Учелькин Влад

7

Молодёжный географический чемпионат

Всероссийский

Диплом регионального победителя

5.

Богатырева Вероника

7

Молодёжный географический чемпионат

Всероссийский

Диплом регионального победителя II степени

6.

Бекшаева Наташа

7

Молодёжный географический чемпионат

Всероссийский

Диплом регионального победителя II степени

7.

Команда «Истоки»

7-10

Детская международная творческая олимпиада KIDOLIMP.RU

Международный

Диплом III степени

8.

Ризаева Света

8

Международный фестиваль детского творчества « Звёзды нового века»

Международный

Диплом лауреата

9.

Алеева Юля

9

Республиканский конкурс творческих работ «Святыни Земли Мордовской» 

Республиканский

Победитель

10.

Гмырин Влад

10

Республиканский конкурс юных исследователей окружающей среды

Республиканский

Призер

  2011-12 уч.год

№ п/п

Фамилия Имя ученика

Класс

Конкурсы

уровень

Результатив-

ность

1.

Васильева Елена

10

IIIРегиональная интернет –олимпиада по географии

республиканский

2 место

2.

Гусев Саша

10

IIIРегиональная интернет –олимпиада по географии

республиканский

2 место

3.

Ширманкина Анастасия

10

IIIРегиональная интернет –олимпиада по географии

республиканский

2 место

4.

Ризаева Света

9

IIIРегиональная интернет –олимпиада по географии

республиканский

2-место

5.

Кондратьева Нина

8

Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ «Интеллектуальное будущее Мордовии» работа «Валенки, валенки»

республиканский

Диплом 3 степени

6.

Алеева Юля

6

Российский заочный конкурс исследовательских работ

«Первые шаги в науку»

всероссийский

Диплом 2 степени

                                                                       2012-13 уч.год

№ п/п

Фамилия Имя ученика

Класс

Конкурсы

уровень

Результатив-

ность

1.

Гребенскова Оксана

11

Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ «Интеллектуальное будущее Мордовии»

республиканский

участие

2.

Алеева Юлия

10

Республиканский конкурс творческих работ «Святыни Земли Мордовской» 

республиканский

победитель

3.

Ширманкина Анастасия

11

IVРегиональная интернет –олимпиада по географии

республиканский

победитель

4.

Алеева Юля

10

Международный творческий конкурс Рождественская звезда Номинация « Социальный общественно- значимый проект» работа « По святым местам Земли родной»

Международный

3-место

2013-14 уч.год

№ п/п

Фамилия Имя ученика

Класс

Конкурсы

уровень

Результатив-

ность

1.

Ризаева Света

11

V Региональная интернет –олимпиада по географии

республиканский

победитель

2.

Алеева Юля

10

Международный творческий конкурс Рождественская звезда

Международный

3-место

3.

Алеева Юля

 

11

Всероссийская олимпиада по ОПК

муниципальный

призер

4.

Захаркина ВАлерия

8

Всероссийская олимпиада по ОПК

муниципальный

победитель

5.

Заботнова Дарья

4

Всероссийская олимпиада по ОПК

муниципальный

победитель

6.

Лукашевич Катя

7

Всероссийская олимпиада по ОПК

муниципальный

призер

7.

Амирова Аня

6

«Дистанционная олимпиада по географии 6 класс»

Международный проект

призер

8.

Лобанова Ирина

7

«Дистанционная олимпиада по географии 7 класс»

Международный проект

призер

9.

Налейкина Таня

9

«Дистанционная олимпиада по географии 9 класс»

Международный проект

победитель

10.

Денисова Алина

9

«Дистанционная олимпиада по географии 9 класс»

Международный проект

призер

Ведущая роль творческой деятельности учащихся, высокий профессионализм педагога   реализуется в организации научно-исследовательской деятельности учащихся, олимпиадном движении. Необходимо отметить  высокую результативность работы по данному направлению.

                                               2009-10 уч.год

№ п/п

Фамилия Имя ученика

Класс

Конкурсы

уровень

Результативность

1

Гмырин Влад

10

Республиканский конкурс творческих работ «Святыни Земли Мордовской»

Республиканский

победитель

2

Гмырин Влад

10

Межрегиональная научно-исследовательская конференция учащихся по зкологическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу».

Республиканский

призер

3

Петрянин Артем

11

Республиканская профориентационная конференция учащихся «Многоликая Мордовия: потенциал устойчивого развития»

Республиканский

призер

4

Гмырин Влад

10

Российский заочный конкурс

«Юность. Наука. Культура» исследовательских работ

Номинация «Экология»

Российский

призер

5

Алеева Юля

8

Российский заочный конкурс исследовательских работ

«Первые шаги в науку»

Номинация «Краеведение»

Российский

призер

6

Алеева Юля

8

X Всероссийская конференция «Первые шаги в науку» Секция «Историческое краеведение» (очно)

Российский

призер

2010- 2011 уч.год

№ п/п

Фамилия Имя ученика

Класс

Конкурсы

уровень

Результатив-

ность

1.

