занимательные задания по географии для работы в классах ФГОС 5-7 классы
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Вильгельм Лариса Геннадьевна

Данные задания и задачи можно использовать на уроке для активизации познавательной деятельности учащихся, определения темы урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занимательные задания по географии как средство развития творческой деятельности.

     Современная образовательная парадигма направлена на формирование активной, способной к творческой деятельности личности. Задача школьного географического образования-способствовать индивидуальному развитию личности в процессе географического познания мира. Содержание нашего предмета должно быть направлено на умение добывать, а не запоминать информацию. Негласным показателем качества образования и  имиджем образовательных учреждений становится предметная олимпиада. Участие в олимпиадах - мощный интеллектуальный стимул и для учащихся, и для учителей, возможность сравнивать свои силы, продвигаться вперед. Но не всегда получается проявить себя, продвинуться в плане самореализации, перспектив личностной карьеры и т.д. Наши вопросы ориентированы для учащихся 5-7 классов, которых привлекает романтика  путешествий , разгадки тайн природы, желание узнать больше о экзотических уголках земли и их жителях..Этот возраст — наша главная целевая аудитория для пропаганды географии и «рекрутирования» в ее ряды перспективной смены. Представленные вопросы могут использовать учителя географии и истории для подготовки школьных предметных декад, семинаров, занимательных вопросов КВН, конкурсов, интеллектуальных игр, на этапе подготовки школьных олимпиад. По образцу можно самостоятельно продолжить их составление в системе, группируя по отдельным темам программы, но обязательно в занимательной форме. Предлагаю первое направление  использования творческих заданий:

                                                              1.Из истории открытия Земли.

                                                              2.Отгадай географические объекты и явления.

                                                              3. Разные страны-разные нравы.

  1. Знаменитый путешественник  Пифей во время плавания в северные широты в326г. до н. э. Достиг страны Туле, о которой он писал так: «Здесь нет более земли, моря или воздуха, а вместо них смесь всего этого, похожая на морское легкое, где земля, море и вообще все висит в воздухе, и там невозможно ни ходить пешком, ни плыть на корабле...»Где пролегал маршрут этой экспедиции? О каком явлении природы писал Пифей?
  2. По приказу фараона Нехо около 600г. до н.э:.состоялось плавание вокруг Африки. «Финикияне отплыли из Эритрейского моря и вошли в Красное море...Прошло в плавании два года и только на третий год они обогнули Геракловы Столбы и возвратились в Египет. Рассказывали также, что во время плавания вокруг Ливии финикияне имели Солнце с правой стороны (т.е идущим по небосводу с правой на левую)».. Почему Геродот не поверил рассказу финикийцев? Почему финикийцы во время плавания обратили внимание на необычное «поведение» Солнца? Как на современном языке называются  объекты, указанные в рассказе.
  3. Один из героев-мореплавателей, отправившись на поиски новых земель, наконец увидел берег, который он назвал Хеллуланд. Следуя на юг, он и его спутники пристали к более приглянувшемуся им берегу, получившему название Маркланд. Продолжив плавание в том же направлении путешественники подошли к берегу, где они решили зазимовать. Эту местность назвали Винланд. О каком географическом открытии идет речь, кто руководил экспедицией? Как выглядели земли, открытые путешественниками?
  4. « Наш корабль плыл, как кусок дерева, почти без всякого управления, и шел по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать. В таком ужасном состоянии мы дрейфовали по морю в разных направлениях до 4 ноября, когда в 8 часов утра увидели землю-высокие горы, покрытые снегом». Эти записи оставил лейтенант Российского флота Свен Ваксель. О каких событиях повествует отрывок? Кто руководил экспедицией, каковы ее результаты? Какие горы увидели мореплаватели 4 ноября 1741 года?
  5. «В то время, когда многие путешественники открывали доселе неизвестные Земли, наш соотечественник Миклухо-Маклай стремился «открыть» Человека среди исследованных им «первобытных» народов, не затронутых европейской культурой народов».(Л,С Берг). Как вы понимаете слова Льва Семеновича Берга? Имеют ли сегодня актуальность открытия Н.Н. Миклухо-Маклая в современной науке?

    (По материалам статей Ю. П Иванова,к.п.наук, А.С. Наумова к.г.наук журнала «География и экология»).

                               

Ответы к занимательным заданиям по географии.

1.Пифей, посетив Альбион (остров Великобритания), отправился в более высокие широты, где, не только попал в область сильнейших морских туманов (возникающих в местах перемешивания теплых вод Гольфстрима и холодных течений), но и встретил плавучие льды. Для греков морской лед казался почти сверхъестественным явлением. Так объясняются слова Пифея о том, что в районе его плавания «…невозможно ни ходить пешком, ни плыть на корабле…»

2. Геродот, как и финикийцы, являлся жителем Северного полушария. Поэтому ему, движение Солнца на небосклоне показалось неправдоподобным. Но это же обстоятельство убедительно нам показывает, что финикийцы на самом деле совершили плавание вокруг Африки, побывав при этом в Южном полушарии, где Солнце «ведет себя» не так, как в Северном.

