Какой он, наш Алтайский край?
план-конспект занятия по географии (8 класс) на тему
Сценарий интеллектуальной экологической игры «Какой он, наш Алтайский край?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakoy_on_alt._kr.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Какой он, наш Алтайский край?
(сценарий интеллектуальной экологической игры)
Кочкина Лилия Ивановна, учитель географии МОУ «Кулундинская СОШ №3» Кулундинского района Алтайского края,
год разработки 2008, в 2010 внесены изменения
Одним из направлений работы нашей школы является культурно-массовое.
Цель-формирование экологической культуры школьников через познавательные игры и конкурсы. Для того, чтобы экологическая работа была результативной, она проводится среди учащихся всех возрастов. Предлагаю вашему вниманию сценарий интеллектуальной экологической игры «Какой он, наш Алтайский край?»
Игра проводится в форме игры-соревнования.
Тип игры: интеллектуальная, познавательная.
Педагогические возможности: игра основана на дополнительных знаниях экологии, биологии, географии.
Цели и задачи: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы; привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды своего края; формировать социально-активную позицию школьников; выявлять и поощрять учащихся, имеющих хорошие знания по разным предметам; воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в команде.
Действующие лица: ведущий, помощник ведущего, жюри конкурса.
Оборудование: регистрационные листы, песочные часы, информационные карточки, Красная книга Алтайского края, предметы для «черного ящика».
Ход игры
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать Вас на нашей игре. Игра посвящена природе родного края, проводится в целях выявления лучших знатоков. Принимают участие команды… Игра состоит из нескольких этапов. Каждый имеет свои правила. Начнем игру со стихотворения.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?
Строки этого стихотворения призывают нас задуматься о будущем, а для этого необходимо ценить то, что нам дано. В жизни много загадок, отгадать которые может только человек любопытный и знающий. В ходе игры нам предстоит продемонстрировать свои знания, а так же узнать что-то новое. Ведь девиз нашей игры: «Мы, играя, изучаем».
Первый тур « Угадай кто я?»
Ведущий: Этот тур нашей игры посвящен животным и растениям Алтайского края. Каждой команде предстоит по очереди ответить на один вопрос. Время выполнения 1 мин. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В случае если команда, которой задан вопрос не дала верный ответ, право ответить имеет другая команда, первой поднявшая сигнальную карту.
Задания и ответы
- Листья этого дерева очень подвижны, они постоянно колеблются при малейшем порыве ветра. Дерево считается самым беспокойным и шумным.
1.Осина. 2. Дуб. 3. Ольха.
- Ее воинственная «камуфляжная» окраска, завораживающий взгляд, надменность, выдающая вперед нижняя челюсть способна напугать любого подводного жителя. Ее зубы в старину клались на притолоку двери – это должно было приносить счастье. А пчеловоды клали ее череп возле летка, чтобы пчелы пролезали между ее зубами. «Будут зубастыми и злыми и не дадут себя в обиду», - утверждают пасечники. О ком идет речь? (Щука)
- Почки, листья, побеги этого дерева издавна помогали бороться с болезнями, укрепляли здоровье, кора и древесина служили сырьем для изготовления предметов домашнего обихода, согревали жилище зимой.
1.Рябина. 2. Береза. 3. Клен.
- Многоэтажные хоромы «Великого Землероя» оснащены столовой и спальней, туалетом и системой вентиляции. Расположенная на трехметровой глубине центральная комната, выстланная регулярно сменяемой подстилкой из сухой травы. Назовите хозяина данной «квартиры»? (Барсук)
- От семян этого дерева буквально нет спасения – так много их летит. Приземляясь, они назойливо забиваются в волосы, падают на лицо, проникают через окна в жилища.
1.Акация. 2. Тополь. 3. Ива.
- Лекарственные свойства этого растения известны с давних пор. Если его лист пожевать, то во рту долго будет ощущение, как будто чем-то опалило. Запах этого растения не любят насекомые, поэтому его кладут на конуру собаки для борьбы с блохами, а старушки в деревнях используют веники, которыми метут пол.
- Полынь. 2. Крапива. 3. Пижма.
Второй тур «Экологические праздники»
Ведущий: Сейчас во всем мире проходят природоохранные мероприятия в рамках международной акции «Спаси и сохрани». Окружающая природная среда в результате антропогенного вмешательства очень изменяется. От того как мы будем относиться к природе зависит наше будущее.
Сейчас вы услышите вопрос и три ответа на него, ваша задача – выбрать правильный. Время выполнения – 30 сек. За правильный ответ – 1 балл.
Вопросы и варианты ответов
- В октябре отмечается день защиты животных. Назовите число.
1)4 октября. 2)14 октября. 3)24 октября.
- В каком месяце отмечает свой день рождения Гринпис?
1)В январе. 2)В сентябре. 3)В мае.