Ризаева Света

9

Республиканский конкурс юных исследователей окружающей среды.

Республиканский

Победитель

2.

Алеева Юля

9

Российский заочный конкурс исследовательских работ

«Первые шаги в науку»

Номинация «Экология

Всероссийский

Призер

3.

Команда «Истоки»

7-10

Детская международная творческая олимпиада KIDOLIMP.RU

Международный

Диплом III степени

4.

Ризаева Света

8

Международный фестиваль детского творчества « Звёзды нового века»

Международный

Диплом лауреата

5.

Алеева Юля

9

Республиканский конкурс творческих работ «Святыни Земли Мордовской» 

Республиканский

Победитель

6.

Гмырин Влад

10

Республиканский конкурс юных исследователей окружающей среды

Республиканский

Призер

 2011- 2012 уч.год

№ п/п

Фамилия Имя ученика

Класс

Конкурсы

уровень

Результатив-

ность

1.

Кондратьева Нина

8

Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ «Интеллектуальное будущее Мордовии» работа «Валенки, валенки»

республиканский

Диплом 3 степени

2.

Алеева Юля

6

Российский заочный конкурс исследовательских работ

«Первые шаги в науку»

всероссийский

Диплом 2 степени

                                                             2012- 2013 учебном году

№ п/п

Фамилия Имя ученика

Класс

Конкурсы

уровень

Результатив-

ность

1.

Гребенскова Оксана

11

Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ «Интеллектуальное будущее Мордовии»

республиканский

участие

2.

Алеева Юлия

10

Республиканский конкурс творческих работ «Святыни Земли Мордовской» 

республиканский

победитель

3.

Алеева Юля

10

Международный творческий конкурс Рождественская звезда Номинация « Социальный общественно- значимый проект» работа « По святым местам Земли родной»

международный

призер

                                                      2013- 2014 учебном году

№ п/п

 Фамилия Имя ученика

 Класс

Конкурсы

уровень

Результатив-

ность

1.

Алеева Юля

10

Международный творческий конкурс Рождественская звезда

Международный

призер

С целью тиражирования педагогического опыта я выступала на конференциях, семинарах, конкурсах, педагогических советах, на муниципальном, республиканском,  всероссийском уровнях (справки прилагаются).

Информационно-обучающий семинар учителей географии Чамзинского района 2010 года.

 II Всероссийская научно-практическая конференция Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск №1 Саранск 2010

 XXXVIII Огарёвские чтения в МГУ им Н.П.Огарёва на географическом факультете.

Рабочая программа по географии 6 класс http://numi.ru/docs/16176

Доклад на тему:

Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии http://numi.ru/docs16448

Всероссийский уровень

1.Электронное периодическое издание «НУМИ» Программа элективного курса в 10 классе. «Избранные вопросы географии»http://numi.ru/docs/16175

                                                           

2.Электронное периодическое издание «НУМИ» Рабочая программа по географии 6 класс

http://numi.ru/docs/16176                                                           

3. Электронное периодическое издание «НУМИ» «Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии»                                                              

http://numi.ru/docs/16448

  1. nsportal.ruviryaskina-larisa-nikolaevna Сайт учителя географии МБОУ "Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1"

Активно сотрудничаю с местной редакцией газеты «Знамя» ежегодно публикуются материалы из опыта работы.

В рамках обмена опытом мною разработаны и проведены уроки и внеклассные мероприятия.  С исследовательскими и проектными работами учащиеся принимали участие в  муниципальных, республиканских, межрегиональных   конкурсах, (справки прилагаются)

Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с учащимися:

1.Урок «Природные зоны Евразии» 7 класс с использованием ЭОР

2.Исследовательская работа и презентация «Оценка экологического состояния реки Нуя»

3.Исследовательская работа и презентация «Мониторинг р.Нуя»

4.Исследовательская работа и презентация «Валенки, валенки»

5.Исследовательская работа и презентация «Чуфаровский Свято-Троицкий монастырь»

6.Проек-исследование «Живи, родник»

7.Творческая работа «Интервью с монахами Свято-Троицкого Чуфаровского монастыря отцом Михеем и отцом Григорием»

8.Исследовательская работа «Интервью с монахами Свято-Троицкого Чуфаровского монастыря отцом Игнатием и отцом Михеем.

Созданная мною система использования проектно-исследовательских методов обучения учащихся  позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса. В результате опросов, анкетирования, учащиеся называют географию одним из самых интересных предметов, стремятся реализовать себя в разнообразных мероприятиях по предмету. 

Таким образом, мой  педагогический опыт имеет, на мой взгляд, убедительное подтверждение!!

       

 Я знаю сильные и слабые стороны своего стиля преподавания, открыта для всего нового и это расширяет мои педагогические возможности, даёт пищу для размышлений, самоанализа и постоянного корректирования своей работы, чтобы стать Новым Учителем Нашей Новой Школы.

