рабочая программа по географии
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Рабочая программа по географии к УМК "Сферы" 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Ростовская область, Усть-Донецкий район,  

                               Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

                                         Апаринская средняя общеобразовательная школа.

 «Утверждено»                                            

 Директор МБОУ АСОШ

 Приказ  от «     » 08.2014г.  №

Колтуненко И.С.

                  Рабочая программа

                 по географии за курс «География: Земля и люди»

                Уровень общего образования (класс) основное общее образование, 7 класс

                Количество часов    68 часа

                Учитель  Кольцова Е.А.

                Программа разработана на основе рабочей программы предметная линия     учебников «Сферы»  5 – 9 классы, издательство «Просвещение», 2011г.  

                                                                             Раздел «Пояснительная записка».                 

Рабочая программа линии  УМК «География .Сферы (5 – 9классы)» для основной школы составлена на основе:

       * Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

*Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии

*Примерной рабочей программы предметной линии учебников «Сферы» 5-9 классы, 2011г.

        В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». В содержание программы включены элементы знаний из других разделов Стандарта – «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и экология 

Цели и задачи:

  • раскрыть закономерности землеведческого характера, создать целостное представление о Земле как планете  людей, раскрыть разнообразие её природы и населения, сформировать региональные страноведческие знания.
  • расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли от общепланетарного уровня до регионального и локального;
  • создать образные представления о крупных регионах материков, океанов и странах, использовании природных богатств  в хозяйственной деятельности;
  • на основе историко – географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;
  • формировать у школьников эмоционально – ценностное отношение к географической среде;
  • продолжить развитие картографической грамотности, учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территорий.

                   Раздел «Общая характеристика  учебного курса, предмета, дисциплины»    

Раздел «География. Земля и люди» является логическим продолжением предшествующего раздела «География. Планета Земля» для 6 класса и в значительной мере опирается на его материал. Раздел «География. Земля и люди» предполагает расширение страноведческой основы школьной географии, на него возлагается сложная задача формирования у школьников принципиальных основ страноведческого взгляда на мир, позволяющего видеть, оценивать и понимать всю сложную систему взаимосвязей между человеком, природой и хозяйством. Этим и определяется главная цель раздела — опираясь на созданную у учащихся систему географических знаний о процессах и явлениях общепланетарного масштаба, сформировать у них базовый комплекс региональных страноведческих знаний о целостности и дифференциации материков, их крупных районов и стран, об их населении, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях. Для достижения главной цели раздела, изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

продолжить формирование у учащихся знаний и представлений

о географической дифференциации природы Земли по мере продвижения от общепланетарного уровня к региональному и локальному.

В этой связи особое внимание уделяется формированию у школьников важнейшего навыка, который Н.Н. Баранский определял как «игру масштабами»;

создать образные комплексные географические представления о крупных частях земной поверхности: океанах, материках, странах

и их частях с выделением особенностей их природы, природных ресурсов, использовании их населением,

заложить первичные представления о формировании политической карты, видах хозяйственной деятельности людей и особенностях их географии, глобальных проблемах человечества, которые будут развиты на более старших ступенях обучения;

продолжить развитие картографической грамотности учащихся, навыков и умений по нахождению, обработке, систематизации и

презентации разнообразной географической информации.

               Раздел «Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)  в учебном плане».

Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 6 класса по 9 класс: 6 класс 34 часа (1 час в неделю) и по 68 ч (2ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

    В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. Данная рабочая программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающий мир» является пропедевтическим.  

Рабочая программа рассчитана на 68 часов; 2 часа в неделю.