3. Сын Эрика Рыжего-первооткрывателя Гренландии - около 1000 лет назад согласно исландским сагам открыл побережье Америки. Его звали Лейв Эриксон, получивший прозвище Счастливый. Хеллуланд – это в переводе «Земля плоских камней», (видимо зона тундры), Маркланд – «Лесная страна»( вероятно таежная зона), Винланд – «Страна винограда» (зона широколиственных лесов).

4. Свен Ваксель сменил на посту начальника экспедиции заболевшего к тому времени капитана – командора Витуса Беринга. Пакетбок «Св. Петр» возвращался после открытия западного берега Северной Америки, названной позже «Русской Америкой». Это открытие послужило началом освоения этого богатого края. 5 ноября 1741 года «Св.Петр», лишившись якорей, был выброшен на рифы Командорских островов (точнее острова Беринга). Славный капитан – командор был затем похоронен на этом острове.

5. Исследования Миклухо  - Маклая имеют особое значение для современности, так как именно в ХХ веке расцвел расизм, национализм, фашизм и другие опасные явления в обществе, которые и ныне ставят цивилизацию на грань глобальной катастрофы. Известно, что материалы экспедиций Н.Н.Миклухо – Маклая  составляют до сих пор золотой фонд российской науки, ценность собранных экспонатов не только не уменьшается, но и возрастает с каждым  годом.

 

Занимательные вопросы по географии – 2.

  1. Прочитайте отрывок, помещенный ниже. Какой природный объект описан в нем? Имеет ли он какое – либо влияние на природу Брянской области? Ответ поясните. «В океане есть река. Она не пересыхает и в самые сильные засухи, и не выходит из берегов даже при самых сильных наводнениях. Ее берега и ложе из холодной воды, а ее стремнина – из теплой…Нигде в мире нет более величественного потока вод» (М. Ф. Мори).
  2. Николай Константинович Рерих, совершая путешествие по Азии, писал об одной горной стране, что тут « и горы то прекрасны, и недра могучи, и реки- то быстры, и цветы- то невиданны». О каких горах идет речь? Как бы Вы предложили осваивать природные богатства данных гор? Свой ответ обоснуйте.
  3. В одном из романов Майн Рида есть такое описание: «С северной стороны… внезапно появилось несколько совершенно черных колонн. Они не имели определенной формы и беспрестанно изменялись в величине и очертаниях; то они стояли неподвижно, то скользили по обугленной земле, как великаны на коньках, изгибаясь и наклоняясь друг к другу. Словно в фантастических фигурах какого – то странного танца… Со стороны черных башен доносился какой-то гул, похожий на шум водопада, по временам прерывающийся треском как бы ружейного выстрела или раскатами отдаленного грома… Путешественники осталбенели от ужаса… « Какое явление природы описано в данном отрывке, где и  при каких условиях оно может возникнуть? Можно ли в результате хозяйственной деятельности  усилить или уменьшить наносимые им последствия?
  4. 17 февраля 1785 года в Ярославле наблюдали следующую картину: «Вокруг неба белый круг, посреди же серп огненный, на правой стороне настоящее солнце, вверх же солнца великий круг белый, по сторонам круга видны два солнца, по левой стороне еще три солнца». Что это было? Можно ли подобное наблюдать в Сибири?
  5.  А. С. Пушкин писал: « И не пуская тьму ночную

                                       На золотые небеса,

                                                Одна заря сменить другую

                                               Спешит, дав ночи полчаса».

  1. Какое явление описано в данном отрывке? Где великий поэт мог наблюдать подобное явление? Мог ли он стать свидетелем ночи продолжительностью не в «полчаса», а ее полного отсутствия?      
  2. Раз в 7-14 лет к западному побережью Южной Америки подходит теплое течение, появляющееся перед Новым годом, когда во многих странах отмечают Рождество. Этот мощный, теплый поток возникает, когда господствующие юго-восточные пассаты отступают или теряют часть своей силы. Тогда ничто не препятствует перетекать в восточном направлении гигантским массам воды из западной части океана. Подойдя к Южной Америки, течение отклоняет холодное Перуанское течение от суши в океан, заставляя его временами уходить на глубину 50 метров. Это сильно нарушает метеорологическую обстановку и условия обитания всего животного мира в экваториальной области Тихого океана. Как называется это течение, как оно влияет на природные изменения в Южном полушарии?
  3. Здесь, на вершине холма, у юго-восточного берега озера Виви на Среднесибирском

плоскогорье, 21 августа 1992 г. был установлен памятный знак – 7-метровая стела с Государственным двуглавым орлом на вершине. Географические координаты этой точки таковы: 94 градуса 15 мин. В.д. и 66 градусов 25 мин. с.ш. Что символизирует эта стела?