Литература

  1. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал.// Редакция «Народное образование».
  2. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
  3. Воровщиков С. Г., Новожилова М. М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. //Управленческий аспект: страницы написанные консультантом по управлению и директором школы. – М.: 5 за знания, 20006.
  4. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
  5. Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся. // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.
  6. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
  7. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения.// Народное образование, № 10, 1999.
  8. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999
  9. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
  10. Саввичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование, № 10, 1999.
  11. Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34-45.

Интернет-ресурсы по проблемам  исследовательской деятельности

  1. http://schools.keldysh.ru/labmro  — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
  2. www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.
  3. www.issl.dnttm.ru  — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.

Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Данный опыт заслуживает внимания и распространения по общеобразовательным  учреждениям района. Новые педагогические технологии, используемые учителем в своей практике,   способствуют решению задач социальной адаптации школьников. Это позволяет активизировать работу учащихся, пробуждает интерес к знаниям, развивает высокий уровень мышления. Новые условия образовательной деятельности дают возможность достижения основной цели – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к  родному краю, формирование всесторонней, гармонически развитой личности.

Систематическая работа с одаренными детьми позволяет добиться высоких результатов.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес.

Арапова Любовь Илларионовна, заместитель руководителя и член  районного методического объединения учителей  географии.

8 987 999 5867  


Приложение


                       МБОУ    « Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1»

                               Республиканский конкурс исследовательских работ

                                «Дерево Земли, на которой я живу»

  Номинация  «Геоэкология»

                         

 SHAPE

                                               Выполнил: ученик 11 класса

                                               Гмырин Владислав Юрьевич

                                               Возраст: 17 лет

                                               Домашний адрес п.Комсомольский

                                              Ул. Республиканская, 13-6, тел.3-12-39

                                               Руководитель: учитель географии

                                               Виряскина Л.Н. МБОУ КСОШ №1

                                                Чамзинского района РМ                        

                                              2010 год

       

         

Введение

Актуальность  работы:  загрязнение природных вод  антропогенным воздействием, нехватка чистой питьевой воды.

  Цель: проведение мониторинга водных объектов.

Достижение этой цели должно быть осуществлена путем решения следующих задач:

  1. изучения теоретических основ;
  2. проведения  наблюдений за водными объектами;
  3. проведения химических анализов;

                      4.  проведение гидрологических исследований;

5.  проведения социологического исследования;

6.  разработки рекомендаций по их очистке, охране и использованию .

                7.  внести свой вклад в улучшение санитарного состояния берегов реки Нуя.

Научность работы  заключается в проведении систематического многолетнего экологического мониторинга водных объектов п.Комсомольский

Новизна  работы: оценка тенденции  изменения состояния экологии водоема и предложение меры по их охране и улучшению .

          Объекты исследования  река Нуя.

Методы исследования : гидрологические исследования, химические анализы, сравнение, социалогический опрос, наблюдение.

План исследовательской работы:

I. Литературный обзор.

II. Наблюдение:

         1.Гидрологические исследования

                        *         измерение глубины реки

                        *         определение ширины реки и скорости

2. Социологические исследования:

  • составление вопросов анкеты;

                                   опрос жителей;                    

3. Заключение

1.1 Обзор литературы

         

 Девиз работы:         Воде была дана волшебная власть

                                                  стать соком жизни на Земле.

                                                                       Леонардо Давинчи

   Прежде чем приступать к полевым исследованиям, мы обратились к литературе по  краеведению  и экологии.

       Среди множества проблем, стоящих сегодня перед человечеством, наиболее актуальными являются социальная ,экологическая, продовольственная, энергетическая и водная .При этом первые четыре не могут быть решены, если не будет найдено приемлемое решение водных проблем. Вот почему во многих странах мира учёные и государственные деятели под номером один обозначают проблему обеспечения водой населения и хозяйства. Современное состояние водных объектов, их режим, качество вод с каждым годом вселяют все большую и большую тревогу за биосферу и будущее человечества. И это понятно. Недаром на чешском языке фраза: «Я ХОЧУ ПИТЬ» звучит как «МАМ ЖИЗЕНЬ». Об этом же блестяще сказал замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпер:  «Вода, у тебя ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизнь: ты- сама жизнь».

