Рабочая программа по географии
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Рабочая программа по географии к УМК "Сферы" 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                         Раздел «КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ».

№ урока

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

Формы и методы работы на уроке

Способ контроля усвоения

Использование ИКТ

Оборудование

Дата проведения

план

фактически

1

Введение.

Что такое география. Объекты изучения географии. Почему необходимо изучать географию.

1

Знать  понятие «география», виды географии, объекты  ее изучения.

НМ

Фронтальный опрос

Атлас, к/к, Р/Т.

                                                        РАЗДЕЛ 1: ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  - 6 часов.  

2

Изображение земной поверхности. Условные знаки и масштаб карты

1

Называть и  показывать элементы градусной сетки, географические полюса, окружность и радиус Земли.

Объяснять понятия: план местности, масштаб, азимут, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты, параллели, меридианы, географические полюса, глобус.

Определять (измерять): стороны горизонта по компасу, Солнцу, местным признакам, направления, расстояния, абсолютные и относительные высоты, географические координаты, местоположение географических объектов.

Уметь читать план, карту и производить простейшую съемку местности.

НМ

Фронтальный опрос «Условные знаки».

презентация

Глобус, карта, план местности.

3, 4

Географические координаты

2

КБ

Решение практических задач

Атлас, к/к, Р/Т, глобус

5

Ориентирование. Построение плана местности

1

КБ

Работа по группам Построение плана местности.

презентация

Атлас, к/к, Р/Т, компас

6

Карта - «язык» географии.

1

КБ

Фронтальный опрос по карте

Атлас, к/к, Р/Т,

7

КР 1 по теме «Изображение земной поверхности и их использование»

1

ОКК

КР 1 по вариантам

                                                                             РАЗДЕЛ 2: РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ –  1 часов.

8

География в древности. Эпоха Великих географических открытий

1

Знать, как развивались географические знания от древности до наших дней, великие географические открытия, имена исследователей и путешественников.

КБ

Таблица «Эпоха Великих географических открытий»

презентация

Атлас, к/к, Р/Т

                                                                              РАЗДЕЛ 3: ЗЕМЛЯ -  ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ – 3 часа.  

9

Земля в Солнечной системе.

1

Знать формы и размеры Земли, объяснять процессы движения Земли, влияние космоса на Землю и жизнь людей; уметь работать с атласом, глобусом и к/к.

НМ

презентация

Атлас, к/к, Р/Т

10

Форма и размеры Земли.

1

П

П.Р.№1:

«Определение географических координат по карте и глобусу».

презентация

Атлас, к/к, Р/Т

11

Движение Земли. Влияние космоса на жизнь и здоровье людей.              

1

КБ

                                                                                РАЗДЕЛ 4: ЛИТОСФЕРА – КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ – 5 часов. 

12

Минералы и горные породы.

1

Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горы, равнины, горные породы, полезные ископаемые.

Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Описывать горы, равнины земного шара по плану. Уметь работать с контурной картой.

Называть и правильно показывать  крупные горные системы, равнины и низменности мира.

КБ

П.Р  №2:

«Определение горных пород и описание их свойств

».

Коллекция «Горные породы и минералы»

13

Литосфера и рельеф Земли.

1

П

Работа по карте

презентация

Атлас, к/к, Р/Т

14

Внутренние и внешние  силы Земли.

1

КБ

Фронтальный опрос

презентация

Атлас, к/к, Р/Т

15

Литосфера и человек. Человек и мир камня

1

П

П.Р №3:

«Описание географического положения гор и равнин»

презентация

Атлас, к/к, Р/Т

16

КР 2 по теме «Литосфера – каменная оболочка Земли»

1

ПЗУ

КР 2 по вариантам

                                                                                   РАЗДЕЛ 5: ГИДРОСФЕРА  - ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ – 5 часов. 

17

Гидросфера. Мировой океан. Движение воды в океане.

1

Называть и правильно показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения, основные части реки, бассейн, водораздел. Объяснять понятия: гидросфера, Мировой океан, океан, море, река, озеро, бассейн, водораздел, речная система, подземные воды.

Описывать океан, море, реку, озеро по плану.

Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.

КБ

П.Р.№4:

«Описание вод Мирового океана на основе анализа карт».

презентация

Атлас, к/к, Р/Т, карта океанов

18

Реки. Озера. Болота

1

П

Работа по карте

презентация

ФКМ, атлас, к/к, Р/Т.