  1. Первые сведения об этой вершине встречаются у древнегреческих мореплавателях, посетивших Колхиду, над  « которой высится неведомая гора, треть ночи освещенная солнцем». По их рассказам, « задолго до того как солнце осветит гребни волн, эта таинственная двуглавая вершина уже купается в золоте первых лучей утренней зари, и в тоже время, когда на море уже надвигаются сумерки, снега загадочной вершины еще горят рубиновым светом». Ответьте на вопросы: О какой вершине идет речь в данном отрывке? Как она отражена в Мифах древней Греции? Почему на 1/3 ночи гора освещена солнцем? Как объяснить разный цвет вершины утром и вечером?          

Занимательные вопросы по географии-3.

  1. Эта река протекает по территории нескольких стран, поэтому она имеет несколько имен, некоторые из них:  Мариньон, Солимойнс (  «Мутная  могучая река»), Парана-Тинга( «Белая река»), Парана-Грасу ( «Великая река»). Притоки этой реки отличаются удивительной ритмичностью: правые разливаются с октября по апрель, а левые – наоборот с апреля по октябрь. Что это за река? Какими уникальными способностями она знаменита?
  2. Этот камень прибалтийсие народы считали застывшими  слезами богини, в старину на Руси его называли «алатырь», часто его просто называют «солнечный камень». О каком камне идет речь?
  3.  Этот интереснейший водный объект в  древности называли «Соленым морем». Сегодня это  известнейший район, где производится добыча брома, калия, магния, и др. минералов. Это центр по производству косметики и лечебных препаратов, а  также  рекреации и санаторно- курортного лечения. Определите, что это за водоем, какая  река в него впадает на севере; граница между какими государствами проходит по этому водоему?
  4. Какая польза от гроз?
  5. 17 августа 1930 года в четыре часа утра по московскому времени атомный ледокол «Арктика» под управлением капитана Ю. О. Кучнева  достиг точки, о достижении которой мечтали многие отважные моряки и путешественники: Фритьоф  Нансен, Руал Амундсен, Георгий Седов и другие отважные исследователи … Многие из них погибли. Что это за точка, какой смысл в ее достижении?
  6. В каких районах Земли встречаются разрушительные волны цунами? Какие научные способы защиты от данного явления?
  7. В 1911г. американским исследователем Х. Бингемом был открыт единственный в мире город  доколумбовой Америки, не разрушенный испанскими конкистадорами. Как оказалось, город был построен много веков назад инками. Как называется этот город инков? Почему испанцы не разрушили его? Какими особенностями отличалась культура древних государств Америки?
  8. 22 апреля 1500г. португальская морская экспедиция во главе которой находился Педру Альварес  Кабрал, заблудившись в поисках нового пути в Индию, обнаружили неизвестную ранее землю, которую назвали «Терра-да-Санту-Круш» ( «Земля Святого Креста»). Через два года 1 января 1502 г. другие португальцы, высадившись на берегу Гаунабара и приняв ее за устье большой реки, основали город, название которого в переводе означает «Январская река». Так началось освоение одного из регионов Земли.  Как сейчас называется Земля Святого Креста? Что вам известно о городе, который ошибочно назван «Январской рекой»?
  9. Один из атаманов в донесении якутскому воеводе писал: «…есть Нос, вышел в море далеко… А против того Носа есть два острова, а на тех островах живут чухчи, а врезываны у них зубы, прорезаны губы, кость рыбей зуб. А лежит тот Нос промеж сивер на полуношник». Кто  был автором донесения, когда оно было составлено? О каких островах говорится в донесении? Какое географическое открытие сделано, представители какого народа описаны в данном отрывке?

Занимательные задания по географии как средство развития творческой деятельности.