Мы узнали, что на территории

Чамзинского района протекает 20 малых рек (Приложение 1).Последние мониторинговые измерения качества воды были проведены Ростехнадзором еще в первой половине 2005-го года- по заданию управления Верхневолжского бассейна! Уже тогда результаты вызывали опасения исследователей, поскольку индекс загрязнения воды (ИЗВ) увеличился почти в 2 раза! И это всего за 3 года! Самым загрязненным местом было названо Апраксино. Там (ИЗВ) поднялся с 6,36 до 11,177. В устье реки у села Тарханова- с 6,781 до 7,514. По мнению экологов , река уже «объелась» вредных веществ и просто не в состоянии самоочищаться. Если не принять радикальные меры , то «реанимировать»  водный объект будет практически не возможно. Это может грозить необратимым последствиям! Причем не только для флоры и фауны реки, но и для животных, Нои для людей. К тому же токсины, как по цепочке , попадают из Нуи в Алатырь, а затем – в Суру и Волгу. Не стоит забывать, что культурный ландшафт формируется в течении многих веков, а разрушить можно его всего за несколько лет...

Еженедельник Республики Мордовия Столица «С» №33 14.08.2007 год.(Приложение№11)

1.2.Историческая справка

       Один из топонимистов И.К.Инжеватов считает, что название р. Нуя - название мордовского происхождения «нуема» - «жниво», «жатва». Нуя, река правый приток Алатыря. Длина около 60 км, площадь 1050 кв. км. Берет начало у с. Киржеманы Чамзинского района, у подножия Лысой горы. Протекает в сев. - вос. части

Мордовии: в Чамзинском и Атяшевском районе. Впадает в р. Алатырь у с. Селищи Ичалковского района. Ширина русла 10-15 м, глубина 1-2 метра.

       В силу своего географического положения район является водоразделом рек, истекающих на северо- западное, восточное и северное направление. На территории района нет таких крупных рек как Сура, Мокша. Можно назвать разве что притоки крупных рек. Это Штырма левый приток Суры, Нуя, правый приток Алатыря. Всего на территории района ручьев, малых  и средних рек около 20. Впечатлил рассказ Деминой Р.Ф. пенсионерки, уроженки с. Чукалы- на -Нуе.

…в 60-е годы в речке было много рыбы и местные жители мешками тащили ее. Мой папа родился в деревне Чукалы-на-Нуе тоже самое что в Ростове -на-Дону. Рассказал, что река разливалась очень широко, именно в половодье был хороший улов. В наше время ,спустя 10-15 лет ситуация    изменилась рыбы стало меньше, вода стала хуже, берега осыпаются подойти к реке практически невозможно. (Приложение №2)

Из этого следует, что необходимо проводить лесные насаждения для обеспечения высокой водности малых рек. И чтобы повысить их водоохранные и защитные функции в береговой полосе ,  необходимо проводить в них  рубки  ухода, а также очистку водоохранных зон от захламленности.

На реках издревле строили населенные пункты это источник для питья, бытовых нужд,

орошения , биологических ресурсов. Согласно «Спискам населенных мест Симбирской губернии  1863 г.» (Приложение №3) ,видно , что положение населенных мест увязывалось с водными источниками , например , Алексеевка – русск., деревня в Чамзинском районе. Находится на р. Нуя, Киржеманы –эрз., деревня находится в верховьях р. Нуя , Апраксино – русск., село в Чамзинском районе . Находится на р. Нуя.                                                                                                                                          

2.  Методика исследования.            

 Собственные исследования: Исследование воды в реке Нуя.

1.3 Гидрологические исследования                                                            

 ИЗМЕРЕНИЕ   ГЛУБИНЫ

Оно производится через равные промежутки с помощью рейки или шнура с лодки или в брод. Для измерения глубины на створах через рейку протягивается канат, размеченный на метровые участки. Глубина измеряется у каждой метки гидрометрическим шестом, а при больших глубинах лотом. Промеры делаются дважды – ход туда и ход обратно с точностью до 1 см. Одновременно с измерением глубины изучается характер грунта русла на ощупь. Отмечается водная растительность и ширина зарастания.

 Рис.1                                           ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ШИРИНЫ  РЕКИ

Если ширина реки не превышает 30-35 м, то измерить ее можно при помощи шнура с грузом на конце. Для этого надо перебросить груз на другой берег и натянуть шнур, замерить длину его от одного берега до другого.

Достаточно точно в полевых условиях ширину реки можно измерить геометрическим путем (рис.1). Для этого на противоположном берегу выбирают заметный предмет А. Против него вбивают колышек В. Вдоль берега перпендикулярно к полученному створу АВ отмеряют 20 м (50 м) и в точке С забиваем новый колышек. Затем на продолжении ВС откладывают точно такой же отрезок и вбивают колышек Д. От колышка Д в направлении ДЕ восстанавливается перпендикуляр по этому направлению двигаются до тех пор пока не найдут точку Е – створ между С и А. Так как треугольник АВС и СДЕ равные, то расстояние ДЕ будет равно ширине реки АВ. Ширину реки можно определить методом графических засечек на планшете (рис.2).Для этого на противоположном берегу выбирают ориентир С. Из точки стояния В параллельно берегу прокладывается базисная линия АВ. На планшете строится треугольник, у которого сторона АВ, противоположная углу С откладывается в масштабе. Затем из точек А и В делают прямые засечки на ориентир С. Пролроженные прямые АС и СД пересекаются в точке С. Таким образом, на планшете ввыбранном масштабе  мы получили ширину реки ДС.