          Раздел «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины»

Курс «География: Земля и люди» состоит из разделов:

  • Природа Земли: главные закономерности: Материки и океаны на поверхности Земли. Материки и части света. Особенности рельефа Земли. История формирования рельефа Земли. Климатообразующие факторы. Климат Земли. Мировой океан. Размещение вод суши. Природная зональность.
  • Человек на планете Земля: Заселение Земли человеком. Расы. Сколько людей на планете. Народы, языки и религии мира. Хозяйственная деятельность людей. Где живут люди: города и сельская местность. Страны мира. Историко-культурные районы мира.
  • Многоликая планета:

Океаны Земли: Атлантический океан. Тихий океан. Индийский океан. Северный Ледовитый океан.

Африка:  Особенности природы. Природные районы. Человек на африканском пространстве. Страны Африки: ЮАР, Египет, Демократическая Республика Конго.

Южная Америка: Особенности природы. Равнинный Восток. Анды. Человек на южноамериканском пространстве. Страны Южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу.

Австралия и Океания: Природа Австралии. Природа Океании. Человек в Австралии и Океании. Австралийский Союз. Саамоа.

Антарктида: Особенности природы. Человек на Южной Америке.

Северная Америка: Особенности природы. Равнины Северной Америки. Горы Северной Америки. Человек на североамериканском пространстве. Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика.

Евразия: Особенности природы. Западная часть Европы. Северная и Восточная части Евразии. Южная и Центральная части Азии. Человек на евразийском пространстве. Страны Европы: Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Чехия. Страны Азии: Индия, Китай, Япония, Республика Корея, Турция, Казахстан. Глобальные проблемы человечества.  

Курс  включает практические работы:

 П.Р. № 1 «Сравнение географического положения материков»

П.Р. №2 «Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом»

П.Р. №3 «Составление обобщенной схемы морских течений »

П.Р. №4 «Составление анализа карт климатических поясов и природных зон»

П.Р. №5 «Составление характеристики населения мира»

П.Р. №6 «Выявление особенностей современной хозяйственной деятельности»

П.Р.№7 «Установление особенностей историко-культурного региона мира (по выбору)»

П.Р.№8 «Составление комплексной характеристики океана»

П.Р. №9  «Составление сравнительной характеристики природы и хозяйства регионов Африки»

П.Р. №10 «Выявление воздействия природных условий и ресурсов на развитие разных видов хоз. деятельности»

П.Р. №11 «Составление описания особенностей природы Антарктиды»

П.Р. №12 «Выявление зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности».

П.Р. № 13 «Составление описания внутренних вод Евразии».

         Раздел   «Тематическое планирование».

№ раздела

Название раздела

Количество часов.

1

Природа Земли: главные закономерности;

11

2

Человек на планете Земля;

10

3

Многоликая планета;

47

                                                                 Раздел  « КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ».

№ урока

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

Формы и методы работы на уроке

Способ контроля усвоения

Использование ИКТ

Оборудование

Дата проведения

план

фактически

                                                            РАЗДЕЛ 1: ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ –  11 часов.

1

Материки и океаны на поверхности Земли.

1

Основные географические термины и понятия курса; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; особенности природы материков и океанов.

НМ

Фронтальный опрос

презентация

карта

2

Материки и части света.

1

КБ

П.Р. № 1 «Сравнение географ. положения материков»

карта

3

Особенности рельефа Земли.

1

П

.

презентация

карта

4

История формирования рельефа Земли.

1

КБ

П.Р. №2 «Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом»

презентация

5

Климатообразующие факторы.

1

КБ  

презентация

карта

6

Климаты Земли.

1

П

презентация

карта

7

Мировой океан.

1

НМ

П.Р. №3 «Составление обобщенной схемы морских течений »

презентация

карта

8

Размещение вод суши.

1

КБ

Фронтальный опрос

презентация

карта

9

Природная зональность.

1

КБ

П.Р. №4 «Составление анализа карт климатических поясов и природных зон»

10

Повторение по теме: «Природа Земли».

1

УОЗ

11

КР по теме «Природа Земли»

1

УКЗ

КР по вариантам

                                                                           РАЗДЕЛ 2: ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ –  10 часов.

12

Заселение Земли человеком. Расы.