  1. На гербе одного из латиноамериканских стран изображен орел, терзающий змею. В основе сюжета лежит древняя легенда об основании столицы…, величие которой покорило испанцев, впервые попавших в эти края. Столица основана в том месте, где вожди после долгих поисков на острове посреди озера увидели могучего орла, держащего в когтях змею. Было решено, что лучшего места для строительства столицы быть не может. О каком государстве и столице идет речь? Что символизирует герб?
  2. У этого храма, который в переводе с арабского означает « Куб», стремятся многие люди со всего света. В наружную стену храма вмонтирован «черный камень»,  принесенный согласно преданию, Адаму ангелом из Эдема. Где находится этот храм? Почему сюда стремятся путешественники со всего мира?
  3. Это государство, находясь на перекрестке морских путей, неоднократно подвергалось иностранным вторжениям.  Только в 1960 г. страна стала независимой и приняла белый флаг с двумя оливковыми  ветвями, над которыми желтой краской изображался силуэт острова.  На флаге белый мир символизирует мир, оливковые ветви – единство национальных общин государства. Желтый напоминает о меди. Что это за государство? О каких общинах напоминают оливковые ветви, какое отношение страна имеет к меди? Что Вам известно о социально – политической ситуации в стране?
  4. Когда принцесса одного из государств в 1972 г. взошла на трон и стала королевой, то кем стал ее муж – французский граф Генри де Лаборт? Что это за страна и чем знаменита? В качестве подсказки можно добавить. Что данное государство относится к числу процветающих. Страна состоит  из материковой части и более 500 островов, на которых расположена  столица государства. Укажите ее название.
  5. Эта страна славится  ветряными мельницами и цветами, которые экспортирует в другие страны. В давние времена крестьяне изобрели в этой стране очень зрелищный вид спорта – прыжки с шестом, состязания по которым  проводятся до сих пор. Столица государства имеет прямое отношение к алмазам  и символом государственной власти России. Назовите эту страну и объясните, какая связь существует между столицей этого государства, алмазами и символам государственной власти  России.

Ответы к занимательным задачам по географии.

  1. Мехико ( Теночтитлан) и  ее столица Мехико – одна из крупных испаноязычных стран мира – построена на месте разрушенного в 1521г. Теночтитлана. Орел, терзающий змею, символизирует победу добра над злом. Вожди ацтеков посчитали, что в этом месте всегда будут торжествовать светлые силы.
  2. Мечеть в Мекке, имеющая форму куба. Называется Кбаба или Кааба.  «Черный камень» ( вероятно метеоритного происхождения) является главной святыней храма. Путешествие (хадж) по святым местам ( в Мекку – к мусульманской святыне Каабе и в Медину – гробу основателя ислама Мухаммеда) является у мусульман подвигом благочестия. Мусульманин, совершивший хадж, приобретает почетный титул – «хаджи», обладатель непререкаемого авторитета.
  3. Желтый цвет напоминает о меди, добываемый на острове с 3 в до н.э. Именно ей остров обязан названием ( медь на латинском языке – «купрум»). Остров населяют греки и турки. Межнациональные противоречия  при поддержке Турции привели в 1974гэ. К расколу страны и оккупации северной ее части турецкими  войсками. Позже на оккупированной части острова была провозглашена так называемая «Турецкая республика  Северного Кипра», не признаваемая никем в мире. кроме самой Турции.
  4. Это Дания. Муж королевы Маргрете 2 после ее коронации стал называться Хенриком датским. Дания славится не только превосходными товарами ( сыр, масло, бекон), но и развитой системой социальных гарантий (бесплатное образование и медицинское обслуживание, пенсии и другие гарантии). Дания – родина знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена.
  5. Это Нидерланды. Ее территорию пересекает множество каналов. Преодолевать которые крестьяне научились в давние времена при помощи шестов. Амстердам – столица Нидерландов –« алмазная столица мира». Это крупнейший в мире центр гранения алмазов и продажи бриллиантов. Самый крупный из российских бриллиантов алмаз «Орлов» 9189,62 карат) – иногда называют « амстердамским камнем».Интересна история этого алмаза. Он был найден и огранен в Индии в 17 веке. На протяжении веков он менял своих хозяев. Последний из них – граф Григорий Орлов –подарил бриллиант Екатерине2 в день ее именин. С 1784 года алмаз украшает на вершине Российского императорского скипетра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока географии в соответствии с требованиями ФГОС. 5-й класс. Тема "Человек и атмосфера"

Урок в рамках ФГОС и ФГТЕрюшкина Л.Е., учитель географии МАОУ Гимназия №2, г. Балаково, Саратовская областьГеография 5 классТема «Атмосфера»Урок №3 «Человек и атмосфера»Учебник: А.А. Летягин География...

Занимательные задания по географии. Задачи.

Занимательные задания по географии Задачи Одним из видов занимательных заданий по географии являются задачи. Их решение требует от учеников не только знаний материала, но и творческого подхода. Проя...

Занимательные задания по географии по теме: "Растительный и животный мир Антарктиды". 7 клаас.

Расширить кругозор школьников в области изучения флоры и фауны Антарктиды....

Занимательные задания по географии .

Задания предназначены для использования на внеурочных  мероприятиях по географии...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

Презентация к уроку по географии "География- одна из наук о планете Земля" 5 класс, ФГОС

Базовый учебник – Летягин А.А. География. Начальный курс: 5    класс.- М.: Вентана- Граф.Цель урока: создание условий для формирования  представления о географии ка...