Рис.2

Углы измеряют зеркальным эккером. Для определения ширины реки пользуются также дальномером, действие которого основывается на совмещении двух изображений, как фотоаппарате. Можно пользоваться для определения ширины реки до 20 м.

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ  СКОРОСТИ  И  РАСХОДА  ВОДЫ

Измерение скорости течения воды с помощью поверхностных поплавков проводится следующим образом. На реке выбирается прямой участок с ровным руслом  и на нем намечается четыре створа, на равном расстоянии один от другого. Первый створ называется пусковым, второй – верхний, третий – главный и четвертый – нижний (рис.3).

Скорость течения определяется по времени прохождения поплавков от верхнего до нижнего створа. Поплавки забрасываются на пусковом створе с таким расчётом, чтобы к моменту прохождения верхнего створа поплавок приобрел скорость воды.

Полученное время прохождения попловка от верхнего до нижнего  створа записывается в таблицу.

№ попловка

Путь поплавка

Продолжительность хода попловка, сек

Скорость течения

м/сек

Средняя поверхн. скорость течения

Для определения скоростей на глубине пользуются глубинными попловками, состоящими из двух поплавков, связанных бечевкой (рис.4)

Длина бечевки будет соответствовать глубине поплавка. Если она равна 0,6 глубины реки, то при измерении можно сразу получить среднюю скорость на данном участке. Сначала пускают обыкновенный поверхностный поплавок и определяют его скорость, затем глубинный. На глубину 0,6. Скорость движения погруженного поплавка находят по формуле:

Uпогр.= 2Uдв.- Uпов., где  Uдв.- Uпов – соответственно скорости движения двойного и поверхностного поплавков. Для определения расхода реки с помощью поплавков на главном створе. Определяется площадь живого сечения. Для этого измеряют глубины на створе через равные расстояния специальным шестом с лодки. На основании полученных данных вычерчивается поперечный профиль живого сечения реки. Рассчитав площадь живого сечения по формуле рассчитывается расход воды:

Q = S U, где U – средняя скорость, S – площадь живого сечения.

 Также  расход воды определяют по максимальной скорости. Принцип расчета такой же, но вводится коэффициент, который равен 0,6 для горных рек и 0,8 для равнинных, для того, чтобы высчитать среднюю скорость – максимальная поверхностная скорость берется как среднее арифметическое из показаний 2-х поплавков, показавших наибольшую скорость прохождения створов:

Q = S U K, где  

S- площадь живого сечения, K – коэффициент, U – скорость течения

                            ПЛОЩАДЬ   ВОДНОГО  СЕЧЕНИЯ

Площадь водного сечения w(F) – площадь, ограниченная профилем русла и уровнем воды (м 2), определяется с помощью палетки или вычисляется аналитическим способом. Промерные вертикали разбивают водное сечение на ряд трапеций, и только участки, примыкающие к урезам берега, могут иметь форму прямоугольного треугольника, если глубина на урезе равна нулю.

Площадь прибрежных участков, имеющих форму треугольника, высчитывается по формулам:

W1 = h1 b1/ 2     и     W n+1 = hn  bn+1/ 2    

                                                  H1 .H

                               РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ  РЕКИ НУИ

                                       ИЗМЕРЕНИЕ  СКОРОСТИ  ТЕЧЕНИЯ

Номер испытания

Створки

Правый берег

(t, мин.)

Середина реки

(t, мин.)

Левый берег

(t, мин.)

Расстояние между створками

Скорость

м/сек

1.

Средний

1,11

1,01

1,13

15 м

Пр.

0,2

2.

1,17

1,09

1,22

Сер.

0,2

3.

1,15

1,15

1,18

Лев.

0,19

Ср.1,14

74 сек.

Ср.1,08

68 сек.

Ср.1,17

77 сек.

1.

Нижний

2,26

2,01

Недоплыл

15 м

Пр.

0,1

2.

Недоплыл

2,11

2,28

Сер.

0,1

3.

2.33

Недоплыл

2,26

Лев.

0,1

Ср.2,29

149 сек.

Ср.2,06

126 сек.

Ср.2,27

147 сек.

   2.4   Краткая технико-экономическая характеристика реки.

      Гидрологические исследования проводились в нескольких точках, что позволило проанализировать результаты. Ширина и глубина реки изменяется от истока к устью. У истока ширина реки около 1м и глубина 50 см. В д.Чукалы на Нуе ширина реки от 5 до 10 м, глубина 1,6 м.

       Характер дна также изменяется. Температура воды изменяется от 14-16 градусов Цельсия до 18-21 градусов Цельсия. До п.Комсомольский вода слегка мутная, с илистым запахом, но уже в с.Апраксино  цвет черный, запах гнилостный 3 балла( устойчивый запах), вода сильно мутная и в воде много взвешенных частиц. Это указывает на загрязнение воды предприятием «Мордовский бекон» свинокомплекс.