19

Ледники. Подземные воды

1

КБ

Работа по группам

презентация

ФКМ, атлас, к/к, Р/Т.

20

Человек и гидросфера

1

ОКК

Фронтальный опрос

презентация

21

КР 3 по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли».

1

ПЗУ

КР 3 по вариантам

                                                                           РАЗДЕЛ 6: АТМОСФЕРА – ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ –  5 часов. 

22

Атмосфера.

1

Называть и  показывать пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины влияющие на климат.

Объяснять понятия: атмосфера, атмосферное давление, ветер, погода, климат.

Объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра.

Определять (измерять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.

Описывать погоду и климат своей местности.

НМ

Фронтальный опрос

презентация

Атлас, Р/Т

23

Температура. Влажность воздуха и осадки.

1

КБ

Решение практических задач

презентация

Термометр, Р/Т

24

Атмосферное давление. Ветер.

1

КБ

П

Решение практических задач. П.Р.№5 «Составление «розы» ветров».

презентация

Р/Т

25

Погода. Климат. Человек и атмосфера

1

КБ

 

презентация

Р/Т

26

КР 4 по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».

1

ПЗУ

КР 4 по вариантам

                                                                            РАЗДЕЛ 7: БИОСФЕРА – ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ – 3 часа.

27

Биосфера. Жизнь в океане и на суше.

1

Объяснять понятие: природный комплекс. Объяснять и приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли и компонентов в природных комплексах, круговороты веществ, влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы. Называть меры по охране природы.

НМ

Работа по плану местности: найти ПК и комплексы, созданные человеком

презентация

28

Значение Биосферы. Экологические проблемы в биосфере.

1

КБ

Работа по группам Защита проекта «Экологические проблемы биосферы »

презентация

29

Обобщающий  урок по теме «Биосфера – оболочка жизни»

1

ПЗУ

Тест

                                                                                             РАЗДЕЛ 8: ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ – 5 часов.

30

Географическая оболочка. Природные комплексы.

Урок-экскурсия.

1

Называть и показывать на карте крупнейшие государства. Знать численность населения Земли, страны, крупных городов. Уметь описывать отдельные природные комплексы.

Э

31

Почва

1

КБ

презентация

Атлас, Р/Т

32, 33

Природные зоны мира

2

КБ

Работа по группам

Атлас, глобус.

34

КР 5 за курс «Планета Земля»

1

ПЗУ

КР 5 по вариантам

НМ - Урок изучения нового материала, П – урок - практикум, Э-  урок – экскурсия, КБ –комбинированный урок,  ОКК - обобщение , контроль и коррекция знаний и умений,  ПЗУ – урок применения знаний и умений,


                                                                 Ростовская область, Усть-Донецкий район,     

                                     Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

                                         Апаринская средняя общеобразовательная школа.

 «Утверждено»                                            

 Директор МБОУ АСОШ

 Приказ  от «     » 08.2014г.  №

Колтуненко И.С.

                  Рабочая программа

                 по географии за курс «География: Планета Земля»

                Уровень общего образования (класс) основное общее образование, 6 класс

                Количество часов    34 часа

                Учитель  Кольцова Е.А.

                Программа разработана на основе рабочей программы предметная линия     учебников «Сферы»  5 – 9 классы, издательство «Просвещение», 2011г.  

                                       

                                                                     

                                                       Раздел «Пояснительная записка».

Рабочая программа линии  УМК «География.  Сферы (5 – 9классы)» для основной школы составлена на основе:

 * Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

*Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии

*Примерной рабочей программы предметной линии учебников «Сферы» 5-9 классы, 2011г.

Цели и задачи курса

             Основная цель раздела «География. Планета Земля» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

                Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические  задачи:

актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;

развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;

включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

        А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

                       Раздел «Общая характеристика  учебного курса, предмета, дисциплины»    

Курс «География. Планета Земля» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

        Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

        При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

        Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

        Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

 сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

               Раздел «Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)  в учебном плане».

Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 6 класса по 9 класс: 6 класс 34 часа (1 час в неделю) и по 68 ч (2ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

   В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. Данная рабочая программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающий мир» является пропедевтическим.  