1

Знать географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий Земли;  связь между ГП, природными условиями, ресурсами  и хозяйством отдельных регионов и стран; меры по сохранению природы и защите людей от опасных  техногенных явлений

НМ

Фронтальный опрос

презентация

карта

13

Сколько людей живет на Земле.

1

КБ

14

Размещение людей на планете.

1

КБ

Работа с картами

презентация

карта

15

Народы, языки и религии мира.

1

НМ

П.Р. №5 «Составление характеристики населения мира»

презентация

карта

16

Хозяйственная деятельность людей

1

НМ

П.Р. №6 «Выявление особенностей современной хозяйственной деятельности»

карта

17

Где живут люди: города и сельская местность.

1

П

презентация

карта

18

Страны мира.

1

КБ

презентация

карта

19

Историко - культурные районы мира.

1

НМ

П.Р.№7 «Установление особенностей историко-культурного региона мира (по выбору)»

презентация

20

Обобщение по теме: «Человек на планете земля»

1

УОЗ

карта

21

КР по теме «Человек на планете»

1

УКЗ

КР по вариантам

                                                                         РАЗДЕЛ 3: МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА –  47 часов.

22

Тема 1: Океаны Земли -  5 часов.

Атлантический океан.

1

КБ

Работа с к/к

презентация

карта

23

Тихий океан.

1

КБ

Фронтальный опрос

презентация

карта

24

Индийский океан.

1

КБ

Работа с картами

презентация

карта

25

Северный ледовитый океан.

1

КБ

 П.Р.№8 «Составление комплексной характеристики океана»

презентация

карта

26

Обобщающий урок  по теме: «Океаны Земли».

1

УОЗ

27, 28

Тема 2: Африка – 6 часов.

Особенности природы Африки.

2

Определять: географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах. Объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка». Называть и показывать: крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источник  питания рек, характерные типы погод  на материке, размещение природных зон, типичных представителей растительности животного мира основных природных зон Африки

НМ

Фронтальный опрос, работа с картой

презентация

карта

29

Природные районы.

1

КБ

П.Р. №9  «Составление сравнительной характеристики природы и хозяйства регионов Африки»

презентация

карта

30

Человек на африканском пространстве.

1

КБ

Фронтальный опрос, работа с картой

презентация

карта

31

Страны Африки

1

НМ

презентация

карта

32

КР по теме «Африка»

1

УКЗ

КР по вариантам.

33, 34

Тема 3:Южная Америка – 7 часов.

Особенности природы Южной Америки.

2

описывать географическое положение континента; объяснять влияние географического положения на особенности природы континента.

Называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы и климатические пояса, основные реки и озера, представителей растительного и животного мира природных зон.

КБ

Работа с картами

презентация

карта

35

Равнинный Восток.

1

НМ

Фронтальный опрос

презентация

карта

36

Анды.

1

КБ

П.Р. №10 «Выявление воздействия природных условий и ресурсов на развитие разных видов хоз. деятельности»

презентация

карта

37

Человек на южноамериканском пространстве.

1

П

Составление таблицы: «Виды хозяйственной деятельности природных районах Южной Америки»

презентация

карта

38

Страны Южной Америки.

1

КБ

презентация

карта

39

КР по теме «Южная Америка»

1

УКЗ

КР по вариантам

40

Тема 4: Австралия – 6 часов.

Природа Австралии.

1

Определять географическое положение материка, сравнивать его с положением Африки; объяснять влияние географического положения на природные особенности континента, размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения  земной коры .

Называть и показывать климатоообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера, представителей растительного и животного мира материка, размещение на материке природных зон, примеры рационального и нерационального использования природных богатств материка;

НМ

Фронтальный опрос, работа по карте.

презентация

карта

41

Природа Океании.

1

КБ

Составление схемы «Эндемики материка»

презентация

карта

42

Человек в Австралии и Океании.