- 20 ноября отмечается день отказа от вредной привычки. От какой?
1)От курения. 2)От злоупотребления алкоголем. 3) От наркотиков.
- 1-го числа какого месяца отмечают День защиты детей?
1)1 августа. 2)1 июля. 3)1 июня.
- Земля есть торжественный дар, который природа сделала человеку. В какое время года отмечают день Земли?
1)Осенью (22 ноября). 2)Весной (22 марта). 3)Летом (22июля).
Третий тур «Как не надо защищать природу»
Ведущий: Вам будут представлены задачи, а вы должны решить их и ответить, как правильно поступить в данной ситуации. Время на выполнение задания 3 мин. За правильный ответ -1 балл.
Задача 1. Пенсионерка Неверова высадила двухгодовалые проростки черешчатого дуба, сосны обыкновенной и ели сибирской на солнечном жарком пригорочке в 5 см от пешеходной дорожки на расстоянии 20 см друг от друга.
Задача 2. Пенсионерка Безобразова с семейством решила посадить 30-летние деревья – березу повислую, черемуху обыкновенную, клен ясенелистный под окошком в 2-х метрах от дома. Сажать деревья решили в теплый июньский день.
Задача 3. Экологическая активистка Неплюева, чтобы помочь первоцветам пробиться сквозь старую сухую траву, пустила пал – то есть эту траву подожгла. В лесу тщательно вычистила граблями лесную подстилку – старые листья, сучки и хвою. Оставленные туристами бумаги, пластиковые бутылки и полиэтиленовые мешки. Всю гору мусора она аккуратно сожгла.
Задача 4. Известные любители природы пенсионерки Неверова, Безобразова и Неплюева решили улучшить экологическое состояние маленькой речки возле родного поселка и сагитировали выбрасывать мусор не в специально отведенных местах, а на берег реки, тем самым создавая заграждения для укрепления берега. Очищая берег, они вырвали ивняк, вместе с корнями заросли старого камыша и все это сожгли.
Четвертый тур «Заповедными тропами»
Ведущий: Вам необходимо в течение минуты выбрать правильный ответ на заданный вопрос. За правильный ответ -1 балл.
Вопросы и варианты ответов
- Сколько заповедников на территории России на сегодняшней день?
А) 110
Б) 101
В) 83
Г) 130
- Национальный парк создается с целью:
А) Рекреации (отдыха)
Б) Промысла животных
В) Лечения и профилактики заболевания людей
Г) Создания коллекций растений
- Назовите первый официально зарегистрированный заповедник в России?
А) Астраханский
Б) Баргузинский
В) Таймырский
Г) Дальневосточный Морской
- Чем отличается заповедник от заказника?
А) В заповеднике запрещена любая хозяйственная деятельность. В заказнике она либо полностью запрещена, либо частично.
Б) Заповедник создается на время до полного восстановления охраняемых ресурсов, а заказник на бесконечно длительное время.
В) Площадь заповедника всегда больше площади заказника.
Г) Заповедник бывает только федерального значения, а заказник краевого.
- Какой и где создан последний заповедник в России?
А) Тигирекский, Алтайский край
Б) Лапландский государственный природный биосферный заповедник, Мурманская область
В) Кологривский лес, Костромская область
Г) Буреинский, Хабаровский край
- Кто придумал первую Красную книгу?
А) Международный союз охраны природы
Б) ГРИНПИС
В) Департамент по охране окружающей среды Алтайского края
Г) Министерство природы России
- Расположите ООПТ в порядке убывания строгости установленного режима.
А) Заказники
Б) Национальные парки
В) Заповедники, в том числе биосферные
Г) Природные парки
(В,Б,А,Г)
Пятый тур «Черный ящик»
Ведущий: В этом туре нам предстоит работать с «черным ящиком». Задается вопрос и вам предстоит определить, что лежит в «черным ящике» (звучит музыка, помощник ведущего вносит «черный ящик») и предлагается 1 мин. на обсуждение. Если вы готовы ответить и даете правильный ответ, то получаете 2 балла. Если вы сомневаетесь, то вам будут даны подсказки, три варианта ответа на него. Время на выполнение задания 1 мин. За правильный ответ -1 балл. В «черном ящике» находится то, что является правильным ответом.
Вопросы и варианты ответов
- В ящике лежит то, что по своей калорийности превосходит яйца, говядину, сливки и даже сало. Это можно использовать при лечении туберкулеза, заболевании почек. Что лежит в «черном ящике»?
1.Подсолнечник. 2.Кедровый орех. 3.Семена сосны обыкновенной.
- В «черном ящике» то, что напоминает реактивный самолет. Полет этого создания сопровождается низким гудением. А происходит это потому, что оно часто размахивает крыльями, до 50-ти раз секунду. Некоторые их представители предпочитают питаться уже готовым медом, по ночам проникают в улей, и пьют мед. Кто находится в «черном ящике»?