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю

     

    Раздел «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины»

Курс «География. Планета Земля» состоит из разделов:

  • Изображения Земной поверхности и их использование: Изображение земной поверхности. Условные знаки и масштаб карт. Географические координаты. Ориентирование. Построение плана местности. Карта – «язык» географии.
  • Развитие географических знаний о Земле: География в древности. География в эпоху Средневековья. Эпоха Великих географических открытий. Географические открытия в 17 – 19вв. Географические исследования 20в.
  • Земля – планета Солнечной системы: Земля в Солнечной системе. Форма и размеры Земли. Движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
  • Литосфера – каменная оболочка Земли: Минералы и горные породы. Литосфера. Рельеф Земли. Внутренние силы Земли. Внешние силы, создающие рельеф. Человек в мире камня.
  • Гидросфера – водная оболочка Земли: Гидросфера. Мировой океан. Движение воды в Океане. Реки. Озера и болота. Подземные воды. Ледники и многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера.
  • Атмосфера – воздушная оболочка Земли: Атмосфера. Температура воздуха. Влажность воздуха и атмосферные осадки. Атмосферное давление и ветер. Погода. Климат. Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера.
  • Биосфера – оболочка жизни: Биосфера. Жизнь в Океане и на суше. Значение биосферы. Человек  -  часть биосферы. Экологические проблемы в биосфере.
  • Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс: Географическая оболочка. Природные комплексы. Почва. Ледяные пустыни и тундры. Леса. Степи и саванны. Засушливые области планеты. Природные комплексы Мирового океана.

Курс  включает практические работы и экскурсию

 П.Р.№1:«Определение географических координат по карте и глобусу».

П.Р  №2:«Определение горных пород и описание их свойств».

П.Р №3:«Описание географического положения гор и равнин»

П.Р.№4:«Описание вод Мирового океана на основе анализа карт».          

 П.Р.№5 «Составление «розы» ветров».

Урок-экскурсия «Природные комплексы».

               Раздел   «Тематическое планирование».

№ раздела

Название раздела

Количество часов.

1

Изображения Земной поверхности и их использование;

6

2

Развитие географических знаний о Земле;

1

3

Земля – планета Солнечной системы;

3

4

Литосфера – каменная оболочка Земли;

5

5

Гидросфера – водная оболочка Земли;

5

6

Атмосфера – воздушная оболочка Земли;

5

7

Биосфера – оболочка жизни;

3

8

Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс.

5

     

Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса».
Рабочая программа разработана к УМК:

Базовый учебник

  Лобжанидзе А.А. « География: планета Земля» ; учебник + диск  для 6 класса. 

Методическое пособие для ученика

*Географический  атлас для 6 класса

*Контурные карты для 6 класса

*Барабанов В.В. Тетрадь-экзаменатор

*Барабанов В.В. Тетрадь-практикум

Методическое пособие для учителя

 Бахчиева О.А.Методические рекомендации «Планета Земля» 6 класс

Диск электронной приложение к учебнику «География. Планета Земля» 6 класс

Диск электронное интерактивное картографическое приложение.

               Раздел «Результаты освоение конкретного учебного курса, предмета, дисциплины и система их оценки»

Требования к уровню подготовки учащихся

Ключевые компетенции

  • освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.

        Называть и/или показывать:

  • существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
  • форму и размеры Земли (длина окружности);
  • на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
  • основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
  • основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
  • основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
  • характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
  • части Мирового океана;
  • среднюю соленость вод океана;
  • воды суши подземные и поверхностные;
  • речную систему, речной бассейн;
  • компоненты ПТК;
  • правила поведения в природе;
  • причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
  • главную причину образования ветра;
  • главную причину образования облаков, осадков;
  • пояса освещенности Земли;
  • географические координаты своей местности.

Приводить примеры:

  • характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
  • связей между элементами погоды;
  • изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
  • воздействия организмов на компоненты неживой природы;
  • влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
  • меры по охране природы в своей местности;
  • горных пород и минералов, их использования человеком;
  • влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
  • взаимосвязей: река — рельеф;
  • искусственных водоемов;
  • из истории географических исследований и открытий.

Определять:

  • атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
  • стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
  • абсолютные и относительные высоты;
  • объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
  • по карте географическое положение объектов;
  • по образцам: осадочные и магматические горные породы;
  • фенологические сроки начала времен года.

Описывать:

—        географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и
животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.

Объяснять:

—        особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную Сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Оценка качества выполнения      практических и самостоятельных работ по географии.

                                                                                                          Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

                                                                                                        Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

                                                                                                     Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

                                                                                                 Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                

 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                    

 Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                    СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                       Заместитель директора по УВР

методического совета                                                        

МБОУ АСОШ                                                                                                                      Любимова Т.А.

От                2014  №

Овчинникова О.В.                                                                                                                                  2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...