1

КБ

презентация

карта

43

Австралийский Союз.

1

НМ

Работа по карте

презентация

карта

44

Самоа.

1

НМ

презентация

карта

45

КР по теме «Австралия »

1

УКЗ

КР по вариантам

46

Тема 5: Антарктида – 2 часа.

Особенности природы Антарктиды.

1

Определять географическое положение Антарктиды, координаты полярных станций, климатические показатели по карте и климатограммам, виды природных ресурсов; описывать особенности природных компонентов, «образ» одного из природных объектов (береговой части, антарктического оазиса и др.);

НМ

П.Р. №11 «Составление описания особенностей природы Антарктиды»

презентация

карта

47

Человек на Южном материке.

1

КБ

Работа по карте

презентация

карта

48,49

Тема 6: Северная Америка –  7 часов.

Особенности природы Северной Америки.

2

Описывать особенности береговой линии материка; объяснять влияние географического положения материка на его природу. Называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, основные воздушные массы, климатические пояса, реки и озера, границы природных зон и представителей растительного и животного мира каждой из зон; определять климатические показатели, географическое положение крупных речных систем, озер, расположение природных зон; описывать природные компоненты

КБ

Фронтальный опрос, работа по карте

презентация

карта

50

Равнины Северной Америки.

1

НМ

П.Р. №12 «Выявление зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности».

презентация

карта

51

Горы Северной Америки.

1

КБ

презентация

карта

52

Человек на североамериканском пространстве.

1

КБ

Работа по карте

53

Страны Северной Америки.

1

П

презентация

карта

54

КР по теме «Северная Америка»

1

УКЗ

КР по вариантам

55,56

Тема 7: Евразия –  14 часов.

Особенности природы Евразии.

2

Определять географическое положение материка; описывать особен-ности географи-ческого положения в сравнении с другими материками; объяс-нять  роль географи-ческих исследований русских путешест-венников для развития географической науки, влияние размеров и географического положения материка на его природные особенности.

КБ,П

П.Р. № 13 «Составление описания внутренних вод Евразии».

презентация

карта

57

Западная часть Европы.

1

НМ

презентация

карта

58

Северная Евразия, Северо – восточная и Восточная Азия.

1

НМ

презентация

карта

59,60

Южная, Юго – западная, центральная Азия.

2

КБ

Работа с картами

презентация

карта

61

Человек на евразийском пространстве.

1

НМ

презентация

карта

62,63

Страны Евразии.

2

КБ,

Характеристика стран

презентация

карта

64

Обобщающий урок по теме «Евразия»

1

УОЗ

65

КР по теме «Евразия»

1

УКЗ

КР по вариантам

66

Общечеловеческие проблемы.

1

П

презентация

карта

67-68

Итоговое повторение материала курса.

2

УКЗ

Итоговая К.Р.

Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса».

  1. Сборник нормативных документов. География/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
  2. География: навигатор: материалы в помощь учителю: 6-9 кл./ под общ. ред. В.П. Дронова. – М.: Просвещение, 2008. – (Сферы)
  3. Кузнецов А.П. География. Земля и люди: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П.  Дронов. – М.: Просвещение, 2007. – (Сферы)
  4. Мишняева Е.Ю.  География. Земля и люди: тетрадь-тренажёр. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Е.Ю. Мишняева, О.Г. Котляр, С.В. Банников. – М.: Просвещение, 2007. – (Сферы)
  5. Барабанов В.В. География. Земля и люди: тетрадь-экзаменатор. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова
  6. Ходова Е.С. География. Земля и люди: тетрадь-практикум. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Е.С. Ходова. – М.: Просвещение, 2009. – (Сферы)
  7. Кузнецов А.П. География. Земля и люди: 7 класс: Атлас. – М.: Просвещение, 2003. – (Сферы)
  8. Кузнецов А.П., Котляр О. География. Земля и люди: 7 класс: Контурные карты. – М.: Просвещение, 2003. – (Сферы)
  9. География. Россия: природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ под ред. В.П.Дронова. – М.: Просвещение, 2009. – (Сферы)
  10. Пятунин Б.Б.Новые контрольные и проверочные работы по географии: 8 -9 кл. – М.: Дрофа, 2005.