1.Бабочка-бражник. 2.Жужелица. 3.Шмель.
- В «черном ящике» находятся плоды, цветы которого в течение дня поворачиваются к солнцу, а на ночь лепестки цветов складываются «шалашиком» и тем самым защищают пыльцу от росы. Растения густо покрыты шипами, которые служат хорошей защитой от поедания его травоядными.
1.Кактус. 2.Можжевельник. 3.Шиповник.
- В «черном ящике» находится то, что присуще только птицам, оно состоит из жесткого стержня и отходящих от него мягких бороздок. Это то, что облегчает птицам полет.
1.Перо. 2. Полые кости. 3.Клюв.
- Химическое соединение кислорода и водорода. Жидкость без запаха, вкуса и цвета. Самое распространенное вещество на Земле. В природе находится в трех состояниях. Живые организмы, в том числе и человек, состоят на 80 % из нее. Что в «черном ящике»?
1.Кровь. 2.Вода. 3.Глюкоза.
Шестой тур «Красная книга»
Ведущий: Одним из важных документов по охране природной среды, является Красная книга. Эта книга не совсем обычная. Красный цвет – это сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. В Красной книге существуют интересные странички разных цветов: красные листы – виды, которые находятся под угрозой полного исчезновения, желтые – уязвимые или сокращающиеся виды, белые – виды, которые встречаются редко, серые – малоизученные или редкие, зеленые - восстановленные виды, те, что раньше были редки.
Сейчас каждая команда получает возможность поработать на красной страничке этого важного документа. Ваша задача: в течение 5 минут вспомнить представителей животного и растительного мира Алтайского края и занести те виды, которые находятся под угрозой полного исчезновения. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Количество баллов зависит только от вас самих.
Ведущий: Пока жюри подводит итог предыдущих туров, у вас есть возможность заработать дополнительные баллы. Сейчас каждая команда получит по одной пословице, в течение 2 мин. Вам необходимо понять ее смысловое значение и изложить его на листочке бумаги. За полностью раскрытый смысл команда получает 1 балл.
Задания и ответы дополнительного тура
- «Была бы падаль, а воронье налетит».
(В природе все взаимосвязано, вещество передается по цепям питания. Всегда есть организмы, разрушающие органическое вещество).
- «Не от добра дерево листья роняет».
(Листопад – приспособление растений к перенесению неблагоприятных условий).
- «Муравей не велик, а горы копает».
(Значение муравьев в жизни леса очень велико. Следуют разъяснения).
- «Всяк кулик в своем болоте велик».
(В природе нет лишних, даже маленькая птичка играет важную роль).
Ведущий: И так, наша игра подошла к завершению. Слово предоставляется жюри. (Жюри подводит итоги игры, распределяет места по количеству набранных командами баллов. Ведущий сообщает итоговые результаты каждой команды, поздравляет победителей, вручает грамоты и призы).
Ведущий: Спасибо всем командам за активное участие в игре! Желаем вам дальнейших успехов в изучении природы родного края. До свидания! До новых встреч!
Литература
- Боголюбов С.А. Экология: Учебное пособие. – М.: Знание, 1999.
- Никишов А.И., Кузнецов В.Н. Экология. – М.: Устойчивый мир, 1999.
- ООПТ Алтайского края. Заповедными тропами. – Барнаул.: Экоклуб АГУ, ГПЗ «Тигирекский», 2006.
- Энциклопедия «Планета Земля». – М.: Росмэн, 2004.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.
- CD «Экология» учебное пособие// под ред. Ахлебинина А.К. – М.: ООО «Дрофа», 2004.
- Воспитание экологического сознания учащихся// в жур. Дополнительное образование. - №6, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФЗ "Об образовании" и ФЗ "О персональных данных"; Закон Алтайского края "О СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"
Нормативная база федарального и регионального уровня...
Математические диктанты по курсу Алгебра 7 класс (под редакцией Теляковского С. А.) из опыта работы Поляковой Л. Е., учителя математики Алтайской средней школы Калманского района Алтайского края
В данной работе рассматриваются типы математических диктантов, методика их применения на уроках математики. Приведена разработка урока по теме "Построение графика квадратичной функции. Алгебра 9 класс...
Русский язык 1 класс. Тема: "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".
"Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"."Начальная школа XXI века"...
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?
Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согласовать слова в ...
Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края
Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края...
СИММЕТРИЯ В АЛТАЙСКИХ ОРНАМЕНТАХ на примере алтайских костюмов
СИММЕТРИЯВ АЛТАЙСКИХ ОРНАМЕНТАХна примере алтайских костюмов...
Закон Алтайского края №99 «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»
Памятка для родителей и детей о соблюдении закона Алтайского края №99 «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»...