       В дальнейшем от д.Пиченейка до д.Чукалы на Нуе цвет и прозрачность изменились в лучшую сторону.

         Характер течения оказывает влияние на степень загрязнения воды,   накопления на дне и на берегах вредных веществ и на особенности органического мира реки. Температура влияет на скорость протекания химических реакций в воде, а стало быть и на химический состав воды. Ширина и глубина- на степень накопления вредных веществ.Характер берегов     -на степень загрязнения почв и на почвообразовательный процесс в целом.

          В верховьях река мелкая (50 см), узкая (1м. ) , поэтому расход воды составляет всего лишь 0,08 м3/ с, течение  реки быстрое. Средняя скорость течения 0,2 м/с.

2.5 Социалогическое исследование

Анкета социалогического опроса.

1.Знаете ли вы название речки , которая протекает рядом с вашим  домом?      

2.Нужны ли Мордовии малые речки?

3.Как вы оцениваете экологическое состояние реки ?

4.В чем вы видите причины состояния реки?

5.Что, по вашему мнению, необходимо сделать для улучшения экологии реки?
6.Каков может быть ваш личный вклад в решение экологических проблем речки и п.Комсомольский?  

 Социалогический опрос

Пенсионерка  Истихина С .Н.

…Воду речки использовали и используем для полива огородов. Речка необходима как место отдыха . Серафима Николаевна  весной вместе с внучкой                                                                                  

Машей выходят и очищают речку от пустых пластиковых бутылок и прочей ненужности.

Учитель географии МОУ КСОШ №2 Антончик Т.А.

… В 60-70 г. река широко разливалась, вода была кристально чистой, использовалась как место отдыха , для полива огородов. Ул. Школьной не было , была огромная поляна раздолье для ребятишек. Берега были «чистые».Со строительством ул.Школьная берега «поросли» бытовыми отходами. Это и следовало ожидать т.к. ни по ул.Школьная, ни на других улицах нет ни одного мусорного бака. Решение проблемы вижу в установлении элементарных вещей.

Тришкин А.Н.

Ценность реки заключается в наличии множества родников, а также как место любительского рыболовства. Считаю что река и ее долина нуждается в охране как рекреационная зона.

Учитель химии Сысуева Г.В.… Решение проблемы бытового мусора вижу в усилении контроля со стороны местной администрации с.Алексеевка , вплоть до взимания штрафов с населения за незаконный выброс мусора на берега реки.

Пенсионерка

Для меня жительницы д.Чукалы на Нуе речка сыграла огромную роль. Я использовала воду и сейчас использую и для полива , и для полоскания белья, племянники ловят рыбу, это излюбленное место отдыха для горожан.

Результаты социалогического исследования

Социалогическое исследование показало , что жителям микрорайона и прилегающим селам необходима малая речка Нуя, так как сложившееся вокруг нее сообщество улучшает экологическую обстановку , способствует оздоровлению окружающей среды , позволяет людям наслаждаться прекрасным миром природы. В то время люди не представляют себе возможности личного участия в решении экологических     проблем Нуи и просто повышения роли экологической культуры человека.   

Критерии качества воды. По современным представлениям, существует ряд важнейших критериев, определяющих качество питьевой воды. Это органолептическая приемлемость, эпидемическая безопасность, химическая безвредность.

По органолептическим  признакам воду питьевой явно назвать нельзя. Да и возможность ее хозяйственного использования тоже может быть поставлена под сомнение.

Таким образом, в результате исследования взятых нами проб воды и визуального наблюдения   мы выяснили, что экологическое состояние реки Нуи неблагополучно. Нами выявлены источники загрязнения: это свалки бытовых и промышленных отходов, рекреационная нагрузка (следы пребывания в прибрежных районах горе-туристов, оставляющих после себя пустые бутылки и консервные банки, кострища и сломанные деревья), мойка автотранспорта, смыв с полей удобрений и ядохимикатов, а также промышленные и бытовые канализационные стоки. Вода этой красивой и спокойной лесо-степной реки в нашем районе в настоящее время совершенно непригодна для питья и гигиенических нужд.

3.Заключение

        В литературных и архивных источниках прямо говорится о полноводности наших рек, где водилось много разнообразной живности. С развитием цивилизации, увеличением количества городов и сел и населения в них, реки стали мелеть из-за повышения водозабора для нужд промышленности, сельского хозяйства и бытового потребления, леса – вырубаться, животные – истребляться, либо погибать за неимением достаточной для выживания среды обитания.

        Но все это – только половина проблемы. «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться». Человек очень часто забывает о второй части этой пословицы. И может быть, из чувства противоречия, или элементарной бездумности продолжает «плевать» в свои животворящие источники, а точнее – сбрасывать мусор и спускать неочищенные стоки в реки, дающие ему питание и все блага современной жизни.