Медиаресурсы

  1. Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10 класс». Мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений. . – М.: Республиканский мультимедиа центр, 2001.
  2. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. Мультимедиа учебник по географии для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений /Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б. – М.: Республиканский мультимедиа центр, 2001.
  3. Электронное приложение к учебнику География: планета Земля: 7 класс/ под ред. В.П. Дронова. – М.: Просвещение, 2008. – (Сферы)
  4. Интерактивное картографическое пособие по географии для 6 класса. – М.: Просвещение, 2009. – (Сферы)

ССЫЛКИ  В СЕТИ  ИНТЕРНЕТ

  1. Архив номеров журнала «Наука и жизнь» (http://nkj.ru/archive)
  2. Архив номеров журнала «National Geographic Россия» (http://www.national-geographic.ru/ngm/archives)
  3. Архив погоды (http://meteo.infospace.ru/win/wcarch/html/r_index.sht)
  4. Атлас-фото. Географический каталог фото пейзажей (http://atlasphoto.iwarp.com/index-r.html)
  5. Географический справочник «Страны мира» (http://geo.historic.ru)
  6. Гидрометцентр России (http://www.meteoinfo.ru)
  1. Погода и климат на шести континентах нашей планеты (http://atlantida.agava.ru/weather/index.php376)
  2. Энциклопедия «Вокруг света» (http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia)
  3. Энциклопедия «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru)
  4. Greenpeace. Россия (http://www.greenpeace.org/russia)
  5. Народы мира. Народы Африки, Азии, Европы, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании (http://www.etnolog.ru)
  6. Список объектов Всемирного наследия (http://heritage.unesco.ru/index.php?id=30&L=9)
  7. Всемирное наследие — Википедия   (http://ru.wikipedia.org/wiki/)
  8. Яндекс. Словари (http://slovari.yandex.ru)
  9. Словарь происхождения географических названий из курса географии материков и океанов, 7-й класс (http://festival.lseptember.ru/articles/503809)

Раздел «Результаты  освоение конкретного учебного курса, предмета, дисциплины и система их оценки»

Планируемые результаты обучения

  1. Знать /понимать/:
  • основные географические понятия и термины;
  • различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
  • причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
  • основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
  • связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными    особенностями отдельных стран и регионов;
  • причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и  предотвращению;
  • географию крупнейших народов Земли.

  1. Уметь:

оценивать и прогнозировать:

  • по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
  • изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
  • природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
  • основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.

  объяснять:

  • особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
  • особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
  • особенности расового и этнического состава населения;
  • различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
  • различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;
  • особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;
  • основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.

  описывать:

  • основные источники географической информации;
  • географическое положение объектов (по карте);
  • существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
  • компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и крупнейших стран мира;
  • объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;
  • особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.

  определять (измерять):

  • географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);
  • вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.

 называть и (или) показывать:

  • важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;
  • типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
  • факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;
  • крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;
  • основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
  • ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;
  • природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.

  1. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
  • принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
  • понимания географической специфики регионов и стран мира.
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.

Компетенции

Общеучебные

        Выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Умение искать оригинальные решения. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приведение примеров, формулирование выводов.

Предметно-ориентированные

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных материков и океанов  Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику материков и океанов и их  природных зон  на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов на материках и океанах ;

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка качества выполнения    практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                                                                                                       

 Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                    СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                       Заместитель директора по УВР

методического совета                                                        

МБОУ АСОШ                                                                                                                      Любимова Т.А.

От                2014  №

Овчинникова О.В.                                                                                                                                  2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...