Да,  очистные сооружения перестали справляться с обрушившимся на них объемом грязных стоков и давно уже требуют переоборудования и достройки. А на это, как и на решение многих важных проблем, конечно же, не хватает денег. Но ведь находятся же деньги, например, на строительство многочисленных баров и игорных заведений.  Мы всегда находим средства на то, чего очень хотим. Так неужели мы не хотим, чтобы наши жизненные источники оставались чистыми. Почему мы экономим на своем здоровье, покорно бегая по врачам и процедурам (часто очень дорогим) и сокрушаясь о плохой экологии. А кто же ее сделал и продолжает делать плохой? Разве не мы с вами

В законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002г. заложены основы экономического регулирования природопользования, действующего в РФ в настоящий момент. Основные элементы этого регулирования: разработка экологических прогнозов и федеральных программ в области охраны окружающей среды, проведение экономической оценки природно-антропогенных объектов. Кроме того, этим же законом предусматривается  установление платы за  негативное воздействие на окружающую среду и предоставление налоговых и других льгот при внедрении наилучших технологий, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных мер по охране окружающей среды. К сожалению,  в настоящее время эти меры либо недостаточно полно используются, либо являются недостаточно эффективными (Гершкович Б.Я. и др., 2005).

        Мы, школьники, не имеем возможности влиять на выполнение законов руководителями государственных учреждений и промышленных предприятий, но постараемся внести свою малую лепту в улучшение экологической обстановки на природных объектах нашего района.. Мы продолжим свои наблюдения за экологическим состоянием реки Нуи и влиянием  его на водных и прибрежных растений и животных.

  Течёт вода в реке.…Меняется, обновляется.…Издалека, от истоков она приходит к нашим берегам-берегам жизни п.Комсомольский.

  Я исследовал речку Ную в своём поселке  с двух сторон: с экологической, выяснив качество воды в реке, и с исторической, показав роль реки в жизни поселка.

     В результате своей деятельности:

  1. я изучил материалы по состоянию рек в районе, поселке;
  2. овладел методиками по исследованию качества воды реки;
  3. изучил историю значения реки для поселка.

     Моя работа носила научно-практический характер, охватывающий разные сферы деятельности:

- работа с педагогами школы, учащимися, родителями;

-встречи со старожилами села, администрацией;

-походы в библиотеки, в музеи, отдел экологии района,  

 Роспотребнадзор (бывшая СЭС);

-освоение новых информационных технологий (работа на  

  компьютере, фотосессии).

Исследование реки - это изучение фактов и явлений, сбор и анализ информации по данной проблеме через чтение литературы, опыты, наблюдения, организации встреч с людьми, изучение архивных документов, социологические исследования.

      Исследуя  историю реки,  я узнал, что жизнь людей села  неотделима от её берегов и вод (приложение№10). Река даёт  людям  до сих пор:

  • рыбу;
  1. воду для сельскохозяйственных нужд;
  2. прекрасные пастбища;
  3. плодородные земли;
  4. подпитку для колодцев;
  5. родники;
  6. климатический баланс.

А в старину это ещё и

  • хлеб
  1. витаминную пищу  для скота (сбор речных растений);

Обо всём  этом мы узнали из рассказов старожил села, социологического исследования, изучения архивных документов.

     В нашем районе и в поселке хорошо работает программа «Родники».

Восстанавливаются ключики, колодцы - наши истоки. А вот речки почему-то остались в стороне. Неужели реке надо «погибнуть», чтобы о ней вспомнили? Ведь река даёт жизнь всем и всему! Я был удивлен тем, что в нашем таком большом поселке нет человека (организации), который бы нёс ответственность за реку, её состояние, качество воды. Поэтому я предлагаю:

  1. вести экологический мониторинг за рекой, который включает наблюдения за химическим составом воды, физическим (уровень воды), биологическим (разнообразие биологических видов) и за последствиями, вызываемыми этими изменениями;
  2. разработать схему санитарной очистки реки и её берегов от заиленности и бытовых отходов;

          На будущее я планирую продолжить изучать экологическое состояние водных объектов нашего поселка.

    Главная задача для нас сегодня – это сохранение  реки и поддержание чистоты её вод. Ведь человеческому разуму нет предела, нет предела его возможностям. Хочется верить, что современный человек, вооружённый знаниями, сумеет преодолеть все трудности, которые возникли во взаимоотношениях с природой, окружающей средой. И тогда вода в реке станет неисчерпаемой.

                                     Пусть на Земле не умирают реки,

                                     Пусть стороной обходит их беда

                                     Пусть чистой остается в ней навеки

                                     Студеная и чистая вода.

                                                                                 Э.Огнецвет

                                      3.1Перспективы исследования:

В экспедиции были собраны материалы по растительному и животному миру побережья реки Нуя, но они не вошли в представленную работу. Кроме этого мы планируем обработать данные по определению расхода воды в реке Нуя. Планируется продолжить изучение рек Чамзинского района.

Конспект урока по географии в 7 классе

Виряскина Лариса Николаевна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа№1»
Чамзинского района Республики Мордовия

Тема урока: «Природные зоны Евразии»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

                                 

                                     

ФИО (полностью)

Виряскина Лариса Николаевна

Место работы

МБОУ «Комсомольская СОШ №1», Чамзинский район, Республика Мордовия

Должность

Учитель географии

Предмет

география

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Природные зоны Евразии №59

Базовый учебник

 «География материков и океанов» 2009г. Изд «Просвещение» Коринская В. А., и др.

 

8.Цель  урока:

познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира;

9. Задачи:

- обучающие -  развивать умения работать с дополнительной литературой. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов.

-развивающие -  продолжить формирование умений и навыков работы с картами,

таблицами, схемами

-воспитательные - воспитывать положительное отношении  к окружающему миру , бережное отношение к природе

10.Тип урока: комбинированный

11.Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная,

12Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник , тетрадь

13.Структура и ход  урока

                                                                                                                              Таблица 1.                                                  СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

             

1

Организационный момент

Проверяет отсутствующих,  готовность учащихся к уроку.

Сообщает тему урока, формулирует цели урока.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

2 мин

2

Актуализация опорных знаний

учащихся

а)Проверка домашнего задания.

б)Работа по физической карте.

в)Фронтальный опрос.

Обсуждают выполнение домашнего задания.

Работают с физической картой Евразии.

Отвечают на вопросы учителя.

8 мин.

3

Изучение нового материала

ЭОР№1

ЭОР№2

ЭОР№3

Учитель обращает внимание на карту природных зон Евразии. Смена природных зон с севера на юг.

Высотная поясность в Альпах и Гималаях.

Учащиеся делают вывод о причинно-следственных связях климата и природных зон.

10 мин.

4

Практическая работа №25

Предлагает выполнить практическую работу

Выполняют программную практическую работу

20 мин

                               

5

Подведение итогов, рефлексия

 Подводит итог урока

 Отвечают на вопросы учителя

3 мин.

6

Домашнее задания

Записывает домашнее задание на доску, поясняя его.

Записывают домашние задания в дневники

2 мин.

Приложение к плану-конспекту урока

 (Тема урока) «Природные зоны Евразии»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ЭОР№1

Информационный

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EF%F0%E8%F0%EE%E4%ED%FB%E5+%E7%EE%ED%FB+%E5%E2%F0%E0%E7%E8%E8&tg=&interface=catalog

2..

ЭОР№2

Информационный

Видеофрагмент

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text=%CF%F0%E8%F0%EE%E4%ED%FB%E5+%E7%EE%ED%FB+%C7%E5%EC%EB%E8&tg=&interface=catalog

3

ЭОР№3

Информационный

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/ext-search/?interface=catalog&text=%E2%FB%F1%EE%F2%ED%E0%FF+%EF%EE%FF%F1%ED%EE%F1%F2%FC+%E2+%E3%EE%F0%E0%F5&context=current&title=&subject%5B%5D=28&desc=&class%5B%5D=49&author=&res_type%5B%5D=23167&id=&res_role%5B%5D=3&full_text=&morph=1&cond=and&x=38&y=6

Список использованной литературы

Авторская разработка с использованием ЭОР.  География.   Использование интернет                  

 ресурсов. Академия АЙТИ                                                              


Использованные материалы и Интернет-ресурс
                                           

1.http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EF%F0%E8%F0%EE%E4%ED%FB%E5+%E7%EE%ED%FB+%E5%E2%F0%E0%E7%E8%E8&tg=&interface=catalog

2.%E4%ED%FB%E5+%E7%EE%ED%FB+%C7%E5%EC%EB%E8&tg=&interface=catalog

3.http://school-collection.edu.ru/catalog/ext-search/?interface=catalog&text=%E2%FB%F1%EE%F2%ED%E0%FF+%EF%EE%FF%F1%ED%EE%F1%F2%FC+%E2+%E3%EE%F0%E0%F5&context=current&title=&subject%5B%5D=28&desc=&class%5B%5D=49&author=&res_type%5B%5D=23167&id=&res_role%5B%5D=3&full_text=&morph=1&cond=and&x=38&y=6

Неделя  образовательной области « Естествознания»

Дата

Класс

Мероприятие

Кто проводит

17.03.14

Урок по теме: «Витамины»

Граблина Н.М.

19.03.14

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

Граблина Н.М.

10.03.14

Урок по теме: Европейский север «Географическое положение, природные условия и ресурсы.Население»

Виряскина Л.Н.

7

Игра-путешествие южные материки

Виряскина Л.Н.

Худойкина Л.А.

Худойкина Л.А.

Руководитель МО ОУ : Виряскина Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...